размер шрифта

Поиск по сайту



SPURIA. Слово о расслабленном, в день Преполовения; и на слова: «Не судите на лица» (Иоан. 5:5; 7:24)

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





Слово о расслабленном, в день Преполовения; и на слова: «Не судите на лица» (Иоан. 5:5; 7:24)

Как светоносная луна, освещая ночной мрак и светя путникам по земле и пловцам по морю, делает для каждого путешествие беспрепятственным, так в субботу Господь говорил расслабленному: "Встань, возьми постельтвою (возми одр твой) и иди в дом твой" (Иоан. 5: 8), и потом иудеям говорил: " Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня (мое учение несть мое, но пославшаго мя) Отца" (Иоан. 7: 16). Что по поводу самовластного исцеления расслабленного Господь с этими словами обращался к иудеям – бери доказательство из только что прочитанного. Здесь Господь очень ясно выразил нераздельность Свою от Отца. Если бы Господь сказал: "Мое учение не есть Отца, но Мое", то Он отделял бы самого Себя от Отца, делал бы чуждое для существа (Божия), нарушал бы домостроительство (спасения); но сказав: " Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня Отца", Он показал (этим) нераздельность существа, и что учение Отца и Сына и Святого Духа одно. Одно есть Слово, Сын Отца; и Дух Отца есть Дух Святой. Как иному будет учить Слово? И как в ином будет оглашать Святой Дух? Это невозможно, невозможно по слову блаженного Павла: "Никто не знает того, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и того, что в Боге, никто не знает, кроме Духа Божия " (1 Кор. 2: 11). Что по поводу самовластного исцеления расслабленного, как я сказал раньше, Господь присоединил те Свои слова, ты сейчас слышал из речи Господа: " Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание - хотя оно не от Моисея, но от отцов, - и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным " (едино дело сотворих, и ecu дивитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисеа есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Не судите на лица, но праведный суд судите) (Иоан. 7: 21–24). Господь показывает из закона их беззаконие. Он говорит им: " Если в субботу принимает человек обрезание и в субботу обрезаете младенца, чтобы не упразднился закон восьми дней, то вы нарушаете законом закон, и на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу , без труда, но чудом? В субботу не должно работать, но во всем быть в праздности? Почему у вас, иудеи, в субботу жена рождает, бабка суетится, пеленками трясут, природа очищается и сосцы приготовляются для кормления? Жена рожает, и природа побеждаете закон, и Бог не чудотворит? Скажи Мне: если в субботу обрезается человек, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным . Принимаю на Себя ваш вражеский суд, чтобы каким судом вы судите, вас судить. Кто нарушаеть субботу: вы, когда обрезаете в субботу – точите нож, делаете разрез, устраняете часть тела, или Я, когда сказал: "Встав, возьми постель твою и иди в дом твой"? Если бы слово было не действенно, Я нарушил бы субботу пустословием; а если дело опередило слово, то почему вы мстите за субботу, и отвергаете Творца? Разве вы не насытились, дети иудейские, когда тридцать восемь лет смотрели на расслабленного, пригвожденного к одру – на утруждающий его одр и на (самого) расслабленного, испытывавшего день и ночь тягость? Вы (тогда) не вознегодовали, и не сострадали; а (теперь) негодуете, что в одно мгновение расслабленный понес одр и принял отплату! Что ж, не следовало и это возглашать: "переворотил Ты ложе мое в болезни моей" (Пс. 40: 4)? Знаю, фарисеи, за что вы негодуете. Не за то вы сердитесь, что исцелен расслабленный, но за то, что не в силах были скрыть одр и похитить чудо. Зная вашу мысль, Я приказал ему нести одр, чтобы, если вы будете замалчивать, одр вопиял о чуде. Чего колеблетесь, фарисеи? Расслабленный ни тайно введен, ни подложный, ни кратковременный; вы все его знаете: он тридцать восемь лет жил при вашей купальне. Вы не в состоянии говорить, как на слепца от рождения: " это он ", " похож на него ", "не этот" (Иоан. 9: 9). Если бы не победил вас слепец, то и его бы вы схватили и повлекли бы в судилище, так что исполнились бы вы за все стыда. Не судите по наружности, но судите судом праведным ". Если угодно, пробежим вкратце самый отдел о расслабленном, так как и Господь вспомнил расслабленного. Если в самом деле Господь его вспомнил, то как мы предадим его забвению? Тогда изумляются, когда рассказываются чудеса Господа. Господня есть и настоящая середина праздника: Господь посредник, и праздника середина. Середина всегда укрепляется оконечностями; вследствие этого и настоящая середина праздника владеет двойной благодатью воскресения. Занимая середину между Воскресением и Пятидесятницей, объявляет о Воскресении, указывает на Пятидесятницу, возвещает о Вознесении. Вы, любители исследования слова (Божия), знайте, в чем вся история расслабленного, чтобы вам получить плод духовной пользы. Ты хорошо помнишь речь евангелиста Иоанна: " После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Была же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших... Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет... Иисус, знающий все прежде бытия, увидев его и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? " (По сих бе праздник Иудейский, и взыде Иисус во Иерусалим. Есть же во Иерусалимех купель, яже глаголется Еврейски Вифезда, пять притвор имущи. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих... Бе же ту некий человек , тридесятъ и осмь лет имый в недузе своем. Сего видев Иисус...и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе , глагола ему: хощеши ли цел быти) (Иоан. 5: 1–3, 5–6). О, нетщеславное исцеление Господне! Он не ждет просьбы от больного; сам спешит к страдающим. Будучи солнцем правды, Он расширяет луч благодеяния на всех. " Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших". Пять притворов, которые были исполнены больными – это знак иудейской болезни. Иудейский народ болел пятью чувствами: зрением, обонянием, вкусом, слухом, осязанием. Дети иудеев болели всем. У них не было чистого зрения: смотрели на чудеса, и не замечали; у них не было приятного вкуса: вкушали манну, и требовали огурцов; у них не было чистого обоняния: Владычное миро признавали диавольским зловонием; у них не было чистого слуха: следовали внушению змеиного свиста, а не пророческому наставлению; у них не было содействующего осязания: богословствовали об идолах, и пренебрегали живым Богом. Но пришедший во плоти Владыка Христос, создатель чувств и творец твари, освободил и от телесных страданий и от произвольных падений. Расслабленный вдвойне страдал: по телу он разрушался болезнью; по душе был расслаблен грехами. Поэтому Господь, врач того и другого, и тело укрепляет, и дух просвещает; и телу повелел носить одр, и душе позволил носить добродетель. Господь, увидев расслабленного лежащим, говорил ему, как вы все отлично знаете: " Хочешь ли быть здоров? " (хощеши ли цел быти) Но за это сейчас ухватываются иудейские дети, говоря против Господа: "Если бы Христос был Богом, то зачем бы Он спрашивал расслабленного: " хочешь ли быть здоров? " Он угнетался болезнью, был болен уже тридцать восемь лет, оставался при купальне, чтобы освободиться от страдания, – и (однако) Он спрашивает его: " хочешь ли быть здоров? " Какой Бог спрашивает?" Слушай, возражатель! Здесь Господь спрашивает не по незнанию, но из желания даровать ему исправление во всем. Если бы была только телесная немощь, Господь не говорил бы расслабленному: " хочешь ли быть здоров? ", зная, что он желает того, чего желает; но так как было душевное падение, то ради этого Он спрашивает расслабленного: " хощеши ли цел быти? " т. е. остерегайся, чтобы впредь не грешить. " Хочешь ли быть здоров? Дай согласие и возьми исцеление, так как Я ничего не домогаюсь по принуждению. За много времени я возглашал через пророка: " Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (аще хощете, и послушаете мене, благая земли спеете: аще же не хощете, ниже послушаете мене, мечь вы пояст) (Ис. 1: 19, 20). Так как человек существо самовластное, а расслабленный был поражен душевно, то ради этого Господь, чтобы не дать ему исцеления даром, спрашивает его: "Я прошу твоего согласия – хочешь ли быть здоров? " Господь спрашивает не исключительно о телесном страдании: " хочешь ли быть здоров? " Ни кровоточивую, ни прокаженного, ни двух слепцов Он не спросил. А где Он увидит душевное страдание, тотчас спрашивает, желая для Себя согласия; если не получит согласия, не дает исцеления. Иной быть может скажет: что же – слепцы сознавали грехи, что их Господь спросил: " Чего вы хотите от Меня? " (что хощета да сотворю вама) (Мф. 20: 32)? Ужели на них были грехи?" Слушай, возражатель! И те раньше названные в Евангелии два слепца были слепы телесными глазами и душевным взором; они не усматривали ясно Господа, не было у них совершенного знания, сомневались в исповедании. Поэтому и Господь обещает исцеление, чтобы укрепить веру. Быть может иной еще скажет: "Ты осуждаешь слепцов? Они были верующими мужами. Лишь только они услышали, что Господь идет мимо, они воскликнули:. Как они грешники, когда так воскликнули?" Слушай, возражатель! За этот вырвавшийся у них с самого начала голос Господь обещал им исцеление, за то, что, будучи позваны, они говорили: " Помилуй нас, Господи, Сын Давидов ". (Но) какой сын Давида доставлял такую силу или такие чудеса? Авессалом возмужал, но оказался отцеубийцей; Амнон желанен, но растлил свою сестру; Соломон мудр, но в конце пал. Так как они подошли (к Нему), как к сыну Давидову, не думая, что Он сильный Бог, (как) к опытному врачу, а не славному Богу, то, когда они восклицали: " Помилуй нас, сын Давидов ", Он не дал им ответа, чтобы преуспела их вера. Поэтому, слепцы, приняв обещание, просветились в душе. И немного спустя, когда Господь увидел, что они в душе просветились и приняли светильник веры, спрашивает их: " Веруете ли, что Я могу это сделать? " (веруета ли яко могу сие сотворити) (Мф. 9: 28). Что же слепцы? Преуспев, говорят: " Ей, Господи ". Уже не сказали: "Ей, сыне Давидов", но: " Ей, Господи ". Они вспомнили обещание, и здесь же исповедуют: " Ей, Господи , мы веруем, что Ты можешь это сделать". Потом показывая, что они в вере преуспели, Господь отвечал: " По вере вашей да будет вам " (по вере ваю буди вама) . Если бы они не преуспели в вере, то не получили бы прозрения. Так как расслабленный больше страдал душевно, греховным растлением, то, вследствие этого, и здесь Господь спрашивает: " Хочешь ли быть здоров? " т. е., "Если получишь исцеление ты не намерен воротиться опять к тому же самому, Хочешь ли быть здоров? " Расслабленный, не зная еще, кто с ним говорит, отвечал Господу: "Ты кстати спросил, желаю ли я, потому что я больше не желаю; я много раз желал, и ничего не достигал. Что же наконец? Желаю, чего не получаю. Я состарился на одре, я болтливый гроб, живой мертвец, по смерти ничего нового не получу, меня все берут в клятву. Я живу близ купальни тридцать восемь лет, и никто не сострадает. Дар продается: им торгуют фарисейские дети. В год очищается один, и нужно, чтобы прежде предпочли; избирается более достаточный. Купальня не разбирает; присутствующие несправедливы. Ужели когда-нибудь будет правильный надзор, чтобы дар не был пред

метом торговли, но подавался бы всем изобильно?" Господь расслабленному: "Почему же ты думаешь, что это находится только в одном месте? Ты разговариваешь со Мной, как незнающим. Я Господь купальни, и не знаю, что происходит? Я знаю иудейское занятие; потому пришел заменить купальню; теперь Я прекращу ее, и открою купальню крещения. В этой один сошедший очищается; там без числа будут возрождаться, ежедневно. На эту Я посылал ангела; в ту сойду Я, создатель ангелов. Потому ответь на вопрос: Хочешь ли быть здоров , т. е., веруешь ли, что в этом Я, говорящий с тобой, силен?" Расслабленный, немного поднявшись, узнал владычество Господа, но, под влиянием еще привычки, в ответ говорит то, что вы отлично знаете из чтения: " Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня " (ей, Господи, человека же не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит) (Иоан. 5: 7). Господь расслабленному: "О чем ты думаешь, расслабленный? Достаточно тебе признать Меня Господом; не представляй себе многого, не обращайся к возмущенной купальне; иудейское возмущено; держись осьмины Моего источника. Я знаю, чего ты ищешь: хотя и нет у тебя человека, но предстою тебе Я, вочеловечившийся Бог; потому слушай Меня и, вставь, возьми постель твою , и иди в дом твой. Раздражи иудеев, изуми демонов, покрой мраком возражателей, удостоверь прибегающих, уничтожь субботнюю праздность, вместо защитника береги одр". Расслабленный, услышав это, освободившись по слову Господа от страдания, исполнил Его поведение и носил одр; иудеев, желавших помешать из-за субботы, и говоривших: "нельзя тебе взять одр, потому что (теперь) суббота" (Иоан. 5: 10), прогонял, как бы исполняя повеление повелевшего, и говорил им: " Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи " (иже мя сотвори цела, той мне рече: возми одр твой, и ходи) (ст. 11). И когда беззаконные иудеи обвиняли Господа, и спрашивали, кто исцелил и приказал ему взять одр, и, подобно собакам, нападали на исцелившего, этот переносил, мученически подвизаясь против запятнанных убийством. После этого его опять находит Господь, и говорит ему: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже " (се здрав ecu : ктому не согрешай, да не горше ти что будет) (ст.14). Видишь ли, возлюбленный, что за свои грехи он столько времени был подвержен болезни? Обратимся (ко Господу) и мы, чтобы избавиться этого временного наказания и избегнуть вечной геенны, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.