размер шрифта

Поиск по сайту


Содержание


Собрание творений святителя Иоанна Златоуста,
архиепископа Константинопольского

SPURIA. На Преполовение
Том десятый, Глава 102


На Преполовение

Где ни бывает Владыка, как источник жизни, телесно, (везде) изливает многие и различные потоки человеколюбия. Взошел на гору с учениками, и предложил слушателям потоки блаженства; сошел оттуда, и одержимым различными болезнями излил потоки исцелений; остановился у овчей купели, и расслабленного напоил укреплением; вошел в дом Петра, и его тещу, сжигаемую лихорадкой, охладил; пришел в Вифанию, и четырехдневного Лазаря напоил чашей жизни; встретился с прокаженным, и его болезнь отер губкой человеколюбия; остановился в синагоге, и сухую руку увлажнил для деятельного движения; приходил на брак, и позвавшим смешивал удивительное вино; и множество другого, что трудно исчислить. И сегодня Он взошел в храм, и предложил слушателям реки учения. Вы слышали евангельское чтение, которое к нам, в середине праздника, с высокого седалища, евангелист велегласно произнес, как бы левитской трубой: " Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил " (абие же в преполовение праздника, взыде Иисус во церковь, и учаше) (Иоан.7:14). Это Писание исполнено человеколюбия. Не сказал он: "при наступлении преследования", или – "при настоящей печали", или – "при унынии, овладевшем учениками", или (не сказал) наставления в чем-либо ином таком, что постоянно представляло дело апостольское, – но что он говорит? " Но в половине уже праздника ". Но что в середине праздника, скажи, Иоанн? Ирод наложил руки? Иудейский народ одобрил коварный замысел? Снова Иуда с предательством? "Нет, –говорит". Но что? " Вошел Иисус в храм и учил ". Приличное Христу он предложил Христу; усвоил Ему дело подходящее. Речь есть дело слова, и учение – (дело) учителя, и Христово (дело) – произнесение слушателям слов полезных. " Вошел Иисус в храм и учил ". О, непреодолимое человеколюбие! Где почти побивался камнями, там побивающих обогащал словесными учениями. " Вошел Иисус в храм и учил ". Где читался закон Моисея, там Он предложил учение благодати, будучи не уничтожителем закона, но исполнителем закона. Сам в Евангелии восклицает: " не нарушить пришел Я, но исполнить " (не приидох разорити закон, но исполнити) (Мф.5:17); и Павел произносит устами Владыки: " Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего " (кончина бо закона Христос в правду) (Рим.10:4). " Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил "; всех учит на месте молитвы, предлагает слово оглашения, как Слово, там, где был собран и лукавый синедрион. Иерей по чину Мелхиседека взошел в храм и учил; когда многие слушали, из иудеев никто не научался. О них Он наперед возглашал: " есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат " (очи имут, и не видят: уши имут, и не слышат) (Пс. 113: 13, 14), объявляя о безумии богоборцев. " Вошел Иисус в храм и учил ". Он взошел в храм, чтобы распростереть сеть небесного учения для духовной ловитвы людей; Иисус взошел в храм, а иудеи отошли от веры. " Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? " (Абие же в преполовение праздника, взыде Иисус во церковь, и учаше. Дивляхуся Иудее глаголюще: како сей книги весть не учився?) Они удивлялись, но не веровали; поражались избытком мудрости, но не раскаивались, исполненные нечестием. Они смотрели на врача, предлагающего лекарства – и, болящие, не принимали врачевания; глядели на освободителя, – и любили плен; в своей среде имели луг благ, (но) собирали терние; в присутствии пристани терпели кораблекрушение; при мудрости, изливающей божественные учения, не желали омыть с себя убийства; при Христе, распростирающем крылья человеколюбия, отказывались укрыться от порождений ехидниных: " Сколько раз хотел Я собрать детей твоих , – говорит Он в Евангелии, – как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! " (колькраты восхотех собрати чада ваша яко кокош пшенцы своя, и не восхотесте) (Мф.23:37)? " И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? " О, дела! Ты, иудей, не знаешь закона, и не знаешь наставлений закона! Говоришь: " Как Он знает Писания, не учившись? " Скажи мне, враг истины, как Адам, не учившись, положил зверям подходящие названия? Раба не спрашиваешь, и делаешь ответчиком Владыку, говоря: како сей книги весть? " Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня " (Отвеща Иисус и рече: мое учение несть мое, но пославшаго мя Отца) (ст. 16). Посылается ли когда Бог в смысле перемены места? Наполняющий все приходит ли туда когда-нибудь, где находится? К иудеям слово это, (а) не к умеющим учиться благочестию это изречение: " Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня Отца, Который дал Мне свидетельство с неба при всех вас в словах: " Сей есть Сын Мой возлюбленный " (сей есть Сын мой возлюбленный) (Мф.I3:17). Обо Мне и Иоанн возгласил: " вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира " (се агнец Божий, вземляй грех мира) (Иоан.1:29). Агнец – поистине Христос, сегодня пришедший в храм, и Иоанн к Нему относил голос истины. Будучи голосом, он по-должному прославил Слово; будучи светильником, обозначил светоч солнца; как Предтеча, объявил идущего; как сияние, проповедал утро; как воин, обнародовал имя царя. " Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира "; агнец, Которого девственная агница бессеменно зачала, нетленно родила; травоносные ясли приняли Его дитятей; Иордан омыл, Иоанн крестил, Иуда продал иудеям, Пилат заклал, гроб заключил, мы вкусили, и Он одел всех нас, нагих вследствие преступления Адама, своим руном. Ему слава во веки веков. Аминь.