размер шрифта

Поиск по сайту



Третья книга Царств

Собрание творений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского





Третья книга Царств

Соломон лишил жизни Адонию за то, что он просил себе Ависагу, и Авиафара лишил священства. Так исполни­лась угроза Божия Илию: Авиафар происходил из его рода. Соломон лишил жизни и Иоава, а вместо Авиафара поставил священником Садока. Семею Соломон дал приказание, чтобы он постоянно оставался в городе; если же когда-нибудь вый­дет, то не останется безнаказанным и подвергнется смертной казни. Но у него убежали рабы; забыв о приказании, он вы­шел искать их; Соломон узнал об этом и лишил его жизни. Далее следует повествование о мудрости Соломона, о мире, бывшем при нем, о великолепии его стола, о колесни­цах, конях и всякого рода богатстве. Соломон испрашивает себе мудрости у Бога. Тогда он производит суд над женщи­нами, пришедшими к нему судиться из-за младенца. Опять говорится о мудрости Соломона, о великолепии его стола и о том, кто служил ему. Он посылает к Хираму, царю тир­скому, просить плотников в наймы; тот и доставил их. Здесь перечисляются работы и количество материалов, приго­товленных для храма. Потом говорится о построении храма. Соломон молится в храме, приносит жертвы и обновляет дом. Бог обещает ему блага, если он сохранит Его запо­веди, и угрожает противным, если он преступит их. У него был корабль, привозивший золото. Говорится о царице Юга, приходившей послушать мудрости его; о великом богатстве его, о золотом оружии, которое он сделал, о царстве его, от ка­ких до каких пределов оно простиралось. Далее об идоло­служении его и об оскорблении, которым он прогневал Бога. За это Бог угрожает ему разрушением царства, прекращением мира. Против него восстают Адер Идумеянин и Разон (у св. И. Златоуста: Ездром); восстает против него и раб его Иеровоам. К Иеровоаму при­ходит пророк Ахия и велит ему разорвать одежду на десять частей, предсказывая ему, что он будет царствовать над де­сятью коленами. Так как Соломон хотел убить его, то он убежал в Египет; он возвратился из Египта по смертиСоломона. Народ, пришедши к Ровоаму, сыну Соломонову, про­сил, чтобы правление его было более легким, нежели Соломо­ново; но он, по внушению некоторых молодых сверстников своих, грозил, что оно будет для них еще более тяжким. Потому отделились десять колен и сделали своим царем Иеровоама. Когда Ровоам хотел воевать против Иеровоама, Бог не допустил этого. Когда заболело дитя у Иеровоама, он посылает свою жену к пророку Ахии узнать об исходе бо­лезни. Тот сказал, что дитя умрет, и оно умерло. Иеровоам ставит двух тельцов, одного в Вефиле и другого в Дане, чтобы народ не ходил в Иерусалим. Когда он там прино­сил жертву, пришел человек Божий и предсказал об Иосии. Тогда иссохла рука царя и рассыпался жертвенник; но по мо­литве пророка Божия царь исцелился. Он приглашал пророка к своему столу, но тот отказался, соблюдая заповедь Божию, которую после нарушил, за что и был умерщвлен львом. Иеровоам оставался в своем нечестии; и Ровоам предавался идолослужению во все годы своего царствования. Пришел Суса­ким и взял сокровища. После Ровоама царствовал Авия, сын его, а после этого сын Авии — Аса. После Иеровоама царствовал сын его Нават (в тексте Адав); его умертвил Вааса, который, воцарившись, вел войну с Асою; последний при помощи (сына) Адера сирий­ского одержал над ним победу. Так как Вааса был нечестив, то Бог угрожал ему великими бедствиями. По смерти его воцарился Ила (Ела), сын его, которого убил Замврий, один из начальников; воцарившись, Замврий истребил дом Ваасы. Когда же он умер, сжегши самого себя, то воцарился Амврий. Когда умер и этот, воцарился Ахаав, сын его. Царствует сын Асы, Иосафат. Пророк Илия угрожает Ахааву бездож­дием на три года и шесть месяцев. Пророка питают вороны. Здесь говорится о вдовице сарептской, о сосуде елея, о мере муки, о смерти отрока и его воскресении. Илия посылается к Ахааву, приготовляяет жертвоприношение и низводит с неба огонь, который и сожигает жертву. Тогда он, взяв жрецов Вааловых, умертвил их. Затем предсказывает Ахааву о дожде. Взошедши на Кармил, Илия помолился и принес жертву и пошел дождь. Жена Ахаава, Иезавель, угрожает Илие смер­тью; он пошел в пустыню и заснул; разбуженный ангелом Божиим, он нашел опреснок ячменный, съел его и укре­пился. Насытившись этою пищей, он сорок дней шел до Хо-рива. Там он сказал: разрушили Твои жертвенники (3Цар. 19:10). Елисей, оставив запряженных волов, следует за Илиею. Далее повествование о винограднике Навуфея; угроза Иезавели и Ахааву; печаль Ахаава. На израильтян напал (сын) Адера (царь) Сирийский с тридцатью двумя царями, но Ахаав победил их. Напав во второй раз, (сын) Адера потерпел опять великое поражение. Когда же он увидел себя в опасности, то, одевшись в бедную одежду, пришел к Ахааву, называя себя рабом его и усердно умоляя о пощаде. Ахаав посадил его на свою колесницу, оказал ему почести и отпустил в его землю. Приходит пророк, укоряет за это царя и угрожает смертью. Ахаав советуется, должно ли вое­вать с сириянами и, по совету Иосафата, царя иудейского, при­зывает пророка Михея; когда его спросили, он предсказывает бедствия, если начнут войну. Ахаав гневается. Лжепророк Седекия бьет Михея. Ахаав приказывает задержать Михея, как лжепророка, до тех пор, пока окончится война. Вышедши на сражение, Ахаав сказал Иосафату: переменим одежду; я возьму твою, а тебе отдам свою (3Цар.22:30). Так они и сделали. Между тем воины получили приказание от своего царя, оставив всех, нападать на одного царя израильского; увидев Иосафата, царя иудейского, и приняв его за царя израиль­ского, потому что одежда обманула их, они окружили его, на­мереваясь убить. Но он закричал и избавился от опасности. Один воин пустил стрелу в Ахаава, и у него потекла кровь. Ее обмывали в источнике, и блудницы омывались в крови его, и собаки лизали ее. После Ахаава воцарился Охозия, сын его. А Иосафат за то, что был другом Ахаава, был наказан расстройством в делах своих.