размер шрифта

Поиск по сайту


Содержание


Собрание творений святителя Иоанна Златоуста,
архиепископа Константинопольского

SPURIA. Похвала святому Иоанну Богослову.
Том десятый, Глава 93


Похвала святому Иоанну Богослову.

Созвал нас, возлюбленные, святейший Иоанн Богослов и друг Христов, не произрастивший нам приятно пахучих роз, но возрастивший нам добродетели отцов духовных. Их благоухание есть благочестивое исповедание и наших душ спасение. Скажи мне: какая роза так украшена листьями, как святейший Иоанн прославлен богоприличным венцом святых? Роза блестит изнутри благовонием, сверкающим золотом; а святейший Иоанн сияет с самой вершины престола ароматной жизнью всемудрого пастыря нашего и учителя. О, Иоанн! Ты ежегодно вспоминаешься пришельцами и ежедневно живешь с эфесянами. О, Иоанн! Ты сияешь на той священной горе, как высокий правитель – не одаряешь своих граждан имуществами, но даруешь просящим у тебя врачевания. О, Иоанн! Ты низверг трофеем креста единоборную змею, Артемиду, и властно восстановил силой креста единобрачную невесту Христову, церковь. О, Иоанн! Ты покинул отца своего, Заведея на корабле, и возлюбил на груди Господа своего Назорея. Как две горы, ты созерцал два сосца, посреди которых сладко успокоившись, ты богословствовал о Том, Кто познавался посреди двух животных: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " (в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово) (Иоан. 1: 1). И ты созерцай изумительного апостола. Землю орошает не погребенный в земле, и орошение есть манна целительная, и, истощаясь, не истощается от времени. Что за причина, что за действие? Никто не сумеет сказать; непреложны дары нашего Спасителя Христа, и неисчерпаемы дела святых. О, Иоанн! (Ты) оружие благочестивых, поистине благочестивое исповедание общее их пристанище, к Богу прибежище. Что пристань для обуреваемых, то Бог для утруждаемых. Сегодня святейший Иоанн сияет для нас красотой своей добродетели; он был читан у нас, – он, сияющий своим благочестием из своей древней книги, как бы от царского образа. Иоанн – прекрасное начало веры, благоцветущий корень, неисчерпаемый источник, у всех язычников не только временный закон, но – верится – всегдашнее почтенное извещение благочестия, первая вершина веры, расширитель благочестия для всех, воспитатель наш в ревности о прекрасных дарах любви. Мы смотрим на чертог девства, и обнимаем источник исцелений. Раскроем же слово его о свете. Отец – свет, Сын – свет, Дух Святой– свет. Отец свет, потому что истинный Бог; Сын свет,потому что воссиял от Отца; Дух Святой свет, потому что из Отца исходит, и потому истинный Бог. Апостол свидетельствуем словами: " Бог есть свет " (Бог свет есть) (1 Иоан. 1: 5), и еще: " Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете " (прииде Иоанн, да свидетельствует о свете) (Иоан. 1: 7), а также: " Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир " (бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир) (ст. 9), т. е. идущего к истине. О Сыне: " Я свет истинный" (аз есмъ свет) (Иоан. 8: 12), и: "Я во Отце и Отец во Мне" (Иоан. 10: 38). Что Сын свет и солнце правды, восклицает пророк: " Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою " (светися, светися Иерусалиме, прииде бо к тебе твой свет, и слава Господня на тебе возсия) (Ис. 60: 1). О Святом Духе в псалме поется: " у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет " (у тебе источник живота, во свете твоем узрим свет) (Пс. 35: 10), т. е., "в Сыне увидим Духа Святого; (это) свет, которым мы освещены, и до сегодня освещаемся в сердцах наших". Отец свет, потому что истинный Бог; Сын свет, потому что отблеск Его света; Дух Святой свет, (как) исходящий из Отца: " Божьего никто не знает, кроме Духа Божия " (никто не знает Божия, точию Дух в Нем) (1 Кор. 2: 11). Дух Святой свет истинный, который в истинном свете созерцается и мыслится. Итак, да остается у нас, братья, вера несокрушимой и Троица нераздельной! И блаженный Соломон говорит, что " нитка, втрое скрученная, нескоро порвется " (тройная вервь не расторгнется) (Еккл. 4: 12). Бог святит, освещает, животворит, освобождает, и больше этого. И Сын точно так же; все, что делает Отец, и Дух Святой точно также святит, освещает, животворит, освобождает. Мы освобождены, и освящены, и освещены, и ожили, крестившись в Отца и Сына и Святого Духа, Которому слава во веки веков. Аминь.