Откровение Иоанна Богослова, Глава 8
Новый Завет с толкованием и комментариями
Предисловие к изданиям
Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис
Описав в седьмой главе два видения искупленных (144000 запечатленных и великое множество в белых одеждах), Иоанн переходит к описанию вскрытия Христом последней, седьмой печати таинственной книги Божией.
Откр.8:2 – И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Под этими семью Ангелами можно разуметь определённых высших семь Ангелов, предстоящих перед Богом и несущих особые служения. Так мы читаем и о особых «семи святых Ангелах, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов. 12:15). Возможно, что это те семь Архангелов, о которых писали святые отцы (см. 3:1). Служение этих семи Ангелов означено тем, что дано им семь труб. Трубы употреблялись в древности и для сигнала к сражению (Нав. 6:4), и как звуки торжества и победы (Пс. 46:6; 80:4; 1 Пар. 15:24). В нашем случае через эти семь труб семи Ангелов возвещается суд Божий над грешным миром, они как сигналы к последующим явлениям. Как бы говорит Господь: «Трубу к устам твоим! Как орёл налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» (Ос. 8:1). Предупреждал Христос, что «пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Писал Апостол Павел, «что Сам Господь при возвещении при гласе Архангела, и трубе Божией, сойдёт с неба» (1 Фес. 4:16).
Так здесь после «семерки» печатей начинается «семёрка» труб. Как семь печатей делились на четыре (четыре всадника) и три, так и здесь подобны казни первых четырёх труб и последних трёх («три горя»).
Неверно толкование, что «семь печатей», «семь труб» и «семь чаш» – это три периода великой скорби, которая будет после семи периодов истории («семь посланий»). Уже было показано, что неверно понимание «семи посланий» как семи периодов истории. И дальше речь не о периодах. Это видно хотя бы из рассмотрения снятия семи печатей: Апостольская проповедь, голод, гонения, которые были даже вообще, не во время великой скорби. А значит, «семь печатей» никак не есть один из периодов великой скорби.
Откр.8:3 – И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Кроме семи Ангелов с семью трубами Иоанн видит теперь ещё иного Ангела, который пришёл и стал перед жертвенником. Иоанну всё является в вещественном виде: жертвенник, кадильница, престол. Насколько всё это буквально соответствует невидимым небесным реальностям и насколько это их образы, – нам сейчас трудно различить. Мы только знаем, что всё виденное Апостолом соответствует тому, что есть там. Жертвенник, который видит здесь Иоанн, явно совпадаёт с тем, под которым он ранее видел души убиенных (6:9). По сравнению с устройством ветхозаветной скинии, которую Моисей построил по образу, показанному ему на горе (Исх. 26:30), жертвенник, перед которым сначала стал Ангел, соответствует жертвеннику всесожжений (Исх. 38:1-2), обложенному медью и стоявшему во дворе скинии. На этом жертвеннике приносились жертвы за грехи. С этого жертвенника, подобно тому, как ветхозаветные священники (Лев. 16:12) брали горячие уголья для своих кадильниц, с которыми они входили во святилище для каждения (Лк. 1:9), Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. Золотая кадильница – сосуд для сжигания ладана на горячих углях. Фимиам – дым, благовонное курение от сжигания ладана на углях. В соответствии с ветхозаветными священнодействиями и действиями Ангела, под золотым жертвенником, который перед престолом, можно разуметь золотой жертвенник курения, который стоял во Святом скинии перед входом в Святая Святых (Исх. 40:5,26). Как и в скинии жертвенник курения (в Святом) отличался от жертвенника всесожжения (во дворе) эпитетом «золотой», так здесь через этот эпитет различаются эти два жертвенника, и не надо думать, что здесь речь идёт только об одном жертвеннике.
Откр.8:4-5 – И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Итак, перед нами раскрывается следующая общая картина происходящего. Ангел с золотой кадильницей в руках подошёл к жертвеннику всесожжения и наполнил её горячими угольями. Тогда же ему было дано множество фимиама, чтобы он, подойдя к золотому жертвеннику святилища, воскурил его на горячих угольях. Когда дым фимиама поднялся и через это было указано, что приняты Господом молитвы всех святых об очищении их крови (6:10; 8:3), тогда Ангел снова возвратился к жертвеннику всесожжения и наполнил снова кадильницу угольями (ст. 5). Но наполнил её уже не для воскурения фимиама во святилище, но чтобы высыпать эти уголья на землю с небесной высоты, где Иоанн видел небесный храм и престол. Эти горячие уголья, высыпанные на землю, должны были означать начало казней Божиих и Его суда над землею и грешным человеческим родом.
Глубоко значение жертвенника в домостроительстве нашего спасения. Великой святыней почитался он уже в Ветхом Завете (Исх. 30:10). Но ветхозаветный жертвенник был только тенью новозаветного. Потому и говорит Апостол: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр 13:10). Жертвенник Нового Завета – это Крест, на котором был заклан Агнец Божий. Перед этим жертвенником Христу сослужат Ангелы. Крест – всемирный жертвенник. Под крестом покоится тленный прах усопших христиан. Под небесным жертвенником покоятся души святых (6:11). Так и в наших земных храмах устрояется жертвенник (престол), на котором Церковь каждодневно приносит Богу страшную евхаристическую жертву. Как под небесным жертвенником – души убиенных, так и евхаристия совершается ныне на мощах святых (в древности на гробах мучеников, теперь – на антиминсах со вшитыми частичками мощей). От небесного жертвенника молитвы святых возносятся как благовонный фимиам к престолу Божию. Так встанем и мы с вами перед жертвенником в наших храмах и помолимся со святым Давидом: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Пс. 140:2).
Мы видим здесь Ангела, предстоящего престолу Божию с молитвами всех святых. Ранее мы видели 24 старцев, как они предстоят также с молитвами всех святых (5:8). Потому Церковь на земле и призывает Ангелов, как усердных о нас ходатаев: «Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне». Так Ангелы играют таинственную роль в вознесении нашей молитвы Богу. Потому и не безразлично Ангелам, как мы предстоим перед Богом в молитве, и Апостол Павел, увещевая нас к приличному виду во время молитвы, говорит: «жена должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:10). Если какая жена без стыда приступает к молитве без покрытия головы, то хотя бы ради Ангела, которому предстоит вознести её молитву Богу, она покрыла бы голову! И опять мы видим, как по образу небесному строится наше богослужение земное. Жертвеннику и престолу предстоит Ангел с золотой кадильницей, полной фимиама молитв святых, – как и в наших алтарях перед жертвенником и престолом предстоит священник, Ангел Церкви (2:1), с кадильницей, воскуряет фимиам и возносит к Богу молитвы своих прихожан об их нуждах, нуждах их близких, о всех христианах. Так по образу служения небесного в Церкви есть образ служения земного. И не раз являемо было, как Ангелам земным (священникам) при их служении у престола являлись и Ангелы бесплотные. Так преподобный Ефимий Великий (473), палестинский подвижник, часто видел Ангела, совершающего вместе с ним литургию, также преподобному Сергию Радонежскому во время литургии сослужил Ангел Господень, что однажды было открыто его ученикам.
Но вот вопль убиенных святых достигает престола Бюжия, и взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника, и поверг на землю. Так дважды христиане собирают огненные угли на главы своих врагов. Во время земной жизни, по словам притчей Соломоновых: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водой: ибо, делая сие, ты собираешь горячие угли на голову его» (Прит. 25:21-22). Но если через эти угли не вразумится враг, то в кончину века по молитвам святых огненные угли с небесного жертвенника обрушатся на их головы. Как только Ангел совершил своё действие, то прервалось краткое, как бы получасовое молчание на небе, снова раздались прерванные на время голоса небесных вокруг престола, послышались раскаты грома и заблистали молнии – возобновилась на небе та же бесконечная жизнь и движение, которые наблюдал Иоанн до вскрытия седьмой печати. На земле же, на которую был низвержен огонь с жертвенника, произошло землетрясение, как первое и непосредственное выражение всемогущества Божия. Как на Синае «горе, осязаемой и пылающей огнём», «во тьме, мраке и буре» при «гласе глаголов» через Ангелов (Евр. 12:18-19; 2:2) был дан закон Моисею, так здесь голоса, громы и молнии небес возвещают начало суда земле, и она содрогается и сотрясается. Всему же этому сослужат Ангелы.
Откр.8:6 – И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Теперь начинается повествование о семи казнях Божиих, которые будут посланы в мир. Каждая казнь возвещается трубным звуком Ангела.
А можно виденное здесь Иоанном разуметь и как знамение других явлений. Так, пророк Иоиль прямо говорит о «знамении». Град указывает на то, что эти наказания придут с неба, что наказывает Бог. Огонь с кровью – указания на великие бедствия. Это – убийства и кровопролития, войны, бунты, революции, это разорённые города, потоки крови. Все эти несчастья будут нести смерть и самой природе, она обречена на погибель, что мы в значительной степени уже и видим. Кровь, огонь, столпы дыма... Не картина ли это почти каждого современного города? Город с его заводами – не огнедышащая ли печь?! И из бесчисленных огромных труб – столпы дыма, застилающие чистое небо, губящие природу. Да от каждого почти человека, не только мужчины, но и многих женщин, валит столб табачного дыма! Кровь и огонь и курение дыма... Под гибелью деревьев и травы можно разуметь ещё и отпадение многих христиан от веры и истины. Тогда зеленеющие деревья и трава – это сильные и храбрые по духу христиане. Неукреплённые христиане, не преданные всем сердцем Христу, отпадут, сгорят, как вся трава. Но сатана пожелает «прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22) – это и есть гибель третьей части деревьев, чьи корни не были глубоки. Интересно отметить, что подобные катастрофы и события были немыслимы ещё недавно живущим (лет сто назад) толкователям Апокалипсиса. Теперь же всё это реально представимо.
Под низвержением большой горы, пылающей огнём, можно разуметь низвержение дьявола в последнее время, «сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Образом этого был древний Вавилон, которому говорит Господь через Своего пророка Иеремию: «Вот, Я – на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою» (Иер. 51:25). В великой ярости, как большая огненная гора, низвергнется сатана в море народов. И треть их будет превращена в кровь. И будет великий плач и стон по земле. Люди, не омытые кровью Христа, вместе с природой будут окунуты в кровь, произведенную сатаной. Но исполнится и пророчество Иеремии: гора огненная, разоряющая превращена будет Господом в гору обагрённую, осрамлённую.
Виденное Иоанном может быть истолковано и иносказательно. Падение с неба звезды на землю – это образ падения сатаны. «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14:12). Утренняя звезда, сверкающий херувим, Люцифер – Ангел света низвергается с неба за восстание на Бога. Звезда эта большая, ибо велика сила лукавого, он сохранил те задатки могущества, которые имел в прославленном состоянии. Но теперь обращает всё это во вред. Низвергнутый с небес, он как звезда, горящая подобно светильнику, он горит огнём злобы и греха, желая испепелить творение Божие. Падая на воды, на многие народы, он делает их горькими, как полынь, ибо и самому ему имя полынь. Это горечь и отвратительность греха. Сатана поит людей бурным и горьким развращением, утехами ада. Прекрасные, светлые и чистые источники вод делаются горькими и смертоносными. Вот разум – источник светлой реки познания. «Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие её – вечные заповеди» (Сир. 1:5). Но горькая полынь греха отравила воды познания. И воздыхает теперь Соломон: «предал я сердце тому, чтобы познать мудрость... узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Ек.1:17-18). Потому и говорит Соломон: «берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела» (Ек.12:12). Горечь, полынь лжи и заблуждений отравила воды познаний. Пившие эту воду лжепознания, припадавшие к мутным горьким потокам атеизма, различной греховной светской литературы, сектантских извращений Священного Писания умирают духовно. Таковых – «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7) – теперь полон мир. Непивший, жаждущий может утолить жажду чистой водой. Пивший горькую воду – отравлен и умирает. Излечить его удаётся редко. Возьмём, к примеру, труд, прекрасное, Богом благословленное служение человека! А во что превратила его полынь? «Проклята земля за тебя... в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:17.19). «Что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца всего, что трудится он под солнцем?... его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это суета!» (Ек.2:22-23). «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» (Ек.4:4). Труд должен был сделать человека владыкой мира (Быт. 1:26), а сделал рабочим, рабом. И в горьких трудах теперь умирает человек. Или возьмём семью – полынь греха сделала и её из эдема адом. Прекрасное обращается в ужасное. Горечь плотских половых страстей, блуда, разваленных семей отравляет всё общество. Атеизм, пресловутая свобода от Бога, равноправие мужчин и женщин, истолкованное как свобода друг от друга, подобно звезде полынь, упав на семейные отношения, развалили их. И пьют люди горькие воды блуда, разводов, абортов, безотцовщины... Боже, сохрани нас от сей полыни, не лиши потоков чистых!
В каждом из этих бедствий повреждаётся одна треть. Сгорела третья часть деревьев, третья часть моря сделалась кровью и погибла треть одушевлённых морских тварей и третья часть судов, третья часть вод, рек и источников сделалась полынью, затмилась третья часть дня и ночи. Возможно, что всё это так будет буквально, а возможно, имеет образное значение.
Откр.8:13 – И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трёх Ангелов, которые будут трубить! Это видение как бы несколько перебивает трубные гласы Ангелов. Посреди неба означает зенит, то есть место, где бывает солнце во время своего наиболее высокого положения, вертикально над головой. Этот высокий полёт Ангела соответствует цели его возвестить всем людям во всеуслышание о предстоящих страшных явлениях божественного гнева. Высоко летящему орлу уподобляется этот Ангел, и самый крик его (увы, горе!) представляет собой звукоподражание крику орла. Своим криком Ангел возвещает последние три великих горя, что предстоит пережить живущим на земле в кончину века. «Три горя» – это трубные гласы последних трёх Ангелов: горе, горе, горе людям, которым надлежит пережить все эти бедствия.
Поэтому и нам не «мир и безопасность» (1 Фес. 5:3) возвещать надо, ибо «тогда внезапно постигнет их пагуба». (Следует напомнить, что тогда, в начале 80-х годов, когда писалось толкование, в контексте церковной миротворческой деятельности многими иерархами и религиозными деятелями возвещалось о наступлении времён, когда в мире прекратятся войны. Оплотом мира во всём мире провозглашался СССР. – Ред.) Но надо предупреждать людей о грядущем наказании, не усыплять их, а будить. «Трубу к устам твоим! Как орёл полетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» (Ос. 8:1). Мир на грани гибели! Покайтесь люди, ибо «горе, горе, горе» возвещает Ангел миру!
Снятие седьмой печати
Откр.8:1 – И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Безмолвие означает не только тишину, а именно прекращение звуков речи. До этого мы видели, что на небе раздавалась неумолкающая песнь хвалы четырёх животных и 24-х старцев (4:9-10), Ангелов (4:12) и душ спасённых христиан (7:10). Теперь, слышит Иоанн, прекратилось это пение, и на небе водворилось безмолвие. Что это означает? Число семи печатей соответствует полному кругу времён. И вот он окончен, прошла неделя, начинается субботство. После времени трудов и страданий на земле водворяется вечное упокоение святых (Евр. 4:9). Это безмолвие, как пишет Андрей Кесарийский, знаменует также ангельское благочиние, благоговение и неведение ими времени второго пришествия. Это молчание святых на небе есть также выражение страха и содрогания, которое испытали небожители перед начинающимися страшными казнями. Это затаённое дыхание – свидетельство чрезвычайно напряженного ожидания. «Господь во святом храме Своём: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:20). Этим особенно показывается великое значение седьмой печати. После вскрытия седьмой печати – молчание. Теперь больше уже ничего не совершится, история мира дошла до своей цели. Водворяется это безмолвие как бы на полчаса. Как бы означает, что речь идёт не о конкретном промежутке времени, и не надо отыскивать в истории соответствующий период. Как проходят полчаса, так кратковременны будут после снятия седьмой печати страдания перед наступлением Царства Христова. Кончился седмеричный круг времён, и через «полчаса», в которые совершаются наказания Божии, начинается вечность. Это и указание на кратковременность самого этого видения святому Иоанну. Это краткое время безмолвия небожителей занято созерцанием таинственного видения.Откр.8:2 – И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Под этими семью Ангелами можно разуметь определённых высших семь Ангелов, предстоящих перед Богом и несущих особые служения. Так мы читаем и о особых «семи святых Ангелах, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов. 12:15). Возможно, что это те семь Архангелов, о которых писали святые отцы (см. 3:1). Служение этих семи Ангелов означено тем, что дано им семь труб. Трубы употреблялись в древности и для сигнала к сражению (Нав. 6:4), и как звуки торжества и победы (Пс. 46:6; 80:4; 1 Пар. 15:24). В нашем случае через эти семь труб семи Ангелов возвещается суд Божий над грешным миром, они как сигналы к последующим явлениям. Как бы говорит Господь: «Трубу к устам твоим! Как орёл налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» (Ос. 8:1). Предупреждал Христос, что «пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Писал Апостол Павел, «что Сам Господь при возвещении при гласе Архангела, и трубе Божией, сойдёт с неба» (1 Фес. 4:16).
Так здесь после «семерки» печатей начинается «семёрка» труб. Как семь печатей делились на четыре (четыре всадника) и три, так и здесь подобны казни первых четырёх труб и последних трёх («три горя»).
Неверно толкование, что «семь печатей», «семь труб» и «семь чаш» – это три периода великой скорби, которая будет после семи периодов истории («семь посланий»). Уже было показано, что неверно понимание «семи посланий» как семи периодов истории. И дальше речь не о периодах. Это видно хотя бы из рассмотрения снятия семи печатей: Апостольская проповедь, голод, гонения, которые были даже вообще, не во время великой скорби. А значит, «семь печатей» никак не есть один из периодов великой скорби.
Откр.8:3 – И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Кроме семи Ангелов с семью трубами Иоанн видит теперь ещё иного Ангела, который пришёл и стал перед жертвенником. Иоанну всё является в вещественном виде: жертвенник, кадильница, престол. Насколько всё это буквально соответствует невидимым небесным реальностям и насколько это их образы, – нам сейчас трудно различить. Мы только знаем, что всё виденное Апостолом соответствует тому, что есть там. Жертвенник, который видит здесь Иоанн, явно совпадаёт с тем, под которым он ранее видел души убиенных (6:9). По сравнению с устройством ветхозаветной скинии, которую Моисей построил по образу, показанному ему на горе (Исх. 26:30), жертвенник, перед которым сначала стал Ангел, соответствует жертвеннику всесожжений (Исх. 38:1-2), обложенному медью и стоявшему во дворе скинии. На этом жертвеннике приносились жертвы за грехи. С этого жертвенника, подобно тому, как ветхозаветные священники (Лев. 16:12) брали горячие уголья для своих кадильниц, с которыми они входили во святилище для каждения (Лк. 1:9), Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. Золотая кадильница – сосуд для сжигания ладана на горячих углях. Фимиам – дым, благовонное курение от сжигания ладана на углях. В соответствии с ветхозаветными священнодействиями и действиями Ангела, под золотым жертвенником, который перед престолом, можно разуметь золотой жертвенник курения, который стоял во Святом скинии перед входом в Святая Святых (Исх. 40:5,26). Как и в скинии жертвенник курения (в Святом) отличался от жертвенника всесожжения (во дворе) эпитетом «золотой», так здесь через этот эпитет различаются эти два жертвенника, и не надо думать, что здесь речь идёт только об одном жертвеннике.
Откр.8:4-5 – И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Итак, перед нами раскрывается следующая общая картина происходящего. Ангел с золотой кадильницей в руках подошёл к жертвеннику всесожжения и наполнил её горячими угольями. Тогда же ему было дано множество фимиама, чтобы он, подойдя к золотому жертвеннику святилища, воскурил его на горячих угольях. Когда дым фимиама поднялся и через это было указано, что приняты Господом молитвы всех святых об очищении их крови (6:10; 8:3), тогда Ангел снова возвратился к жертвеннику всесожжения и наполнил снова кадильницу угольями (ст. 5). Но наполнил её уже не для воскурения фимиама во святилище, но чтобы высыпать эти уголья на землю с небесной высоты, где Иоанн видел небесный храм и престол. Эти горячие уголья, высыпанные на землю, должны были означать начало казней Божиих и Его суда над землею и грешным человеческим родом.
Глубоко значение жертвенника в домостроительстве нашего спасения. Великой святыней почитался он уже в Ветхом Завете (Исх. 30:10). Но ветхозаветный жертвенник был только тенью новозаветного. Потому и говорит Апостол: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр 13:10). Жертвенник Нового Завета – это Крест, на котором был заклан Агнец Божий. Перед этим жертвенником Христу сослужат Ангелы. Крест – всемирный жертвенник. Под крестом покоится тленный прах усопших христиан. Под небесным жертвенником покоятся души святых (6:11). Так и в наших земных храмах устрояется жертвенник (престол), на котором Церковь каждодневно приносит Богу страшную евхаристическую жертву. Как под небесным жертвенником – души убиенных, так и евхаристия совершается ныне на мощах святых (в древности на гробах мучеников, теперь – на антиминсах со вшитыми частичками мощей). От небесного жертвенника молитвы святых возносятся как благовонный фимиам к престолу Божию. Так встанем и мы с вами перед жертвенником в наших храмах и помолимся со святым Давидом: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Пс. 140:2).
Мы видим здесь Ангела, предстоящего престолу Божию с молитвами всех святых. Ранее мы видели 24 старцев, как они предстоят также с молитвами всех святых (5:8). Потому Церковь на земле и призывает Ангелов, как усердных о нас ходатаев: «Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне». Так Ангелы играют таинственную роль в вознесении нашей молитвы Богу. Потому и не безразлично Ангелам, как мы предстоим перед Богом в молитве, и Апостол Павел, увещевая нас к приличному виду во время молитвы, говорит: «жена должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:10). Если какая жена без стыда приступает к молитве без покрытия головы, то хотя бы ради Ангела, которому предстоит вознести её молитву Богу, она покрыла бы голову! И опять мы видим, как по образу небесному строится наше богослужение земное. Жертвеннику и престолу предстоит Ангел с золотой кадильницей, полной фимиама молитв святых, – как и в наших алтарях перед жертвенником и престолом предстоит священник, Ангел Церкви (2:1), с кадильницей, воскуряет фимиам и возносит к Богу молитвы своих прихожан об их нуждах, нуждах их близких, о всех христианах. Так по образу служения небесного в Церкви есть образ служения земного. И не раз являемо было, как Ангелам земным (священникам) при их служении у престола являлись и Ангелы бесплотные. Так преподобный Ефимий Великий (473), палестинский подвижник, часто видел Ангела, совершающего вместе с ним литургию, также преподобному Сергию Радонежскому во время литургии сослужил Ангел Господень, что однажды было открыто его ученикам.
Но вот вопль убиенных святых достигает престола Бюжия, и взял Ангел кадильницу, и наполнил её огнём с жертвенника, и поверг на землю. Так дважды христиане собирают огненные угли на главы своих врагов. Во время земной жизни, по словам притчей Соломоновых: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водой: ибо, делая сие, ты собираешь горячие угли на голову его» (Прит. 25:21-22). Но если через эти угли не вразумится враг, то в кончину века по молитвам святых огненные угли с небесного жертвенника обрушатся на их головы. Как только Ангел совершил своё действие, то прервалось краткое, как бы получасовое молчание на небе, снова раздались прерванные на время голоса небесных вокруг престола, послышались раскаты грома и заблистали молнии – возобновилась на небе та же бесконечная жизнь и движение, которые наблюдал Иоанн до вскрытия седьмой печати. На земле же, на которую был низвержен огонь с жертвенника, произошло землетрясение, как первое и непосредственное выражение всемогущества Божия. Как на Синае «горе, осязаемой и пылающей огнём», «во тьме, мраке и буре» при «гласе глаголов» через Ангелов (Евр. 12:18-19; 2:2) был дан закон Моисею, так здесь голоса, громы и молнии небес возвещают начало суда земле, и она содрогается и сотрясается. Всему же этому сослужат Ангелы.
Откр.8:6 – И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Теперь начинается повествование о семи казнях Божиих, которые будут посланы в мир. Каждая казнь возвещается трубным звуком Ангела.
Первый трубный глас
Откр.8:7 – Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зелёная сгорела. Это похоже на казнь, которую навел некогда Господь на Египет. О той казни мы читаем: «Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на всю землю Египетскую» (Исх. 9:23). Подобное видит здесь Иоанн. И сделались, то есть всё это происходит непосредственно на глазах тайновидца. Разуметь здесь можно буквально такую физическую катастрофу, которая постигнет мир. Можно себе представить шарики града, смоченные кровью, пахнущие ею, и всё это в сопровождении истребительного огня. Тогда исполнится пророчество Иоиля: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма» (Иоиль. 2:30). Этот ужасный град и огонь, разливающийся по земле, истребит треть всех деревьев и лесов. Трава же, как нечто более нежное, будет выжжена по всей поверхности.А можно виденное здесь Иоанном разуметь и как знамение других явлений. Так, пророк Иоиль прямо говорит о «знамении». Град указывает на то, что эти наказания придут с неба, что наказывает Бог. Огонь с кровью – указания на великие бедствия. Это – убийства и кровопролития, войны, бунты, революции, это разорённые города, потоки крови. Все эти несчастья будут нести смерть и самой природе, она обречена на погибель, что мы в значительной степени уже и видим. Кровь, огонь, столпы дыма... Не картина ли это почти каждого современного города? Город с его заводами – не огнедышащая ли печь?! И из бесчисленных огромных труб – столпы дыма, застилающие чистое небо, губящие природу. Да от каждого почти человека, не только мужчины, но и многих женщин, валит столб табачного дыма! Кровь и огонь и курение дыма... Под гибелью деревьев и травы можно разуметь ещё и отпадение многих христиан от веры и истины. Тогда зеленеющие деревья и трава – это сильные и храбрые по духу христиане. Неукреплённые христиане, не преданные всем сердцем Христу, отпадут, сгорят, как вся трава. Но сатана пожелает «прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22) – это и есть гибель третьей части деревьев, чьи корни не были глубоки. Интересно отметить, что подобные катастрофы и события были немыслимы ещё недавно живущим (лет сто назад) толкователям Апокалипсиса. Теперь же всё это реально представимо.
Второй трубный глас
Откр.8:8-9 – Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевлённых тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Это второе великое бедствие. Само описание таково, что не следует понимать его как падение какой-то горы или вулкана или извержение лавы. Во-первых, мы видим, что гора низвергается как бы с неба. А во-вторых, Иоанн видит не гору, а нечто только похожее на неё, как бы большую гору. И здесь можно, с одной стороны, разуметь буквально страшную физическую катастрофу. В результате низвержения этой огненной массы третья часть воды превращается в кровь. Подобное было во время первой египетской казни, когда Моисей и Аарон превратили воду реки Нил в кровь (Исх. 7:20), и рыба в реке вымерла. Так и здесь вымирает третья часть живых морских существ. Но не только рыбы, а и корабли, плавающие на них, терпят страшное крушение и треть всех погибает. Таковы будут предсмертные судороги природы перед Страшным Судом.Под низвержением большой горы, пылающей огнём, можно разуметь низвержение дьявола в последнее время, «сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Образом этого был древний Вавилон, которому говорит Господь через Своего пророка Иеремию: «Вот, Я – на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою» (Иер. 51:25). В великой ярости, как большая огненная гора, низвергнется сатана в море народов. И треть их будет превращена в кровь. И будет великий плач и стон по земле. Люди, не омытые кровью Христа, вместе с природой будут окунуты в кровь, произведенную сатаной. Но исполнится и пророчество Иеремии: гора огненная, разоряющая превращена будет Господом в гору обагрённую, осрамлённую.
Третий трубный глас
Откр.8:10-11 – Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. И здесь бедствие приходит с неба. Падаёт звезда, которая охарактеризована тремя качествами:- Она большая.
- Она горящая подобно светильнику.
- Имя её «полынь», что указывает на её горечь.
Виденное Иоанном может быть истолковано и иносказательно. Падение с неба звезды на землю – это образ падения сатаны. «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14:12). Утренняя звезда, сверкающий херувим, Люцифер – Ангел света низвергается с неба за восстание на Бога. Звезда эта большая, ибо велика сила лукавого, он сохранил те задатки могущества, которые имел в прославленном состоянии. Но теперь обращает всё это во вред. Низвергнутый с небес, он как звезда, горящая подобно светильнику, он горит огнём злобы и греха, желая испепелить творение Божие. Падая на воды, на многие народы, он делает их горькими, как полынь, ибо и самому ему имя полынь. Это горечь и отвратительность греха. Сатана поит людей бурным и горьким развращением, утехами ада. Прекрасные, светлые и чистые источники вод делаются горькими и смертоносными. Вот разум – источник светлой реки познания. «Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие её – вечные заповеди» (Сир. 1:5). Но горькая полынь греха отравила воды познания. И воздыхает теперь Соломон: «предал я сердце тому, чтобы познать мудрость... узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Ек.1:17-18). Потому и говорит Соломон: «берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела» (Ек.12:12). Горечь, полынь лжи и заблуждений отравила воды познаний. Пившие эту воду лжепознания, припадавшие к мутным горьким потокам атеизма, различной греховной светской литературы, сектантских извращений Священного Писания умирают духовно. Таковых – «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7) – теперь полон мир. Непивший, жаждущий может утолить жажду чистой водой. Пивший горькую воду – отравлен и умирает. Излечить его удаётся редко. Возьмём, к примеру, труд, прекрасное, Богом благословленное служение человека! А во что превратила его полынь? «Проклята земля за тебя... в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:17.19). «Что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца всего, что трудится он под солнцем?... его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это суета!» (Ек.2:22-23). «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» (Ек.4:4). Труд должен был сделать человека владыкой мира (Быт. 1:26), а сделал рабочим, рабом. И в горьких трудах теперь умирает человек. Или возьмём семью – полынь греха сделала и её из эдема адом. Прекрасное обращается в ужасное. Горечь плотских половых страстей, блуда, разваленных семей отравляет всё общество. Атеизм, пресловутая свобода от Бога, равноправие мужчин и женщин, истолкованное как свобода друг от друга, подобно звезде полынь, упав на семейные отношения, развалили их. И пьют люди горькие воды блуда, разводов, абортов, безотцовщины... Боже, сохрани нас от сей полыни, не лиши потоков чистых!
Четвертый трубный глас
Откр.8:12 – Четвёртый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. Катастрофы нарастают и обретают космический вселенский характер. Теперь потрясается уже не только земля, но вся солнечная система и звездные миры. Подобное возвещали ещё древние пророки. Иоиль: «Потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют свой свет» (Иоиль. 2:10). Амос: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Ам. 8:9). С одной стороны, Иоанн видит, как повреждаются светила, и можно представить, что сила их света уменьшится на третью часть. Уму непостижимо, какие великие изменения должны для этого произойти в Солнце и звёздах! Но далее Иоанн пишет собственно не об ослаблении силы света, а о сокращении освещения дня и ночи на треть. Это соответствует особенно пророчеству Амоса (8:9), который говорит, что солнце уже в полдень зайдёт и остальная часть дня будет во тьме. Солнце, луна и звёзды словно закрывают глаза, не в силах более взирать на грехи мира и возвещают кончину века. Тридневную тьму Бог наводил уже на Египет (Исх. 10:21-23), желая вразумить египтян. Но каковы будут эти бедствия! Тем, что только третья часть дня и ночи не будет освещаться светилами, указывается ещё и на то, что Господь Свои казни не во всей полноте изливает на землю. Наказывая треть времени, Он в остальное время всё ещё зовёт к покаянию. Так растворяет Господь Свой божественный гнев Своей же милостью. Да и кто может перенести чашу божественного гнева не растворенною?! Бедствия всех первых четырёх трубных ангельских гласов приходят с неба: град и огонь, большая пылающая гора, низвергнутая на землю, падение звезды полынь и, наконец, катастрофа самих небесных светил. Это всё есть разъяснение действия Ангела, бросившего горячие уголья из кадильницы на землю (8:5). С неба бедствия низвергаются на землю.В каждом из этих бедствий повреждаётся одна треть. Сгорела третья часть деревьев, третья часть моря сделалась кровью и погибла треть одушевлённых морских тварей и третья часть судов, третья часть вод, рек и источников сделалась полынью, затмилась третья часть дня и ночи. Возможно, что всё это так будет буквально, а возможно, имеет образное значение.
Откр.8:13 – И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трёх Ангелов, которые будут трубить! Это видение как бы несколько перебивает трубные гласы Ангелов. Посреди неба означает зенит, то есть место, где бывает солнце во время своего наиболее высокого положения, вертикально над головой. Этот высокий полёт Ангела соответствует цели его возвестить всем людям во всеуслышание о предстоящих страшных явлениях божественного гнева. Высоко летящему орлу уподобляется этот Ангел, и самый крик его (увы, горе!) представляет собой звукоподражание крику орла. Своим криком Ангел возвещает последние три великих горя, что предстоит пережить живущим на земле в кончину века. «Три горя» – это трубные гласы последних трёх Ангелов: горе, горе, горе людям, которым надлежит пережить все эти бедствия.
Поэтому и нам не «мир и безопасность» (1 Фес. 5:3) возвещать надо, ибо «тогда внезапно постигнет их пагуба». (Следует напомнить, что тогда, в начале 80-х годов, когда писалось толкование, в контексте церковной миротворческой деятельности многими иерархами и религиозными деятелями возвещалось о наступлении времён, когда в мире прекратятся войны. Оплотом мира во всём мире провозглашался СССР. – Ред.) Но надо предупреждать людей о грядущем наказании, не усыплять их, а будить. «Трубу к устам твоим! Как орёл полетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» (Ос. 8:1). Мир на грани гибели! Покайтесь люди, ибо «горе, горе, горе» возвещает Ангел миру!