размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 13

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.13:1-2 – Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. Иисус сел в корабль, дабы всех слушателей иметь перед глазами и дабы все они могли слышать слово Его. Таким образом с моря уловляет Он находящихся на земле.

Мф.13:3 – И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять. На горе простому народу говорит без притчей, а здесь, в присутствии коварных фарисеев, говорит в притчах, дабы хоть потому, что не понимают, сделали ему вопрос и получили вразумление. С другой стороны им, как недостойным, и не следовало ясно предлагать учения, поелику не должно повергать бисер пред свиньями. Первую притчу изрекает такую, которая наиболее способна возбудить внимание в слушателе. Сеятелем называет Себя Самого, а семенем Свое слово. Вышел же Он не на одно какое-либо место, потому что был везде; но так как Он приблизился к нам плотью, то и говорится, что Он вышел, то есть от Отеческих недр. Он Сам вышел к нам, потому что мы не могли придти к Нему. И для чего же вышел? Для того ли, чтобы зажечь землю по множеству терния? Или для того, чтоб наказать? Нет, для того, чтобы сеять. Семя называет Он Своим; ибо и пророки сеяли семя, но не свое, а Божие. Он же, как Бог, сеял собственное семя.

Мф.13:4-6 – И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Означенные словом «при дороге» суть люди ленивые и нерадивые, которые совсем не принимают слова, потому что мысль их – как бы утоптанная и жесткая дорога, нисколько не вспаханная. Поэтому семя слова похищают у них птицы небесные, то есть духи воздушные – бесы. Под каменистою землею разумеются те, которые внимают слову, но по немощи своей не борются с искушениями и скорбями и, продавши спасение за мирские блага, погибают. Под воссиявшим солнцем должно разуметь искушения, ибо зной солнечный изображает искушения; сверх того искушения, подобно солнцу, освещающему сокровенные места, обнаруживают людей и показывают, каковы они.

Мф.13:7 – Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Это те, которые заглушают слово житейскими заботами. Так, богатый хотя по-видимому делает доброе дело, но его дело, которому препятствуют житейские заботы, не растет и остается безуспешным.

Мф.13:8-9 – Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! Три части семени погибли, уцелела только четвертая, ибо не много спасающихся. О доброй земле говорит после, дабы подать нам надежду покаяния; ибо всякому можно сделаться доброю землею, хотя бы кто был каменистая земля, или лежал как дорога и попирался демонами, или же был бы тернистая земля. Не все принявшие слово приносят плод одинаковый. Один приносит сто, например тот, кто совершенно нестяжателен и ведет строго подвижническую жизнь; другой – шестьдесят, – это, по моему мнению, общежительный монах, который еще и житейскими делами занимается; третий приносит тридцать, – это человек, избравший честный брак и со всевозможным усердием упражняющийся в добродетелях. Смотри: благодать Божия принимает всех, как много, так мало и средственно приносящих плод. Имеющие духовные уши должны понимать это духовно.

Мф.13:10-12 – И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Видя большую неясность в словах Христа, ученики, как общие попечители народа, приступают с вопросом. Так как вы имеете расположение и старание, то вам дано, а тем, как не имеющим старания, не дано. Знание дается и приумножается тому, кто имеет старание, а кто не имеет старания и надлежащего смысла, у того взято будет и то, что он думал иметь; то есть хотя кто и малую искру добра имеет, то и ту погасит своею леностью, не стараясь раздувать и разжигать ее духом и духовными делами.

Мф.13:13 – Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. Вникни в это, ибо здесь разрешается вопрос тех, которые говорят, что иные бывают злы по природе и от Бога. Бог дает всем естественную способность разуметь должное (Ин. 1:9), а омрачает нас наша воля. Христос говорит, что естественно зрячие, то есть созданные от Бога способными понимать, не видят по своей воле, и что слышащие, то есть от Бога созданные естественно способными слышать и разуметь, не слышат и не разумеют по собственному произволу.

 Мф.13:14-15 – И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Исаии 6:9-10). По огрубении же сердца, они зажмурили и глаза свои. Не сказал, что Бог закрыл у них глаза, но они произвольно сами поступили так для того, чтоб им не обратиться, и чтоб Я не исцелил их. Таким образом по своей злой воле они постарались остаться неизлечимыми и неспособными к обращению.

Мф.13:16-17 – Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Блаженны и чувственные очи и уши Св. Апостолов, а тем более достойны ублажения духовные очи и уши их, так как они познали Христа. Предпочитает их пророкам, потому что они видели Христа чувственно, а пророки только мысленно. Притом пророки не удостоились стольких тайн и такого ведения, как Апостолы. Таким образом Апостолы преимуществуют пред пророками в двух отношениях: в том, что видели Христа телесно, и в том, что гораздо духовнее их постигли Божественные тайны.

Мф.13:18-19 – Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. Сим побуждает нас вникать в то, что говорят нам учители, дабы и нам не уподобиться находящимся при пути. Можно сказать также: так как путь есть Христос, то находящиеся при пути суть те, которые вне Христа, которые то есть не на пути, а вне сего пути.

Мф.13:20-21 – А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Многие, подвергаясь скорби от родителей или от каких-либо несчастий, тотчас произносят хулы. О гонении же сказано по отношению к тем, которые впадают в руки мучителей.

Мф.13:22 – А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Не сказал: век сей подавляет, но забота века сего, не богатство, но обольщение богатства; ибо богатство в том случае, когда расточаемо бывает бедным, не подавляет, а еще возвращает слово. Тернием же означаются заботы и пресыщение, так как они возжигают огонь и похоти и геенны. И как терние, будучи остро, вонзается в тело, и едва может быть вынуто, так и пресыщение, когда овладеет душою, не скоро может быть искоренено.

Мф.13:23 – Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. Виды добродетели различны, различны и преуспевающие в духовной мудрости, смотря потому, сколько кому дается по чистоте сердца. Заметь же, какой порядок в притче: прежде всего нам надобно услышать и уразуметь слово, дабы не уподобиться тем, кои находятся при пути, потом должно твердо содержать слышанное в сердце, далее – быть не любостяжательными, ибо что пользы в том, если услышу и удержу, но пристрастием к богатству заглушу слышанное?

Мф.13:24-30 – Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. В первой притче сказал, что только четвертая часть семени пала на добрую землю, а в настоящей показывает, что враг, по причине нашего сна и нерадения, не оставил нерастленным и сего самого семени, которое пало на добрую землю. – Поле есть мир, или душа каждого; сеятель – Христос; доброе семя – заповеди Его; земля добрая – добрые люди, или добрые помышления; плевелы суть ереси и худые помышления, а посеявший их есть диавол. Спящие люди суть те, которые по нерадению и лености дают место еретикам, и диаволам, и худым мыслям, не сопротивляясь им мужественно; рабы означают Ангелов, которые негодуют, видя в душе человека ереси или нечестие, и желают исторгнуть из сей жизни, и сожечь как еретиков, так и вообще мыслящих лукаво. Но Бог не позволяет погублять еретиков вооруженною рукою, дабы вместе с ними не пострадали и не были погублены и праведные. Равным образом Бог не хочет погубить человека и за злые помышления его, дабы также не погибла с ним и пшеница. Например, если бы Матфей исторгнут был из сей жизни, когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его. Также точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами, не были истреблены, но оставлены жить, дабы впоследствии произросла их добродетель. Посему Господь скажет Ангелам в кончину века: соберите плевелы, то есть еретиков и лукавых людей. Как же? в снопы, то есть связав им руки и ноги, так как в то время никто не может делать ни доброго, ни худого, но всякая деятельная сила будет связана. Пшеница, то есть святые будут собраны жнецами – Ангелами в небесные житницы. Подобно сему и худые помышления, которые имел Павел, когда был гонителем, пожжены были огнем Христа, который пришел Он низвести на землю (так и грехи всех пожигаются покаянием), а пшеница, то есть благие помышления благих людей, собраны в хранилище Церкви.

Мф.13:31-32 – Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Горчичное зерно означает проповедь и Апостолов, которые объяли всю вселенную, хотя их было не много, так что на них почивают птицы небесные, то есть те, которые имеют легкий и парящий в высоту ум. Будь же и ты горчичным зерном, по виду малым. Ибо не должно хвалиться добродетелью, но должно быть теплым, ревностным, проворным и обличительным, а не ласкателем и лицемером. В таком случае, как совершенный, ты соделаешься больше других растений, то есть слабых и несовершенных людей, так что и птицы небесные, то есть Ангелы будут почивать на тебе, как человеке, ведущем ангельскую жизнь, ибо они радуются о праведных.

Мф.13:33 – Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Закваскою, как и зерном горчичным, называет Апостолов. «Как закваска, при всей своей малости, делает все тесто таким, какова сама, так и вы, говорит, преобразуете весь мир, хотя вас и не много будет». Мера была у иудеев подобно как и у нас, например: фунт, пуд и др. Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя мерами – три силы души: познавательную, чувствовательную и желательную, – а под женою – душу, которая, скрывши проповедь во всех своих силах, смешивается таким образом с нею, заквашивается и освящается от нее. И так нам всецело надобно закваситься и претвориться в божественное.

[И.Л. – Говоря о проповеди Евангелия, Иоанн Златоуст постоянно повторял, что он один ничего не успеет, если его прихожане, его слушатели не понесут дальше то, что они слышали в храме. Он умолял быть проповедниками всех, до последней женщины, до последнего раба. Он говорил: «Посмотрите, как двенадцать Апостолов сумели заквасить, охватить проповедью всю вселенную. Признайтесь же, насколько худы мы, что если нас так много в одном городе, и город всё еще ведет себя как языческий». И указывал на пример проповеди  Апостолов, которые объяли всю вселенную.

Перенося события из Константинополя в Россию, мы можем сказать, что проповедь Евангелия в России не стояла никогда на первом месте. Такую задачу не ставили ни патриархи, ни архиереи, ни священники. Перед революцией 1917 года в России было 1275 монастырей и 57 тысяч храмов. И оказалось, что эта огромная силища умышленно закупоривалась в монастырские стены. Эта закваска не попадала в мир, и этот мир был заквашен другой закваской – безбожной агитацией людоедов. Сегодняшняя ситуация полностью, до мельчайших деталей повторяет то время в России перед великой катастрофой. Патриарх проезжает по России в 2002 году и в Рождественской своей речи, говоря о духовном состоянии России и церкви, на первое место ставит строительство храмов, как признак возрождения духовности. Все же сектанты, самые экзотические еретики пытаются подражать Апостолам в деле проповеди. Делом проповеди в мире занимаются все, кроме православных. Православие заквашивается только строительством храмов, исповедью и причастием и стремлением к власти. Мы же должны проникнуться до глубины сердца этой самой короткой притчей Христа о трех мерах муки – уши, сердце, руки. Услышал, поверил, исполнил. Без проповеди Евангелия, без первой меры муки всё остальное остается в прежнем состоянии. Мы должны учиться, воспитываясь на страницах Священного Писания, и подражать Апостолам, которые с проповедью Евангелия облетали всю вселенную как на крыльях, чтобы и наша проповедь, как и проповедь Апостолов, объяла всю вселенную.]

Мф.13:34-35 – Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира (Пс.77:2). Дабы ты не подумал, что Христос изобрел некоторый новый способ учения, Евангелист приводит предсказание о том, как Иисус должен был учить и именно о том, что Он должен был учить в притчах.

Мф.13:36 – Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Оставил народ тогда, когда народ не воспользовался учением. Он говорил притчами, дабы Его вопросили; народ же не позаботился о сем, не хотел спросить и вразумиться, и таким образом Господь по справедливости оставляет его. Плевелами называется всё, что растет среди пшеницы, ко вреду для нее, как и душе – лукавые помышления.

Мф.13:37-42 – Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Здесь идет речь о ересях, которым попускается быть до скончания века. Иначе, если мы станем убивать и истреблять еретиков, возникнут возмущения и войны, а при возмущениях может быть и то, что многие и из верных погибнут. Но и Павел и разбойник, прежде нежели уверовали, были плевелами, и однако же ради того, что посте они имели сделаться чистою пшеницею Христу, не были истреблены в то время, и в последствии принесли Богу плод, а плевелы пожгли огнем Св. Духа. Посему не должно убивать еретиков, а должно удаляться от них и не вступать с ними в разговор, кроме тех случаев, когда это нужно для того, чтобы обратить их и опять сделать пшеницею. Если же останутся плевелами, то сами узнают, когда искушены будут огнем.

Мф.13:43 – Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! Так как солнце кажется нам блистательнее всех звезд, то светозарность праведников сравнивается с солнцем. Но они будут сиять светлее солнца. Солнце правды есть Христос; праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо говорится, что они будут как боги.

Мф.13:44 – Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Поле – мир, сокровищепроповедание веры и познание о Христе. Оно сокрыто в мире (1Кор.2:7). Ищущий знания о Боге находит его и всё, что имеет, то есть и языческие учения, и злые нравы, и богатства тотчас бросает и покупает поле, то есть мир. Ибо тот, кто познал Христа, владеет достоянием всего мира, как собственностью, не имея ничего, обладает всем, содержит в рабском подчинении себе твари, повелевая ими, как Моисей, Иисус, Илия и другие.

[И.Л. – Когда проповедь и частное собеседование были устранены, то о нравственности прихожан пришлось забыть, церковь перестала отличаться от мира. Проповедь Евангелия, веры Христовой – вот основное оружие в правой и в левой руке благовестника, т.е. Библию он держит раскрытой двумя руками – одной рукой ее не раскроешь. 2Кор.6:7 – «В слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке». Еще на подходе к званию пастыря, священника архиерей обязан совершенно точно знать кандидата и ни в коем случае не допускать до этого поста безгласного, безъязыкого, пусть даже и высоконравственного. Главное оружие проповедника – это язык, чтобы он был как трость скорописца. Пс.44:2 – «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца». Если в церкви нет проповеди, она обречена на вымирание, на бесплодие, полное вырождение. Прихожане превращаются в суеверных, темных и злобных, завистливых и скупых. Где нет евангельской проповеди, там тлен и смрад, невежество и тупость. Где нет проповеди – там извращенные мысли, настоящее мракобесие. Только слово Господне, вложенное во внимательные уши благословенным языком проповедника, рождает истинных чад церкви, сынов и дочерей неба. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Рим.10:15 – «И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»]

Мф.13:45-46 – Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее. Настоящая жизнь есть море; купцы суть те, которые странствуют по сему морю и стараются приобресть какое-либо знание. Мнения многих мудрецов представляют в себе многие жемчужины; но одна драгоценная жемчужина, ибо одна истина, которая есть Христос. И как обладающий жемчугом и часто держащий его в руке, сам знает, каким владеет богатством, а другие не знают, так и проповедь истинной веры сокрыта бывает от нерадивых и нехотящих искать ее. Но необходимо должно искать и иметь сей истинный жемчуг, и отдавать всё за него.

[И.Л. – Чтобы люди искали этот жемчуг – истинную веру, необходима проповедь, живое слово, и одна часть семени всё же должна дать плод, хотя три части могут погибнуть. Земля должна жаждать этого семени. Даже самая вдохновенная проповедь Апостола оставляла бесчувственными многих его слушателей. Принять или не принять проповедь, искать или не искать жемчужину – Бог положил в произволение каждого человека. Людей нужно приучать к Слову Божию, установить его авторитет в первую очередь для самого проповедующего. Слова проповедника должны быть исполнены глубокой веры. Если человек не знает, что именно на этом поле, в этом месте зарыта жемчужина, то как он может приобретать это поле и тратиться впустую? Для каждого человека в Священном Писании есть какой-то ключевой золотой стих, через который Господь найдет его. Проповедующий должен молиться, чтобы Бог открыл, позволил нащупать это уязвимое место, через которое душа раскроется навстречу Иисусу, как это было у блаженного Августина, у святой Евдокии. Проповедник должен знать Священное Писание почти наизусть и каждому человеку указать, где зарыта его жемчужина.]

Мф.13:47-50 – Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. Поистине страшна сия притча, ибо показывает, что если мы и имеем веру, но не ведем доброй жизни, ввержены будем в огонь. Невод означает учение веры, которое переплетено знамениями и пророческими свидетельствами. Рыбаки суть Апостолы, ибо, кого ни учили Апостолы, они убеждали чудесами и пророческими словами. Этот-то невод собрал от всякого рода – варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Когда же будет он полон, то есть когда кончится мир, тогда находящиеся в неводе будут разделены. Так, хотя мы и веровали, но если окажемся при сем без добрых дел, извержены будем; напротив те, которые имеют добрые дела, сложены будут в сосуды, то есть в вечные жилища. – Всякое действие, доброе ли то, или злое, есть пища души, так как и душа имеет свои мысленные зубы. Ими-то душа будет скрежетать тогда, сокрушая таким образом свои деятельные силы за то, что, имевши возможность делать добро, не делала, а напротив больше творила зло.

Мф.13:51-52 – И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Называет их книжниками, как людей, уже наученных закону. Впрочем, хотя они и узнали закон, не ограничились однако законом, а научились Царствию Небесному, то есть познали Христа, и таким образом стали способны износить и от Ветхого и от Нового закона. Христос, Который богат, потому что в Нем сокровища премудрости. Он, уча новому, приводил свидетельства и из Ветхого завета. Так, например, Он сказал: отдашь ответ и за праздное слово, – это новое, потом привел свидетельство: от слов своих оправдаешься и осудишься, – это ветхое.

Мф.13:53-54 – И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Переходит он для того, чтоб и другим доставить пользу Своим присутствием. Под отечеством Его разумей Назарет, ибо Он в нем был воспитан. Учит в синагоге, в публичном месте и со свободою, дабы впоследствии не стали говорить, что Он учил чему-то противозаконному.

Мф.13:55-56 – Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? Назаретяне по своему неразумию думали, что неблагородство и уничиженность предков препятствует быть угодным Богу. Положим, что Иисус был простой человек, а и не Бог вместе, как они думали. Что же и при сем препятствовало Ему быть великим в чудесах? Эти несмысленные оказываются и завистливыми, между тем как им надлежало более радоваться, что отечество их произвело такое благо. Братья и сестры Христовы были дети Иосифа, которые родились ему от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф, по закону, взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей – четыре сына и две дочери: Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию.

Мф.13:57-58 – И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их. Соблазнялись же о Христе и братия Его и, вероятно, говорили, что Он изгоняет бесов силою веельзевула. Мы, люди, обыкновенно пренебрегаем своими домашними, а чужих уважаем и любим. По неверию их Он не сотворил здесь много чудес, щадя их самих, дабы не подверглись тем большему наказанию, если бы остались неверными после знамений. Посему многих знамений не сотворил, а только несколько, дабы не могли сказать: «Если бы хоть незначительное знамение сделал, мы уверовали бы».