размер шрифта

Толкование на книгу Откровение, Глава 16 – Во свете Библии

Новый Завет
с толкованием и комментариями

Содержание

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.16:1 – И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Только что из храма вышли семь карающих Ангелов, храм наполнился ды­мом, и никто уже не мог войти туда. Но вот услышал Иоанн из храма гром­кий голос, повелевший семи Ангелам вылить семь чаш. Чей это мог быть голос? Ведь даже четыре животных, о которых сказано, что они «посреди престола и вокруг престола» (4:6), были вне святилища храма. Это мы ви­дим из того, что одно из четырёх животных дало семь чаш семи Ангелам, уже вышедшим из храма (15:6-7). Таким образом, очевидно, что громкий голос из храма, повелевший Ангелам совершить суды Божии, принадлежал Самому Господу. Господь находится в храме, в Своём жилище, куда никто не может войти по причине Его гнева (15:8), и оттуда даёт повеление на­чаться Своим судам. Это похоже на описанное у пророка Иезекииля: «И возгласил в уши мои великим голосом, говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей» (Иез. 9:1). Иоанн услышал громкий голос из храма. «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную, земля содрогалась и тряслась» (Пс. 76:19). Прогремел небесный гром гласа Божия, полились из семи чаш судные дожди на землю. Под землёй здесь разумеется вообще вся вселен­ная, а не просто суша на Земле. Суды Божии потрясут весь видимый мир. Судами семи чаш гнева Божия будет наказано антихристово царство. Так как это последние язвы, которыми оканчивалась ярость Божия (15:1), то непра­вомерно усматривать в описанном в гл. 16 события истории предыдущих веков. Это исключительно события кончины века.

Первая чаша

Откр.16:2 – Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Первая чаша гнева вылита на землю. Здесь, в отличие от ст.1, под землёй разумеется не весь видимый мир, не вселенная, а именно суша, в её противопо­ложности морю (ст. 2). Гнев Божий изливается на людей, живущих на суше. И сделались жестокие, весьма мучительные и болезненные, жестокие и отвратительные на вид гнойные раны. Эти гнойные раны, или нарывы, весьма напоминают нарывы, посланные Богом через Моисея на египтян во время шестой казни (Исх. 9:8-12). И как там этими нарывами были пораже­ны только египтяне, а израильтяне остались невредимы, так и в кончину века гнойные раны будут на людях, имеющих начертание зверя и поклоняю­щихся образу его, верные же Христу будут сохранены от этой напасти. Отмеченные антихристом своей печатью и пользовавшиеся через то всеми благами антихристова государства будут отмечены Богом печатью гнойных ран, отвратительных и жестоких. Столь отвратителен будет их вид, что не­возможно будет на них смотреть, и они будут прятаться от взоров людских. Столь мучительны и жестоки будут страдания от ран, что на земле они уже предвкусят муки гееннские, «где червь их не умирает» (Мк. 9:46), но вечно грызет и терзает тело. Здесь мы имеем явный пример, как физическая бо­лезнь постигает человека вследствие его греха. Ещё продолжается царство антихриста на земле, но уже начались суды над его подданными. Жаждая исцеления, в отчаянии обратятся к антихристу, но он будет бессилен им по­мочь. Ложные чудеса не исцелят от истинных ран!

Как эту первую казнь, так и последующие шесть должно преимуществен­но понимать буквально, т. к. здесь описаны не образы и знамения, а непос­редственные бедствия, наподобие, как в древности были поражены десятью казнями фараон и Египет. Однако некоторым моментам в этой главе можно придавать и иносказательное, таинственное значение, как почти везде в Апо­калипсисе.

Иносказательно, гнойные раны указывают на мучения и скорбь в серд­цах и совести отступников, которые нарывают в них, как гнойные раны, и точат, как червь неумирающий.

Вторая чаша

Откр.16:3 – Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевлённое умерло в море. Первая чаша была вылита на землю – на людей, живущих на суше, вто­рую чашу вылил второй Ангел в море. Под морем здесь разумеется настоя­щее море, окружающее сушу и наполненное рыбой и всякими другими морс­кими животными, и играющее важную роль в жизни общества. И вот во время второй казни-язвы в море сделалась кровь, как бы мертвеца. Под этой казнью можно предполагать совершенное пророками Илией и Енохом, кото­рые «имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою» (11:6). Подобное действие мы видели и во время второго трубного гласа, когда «третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевлённых тварей, живущих в море, и третья часть судов погиб­ла» (8:8-9). Вторая чаша как бы повторяет бедствие второй трубы, но ещё в большей мере.

Причём вся вода в морях сделается не просто как кровь, но кровь как бы мертвеца, свернувшаяся, темноватая, зловонная. В результате всё одушевлённое умерло. Так в морях и океанах, занимающих большую часть зем­ного шара, вместо вод будет кровь, как бы мертвеца, и наполнено всё это будет всякими мёртвыми рыбами и трупами морских животных. Такая страш­ная казнь постигнет людей антихристова царства и так уже мучающихся гной­ными ранами, поразившими их тела. Если некогда в Египте каждая казнь была кратковременной, то здесь с наступлением следующей казни мы не видим прекращения предыдущей. Одно бедствие налагается на другое и действует одновременно с предыдущими (16:9,11).

Параллельно с этим природным бедствием будут идти и страшные крово­пролитные войны. Так что вместе с превращением вод в кровь моря осквер­нятся ещё и кровью человеческой. В наше время нам не так уж трудно представить такое бедствие. Воды земного шара и так уже в большой степени заражены и ныне уже готовы все смертоносные средства, чтобы отравить все воды и во всех морях. Так постепенно мы уже приблизились к тем страшным дням.

Третья чаша

Откр.16:4-6 – Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Эта казнь похожа на первую египетскую казнь, когда воды реки Нил пре­вратились в кровь, рыба вымерла, река воссмердела и стала непригодна для питья (Исх. 7:19-21). Напоминает эта казнь и случившееся при третьем труб­ном гласе Ангела, когда третья часть вод в реках стала горькой, и многие люди от этого умерли (8:10-11). В несравненно больших размерах всё это случится при казни третьей чаши.

Когда испорчены будут все воды в морях, то тем более важны и необ­ходимы станут реки. Но, придя к рекам, люди и там увидят, что сделалась кровь. Как утопающий хватается за соломинку, так ухватятся люди за лю­бые другие источники вод. Может, где в колодце, может, где в горном озерце, может, где ключ бьёт... Но увы, везде – кровь, кровь, кровь. О, как тогда возопиют они! Но кому вопиять? Антихрист, их несравнимый царь, обоготворённый ими – бессилен остановить казнь Божью. Бог не поможет хуля­щим Его. Может, призвать Ангела вод, того Ангела, который поставлен над стихией воды, может, он умолит Бога об исцелении своей водной стихии? Нет, не нарушена ни праведность, ни святость Божия в этом суде над водами. Тот, Который еси в этих судах, такой же, как и был ранее, когда осыпал чело­вечество милостью и щедротами. Нет перемены в правосудии Божием. И Ангел вод не молит об исцелении своей стихии, но величит Бога за то, что так судил. Всё это послано за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Проливавшие кровь окружены теперь морями крови, вокруг текут реки крови, из источников бьёт кровь. Таково возмездие за страшную жестокость над святыми и пророками. Кровь за кровь, они достойны того. Те, что проливали кровь, как воду, должны будут пить кровь вместо воды. «И они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь» (Ис. 49:26).

Святые – это все верные христиане (13:7), а пророки – те, что удос­тоились пророческого дара от Господа. По неизреченному милосердию Божию в те страшные и последние дни не прекратится род святых детей Божиих и, как пророчествовал Иоиль (3:28-32), особо будут излиты дары Духа Святого, и именно дар пророчества. К этим пророкам последнего времени будут притекать верные и находить у них утешение и укрепление в страда­ниях. Но на них будет лютое гонение. Кровь их будет литься, как вода, от рук антихристовых гонителей. Однако виновны в пролитии их крови не толь­ко непосредственно те гонители, но и вообще все, кто оправдывает казни христиан. Виновны и оправдывающие древних иудеев, которые убивали и гнали посланников Божиих (Мф. 23:29-37). Виновны и все, оправдывающие пролитие крови святых, когда бы то ни было. «Горе вам, что строите гроб­ницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о де­лах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы... да взыщется от рода сего кровь всех пророков, про­литая от создания мира» (Лк. 11:47-48,50).

Благодатным чудом претворения воды в вино начал Господь Своё слу­жение на земле (Ин. 2:1-11), страшным возмездием будет претворение воды в кровь, когда Господь будет завершать Свои дела с землёй.

И вот пронеслось, как эхо от возгласа Ангела вод.

Откр.16:7 – И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои. Теперь о праведности Божественного правосудия говорит голос от жер­твенника. От жертвенника вопияли души убиенных святых за слово Божие и за свидетельство о Христе об отмщении пролившим кровь их (6:9-10). Теперь, когда их кровь частично была отмщена, они славят Бога за Его правосудие. Так что этот голос от жертвенника исходил от находящихся под ним душ убиенных святых.

Святой Андрей Кесарийский разумел под жертвенником Самого Хрис­та, т.к. мы призываемся «чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (Евр. 13:15), либо ангельские силы, которые возносят Богу наши молитвы и духовные службы. В таком случае мы имеем здесь самосвидетельство Христа и свидетельство Ангелов об истинности и праведности судов Божиих.

Четвертая чаша

Откр.16:8-9 – Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. Первые три чаши гнева поразили земное: людей на суше, море, реки и все источники вод. четвёртая чаша гнева приобретает уже космический характер, ибо касается деятельности самого солнца. Мы видим, что четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной. Интересно отметить, что слова дано было ему относятся не к солнцу, а касаются Ангела, изливающего на солнце чашу. Таким образом, к из­менению деятельности солнца причастен Ангел. Опять мы видим, как за природ­ными явлениями кроется деятельность Ангелов. Но всё это дано было ему от Бога, т.е. в конечном счёте всё объясняется бытием и божественной деятельно­стью Господа Вседержителя, ибо «всё Им стоит» (Кол. 1:17).

То, что в результате изливания четвёртой чаши меняется деятельность сол­нца, напоминает действие четвёртого трубного гласа, когда «поражена была тре­тья часть солнца и третья часть луны и третья часть звёзд» (8:12). Но если там деятельность солнца, видимо, ослаблялась, то здесь, наоборот, она усиливает­ся. Если глобальны и страшны катастрофы на Земле, то каков будет ужас от космических катастроф! И вот результат: солнце стало жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной. Это опять напоминает деятельность пророков Илии и Еноха в кончину века, которые «имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их» (11:6). Благодатная теплота сол­нца обратится в невыносимый палящий зной. И это тогда, когда не будет воды, но во всех морях и реках – кровь, как бы мертвеца! Какое зловоние будет повсюду! И в довершение – страшная эпидемия отвратительных гнойных ран. Всюду – зараза, зловоние, зной, ни капли воды! Тут бы и покаяться падшему человеку, введённому в такое состояние антихристом, ещё недавно обещавшим людям совершеннейшее и идеальное общество, рай на земле. Но люди будут в последней степени ожесточения и отчаяния. И даже поняв, что обмануты анти­христом и тяжко страдая, они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. В этом они несравненно превзойдут древнего египетского фараона. Тот хоть после казней каялся: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь обо мне Господу» (Исх. 9:27-28). Но не так здесь. Не для покаяния, а для хулы на имя Бога отверзут люди свои уста. Это не будут атеисты, нет. Эти прекрасно будут понимать, что Бог имеет власть над сими язвами, и всё-таки не вразуми­лись, чтобы воздать Ему славу, а, наоборот, хулили имя Бога. От окаменевших сердец не потекут потоки слёз, но только высекутся искры отчаяния и хулы.

Иносказательно можно разуметь, что греховное солнце будет их жечь своими лучами и опалять их зноем искушений и грехов. Но, безумные, они, не сознаваясь в своих прегрешениях, не славя Всевышнего, будут изощрять языки свои для хулы на Бога. Всё более растёт нечестие, всё более тяжкие казни постигают мир.

Пятая чаша

Откр.16:10-11 – Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. До сих пор язвы постигали людей, принявших антихриста, и природные сти­хии. Но прятался ещё невредимым в своём граде-убежище главный виновник этих язв – антихрист. Ещё невредимы престол зверя и спасающиеся возле него. Ещё не замучили этих мироправителей гнойные язвы, какими-то судьба­ми, может быть, поставляется ещё им вода, может быть, найдены и средства для создания тени от невыносимого зноя и палящего огня солнца. Пообещав людям рай и высшие идеалы, он, спрятавшись в своей цитадели, мрачно и злобно смотрит на происходящее в мире. Но он бессилен. Его ложные знамения увлек­ли за собой праздных людей. Но его лжечудеса бессильны против истинных и реальных язв. Однако не обольщённые им более всего тревожат антихриста. Бес­сильный и боязливый, он помышляет о том, как бы уцелеть самому. И тут спокойное и неспешное действие: пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя. Всё! Антихристово царство поражено в сердце! Всё кончено! Напрасно привлекались все силы цивилизации, вся наука и техника, напрасно помогали все силы ада. Не помогло ничто! Поражён великий вождь, обоготворенный вла­дыка антихристианского мира, несравненный «чудотворец и пророк», страшный зверь. Поражён его престол, перед которым преклонились, как перед престо­лом Божиим. И сделалось царство его мрачно, ибо погасло светило. Погас тот, которого считали светом всей вселенной. Погасло его учение, его чудеса, его царство. Слабой тенью этого события может рассматриваться осязаемая тьма египетская, надвинувшаяся во время девятой казни на фараона и его народ (Исх. 10:21).

Представление о помрачившемся царстве антихриста и о состоянии этого царства во мраке можно получить из 17-й главы книги Премудрости Соло­мона: «Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла. Думая укрыться в тайных грехах, они, под тёмным по­кровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасло их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами. И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звёзд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи. Явля­лись им только сами собой горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого – призрака, представляли себе видимое ещё худшим. Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось по­смеянию, ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи сами страдали позорною боязливостью. И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которо­го никуда нельзя убежать, ибо осуждаемое собственным свидетельством не­честие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, то были трево­жимыми страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. Итак, где кто когда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, вся­кий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе, ибо все были свя­заны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстротекущей воды, или сильный треск низвергающихся камней, или незримое бегание скачущих жи­вотных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, всё это, ужасая их, повергало в расслабление. Ибо весь мир был освящаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; а над ними одними была распростёрта тяжёлая ночь, образ тьмы, умевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы».

Столь тяжка была эта казнь-язва, что в бессильной злобе и отчаянии они кусали языки свои от страдания, ибо предвидели вечные муки геенны, где будет плач и скрежет зубов. Кажется, ну теперь бы принесли покаяние Истинному Богу, но они опять хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. Печать антихриста на челе каж­дого из них, и чело уже не может больше помышлять о вечности, не способ­но направить мысли свои к горнему. Оно омрачено «из глубин нестерпимого ада исшедшей ночью» (Прем. 17:13). Не может рука, запечатлённая антихристом, подняться для совершения спасительного крестного знамения. Не может сер­дце раскаяться, не могут очи пролить слёзы покаяния. Не может язык при­звать спасительное имя Господне. Как некогда в древности после пяти каз­ней фараон каждый раз ожесточал своё сердце, а после шестой казни уже Господь ожесточил его сердце (Исх. 9:12), так и здесь вконец было ожесто­чено сердце людей. И кусая от боли языки, искусанными и кровоточащими языками они всё-таки хулят Бога.

Шестая чаша

Откр.16:12 – Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. После поражения престола антихриста (пятая чаша) наступают после­дние события мировой истории, непосредственно завершающиеся вторым пришествием Христовым и Страшным Судом.

Мы видим, что река Евфрат играет некую особую роль во всей истории человечества. Здесь, в верховьях этой реки, был насажен некогда райский сад в Едеме, здесь начал человек свою жизнь на земле, – это колыбель человечества. Здесь произошло грехопадение человека и Бог отвергает это место и соделывает местом спа­сения Палестину – Иерусалим (вспомним историю Авраама). Здесь, на Ев­фрате, и начало цивилизации, первые в мире города. Здесь – средоточие боговраждебных сил. Здесь люди начали строить башню до небес, и были смешаны и рассеяны по всем землям. Так здесь, на вавилонских руинах, Рождается язычество, говорящее не на первоязыке народа Божия, а на раз­ных языках и поклоняющееся разным иным богам, но не Богу Истинному. Здесь Господь связывает четырёх нечистых ангелов, приготовив их на час и день, и месяц и год перед кончиной века (9:14-15). Здесь – граница Изра­иля, страны истинной религии и благочестия, за которой находятся страны и народы боговраждебные. Здесь – оплот народов, вечно враждовавших с носителями истинной религии. В древности – это Ассирия, Халдея и Пер­сия, всегда воевавшие и даже покорявшие Израиль. Здесь и Вавилон – город великого нечестия. В христианскую эру здесь утверждаётся оплот мусульманства, религии, отвергшей Богочеловека Иисуса Христа и таинство Пресвя­той Троицы, религии, призвавшей народы на кровопролитные войны с хри­стианами. И в кончину века с этим местом будут связаны особые события.

Если язвы предыдущих чаш понимались преимущественно буквально, то и здесь можно разуметь буквально смысл этих слов. Некоторым указанием на это событие могут служить слова ветхозаветных пророков. Исаия: «И прострёт (Господь) руку Свою на реку в сильном ветре Своём и разобьёт её на семь ручьёв, так что в сандалиях могут переходить её» (Ис. 11:15). Иеремия: «Засуха на воды его (Вавилона), и они иссякнут; ибо это земля истуканов» (Иер. 50:38). Ясно указывается и причина иссушения воды Евфрата – для того, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного на великую бит­ву последнего дня (14:16). Два главных потока двинутся сюда: «от преде­лов севера, ты (Гог в земле Магога) и многие народы с тобою» (Иез. 38:15) и «цари от восхода солнечного». Народы северные и восточные и объединившиеся с ними двинут тогда свои полчища в израильскую землю, что бу­дет облегчено им иссушением воды в Евфрате. Так разумел святой Андрей Кесарийский, говоря, что «река Евфрат оскудеет, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга, которые двинутся, думаем, из Скифских пределов – места Гога и Магога». Во время Андрея Кесарийского там жили языческие народы. Если же описываемые апокалиптические события недалеки от нашего времени, то, глядя на карту мира, трудно оши­биться в определении великих держав к северу и востоку от Евфрата, а так­же тех религиозных и тайных мистических сил, гнездящихся восточнее Ев­фрата. А впрочем, только сами события скажут своё последнее слово. См. обо всех этих событиях в толковании на 20:7-9. Иносказательно виденное Иоанном можно разуметь и так. Евфрат – гра­ница Израиля со странами боговраждебными. Но вот Евфрат высохнет, эта граница исчезнет, т. е. исчезнет всё, что сохраняло христианскую Церковь, новозаветный Израиль от своих врагов, и тогда все народы обрушат свой гнев на христиан, учинив последнее лютое гонение на святых. Видеть под высыханием Евфрата и последующей войной какие-то собы­тия предыдущей истории неправомерно, т. к. здесь описываются события самого последнего времени, завершающиеся Страшным Судом (ст. 14). Но это ещё не всё, к чему привело изливание шестой чаши.

Откр.16:13 – И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам. Иоанн видит исхождение нечистых духов из уст дракона, т. е. сатаны, и из уст зверя, «выходящего из моря», т. е. антихриста; и из уст лжепроро­ка, предтечи антихриста, «зверя, выходящего из земли». Так мы опять ви­дим эту сатанинскую «троицу». Троица не по существу, а подражательная и ложная. О троичности сатанинского действия см. 9:17,18. Это карикатура на божественную Троицу. Теперь, когда «царство антихриста сделалось мрачно», явилось всему миру его бессилие и стал ясен его проигрыш, сатана собирает все свои силы и делает последнюю, отчаянную попытку восстать на Бога, возмутив все народы (ст. 14). Но на этом его настигнет конец через второе славное пришествие Христово. Итак, в действие вступает на этот раз сатана лично и привлекает своих могущественнейших служителей: антихриста и лжепророка. Объединив свою тройную силу, они объявляют Богу войну, по-видимому, они понимают, что это будет последнее сражение, и вступают в бой сами. С одной стороны, сатана всё знает о своём конце, знает как из Священного Писания, так и из тех непосредственных сведений, которые он имеет от Бога и Ангелов. Но он – отец лжи (Ин. 8:44), и ложь искажает всякое знание, которое он имеет. Поэтому, и по своей безмерной злобе и от­чаянию, он всё-таки до конца будет вести с Богом войну.

С чего же начинается эта последняя брань? Из уст и сатаны, и антихри­ста, и лжепророка исходят три нечистых духа. От каждого по одному. Ис­хождение из уст означает, во-первых, исхождение духа изнутри, из самого внутреннего существа. Во-вторых, самый образ исхождения из уст мыслится как изблевание, что соответствует отвратительному виду жаб, и существу дракона, зверя и лжепророка. В-третьих, этим указывается, что эти духи исходят в мир по непосредственному указанию сатаны, антихриста и лжепро­рока.

Исшедшие три нечистых духа подобны жабам. Это сравнение объясняет­ся природными свойствами жаб. В грязи рождающиеся, в грязи живущие, из грязи выходящие, малые сами по себе, бессильные, жалкие, но раздуваю­щиеся и обладающие громкими голосами, они противны и отвратительны при прикосновении к человеческому телу. Таковы будут люди, в которых вой­дут нечистые духи, подобные жабам. Душа, как и деятельность этих людей, будет грязной и отвратительной. Слабы и жалки будут их цели и проявле­ния, но будут они гордыми и самопревозносящимися. В грязи рождённые, в грязи умрут. Изблеванные сатаной, антихристом и лжепророком, сами пре­вратятся в грязь.

Откр.16:14 – Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Об этих трёх духах говорится: это– бесовские духи, творящие знаме­ния. Мы видим, что всё царствование антихриста будет сопровождаться зна­мениями, цель их – увлечь и прельстить людей. И это будут не просто ил­люзии и обманные действия, которые он совершит, но и знамения, соверша­емые непосредственно бесовскими духами, исходящими из преисподней. Те­перь же для последнего восстания на Бога изойдут непосредственно от само­го сатаны, антихриста и лжепророка три бесовских духа, творящих знаме­ния. Они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. На этот раз деятельность бесовских духов проявится в том, что они вдохновят и подвигнут царей всей земли собраться на великую брань. Цари подымут свои обезумевшие от страш­ных казней-язв народы на войну. В войне людям будет казаться выход из положения. Да и чем такие мучения – лучше умереть (9:6). Так всё челове­чество пойдёт фактически на самоубийство. Подобно этому писал пророк Захария: «Вот наступает день Господень... и соберу все народы на войну против Иерусалима» (14:1-2). Люди часто спрашивают: будет ли ещё миро­вая война, потому что призрак войны витает над землёй. Мы не знаем, что ожидает нас в недалеком будущем. Даст ли Господь мир или он будет взят с земли, но мы знаем, что всемирной войной закончится всемирная история, ибо цари всей вселенной будут собраны на брань. Народ с севера со всеми соединившимися с ним и цари восточные беспрепятственно перейдут высох­шее русло Евфрата и соберутся на всемирное побоище в Палестине. Это будет в оный великий день Бога Вседержителя, т. е. в день Суда (1Кор.3:13; Мф.7:22; Лк.17:24; Евр.10:25). Сейчас трудно говорить с определённос­тью о том, что это будет за брань. По-видимому, надо разуметь и букваль­ные военные действия, и брань духовную, и мистическую, и идеологическую. Уже вот-вот — и грядёт Вседержитель в мир, но люди этого ещё не знают, они собрались на всемирную брань, бессмысленную и жестокую, будут что-то друг другу доказывать. Они уже ничего не способны понимать и не способны ничему верить. Не будут они уже верить и антихристу. Сами евреи, возвед­шие его на престол, отшатнутся от него и примут Христа. А народы мира – в страхе и смятении, в злобе и отчаянии собрались на брань, сами не зная, зачем и с кем. И тогда придёт Христос.

Откр.16:15 – Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. Эти слова являются здесь несколько неожиданной вставкой в ход пове­ствования о казни шестой чаши. Они, по-видимому, не принадлежат здесь ни Господу, ни Ангелам, а просто Иоанн, описывая «оный день Бога Вседержи­теля», как бы сам вставляет эти слова, пришедшие ему на память. Вы (народы) уже не знаете, что делать, потеряли всякую веру и жизнен­ную устойчивость, отчаялись в мучениях пяти язв, и вот – собрались на брань, уничтожая самих себя, а фактически, восставая на Бога. И тут – се, иду как тать, т. е. неожиданно, как вор. Блажен бодрствующий, не покло­нившийся антихристу, но ждавший Христа и хранящий одежду свою, полу­ченную в крещении, и всегда облекавший душу свою добрыми делами, чтобы не ходить ему нагим от добрых дел, и чтобы не увидели срамоты его, т. е. падшей греховной природы. Потому блажен тот, для кого пришествие Хри­стово не будет неожиданным, как приход вора, ибо «вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фес.5:4). Для бодрствующего и храня­щего свою святую брачную одежду это будет пришествие долгожданного Жениха. Оно будет как долгожданные лучи света грядущего дня для бодр­ствовавшего всю ночь сторожа. Но для спавшего во грехах это будет вне­запное, страшное и неожиданное пробуждение через пришествие вора. Как вор расхищает имущество спящего, так страшный день Суда расхищает всё накопленное в греховной жизни на земле. «Итак, не будем спать, как и про­чие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6).

Кстати, в словах Иоанна мы находим опровержение ложного сектантско­го учения о предварительном восхищении Церкви перед Страшным Судом. Верующие призываются бодрствовать, чтобы день Суда, в который придёт Господь (ст. 14-15), не застал их, как тать. А значит, они не будут предва­рительно восхищены, но будут до самого дня Суда находиться на земле. Кстати, если принять сектантское понимание, что будет восхищение Церкви, потом великая скорбь, потом 1000-летнее царство, потом Страшный Суд, то необходимо принять нелепую мысль, что Христос в кончину века должен прийти не только дважды, но даже трижды! (Так и учил баптистский толко­ватель Откровения И. В. Каргель.)

Откр.16:16 – И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Иоанн указывает на место, где будут собраны ко дню Суда все народы на великую битву. И он собрал их. Кто он? В ст. 14 мы видели, что собира­ющими всех царей вселенной на битву являются бесовские духи, изошедшие из уст дракона, антихриста и лжепророка. Если же слова «и он собрал их» рассматривать как непосредственное продолжение ст. 14, то Собирающим является Сам Бог Вседержитель (Зах. 14:1-2). Принять можно оба ответа одновременно, ибо если земных царей и собрали три нечистых духа, то не иначе, как по попущению Бога Вседержителя.

Так все народы со своими царями оказались собраны на брань, на место, называемое по-еврейски Армагеддон. То, что название этого места Иоанн приводит по-еврейски, говорит о том, что оно уже играло роль поля сраже­ния в еврейской истории. О каком же месте речь? В Писании мы не нахо­дим упоминания о местности, прямо называющейся Армагеддон. Но мы встре­чаемся с выражениями «воды Мегиддонские» (Суд. 5:19) и «равнина Мегиддо» (2 Пар. 3:22; Зах. 12:11). Местоположение этой равнины действительно хорошо известно в Палестине. Слово «Армагеддон» несомненно сложное, состоящее из двух слов: «ар» и «Мегиддо». Более многочисленные и верные списки говорят за после­днее прочтение. Но так или иначе, речь идёт об одном и том же – о мест­ности, называемой Мегиддонской, по долине ли, или по той горе, к которой эта долина примыкает. Андрей Кесарийский пишет, что «Армагеддон» озна­чает рассечение или убийство (по-видимому, при рассмотрении значения это­го слова на еврейском языке). Этим указывается, что тут человечество пойдёт на своё окончательное рассечение и убийство.

В этой долине произошло два страшных, кровопролитных сражения, па­мятных для еврейского народа. Здесь евреи во главе с Вараком и Деворой разбили Сисару, военачальника царя Иавина, жестоко угнетавшего народ Божий (Суд. 4-5). Здесь иудейский царь Иосия, не послушав Господа, по­терпел лютое поражение от египетского фараона Нехао. Так что и победа, и поражение связаны у евреев с этим местом. Победа при уповании на Госпо­да и поражение при непослушании Ему. И здесь, в этой долине, будут ко дню Суда собраны на страшную брань все народы земли. Возможно, что в Мегиддонской долине состоится только первоначальное собрание всех наро­дов, а уж окончательный Суд в долине Иосафата за городом Иерусалимом, как и Христос был осуждён за городом. То, что Господь соберёт все народы на Суд в долине Иосафата, является одновременно верованием и христиан, и евреев, и мусульман. А впрочем, о географически точном месте трудно судить, во-первых, по множеству собранных народов, а во-вторых, мы не знаем не только ни дня и ни часа пришествия Христа, но нам не дано и су­дить о месте Его явления (Мф. 24:26-27), и поэтому даже на основании пророчеств Иоиля и в Апокалипсисе мы этого не можем говорить с определённостью. Знаем только, что на эти названные места соберутся народы на брань, и тогда явится Христос на Суд.

Седьмая чаша

Откр.16:17-19 – Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Чаша седьмого Ангела, как и предыдущие шесть чаш, описывает события и казни Божии в кончину века. Но показанному в видении седьмой чаши можно дать и иное, таинственное толкование. Рассмотрим сначала его.

Таинственное значение чаши седьмого ангела

Это видение снова возвращает нас, как уже неоднократно было в Апока­липсисе, к тайне нашего искупления на Голгофе. Перед нашим взором снова Крест и всё совершившееся на нём. Но только предстаёт оно совершенно иначе, чем в описаниях Евангелистов. Они описали то, что предстало в те дни их глазам. Иоанн в Откровении видит всё то же самое, но как бы с иной стороны, со стороны невидимого мира. Это как облака, которые снизу, с земли, мы видим высоко в небе, но, забравшись на высокую гору, мы мо­жем увидеть их у своих ног сверху. Седьмой Ангел вылил чашу свою... Это та чаша гнева Божия, кото­рая от дня грехопадения человека приготовлялась для наказания людей, но теперь изливается на Сына Человеческого (14:9-10). Семь чаш, полнота гне­ва Божия изливается на Него. Причем седьмая чаша выливается на воздух, ибо там царство сатаны, «князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2:2). И вот теперь, для сокрушения «князя воздушного», возносится Христос на Кресте от земли в воздух (Ин. 12:32). Об этом так пишет святой Афанасий Великий: «Враг рода нашего диавол, ниспадши с неба, блуждаёт по сему дольнему воздуху. Господь пришёл, чтобы низвергнуть диавола, очистить воздух, открыть путь на небеса. И это исполнено Его смертью, которую претерпел Он на воздухе, ибо только тот умирает на воздухе, кто оканчива­ет свою жизнь на кресте». И вот на воздух, на распятого Христа, изливает­ся чаша гнева Божьего. Он жаждет её испить ради гибнущих людей, ради Своих распинателей. Он воскликнул на Кресте: «Жажду!» (Ин. 19:28) и Ему дано было испить. Отец оставил Сына, чтобы усыновить Себе Его рас­пинателей! Люди видели и слышали, как Иисус из Назарета, вися на пре­зренном древе римского креста, воскликнул: «Совершилось!» (Ин. 19:30). И вскоре после этого видели, как разодралась завеса в Иерусалимском храме. А вот что видели тогда же небеса: и из храма небесного от престола – ибо таковым явилось им животворящее древо, на котором восседал, как на не­бесном престоле, непорочный Агнец Божий – раздался громкий голос, го­ворящий: совершилось! Совершилось искупление, ибо чаша испита! Гнев Божий излит. Разодрана завеса, отделявшая небо от земли! Крест соделан престолом, небо с землею воссоединёно! Совершилось! – прозвучало от пре­стола, и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение. И действительно, тогда «сделалась тьма по всей земле до часа де­вятого, и померкло солнце...» (Лк. 23:44-45). Когда излился гнев Божий, то тьма окутала землю. Святой Дионисий Ареопагит был тогда ещё языческим учёным и, наблюдая эту тьму, находясь в Александрии, воскликнул: «Или Сын Божий умирает, или кончина века!» Воистину, умирал Сын Божий. И сде­лалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как существуют люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! Какого не было! Ибо тогда «земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51-52). Это землетрясение потрясло не только землю, но и недра ада и преисподней. И ад отдал своих мёртвых, и они вышли воскресшие. Христос пленил плен, поразил сатану, небеса прими­рил с землёй – совершилось!

И город великий распался на три части. Город великий – это Иерусалим (11:8). Он великий, ибо в нём совершилось самое великое событие – искупление человечества Крестом Христовым. С этим же городом связаны величайшие события священной истории Ветхого и Нового Завета. Иеруса­лим тогда действительно распался на три части по населявшим его христи­анам, иудеям и самарянам. Иначе ещё: население Иерусалима разделилось тогда на три части: на твёрдо уверовавших во Христа, маловерных и вовсе не принявших проповедь о Христе.

И города языческие пали. Церковь Христова распространилась, языче­ство пало, рухнуло. Погасли идольские капища, водрузился Крест. Пал язы­ческий Рим, пала языческая Александрия, пала языческая Антиохия, пали языческий Ефес, Афины и другие города. Расцвели столицы христианства, города христианских патриархов и центры христианского просвещения: Рим, Александрия, Антиохия и многие другие христианские города! Восторжество­вало христианство.

Если же под городом великим разуметь духовный Иерусалим, святую Цер­ковь, то под её распадением на три части можно разуметь печальное разде­ление на православную, католическую и древние восточные Церкви.

Непосредственное значение чаши седьмого ангела

Непосредственно всё это есть образ кончины века. Изливается последняя чаша гнева Божьего. Предыдущими язвами поражено было всё, поражены были все стихии. И вот изливается гнев Божий «даже на воздух, от которо­го никуда нельзя убежать» (Прем. 17:9). Таким образом, нарушаются все внешние условия земной человеческой жизни. Но это будет и последнее, окончательное сокрушение сатаны, «князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2:2) и «духов злобы поднебесных» (Еф: 6,12). Сам Христос явится в воздухе, чтобы осудить сатану и сынов его и соединиться со Своею искуп­ленной Церковью (1 Фес. 4:17). И тогда из храма небесного от престола раздался громкий голос Самого Господа Вседержителя, говорящий: совер­шилось! Совершилось всё, чему по предвечному определению надлежало быть. История неба и земли пришла к Своему концу. Мир созрел. Суды соверши­лись. Жатва пожата. «Паки Грядущий» пришёл. Более ждать нечего, насту­пил финал – Страшный Суд. Не выдержала этого земля и вся природа, за­стонала: и произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое зем­летрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! «Как молния исходит от востока и видна бы­вает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Это будет последняя стихийная катастрофа из тех, о которых Христос говорил, что им надлежит быть в кончину века (Мф. 24:7): «гла­ды, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней». Это же описанное Иоанном землетрясение будет последним приступом, последней схваткой болезни. Болезнь – это великая скорбь кончины века. Причём это землетрясение потрясёт не только недра земли, но и ада и всей вселенной. Молнии, громы и голоса разбудят спящих во гробах, и уже не только неко­торых святых, как при крестной смерти Спасителя, но всех живших на земле. Потрясётся земля, расступятся камни, «ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). «Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз, и это будет ско­ро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами» (Аггей 2:6-7). Эти слова пророка Аггея толкует Апостол Павел в послании к евреям: «Который (Господь) ныне дал такое обещание: «ещё раз поколеблю не только землю, но и небо». Слова «ещё раз» означают изменение колеблемого, как сотворённого, чтобы пребыло непоко­лебимое» (Евр. 12:26-27). «Колеблемое» – сотворенные небеса и земля будут «перетрясены, изменят своё существо в новое, вечное. В этом страшном землетрясении разрушатся и прейдут ветхие небо и земля и их уже не будет (21:1). «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2Пет.3:10.12).

И как при землетрясении бывает разрушение городов, так и здесь читаем о разрушении Иерусалима, городов языческих и Вавилона. И город великий распался на три части. Под великим городом, мы уже видели, понимается Иерусалим. И в древности камень на камне не остался от Иерусалимского храма, и весь город пострадал от римских легионов. Ког­да же император Юлиан Отступник (360-363) приказал восстановить храм, чтобы опровергнуть пророчество Христа, то сильная буря, огненные шары из земли и землетрясение окончательно всё разрушили. Такая же участь по­стигнет Иерусалим с его антихристовым храмом. Всё построенное богобор­цем будет разрушено до основания. От самого города останутся только раз­валины. (Интересно отметить нынешнее разделение Иерусалима на три части между евреями, христианами и мусульманами.) Такая же участь постигнет и другие города, как сказано: и города языческие пали. Падут перед Страш­ным Судом все земные царства.

И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Ничто не забыто, будет воспомянут и Вавилон великий – город нечестия и блуда, который надо отличать от Иерусалима, где будет храм антихриста. О падении Вавилона возвещает ангельская весть (14:8). Город, напоивший все народы яростным вином блуда, будет сам пить чашу вина ярости гнева Божия.

Откр.16:20 – И всякий остров убежал, и гор не стало. Это тоже следствие описанного в ст. 18 землетрясения. При землетрясени­ях часто поверхность земли меняет свои очертания. Острова погружаются в море, в горах бывают обвалы и разрушения. В невероятных масштабах всё это совершится в кончину века. Уже в 6:14 мы читали, что «всякая гора и остров двинулись с мест своих». Теперь сказано, что исчезнут вовсе. «Стихии же, раз­горевшись, разрушатся» (1 Пет. 3:10). Прежнего и в прежнем виде не останет­ся ничего. «Прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (21:1).

Иносказательно святой Андрей Кесарийский под островами разумеет свя­тые церкви, а под горами – в них начальствующих. При наступлении вели­кой скорби антихристовой святые и их пастыри во исполнение слов Господ­них (Мф. 24:16-20) уйдут в пустынные и потаённые места и укроются там. Их не станет в шумном безбожном обществе. Убегут они не от мучений, не из страха, но предпочтут для сохранения благочестия пребывать в горах и пещерах, нежели в городах. Да и невозможно им будет жить в обществе. Также и в само пришествие Христа на Суд святые соединятся с Господом, грядущим в облаках (1Фес. 4:17), и их уже не станет в среде нечестивых.

Откр.16:21 – И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая. Это в довершение всех бедствий. То, что град пал с неба, означает, что людей и всю землю постигнет гнев небес. Небо не может более взирать на беззакония людей и посылает тяжкое наказание – всеуничтожающий град величиною в талант (талант – мера веса в 60 мин, перевести её точно на наши единицы измерения не удаётся. Но для града величина, во всяком слу­чае, весьма большая.) карает людей, и язва от него была весьма тяжкая. Эта язва напоминает также седьмую казнь-язву, наведённую Господом на Египет (Исх. 9:13-35). Но все казни не приводят к покаянию, сердца людей ожесточены, и ожесточены навечно. Не действует ничто: ни землетрясение, ни разрушение Иерусалима, ни падение Вавилона, ни град; покаяния нет, и хулили люди Бога за язвы от града. Хула – вот последнее, что в отчая­нии, злобе и бесовской одержимости извергают уста погибающих. Что ещё остаётся? Страшный Суд, начало вечных мучений.