размер шрифта

Толкование на книгу Откровение, Глава 13 – Во свете Библии

Новый Завет
с толкованием и комментариями

Содержание

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.13:1 – И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Можно себе действительно представить, что Иоанн, находящийся на острове Патмосе, стоит на берегу на песке морском, и вот то, что он видел, реально переплетается уже с видением духовным. Или же всё это происходило в видении. Из моря житейского, всегда волнующе­гося и много мятущегося суетой и грехами, из моря земных народов увидел Иоанн выходящего зверя. Кто этот зверь? Этот зверь, по верованию Цер­кви, есть антихрист. Здесь необходимо указать на ряд неверных пониманий того, кто будет антихрист.

Неверно понимать, что антихристом будет сам сатана. Сатана не может по примеру Христа воплотиться, да и Писание ясно различает сатану и анти­христа: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепро­рок» (20:10). И Апостол Павел называет антихриста «человеком греха» (2 Фес. 2:3), а не сатаной. Так разумели и святые отцы. Святой Иоанн Зла­тоуст: «Кто же есть сей, не сатана ли? – нет, но человек некий, вся­кое его приемлющий действо». Святой Ефрем Сирин: «Не сам же родится сатана, но во образ его приидёт прескверный как тать». Святой Иоанн Дамаскин: «Не сам диавол будет человек, по Господню вочеловечению – да не будет, но человек из блуда родится и поднимет все действа сатаны». То есть антихрист – не сам сатана, но человек, в которого вселится сатана, и который будет всецело орудием сатаны в кончину века. Неверно понимание, что антихрист – это некоторое отвлечённое понятие вроде отступления, безбожия, ереси и подобного. Этому противоречит ясное указание Апостола, что антихристом будет «человек греха» (2Фес. 2:3). О нём Писание говорит как о человеке в единственном числе, которому прису­щи действия конкретного человека. История христианства полна таких при­меров, когда люди «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10:2), и в определённых событиях и явлениях, как, например, Рим­ское папство, реформа патриарха Никона в России, революции, видят прише­ствие антихриста и его царства. Как правило, сами же исторические события полностью и опровергают эти мнения. Так, например, даже российского царя почитали за антихриста, но вот прошло уже более полувека, как свергнут царь в России, а история идёт своим чередом. Так же неверно понимание, что некоторые нынешние государства, где процветает атеизм и безбожие, явля­ются уже наступившим царством антихриста. Это опровергается хотя бы уже тем, что все действия антихриста, которые мы далее увидим описанными, ещё не наступили. Всё большее развитие греха, нечестия, ересей, лжеучений безбожия есть то «отступление», о котором пишет Апостол Павел (2 Фес. 2:3) и которое предваряет и приготовляет установление в мире самого антихрис­това царства.

Неверно и то понимание, что антихрист – это один из ранее бывших на земле правителей. В пример приводят Нерона, Домициана, Наполеона, Лени­на. Во-первых, сама жизнь этих людей показывает, что не совершили они того, что сказано в Писании об антихристе. Иные на основании таких мест, как 13:3; 17:8-11 считают, что воскреснет кто-то из людей, подобных назван­ным, воцарится и будет антихристом. Это неверно хотя бы уже потому, что сатана не может никого воскресить. А указанные места Церковь толкует иначе. Личности же, которые своей деятельностью наносили великий вред Церкви и истине, которые преследовали христиан, уничтожали народы, ввергали миллионы людей в пучину лжеучений и ересей, прелести и обмана, греха и нечестия, безбожия и неверия, должны рассматриваться как предтечи анти­христа, приготовляющие ему путь.

Писание иногда говорит о многих антихристах. «И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1Ин. 2:18). Ещё более ясно об этом сказано в 1Ин.4:2-3 – «Духа Божия (и духа заблужде­ния) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришед­шего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь уже в мире». Таким образом, надо чётко различать того антихриста, «о котором вы слышали, что он придёт», и его дух, который «и теперь есть уже в мире», а потому «и теперь появилось много антихристов». Дух антихриста и теперь уже в мире, и действует он в сынах противления, которые по духу, действующему в них, и сами называ­ются антихристами. В кончину же века придёт тот, чей дух действовал во все века. О нём говорил Христос, противопоставляя его Себе: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете» (Ин.5:43).

Тайнозритель видит зверя-антихриста, выходящего из моря. Писание при­открывает нам ещё конкретнее: откуда именно придёт антихрист. Когда уми­рал патриарх Иаков, то он собрал своих двенадцать сыновей, благословил и пророчествовал о будущем их потомков. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни... Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник упадёт назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!» (Быт. 49:1,17-18). Через Дана древний змий-сатана ляжет на дороге, которой Бог ведёт людей ко спасению. Это и есть тот змей, который будет «жалить (Спасите­ля – Г.Ф.) в пяту» (Быт. 3:15). Антихрист будет «вести войну со святыми и победит их» (13:7). Так Иаков из глубины веков провидит, что от Дана придёт антихрист, как бы содрогается и восклицает: «На помощь Твою надеюсь, Господи!» И Мо­исей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею... О Дане сказал: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» (Втор. 33:1,22). Так от Дана в кончину века выбежит молодой лев рыкаю­щий, ища кого поглотить. Это об антихристе. Приходящими от Дана видит бедствия антихристова времени и пророк Иеремия: «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истре­бят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём» (Иер. 8:15-16). Так и пророк Амос говорит о времени антихриста: «В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» – Они падут и уже не встанут» (Ам. 8:13-14). Указанием на происхождение антихриста от коле­на Данова служит и то, что из колена Данова отсутствуют запечатлённые печатью Бога Живого (Откр.7). Из колена Иудина были помазанные изра­ильские цари и от него воссиял Христос. Из колена Данова грядёт антихрист. От евреев пришёл Христос-Спаситель, от евреев же придёт антихрист-губитель. Все основные силы неба и ада проявляются в мире через евреев. Ев­рейский народ находится в сердцевине всего человечества и его истории. Святые отцы указали не только на происхождение антихриста из колена Данова, но и на то, как он родится. Так святой Ипполит Римский пишет: «Спаситель мира, желая спасти род человеческий, родился от непорочной и девственной Марии... подобным образом также и диавол прийдёт на землю от нечистой женщины, родится в обольщении от девицы» [Слово о кончине мира..., п. 22]. Святой Ефрем Сирин: «Поскольку Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы... то и он (враг. – Г.Ф.) умыс­лил восприять образ Его пришествия и прельстить нас... от оскверненной девы родится его (врага. – Г. Ф.) орудие: но сие не значит, что он воплотится; прийдет же всескверный, как тать (вор)» [Слово 38, на пришествие анти­христа]. Так антихрист родится от скверной жены-блудницы, из еврейского народа по провидению от «девы» из колена Данова. Начиная со своего рожде­ния, антихрист во всём будет уподобляться Христу, и тем справедливо на­зывается антихрист, ибо «анти» означает по-гречески «вроде», «вместо».

Далее Иоанн описывает внешний вид зверя. Вид зверя-антихриста совпа­даёт с видом зверя сатаны в 17-й главе. Этим указывается их сродство и сходство. Антихрист находится всецело во власти дьявола, является его ору­дием и его олицетворением на земле. Иоанн видит зверя с семью головами. Этим указывается на седмеричный круг земной жизни. Зверь – это царство сатаны на земле. Голова управляет всем своим телом, поэтому семь голов – это семь царей с их цар­ствами, через которые сатана во все времена осуществлял своё господство на земле и потому полноправно мог называться князем мира сего (Ин. 12:31).

Об этих же семи царях мы читаем в 17-й главе. Под первыми шестью царствами можно разуметь: 1. Египет. 2. Ассирию. 3. Халдею. 4. Персию. 5. Греко-Македонию. 6. Римскую империю. Седьмым царством является царство самого антихриста. Из первых шести царств можно опустить Египет и ввес­ти Сирию. Вообще в точном определении первых шести царств у толковате­лей существуют некоторые расхождения. Царями (головами) тогда являют­ся: египетский фараон при Моисее, Сеннахирим Ассирийский, Навуходоно­сор Вавилонский, Кир Персидский, Александр Македонский, Антиох Епифан Сирийский, императоры Рима – Цезарь, Нерон, Домициан и другие, сам антихрист. Христос разрушил шестое царство: Римская империя приняла хри­стианство. От времён первохристианства и до антихристовых сатана лишён своего царства на земле («изгнан вон»), – царствует Христос («тысячелетнее царство»). Но царство самого антихриста будет предварено десятью царства­ми, которые будут одновременно перед пришествием антихриста (17:12). Это означено десятью рогами, которые были на головах зверя. Это видение схоже с тем, которое имел пророк Даниил: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трёх царей, и против Всевышнего будет произно­сить слова и угнетать святых Всевышнего... и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени» (Дан. 7:24-25). Перед пришествием антихриста будут десять основных государств, три из которых будут унич­тожены антихристом, а остальные примут его. Точное перечисление этих десяти царств ныне невозможно, ибо Писание не даёт на то никаких указаний. Эти цари явно откроются уже только во дни антихриста.

На рогах его было десять диадим. Диадима – знак царской власти и гос­подства. Рог – символ силы и могущества. То, что диадимы не просто на головах, а именно на рогах, указывает на то, что своей власти зверь дости­гает исключительно насилием. А на головах его имена богохульные. Как и в видении пророка Даниила, одиннадцатый рог говорил слова высокомерные против Всевышнего (Дан. 7:25). Богохульные имена на головах зверя озна­чают, что все вышеназванные семь царств в истории человеческой были богопротивными и через них сатана устроил своё царство на земле. Богохуль­ные имена древних царств указывают особенно на их идолопоклонство, обоготворение их царей и нечестие. Но всех их превзойдет богохульство седь­мого царя – антихриста, ибо он будет «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4), он «придёт во имя своё» (Ин. 5:43), имя мерзкое и богохульное.

Откр.13:2 – Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него– как у мед­ведя, а пасть у него – как пасть у льва. Таков внешний вид зверя. Это перекликается с видением четырёх животных пророком Даниилом (Дан. 7:3-6). Львом обозначается Вавилонское царство халдеев, его величие и царствен­ность. Медведь – царство Персидское, его ужас, сила и упорство. Барс (или рысь в славянском переводе) – царство Александра Македонского, его стремительность и хищность. Четвёртый зверь у Даниила означает Римского царя, который разрушил все предыдущие царства и создал свою великую империю. Римский кесарь (особенно Нерон) вообще прообраз антихриста. И то, что зверь-антихрист имеет здесь в себе черты и барса, и медведя, и льва, озна­чает: он будет в себе содержать всю силу и мерзость всех предыдущих царств, превзойдёт их и покорит их.

Сам антихрист – человек, и всю эту силу и власть он будет иметь не от себя, но дал ему дракон (сатана) силу свою и престол свой и великую власть. Всё это он будет иметь от дьявола, как его наместник на земле. Силу свою (дьявольскую) – это те природные силы и свойства, которые дьявол имеет как ангел и бывшее высшее Божье создание. Престол свой – это весь мир, ибо он князь мира сего. И великую власть, которую он имеет над миром. На Кресте Христос лишил дьявола престола и власти, но в кончину века на краткое время он снова даётся ему. И дьявол всё это передаст анти­христу и через него будет действовать.

Откр.13:3-4 – И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Антихрист во всём будет подражать Христу и являть собой противоположность Ему. Как Христос родился от евреев, от Девы, так и тот родится от евреев и подражательно от девы, на самом же деле от жены скверной. Христос сказал о Себе: «Был мёртв и се, жив во веки веков» (1:18), Он – «Агнец как бы закаланный» (5:6), так и антихрист подражает Ему в этом – получает смертельную рану от меча (13:3,14) и исцеляется, как бы вос­кресает. Так он строит своё царство в противоположность царству Христа. Что же значит эта смертельная рана и исцеление (воскрешение) от неё? Понимать её можно двояко.

Во-первых, здесь можно разуметь лжечудо, которое совершит антихрист. Либо он сам, либо один из его высших сановников-князей будет умерщвлён мечом, а потом воскрешен и исцелён от смертельной раны. Такое ложное воскрешение было некогда совершено Симоном-волхвом, родоначальником ересей, и обличено первоверховным Апостолом Петром. В подражание Хрис­ту, антихрист, чтобы увлечь за собой народы, совершит это лжечудо и тем покажет якобы свою власть над жизнью и смертью. Совершит он это обман­но, либо разыграв всеми доступными ему земными средствами такую сцену, либо же привлечет к тому непосредственно силы преисподней.

Во-вторых, мы видим, как в древности одно царство, устрояемое сата­ной, сменялось другим: Египет, Ассирия, Вавилон и т. д. Но вот одна из голов – шестая, Римское царство, получает смертельную рану Крестом Хри­стовым. Сатана связывается в бездну и его уже как бы нет (17:8; 20:2-3), гаснут идольские капища, всюду водружается крест, воцаряется Христос. Небесное царство невидимо и духовно сходит на землю и покоряет сердца народов. Но мир всё-таки не пожелал принять этого Владыку. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Тогда смертельная рана, нанесённая боговраждебной силе, начинает исцеляться. Начинается отступление от христианства (2Фес. 2:3). Это и магометанство, и эпоха Возрождения. Проис­ходит возрождение того, что умерло через христианство. ВозРождается древ­няя языческая культура. И дальше следуют богоотступничество, атеизм, не­честие, диктаторские режимы последнего времени. Всё это – предвестники будущего восстановления сатанинского царства на земле. А мир всё более дряхлеет. Всё, что люди строят, – рушится. Люди постепенно теряют веру во всё – в Бога, царя, человека, самих себя. Все кумиры и идеалы рушат­ся. Всё более и более витает в умах многих ощущение близящейся катастро­фы. Ныне человечество уже реально ощущает возможность своей гибели. И вот, когда разуверятся во всём и опротивеет всё, тогда придёт антихрист со своей новой программой. Он вскроет все противоречия и недостатки преды­дущих обществ, социальных систем и культур и предложит своё идеальное общество. Его примут как спасителя. Его приход будет исцелением сатанин­ской раны. Выпускается сатана из бездны, исцеляется смертельная рана, на­несённая Крестом Христовым. Снова устанавливается царство сатаны на земле (в седьмой и последний раз), причём в невиданной прежде силе. Мнимо побеждается и тот тупик, в который ввело себя богоотступническое человече­ство. Таким образом, рана, нанесенная зверю мечом в Апокалипсисе, – это изгнание сатаны из мира (Ин. 12:31), отсутствие его царства на земле. А её исцеление – это последнее освобождение сатаны и установление им своего царства в лице антихриста. Люди же воспримут это иначе. Видя ту пропасть, в которую они катятся, деятельность антихриста они воспримут как воскре­шение человечества от смертельной раны. И дивилась вся земля, следя за зверем. Все средства массовой информации будут работать на него. Вся земля будет следить за действиями нововосшедшей звезды и, видя всё совершае­мое, удивится. Тогда уже мало чем можно будет удивить людей, но тут будет дивиться вся земля. И это удивление перейдёт в божественное поклонение и почитание антихриста и давшего ему власть дракону: и покло­нились дракону, который дал власть зверю. Так, через антихриста сатана достигнет своей высшей и первоначальной цели – почитания себя как Бога (Ис. 14:13-14).

Частично этой цели сатана достигал в первых шести идолопоклонничес­ких царствах (поклонение идолу есть поклонение бесам – 1Кор.10:20). Потом христианство уничтожило это поклонение. В этом плане магометанство, безбожие и пр. не есть поклонение сатане, ибо они не чтут его и не покло­няются ему. Атеист, не веруя ни в Бога, ни в сатану, не поклонится ни тому, ни другому. Поэтому атеизм, будучи послушным орудием сатаны, не может быть для него самоцелью. Атеизм – временное явление, находящееся меж­ду поклонением Богу и поклонением сатане. Современный атеизм возник фактически во Франции в XVIII веке в так называемую «эпоху просвеще­ния». Атеизм уничтожает поклонение Богу, а потом сам будет уничтожен, и начнётся поклонение сатане. Атеизм – это нуль при переходе от плюса (богопочитания) к минусу (культу сатаны). Но вот «рана исцелена» и начинает­ся уже не прикровенное, а явное поклонение сатане как Богу в антихристо­вом царстве. Не лишается божеского поклонения и сам антихрист. Покло­нившись дракону-сатане, который дал власть зверю-антихристу, люди и по­клонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразить­ся с ним? Он несравним, бесподобен и всесилен! Все бывшие до него – всё равно что детская игра в сравнении с ним – так воскликнут люди. Осмеяно будет всё, бывшее ранее, все религии, культуры, социальные системы и во­инские силы! Люди будут думать, что достигли высшего, прекраснейшего и навеки нерушимого. XX век особенно продвинул людей в этом плане.

Откр.13:5 – И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. Это совпадёт с видением Даниила: «в роге (зверя) были глаза, как бы глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» (Дан. 7:8.25). О том же пишет и Апостол: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4).

И даны – то есть антихрист не своею силой достигнет этого, но и слова и действия его даны, попущены Богом. Что Бог даёт, разрешает ему сде­лать, то он и делает. Большего же, чем попущено от Бога, он совершить не может. И вот уста, данные человеку для прославления Бога, говорят гордо и богохульно. Гордость – первый грех сатаны. Гордость будет и последним его грехом. Он начал грешить тем, что захотел быть как Бог. Тем же он согрешит в последний раз. От гордости родились все грехи, в ней же они все и завершаются. Усугубление греха антихриста ещё в том, что он будет не только говорить, но и действовать, и словами и действиями будет хулить Бога. Но дано ему будет это делать только краткий срок – сорок два ме­сяца, или три с половиной года (см. 11:23; 12:6,14). Святые отцы все разу­меют здесь буквально срок в 3,5 года, а не неопределённый промежуток времени (Ириней Лионский, блаженный Иероним, Андрей Кесарийский).

Откр.13:6 – И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Выдавая себя за Бога, антихрист будет уничтожать и хулить всё, что люди прежде почитали за божественное и святое. И отверз он уста свои для хулы на Бога. Бесстыдству и нечестию антихриста нет предела. Его ничто не останавливает и он отверзает свои уста даже для хулы на Бога и извер­гает тройную хулу, чтобы хулить: 1) имя Его; и 2) жилище Его; и 3) живу­щих на небе.

Первым объектом хулы для антихриста будет всесвятое, великое и страш­ное имя Божие. А похулившего Самого Бога ничто уже не остановит, что­бы хулить и всё Божие. Жилище Его – это небо, как мы и молимся: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9). Некогда сатана и ангелы были свергну­ты с неба, и теперь в ярости хулят его. С другой стороны, «земной наш дом, эта хижина» (2 Кор. 5:1). Жилище – это тело, в котором обитал Бог, тело Сына Человеческого, как и сказано, что «в Нём (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Так антихрист, утверждая себя бо­гом, будет хулить Христа, Сына Человеческого. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин. 2:22). Похулив Христа, он себя выдаст за Христа. Горе тем, кто всё ещё ждёт на землю Христа для спасения – они дождутся антихрис­та и примут его. И похулит также живущих на небе – святые неотмирные ангельские силы и духи праведников, достигших совершенства. Дивен Бог во святых Своих, а потому хулящий Бога будет хулить и Его святых. Протестантизм, отвергнув почитание святых, а иных святых и осмеивая, положил этому начало. Безбожие уже открыто и резко порочит святых. Антихрист тоже будет их хулить. Значит, не дают они ему покоя. «Все святые, молите Бога о нас!» Так мы прикровенно видим здесь хулу антихриста на всю Пресвятую Троицу. Хула на имя Его – это хула на Отца, хула на жилище – это хула на Сына, хула на святых это хула на Святого Духа (Деян. 5:3), ибо святые – помазаны Духом, Им живут и освящаются.

Откр.13:7 – И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И дано было ему вести войну со святыми и победить их. Война со свя­тыми, с христианами велась во все времена. В страданиях и гонениях рожда­лась Церковь. Первые христиане и были первыми мучениками. Вели войну с христианами и варвары, и мусульмане, и безбожники. Но никогда не удавалось их победить. Всемогущая десница Божия всегда спасала Свой народ. Антихристу же будет дано, то есть не своею силой, а попущением Божиим, победить их. Но и эта победа будет внешней, призрачной. Церковь будет исторгнута из общества, но не из сердец истинно верующих, которые и в то время останутся в пустынных и потаённых местах. Сейчас нам говорят, что религия исчезнет из общества. Что ж, они правы. Эта победа будет одержа­на сатаной и об этом возвещено в Писании. Но ужасен будет конец победи­телей и славен венец побеждённых!

И вот, когда «будет взят от среды удерживающий теперь», то есть Дух Святой отступится от среды людей и останется уже только в избранных, «тогда откроется беззаконник» (2 Фес. 2:7-8). И дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем. То есть после своей победы над христианами антихрист получит всемирное владычество. Это не означает, что вся земля будет представлять собой одно государство, но все государства и народы будут подчинены его верховной власти. Антихрист не заметит или не захочет заметить, что всё это лишь дано, и припишет всё это своей силе, власти и мудрости, потребует себе божеского поклонения и до­бьётся своего.

Откр.13:8 – И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Все, кроме истинных христиан, запечатлённых печатью Божией и запи­санных в книге жизни, поклонятся ему. Не устоит никакая идеология и ни­какая религия, кроме христианской. Евреи, мусульмане, индийские и другие восточные верования, все политические и идеологические партии и все наро­ды воскликнут: Кто подобен ему? Кто может сразиться с ним?! – и все поклонятся ему. Потому помолимся, да не изгладит Господь имена наши из книги жизни!

Слова от создания мира должно относить не к словам агнца закланно­го, но к словам имена которых не написаны в книге жизни. Здесь Апостол Иоанн говорит о том предопределении святых к жизни, о котором говорит и Сам Спаситель: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сто­рону Его: приидите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уго­тованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). И как пишет Апостол Павел: «Он (Бог) избрал нас в Нём (во Христе) прежде создания мира» (Еф. 1:4).

Откр.13:9 – Кто имеет ухо, да слышит. Описав всё это и намереваясь ещё описывать ужас последнего времени, Иоанн призывает своих читателей: Кто имеет ухо, да слышит. Это обычное для Евангелия и Апокалипсиса воззвание к бдительности, внимательности и самоконтролю (Мф. 11:15; 13:9; Лк. 8:8; Откр. 2:7,11,17). Как мало в наше время имеющих уши, чтобы слышать, «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Мф. 13:15).

Откр.13:10 – Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. Призвав внимать этим божественным словам, Иоанн указывает на возда­яние: кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Этот закон справедлив во все време­на. Совершающий насилие сам будет повержен. Что причинил другим, то и обратится на тебя, «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Особенно эти слова исполнятся на самом антихристе. Как он пленит всех неугодных себе, так будет и сам навечно лишён свободы и ввержен в плен геенны огненной (19:20). Как он будет уничтожать и разрушать мечом, так и сам будет унич­тожен мечом, исходящим из уст Божиих, когда его «Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2:8).

Здесь терпение и вера святых. Этими словами Иоанн показывает, что здесь на земле во время великой скорби антихристовой святым необходи­мы будут для спасения особенные терпение и вера. Без них в благоприятное время не спасёшься, а тем более в такое тяжёлое.

Откр.13:11 – И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Как много было и есть антихристов (1 Ин. 2:18), но в кончину века будет один, собственно антихрист, так много было и есть лжепророков, как о том говорит Писание: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24:24; 7:15; Деян. 13:6; 2 Пет. 2:1; 1 Ин. 4:1), но в кончину века вос­станет главнейший из них, собственно лжепророк (16:13; 19:20; 20:10). Как многие пророки пророчествовали о Христе, а один из них – Иоанн Предтеча – указал на Христа, так многие лжепророки своей деятельностью готовили путь антихристу, а один будет его непосредственным предтечей, укажет на него и научит людей ему поклоняться. Ириней Лионский и Андрей Кесарийский объяснили, что этот другой зверь и есть лжепророк. Этот зверь не анти­христ, ибо он другой по отношению к нему. Не является он и самим сатаной, ибо действует перед сатаной (ст. 12). Сатана во всём подражает Богу, ибо желает быть как Бог, а с другой стороны, чтобы прельстить людей. Так как Бог есть Пресвятая Троица, то он в определённом смысле подражает Ему и в этом. Не будучи Троицей по существу, он совершает это подражательно. Сатана сам подражает как бы Богу-Отцу. Как Бог послал в мир Своего Сына Иисуса Христа, так сатана посылает антихриста, а антихрист во всём внешне подражает Христу. И как мы исповедуем третье лицо Пресвятой Троицы – Духа Святого, «глаголавшего в пророках», так нечистые духи вещают через лжепророков, пока не явится сам лжепророк последнего времени. Сатана, антихрист и лжепророк – вот прескверная карикатура лукавого на божественную Троицу.

Иоанн видит зверя-лжепророка, выходящего из земли. Зверь-антихрист вышёл из «моря», как из чего-то всегда волнующегося и меняющегося. Та­кова жизнь, породившая антихриста. Особенно уподобляется морю жизнь государственных и политических деятелей. Земля– это, наоборот, нечто постоянное и твёрдое. Таковым является в обществе во все века культ и порождаемая им культура. Корень слова «культура» – культ. Без корня нет слова, без культа культуры. Таким образом, лжепророк будет не государ­ственным деятелем, а представителем культа и культуры, приготовляющим умы и сердца людей к принятию антихриста. Он будет вести идеологичес­кую работу и являться верховным жрецом культа сатаны. Это не будет ре­лигия, направленная к небу, к вечности. Это будет земное мудрование, ис­ходящее от земной скверной жизни, почему и видит Иоанн лжепророка, вы­ходящего из земли.

Далее следует описать зверя-лжепророка. Он имел два рога, подобные агнчим. То, что этот зверь имел только два рога, означает, что он является низшим по отношению к антихристу, который является в виде зверя с деся­тью рогами. Два рога лжепророка будут подобны агнчим (5:6). Они будут не агнчие, но подобные агнчим. Опять сатанинское уподобление Богу. Пре­дупреждал о том Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). С печалью говорил о том и великий Апостол языков: «Ибо я знаю, что по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29). В наи­высшей мере таковым будет лжепророк антихриста. Подобно агнцу он будет иметь вид благочестия и возвещать вроде бы наивысшее и гуманнейшее уче­ние. Но всё это будет ложь. И научит поклоняться не божественному Агнцу, а посланнику ада, страшному зверю-антихристу. Сколь бдительны долж­ны быть мы! В самых разных формах приходят пророки, «подобные» Агн­цу. Это и различные еретики, предлагающие учения, подобные учению Агн­ца. Они и называются Его именем «дети Божии», и исповедуют Его, и при­зывают к Нему. Только Христа они считают основой и центром своей веры, и всё-таки их вера – только подобие веры Агнчей. Они не могут реально предложить Христа, а только Его подобие. Не случайно поэтому в сектах нет таинств, а есть только символы, подобия. Отравленное вино подобно чисто­му. Но испивший такую чашу – умирает. А потому нет у них спасения. Люди, не отличив Агнца от подобия Агнцу, гибнут. Овечья одежда прикрывает хищных волков. И неверующие люди также предлагают зачастую програм­мы, цели и учения, подобные агнчим. Божественному Агнцу и Его учению уподобляются различные посланники Индии и Тибета (оккультисты, теосо­фы). И люди оставляют Истину ради её подобия. И гибнут...

Зверь-лжепророк говорил, как дракон. Уста пророков возвещали то, что говорил через них Бог Духом Святым (2Пет.1:12). Лжепророк станет устами сатаны. Все его пророчества, видения и учения будут даны ему сатаной.

Откр.13:12 – Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела. Лжепророк будет не только говорить, словесно воздействовать на людей, но будет и действовать, ложными делами и чудесами увлекать народы. Он действует перед ним со всею властью первого зверя. Здесь видна подчи­нённая роль лжепророка. Он действует не от себя и не для себя. Он действует перед ним, то есть с ведома и воли антихриста, первого зверя, перед ним отчитывается и от него получает поддержку, помощь и силу. Свои дела пророк совершает со всею властью первого зверя, а первому зверю-анти­христу «дано было вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (13:7). Эту власть, которую допустил Бог иметь антихристу, он передаёт своему проро­ку, чтобы тот подчинил ему души всех людей. И в этом подражание Хрис­ту, Который также Свою власть, полученную от Отца, передал Своим уче­никам и Апостолам (Мф. 28:18-19; Ин. 20:21-23). Этой властью, полученной от антихриста, лжепророк заставляет всю землю и живущих на ней покло­няться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела. Как Иоанн Предтеча приготовил людей поклониться Агнцу, имеющему быть распятым и воскреснуть, так лжепророк приготовил людей поклониться антихристу, так же подражающему Христу лжесмертью и лжевоскресением.

Откр.13:13-14 – И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. Вера нуждается в удостоверении чудом. И вера в антихриста также бу­дет нуждаться в этом. Сейчас нам говорят: покажите чудо, и мы будем ве­рить. Что ж, великие чудеса будут совершены лжепророком – и поверят. По своему эф­фекту и грандиозности чудеса лжепророка названы великими. О такой чу­дотворной деятельности говорил и Христос: «Восстанут лжехристы и лже­пророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возмож­но, и избранных» (Мф. 24:24). 2 Фес. 2:9-11. Какова природа ложных знамений и чудес, определить трудно. Это может быть и обман, и наваждения, и инсценировки, и явления, совершённые с помощью науки, и действительные чудеса, совершенные дьявольской силой, как, например, чародейства, колдовство, магия. Для великого отступления нужны будут и великие чудеса. И вот Иоанн описывает чудо, которое бу­дет совершено лжепророком: огонь низводит с неба на землю. Это чудо всегда было особым знаком божественности, удостоверением схождения не­бесного на землю (Быт. 15:17; 3 Цар. 18:38; 4 Цар. 1:10.12; Лк. 9:54). Со­вершил это чудо и сатана в Ветхом Завете, когда он по попущению Божию низвёл огонь с неба и попалил стада праведного Иова (Иов. 1:16). К тому же и пророки Илия и Енох будут поражать огнём своих противников. Что­бы противостоять им, лжепророк будет совершать подобные знамения (Исх. 7:12-11,22) и низведёт огонь с неба. (Возможно чудом низведения огня на землю лжепророк будет пытаться противостать явлению схождения бла­годатного огня на Гробе Господнём в Иерусалиме. – Г.Ф.).

Но это чудо будет совершено перед людьми, а не перед Богом, ибо это – лжечудо, и не есть проявление высшей реальности неба, а целиком рассчита­но на эффект перед людьми, на то, чтобы обольстить их. Все эти ложные чудеса лжепророк совершит, чтобы обольстить живущих на земле. Ему не дастся обольстить тех, которые, ходя по земле, душой живут на небе и там имеют своё сокровище, которых жительство на небесах. Те же, которые не только телом, но и душой живут на земле, только о земном помышляют и к земному прилепляются, те будут обольщены лжепророком и примут антихри­ста. Поэтому, «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Так лжепророк будет творить свои знамения перед антихристом.

Откр.13:15 – И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Как в христианстве есть иконопочитание, есть икона Спасителя, Божией Матери, святых, так будет создана и икона антихриста и учреждено покло­нение ей. Здесь мы явно видим, что общество антихриста будет не безрелигиозным, а с новой религией, с явным культом сатаны. Лжепророк добьётся не только почитания антихриста, но даже и его иконы. Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. Так и поклонение иконе антихриста будет особой формой поклонения антихристу. Собственно, это будет финалом идо­лопоклонства. Прежде приносившие жертвы идолам приносили их фактичес­ки бесам (1 Кор. 10:20). Здесь же поклонение будет оказано не идолу, а не­посредственно иконе антихриста, посланника сатаны. История пов4ествует нам, что человеческий разум может доходить до такого безумия, как оказание божеской почести человеку. Есть примеры римских императоров – Калигу­лы, Нерона, Домициана, Декия.

Лжепророк не только добьётся от людей поклонения иконе антихриста, но и дано ему было вложить дух в образ зверя. О всех действиях лжепророка сказано: дано ему было, то есть всё это он совершает не собственной силой, но по попущению Божию он делает всё силой сатаны. Мы видим, что ему будет дано даже оживотворить икону антихриста. Речь статуи была для язычников явным знамением присутствия в ней божества и возбуждала перед собой тре­пет и поклонение. Есть повествования, что волшебством бесы говорили посред­ством изображений, статуй, деревьев, вод, даже, бывало, и через мёртвые тела. Симон-волхв показал римлянам, как восстают мёртвые, через тех, коих он вос­кресил сам. При этом присутствовал Апостол Пётр и обличил его обман. Имен­но так, пожалуй, следует себе представлять и говорящую икону антихриста, а не как какое-нибудь изобретение техники вроде телевидения и подобного ему. Образ зверя, в который лжепророк вложит бесовский дух, говорил хульное на Бога. Когда люди увидят эту говорящую икону, то в суеверном страхе покло­нятся ей. К тому же образ зверя не только говорил, но и действовал так, что­бы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Каким об­разом будет совершаться это действие иконы, нам сегодня трудно представить. Ясно только, какой ужас это произведёт среди людей. И поклонение будет уже не из почитания и любви, а из панического страха. Таким образом, будут унич­тожены все религии, политические партии и общества, не признающие антихри­ста. Кто не подчинится ему добровольно, тот будет к этому принужден, или же его уничтожат. Так антихрист уничтожает всех своих противников и соделывается всемирным владыкой и богом века сего.

Господь говорил: «Увидите мерзость запустения, реченную через проро­ка Даниила, стоящую на святом месте» (Мф. 24:15). В высшей мере это исполнится при антихристе, когда он сам сядет в Иерусалимском храме, а его говорящая и убивающая икона будет установлена во всех церквах. Об этом Иоанн Златоуст пишет, что антихрист «сядет в храме Божием, не только во Иерусалиме, но и в церквах», – или: «не только во Иерусалиме, но и в цер­квах Божиих» (Апост. толк. зач. 275).

Откр.13:16-17 – И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь видим дальнейшие действия лжепророка по приведению всех к пре­столу антихриста. По обычаю древних римлян воины иногда выжигали на своих руках и на лбу имена своих предводителей, а рабы (добровольно или насильно) – имена своих господ. Принятие знака есть принятие того, что этот знак обозначает. Различные общества имеют свои знаки, и вступившие в эти общества принимают их и обязуются исполнять уставы и правила об­щества. Имеет свой знак и христианство: это зна­мение креста. Святой Василий Великий пишет: «Из сохранённых в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы приняли от Апостольского предания по преемству в тайне... прежде всего упомянуто о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа Иисуса Христа знаменовались образом креста» (прав. 9). О совершении христианами крестного знамения пишут уже древнейшие писатели Тертуллиан и Лактанций. Многие святые отцы имено­вали крестное знамение печатью Христовой. «Это нам печать, которой от язычников и иудеев отличаемся», – говорил Амвросий Медиоланский. Крест – это «знамение Сына Человеческого» (Мф. 24:30). В противополож­ность печати креста и печати Животворящего Духа Святого христиан (2 Кор. 1:21,22; Откр. 7:2) антихрист предложит свою печать. По приказа­нию лжепророка все люди должны будут принять её. Это будет возможным благодаря всемирности и централизации антихристова государства. Об этом пишет Ефрем Сирин: «И будет полагать свою печать сей скверный ни на каком бы то ни было члене тела, но, чтобы не затруднялись сим, будет по­лагать её на правой руке человека. А так же и на челе положит нечестивое начертание, чтобы человек не имел возможности правою рукою напечатле­вать на себе знамение Христа Спасителя нашего, и также не мог назнаменовать у себя на челе, без сомнения страшное и святое имя Господне и славный и страшный крест Спасителев. Ибо знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлён, разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на правой руке человека, так как она запечатлевает кре­стом все члены наши, а подобным образом и чело на верхе своём носит Спасительное знамение, как священник носит на себе светильник света. Итак, братия мои, всем верным и сильным христолюбивым предлежит страшный подвиг, чтобы ни однажды не уступить до часа смертного, и не изнемочь, когда змий будет начертывать печать свою вместо Креста. Ибо всеми спосо­бами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя – сие всесвятое и пречистое имя, вовсе не было именуемо во времена змия. Сделает же сие немощный, страшась и трепеща святой силе Спасителева имени. Ибо кто запечатлевается Его печатью, тот не будет пленником его мечтаний, от такого не отступит Господь, но будет просвещать его сердце и привлечёт к Себе». Сердце, не запечатлённое Духом Святым, осквернится печатью анти­христа. Запечатление антихристом правой руки означает также пресечение правых дел, а запечатление чела – прельщение ума.

Запечатление антихристовой печатью будет независимо от общественного положения, богатства – всем, малым и великим, богатым и нищим, сво­бодным и рабам, положено будет начертание. Здесь мы, кстати, снова ви­дим, что до самого конца остаётся в обществе деление на богатых и нищих, свободных и рабов. Это деление, внесенное в мир грехом, не может быть изменено никакими социальными преобразованиями, реформами, переворота­ми, прогрессом...

Как именно положено будет начертание, об этом нет никаких указаний в Писании. Это откроет само время, когда всё это совершится. Указано толь­ко, что это начертание будет либо имя зверя, либо число имени его. В этом, собственно, нет никакой разницы, так как по еврейскому и по греческому обычаю буквы означают и цифры, так что известное сочетание букв можно прочитать и как слово, и как число.

В различные времена существовали самые разные попытки определить пе­чать антихриста и выдать за неё какое-то современное явление. Так объяв­лялись печатью антихриста четвероконечный крест, троеперстное крестное знамение, герб Российского царя, паспорта, деньги, нечестие, ереси, церков­ные таинства, партбилеты. Но все подобные мнения никак не соответствуют ни учению Священного Писания, ни разумению святых отцов. Ни одно из этих мнений нельзя согласовать с тем, что говорит о печати антихриста Пи­сание. Другое дело, что нечестие, ереси, богоотступничество и различные государственные и общественные системы действительно подготавливают почву для той реформы, которая будет осуществлена лжепророком в цар­стве антихриста. И сегодня нам уже совсем не трудно представить себе, как бы это можно было осуществить. Но не будем гадать, а оставим самим грядущим событиям сказать своё слово.

Необходимо уяснить, что, как Апостол, кроме антихриста, «что придёт», указывает на то, что «и теперь появилось много антихристов» (1 Ин. 2:18), так и кроме печати, что будет в кончину века начертана на нечестивых, поклонившихся антихристу, и теперь есть много печатей, которыми запечатлеваются неверные. Всякое неправое дело есть запечатление правой руки, а неправая мысль – запечатление чела духом антихриста. Самого антихриста ещё нет, но его дух и ныне действует в сынах противления. Нет ещё и той апокалиптической печати, но и теперь запечатлевают ею нынешние лжепро­роки нечестивых. На Страшном Суде на всех нечестивых обнаружится начертание антихриста. Тогда они спросят: когда же мы его принимали? И ответит им праведный Судия: когда не исповедовали Меня, когда грешили и не каялись, когда безумно проводили время в суете, увеселениях, разврате (Мф. 25:41-46).

Апостол Павел некогда говорил: «Корень всех зол есть сребролюбие, ко­торому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). Это будут хорошо знать антихрист и лже­пророк. А потому лжепророк сделает то, что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать кроме того, кто имеет это начертание. Легче всего заставить человека согрешить «ударом по карману», экономическим давлением. Человек прилепился к земному так, что ради него он готов и душу свою продать. Не принявшие начертания антихриста окажутся, собственно говоря, вне общества, а таковых общество всегда карало. Как сейчас без докумен­тов, удостоверяющих личность, человек фактически в обществе жить не может, так будет и тогда. Без начертания имени антихриста нельзя будет ни покупать, ни продавать, а значит нельзя будет пользоваться ничем, что име­ет общество. Только пустынные места, пещеры и ущелья гор приютят тогда верных Христу. Мужайся, душа, и готовься к великим испытаниям!

Если теперь даже приносившие жертвы идолам и отрекавшиеся от Хрис­та и Бога могут покаяться и получить прощение от Бога и Церкви, то при­нявший начертание зверя становится при жизни сыном геенны. Это будет смертельный грех, которому нет прощения ни в сем веке, ни в будущем. Это будет хула на Духа Святого и всю Пресвятую Троицу в высшей мере (Мф. 12:31-32), ибо антихрист отверз «уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (13:6). Это же должны будут сделать все, принимающие его начертание. Поэтому о принявшем пе­чать антихриста Ипполит Римский пишет: «Прелестнику приложится, и тому единому послужит, потому что такому покаяния нет: по всему ясно, что погиб от Бога и от человек».

Откр.13:18 – Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. В кончину века имеющие мудрость христиане смогут и по имени опреде­лить антихриста. Это будет для них окончательным удостоверением в том, что явившийся владыка мира и есть антихрист. Число человеческое – этим указывается, что антихрист будет обычный человек с человеческим именем. Число этого имени и приводит Иоанн. Каж­дой букве у евреев и греков соответствовало число. Сумма всех чисел, со­ответствовавших буквам слова, считалась числом этого слова. Таким обра­зом, число шестьсот шестьдесят шесть (cxs) есть число имени, которое будет носить антихрист. Об этом имени прескверного говорил и Христос: «Иной придёт во имя своё, его примете» (Ин. 5:43). По некоторым древним спис­кам это число читается как шестьсот шестьдесят шесть (666), по другим, как три рядом стоящие цифры «шесть»: sss (шесть, шесть, шесть). Эти два чте­ния не представляют собой различия по существу. Существует очень много попыток объяснить число 666 символически. На­пример: первая шестёрка – число дней творения мира Богом и дней человечес­кого труда, вторая – отрицательный момент, как указание на то, что не имеет свойства божественного совершенства, третья – означает боговраждебное стремление обладать миром. Ясно, что все такие толкования страдают одним общим недостатком – полной произвольностью. Такое нельзя ни доказать, ни опровергнуть, придумать же таких толкований можно сколько угодно.

Неверно и понятие, что число 666 обозначает время пришествия антихри­ста. Неверно потому, что здесь это число употреблено явно в связи с име­нем антихриста. К тому же число 666 никак не отождествить с действительным временем прихода антихриста в мир. Таким образом, число 666 должно разуметь исключительно как число имени. Так учили и древнейшие толкова­тели Апокалипсиса: святые Иустин мученик, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Андрей Кесарийский.

Много было и попыток точного определения имени антихриста. Есть ряд имён, число которых 666. Таковы: Лампетис (Lampetis) – освещённый, Титан (teitan) – солнце, Латинник (lateinos), Венедикт (Benediktos) – благословенный, возможно, в подражание воистину благословенному Христу. Кроме того, толкователи, которые видят под апокалиптическим зверем личности римских императоров Нерона или Диоклетиана, нашли, что числу 666 соответствует «Нерон Кесарь» и «Диоклетиан Август». На Нерона указывает в своей ста­тье «Откровение» Ф. Энгельс.

Но в этом две натяжки. Во-первых, почему в книге, написанной по-гре­чески, имя зверя должно читаться по-еврейски? Во-вторых, почему берётся не просто человеческое имя, но имя и титул (кесарь, август)? Хотя импера­тор Нерон действительно может рассматриваться как прообраз антихриста. Нерон – первый великий гонитель христиан, антихрист – последний. По­мимо собственных имён можно указать и нарицательные имена, имеющие тоже своим числом 666. Это: «худой руководитель» (kakos o*digos), «древний завистник» (palai baskanos), «истинно вредный» (a!lefos blaberos), «неправед­ный агнец» (a*mnovs a!dikos). Таким образом, предсказать, какое же именно будет имя у антихриста, не­возможно. И нам дано это число не для того, чтобы пророчески предсказать имя антихриста, а для того, чтобы, когда он явится, точно убедиться, что это он. Ириней Лионский даже предупреждаёт: «Немалая опасность угрожает тем, которые ложно присваивают себе знание этого имени антихриста, ибо, если они полагают такое-то имя, а он придёт с другим, они легко будут обмануты, думая, будто ещё нет того, кого надлежит остерегаться». Причину же того, почему имя антихриста не записано явно, святой Ириней называет такую: «Иоанн показывает число имени антихриста, имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть возвещённым от Святого Духа». А святой Андрей Кесарийский пишет: «Божественная благодать не соизволила, чтобы в божественной книге было написано это пагубное имя».

Возможно, что есть какая-то связь с антихристом у Адоникама, вернув­шегося с Зоровавелем из Вавилонского плена, о котором сказано: «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1 Езд. 2:13). Число 666 встречаем ещё в 3 книге Царств: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, сверх того что получаемо было...» (3 Цар. 10:14-15). Как семь – число божественной пол­ноты, так шесть – число антихриста. 666 – сатанинская полнота, как трой­ное повторение шестёрки. Ириней Лионский указывает также на значение числа 666, замечая, что одинаковое повторение числа шесть трижды означа­ет восстановление антихристом всего богоотступничества, которое было в начале, середине и будет в конце времён (Прот. ерес. V, 30).

Как имя Иисус было общеупотребительно в Ветхом Завете и стало спаситель­ным (Деян. 4:12) и страшным для бесов только с пришествием в мир Самого Бо­гочеловека, так и имя антихриста сейчас, возможно, общеупотребительно, а приоб­ретёт всю сатанинскую силу и станет прескверным только с явления антихриста.

Так, святой Иоанн описал царство антихриста – самое мрачное время бы­тия человечества.

Интересно указать число имени Иисус – (I=10, h=8, s=200, о=70, u=400, s=200) Имеем 888. Об имени Девы Марии есть такое повествование: «Когда у еллинов был весьма великий голод, воздвигли храм. Воздвигнув, вошли в кумирницу вопросить Аполлона, кумира своего, в честь какого бога наречь сей храм. Скажи нам, о пророчествующий Аполлон! Чей будет этот храм и чему надлежит быть? Аполлону же не попущено было молчать, но опаляемый от обоих сторон неизреченной силой, он ответил им, говоря так: я по­ведаю вам единого Бога Вышнего Царя, Которого Слово без нетления в Пречистой Деве носимо будет, Тому будет храм этот. Имя же девицы дваж­ды по 70, дважды 6» (Книга Кирилл. 30. 118). (70х2)+(6х2)=152. И дей­ствительно число имени Мария есть 152.



Приложение 4. Опровержение адвентистского учения об антихристе как о Римском папе

Эсхатологический момент играет особенно важную роль в вероучении сектан­тов-адвентистов. Их учение об антихристе вы­глядит так. Раньше второго прише­ствия Христа должен явиться антихрист, который и есть папство Римской церк­ви, что видно из нижеследующего: судьба земных царств до конца мира, говорят адвентисты, указана в образе истукана (Дан. 2:31-44) в пророческой книге – Откровение святого Иоанна. По пророчеству Даниила, начиная с Вавилона, долж­ны просуществовать на земле до пришествия антихриста 4 главные царства: ва­вилонское, мидо-персидское, греческое и римское, каковые и просуществовали одно за другим. Эти царства изображены у Даниила ещё под видом 4 зверей (гл. 7), из которых 4-й означает последнее римское царство; десять рогов у четвёрто­го зверя (7:7) означают десять царств, образовавшихся из Римской империи меж­ду 356 и 483 годами по Р. X. (гуны, остготы, вестготы, франки, вандалы, свевы, бургунды, англосаксы и лангобарды), из которых потом образовались евро­пейские государства. Возникший между 10 рогами маленький рог, имеющий гла­за, как бы человеческие, и говоривший высокомерные слова против Всевышне­го (Дан. 7:8), это тот зверь, о котором говорится и в Откровении, что «отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живу­щих на небе. И дано ему было вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:6-7), этот антихрист «сын погибели, противящийся и превозносящий­ся выше всего, называемого Богом» (2 Фес. 2:3-4), и все черты зверя и его действия всецело относятся к Римскому папству, что доказывается и историей папства, и его характером. Известно, что Римская церковь с её папством возник­ла из развалин римского язычества, когда после восстания 10 царств римский император Юстиниан в 533 году особым указом утвердил её и дал ей неограни­ченную власть над Римом и всем христианством.

О малом роге говорится у Даниила, что этот рог вёл войну со святыми и превозмогал их (Дан. 7:21), и это сбылось на Римской церкви: миллионы замученных христиан по приказанию пап, какими были, например, вальденцы, альбигойцы, гугеноты, Гус, Иероним с их последователями и сотни тысяч замученных римской инквизицией – подтверждают это. Об этом роге сказа­но ещё, что он, ведя войну против святых, возмечтает у них отменить праздничные времена и закон (Дан. 7:25), и это сбылось на папстве, которое ввело воскресный день и нарушило закон о праздновании субботы.

Маленький рог, или антихрист, «имел глаза, как бы человеческие», это – римские ксендзы, иезуиты и различные монашеские латинские ордена, подсматривающие за совестью христиан, и через исповедь выпытывающие у них всё, что нужно для пользы папства. Об антихристе сказано, что он имел «уста, го­ворящие высокомерно» (Дан. 7:8), что он «сын погибели, противящийся и пре­возносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2:3-4) и что он «отверз уста свои, чтобы хулить имя Его» (13:6-7). Всё это буквально сбылось на Римской церкви и её папах, которые объявили себя непогрешимы­ми, наместниками Христа и стали за деньги (индульгенции) отпускать людям даже будущие грехи. Папа Иннокентий III писал, например, так: «Он (Хрис­тос) поставил одного человека над миром, назвав его Своим наместником на земле, и как колена всех живущих на небе и на земле и под землёю преклоня­ются пред Ним, точно так должен каждый быть послушным и служить Его наместнику», то есть папе. Христос же иначе говорит о Себе: «Сын Человечес­кий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Владычество антихриста, то есть папства, учат далее адвентисты, должно продолжаться до «времени, времён и полувремени» (Дан. 7:25; Откр. 12:14), то есть 3,5 пророческих года (Откр. 12:6), или 42 пророческих месяца (Откр. 13:5), или 1260 лет (Откр. 12:6), так как, согласно Писанию (Чис. 14:34; Иез. 4:2-6), пророческие дни должно считать за годы.

И время владычества папства, действительно, равняется 1260 годам. В самом деле, Юстиниан установил католическую церковь и дал папам неогра­ниченную власть особым указом в 533 году, но началась она только в 538 году, когда, во исполнение пророчества Даниила, что после 10 царей «вос­станет иной, отличный от прежних (папа), и уничижит трёх царей» (Дан. 7:24), были покорены герулы, вандалы и остготы, изгнанные из Рима.

В этом году папство получило «престол свой и великую власть» (Откр. 13:2). Следовательно, с этого года и нужно считать 1260 пророчес­ких лет, конец которых приходится на 1798 год, когда у антихриста, соглас­но пророчествам, отнята власть «губить и истреблять до конца» (Дан. 7:26; Откр. 13:10), ибо в этом, именно 1798 году, французский генерал Бертье двинулся с войсками на Рим, взял в плен папу Пия VI и тем уничтожил власть папства. Его глава как бы смертельно была ранена, однако «смертель­ная рана исцелела» (Откр. 13:3): папство продолжает существовать, лишён­ное даже последней власти королём Италии Виктором Эммануилом. Но ан­тихрист, то есть папство, всё-таки будет скоро совершенно уничтожено. Его уничтожают адвентисты своим учением.

Объяснения православного

Все хитросплетения адвентистов, силящихся на основании свидетельств Священного Писания и истории Церкви доказать, что пришествие Христово и кончина мира уже будто близко, ибо появился уже антихрист в мире в виде римского папства, при истинном же свете Священного Писания и исто­рии Церкви оказываются плодом праздного ума и вымысла человеческого.

Прежде всего у адвентистов совершенно ложный взгляд на самого антихриста, который, по их учению, будто уже пришёл и царствует в мире в виде папства.

Антихрист не есть целый ряд личностей, хотя бы, например, и римских пап, как утверждают адвентисты, он – одно определённое лицо, – «чело­век (а не «человеки») греха, сын (а не «сыны») погибели» (2Фес. 2:3). И Сам Господь говорит неверующим иудеям: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной (а не «иные», как например, папы) придёт во имя своё, его примете» (Ин.5:43). Следовательно, антихрист – это не ряд сменяющих друг друга и многие века личностей, а одна личность, имеющая явиться в одно определённое время.

Несравним антихрист с римскими папами по характеру своему, по уче­нию и по делам своим. Об антихристе сказано в Писании, что он – «противящийся и превозно­сящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Но адвентисты на протяжении всей истории церкви Римской не могут, при всём своём желании, указать ни од­ного папы, который бы, считая себя выше истинного Бога, сел бы в храме и объявил себя Богом; не могут указать, ибо ничего подобного никогда не было и не могло быть: как ни высокомерны бывали римские папы, как ни горды и ни властолюбивы, но они всё же – христиане, верующие в Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, поклоняющиеся единой и нераздельной Свя­той Троице и этому же учащие христиан-католиков.

Затем – об антихристе Апостол говорит, что его «пришествие, по дей­ствию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9), что и единомышленный с антихристом второй зверь будет со­вершать великие чудеса «и творить великие знамения, так что и огонь будет низводить с неба на землю пред людьми». Ничего подобного никто из пап не совершал и не мог совершать.

Далее – об этом втором звере говорится в Откровении, что «он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положе­но будет начертание на правую руку их, или на число их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его», то есть антихриста (Откр. 13:16-17).

Но мы знаем, что никакой подобной печати римские папы не имели и на правую руку католикам не полагали, и знаем, что по всему миру, и в Ита­лии, и в самом Риме, покупают и продают не только католики, а все, кто занимается куплей и продажей, и сами адвентисты, хотя никакой печати пап­ской на правой руке не имеют.

Что касается отмены субботы и введения празднования христианами вос­кресного дня, то это произошло гораздо раньше 538 года. Ведь адвентисты сами утверждают, что отмена субботы и почитание воскресного дня произош­ли при Константине Великом, после его вердикта об этом, изданного в 321 году, хотя и это утверждение адвентистов ложно, ибо празднование воскрес­ного дня началось с первого века христианства, о чем есть многочисленные исторические указания. (Воскресный день христиане почитали изначально с I века, а в 321 г. этот день стал праздничным в Империи. – Ред.)

Также совершенно ложно учение адвентистов и о времени явления анти­христа и продолжительности его власти на земле, какую они видят в папс­кой власти.

Прежде всего совершенно неверно и произвольно считать пророческий день за год и определять продолжительность существования антихриста на земле 1260 лет. Трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита пророчески прообразовало собой трехдневную смерть Спасителя, Который, упоминая об этом, тоже пророчески так говорит о Своей смерти: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Если адвентисты считают пророческие дни за годы, то должны принять тогда нелепую мысль, что Христос был во гробе целых три года и только потом воскрес.

Если неверны основания времяисчисления у адвентистов, то совершенно ложны и все их вычисления, касающиеся времени явления антихриста, како­вым они считают 538 год, и предсказания о времени второго пришествия Христа. Не удивительно, что и сами адвентисты не могут столковаться меж­ду собой по последнёму вопросу. Так, основатель адвентизма Вильям Мюл­лер дважды предсказывал год пришествия Христа – сперва 1843 год, а потом – 22 октября 1844 года, но оба его предсказания оказались ложны; после чего сам Мюллер от досады и стыда вскоре умер, а из 50 тысяч его последователей в Америке 35 тысяч отпали, увидев в Мюллере самооболь­щённого лжепророка. После Мюллера адвентисты стали осторожнее указы­вать на время скорого пришествия Христа, но всё же более горячие головы продолжали предсказывать различные годы кончины мира. Так, например, адвентист Эдвин Дайманд, проповедник из Гонолулу, одного из Гавайских островов в Тихом океане, в книге «Откровение» предсказал, что конец мира должен наступить в 1910 году, когда от кометы Галлея оторвутся несколько камней весом в миллионы и биллионы тонн и упадут на нашу Землю. Но Дайманд ошибся: 1910 год миновал, а Земля существует. Некоторые из адвентистов указывали на 1914 год... Но уже само их разногласие по данному вопросу показывает, насколько их предсказания заслуживают внимания. Совершенно ложно учат адвентисты и о продолжительности времени дей­ствия антихриста на земле.

Прежде всего в Писании ясно говорится, что антихристу «дана власть дей­ствовать 42 месяца» (Откр. 13:5), то есть 3,5 года, и что жена убежала от него в пустыню на «тысячу двести шестьдесят дней», что составляет тоже 3,5 года, или как то и другое событие определяет пророк Даниил и тайновидец Иоанн словами: «время, времена и полвремени», то есть год, два года и полгода, по объяснению большого знатока Писания и еврейского языка бла­женного Иеронима и святого Кирилла Иерусалимского (Твор. ев Кирилла Иерусалимского, 15-е Огласит. слово). «Сорок два месяца, – учит истолко­ватель Откровения, святой Андрей, архиепископ Кесарийский, – показыва­ет, что, попущением Божиим, три с половиной года будет иметь власть ху­лить Бога и озлоблять святых».

Папство же, по объяснению самих же адвентистов, существовало на зем­ле 1260 лет: от 538 до 1798 года, когда папа Римский был взят в плен французским генералом Бертье. Разница во времени огромная.

Сам Спаситель говорит, что последние бедствия людей будут непродол­жительны: «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22). И в Откровении гово­рится, что дьявол сойдёт на землю «в сильной ярости, зная, что немного остаётся ему времени» (Откр. 12:12). Следовательно, утверждение адвентис­тов, что антихрист уже действовал на земле, в лице папства, 1260 лет, про­тиворечит и пророчеству Даниила, и Откровению Иоанна Богослова, и сло­вам Самого Христа, из которых ясно видно, что действия антихриста не будут долговременны: для проявления его ярости «немного» останется ему време­ни – всего 42 месяца, или 1260 дней, ибо по милосердию Божию «ради избранных сократятся те дни». Что касается последней участи антихриста, то она будет зависеть не от хвастливых адвентистов, уверяющих, что он окончательно погибнет, поражён­ный их учением, а от победы над ним Спасителя мира, Который, как гово­рит Слово Божие, «убьёт (его) духом уст Своих и истребит явлением при­шествия Своего» (2 Фес. 2:8).

Не замечают адвентисты и ещё одной несообразности в своём учении о продолжительности губительного действия антихриста на земле. По учению Откровения, тотчас после убиения антихриста и с ним лжепророка, которые будут «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие уби­ты мечом» (Откр. 19:20-21), начнётся Суд всеобщий (20:4). Если допустить вместе с адвентистами, что время владычества антихриста (папства) продол­жалось с 538 года 1260 лет и окончилось в 1798 году, то как же папы бо­лее уже ста лет (ныне уже более 200 лет) продолжают управлять многомил­лионным католическим народом? Ведь они давно уже должны были исчез­нуть с лица земли...

Кроме того, из Откровения мы знаем, что во время царствования анти­христа (по-адвентистски – папства), когда смертельная рана его заживёт, что в истории папства, по толкованию адвентистов, должно наступить тотчас после пленения Пия VI, – должен появиться другой зверь, который будет творить великие чудеса: он будет низводить огонь с неба (Откр. 13:13), оживотворит образ антихриста и заставит людей поклоняться ему, а кто не исполнит этого, тот будет убиваем образом зверя (ст. 14-15). Когда же, спросим адвентистов, и где всё это было? – Пока ещё не было нигде и сейчас не замечается. Таким образом, и история Церкви, и жизнь современной католической Цер­кви, и Слово Божие ясно опровергают ложное учение адвентистов.