размер шрифта

Поиск по сайту



Откровение Иоанна Богослова, Глава 17

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.17:1 – И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле. И повёыл меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Кончилось видение судов семи чаш гнева Божия. Теперь Господь имеет намерение подробнее показать великий город времени антихриста – Вавилон и суд над ним. Это раскрытие уже ранее кратко сказанного Иоанну в 14:8 и 16:19 о Вавилоне. И вот пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, возможно, седьмой Ангел, как уже возвещавший о падении Вавилона (16:19). Говоря со мною, он сказал мне: подойди. Это похоже, как в 10:8 голос с неба стал говорить с Иоанном и сказал: подойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. Здесь же Ангел ему говорит: подойди. Не надо понимать, что сам тайнозритель встал и пошёл, сменив своё местоположе­ние. Нет, всё это в видении. Телесно он оставался, где и был, а в видении Ан­гел пригласил его подойти. И далее Иоанн пишет, что Ангел повёл меня в духе в пустыню. Слова в духе означают, что всё это происходит в видении. Что же намеревается Ангел ему показать? Великая блудница (гл. 17) и суд над нею (гл. 18) являются объектами видения, показанного Ангелом Иоанну. Кто эта великая блудница? Сам же Ангел и даёт толкование этому в ст. 18: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями». А в 18:2 так сказано: «Вавилон, великая блудница». Итак, великая блудница – это не что иное, как великий город царства антихриста, сре­доточие богоборчества и нечестия. Священному Писанию свойственно называть блудницами великие города, по их развращающему и растлевающему влиянию на окружающие народы. Так о Тире пишет пророк Исаия: «И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семи­десяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: «Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе. И будет по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнёт получать прибыль свою и он будет блудодействовать со всеми царства­ми земными по всей вселенной» (Ис. 23:15-18). О Ниневии пишет пророк Наум: «Это – за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими – племена» (Наум. 3:4). Здесь же речь о Вавилоне кончины века, о котором и ранее уже было сказано, «что он яростным вином блуда своего на­поил все народы» (14:8). Вавилон – великий царствующий город времён антихриста будет прости­рать своё влияние на все народы. Это выражено тем, что великая блудница показана Иоанну сидящею на водах многих, а далее в ст. 15 будет объясне­но, что «воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки». Это напоминает слова пророка Иеремии о древнем Ва­вилоне: «О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами!» (Иер. 51:13). Шире под великой блудницей можно понимать не только сам развратный город Вавилон, но и вообще осуществляемое через него земное богоборческое царство.

О Вавилоне, великой блуднице, существует в сектантской среде много ложных, а то и прямо богохульных толкований. Сходятся эти толкования на том, что считают великую блудницу не городом, не политическим и госу­дарственным центром последнего времени, а ложной религией антихриста, «мирской церковью», организацией лжепророка. Конкретно при этом назы­вается то сама Церковь (православная и католическая), то римское папство, то экумена.

Во-первых, все эти толкования ложны уже по одному тому, что видят в великой блуднице не великий город, царствующий над земными царями во времена антихриста (ст. 18), а религиозно-идеологическую силу последнего времени. Ложность этого видна из следующего:

а) во всех местах о Вавилоне, великой блуднице (14:8; 16:19; гл. 17; гл. 18), нет и тени такой мысли;

б) стих 17:18 прямо толкует, что жена есть город. Если же допустить мысли сектантов, то надо ещё толковать, что есть город, т. е. давать толко­вание толкованию, а это бессмыслица! Зачем давать толкование одного ви­дения другим, которое в свою очередь опять нуждается в толковании?! За­чем символ символа?! Стихи 9-18 дают толкование видения в 1-8. И если мы город (ст. 1) должны понимать опять как символ чего-то другого, то и «семь царей» (ст. 10) – не семь царей, а символ чего-то; и «десять царей» (ст. 12) – не десять царей, а символ чего-то; и народы, показанные в виде­нии в образе вод (ст. 15), не народы, а в свою очередь являются символом чего-то! Так символом чего же они являются? – спросим мы сектантов. Допуская символическое понимание города, мы должны допустить символи­ческое толкование в ст. 9-18 и прийти таким образом к нелепым предложе­ниям, вроде тех, что племена и народы являются не народами и племенами, а символом чего-то другого. Ложность этих толкований легко усмотреть и из их сопоставления с тек­стами Писания.

Иные разумеют под великой блудницей саму Церковь. Она, мол, на своём историческом пути отреклась от своего высокого назначения, сделалась служанкой человеческих стремлений, вошла в контакт с миром, т. е. стала блудницей. Изменила небесному Жениху и блудодействует с миром. Это толкование проистекает из совершенно ложного сектантского понятия о том, что есть Церковь. «Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), и по словам Спасителя, «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Истинная Церковь Христова пребудет спасающей и благодатной до конца мира, и нич­то не поколеблет её. Сектанты отпали от Церкви, лишились её благодати и образовали свои самочинные общества в последние века (в основном со вре­мени Реформации в XVI в.). Своё происхождение в последние века они не могут объяснить иначе, как через утверждение, что Церковь в течение ве­ков отошла от истины (тут они приходят в явное противоречие с Мф. 16:18; 1 Тим. 3:15). Теперь они говорят, что Церковь не только отошла от истины, но станет великой блудницей антихристова времени, это уже – богохульное учение (Мф. 12:22-32). Самого термина «мирская церковь» Писание Нового Завета, преподающее учение о Церкви, не знает. Это – богохульный вы­мысел сектантов, ибо хулящий Церковь хулит Её Создателя и Главу.

Образ великой блудницы неприложим и к римскому папству, как это следует из рассуждений в Приложении IV.

Ложно и понятие сектантов об экумене как о великой блуднице, сидящей на водах многих. Это учение распространено среди баптистов-раскольников, среди меннонитов. Многие же протестанты и сектанты, наоборот, активно участвуют в экуменическом движении. Под многими водами они понимают многие вероисповедания, объединившиеся в один союз и образовавшие «мир­скую церковь».

Об этом городе, великой блуднице, Ангел говорит Иоанну: с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле. Это всё – о великом богоотступничестве, нечестии и тлетворном влиянии великого царствующего города на другие государства и народы (14:8). Пророк Иезекииль так об этом пишет: «И пришли к ней сыны Вави­лона на любовное ложе, и осквернили её блудодейством своим, и она оск­вернила себя ими» (Иез. 23:17).

До сих пор были слова Ангела. Теперь только начинается само видение. Иоанн описывает: И повёл Ангел меня в духе в пустыню. Словами в духе оз­начено, что происходит это не в земной действительности, а в видении. Повёл его Ангел в пустыню, где и увидел тайнозритель великую блудницу. Пустыня здесь имеется в виду в нравственно-религиозном смысле. Великая блудница за своё любодейство совершенно оставлена Богом, лишила себя всякой связи с Церковью, находящейся также в пустыне (12:14), но совершенно иной. Вели­кая блудница лишена источников воды живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14), и оказывается в духовной пустыне обреченной на нравственную гибель. Здесь жизнь без Бога, без Духа Святого, без живительной влаги Не­бес. К тому же пустыней в духовном смысле считается вообще всякий город или многочисленное и многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяния и другие подобные преступления.

И вот в этой нравственно-духовной пустыне, пишет Иоанн, я увидел жену – блудницу, которая далее будет подробно описана. Но сначала показы­вается, в чём её сила и сущность. Это означено тем, что Иоанн увидел её сидя­щую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Это все тот же «зверь, выходящий из бездны» (11:7), «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами» (12:3), это дракон, давший силу свою, престол свой и великую власть антихристу (13:2). То есть это дьявол и сатана. На нём сидит жена-блудница, с ним она в самом теснейшем контакте. Сидит она на звере багряном. Сатана назван здесь зверем багряным как облачённый в царскую багряницу, как царь царей земных (Мф. 4:8-9), как осуществляющий через семь земных царств своё царство на земле, Веельзевул, князь бесовский (Мф. 12:24), князь, господствующий в воз­духе (Еф. 2:2), правитель «мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12). С дру­гой стороны, багряный цвет зверя означает и то, что он обагрен кровью свя­тых и мучеников и вообще людей, ибо «он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). Далее о звере сказано, как о преисполненном именами богохуль­ными, ибо он – богохульник в собственном смысле слова. Он восстал на Бога и увлёк за собой множество ангелов и людей, он научил их хулить Бога. Сам преисполненный именами богохульными, т. е. исполненный богохульством до предела и даже более, он и семи головам своим, т. е. своим семи царствам на земле, сообщил имена богохульные (13:1).

Откр.17:4 – И жена облечёна была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её. Всё одеяние блудницы указывает на царскую и гордую роскошь и явля­ется символом её самодержавия над всеми народами. Это и указание на не­сметные богатства города-блудницы. Его будут населять подобные тому че­ловеку, который «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19). На багряном звере – жена, облечённая в багряницу. Это означает, что царскую власть над всеми народами и богатство город получит от сатаны, зверя, на котором сидит. Богатство и царская власть над народами древних Вавилона и Рима были прообразами богатства и царской власти великого города-блудницы кончины века.

Как из золотой чаши будет этот город пить и впитывать в себя все мерзости и нечистоты и наполнять ими все народы. Чашей означена сладость лукавых дел перед испитием их. А то, что чаша – золотая – означает богатство, роскошь и многоценность, с которы­ми сопрягаются лукавые дела. Чаша мерзости блудницы – это крайнее раз­вращение общества к кончине века. О человеке последнего времени будет правомерно сказать словами Елиуя об Иове: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьёт глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими без­законие и ходит с людьми нечестивыми?» (Иов. 34:7-8). Как перед потопом во дни Ноя люди «ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:38-39). Люди великого города будут беспечно пить мерзости из золотой чаши блудодеяний. Но вот последний праведник вступит в спасительный ковчег Церкви, и тогда изольётся на Вавилон огненный дождь, и блудница «будет сожжена огнём» (18:8). Но это – будет, а пока – чаша мерзости подносится к устам, сверкает золото, в греховном увеселении забыто все.

Откр.17:5 – И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. На челе отражается внутреннее существо человека. Об этом говорит и само слово человек. Так у 144 000 девственников имя Отца Небесного написано на челах (14:1), так же в вечности будет написано имя Бога и Христа на всех побеждающих лукавого в этом мире (3:12). Так же и на челе блудницы написано имя, отражавшее её существо и характер. (По характеру человека и произошли многие имена. Так, например, Иаков – запинатель, Виктор – победитель, Геннадий – благород­ный.) Об этом имени сказано: тайна, т. е. оно не раскрыто и несёт в себе таин­ственный и значительный смысл. Прежде явного обнаружения этого великого города никто не может точно указать его название, оно скрыто, как и скрыто имя самого антихриста, а дано только мистическое число его имени (666). И как об антихристе дано число имени его, так город-блудница таинственно, сим­волически назван Вавилон (смешение). Город-блудница сидит на водах многих, в нём будет смешение всех народов и культур и, в свою очередь, под его знаме­нем смешаются многие пароды, племена, языки и государства. Вавилон – это полное смешение человека с миром греха и беззаконие, духовное блудодеяние. Люди смешаются и станут с ним «одной плотью». То, что это мерзкое имя на­писано на челе блудницы, означает её бесстыдство, цинизм, ибо мерзости уже не скрываются, но как бы торжественно пьются из чаши. Это означает и то, что грех и беззакония достигли в этом городе своей полноты. Как о древнем Иерусалиме было сказано пророком Иеремией: «Ты со многими любовниками блудодействовала... у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд» (Иер. 3:13).

Не только сам Вавилон будет упиваться мерзостями и блудодейством, но будет он и мать блудницам и мерзостям земным. Этот великий город кон­чины века прострёт своё влияние на многие народы и города, и все они от него научатся богоборству, разврату и всем мерзостям земным. Этот город будет как рассадник заразы по всему миру. Эта блудница станет матерью и породит ещё много блудниц, подобных себе. Города и народы отвернутся от Бога и блудно прилепятся к мерзостям земным.

Откр.17:6 – Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью Свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим. Это довершительная характеристика жены-блудницы. Она упивалась не только из чаши, исполненной мерзостями и нечистотами блудодейства, но и кровью святых и Свидетелей Иисусовых. Великий город кончины века будет городом-гонителем христиан. Жена-блудница восстанет на Жену-Церковь, на Невесту Христову. Площади и улицы этого города будут упоены кровью христиан. Так в великом гонении окончит Церковь свой земной путь. А ра­зумея блудницу как вообще воплощёние царства сатаны на земле, можно здесь усматривать указание на гонения, которые в различные времена различные цари учиняли на христианскую Церковь и её верных Свидетелей.

Под святыми, кровью которых была упоена блудница, можно разуметь вообще всех христиан, претерпевших мученичество в великом городе Вавилоне. Свидетели Иисусовы – это уже избранные из святых христиан, мужественнейшие Свидетели и проповедники Христовы, особо подвизавшиеся в исповедании веры и благовестия. Сонм этих Свидетелей будет венчаться двумя Свидетелями Христа – пророками Илией и Енохом (11:3).

Всё это видение и особенно вид жены-блудницы и её мерзостей весьма удивил и изумил тайнозрителя – и, видя её (блудницу), дивился удивлени­ем великим. Но тайна великой блудницы не должна была остаться скрытой от Иоанна. И он пишет:

Откр.17:7-8 – И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Ангел не называет прямо, кто показан в виде зверя, но говорит о нём, что он был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. А это ясно ука­зывает на сатану. Подобным образом Апокалипсис и в других местах показы­вает образ дьявола. В 9:2-11 мы видим Аполлиона, ангела бездны, царя саран­чи (бесов), выпущенного из кладезя бездны со всей своей силой. Или в 11:7 это «зверь, выходящий из бездны», чтобы сразиться с двумя пророками кончи­ны века и установить своё царство на три с половиной года. В 13:2 это дракон, дающий свою силу, престол и власть антихристу. То, что он был, и нет его, и выйдет из бездны, соответствует получению одной из голов смертельной раны и исцелению её. В 20:2-3 мы видим, как сатана сковывается, запечатывается на много лет в бездну и в кончину века освобождаётся на малое время. То, что сатана был, означает, что он был властелином мира (Мф. 4:9) до пришествия Христова в мир, был князем века сего (Ин. 12:31) и осуществлял своё царство над людьми через идолопоклонство, когда люди поклонялись идолам, а факти­чески поклонялись ему (1Кор.10:20). Но вот приходит Христос, поражает сатану своим Крестом, запечатывает в бездну, и нет его, гаснут идольские ка­пища, побеждает христианство, царствует Христос в Церкви и через Церковь над миром (Ин.12:31; Мк.16:17). Однако в кончину века на малое время (3,5 года) Христос отпустит сатану, он выйдет из бездны и снова установит свою власть на земле через антихриста. Но недолго этому быть, и пойдёт в погибель, будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут му­читься день и ночь во веки веков» (20:10). Это будет «огонь вечный, угото­ванный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41), в который они пойдут в день Страшного Суда.

Когда в лице антихриста сатана снова утвердит своё царство на земле, то и удивятся те из живущих на земле. Сколько не привычен мир к греху, но удивится тому, что будет творить антихрист. Мир удивится возрождению и возобновлению тех грехов, которые были во времена варварства и идолопоклонства и вдруг возобновятся в новом блес­ке в цивилизованном мире кончины века. Что ныне считается дикостью и варварством, снова станет модной современностью. Давно забытое выйдет из бездны и с силой овладеет умами людей. Уничтоженное христианством, сно­ва явится из бездны, и люди восплещут руками. Предшествующие этому явления мы уже видим сейчас. Многие современные явления – это как дым из кладезя бездны, предваряющей высвобождение самого сатаны с его нечи­стой силой (9:2-3). Например, спортивные олимпиады и массовые зрелища. Они были распространены в языческом мире древней Греции и Рима и были побеждены и отменены христианством, как зрелища малополезные, нечести­вые и греховные. Взор людей поднялся к небу, и их ноги поспешили не на Олимп и в Колизей, а в монастыри и пустынные места, переводящие с зем­ли на небо. Теперь же снова возродилось языческое нечестие и миллионы (если не миллиарды) людей с удивлением устремили свои взоры на «исцелевшую рану». Чуть ли не весь мир замирает у экранов, следя за очередными международными играми или за новой звездой эстрады, кино, театра. Или вот другое. Язычник Навуходоносор, «расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан. 4:26-27). Когда победило христианство, то стало славить и величить не себя, но Бога. Если люди, не исполнившиеся евангельского духа, и продолжали стремиться к собственному величию, то Церковь славила Бога. И величественнейшие свои постройки христиане строили не в свою славу, но Божию, не себе посвяща­ли, а Пресвятой Троице, Спасителю, Богородице, святым. Всё должно было устремлять ум к небесам и им воздавать славу, честь и поклонение. Теперь же всё более и более снова начинают строиться не храмы, а башни вавилон­ские. Не Богу славу возвещают, а себе, своим кумирам, своим достижениям. ...Потихоньку заживает «смертельная рана», приближается открытие кладезя бездны!

Но всему этому удивятся не все, а только те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира. Верующие не будут удивляться и ужасаться (Мф. 24:6), ибо знают, что всему этому надлежит быть. Живя в этом мире, они не от этого мира (Ин. 17:15-16). Увидев при­шествие в мир антихриста, они будут знать, что близок конец, ибо учил Христос: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24:32-33).

Имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира. Это о тайне предопределения Божия. Неверно понимал реформатор Иоганн Кальвин и за ним его последователи, что каждому человеку от начала мира предопределено либо спастись, либо погибнуть, а потому человек в этом не свободен, спасение зависит не от него самого, но исключительно лишь от промысла Божия. Клю­чом к православному пониманию предопределения спасения могут быть слова Апостола Павла: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобны­ми образу Сына Своего» (Рим. 8:29). То есть предопределению Божию пред­шествует предведение Божие. Человек имеет свободную волю. Он волен выб­рать путь жизни или смерти. Но Бог, дав человеку эту свободу как Всеведу­щий, уже предвечно знал, что выберёт человек. Человек выбирает, а не Бог назначает! А раз Он наперёд знает, как поступит человек, то Он и наперёд уже определяет его к спасению или погибели и предуготовляет одним то, а другим другое. При этом, однако, свобода человека никак не нарушается. Но, будучи свободен выбрать спасение, человек не в силе его достичь и нуждается для это­го в благодати Божией. Хотя и сама свобода воли, данная каждому человеку, должна рассматриваться как благодатный дар Божий.

Откр.17:9 – Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. Этими словами Иоанн подчёркивает, что для разумения описываемого необходимо особое внимание ума, особая духовная мудрость. Этими словами указывается также, что в являемом образе скрыта особая тайна. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. Этими словами Ан­гел хочет немного приоткрыть тайну: о каком городе собственно идёт речь. Город не называется, но указывается, что он будет расположен на семи го­рах или семи холмах. О том, какой именно это будет город, существуют различные мнения. Иные разумеют буквально город Вавилон. Об особой роли этого города в боговраждебной деятельности сатаны см. 9,14,16,12. Здесь началось царство первого в мире мучителя-тирана Нимрода (Быт. 10:9-10); здесь люди пожелали воздвигнуть башню до небес, здесь Бог смешал языки и отсюда рассеялись все народы и племена; здесь была столица Халдейского царя Навуходоносора, пленившего иудеев; здесь столица Персии; в христи­анское время в этих местах – оплот мусульманства, отвергшего Христа-Спа­сителя. Не могло удержаться идолопоклонство, тогда сатана идёт на хитрость, хотя и дозволяет поклоняться единому живому Богу, но тут же искажает: Еlohim заменяет на Е1оhа – Аллах, т. е. отвергает Пресвятую Троицу, уво­дит от Христа, а значит, от спасения.

Древние святые отцы, в основном, разумели под Вавилоном город Рим. Так и Апостол Пётр именует Рим Вавилоном (1Пет.5:13). Так понимал сло­ва Апостола Петра  Андрей Кесарийский. Так писал восточный учитель Дидим: «Когда был, говорит, в Вавилоне, то есть в Риме, и обре­тался жителем порфироносной блудницы». Рим действительно был на семи холмах: Капитолийском, Палатинском, Квиринальном, Лапаранском, Авентинском, Витинальском и Эсквилинском. Тысячу лет Рим был столицей государства, стремившегося уже с последних веков до Р.X. к мировому гос­подству. Рим же был и главным противником христианства в первые века. Но если Рим был столицей язычества, то, интересно, что и с первых же веков Римская кафедра была первенствующая в христианской Церкви. Так уже Ириней Лионский (II в.) пишет: «Величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими Апостолами Петром и Павлом... Ибо по необходимости, с этою церковью, по её преиму­щественной важности, согласуется всякая церковь, т. е. повсюду верующие» (Против ерес. III.3,1). После разделения Церквей Рим стал столицей запад­ного христианства и фактически утвердил на долгие века и духовную, и го­сударственную монополию в западных странах. Возможно, что в кончину века этот поистине «вечный город» снова возвысится до мирового господства, как разумели древние отцы. Или же древний Рим был прообразом того города на семи горах, который ещё возвысится.

Интересно отметить, что и так называемый «второй Рим» – Константино­поль – первенствующий город восточного христианства, также стоит на семи холмах, почему и называется по-гречески Епталофос, что значит «семихолмие». Так что некоторые даже разумели под Вавилоном Константинополь.

Иные же разумеют под Вавилоном «третий Рим» – столицу Гога, князя Роша, Мешеха и Фувала в земле Магог. Это город на семи холмах, сто­лица народа от краёв севера. Этот северный народ во главе с многими наро­дами двинется через высохший Евфрат войною на Израиль, но найдет себе там место для могилы. Земля же Магог и столица её, великая блудница, будет сожжена огнём (Иез. 38-39 гл.). В XV в. на Руси возникло учение о Моск­ве, как «Третьем Риме». Так преподобный Иосиф Волоцкий (1440 – 1515), один из возглавителей русского иночества, был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Это­му также особенно способствовали святитель Алексий, митрополит Москов­ский, и преподобный Сергий Радонежский. Иосиф Волоцкий был одним из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древ­него вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одолела». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своём учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». Известно также, что Москва – «град семихолмовый». (См. об этом «Настольная книга священнослужителя», М., 1978, Изд. Московс­кой Патриархии, т. 2, стр. 199).

Этим не утверждаётся, что Москва будет великой блудницей. Такого рода утверждения под стать разве лишь пророкам. Я просто привожу размышле­ния различных отцов и учителей о судьбах мира и Церкви.

Семь голов зверя имеют двойное значение и означают, по словам Ангела, не только семь гор, на которых будет великий город, но:

Откр.17:10-11 – И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель. Некоторые толкователи, считающие, что Апокалипсис был написан до раз­рушения Иерусалима и отражает собой события, современные Иоанну, понима­ют это так. Пять царей, которые уже пали, то есть умерли, это: Август (27 г. до Р. X. – 14 г. по Р. X.), Тиберий (14-37 гг.), Калигула (37-41 гг.), Клавдий (41-54 гг.), Нерон (54-68 гг.). Шестой царь, который есть, во время написа­ния Апокалипсиса – это Гальба (68-69 гг.). Восьмым царём должен быть Нерон, который, по верованию народа, снова вернётся на престол. Этого тол­кования придерживается Ф. Энгельс в своей работе «Откровение». Эти же толкователи указывают на то, что числу 666 соответствует «Нерон кесарь». Нельзя отрицать, что события и люди этого времени послужили прообразом для событий и людей кончины века, но нельзя и утверждать большего. Считать это точным толкованием нельзя по следующим причинам:

  1. Нерон так и не явился ни седьмым, ни восьмым царём. Богодухновенность Апокалипсиса засвидетельствована Церковью, а значит, ошибок в нём быть не может.
  2. Мнение, что Апокалипсис написан до разрушения Иерусалима, есть мне­ние новейшее, не подтверждаемое древнейшими Свидетелями и не имеющее до­статочных оснований. За основание берут: а) слова в 17:10-11. Но эти слова можно истолковать иначе, да и нужно, если признавать богодухновенность Апо­калипсиса (гл. выше); б) то, что в Апокалипсисе нет указаний на разрушение Иерусалима, а значит, его ещё и не было. Но это не основание. Иоанн мог и по другим причинам этого не упомянуть. Его целью было описать не современное событие, а грядущие (1:1); в) сильное различие в языке Апокалипсиса и Еван­гелия. В Апокалипсисе силен еврейский колорит греческого языка, а в Еванге­лии его нет. Но это можно объяснить и иначе. Во-первых, еврейский колорит языка Апокалипсиса вызван особенностью формы и содержания Апокалипсиса в сравнении с Евангелием. К тому же один-два года деятельного служения Апостола среди греческого населения Ефеса могли быть вполне достаточными для совершенного овладения греческим языком. Таким образом, нет никаких оснований предполагать раннее происхождение Апокалипсиса. Церковное же предание относит написание Апокалипсиса к 95-96 годам. Об этом есть определённое свидетельство святого Иринея Лионского, бывшего учеником свято­го Поликарпа Смирнского, бывшего в свою очередь учеником Апостола Иоан­на Богослова. Ириней пишет: «Откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана» (Против ереси, X, 30). Домициан царствовал в 81-96 гг.
Святоотеческое же понимание семи царей уже рассмотрено нами в 13:1. См. также схему в 13:4. Это семь царств, через которые сатана устанав­ливал своё царство на земле. Пять из них было до Иоанна, это богобор­ческие идолопоклонческие державы древности. Шестое царство было при жизни Иоанна, т. е. Римское царство. Седьмому царству ещё надлежало быть.

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель. Под этим зверем иные понимают антихриста и его царство. Оно будет восьмое, после семи предваривших его мировых держав. Антихрист из числа семи, т. е. из этих держав выйдет его держава, и в его царстве будет всё богомерзкое из предыдущих семи царств. Царство антихриста будет достой­ным венцом предыдущих сатанинских царств. По окончании своего царствова­ния антихрист пойдёт в погибель, в вечные муки геенны огненной. Но тогда остаётся вопрос: кто есть седьмой царь, который во время Иоанна ещё не при­шёл, и когда придёт, не долго ему быть? На этот вопрос считающим, что ан­тихристово царство будет восьмым, ответить трудно. Указывают на славяно­германские государства. Но ведь их царство продлилось уже дольше даже язы­ческого Римского царства и всех шести языческих царств древности. Говорить, что их существование не долго в сравнении с вечностью, нельзя, ибо этого нет в самом тексте, где сравнение идёт с длительностью предыдущих царств. К тому же седьмой царь здесь представлен как голова зверя, т. е. через него сатана устанавливает своё царство на земле. Славяно-германские же государства были христианскими и через них-то как раз не сатана, а Христос устанавливал Своё царство на земле. Считать, что будет какой-то богоборческий царь перед при­шествием антихриста, нет никакого основания. Этому нет подтверждения ни в других местах Писания, ни в писаниях святых отцов. Наоборот, везде и всегда указывается, что через Крест Христов сатана сковывается и заключается в бездну, а выпущен будет в кончину века на малое время, и, установив царство антихриста, пойдёт в погибель.

Более соответствующим является такое толкование. Пять царей – это пять богоборческих идолопоклонческих царств до времён Апостола. Шестое царство было при нём – это языческий Рим. И вот этой главе наносится Крестом смертельная рана (13:3), сатаны нет, он в бездне, а на земле утвер­ждаётся на много лет царство Христово. В кончину века «рана исцелела», является седьмой царь – антихрист, утверждая снова царство сатаны. Но не долго ему быть, т. к. «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22), и придёт Христос на Страшный Суд. Зверь, который был и которого нет, есть сам сатана (ст. 8), а не антихрист. То, что таким образом представляется именно сам сатана, мы уже видели во многих местах Апокалипсиса. Зверь этот назван восьмым, но не сказано о нём, что он будет после седьмого, а сказано, что он из числа семи. Как может быть восьмой из семи?! Не озна­чает ли число семь, что восьмого нет? Среди семи предметов невозможно указать восьмой предмет! Смысл здесь таинственный. Сатана – восьмой, этим подчёркивается, что все семь царей, в том числе и антихрист, не являются самим сатаной, они – люди. Но сатана из их числа, т. е. он был и действо­вал в каждом из них, через них устанавливал своё царство на земле. И ког­да седьмой царь – антихрист – будет низложен Христом через Его славное второе пришествие, то сатана, бывший во всех семи царях и особенно в седь­мом, пойдёт в погибель на вечные муки.

Откр.17:12-13 – И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. См. об этом 13:1. Эти цари не сравнимы с теми царями, означенными через семь голов зверя. Это не будут подобные тем сатанинские мировые держа­вы. Это будут десять царей десяти государств, непосредственно предваряю­щие установление царства антихриста и его подготавливающие. То, что эти цари означены в виде десяти рогов, означает их власть и воинственность. Видеть под этими десятью царями римских префектов, варварские народы, которые противились распространению христианства, или любые другие со­бытия прошлой истории человечества неправомерно, т. к. об этих царях сказано, что они примут власть со зверем, и далее: они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю, т. е. они будут непосредственно перед приходом антихриста и ему подчинятся, с ним объединятся и ему бу­дут служить. Об этих десяти царях было и откровение пророку Даниилу. Так десять пальцев ног истукана, явленного во сне Навуходоносору, прообразо­вали этих царей. Рассмотрение истукана с головы до пальцев ног показывало всю историю от Навуходоносора до кончины века (Дан. 2). Также ука­зывают на этих десять царей и десять рогов четвёртого зверя в видении Даниила (Дан. 7). Появление одиннадцатого рога прообразует пришествие антихриста. «О десяти рогах, которые были на голове у него (четвёртого зверя), и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три... об этом он (ангел) сказал: ...десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничто­жит трёх царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» (Дан. 7:20,23-25). Так Даниил подробнее описыва­ет, что когда придёт антихрист, то не просто так его примут эти десять ца­рей, но троих из них он должен будет уничтожить. Святой Ипполит Римс­кий даже называет этих трёх царей: «и трёх царей убьёт гневом: египетского, ливийского и эфиопского». Легко себе действительно представить, что для установления своей власти в Иерусалиме антихристу будут мешать эти близ­кие к Израилю страны. Если же мы в Апокалипсисе видим, что все десять царей «примут власть со зверем», то это можно разуметь так, что после того, как антихрист уничтожит трёх царей, то их преемники уже будут подчинять­ся ему и будут иметь одни мысли с ним. То, что эти десять царей примут власть как цари на один час, означает краткосрочность их правления. Андрей Кесарийский так пишет, что или име­ется в виду краткость времени, или одна часть года, т. е. трёхмесячный обо­рот солнца, после которого они покорятся антихристу.

Они имеют одни мысли со зверем, т. е. и религиозно-нравственное, и куль­турное, и политическое состояние этих десяти государств будет уже вполне соответствовать той программе, которая будет объявлена миру антихристом. Они всецело ему подчинятся и объединятся с ним в богомерзких деяниях. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:24). Так и эти десять царей всецело будут служить одному господи­ну своему – антихристу.

Откр.17:14 – Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. Антихрист вместе с этими десятью царями будет вести брань с Агнцем, устроит великое гонение на христиан, на Церковь и на всё святое (13:7). Эти цари будут хулить Бога и требовать поклонения только одному антихристу. В 13:7 была показана та внешняя победа, которую антихрист со своими при­верженцами одержит над христианами. Здесь же отмечается, что Агнец по­бедит их. Это будет в «явление Господа нашего Иисуса Христа, Которое в своё время откроет блаженный и единый Царь царствующих и Господь гос­подствующих» (1Тим.6:14-15). Этому божественному Агнцу «сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих» (Евр. 1:13). Конечная победа будет за Христом. Закланный Агнец победит Своих распинателей. Когда господствующие и цари воздвигли брань на Хри­ста, то забыли, что и над ними есть Господь и есть Царь. А потому, как бы ни бушевала их гордыня, всё одно – их конец – погибель, ибо Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). Он – Господь и Царь, по­этому и те, которые с Ним, не отрёкшиеся от Него, суть званые в небес­ное царство и избранные от земли наследовать спасение и верные Тому, Чьё имя Верный (19:11). Какое блаженство быть с Ним! Да будем и мы всегда с Ним и да соделаемся участниками Его славной победы над миром греха!

Важно отметить, что святой Иоанн написал, что именно будут вести брань с Агнцем, не с христианами, а с Агнцем. Так и гонителю Савлу Христос не сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Моих учеников?» – но сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Поднимающиеся на христиан, на Церковь, на святыни не с людьми борются, а с Самим Богом, с Духом Его, живущим в Его чадах и Церкви. О, если бы разумели, с кем ведут брань! Какое страшное поражение ждёт их!

Откр.17:15 – И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Это означает господство и развращающее влияние на многие народы и страны Вавилона, великой блудницы – города нечестия и разврата. О том, что многие народы объединяются под знаменем этого великого города и во главе с его князем пойдут войной на Израиль, свидетельствует пророк Иезекииль (Иез. 38:9,15; 39:4). О великом растлительном влиянии этого города на царей земных разных стран пишется и в 17:2; 18:9. Одно­временно Вавилон будет важным центром всемирной торговли (18:11). Так воссела на многих водах великая блудница.

Откр.17:16-17 – И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Но не прочна дружба Ирода с Пилатом (Лк.23:12)! Десять царей вознена­видят блудницу, великий город кончины века, ставший средоточием всех мерзостей и нечестия. Как это понять? Дело в том, что следует различать город, где воссядет антихрист, от Вавилона. В толковании на 11:1-2 были приведены свидетельства Священного Писания и святых отцов о том, что антихрист воссядет в Иерусалиме, где будет и его храм. Вавилон же совсем другой город. Антихрист будет добиваться поклонения только себе лично. Ничто иное не должно называться великим, кроме его самого. А потому и великая блудница, город его славы и нечестия, но город великий, будет возненавидена. И разорят её десять царей, подчинённых антихристу. Как был разорён древний Рим варварами в 476 г., как был разорен «второй Рим» – Кон­стантинополь – турками-османами в 1453 г., так будет разорен и Рим антихри­ста Вавилон, великая блудница, десятью царями. Это будет «начало конца», прелюдия Страшного Суда. И обнажат великую блудницу, сбросят порфиру и багряницу, отымут сокровища и богатства её. Тогда предстанет город во всей своей постыдной срамоте. Мир увидит истинное лицо этого города, которым столь восхищался и превозносился. В свете этого откровения не опасно ли увлекаться идеей Третьего Рима? Христианство имеет свой град не на этой земле, наш град и жительство на небесах.

...И вот, когда ходишь по улицам великих городов, видишь их блеск и величие, то невольно думаешь, что же откроется, когда все внешнее будет сдёрнуто, когда город обнажится?! Каков будет город, когда исчезнет вне­шний блеск и все условности, скрывающие бездны мерзостей и беззаконий?!

Но не ограничатся десять царей тем, что разорят и, обнажив, опозорят город-блудницу – они и плоть её съедят, как хищные звери, а разграбив и пожрав всё, что можно, сожгут её в огне. Не развалины останутся, а толь­ко пепел от города будет поднимаем ветрами и развеваем ими по миру. В наш атомный век такие катастрофы уже вполне представимы.

Не бывает поругаем Бог. Долго терпел Он великую блудницу, но вот Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю и отдать царство их зверю. Так и в кошмарных событиях антихристова времени Бог будет осуществлять Свою волю. Он попустит на короткое время, как бы «на один час» (ст. 12), всю власть над миром отдать зверю-сатане. Вавилон будет разрушен десятью царями, а их царство будет отдано зверю. Сатана хотел быть владыкой мира, единым и полновластным, – он будет им. Он достигнет свое­го «на один час», чтобы потом претерпеть вечное сокрушение.

Всё царство над миром будет отдано сатане-зверю, доколе не исполнятся слова Божии. «Доколе не прейдет небо и земля, и одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:18). Будет в кончину века сатана иметь власть, пока не исполнятся до малейшего все сло­ва Божии, реченные через святых и пророков. И тогда придёт конец.

Откр.17:18 – Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

Интересно ещё отметить, что слово царствующий стоит в настоящем вре­мени. В этом можно либо усматривать указание на то, что речь идёт о горо­де, царствующем во время Иоанна, т.е. о Риме. Либо же Рим только прооб­раз, а царствование города в настоящем времени надо относить не ко време­ни написания Апокалипсиса, а к видению. То есть в видении город видится Иоанну уже царствующим, как и многие другие грядущие события он видел как бы уже происходящими.