размер шрифта

Поиск по сайту



Откровение Иоанна Богослова, Глава 11

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.11:1 – И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нём. Конструкция этого выра­жения на греческом языке несколько своеобразна и трудно определить, кто именно здесь является говорящим. Есть несколько предположений. Говорящей здесь является сама трость. Это особенно передано в славянском переводе: «И дана ми бысть трость подобно жезлу, глаголя...». То есть глаго­лет сама трость. Этим указывается, что даже такие видимые Иоанном предме­ты, как трость, жертвенник, престол являются разумными и измеряются ангель­ским разумением.

Или же слова эти принадлежат подающему трость Ангелу, который и гово­рит Иоанну, что он должен сделать с этой тростью.

Говорящим здесь можно рассматривать и самого Бога. На это указывает ст. 3: «и дам двум Свидетелям Моим», а ведь голос в первом и третьем стихах один и тот же. Трость, подобная жезлу, то есть большая и тяжёлая, и имела значение известной единицы измерения протяженности. Это может быть сопо­ставлено с пророчеством Иезекииля, где прямо говорится о «трости измерения» (Иез. 40:3).

Откр.11:2 – А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца. Говорящий призывает Иоанна: встань, тут же, неотложно начни делать, что повелю тебе, измерь храм Божий и пр. В пророческой символике измерение может иметь различное значение. Оно является:

  1. Назначением измеряемого к погибели (Ис. 34:11; Дан. 5:25-27; Ам. 7:7-9).
  2. Указанием на постройку (Иез. 43:10-11; Зах. 2:2-5).
  3. Описанием измеряемого (Иез. 40:3; Откр. 21:15).
  4. Разумением измеряемого (Еф. 3:18-19).
  5. Определением границ с целью сохранения и сообщения неприкосновенно­сти измеренному (см. разделение земли Израильской Иисусом Навином; стро­гие размеры скинии и храма).
В нашем случае измерения храма и прочего Иоанном имеет третье, четвёртое и пятое значение: описание, разумение, запечатление и отделение измеряе­мого. Три предмета предстают перед Иоанном, которые он должен измерить, и четвёртый, который он, наоборот, не должен измерять, но исключить его. Из­мерить предстоит:

  1. Храм Божий. 2. Жертвенник. 3. Поклоняющихся в нём.
Не измерен и подвержен исключению должен быть внешний двор храма. Что это означает? Явленное взору тайнозрителя надлежит себе представлять так. Вот перед нами стоит Иерусалимский храм, отстроенный царём Иродом. Храм – это собственно Святое и Святое Святых – важнейшая и непремен­ная часть храма как вместилище священнейших предметов, где свершаются глав­нейшие священнодействия. Жертвенник – здесь имеется в виду медный жертвен­ник всесожжения, стоявший во внутреннем дворе храма. О внутреннем дворе здесь Иоанн совсем умалчивает, поэтому под жертвенником можно разуметь не только сам жертвенник, но и место, где он находился, то есть внутренний двор. Во внут­реннем дворе находились и медный жертвенник всесожжений, и медное море – умывальница. И поклоняющихся в нём – имеются в виду поклоняющиеся в са­мом храме (в Святом и Святом Святых) и у жертвенника, то есть во внутреннем дворе, доступном только священникам и левитам (в храме Ирода были ещё двор Израилиев и двор женщин как части внутреннего двора) (2 Пар. 23:5). Так что они и есть «поклоняющиеся в нём». Они были священны и отдельны от народа и прозелитов, молившихся во внешнем дворе. Внешний двор дан язычникам, ибо они имели в него доступ (иначе и назывался – двор язычников). Этих, непосвя­щённых Богу, Иоанну не должно было и измерять, но исключить.

Пророческое измерение храма имеет двоякое значение.

Во-первых, истолковать можно так. Храм Божий – это ветхозаветная цер­ковь, имеющая свой храм в Иерусалиме и свой жертвенник в нём. Поклоняю­щиеся в нём – это иудеи, поклонявшиеся единому истинному Богу Ягве. Вет­хий Завет – это «через Ангелов возвещённое слово» (Евр. 2:2), оно и описывается здесь как ангельское измерение храма, ангельское разумение ветхозавет­ного служения и учения.

Внешний двор – это новозаветная Церковь. Её исключи, она отделяется, ибо «с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12) – проходит старое, исключается ветхое, начинается новое. Об этом сказано: не измеряй, ибо неизмеримы богатства Нового Завета. Ветхий Завет был дан через Ангелов и они измерили его своим разумением. Новый же За­вет – это то, «во что желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12) своим разу­мением, но не могут – неизмеримо!

Язычники, имеются в виду не обязательно идолопоклонники, а вообще все безбожники и нечестивцы, не имеющие истинной веры или от всякой веры от­павшие. Язычники будут попирать святой город сорок два месяца. Нет ни­какого основания под сорока двумя месяцами разуметь не буквально 42 меся­ца – 3,5 года, а неопределённый промежуток времени, или мистическое чис­ло, или 1260 лет (42 месяца = 1260 дней). Здесь надо буквально разуметь про­межуток времени в три с половиной года. Это будет время великой скорби ан­тихристовой. Со времени разрушения Иерусалимского храма римскими импе­раторами Веспасианом и Титом в 70-м году иудейский народ за свой страшный грех отвержения и распятия Мессии рассеивается среди всех народов. Храма нет. Прекращена жертва. Нет иудейской церкви, осталась только синагога. Сбы­лись слова Христа об Иерусалимском храме: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) и «не останется здесь камня на камне; всё будет разруше­но» (Мф. 24:2). Но так будет не всегда. Апостол Павел пишет, «что ожесточе­ние произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число языч­ников» (Рим. 11:25). Кончится время язычников, кончится рассеяние евреев сре­ди народов. Об этом говорил и Спаситель, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24). По оконча­нии же времени язычников, времени, благоприятного для всех народов, снова соберутся со всех концов евреи на родину, восстановят своё государство и свой храм в Иерусалиме. «И будет в тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить себе остаток народа Своего... и соберёт изгнанников Израиля и рассеянных Иудеев созовет от четырёх концов земли» (Ис. 11:11-12). Особенно же ясно об этом пророчествовал пророк Иеремия. Он спрятал в горе Нево ковчег Завета (в храме Заровавеля и Ирода ковчега в Святом святых уже не было). Некоторые пытались найти его. «Когда же Иеремия узнал о сем, то упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умило­сердившись, не соберёт сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, что­бы особенно святилось место» (2 Мак. 2:7-8). Вот этот восстановленный Иерусалимский храм иудеев и будет попираем 3,5 года антихристом. Об этом и пишет Апостол Павел, что антихрист, человек греха и сын погибели, «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). «Храмом Божиим», в котором сядет антихрист, может быть или христианская Церковь, или иудейский храм, ибо иные храмы не могут быть при­знаны как храмы Бога Истинного. Но в христианской Церкви он не сядет по обе­тованию Христа, что «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Значит, сядет он в иудейском храме. И дальше действительно мы увидим антихриста, царствующим в Иерусалиме (11:8). Приведём свидетельства отцов Церкви об этом.

Святой Андрей Кесарийский: «И антихрист воссядет в храме Божием, или в иудейском – издревле божественном, разрушенном же за дерзость против Христа, и от него (антихриста. – Г. Ф.) вновь восстановится имеющем по ожиданию богоборцев иудеев» Апок. толк. зач. 73. Святой Ипполит Римский: «И тот (антихрист) восстановит каменный храм во Иерусалиме» (Слово о кончине мира, л. 30), «и, преисполненный гнева, по­разит трёх великих царей: Египетского, Ливийского и Эфиопского. И после это­го начнёт строить храм Иерусалимский, поспешно его восстановит и отдаст иудеям» (Слово о кончине мира, л. 25). Святой Ефрем Сирин: «Более же скверные иудеи чтить его начнут и радоваться царству его, ибо их будет почитать и место и храм». сл. 105. «и возлюбит (антихрист) весьма еврейский народ, и во Иерусалиме обоснуется и храм их восстановит» (синаксарь недели мясопустной).

Святой Кирилл Иерусалимский: «Так что в храме Божием сядет он. В ка­кой же церкви? Разумеем разорённый иудейский храм. Да не будет того, чтобы разумелся сей храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что говорим из лести себе. Если антихрист придёт к иуде­ям, как Христос, и от иудеев восхощет поклонения; то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооружённый Соломоном» (15-е огласит, слово, п. 15).

Глядя на сегодняшние события на Ближнем Востоке, на собирание евреев из других стран в свою землю, на воссоздание в 1948 г. государства Израиль после 1878-ми лет рассеяния (это время рассеяния и отвержения Израиля при­мерно равно благодатному времени Израиля от Авраама до Христа), глядя на объявление Иерусалима столицей, на преобразования в государстве, задаёмся вопросом: а не кончается ли «время язычников», и не скоро ли восстановится храм в Иерусалиме, не близок ли антихрист?!...

Это пророческое измерение храма имеет и иное толкование, более подхо­дящее к рассматриваемому нами тексту. Храм Божий – это христианская Цер­ковь, «дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2:5), как и Апостол Павел говорит христианам: «вы храм Божий» (1 Кор. 3:16). Жертвенник – это бес­кровная евхаристическая жертва, всегда совершаемая в христианских алтарях. Поклоняющиеся в нём – это истинные поклонники, поклоняющиеся в духе и истине. Как в Ветхом Завете во внутреннем дворе поклонялись только священ­ники и левиты, освященные для этого служения и отделённые от народа, так и христиане – «священство святое... род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:5,9).

Церковь и поклоняющиеся в ней должны быть измерены, подлежат ангель­скому разумению, как мы и читаем, что «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10). Церковь измерена, избрана и отделена, ибо «познал Господь Сво­их» (2 Тим. 2:19), это и означено тем, что внешний двор храма – мир вне­шний от Церкви, мир языческий, безбожный, антихристианский – его исключи и не измеряй, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое со­участие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого... и потому выйдите из среды их и отделитесь» (2 Кор. 6:14-17). Храм Божий, Церковь – познаны и запечатлены Богом, из­мерены мерою благодати. Внешний двор не познан Богом. Поклоняющиеся в нём безбожные люди услышат некогда от Всевышнего: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7:23).

Интересно посмотреть на историческое осуществление явленного здесь Иоан­ну. Первохристианство действительно было полностью отделено от «внешнего двора», который дан язычникам. Об отношении христианского общества и внеш­него мира ясно говорят такие слова: «Из посторонних же никто не смел при­стать к ним» (Деян. 5:13). Христианство в языческой империи было как бы государством в государстве. Далее христианство растёт, побеждает христианство кровью своих мучеников и своей истиной, и само государство становится христианским. Государство воцерковляется. Воцерковляются все стороны жиз­ни. Крещение принимают уже не просто отдельные личности, а вместе со свои­ми князьями целые народы. Вот несколько из множества примеров: 864 г. – крещение князя Бориса и болгар, 966 г. – крещение князя Мечислава и Польши, 988 г. – крещение князем Владимиром Руси. Теперь мы уже видим не просто христиан, а целые христианские нации и государства. Не остаётся, пожалуй, никакая сторона государственной, политической, военной, гражданс­кой, бытовой, трудовой, семейной, нравственной, культурной жизни, которая бы не была воцерковлена. Вся жизнь того времени мыслится только в культе. Вне культа нет ничего. Вне Церкви оставались только язычники, мусульмане и евреи.

XVI век уже полагает начало «расцерковлению» общества. В области позна­ния: от Откровения – к разуму, от святых отцов и Церкви как учительницы народов – к учёным и академии, от вечных догм – к зыбкому прогрессу на­уки, ведущему к самоуничтожению общества (заражение и разрушение приро­ды, оружие, могущее уничтожить весь мир). В области искусства: от церков­ного пения, храмовой архитектуры и иконописи, являющих земным небо, – к чувственному искусству эпохи Возрождения, а далее и к преисподним новин­кам искусства XX века. В области политической (воли): от теократии – к человекоправлению. От послушания Церкви и помазанному царю – к бунту про­тив всех (первая революция – Нидерланды, 1572-1579 гг.). В области рели­гиозной: от Церкви – к протестантизму, от протестантизма – к рационализ­му, от рационализма – к атеизму. Это – основные вехи, историческое осуществление которых не столь просто, и не надо представлять их в виде букваль­ного и строгого исполнения начертанной нами схемы. Ещё в прошлом веке не было строгой границы между благочестием и нечестием, верой и неверием, и богословы ещё не могли себе представить, как же снова произойдет это разде­ление, как снова Церковь отторгнется от государства и общества, и снова, как некогда в первохристианские времена, представит собой общество в обществе. Храм отделится от внешнего двора. Основным событием в этом процессе яви­лась, пожалуй, Октябрьская революция в России в 1917 году. Издаётся декрет об отделении Церкви от государства. Общество становится безрелигиозным и безбожным – «внешним двором», уже не подлежащим божественному измере­нию. Церковь опять – замкнутое исключённое общество. Внешний двор дан язычникам. Но ещё не вполне. Ещё орошают спасительные потоки Церкви уже иссушенные безбожием земли. Церковь ещё не вполне отторгнута от общества, и в иных странах ещё играет значительную роль. Но, как быстро из святой Руси получилась безбожная, так быстро всё может измениться и повсюду. И насту­пят те сорок два месяца, в которые язычники – общество антихриста будут попирать снятый город, то есть Церковь. Сейчас только внешний двор дан язычникам и они творят свои дела «у себя дома», хотя то тут, то там уже вспы­хивают и гонения на христиан. Но настанет время антихриста, и тогда не только внешний (внецерковный) двор будет дан язычникам, но будут попирать сам «святой город» – Церковь. Тогда снова окончательно, как при Апостолах, Церковь отделится, исключится и будет гонима. Сегодня люди из внешнего двора ещё могут войти во внутренний и приобщиться благодати Божией, тогда же «будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:12). «Будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Церковь будет в пустынях, горах и пещерах.

Далее Иоанн слышит, как тот же голос продолжает ему говорить:

Откр.11:3-4 – И дам двум Свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечёны во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.

В дополнение к этому приведём описание видения Захарии: «Вот светиль­ник весь из золота, и чашечка для елея наверху его; и семь лампад на нём, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его, и две маслины на нём, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны её. И сказал ему (ангел): что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?... Что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубки из­ливают из себя золото?... И сказал он (ангел): это два помазанные елеем, пред­стоящие Господу всей земли» (Зах. 4:2-3; 11-12,14). Так Иоанн Богослов и пророк Захария видят, что в последнее время восстанут два Свидетеля, два светильника, две маслины, два помазанных елеем Духа Святого, которые бу­дут предстоять Господу всей земли и пророчествовать всем народам 1260 дней. Иудейский год исчисляется в 360 дней. 1260=360x3.5, то есть имеем срок в 3,5 года. То, что здесь идёт речь не о каком-то неопределённом промежутке време­ни, следует из самой точности выражения, доходящей до указания такой малой единицы, как день, в таком большом количестве, как 1260. Неопределённый промежуток времени был бы означен каким-нибудь круглым числом. Святые отцы разумели здесь буквально промежуток времени в 3,5 года. Это будет в кончину века ко времени антихриста. Как эти 3,5 года пророчествования двух Свидетелей соотносятся с 3,5 годами царствования антихриста? По мнению свя­того Ипполита Римского и указанию синаксари недели мясопустной, сначала будут 3,5 года пророков, а потом 3,5 года антихриста – всего одна седмица (семь лет). Однако ясно и то, что какое-то время деятельность их будет одно­временной, возможно, что как раз до окончательного воцарения антихриста.

О том страшном времени, когда сатана, связанный Христом на голгофском Кресте, снова будет отпущен, когда кладезь бездны и все силы ада выплеснут свои мерзости на землю, когда тьма, хуже Египетской, окутает землю, можно спросить: кто устоит? Кто сохранится? И вот к этому времени относится ещё один и последний могучий всплеск излияния силы Духа Святого. О том возве­щал ещё древний пророк Иоиль: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать... прежде нежели наступит день Гос­подень, великий и страшный» (Иоиль. 2:28.31). Это сбылось на Апостолах (Деян 2). Но пророк Иоиль говорит ещё и о том, что это сбудется перед страш­ным днём кончины века. Как некогда Апостолы, так теперь эти два Свидетеля будут пророчествовать в великой силе Духа Святого. Это будут две маслины, преисполненные божественным елеем Духа Святого, это будут два светильни­ка, светящие во мраке антихристовой ночи. Чем ночь темней, тем ярче звёзды. Соответственно болезни будет приложено и врачевание. Особо силен будет сатана в лице антихриста и лжепророка, особо силен будет Господь в лице двух Своих пророков. Антихрист и лжепророк будут тогда предстоять перед князем всей земли – сатаной, ибо ему она будет дана. И Захария и Иоанн говорят, что эти два пророка и Свидетеля (Илия и Енох – см. ниже об этом) будут сто­ять пред Богом земли. А Бог выше князя!

Кто же эти два Свидетеля? Неверны такие понимания, что это Закон и Еван­гелие, или два Завета Церкви, или Церковь проповедующая и пророчествую­щая, или иудейство и язычество, или символические личности и подобное. Этому противоречит как то, что этим Свидетелям прилагаются в тексте личные место­имения, так и указания на личные свойства и особенности, а также описывае­мые события, происходящие с ними, как с конкретными людьми (их смерть, 3,5 дня будут лежать их трупы в Иерусалиме, будет воскресение и вознесение). Символические понимания никак с этим не сообразуются. Святые отцы разумели под этими двумя Свидетелями конкретных двух людей-пророков. Кто же они? Читаем у пророка Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищи­те, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явит­ся? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий» (Мал. 3:1-2). Здесь мы видим, что пришествию Господню должен предшествовать Ангел – вестник или предтеча, который приготовит Ему путь. В первом пришествии Христа Его Ангелом был святой пророк Иоанн Креститель, «ибо он тот, о ко­тором написано: се, Я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф. 11:10). Но Малахия пишет ещё о пришествии Господа как «огня расплавляющего», а это уже о втором Его при­шествии на Суд. Значит и второе пришествие Христово будет предварено пред­течей. Сам же пророк Малахия и отвечает: «Вот я пошлю к вам Илию проро­ка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сер­дца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:5-6). Здесь уже ясно говорится, что перед великим и страшным днём второго пришествия Христа должен явиться Илия-пророк. Важно ещё разобраться, какое отношение имеет это пророчество к Иоанну Крестителю – Предтече первого пришествия Хрис­това. Читаем об этом: «И спросили Его ученики Его: как же книжники гово­рят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10-13). Иудеи правильно по­нимали, что Христу должен предшествовать пророк Илия. Но они ещё не умели различать первое и второе пришествие Христово. Поэтому Христос и не опровергает их мнения об Илии, но говорит, что Илия уже пришёл – это Иоанн Креститель. Но вот иудеи спросили Иоанна Крестителя: «Ты Илия? Он сказал: нет» (Ин. 1:21). Так как же? Господь говорит, что он Илия, а он сам отрица­ет? Ключ к решению этого вопроса даёт нам сам Христос. Объясняя служение Иоанна Крестителя, Он говорит: «...все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:13-14) Как бы так говорит: если вы так уж хотите, чтобы был Илия, так он и есть Илия. Окончательный ответ на вопрос мы находим в Лк. 1:16-17. Здесь Ангел Господень говорит Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его сыне: «И многих из сыновей Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидёт пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям». То есть Иоанн Кре­ститель и Илия-пророк – это разные люди, разные личности. Но Иоанн при­шёл в духе и силе Илии, а поэтому, если хотите принять, он есть Илия. Как Иоанн приготовил Господу путь в первом Его пришествии, так Илия должен будет приготовить Ему путь во втором пришествии.

Почему же именно Илия-пророк должен приготовить ему путь, а не какой-либо другой пророк, например, Елисей, имевший его дух вдвойне? Ныне в мире царствует всеобщий закон смерти. «Человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27). Илия же пророк не видел смерти, но «восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями» (Сир. 48:9). «И понёсся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Но в кончину века и он должен будет покорить­ся всеобщему закону смерти, должен будет явиться, пророчествовать и подвер­гнуться смерти. То же самое можно сказать и о ином пророке – Енохе. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). «Енох угодил Господу и был взят на небо... Не было на земле никого из со­творённых, подобного Еноху, – ибо он был восхищен от земли» (Сир. 44:15; 49:16). «Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому, что Бог переселил его» (Евр. 11:5).

Итак, Писание определённо говорит о пришествии в мир перед кончиной века Илии-пророка. Под вторым же пророком святые отцы разумели Еноха как не претерпевшего, подобно Илье, смерти. Святой Ипполит Римский считал, что вместе с пророками Илией и Енохом явится Апостол Иоанн Богослов (Откр. 10:11). Об этом и слова Спасителя: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21:22-23).

Теперь обратимся к другому вопросу: какова цель пришествия пророков Илии и Еноха? В основном они придут для двух дел.

Первое дело: обращение евреев ко Христу. Мы уже видели, что в кончину века рассеяние Израиля за неприятие Хри­ста кончится. Евреи снова соберутся в свою страну и восстановят свой храм в Иерусалиме. Но надлежит случиться ещё большему – они обратятся ко Хрис­ту. Вначале через евреев произойдёт воцарение антихриста, как о том говорил и Сам Господь: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете» (Ин. 5:43). Этот «иной», которого вме­сто Христа примут евреи, и есть антихрист. Через проповедь пророков Илии и Еноха произойдёт обращение евреев ко Христу. Об этом так говорит пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (слав. «сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему»), чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). «Ты (Илия) предназначен был на обличения в свои времена, что­бы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, – обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова» (Сир. 48:10). Этому первоначальному назначению служения Илии-пророка будет соответствовать и его последнее слу­жение. Отчасти эти пророчества сбылись на Иоанне Предтече, а буквально на Илии Фесвитянине в кончину века. Под «отцом» здесь разумеется иудейство, а под «сыном» – рождённое из иудейства христианство. Отец и сын – это синагога и Церковь. Сердца евреев обратятся к христианам, как об этом сказа­но и в Апокалипсисе: «Они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими (Церкви), и познают, что Я возлюбил тебя» (3:9). Об этом и Господь говорил: «Илия должен придти прежде и устроить всё» (Мф. 17:11). Таким образом сбудутся слова Апостола, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25-26).

Об этом обращении евреев ко Христу свидетельствовали и святые отцы. Святой Иоанн Златоуст: «Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний при­совокупил и родину его, называя фесвитянином; а Иоанн фесвитянином не был. Вместе с тем он указывает и другой признак, говоря: да не пришед поражу землю в конец, – означая этим второе страшное Его пришествие... Итак озна­ченные слова пророка показывают, что фесвитянин придёт пред тем пришестви­ем, когда будет Суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, пришедши, убедил иудеев уверовать во Христа и чтобы, когда Христос придёт, не все они совершенно погибли. Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: «и устроит всё», то есть исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: «устроит сердце» сына к отцу, но: «отца к сыну». Так как отцы Апостолов были иудеи, то сказано: обратит к учению сынов, то есть Апостолов, сердца отцев, то есть расположение народа Иудейского» (Толк. на Еванг. от Мф., беседа 47).

Преподобный Иоанн Дамаскин: «Будут же посланы Энох и Илия Фесвитя­нин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть, синагогу – к Господу наше­му Иисусу Христу и к проповеди Апостолов» (Точное излож. православн. веры, кн. 4, гл. 26).

Блаженный Феофилакт: «Ибо ослепление пришло на Израиля... почему и знак – отнятие уха – был на рабе первосвященника. Восстановление уха ука­зывает на будущее восстановление разумения израильтян, которого они лиши­лись ныне. Ибо Илия придёт и приведёт их ко Христу, и их, отцов, соединит с нами, сыновьями, о чем пророчествал и Малахия (4:6)» (Толк. на Еванг. от Ин., 18 гл.). «Илия должен придти прежде и устроить всё... когда придёт Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведёт их к вере, и таким об­разом соделывается предтечею второго пришествия Христова... ибо Илия дол­жен устроить всё, и не будет тогда ни одного еврея неверующего, но все пове­рят проповеди, кто только услышит её от Илии» (Толк. на Еван. от Мк., 9 гл.). «Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасётся... спасутся не все израильтяне, но дос­тойные спасения» (Толк. на Рим. 9,27).

Таково свидетельство Священного Писания и святых отцов Церкви. Собы­тие обращения евреев в кончину века ко Христу играет важную роль в домо­строительстве спасения человечества и в вопросе об определении истинной ре­лигии. История свидетельствует, что в древности только евреи поклонялись единому, живому, невидимому Богу. Все остальные народы были идолопоклонниками. Существуют, собственно говоря, только три не языческие религии: иудейство, христианство, мусульманство. К мировым религиям относится буд­дизм. Но надо ясно понимать: то, что буддизм является мировой религией, ещё не означает, что он не языческая религия. Более того, буддизм можно назвать даже «атеистической религией», ибо он отрицает теизм, отрицает Бога – Твор­ца, Вседержителя и Спасителя. Буддизм есть язычество, ибо совершает глав­ный грех и главную ошибку идолопоклонства – обожествление твари. Буддизм не знает единого Бога и вообще не знает Бога. Ему ведомы и обоготворяются: космос, люди, достигшие определённого «просветления» (будды, бодисатвы, архаты), а также признаются самые различные боги самых различных язычес­ких вер. Сам Будда учил даже так: «Пусть (верующий) совершает приношения божествам данной местности; будучи уважены, они уважают его, будучи почте­ны, боги почтут его». К тому же известно четкое историческое возникновение буддизма в Индии в VI-V в. до Р.Х. Буддизм не изначальная религия. Его основатель – царский сын Сиддхартха, названный Буддой (просветлённым). До этого в Индии было идолопоклонство в форме брахманской религии.

Так что в вопросе об истинной религии участвовать могут фактически толь­ко три ветви монотеизма: иудейство, христианство, мусульманство. (Между этими верами выбирал в своё время святой князь Владимир). Мусульманство есть порождение иудео-христианского древа. Оно возникает в Аравии в VII от Р.Х. 622 г. – начало мусульманской эры (бегство Магомета из Мекки в Ме­дину). Основатель – Магомет (умер в 632 г.). К тому же мусульманство – не самобытная религия, а возникает на почве иудаизма, христианства и христиан­ских ересей, зороастризма и различных арабских верований. До этого у арабов также было идолопоклонство. Так что, возникнув исторически, мусульманство не может претендовать на изначальность. Не может оно и претендовать на универсальность (объединили, мол, всё ценное, до них бывшее), ибо вовсе не включило в себя высшие ценно­сти христианства.

О религии же евреев никто не может сказать, что она возникла в определённый момент истории. Сколько история знает евреев, столько и известно, что они содержат ветхозаветную веру во единого Бога, Ягве. Священная история повествует, что эту веру принял от Самого Бога первый человек Адам, передал её своему сыну Сифу и т. д. Эта вера дошла до Авраама. Аврааму даётся знак завета с Богом – обрезание, и от него производится богоизбранный еврейский народ. Избранничество еврейского народа даже вне Писания, доказывать излиш­не. В этом можно легко удостовериться через сравнение истории этого народа со всеми другими. При Моисее на Синае Бог заключает Свой Завет с еврейс­ким народом и учреждаёт ветхозаветную церковь с её храмом, священством, Законом и Писанием. Эта церковь была среди всего человечества хранительни­цей религиозной истины. И из еврейской церкви Рождается христианская Цер­ковь. Так что христианство и иудейство – единственно достойные соперники в вопросе об обладании религиозной истиной. Иудейство считает христианство назарейской ересью, сектой. Так ли это? Нет! Это доказывается, с одной сто­роны, фактами безсеменного рождения, воскресения и вознесения Христа, а также бесчисленными фактами богоприсутствия в христианской Церкви. С дру­гой стороны, само иудейство уже не может претендовать на наименование цер­ковью, ибо не имеет храма, священства и жертвы. Иудейство имеет не церковь, а всего лишь синагогу – школу. Христианство же представляет собой именно Церковь с храмом, священством, а не просто школу. Если право иудейство, то не прав Ветхий Завет, говорящий о вечности Церкви с её учреждениями, ибо с 70 г. от Р. X. евреи их не имеют. Послание Апостола Павла к евреям объясня­ет, каким образом ветхозаветная церковь претворяется в новозаветную и учреж­дения ветхозаветные перерастают в новозаветные. Так возникает вопрос: неуже­ли ветхозаветная церковь могла заблудиться? Отвечаем: нет, ибо не может заб­лудиться Церковь, основанная Богом: «Церковь есть столп и утверждение исти­ны» (1 Тим. 3:15). Но,

а) Иудейство после 70 г. не представляет собой церкви, да и со времени Голгофы завеса в храме уже разодралась. С этого времени Церковью является христианство.

б) Иудейская синагога, хранящая учение древней ветхозаветной церкви, в кончину века обратится ко Христу и примет Его. «Сердца отцов будут обраще­ны к детям». Таким образом, замыкаются концы. Сама синагога и докажет окон­чательно истину христианства, приняв Христа. Бог, начавший Своё попечение над евреями с Авраама, победоносно завершит его над остатком Израиля, ко­торый спасётся! Интересно отметить, что это обращение произойдет не через про­поведь христиан из язычников, а через проповедь их же высших пророков. Евреи ждут Илию перед пришествием Мессии. Они не приняли Иоанна Крес­тителя, пришедшего в духе Илии, что ж, Господь пришлёт им самого Илию, и он обратит их сердца ко Христу.

И второе дело Илии и Еноха: противодействие всем прелестям антихрис­та и поддержка христиан в то страшное время. Это вторая цель их прише­ствия. Теперь рассмотрим, что конкретно говорится о деятельности этих пророков. Они облечёны во вретище. Этим означается, что все тогда живущие достойны сетования и плача. Этим особенно означается проповедь пророков о покаянии, с которой они обратятся тогда к людям и в особенности к евреям. Облачение во вретища – как нам это напоминает пророков-пустынников, ветхозаветного Илию и Иоанна Предтечу, строгих аскетов и подвижников! Таким же будет и последнее пришествие Еноха и Илии.

Седьмой трубный глас. Третье горе

Откр.11:5 – И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Равносильное ране предлагается и врачевание. Ложным знамениям антихри­ста будут противостоять истинные знамения и чудеса этих двух пророков. Много враг потрудится против них, но нимало не повредит им. Как некогда по слову Илии-пророка огонь с неба сходил для истребления воинов царя Охозии, на­меревавшихся схватить пророка (4 Цар. 1:9-15), так и эти пророки будут по­ражать огнём пытающихся их обидеть. Это подобно тому, как пророк Илия низвёл огонь с неба на горе Кармил. Здесь мы видим, что пророки действуют как посланники Нового Завета, посланные, как овцы среди волков (Мф. 10:16), в виде смиренном и уничиженном. Это говорит о том, что кончилось «лето Гос­подне благоприятное» (Лк. 4:19), сатана развязывается, день Страшного Суда наступает. С другой стороны, под огнём уст пророков можно разуметь их пла­менную проповедь, подобную той, о которой было сказано пророку Иеремии: «Я сделаю слова Мои в устах твоих огнём, а этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их» (Иер. 5:14). Душа, отвергающая огонь этих слов, погибнет.

Откр.11:6 – Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их. Это подобно тому, как во дни царя Ахава за грех идоло­поклонства израильтян, Илия «молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17-18). Такой же властью эти пророки и в кончину века будут затворять небо, наказывая тем израильтян и при­зывая к покаянию. Власть совершать эти последующие карающие чудеса они будут иметь во дни пророчествования их, то есть 1260 дней, или 3,5 года. Как для проповеди Ноя было отмерено 120 лет (Быт. 6:3) и для проповеди Ионы – 40 дней (Иона. 3:4), так этим двум пророкам для проповеди и совершения зна­мений дан конкретный промежуток времени. И имеют власть над водами, пре­вращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. Этим эти два пророка уподобляются Моисею, превратившему воды Египетские в кровь и поражавшему Египетскую землю всякою язвою. Совершать такие чрезвы­чайные знамения они будут только в особых случаях, но при этом когда только захотят. Они будут совершенно свободно владеть этим даром.

Откр.11:7 – И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их. И когда кончат они свидетельство своё, когда кончатся 1260 дней, назна­ченных им Богом для своего служения, зверь, выходящий из бездны, сразит­ся с ними, и победит их, и убьёт их. С окончанием их свидетельства окончит­ся и их чрезвычайная чудотворная сила, и Господь предаст их в руки мучите­ля. Зверь, выходящий из бездны, – кто это? Наименованием зверь, а не жи­вотное, особо подчёркивается его кровожадность и свирепость. Это место пере­кликается и с видениями Иоанна 9:11; 12:3; 13:1; 17:8. Святые Андрей Кесарийский и Викторин разумеют под этим зверем антихриста. Можно разуметь и самого дьявола, ибо антихрист – это человек, и придёт он не из бездны, а от евреев. В бездну же заключён дьявол с нечистыми духами (см. 9:1; 11), отту­да ему надлежит на краткое время выйти (17:8) и совершить свою последнюю брань. Так что в собственном смысле этот зверь и есть сам дьявол, но явление его будет через антихриста. Подробнее об этом будет в 13 главе. Кончаются три с половиной года пророков, начинаются три с половиной года дьявола. Кладезь бездны отверзлась, клетка открылась, рыкающий лев на свободе (1 Пет. 5:8). Дьявол через антихриста выйдет из бездны и сразится с ними. Начнётся неви­данная доселе и последняя брань сатаны с Богом, тьмы со светом, зла с доб­ром. И если до сих пор было так, что «всякий рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4), то теперь дьявол, сразившись с пророками, победит их. Но и теперь он победит не веру их, а тела, ибо убьёт их. Так Бог в кончину века попустит дьяволу победу над пророками и верующими (13:7). Но победа эта будет только внешней, фиктивной. Безбожники хотят уничтожить всякую религию и внешне добьются этого, «будет взят от среды, удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Закрыты будут храмы, но не смолкнут моления в пещерах. Так эти два пророка Илия и Енох, не претерпевшие смерти ранее, воспримут её теперь от антихриста и пополнят собой славный сонм мучеников. Ветхозаветные пророки станут христианскими мучениками.

Откр.11:8 – И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. Столь велика будет злоба антихриста против этих двух пророков и столь велико его злорадство от одержанной им победы, что тела убитых будут лише­ны всякого почитания, они даже не будут положены в гробы, так и останутся лежать на улице на месте убийства. Трупы – этим подчеркивается, что побе­ду антихрист одержал только внешнюю, физическую, умертвил тела, но ничто не смог причинить их душам, ничего не смог противопоставить их свидетельству. Произойдет это в городе, который здесь охарактеризован с трёх сторон: 1. Как великий. 2. Духовно называется Содом и Египет. 3. Где и Господь наш распят.

Указание, где и Господь наш распят, однозначно указывает на город Иерусалим, где на Голгофском холме был распят Господь пророков и всех нас Иисус Христос. Именно город Иерусалим разумели здесь древние толкователи, святые Викто­рин, Ириней, Андрей Кесарийский. Нет никакого основания под этим городом разуметь иные города, например, Рим или же будто это имеется в виду омирщённая и падшая Церковь. Здесь надо конкретно разуметь город Иерусалим. Антихрист придёт против Христа и воцарится там, где распят был Христос. Где началось царство Христово, там и он начнёт своё царство. Город-блудница (17-18 гл.) – это будет совсем другой город. Между антихристом и Вавилоном будет война (17:16-17) и ненависть. Говорить же, что этот город есть Церковь – это вообще кощунственно, ибо в ней до дня кончины века царствовать будет только Христос (Мф. 28:20). Иерусалим называется здесь великим городом, а не святым, как в 11:2, так как будет городом великого нечестивого государ­ства антихристова. Который духовно называется, то есть духовно, по нрав­ственно-религиозному состоянию, будет подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия. Египет – это образ мира и богопротивления. Грех и богопротивление – вот духовная картина Иерусалима при ан­тихристе. И это тем более ужасно, что этот город ведь есть святое святых зем­ли, воистину мерзость запустения на святом месте (Дан. 9:27; Мф. 24:15)! Город, распявший Христа, убьёт и последних пророков. Плачет Христос: «Иеру­салим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38).

Откр.11:9-10 – И многие из народов и колен, и языков и племён будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Такова будет реакция людей на убийство антихристом пророков. Из этого мы видим, сколь велико будет нечестие в то время. Соответственно тому, как 3,5 года было дано пророкам на их служение, так 3,5 дня трупы их не будут положены во гробы, но так и останутся лежать на улице для всеобщего нечес­тивого веселья. Все народы будут наслаждаться этим зрелищем. Многие, пожа­луй, для этого и приедут в Иерусалим. К тому же в Иерусалиме – столице антихристианского государства, конечно же, всегда будут находиться предста­вители самых разных народов. Да и современными средствами телевидения, или что ещё к тому времени изобретут, легко сделать всех живущих на земле участ­никами этого зрелища. Своею проповедью, сопровождаемой великими знамени­ями, два пророка сии мучили живущих на земле, не давали беспрепятственно развиваться нечестию на земле. И вот нечестивые будут радоваться сему и веселиться, что убрано это препятствие и уже ничто не мешает им наслаждаться на земле всеми утехами ада и творить все мерзости и беззакония. Как бы радостно потирая руки, пошлют дары друг другу, поздравляя друг друга, как в книге Есфири: «Поэтому проводят четырнадцатый день месяца Адара в веселье и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу» (Есф. 9:19).

Откр.11:11 – Но после трёх дней с половиною вошёл в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. Преждевременна и непродолжительна была радость нечестивых людей. Можно себе представить их ликование и торжество, как наслаждаются они зре­лищем убитых пророков. Ещё бы! Кончились их знамения, не будут они боль­ше мучить и тревожить совесть своим свидетельством. Разрушена Церковь, уби­ты пророки ненавистного им Иисуса из Назарета. В Иерусалимском храме восседаёт всемирный владыка. Радуйтесь и веселитесь! И вдруг – что такое? Смех и безумная радость исчезают, сползают улыбки с лиц зрителей, искаженных стра­хом и изумлением. И великий страх напал на тех, которые смотрели на них. Что же случилось? Прошло всего три дня с половиною — и мёртвые пророки встают вдруг на ноги свои, поднимаются. Мир, к тому времени привыкший к самым фантастическим достижениям прогресса и знамениям антихриста, при­ходит в изумление и ужас – воскресли пророки. Вошёл в них дух жизни от Бога. Слова Иоанна точно удостоверяют нас, что будет не кажущееся, а самое реаль­ное умерщвление и воскресение. Дух жизни от Бога (ср. Быт 2:7), который даётся человеку при его появлении в этот мир (оживотворение плоти духом от Бога), оставил пророков, как и Екклезиаст говорит, что в смерти человека «дух возвратился к Богу, Который дал его» (Ек.12:7). Так что смерть была са­мая настоящая, ибо «тело без духа мертво» (Иак. 3:26) Но вот дух возвраща­ется, и пророки, ожив, встают на ноги свои. И здесь не простое посещение духом своего тела, но вхождение его в тело и оживотворение тела. Реальная смерть и реальное воскресение! Будет от чего прийти в ужас людям того времени. Вос­креснут убитые их руками. Но и это ещё не всё.

Откр.11:12 – И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. За воскресением следует вознесение. Услышали они, то есть два пророка. Таково чтение этого текста Вульгаты. Есть и иное чтение «и я услышал», то есть слышащим представляется сам тайнозритель святой Иоанн. Громко звуча­ли голоса смеявшихся и злорадствовавших над пророками. Но вот звучит с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда! Праху пророков не нашла зем­ля антихристова царства место, но отверзается им небо. Небесный голос зовёт их туда, в обители Небесного Отца. О чудо дивное и преславное! Как сладко услышать: взойди сюда! Если бы в кончину века Господь и нас сподобил ус­лышать эти слова. «Ибо Ты (Господи) создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе» (блаженный Августин, «Исповедь»). Как томится об этом душа наша. (И не это ли томление подспудно двигало поэтом Пушкиным, когда он писал стихотворение «Узник» и подобные ему?) Этого зова на небо и сподобились два пророка Енох и Илия. Подобно нашему Господу, они воскресли (только не своей силой, как Господь, а Божией), по­добно Ему они взошли на небо на облаке. Что легче облака, летающего в си­нем небе? На облаке восходят они на небо, как некогда Господь с Елеонской горы. И смотрели на них враги их. Отчаянное зрелище. Убили их, даже мёртвых позорили на весь мир, радовались. И вот… Страх и ужас! Пророки воскрес­ли и возносятся. Есть мудрость в народной пословице: хорошо смеётся тот, кто смеется последним. Следствием вознесения пророков стал не только страх, объявший видевших это врагов, но и целый ряд катастрофических явлений.

Откр.11:13 – И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имён человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. И в тот же час, то есть немедленно по вознесении пророков, произошло вели­кое землетрясение. Иносказательно это можно разуметь, как резкое изменение настроения и помыслов людей. Можно и буквально разуметь землетрясение. Смерть Господа Иисуса Христа была сопровождаема таким же явлением. Но зем­летрясение при распятии Христа и это имеют совсем разное значение. Здесь мы видим, что десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих. Десять и семь обычные числа Апокалипсиса и вообще Пи­сания. Город - здесь имеется в виду Иерусалим – столица антихристова государ­ства. Наказания, наведённые на город, даны уже не для исправления, а для воз­мездия за убийство пророков. К покаянию призывали пророки Илия и Енох, но не послушали их, а убили (Мф. 23:34), теперь – возмездие. Землетрясение раз­рушило десятую часть города и при этом погибло семь тысяч имен человечес­ких, то есть семь тысяч человек. Падение семи тысяч означает ещё и падение привязавшихся к седмеричному кругу времени этой земной жизни и не помышлявших о восьмом дне – дне воскресения и начала будущего века. Таковые все погибают и ввергаются в вечные муки геенны – смерть вторую. Или же, как говорит Анд­рей Кесарийский, это семь тысяч евреев, поверивших антихристу, покорившихся ему и воцаривших его. Часть евреев, обращённая Илией и Енохом, спасётся, а другая часть, принявшая антихриста, – погибнет.

Со взятия пророков с земли начинается время безраздельного и беспрепят­ственного господства антихриста на земле. Но землетрясение и гибель части столичного города показывают, что это и начало крушения его царства, пред­дверие Суда Божия. И прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. Это не славословие Бога покаявшимися грешниками. Покаяния мы уже не видим. Мы видим только то, что ужас происходящих событий, боже­ственного возмездия повергает людей в страх. И не возрождённые сердца, а мятущиеся перед неминуемой гибелью, воздают славу Богу. Это славословие – вопль нечестивца, сознающего свою гибель и боящегося её.

Откр.11:14 – Второе горе прошло; вот, идёт скоро третье горе. Это была труба шестого Ангела. Она отзвучала, и идёт скоро третье горе – труба седьмого Ангела.

Откр.11:15 – И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И седьмой Ангел вострубил, возвещая третье и последнее горе, настигшее вселенную. По ангельской клятве труба седьмого Ангела возвестит конец нынеш­нему существованию мира (10:6-7). В ответ на трубный глас седьмого Ангела раздались на небе громкие голоса. Иоанн слышит эти голоса на небе, но не сообщает нам, кому они принадлежали. Лучше всего полагать, что это именно те голоса, которые всегда слышимы были у престола Божия – голоса четырёх животных, 24 старцев, сонмов Ангелов и святых.

Царство мира, где владычествовал антихрист, окончилось и соделалось царством Господа нашего (Бога-Отца) и Христа Его (Сына Божия). Это – кончина века, когда, наконец, окончательно повергается древний змий, сатана, и царство мира, данное ему в последний раз на короткое время (3,5 года), отымается от него и переходит к Богу, ко Христу. С другой стороны, вспоминает­ся Голгофа, когда «князь мира сего изгнан был вон» (Ин. 12:31) и Христос основал Своё царство на земле, соделав верующих в Него царями и священни­ками (1:6). И будет царствовать во веки веков «и даст Ему Господь Бог пре­стол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Цар­ству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). Царство Христово, начатое на Голго­фе, победившее и охватившее собой всю вселенную в кончину века, никогда не кончится, но будет во веки веков.

11:16 – И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу. Этим они выразили своё полное согласие с только что прозвучавшими не­бесными голосами. Этим небесная Церковь искупленных выражает своё поклонение и восторг перед победившим вселенную Царством Господа. Они поклони­лись Богу,

Откр.11:17 – Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядёшь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. Добавка грядёшь взята из Вульгаты, но, по мнению многих толкователей, она произвольна и не должна быть. Отсутствие слов «и грядёшь» оз­начает, что Господь уже пришёл и не ожидается больше как грядущий. Он пришёл и Его царство началось. Двадцать четыре старца славят Господа за то, что Ты приял силу Твою великую и воцарился. Силу – ту, через которую Господь добился Своего царства и воцарился. Сколь велика должна быть эта сила, чтобы победить весь боговраждебный мир! Как Бог Христос всегда имел эту силу и был Царём вселенной, но вот Он как Человек принял силу... и во­царился! «Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десни­ца и святая мышца Его доставили Ему победу» (Пс. 97:1). И здесь, как и преж­де, речь о воцарении Господа в кончину века, а также можно разуметь и воца­рение Его на Голгофе.

Откр.11:18 – И рассвирепели язычники; и пришёл гнев Твой и время судить мёртвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. Так здесь представляется картина Страшного Суда. Увидев, что навечно и навсегда их дело проиграно, в бессильной ярости рассвирепели язычники, ибо пришёл гнев Божий и время судить. Сейчас, человек, имеешь свободу творить, что хочешь, но настанет время судить тебя! Сейчас время творить дела, какие хочешь, тогда будет время... дать возмездие. Лютым преследованиям подвер­гнутся христиане от врагов истины, особенно во время царствования антихрис­та. Тогда же – будет дано возмездие рабам Твоим:

  1. Пророкам и вообще всем учителям и благовестникам.
  2. Святым – здесь имеются в виду не вообще все христиане, которые иног­да называются святыми (Кол. 1:2; Фил. 1:1), а те христиане, которые достиг­ли особого совершенства, святости и богообщения (вошедшие в лики святых).
  3. Боящимся имени Твоего – это все рабы Божии, в страхе совершавшие своё спасение. Пророкам, святым и богобоязненным людям, принесшим соответ­ственно 100-, 60- и 30-кратные плоды – всем возмездие рабам Твоим (Божиим), всем уготовляется небесное вознаграждение.
Малым и великим – разумеются или меньшие и большие святые в Церкви Божией, или же малые – это грешники, а великие – это праведники. Так, великое на земле делается малым на небе, а малое на земле – великим на небе.

Тогда настанет время погубить губивших землю. Своими грехами и безза­кониями человек губит землю. «И наполняйте землю, и обладайте ею, и вла­дычествуйте» (Быт. 1:28) – было сказано первому человеку. Случилось же, «что тварь покорилась суете... по воле покорившего её» (Рим. 8:20) человека. Грех человека изменил сами законы земли. Грехами человека погублены воды и леса, рыбы и животные. Теперь всюду говорят об «охране природы». От кого охранять? Что? Случилось нашествие из неземных миров? Нет! Охранять надо от себя! Сами губим то, что нам дано. Но мы за всё в ответе. Мы в ответе за отравленный воздух, за исчезновение с лица земли животных, за мучения тва­ри, за истребление лесов, за всё, за всё! Мы забываем, что губящие землю бу­дут погублены. Под землёй здесь можно разуметь и самого человека, ибо «со­здал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7). Мы губим себя, своё здоровье, безумно тратим свои силы и способности. Мы за всё в ответе! За каждый день, за каждый дар, полученный от Бога, за всё! Погубляющий бу­дет погублен.

Слова «время судить мёртвых» (ст. 18) ясно указывают на то, что третье горе, или седьмой трубный глас – это горе Страшного Суда, а ст. 15-19 опи­сывают кончину века, Страшный Суд и начало вечности. Но, как мы уже виде­ли, что ст. 15-16 указывают и на основание Христом Своего Царства на земле через Крест, так и в дальнейших стихах можно усматривать указания на исто­рию Царства Христова на земле. Тогда эти стихи можно объяснить так, что когда через Апостольскую проповедь Царство Христово стало распространяться, то рассвирепели язычники такие, как император Нерон или Диоклетиан, и разра­зились лютые гонения на христиан. Но так должно было продолжаться не все­гда. Пришло время возмездия. Через святого Константина Великого и последу­ющих императоров царство мира становится царством Христа. Народы обращаются ко Христу, и целые государства становятся христианскими и торжеству­ющими свою победу над язычниками.

Откр.11:19 – И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. Ковчег Завета был величайшей святыней Ветхого Завета. Он находился в Святом Святых скинии, а потом и храма, построенного Соломоном. Вавилонский царь Навуходоносор за шесть веков до Р.X. разрушил Иерусалимский храм. Тогда пророк Иеремия по бывшему ему божественному откровению спрятал ков­чег Завета в пещере горы Нево. С тех пор никто не мог его больше найти. В вос­становленных потом храмах Зоровавеля и Ирода ковчега уже не было и Святое Святых было пустым. Но по обетованию Божию в кончину века снова собран будет сонм еврейского народа и восстановлен будет их храм. Тогда Господь снова покажет место Своего ковчега, чтобы особенно святилось место этого храма (2 Макк. 2). Но вот Иоанн видит храм Божий на небе. Ему открывается нечто ещё большее. В Ветхом Завете ковчег был закрыт от взора людей. Бог был ещё далёк от человека. Когда умирал на Кресте Христос, то завеса в храме разодра­лась, и Новый Завет приблизил человека к Богу. Но тем не менее и теперь чело­век ещё не вполне близок к Богу. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стек­ло гадательно, тогда же лицом к лицу» (1Кор.13:12). То есть настанет время как бы ещё другого, третьего Завета Бога с человеком, когда будет совершеннейшее единение неба и земли. Тогда перед человеком отверзется храм Божий на небе. Небо откроет свой лик земле. Тогда человек будет стоять перед Богом как бы лицом к лицу! Тогда откроются святым небесные блага, уготованные им на небе! Сокровеннейшее станет явным. Тогда увидим то, чего не видел сейчас глаз, услы­шим то, что не слышало ухо, сердце исполнится того, о чём и не помышляло сей­час. Так Иоанн видит здесь начало вечности, открытие вечных благ святым, оп­равданным на Страшном Суде. Ещё одна таинственная мысль сокрыта здесь. По библейской символике ковчег Завета означает Богородицу. Скрижали с десятью заповедями – это воплощённое Слово Божие. Они находились в ковчеге. Так и ныне «Слово стало плотью» во чреве Приснодевы. Богородица – вот Ковчег, вместивший в Себя воплощённое Слово Христа – скрижаль Нового Завета. И вот отверзся храм Божий на небе, Небесной Церкви явился ковчег завета, то есть Матерь Божия, Царица Небесная во славе!

Что касается указаний на исторические события, то здесь можно усматри­вать то, как со времён императора Константина Великого повсюду открылись храмы Божии, всюду водрузился Крест, и Новый Завет покорил себе народы. И в этом новозаветном храме явилось утерянное в ветхозаветном – ковчег. Это явление Матери Божией в Церкви как усердной Заступницы и Покровительни­цы рода христианского.

И, как часто случается в Апокалипсисе, в результате великих событий про­изошли молнии (как угроза судом) и голоса, и громы (как сам суд) и зем­летрясение (как перемена вещей мира, гибель старого мира и начало нового) и великий град (грозные последования суда).

Так Апокалипсис подошёл к описанию кончины века и перехода мира в веч­ность. Но далее снова возвращается к описанию событий предыдущих. Святой Викторин предостерегал: «Мы не должны обращать внимание на простой поря­док сообщений, ибо Святой Дух, дойдя до конца самого последнего времени, ча­сто возвращается к тому же самому времени и восполняет всё, что было раньше изложено только отчасти. И хотя тайнозритель, например, повторяет в видении чаш то, что подразумевалось в видениях труб, это не означает повторения одного факта, а только двоякое изложение одного предопределённого события».

Так картина Б, картина храма, явленная Иоанну, практически завершает­ся. Дальше уже всё более она будет сливаться с картиной А (картиной небес­ного престола).

Приложение 3. Храм Божий

В тайне домостроительства нашего спасения великую роль играет храм Божий. Храм – это путь и место спасения, это небо на земле и земля на небе, это дом Божий. Очень часто о нем говорится и в Апокалипсисе. Мы не имеем здесь возможности подробно разобрать учение о храме Божием, а только укажем на те семь (или девять) храмов, которые промыслом Божиим были учреждены для нашего спасения.
  1. Жертвенник (Быт 8:20; 12:7; 22:9; 35:17; Исх 17:15; 24:4). От Адама до Моисея. Первое упоминание о богослужении на жертвеннике в Библии в связи с жертвами Авеля и Каина (Быт 4:3-7).
  2. Скиния (Исход, Левит, Числа, Второзаконие). От Моисея до Соломона.
  3. Храм Соломона (Царств, Паралипоменон) От Соломона до разрушения храма Навуходоносором (ок. 1000 до Р. X. – 587 г. до Р. X. ).
  4. Храм Зоровавеля (1 Ездры). От возвращения иудеев из вавилонского плена до иноплеменного царя иудеев Ирода. Храм Соломона был разрушен в 587 г. до Р. X. Зоровавель закончил восстановление храма в 515 г. до Р. X.
  5. Храм Иродов (Мал 3:1, Евангелия). Через 500 лет храм Зоровавеля начал разрушаться и ветшать. Его возобновил и увеличил царь иудеев Ирод Великий. Начались эти работы в 20 г. до Р. X. , а окончились окончательно в 65 г. от Р. X. , за пять лет до его разрушения римским полководцем Титом. В этот храм вошёл Господь наш Иисус Христос.
  6. Тело Иисуса Христа (Кол.2:9, Евр.10:5, 19-21, Ин.2:19-22). Храмом Божиим было Тело, рождённое Девой Марией. В этом теле обитала вся полнота божества телесно.
  7. Церковь. Она есть Храм Божий (1Тим. 3:15, 1Кор.3:16-17).
  8. Иерусалимский храм евреев, который будет воздвигнут в кончину века и в котором воссядет антихрист (2 Фес. 2:4; Откр. 11).
  9. Небесный храм, который составит Церковь Божия на небе в вечности (Откр. 11:19).
Если же жертвенник ещё не считать храмом, а первым домом Божиим счи­тать скинию и не различать Тело Христово и Церковь, то имеем семь храмов.

  1. Скиния. 2. Храм Соломона. 3. Храм Зоровавеля. 4 Храм Иродов. 5. Церковь – Тело Христово. 6. Иерусалимский храм великой скорби. 7. Небесный храм.
А если глубоко вникнуть в суть этих храмов, то мы увидим, что все они в конце концов являют собой один храм Божий. Люди были изгнаны из рая и остались вне дома греться у жертвенника. Потом строится шатёр (скиния), потом дом (Соломон, Зоровавель, Ирод). Потом Сам Бог строит Себе храм – Тело Своё, или Церковь. Последнее и лучшее жилище – храм Божий на небе.