размер шрифта

Толкование на книгу Откровение, Глава 14 – Во свете Библии

Новый Завет
с толкованием и комментариями

Содержание

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.14:1 – И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. После мрачной картины антихристова времени (гл. 13) тайнозрителю по­казывается отрадная картина небесного блаженства победивших во Христе. Иоанн видит: вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи. Это напоминает слова Апостола Павла (Евр. 12:24-22): «вы приступи­ли к горе Сиону... и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев.... и к Судии всех Богу... и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления».

Под Сионом здесь не может разуметься буквально та гора, на которой стоял Иерусалимский храм, но это небесный Сион, высший Иерусалим, город Бога Живого. В каждом городе бывают особо чтимые места, определённые памятники или иное что, определяющее лицо и значение города (храм святого Петра в Риме, Кремль в Москве и т. д.). Здесь Иоанн видит: Агнец стоит на горе Сионе. Агнец – это Христос, бывший как непорочная жерт­ва заклан за грехи мира. Не только для земли, но и для всей Вселенной важна жертва Христова, ибо и там, в небесном Граде, является Он в виде Агнца, «чтобы посредством Его (Агнца) примирить с Собою (Богом) всё, умирот­ворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20).

Вместе с Агнцем на горе Сионе и с Ним видит Иоанн сто сорок четыре тысячи. Кто эти блаженные со Христом? Андрей Кесарийский пишет, что «эти 144 000 надо отличать от составленных ранее из всех колен Израилевых, но о девстве которых не засвидетельствовано». Сравнения 144 000 в 7:1-8 и 14:1-5 показывает, что это не одни и те же. Общим является только число 144 000=12x12x1000, означающее многоплодие Апостольского семени (7:4). Характеристика же тех и других 144 тысяч разная. Там (в гл. 7) мы видели всю Церковь, всех запечатленных чад Божиих, выделенных из поги­бающего во грехах общества людей и сохраняемых Богом на земле во все времена, особенно же в кончину века при антихристе. Здесь в гл. 14 мы под 144 000 разумеем первенцев, совершеннейших во Христе, цвет и красу хри­стианской Церкви, а не всю её. Это можно сравнить, как в гл. 12 сын-муж Жены-Церкви и «прочие от семени её» (в гл. 7 показаны не «прочие» толь­ко, а вообще все). 144 000 в гл. 14 это сын-муж Жены-Церкви (12:13). И то не все мужественнейшие чада Церкви, а только девственники.

У этих 144 000 имя Отца Его (Агнца) написано на челах. На челах 144 000 в 7-й главе полагалась печать. Но то была печать дара Духа Святого и Жи­вотворящего Креста, которая отличала на земле верных от неверных и ог­раждала их от вражеской силы. Здесь же мы видим иное. Эти 144 тысячи в отличие от тех находятся не на земле, а на небе, и надпись на их челах имени Бога-Отца есть осуществление обетования, данного победившим на земле: «И напишу на нём имя Бога Моего» (сравни также с подобными тек­стами 2:17 и 3:12). В гл. 7 – через печать даётся спасение земным, здесь – награды достигшим неба. Богопочитание и на земле уже так пронизывает всё существо подвижников, что отражается и на их челах: их вид и именуется уже не лицо, а лик! Небесной наградой и завершением их богоуподобления на земле будет написание имени Отца Небесного на их челах.

Откр.14:2 – И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. И услышал я голос с неба, с Сионской горы, с небесного Града, где с Агнцем-Христом блаженствовали небожители и среди них виденные Иоанном 144 тысячи. Этот небесный голос был как шум от множества вод и стано­вится как звук сильного грома. Эти звуки сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей. И услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Звучность, ясность и гармония пес­нопений святых. Струны их сердец слаженно настроены, и Дух Святой, как смычком, водит по этим струнам, источая дивную песнь.

Откр.14:3 – Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли. Эта песнь не сравнима с теми старыми пес­нями, которые пелись на земле. Эта песнь содержит новые, не ведомые ранее тайны небесного блаженства (1 Кор. 2:9), говорит о тех новых благодеяниях Божиих, которых сподобятся святые на небе. Это также прославление Бога за те новые дела божественного всемогущества и милосердия, которые будут яв­лены в тяжёлые и ужасные годы кончины века. Песнь эта нова также и по своему исполнению, ибо воспевается новой, прославленной тварью на небесах. Поётся эта песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами. Теперь совершенно ясно, что созерцаемая тайнозрителем картина Сиона, не иная, как всё та же картина небесного престола, Агнца, четырёх животных, 24 стар­цев и прочих небожителей. В воспевании этой новой песни: 1) перед престолом; 2) перед четырьмя животными и 3) перед 24 старцами – есть богоизбранность; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч. Здесь мы видим небесную иерархию и чинность. В небесном ликовании будут участвовать все небожители, но не все одинаково. Различна будет слава свя­тых. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезды; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мёртвых» (1 Кор. 15:41-42). Как и Господь говорил, что «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2), каждому по его чину и славе. Из того, что кроме 144 тысяч никто не мог научиться сей песни, видно, что они после четырёх животных и 24 старцев преимуществуют над другими небожителями. Хотя тогда «знание отчасти» и прекратится (1 Кор. 13:9-10), но откровение божественных тайн будет сообразно с настоя­щей жизнью (Ин. 14:2; 1 Кор. 15:41). Чистота духовная определяет и степень познания духовного. «Чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8). Чем чище чело­век духовно, тем становится просветлённее, и глубже проницает его взор в со­зерцание и познание божественных тайн. Кроме того, поскольку эта новая песнь особо воспевает те новые благодеяния Божии, которые будут излиты в кончи­ну века, то и воспета она может быть только теми, кто пройдёт через это гор­нило испытаний. Праздник победы по-настоящему может переживаться только прошедшими войну. Таким образом, мы видим, что эти 144 000 должны рас­сматриваться как лучшая часть тех 144 000 (число 144 000 и там и там имеет символическое значение), что описаны в гл. 7 и которые означали всех спасён­ных.

Об этих 144 тысячах говорится как об искупленных от земли. Здесь речь не об искуплении от грехов и вечной смерти, а об искуплении от земли, т. е. о том, что эти праведники теперь искуплены и освобождены от несчастий и страданий земной жизни и предстоят перед престолом Бога и Агнца (Фил. 1:23).

Далее чётко определяется, кого надлежит разуметь под этими 144 тыся­чами. В ст. 4-5 даются пять их характерных черт.

Откр.14:4-5 – Это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. 1. Во-первых, это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они дев­ственники. Здесь не имеется в виду невинность в плотском грехе блуда и прелюбодейства как грехе против седьмой заповеди (Исх.20:14; Мф.5:27-28). Также здесь не имеется в виду блудодеяние в переносном смысле сло­ва, понимаемое как неверность Богу, идолопоклонство и прочие всевозмож­ные пороки. И от буквального прелюбодеяния (Евр.13:4), и от духовного в виде идолопоклонства и подобного ему (1Ин.5:21) должны быть свобод­ны все вообще христиане. Это не может быть особенным достоинством со­вершеннейшего христианина. Здесь речь о девственниках, о той особой сте­пени высшего целомудрия, которую принесло с собой христианство. Это те, которые вовсе не женились и не выходили замуж. Девство есть высшая христианская добродетель, предлагаемая совершеннейшим чадам Церкви. О девстве учил Сам Иисус Христос (Мф.19:11-12) и Апостол Павел (1Кор.7:8-9,32-33,38). Девство почти совсем не встречалось у древних на­родов и было явлено миру в христианстве. Девственники, начиная с Иоанна Крестителя, Апостола Иоанна Богослова, Апостола Павла, украшали Церковь с самого её начала, пока в конце III-IV веков не образовался особый инсти­тут монашества, являющийся сердцевиной и красой Церкви. Монашество – это высшая школа благочестия и подвижничества, кладовая богословской мысли, это огонь, испепеливший идолопоклонство и просветивший хрис­тианским учением Вселенную. Почти все великие подвижники, чудотворцы, учителя, миссионеры – монахи. Со временем весь епископат, а на Западе всё священство становятся монашествующими. И в кончину века велик бу­дет подвиг девства. Мы видим здесь сонмы святых последнего времени, не осквернившихся женами, ибо они девственники. При страшных гонениях антихриста и в условиях антихристианского мира сама жизнь будет вынуж­дать желающих сохранить верность Христу отказываться от брачной жизни. О высоте и значении девства очень много писали святые отцы в своих тру­дах по аскетике и нравственности.

Которые не осквернились с жёнами. Неужели брак оскверняет? Освя­щаемый Церковью брак (через таинство венчания, молитвы и все благодат­ные средства Церкви) честен и непорочен (Евр. 13:4). Но всё-таки «не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим.2:14). «От жены начало греха и чрез неё все мы умираем» (Сир.25:27). «Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12).

  1. Во-вторых, это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни по­шёл. Агнец Божий, Иисус из Назарета, ещё ходя по земле, «сказал учени­кам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). «Кто любит отца и мать более, неже­ли Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Эти же 144 000 оставили всё: отказались от брака, имущества, земных почестей и славы, мирских занятий и всего, при­лепляющего к земле, и, возвысив ум свой к горнему, последовали за Христом. Это о них говорит Апостол: «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). («Моя жизнь во Христе» – так дерзнул назвать свою книгу великий подвижник земли русской протоиерей Иоанн Кронштадтский.)
Куда бы Он ни пошёл – а куда идёт Агнец? Куда следовать за Ним? Он идёт в воды Иордана – следуешь ли за Ним во святом крещении? Он идёт в пустыню искушения и побеждает лукавого – следуешь ли за Ним? Он идёт в дома грешников и презренных – следуешь ли за Ним? Он уеди­няется в пустынные места для долгой молитвы – следуешь ли за Ним? Он переносит зной дня и холод ночи, не имея где главы приклонить, умаляясь тем не только перед Ангелами (Евр. 2:7), но и перед лисицами и птицами – следуешь ли за Ним? Он предстаёт перед учителями и правителями мира сего и свидетельствует им об Истине и обличает их – следуешь ли за Ним? Он переносит невыразимые муки и страдания – следуешь ли за Ним? Он идёт на крест – следуешь ли за Ним?.. Эти 144 000 не указывают Христу мес­то, где они хотят быть с Ним, но следуют за Ним, куда бы Он ни пошёл! Не указывай и ты, душа, но – иди, тебя зовёт Христос!

  1. В-третьих, они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу. Много искупленных из людей, имеющих наследовать спасение, но эти искуп­лены как первенцы Богу, они лучшие и совершеннейшие его чада. Это бу­дут первенцы того совершенства, которое достижимо при исключительных обстоятельствах последнего времени.
  2. В-четвёртых, в устах их нет лукавства. Дьявол «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Лживые уста – уста дьявола. Потому победа над ним не может быть достигнута иначе, как победой над ложью и лукавством. Как далеки от истины те верующие, которые допускают в своей жизни ложь, – их устами вещает дьявол, ибо ложь поРождается только им. Говорят о «лжи во спасе­ние», о «святой лжи» – но таковой нет. Есть только ложь в погибель и лукавство. Мотивация лжи (ради чего лгать) будет усматриваться только при установлении степени наказания, гибель же постигнет всех, в чьих устах будет обнаружено лукавство и ложь, ибо «всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (21:8). В устах же этих 144 000 нет лукавства и они бла­женствуют со Христом.
  3. В-пятых, они непорочны пред престолом Божиим. Это уже высшее. Человек часто бывает непорочен в собственных глазах, в глазах своих по­читателей, но уже крайне редко бывает непорочен перед своими недругами или судьями. Эти же непорочны перед белым престолом Божественной сла­вы! Неужели это возможно?! Нет, своими силами и делами этого достичь не может никто. «Человекам это невозможно» (Мф. 19:26). Но тут же и сказа­но: «Богу же всё возможно». Кровью Агнца омываются следующие за Ним, куда бы Он ни пошёл, и своей богоугодной жизнью через благодать Божию стяжают эту дивную непорочность перед престолом Божиим. Это святые, почитаемые Церковью.

Видение трёх ангелов-вестников

Откр.14:6-7 – И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Иоанн увидел далее другого Ангела. Здесь мы имеем указание не на какого-то определённого другого Ангела и, пожалуй, даже не на какое-то определённое событие, которое должно произойти. Словом другого Иоанн более хочет указать на то, что видел ещё другое явление, другого Ангела, летящего по средине неба. Как ранее он видел Ангела, летящего посреди неба и возвещавшего троекратное горе: горе, горе, горе живущим на земле (8:13), так здесь он видел Ангела, летящего посреди неба и возвещавшего всем живщим на земле вечное Евангелие. Есть ли связь, а если есть, то какая между видением этого Ангела и конкретными событиями истории и домостро­ительства спасения? Это определить, по крайней мере, трудно, и мы этого делать не будем. Ясно только, что это видение о кончине века.

Слова по средине неба указывают на небесную высоту Ангела. Это не земные благовестники – «Ангелы церквей» и не Сам Христос, но в букваль­ном смысле небесный Ангел, которого видел Иоанн. Как летящий по среди­не неба, он призван возвести людей на небо и возвестить земле волю небес.

Этот Ангел имел вечное Евангелие. В разные времена людям благовествуется различное. Одно Бог открывал Своим угодникам до потопа, дру­гое открывал Своему народу через закон и пророков в Ветхом Завете, иное открыл в Новом Завете. Что же означает вечное Евангелие, которое имел летящий Ангел? Этим указывается, что возвещаемое Ангелом было предоп­ределено от века «от слова Божия, живого и пребывающего вовек... слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1Пет.1:23,25). Пройдет всякое другое слово и весть человеческая, но вечно Евангелие, предопределённое от века и навек. Чтобы благовествовать. Читая далее возвещаемое Ангелом, не обнаружи­ваешь, что это – радостная весть. И всё-таки сказано: «благовествовать», – ибо всякая весть от Бога блага по своей природе как возвещающая волю Благого Бога (Неем. 9:31). Блага и весть о Суде, ибо пресекается нечестие, а праведники получают воздаяние. Эта весть будет возвещена живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу. К кончине века «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» (Мф. 24:14). И вот когда окончится благовествование покаяния и прощения грехов всем народам, тогда будет им всем возвещено вечное Евангелие, благовествова­ние о наступлении часа суда.

Далее приводятся слова ангельского благовествования. И говорил он гром­ким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу. Здесь уже не о просвеще­нии язычников и неверных. Уже не говорится: познайте Бога и веруйте Ему, ибо благовествование «во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14) уже завер­шено. Теперь наступил час Суда Его, а потому, убоявшиеся антихриста и сла­вившие его как Бога, убойтесь истинного Бога в страхе великом перед гряду­щей вечностью мучений. Не желавшие добровольно от сердца славить небесно­го Бога, воздайте Ему славу, как тварь, застигнутая врасплох на месте преступ­ления грозным Судьёй. Либо в «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19), либо в «час Суда», но все должны будут воздать Ему славу. Вы поклонились твари (антихристу и его иконе), так и поклонитесь же теперь, в Судный час, Сотво­рившему небо и землю, и море и источники вод. И для верных христиан вре­мени антихриста будет звучать это вечное Евангелие небесного Ангела, но уже в ином, радостном и утешительном смысле: бойтесь Бога и не страшитесь антихриста, не могущего с телом погубить и души, ибо он получит власть на крат­кое время и вскоре суд.

Видение второго ангела

Откр.14:8 – И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Час Суда Божия наступил, и вот весть другого Ангела: пал, пал Вави­лон. Это будет началом суда, первым камнем, брошенным в мир при его осуждении Богом (ср. 18:21).

Если сказано в прошедшем времени пал, пал, то это не означает, что падение Вавилона было ранее жизни тайнозрителя и самого видения. Вави­лон представляется падшим только в самом видении. Произойдёт же это в кончину века и станет событием совершившимся для людей того времени. Для тех людей прозвучит весть: пал, пал Вавилон!

По значению имени: Вавилон – смешение (Быт. 11:9) весть Ангела можно разуметь как падение с наступлением суда и кончины века смешения настоящего мира с грехом и всякого житейского смущения. Весь этот хаос и сме­шение, которые ныне царствуют в мире, как Вавилонская башня, устремятся к небесам при антихристе, падут и исчезнут в час суда Божия.

С другой стороны, Вавилон, город великий, – это будет действительно великий богоборческий город последнего времени. Вавилон – один из древ­нейших городов мира вообще, это древнейшая цитадель богоборчества и всякого нечестия. Это злейший враг Израиля. Тот известный нам ветхо­заветный древний Вавилон – прототип великого города последнего време­ни. Из жжёных кирпичей воздвигалась древняя Вавилонская башня к небесам (Быт. 11:3-4). Вавилонская башня из дел сожжённой совести вознесётся к небесам в последние времена (1 Тим. 4:1-2). Об этом городе последнего времени сказано, что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Подобно было сказано пророком Иеремией и о древнем халдейском Вавило­не: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из неё вино и безумствовали» (Иер. 51:7), упиваясь яростным вином блуда. Слово яростный означает «жар», «пламя». Блуд здесь назван яростным, огненным вином, воспламеняющим всё тело и разжигаю­щим все страсти. Подобно этому и великий город кончины века воспламенит все народы, напоит их до безумия нечестием и всеми мерзостями. Вавилон научит все народы блудно ходить перед Своим истинным Богом. Блуд здесь – любая неверность Богу и общение с грехом. Известно влияние великих городов на прочие города. Как из рассадников заразы расползаются из них по всему миру нечестие и пороки. Таково будет и растлевающее вли­яние этого великого города последнего времени на весь мир. И не просто равнодушно будут люди грешить и отвергаться Бога, но совершать это яро­стно, как опьянённые до безумства. И тогда внезапно придёт конец этому городу. Пока народы безумно пили из Вавилона, как из золотой чаши, яро­стное вино блуда и безумствовали, «внезапно пал Вавилон и разбился» (Иер. 51:7-8). Так будет и в кончину века. Пал, пал Вавилон... начался суд. Когда явится горний – небесный Иерусалим, тогда сей Вавилон окончатель­но падёт и истребится.

Блуд здесь назван яростным вином, но известно, что и крепкое вино может привести к блуду, почему Апостол и говорит: «не упивайтесь вином, от которо­го бывает распутство» (Еф. 9:18). Мир сейчас затоплен блудодеяниями и рас­путством, реки вина текут, не прекращаясь. И люд упивается. Не обратится ли это вино некогда в вино ярости Божией?! «Не смотри на вино, как оно красне­ет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твоё заговорит развратное» (Пр.23:31-33).

Видение третьего ангела

Откр.14:9-10 – И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем. Вавилон пал. Теперь возвещается наказание Божие всем принявшим антихриста и поклонившихся ему. Кратко, но ужасно было сатанинское торже­ство людей антихристова царства. Теперь – расплата. Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его. Кто пил из сатанинской чаши яростное вино блуда, тот будет пить вино ярости Бо­жией из чаши гнева Божия. Опьянённый блудом будет опьянён яростью Божией. Кто чем грешит, тот тем и наказывается. Таинственная чаша гнева Божия прослеживается на протяжении всего Свя­щенного Писания. Человек согрешил, и вот с того дня чаша гнева Божия нависла над ним. Она всё более наполняется вином ярости Божией из-за умноже­ния беззаконий и блудодеяний народов и готова вот-вот опрокинуться и излиться. Временами некоторые капли оброняются, наказывая нечестивых (потоп, гибель фараона, вавилонский плен). Однако чаша ещё не излита. Спокойны нечестивые, но пророческим оком видят страшную чашу мужи Божии. «Дож­дём прольёт Он (Бог) на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши», – восклицает царь Давид (Пс. 10:6). «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из неё. Даже дрожжи её будут выжимать и пить все нечестивые земли» (Пс. 74:9). Особен­но много пишет об этой чаше пророк Иеремия: «Ибо так сказал мне Господь, Бог Израилев: возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости и напой из неё все народы, к которым Я посылаю тебя. И они выпьют и будут шататься и обезумеют при виде меча, который Я пошлю на них... И скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас. Если они будут отказываться брать чашу из руки твоей, чтобы пить, то скажи им: так говорит Господь Саваоф; вы непременно будете пить» (Иер. 25:15-16,27-28). «Ибо так говорит Гос­подь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить её, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но не­пременно будешь пить чашу» (Иер. 49:12). «Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдёт чаша; напьешься допьяна и обна­жишься. Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твоё кончилось; Он не будет более изгонять тебя, но твоё беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои» (Плач. 4:21.22).

Или вот слова пророка Иезекииля: «Ты ходила дорогою сестры твоей; за то и дам в руку тебе чашу её. Так говорит Господь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься посмеянию и позору, по огромной вместительности её. Опьянения и горести будешь испол­нена: чаша ужаса и опустошения – чаша сестры твоей, Самарии!» (Иез. 23:31-33). Возвещает и пророк Аввакум: «Ты пресытился стыдом вме­сто славы; пей же и ты и показывай срамоту,– обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:16).

Но параллельно этой черной нити пророчеств Писания о чаше гнева Бо­жия прослеживается и красная нить – о чаше спасения. Неизреченно и див­но таинство превращения чаши гнева в чашу спасения, вина ярости в вино любви! «Чашу спасения приму и имя Господне призову» (Пс. 115:4), – вос­клицает псалмопевец. Так приступим и рассмотрим сие таинство. Смертонос­ная чаша гнева Божия изливается на невинных животных, они закалаются, и наполняются чаши их кровью. «...И заклали тельцов... Моисей, взяв поло­вину крови, влил в чаши, а другого половиною окропил жертвенник... И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами» (Исх. 24:5-6,8). Но «это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:17). «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Христос взял на Себя грех всего мира, а потому над Ним низко нависла чаша всего гнева Божия. Всё накопившееся в ней от сотворения мира и всё, что ещё накопится в ней до кончины века, – всё готово было из­литься на Сего непорочного и невинного Агнца! Вино страшной ярости Божией подносится к неосквернённым устам Богочеловека. «...Можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить?» (Мф. 20:22), – спрашивает Христос уче­ников. Неужели Он, Пречистый и Неоскверненный, должен пить ярость Божию, пить эту страшную чашу до дна?.. Не потерпевший ни малейшего прикосновения ко греху должен испить всё море возмездия за грех?! «Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:37,39), – молится Он в скор­би и тоске. Это не малодушие, это не слабость, это содрогание Его, Пре­чистого и Невинного, от прикосновения и даже всецелого погружения в гнев Божий, содрогание от испития «чаши широкой и глубокой» посмеяния и позора, наказания за грех. Это содрогание Пречистого и Всесвятого от наказания за всю нечистоту и мерзость мира. Это содрогание Возлюблен­ного Отцом Сына, вечно пившего любовь Отчию, от необходимости испи­тия ярости и гнева Божия. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оста­вил?» (Мф. 27:46). Мог ли пивший более всех иных соучастников елей ра­дости от Отца (Евр. 1:9) теперь пить вино Его ярости?! После такого елея – такое вино! И он воскликнул: «Жажду!» (Ин. 19:28). Отец Мой, Я пил Твой елей, теперь жажду Твоего вина! И Он испил предвечную чашу гнева Божия, вино Его ярости... «Свершилось!» (Ин. 19:30) – и предал дух Свой.

И вот горница, большая, устланная, приготовленная. Таинственная тиши­на вечери. Христос взял «также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22:20). В этой чаше ярости Божией, Его гнева, теперь Моя Кровь. Пролита должна была быть ваша кровь, но пролита Моя. Пейте из этой страшной Чаши, и ярость Его, излитая на Меня, претворится в любовь Его, излитую на вас. Чаша гнева, испитая Мною, стала чашей любви, испиваемой вами. Я жаждал за вас испить вино Его ярости и гнева, жаждайте и пейте вино Моей любви и милосердия, которое есть Кровь Моя.

Но люди отвернулись от этой спасительной Чаши божественной Евхарис­тии. Осквернили её недостойными устами и вовсе отвергли. А потому выс­лушаем гром Апостольских слов: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён... Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь...» Страшно впасть в руки Бога живо­го!» (Евр. 10:29-31). Об этом и весть апокалиптического Ангела: тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его!

Вино цельное. Если и ранее Господь наказывал людей, то всегда раство­рял Свою строгость Своим же милосердием, крепость вина ослаблялась во­дой. На Страшном же Суде будет вино цельное, нерастворённое. Нераство­рившие своё яростное вино блуда слезами покаяния будут пить нерастворённое милосердием вино ярости Божией.

Несчастный грешник, принявший антихриста и отверженный Богом на Страшном Суде, подверженный судом чаши гнева Божия, будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем. Мучениями в огне и сере Писание представляет вечные муки нечестивых в геенне огненной. Эти муки будут ещё особо усугубляться тем, что они будут пред святыми Ангелами и пред Агнцем, в виду их. Нечестивые будут видеть вечное блаженство свя­тых Ангелов и их служение Единому Богу, будут видеть то, что они навечно навсегда потеряли. Будут сравнивать своё состояние и состояние блаженных, будут видеть тех, за вражду к которым удостоились вечных мук. Более того, их муки будут пред Агнцем «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10), будут видеть Того, на Которого восстали. Но не омоют их уже Его раны. Не способны они уже ни каяться, ни печалиться, ни сожалеть, но только вечно мучиться.

Откр.14:11 – И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. И дым мучения их будет восходить во веки веков. Эти слова напомина­ют сказанное пророком Исаией: «Ибо день мщения у Господа, год возмез­дия за Сион. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днём ни ночью; вечно будет восходить дым её» (Ис. 34:8-10). Иоанн как бы не дерзает и посмотреть в самое пекло мучения, в эту разгорающуюся печь, а видит только восходя­щий от неё дым. Дым мучения Андрей Кесарийский разумеет либо как вос­ходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, либо же как происходя­щий от гееннского огня дым. Дым происходит от огня. Так здесь сами муче­ния и подразумеваются под огнём. И этот дым мучений будет восходить во веки веков. Вечны будут мучения грешников! О, ужас нескончаемый! И эти мучения будут ещё и непрерывны: не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Сейчас люди очень спокойны, когда речь идёт о вечности. И не имеют по­коя, когда речь идёт о жалких делах мирской суеты, о жалких земных бо­гатствах и почестях. Нет никакого беспокойства о спасении души. Говорят душе своей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). И покоится душа беспечно. А когда она внезап­но пробудится, будет навеки поздно!..

Душа, имевшая покой на земле и не заботившаяся о своём спасении, там в страшных мучениях не будет иметь покоя ни днём, ни ночью, никогда. Вот страшная противоположность небожителям, которые «ни днём, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель...» (4:8). Одни не имеют покоя в блаженстве и добровольном славословии, другие – в мучениях. Выражение ни днём, ни ночью, как и в 4:8, означает не нали­чие дней и ночей в вечности, а непрерывность, там – славословия, здесь – мучения. Просто использован обычный оборот речи для обозначения непре­рывности.

Откр.14:12 – Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. От судьбы нечестивых в вечности Иоанн переходит к судьбе праведных на земле. Здесь – означает в этой жизни, на земле. Страдать придётся всем. Не желающие страдать в вечности должны страдать и терпеть здесь. «Терпе­ние нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). Но если грешники будут терпеть муки геенны, муки за свои грехи, будут испытывать мучения совести, то святые здесь на земле претер­певают невзгоды и лишения, имея покой в душе и великое упование. Осо­бенно великое терпение необходимо будет иметь святым в тяжёлое время антихристовых гонений. Указан здесь и путь, каким святые достигают спасе­ния, это: 1) соблюдение заповедей и 2) вера в Иисуса. Вера и дела – вот путь на небо. Одно без другого не спасительно.

Откр.14:13 – И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. После того, как Иоанн видел этих трёх Ангелов-вестников, он услышал голос с неба, повелевающий ему записать то, что услышит. Этим подчёрки­вается особая важность того, что будет сказано. И Иоанн записал услышан­ное, а мы поныне утешаемся этой радостной истиной.

Отныне блаженны мёртвые. Перед своими крестными страданиями Гос­подь сказал: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31), Он Сам сошёл в ад и «пленил плен» (Еф. 4:7), а разбойнику на кресте сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Крест победил ад и смерть. «По­глощена смерть победою» (1 Кор. 15:54), Христос смертью смерть попрал. И вот небесный глас возвещает: отныне блаженны мёртвые... Отныне не ужас, а блаженство несёт с собой смерть. Но не всем. Только что были тайнозрителю показаны мучения нечестивых после смерти. Блаженны мёртвые, умирающие в Господе. Вот непременное условие вечного блаженства после смерти! Умирающие в Господе – это не обязательно мученики, претерпев­шие умерщвление за Господа, а вообще все праведники, чья жизнь была во Христе до самого смертного часа. Это говорящие вместе с Апостолом Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Хрис­тос» (Гал. 2:19-20). Смерть в Господе – это то, о чём нас всегда призывает молиться Церковь: «Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, не­постыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом, просим». Блажен, кто, умирая, всем простил и, примирившись с Богом и людьми, ото­шёл в вечность. Для таковых смерть – не мрак, не катастрофа, а утро не­вечернего дня, заря грядущего немеркнущего Света. Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих. Напутствует Церковь своих чад в вечность молитвой: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих», и многими другими молитвами об их упокоении. Здесь, на земле, – терпение и труды святых, там – покой. Земная жизнь христианина - это непрестанные труды на ниве Божией, это непрестанное несение креста. «Царство Небесное силою берёт­ся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:11). А Апостол пишет: «Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинно­му и ожидать с небес Сына Его» (1 Фес. 1:9-10). Труд и терпеливое ожида­ние – вот участь святых здесь на земле. «Посему для народа Божия ещё остаётся субботство (= покой. – Г.Ф.). Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих» (Евр. 4:9-10). Какая великая разница: имев­шие покой на земле – в вечных мучениях не будут иметь покоя ни днём, ни ночью. Ревностно трудившиеся Богу и хранившие терпение на земле – упо­коятся в вечных обителях небесного Отца.

И дела их идут вслед за ними. Почившие в Господе не пустыми идут в вечность. За ними, как доброе наследство, идут в вечность их добрые дела. Почему Господь и учил: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они (облагодетельствованные вами. – Г.Ф.), когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). Добрые дела, как светлая одежда, облекут праведника в вечности. Но с чем предстанешь ты, ленивая душа, там, не творя добрых дел любви в Духе Святом?! Не боишься ли обнажения своей срамоты, ибо не во что будет тебе облечься? Не забыва­ешь ли, что все мы будем судимы по делам, как о том учит Писание? Не забываешь ли, что по смерти нет ни покаяния, ни добрых дел? На что наде­ешься, душа нерадивая? Спеши творить добро!

Картина жатвы

После того как Иоанн записал сказанное небесным голосом (ст. 13), ему открывается новое видение. Сначала собственно картина жатвы (ст. 14–16), потом картина обрезания винограда (ст. 17–20). Интересно отметить, что здесь Христос явится ему не как Агнец, но снова, как в первой главе, в виде Сына Человеческого. Это третья картина Апокалипсиса (см. Приложение 2).

Откр.14:14 – И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. Так явился Иоанну Господин жатвы, подобный Сыну Человеческому, – Иисус Христос Мессия. Как Сын Человеческий, являлся Христос тайнозрителю в самом первом видении Апокалипсиса (1:13). Особенно же это видение перекликается с видением пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын Человеческий, дошёл до Ветхого дня­ми и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество его – владычество веч­ное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7:13-14). И у Даниила и у Иоанна мы видим Христа, подобного Сыну Человеческому, гря­дущему на облаках судить мир. Слово подобный здесь означает не просто сход­ство, а действительное тождество. Он действительный Сын Человеческий, не мнимо, а действительно Тот, воплотившийся от Девы. И вот светлое облако, и на облаке... Некогда в день Вознесения на Елеонской горе ученики видели Господа, возносящегося на небо на облаке. Тогда два мужа-Ангела сказали им: «Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт та­ким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). На облаках небесных вернётся Господь судить Вселенную. «Тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небес­ных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). «Се, грядёт с облаками...» (1:7). В облаках будет и встреча Христа с Церковью: «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17). И у Даниила: «вот, с облаками небесными шёл как бы Сын Человеческий». Светлое облако – знак небесной чистоты, света, величия и славы грядущего Господа. Под этими облаками мо­гут разуметься и светлые ангельские силы, как сказано: «Се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих» (Иуд. 1:14). Или как воспет Господь у Дави­да: «Наклонил Он небеса и сошёл, и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его... Возгремел на небесах Господь...» (Пс. 17:10-14). Помимо ангельских сил можно разуметь и «облако Свидетелей» (Евр. 12:1), которое также будет окружать Господа в Его пришествии. Но никто нам не мешает также веровать тому, что, как буквально облако скрыло от очей учени­ков возносящегося Господа, так и буквально в облаках явится Господь Грядущий. ...Как привычно нам поднимать глаза и созерцать облака – этих причуд­ливых небесных странников. Но думаем ли о том, что когда-то, вот так же при­вычно поднимем глаза, увидим всё те же облака, и вдруг явится в них Тот, Кто некогда в них скрылся от очей людских? Возможно, это увидят наши потомки, а может быть – мы! Бодрствуйте!

На голове его золотой венец – знак царского достоинства над всем видимым и невидимым. «...И снова Грядущего со славою судить живых и мёртвых: Его же Царствию не будет конца» (Никео-Цареградский Символ веры). И в руке его острый серп. Некогда «вышёл сеятель сеять» – это о первом пришествии Христа. Теперь же – суд, жатва. «Жатва есть кончина века» (Мф. 13:39). Некогда Господь говорил ученикам: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). Теперь же Он грядёт с острым серпом в руке Своей.

Откр.14:15 – И вышёл другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. Ангельские силы взывают ко Христу: пусти серп твой и пожни, начни Свой праведный Суд, раздели верных от неверных, воздай каждому по де­лам его, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. Когда колос созрел, то он требует, чтобы его пожали и убрали в житницу. «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Ангел, взирая на всё происходящее на земле, да и полу­чив, видимо, особое указание от Бога, видит, что мир созрел, всё готово. Созрело человечество в своих грехах и беззакониях. Это уже не младенчес­кие грехи – это зрелые плоды лукавого. Дальше – некуда! Зрелый колос гнётся к земле. Созрела и Церковь Божия «в меру полного возраста Хрис­това» (Еф. 4:13). Небесным светом сияют мученики и подвижники последнего времени, отсеяны все полуверные через сито гонений антихриста. Говорит не­бесный Жених Своей Невесте-Церкви: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Со мною с Ливана, невеста! со мною иди...» (Песн. 4:7). «И Дух и невеста говорят: прииди!» (22:17) своему небесному Жениху. Взывает Ангел: пусти серп твой и пожни, жатва на земле созрела.

Откр.14:16 – И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. Видел это и древний пророк Иоиль: «Я воссяду, чтобы судить все наро­ды отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела... близок день Гос­подень к долине суда» (3:12-14). И поверг сидящий на облаке, т.е. Хрис­тос, «ибо Отец... весь Суд отдал Сыну» (Ин. 5:22) серп свой на землю, и земля была пожата. Серп Страшного Суда повергнут на землю. Жнецы-Ангелы (Мф. 13:39-43) приступили к совершению жатвы. Собраны правед­ные, отделены беззаконные – и земля была пожата.

Откр.14:17 – И другой Ангел вышёл из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. Этот Ангел, подобно Христу, Сыну Человеческому (ст. 14), имеет острый серп, но в отличие от Христа 1) он не восседаёт на облаке, а выходит из небесного храма, как служебный Ангел-вестник; 2) он не назван Сыном Че­ловеческим, а просто Ангелом; 3) глава его не увенчана золотым венцом, выражающим царское достоинство. Итак, это служебный Ангел, может быть, верховный над теми Ангелами – жнецами, о которых говорит Христос, что они будут Им посланы в кончину века совершить жатву, т.е. собрать из Царства Его все соблазны и делающих беззакония и ввергнуть их в печь огненную (Мф. 13:39-42).

Откр.14:18 – И иной Ангел, имеющий власть над огнём, вышёл от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды. Теперь Иоанн видит ещё иного Ангела, имеющего власть над огнём. Мы уже ранее говорили, что как отдельные люди, народы, так и стихии имеют своих Ангелов. Вся жизнь мира имеет ещё как бы свою иную невидимую сторону. Все события этого мира и даже естественные явления природы тесно связаны с событиями невидимого мира Ангелов. Так четыре стихии нашего мира: земля, вода, огонь и воздух имеют своих Ангелов (4:7; 7:1).

Мы читаем о «духе тверди» (3 Езд. 6:41), или Ангеле земли; об Ангеле вод (16:5); об Ангелах воздуха, держащих ветры земли (7:1) и здесь видим «Ан­гела, имеющего власть над огнём» (14:18). Так что не только в исторических событиях, но и в естественных явлениях природы, которые вокруг нас происходят, мы должны видеть отражение каких-то событий в ангельских мирах. Подули ветры, где-то землетрясение, где-то воды вышли из берегов и затопили окрестности, огонь вспыхнул – всё это совершается через Анге­лов. Вода пробивает путь сквозь камни, ветры раздувают пожар – это всё Ангелы борются и действуют. Физика, химия только описывают явления природы, их таинственную сущность и смысл объясняет богословие. Физика отвечает только на вопрос: как? Богословие – на вопрос: почему и зачем? И вот этот Ангел огня вышёл от жертвенника. Это не золотой жертвен­ник святилища, ибо из храма вышёл не этот Ангел, а первый с серпом (ст. 17). К тому же, здесь и нет прилагательного «золотой» (8:3-5). Здесь имеется в виду, безусловно, медный жертвенник всесожжений, стоявший во дворе хра­ма (8:3-5). Мы имеем право на такие заключения, т. к. земной храм был построен по образу небесного (Исх. 25:8-9; 26:30). Под этим жертвенником на небесах вопияли души убиенных об отмщении за их кровь (6:9-10). Как бы в ответ на эти молитвы от этого жертвенника Ангел огня взывает к Ангелу, имеющему острый серп, чтобы произвести суд над нечестивыми жите­лями земли. С великим криком воскликнул Ангел огня к имеющему острый серп. Если в картине жатвы Ангел «воскликнул громким голосом» (ст. 15), то здесь – с великим криком, настолько невыносимо стало беззаконие и не­честие жителей земли, созревших к жатве. Поэтому вопиют к жнецу: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что со­зрели на нём ягоды (ст. 15). Гроздья винограда – это нечестивые и без­законные, наполняющие своими грехами чашу гнева Божия вином ярости. Христос назвал Своих верных чад виноградными ветвями лозы, которой является Он Сам (Ин. 15:5). Здесь же тайнозритель видит те виноградные ветви, о которых Господь сказал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сго­рают» (Ин. 15:6).

Откр.14:19 – И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. Кончился день благодати. Ангелы Божии «собрали из Царства Его все со­блазны и делающих беззаконие» (Мф. 13:41). Эти негодные виноградные ветви Ангел-жнец бросил в великое точило гнева Божия, «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Так и Андрей Кесарийский под «точилом гнева Божия» разумеет место наказания, уготованное дья­волу и ангелам его. Воистину «страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31).

Откр.14:20 – И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Как это видели и пророки. Исаия: «Кто это идёт от Едома, в червлённых ризах... Отчего же одеяние Твоё красно, и ризы у Тебя, как у топтав­шего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё; ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» (63:1-4). Иоиль: «...Я вос­сяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (3:12-14).

И истоптаны ягоды в точиле за городом. Так оно было и буквально в древнем Иерусалиме. Виноградные точила помещались за городом. Так оно будет и в вечности. Город – это небесный Иерусалим, «а вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и де­лающий неправду» (22:15). Вне небесного города праведных будет великое точило гнева Божия, место осуждения нечестивых, «ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных» (Пс.124:3).

Некогда «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13:12) земного Иерусалима. Там, вне города, на Голгофском холме, был установлен Крест – великое точило гнева Божия. Там излилась чаша вина ярости Божией на непорочного Агнца. Там была обрезана и ис­топтана «истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1), там потекла пречистая Кровь из точила, чтобы залить Собой всю вселенную и омыть её. Там по­текло «вино новое» (Мк. 14:25), о котором сказал Господь, что будет пить его с учениками во Царствии Своём. Теперь всё иначе: «Вот, Агнец стоит на горе Сионе» (ст. 1) в небесном Граде, а вне его, в геенне, в великом точиле гнева Божия попираются нечестивые. И льётся кровь никому не нужная, кровь наказания за грехи и отвержение Сына Божия. Не омывшиеся Кро­вью Христовой будут утопать в своей собственной.

Кровь из точила – это виноградный сок, вино, выдавленное из гроздьев. В лютых сражениях кони ходят по упоенной кровью земле, но невозможно себе и представить изображенное здесь – кровь из точила заливает всё простран­ство, достигая даже до узд конских. В виде коней Писание изображает наказующих Ангелов. «Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твоё, или на море – ярость Твоя, что Ты восшёл на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные... Во гневе шествуешь Ты по земле и в него­довании попираешь народы» (Авв. 3:8,12). То, что кровь из точила достигла даже до узд конских, означает 1) с одной стороны, что вдавшиеся в чувствен­ные наслаждения сделались неистовыми конями, которых не удержишь ничем, поэтому удержаны они будут, как за узду, только вечными мучениями; 2) до­стижение крови из точила до узд конских означает также безмерность гееннских мучений. Но кровь точила не захлестнет с головой, а только до узд, т. е. муче­ния не уничтожат грешника и через то не прекратятся; 3) с другой стороны, если под конями разуметь наказующих Ангелов, то узда – это божественное определение, которым управляются Ангелы. Ангелы не могут сделать ничего сверх того, что им определено Богом. И мучения грешников доходят до этой узды, до определения Божьего, т. к. больших мучений они уже стерпеть не смогут, да и эти невыносимы.

На тысячу шестьсот стадий. Символическое значение этого числа может быть истолковано по-разному. Например, так: тысяча – означает множество зла, ибо числом 1000 в Священном Писании часто означается просто множество чего-то (Быт. 24:60; Исх. 20:6; Втор. 1:11; Пс. 89:5; 90:7; 118:72). 600=6x100 – оз­начает усердное делание зла через злоупотребление тварью, в шесть дней сотворённую (так объясняет Андрей Кесарийский). Шесть дней творился мир, и вот сотворённое в каждый день как бы стократно злоупотреблено на грех. По множеству грехов будет и тяжесть наказания. Вспомним также, что и водный потоп погубил мир на шестисотом году жизни Ноя (Быт. 7:6), так и здесь, всё происходит как бы в «шестисотое лето». Не водный, а огненный потоп погу­бит Вселенную. «Тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние не­беса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:6-7). Как Христос пришёл «не водою только, но водою и кровию» (1 Ин. 5:6), так и мир претерпит не только потопление водой, но и кро­вью (кровь достигнет даже до узд конских).

Можно и иначе растолковать 1600=40x40. Сорок дней есть время поста и покаяния. Нежелавшие нести пост и покаяние за свои грехи сугубо поне­сут за них наказание, ибо виновны не только в грехе, но и в нераскаянности за него. (Ср. с Чис. 14:34; Суд. 13:1; Иез. 4:6; 29:11.)

Или же так: 1600=4x4x100. Четыре – число сторон света. 100 – число полноты и множества. Таким образом, где бы ни были нечестивые, со всех сторон света они будут найдены и понесут полное и должное воздаяние.

Иначе же ст. 19-20 можно ещё разуметь как указание на Судный день. Тогда под местом за городом (ст. 20) можно буквально разуметь долину Иосафата, на которой, по пророчеству Иоиля (3:2,4), произойдёт суд над народами, где уничтожено будет нечестивое воинство и кровь его потечёт по всему пространству Палестины, которая действительно измерялась поздней­шими иудеями в 1600 стадий.