размер шрифта

Поиск по сайту



Второе послание к Фессалоникийцам, Глава 3

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


2Фес.3:1 – Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас. Сам прежде молился о них, чтобы им утвердиться в вере, теперь просит их молиться за него, не о том просит, чтобы он не подвергался опасностям (ибо он на это обрёк себя), но о том, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось. Здесь просьба соединёна с похвалой: как, говорит, и у вас, чтобы и все также покорились ему, как и вы. Так Апостол ничего не просит собственно себе, но всего Божьего.

2Фес.3:2 – И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Апостол говорит о тех, которые возражали против его проповеди и враждовали против догматов веры, каков был Александр медник. На это он намекнул, сказав: ибо не во всех вера, то есть не все веруют, но достойные. Подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал, что не все удостаиваются служить в царском воинстве, но только годные для этого. Он в то же время и ободряет их, представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их. Незаметно даёт разуметь и о причиненных ему опасностях со стороны тех, которые противились слову. И то имеет для них немалое утешение, что Павел, будучи столь высок, всё ещё боролся с опасностями.

[И.Л. – Возражали против проповеди Апостола Павла внешние, и это понятно. Но когда сегодня против проповеди, согласной со Словом Божиим, с канонами вселенских и поместных соборов и с трудами святых отцов, воюют православные священники и архипастыри, возражают против проповеди, то на какой версте мировой истории мы стоим? Не перед воцарением ли антихриста, которого, как говорит Лаврентий Черниговский, будет венчать на царство православный патриарх. Не говорит ли это о полном разложении самого ценного – Божественной соли, предохраняющей мир от гниения? Зах.13:6 – «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня». Противодействие проповеди приравнивается противлению Духу Святому, а противление Духу Святому есть одна из четырёх ступеней, ведущих к хуле на Духа Святого. Деян.7:51 – «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Это сказано не к безбожникам, а к глубоко верующим людям, тем, кто поносит проповедь, кто противится ей. Сегодняшние противники проповеди в православных храмах есть духовные дети тех же палачей, побивавших камнями чудного проповедника первоАпостольской церкви. Иудеи, как и сегодняшние обрядоверцы, ненавистники живой духовной проповеди, возражали против проповеди Стефана и Апостола Павла.

Если бы совершилось чудо в России, паче чаяния, и Слово Божие заняло бы главное место в сознании всех православных верующих, и эта проповедь зазвучала бы в первую очередь с амвонов, открыто обличая пороки великих и малых и самых высоких правителей, которые суть кривители, тогда и возрождённая паства возносила бы к престолу благодати осознанные молитвы об успехе проповеди своих священников. Такая молитва их может споспешествовать успеху проповеди их священников. Равнодушие, отсутствие помощи со стороны народа в учительном деле пастыря глубоко печа­лили св. Златоуста. «Не возлагайте всего на нас! – восклицает он неоднократно, – вы, конечно, овцы, но не безсловесные, а разумные... Доколе нам бесе­довать с вами об этой жизни? У Апостолов так не бывало: они всегда миновали тех учеников, кото­рые учились у них прежде, оставляя их учителями других, желающих учиться. Потому-то они и мог­ли обойти всю вселенную, что не были привязаны к одному месту. Подумайте, сколько нужно препо­дать учения братьям вашим по деревням и самим учителям их? А вы держите меня, приковав к себе; потому что прежде чем хорошо будет построена голова, не следует идти к прочим членам. Вы всё возлагаете на нас; тогда как только бы вам надлежало учиться у нас, а жёнам вашим у вас, детям тоже у вас. Напротив, вы всё оставляете нам. От­того-то и много труда (пастырю)»...]

2Фес.3:3 – Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Выше сказал: избрал вас Бог во спасение, вместо: избрал для Себя. Итак, верен, то есть истинен Бог, и несомненно совершит то, что начал; и утвердит вас, как мы молились, так что вы уже не поколеблетесь, и сохранит, так что сатана не одолеет вас.

2Фес.3:4 – Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. После того как Апостол помолился за фессалоникийцев и сказал: Бог верен и, конечно, совершит начатое в вас дело спасения, но чтобы вы не подумали, что всё зависит только от Бога, и потому не предались лености, вот теперь требует содействия и с их стороны, как бы так говоря: Бог верен и несомненно исполнит дело Своё, но при условии, что и вы будете трудиться. Заметь мудрость Апостола. Он не сказал просто: уверены о вас, но в Господе, то есть мы веруем человеколюбию Божию, что оно исполнит вас силой, чтобы показать им, что всё зависит от Бога. И не просто сказал: уверены в Господе, но: о вас, и: исполняете и будете исполнять, дабы они, всё относя к Богу, не стали ленивыми. Должно всё возлагать на Бога, но так, чтобы и самим действовать. Не удовольствовался сказать: исполняете, но прибавил: будете исполнять, показывая, что мы должны до последнего издыхания ревновать о добродетели.

2Фес.3:5 – Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. Опять молится за них, показывая своё попечение о них. Так как он намеревался укорять некоторых из них, то наперёд умащает сердца их, чтобы показать, что он делает им наказ тот от многой любви. И так сказал: Господь да управит сердца ваши, то есть сделает то, чтобы они пошли по правильному пути и не уклонялись с него. Ибо многое уклоняет от правого пути любви: и лихоимство, и тщеславие, и скорби, и искушения. Это и многое другое не даёт нам идти к любви Божией и полюбить Его, как должно. Слова же в терпение Христово или так понимай: чтобы нам терпеть, как Он терпел, или так: чтобы мы с терпением ожидали Христа и не отчаивались, но твёрдо веровали, что Он исполнит, что обетовал. Сказав о терпении, Апостол намекнул на скорби. Сочетал же с любовью и терпением потому, что любить Бога и значит – всё терпеть за Него, без ропота, благодушно. Под Господом разумей здесь Духа, как заметил Василий Великий.

2Фес.3:6 – Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Часто мы говорили, что завещанием Павел называет более строгое наставление. Так и в настоящем случае, делая более строгое наставление, он говорит: не мы повелеваем, но Христос. Ибо что я говорю, то Он говорит. А Он нигде не заповедал предаваться бездеятельности. То есть удаляться от всякого, кто живёт бесчинно, то есть без дела, хотя бы то был богатый, или бедный, или святой. Ибо те, которые отказываются от полезных занятий, обыкновенно скоро впадают в празднословие и равнодушие. А это и есть бесчиние. Каким образом? Таким: кто ничего не делает, тот выходит из порядка (чина), положенного учителем. Поэтому Апостол прибавляет следующее. Предание, которое я передал вам в своих поступках, сделавшись для вас образцом, ибо собственно это есть предание.

2Фес.3:7-8 – Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас. Мы не бесчинствовали, то есть не оставались в праздности. Бесчинием здесь Апостол называет ничегонеделание, как и выше. Ибо Бог положил быть человеку в труде, и для этого снабдил его пригодными к тому членами; так что кто остаётся праздным, тот выступает из чина Божия. Заметь, что Апостол назвал даровой пищей то, что получает от них содержание. Но оно не было даровым, потому что он проповедовал. А трудящийся достоин своего пропитания. Обрати внимание на усиление речи. Если наученные нами чему-либо не почитают нас ради Бога, то мы негодуем, как будто получили самую сильную обиду. Особенно тяжело брать от слушателей. В настоящем случае об этом и говорит Апостол, потому что фессалоникийцы были бедны.

2Фес.3:9 – Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Апостол имел право не трудиться, так как был занят более важным делом, проповедью, и питаться на средства своих учеников; однако по доброте своей он трудился и кормил себя и находящихся с ним, чтобы научить этому и своих учеников.

[И.Л. – Согласно Слову Божию и толкования Феофилакта, священнослужители имеют право питаться только от проповеди, важнее которой нет ничего. А таких выражений, как: «служащий батюшка», «выездной по требам» – ни Библия, ни толкование не знают. Скрыв Евангелие, люди изобрели другую веру, ложно называя её православной.

«Проповедь закона Божия нужна, чтобы люди познали свои грехи, как в зеркале видят недостатки своего лица, а познав, изгладили бы их покаянием и верой и впредь береглись бы их. И это дело – долг пастырей» свт. Тихон Задонский.

«Мы, усердно учащие, не виноваты в том, что не убеждаем слушателей, а отвечаем только за то, что не обращаемся с наставлениями. Наше дело – увещевание, а повиновение зависит от них» свт. Иоанн Златоуст.

«И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк.4:43). Это – «ибо на то Я послан» – нашему священству надо принять в непреложный закон. И Апостол заповедал им в лице святого Тимофея: «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай» (2Тим.4:2). Истину на землю принёс Господь и Дух Святой, исполнивший Апостолов в день Пятидесятницы, и ходит она по земле. Проводники её – уста иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои, тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих. От этого и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая, не получая исхода, тяготит их. Освободись же, иерей Божий, от этой тяготы, излей потоки слов Божиих в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми её: она – в святых писаниях; и, исполняясь ею, препровождай её к детям духовным; только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван» свт. Феофан Затворник.

«Пастыри должны часто это учение повторять, чтобы у иных страх Божий, у иных веру и от неё истинное утешение насадить и утвердить в сердцах. Святой Павел видел эту пользу и писал: «Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Флп.3:1). В книге Бытия читаем, что и Сам Бог несколько раз повторял Аврааму Своё милостивое обещание. То же видим и в святых церковных учителях, которые неустанно порученных себе людей учили, наставляли, увещевали, устрашали и утешали. Непостоянно и переменчиво сердце человеческое и скоро совращается с истинного пути. Поэтому требует и постоянного напоминания, увещания, укрепления, наставления и поощрения» святитель Тихон Задонский.

«Место учения есть святой храм. Однако пастырь везде, где ни бывает народ и когда представится случай, может и должен преподавать учение. В этом деле примером всем пастырям служит Христос, Спаситель мира,. Который не только учил в храме Соломоновом, но и в домах, и в пустыне, и прочих местах. Случай подскажет пастырю, старательному и остроумному, что и где говорить, как мы это видим и в Евангелии. Сидя за трапезой, можно говорить о Трапезе Царствия Небесного и прочее»; «После обедни всегда что-нибудь почитай, хоть краткое, ради поучения людей. А праздника никакого не оставляй без поучения и где бываешь на приходе, в чьём-либо доме, говори что-нибудь душеполезное, чтобы люди духовно созидались. Если же знаешь кого-нибудь в чем-то согрешающего, увещевай его и моли, чтобы перестал грешить, и устрашай Судом Божиим, и мукой вечною, и неизвестным окончанием этой жизни. Горе христианам неисправным и священникам, не старающимся исправить их!»; «Лица никакого не стыдись и не бойся, но всех, кто грешит, обличай, ибо это есть священническое призвание, и всем проси помощи у Бога. Даже если будут тебя ненавидеть за это злые и злословить, не бойся их; делай своё – и Бог тебя защитит» свт. Тихон Задонский.]

2Фес.3:10 – Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. – У вас – вместо: с вами. В первом послании Апостол рассуждает об этом снисходительно, здесь же строже. Ибо если он сам трудился днём и ночью, хотя и не имел никакой нужды, то тем более другие должны были так поступать.

2Фес.3:11 – Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Поскольку ум наш находится в постоянном движении, поэтому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предаётся делам непотребным, как и выше сказано, начинает заниматься разведыванием, как живут другие, а отсюда переходит в пересуды, празднословие и пустословие. Итак, следует трудиться, работая своими руками. Тому и милостыни просить не должно, кто, имея силы работать, предаётся праздности. Скажешь: я молюсь и пощусь. Но это не есть дело рук. Можешь и при этом иметь ручную работу. И если ты об этом нерадишь, то подлежишь суду, как празднолюбец. Скажут: как же того, кто учит, не приневоливают работать? У него есть работа важнейшая и труднейшая, которая не даст ему заняться ручными работами. На тебе же, лицо частном, не лежит ничего такого, и ты грешишь, нерадя о труде.

2Фес.3:12 – Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Поскольку выразился более строго, сказав: увещеваем, то опять с большей снисходительностью обращается к ним и говорит: убеждаем. Но чрез это увещание делается ещё более веским и строгим. Двух вещей требует от них: как от бесчинных – чтобы безмолвствовали, как от праздных – чтобы работали, ели свой хлеб, а не чужой. Ибо им не должно обращать взоры на чужие руки.

2Фес.3:13 – Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Смотри, как скоро смягчилось отеческое сердце, – тотчас же и сжалился над ними. Удаляйтесь, говорит, от них и отделяйтесь, но, однако, не допускайте умирать с голоду. Итак, что же из этого выйдет? Неужели кто, будучи уверен, что я его накормлю, останется праздным? Тебе достаточно удаляться от него и не придавать ему смелости, делая вид, что ты гневаешься на него. Хотя кто из них и после этого не исправится, но ты всё же не унывай, делая добро.

2Фес.3:14 – Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Некоторые прочитали: слова нашего, и поняли так: если кто не послушает слова моего, Павлова, как бы сказанного чрез это послание, того имейте на замечании и обращайтесь с ним, как с отлученным. Святой же Иоанн прочитал: вашего, и дал нам понять это место так: если кто не послушает нас, говорящих к нему то, чему вы научились чрез это моё послание. Видишь ли, какая польза от того, что он будет отлучён? Это именно посрамление. Ибо если и просто брать – стыдно, то тем более, если они будут давать ему после отлучения. Великим наказанием считалось в древности отлучение, но ныне не считается таковым. Ибо если нужно было чуждаться человека просто ничего не делающего, то насколько более – других.

2Фес.3:15 – Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Как выше сказав: не трудящийся пусть не ест, Апостол убоялся, чтобы таковые вовсе не погибли с голоду, и потому прибавил: вы же, братия, не унывайте, делая добро, так теперь сказав: не сообщайтесь с ним, он убоялся, как бы это совсем не отделило его от братства, как отчаявшегося в себе. Поэтому и прибавил: но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. И после подаяния заповедует вразумлять его, а не оскорблять, чтобы он мог получить благодеяние как для тела, так и для души. Кто вразумляет брата, тот не обнаруживает явно своей обиды, напротив, делает это наедине и со снисхождением. Будем, говорит, скорбеть не о том, что даём милостыню ничего не делающему, но о том, что он нарушает закон Божий, и посочувствуем ему, как больному. Пусть выслушают это те, которые не только не подают, но и оскорбляют нищего и бросают в него камнями. Ради тебя он беден, чтобы ты мог исцелить свои раны любовью к нему, а ты отгоняешь того, который переносит ради тебя нищету. Какая это бесчувственность!

2Фес.3:16 – Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всём. Господь со всеми вами! Всюду он запечатлевает свои увещания молитвой, налагая молитвы, как некие печати и знаки на том, что отложено в сокровищницу для хранения. Таким образом и здесь, так как, вероятно, у фессалоникийцев происходили распри вследствие таких случаев, когда одни – удаляемые – становились более ожесточёнными, другие – состоятельные – уже не подавали таким людям с полной готовностью – справедливо Апостол молится, чтобы мир всегда был между ними. Ибо о том они должны заботиться, чтобы всегда сохранять мир. И притом во всём, чтобы ниоткуда не иметь повода к раздору, ни от слов, ни от образа действий. Ибо таким образом, говорит, вы без труда и непослушных сделаете лучшими. Ничто так не способствует к исправлению того, что мы желаем исправить, как мирное, безмятежное обращение, и вразумление без гнева. Это и Господь обещал: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Если, говорит, Он будет со всеми вами, то есть и с теми, коих надлежит исправлять, и с теми, кои исправлены, то всё будет во благо. Не хотящих трудиться Он уврачует, а любящих труд утвердит в трудолюбии.

2Фес.3:17-18 – Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Приветствием он называет молитву, показывая этим, что и когда нужно было приветствовать, это дело совершалось с духовной пользой и молитвой, а не было простым знаком дружбы. Чтобы не составлялись послания от моего имени какими-либо обманщиками (а это, как мы в начале сказали, делали многие), я, говорит, собственноручно пишу приветствие. Во всяком послании, которое к вам ли, может быть, будет послано, или во всяком, к кому бы то ни было, послании. Апостол и начал с благодати, и теперь снова благодатью заканчивает послание, с обеих сторон как бы ограждая сказанное великими стенами, полагая твердое основание и присовокупляя незыблемый конец. Ибо если пребудет с вами благодать, нас спасающая, то уврачует все наши немощи; потому что такова сила благодати. А она с вами пребудет, если вы не отгоните. Благодать обитает в душах благоумных, исполненных простой веры и братолюбия. Да даруется и нам иметь такие души, чтобы являть братолюбие, вразумлять случайно заблуждающихся, как братьев, и всякими способами совершать в мире их исправление, быть всюду охраняемыми благодатью Господа нашего Иисуса Христа, принявшего нас в число верующих и приведшего ко Отцу во Святом Духе. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.