размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 16

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.16:1-3Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. Прежде, чем идти в другие города, посещает те, которые приняли уже слово Божие. Так поступаем и мы: первых людей прежде наставляем, чтобы они не послужили препятствием для наставления последующих. Иудеи так пренебрегали законом, что своих дочерей выдавали за еллинов и женились на еллинах. Достойна великого удивления мудрость Павла. Он, который так ратовал против обрезания язычников и который давал толчок всему, пока не решили вопроса, обрезал своего ученика. Он не только другим не запрещал этого, но даже сам делает это. В каждом деле он имел в виду пользу и ничего не делал без цели. И тому нужно удивляться, как еще Павел расположил его к обрезанию. Иудеи никак не решились бы слушать слово Божие от необрезанного. Павел обрезал Тимофея для того, чтобы уничтожить обрезание; он не поддерживал обрезания, а хотел выполнить величайшую и всем Апостолам приятную задачу; потому что, если бы Тимофей не был обрезан и в то же время был бы учителем иудеев, то все отшатнулись бы от него. Если уже иудеи так сильно обвиняли Павла за Трофима ефесского, так как думали, что Павел ввел его в храм, а он был из еллинов, то что пришлось бы перенести самому Павлу, если бы при нем находился учителем человек необрезанный? Он оправдан и в мнении Апостолов, и говорит в храме об исполнении этого оправдания. Всё он делал ради спасения иудеев. Пожалуй, можно указать, что и Петр прикрывался личиною иудейства. И это нисколько не вредило Апостолам, а напротив то, что иудеи имели таких учителей, которые, по их мнению, соблюдали закон, – послужило поводом к их обращению и началом их веры во Христа.

[И.Л. – Блаженный Феофилакт легко и привычно пользуется теми же словами, что и святые Апостолы: евангельский путь, евангельская вера. Сегодняшние православные не только не знают этих слов, но прямо-таки воюют против них, считая их сектантскими, еретическими, а того, кто их произносит, – впавшим в прелесть. И это оттого, что сами не знают евангельского пути. Если бы просто не знали, то были бы неевангельскими христианами. А так как воюют против, то статус понижается и делает их антиевангельскими.]

Деян.16:4-12Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней. Почему воспрещено было им проповедовать в Азии – об этом не говорит; но о том, что воспрещено было это им, сказал, научая этим нас повиноваться и не требовать отчета, и показывая, что часто они действовали и по-человечески. Дух запрещает Апостолам проповедовать в Азии и Вифинии, так как предвидел, что тамошними жителями овладеет ересь духоборцев. Уже не чрез Ангела, как Филипп и Корнилий, но в видении получает откровение Павел, – более человеческим уже образом. Где легко убедить, там так более человеческим образом, а где требуется большое усилие, там откровение бывает в форме более божественной. Нужно заметить, что в этих городах с Павлом был и Лука.

Деян.16:13-15В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас. Это случилось более потому, что там, по причине малочисленности иудеев, не было синагоги, и особенно набожные из них тайно собирались вне города при реке. Как народ более плотской, иудеи там, где не было синагоги, молились и вне ее, определяя для этого какое-либо место, – молились и по субботам, когда обыкновенно собирался и народ. Как любомудра жена: сначала сама засвидетельствовала, что Бог призвал ее. Это женщина простая, и по ремеслу, говорится, – порфиропродалница, то есть она продавала материи, окрашенные в пурпур. И дееписатель не стыдится упомянуть об ее ремесле. Не сказала: если вы увидели, что я великая женщина, – или: что я благочестивая женщина, – но говорит: если вы признали меня верною Господу. Если Господу, то тем более вам. Не просто просила их к себе в дом, но предоставила дело на их волю, хотя и сильно настаивала на своем желании.

Деян.16:16-21Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Что это за демон? Называют его, по месту, богом Пифоном. Он хотел ввести Апостолов в искушение. Иначе, это та женщина – Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала изо рта пену и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова. О дух нечистый! если ты знаешь, что они возвещают путь спасения, то почему не удаляешься их? Быв возбужден и взволнован, Павел заградил ей уста, хотя она говорила и истину; он научает нас не допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но преграждать им всякий повод к соблазну и не слушать ничего, что они говорят. Если бы Павел обратил внимание на свидетельство этого духа, то последний обольстил бы многих из верующих. Поэтому Павел на первый раз только не принял, а отверг его свидетельство, не желая увеличивать числа своих знамений. Но когда дух упорствовал, тогда Павел повелел ему выйти из отроковицы. Итак, дух действовал коварно, Павел же разумно. Везде виною зла – деньги. В видах обогащения господа отроковицы желали, чтобы она одержима была бесом. Посмотри: они и демона не хотят знать, но поглощены одною своей страстью – сребролюбием. Демон говорил, что они возвещают нам путь спасения, а господа отроковицы говорят, что они завещавают обычаи, которых не следует принимать.

Деян.16:22-34Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога. Творить чудеса и учить было делом Павла, а в опасностях принимал участие с ним и Сила. Прими к сведению, что и демоны знают о том, что распятый Иисус есть вышний Бог, а Павел – раб Его, что сам он утверждал, говоря: Павел раб Иисус Христов (Рим.1:1). Темничный сторож пробудился, и отворились двери, так что случившееся изумило его. Но узники не видели этого; иначе все они бежали бы. А чтобы сторожу не показалось, что это случилось само собой, последовало вслед за землетрясением и то, что двери отворились, свидетельствуя ему о необычайности этого явления. Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И в темнице не давал себе покоя Павел, и тут он привлек к себе темничного стража и совершил это прекрасное пленение. Страж омыл раны, а сам омыт был от грехов, и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога, хотя и ничего не получил, кроме благих слов и благих надежд.

[И.Л. –  «Учить было делом Павла». Что же сегодня является общим делом церкви и, особенно,  священнослужителей? Люди знают слово «литургия», но помнят ли и знают ли, что «литургия» означает «общее дело», и что этим словом пользовались при кораблестроении? Корабль одному не построить! И как удачно святые отцы воспользовались этим известным для приморских жителей словом! Жизнь наша есть море, церковь – корабль, а дело, и притом общее дело – это созидание святых, наполнение церкви (корабля), а это возможно только через проповедь. Вся жизнь наша должна быть живой литургией, живой проповедью о воскресшем Христе – словом и самой жизнью. Павел был кормчим, «учить было делом Павла».  В этом кораблестроении, начиная со Христа, должны участвовать все, то есть быть благовестниками любви Божией; и учить незнающих о спасении, свидетельствовать людям о пролитой Христом крови – это должно быть делом каждого христианина.]

Деян.16:35-40Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей. Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города. Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились. И после того, как приказали воеводы, Павел не выходит из темницы; но, в назидание Лидии – порфиропродавницы и других, устрашает воевод, чтобы не подумали, что они освобождены по чьей-либо просьбе. Он даже обвиняет воевод в том, что они публично били их, – их, ни в чем не обвиненных и притом римских граждан. Видишь: часто поступали они так, как свойственно обыкновенным людям? Высказал же Павел это (т.е. то, что они римские граждане и ни в чем не обвинены) для того, чтобы не показалось, что его освобождают как человека вредного и в чем-либо обвиненного. Что же касается темничного стража, так это – Стефан, о котором упоминает Павел в первом послании к Коринфянам, когда говорит: крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю – 1Кор.1:16. Не следовало оставлять в состоянии беспокойства и заботы жену, которая оказала им гостеприимство; и они, несмотря на побуждения воевод, не хотели удалиться, не посетив простой женщины и других лиц, которых они называли братьями. О, сколь велики их смирение и любовь!