размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 3

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.3:1-2 – В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Иоанн послан был от Бога для обличения иудеев, дабы они, познав свои грехи, покаялись и таким образом приняли Христа. Ибо кто не сознает своих грехов, тот не приходит в покаяние. Иудеи были горды, посему Иоанн побуждает их к покаянию. Царствием Небесным называет первое и второе пришествие Христа и добродетельную жизнь. Ибо если мы, живя на земле, ведем себя по-небесному, живем без страстей, то имеем Царствие Небесное.

Мф.3:3 – Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Ис.41:3. Путем называет Евангелие, а стезями законные учреждения. Посему как бы так говорит: будьте готовы к евангельской жизни, и законные заповеди творите право, т.е. духовно, ибо прав – дух.

Мф.3:4 – Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Иоанн располагал к покаянию и словом и самым видом своим, ибо носил одежду плачевную. Говорят, что верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым: он чист, потому что отрыгает жвачку, и нечист, потому что имеет нераздвоенные копыта. Так как Иоанн приводил к Богу и мнимо-чистый народ – иудейский, и нечистый – языческий, и был срединою между Ветхим и Новым заветами, то он и носил одежду из верблюжьих волос.

Все святые в Писании представляются опоясанными, как непрестанно пребывающие в труде (ибо нерадивые и преданные чувственности, как, например, сарацины, не опоясываются): они представляются опоясанными кожаным поясом, как умертвившие в себе страсти плотского вожделения, потому что кожа есть часть мертвого животного. Некоторые думают, что акриды суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки. Под диким медом разумеется мед диких пчел, полагаемый ими в деревах и между камнями.

Мф.3:5-6 – Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Хотя и крестились, но Иоанново крещение не имело силы отпускать грехи. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т.е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов.

Мф.3:7 – Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Фарисей значит отделенный, так как они почитались людьми, отличными от других и превосходящими других по жизни и познаниям. Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в бытие Ангела и духа. Слово же саддукеи значит «праведные»: ибо седек – означает праведность. Они или сами себя называли праведными, или так назывались по ересеначальнику их Садоку. И фарисеи и саддукеи шли к крещению не с доброю мыслию, как прочие, потому Иоанн и обличает их. Иоанн строго говорил к ним, зная их строптивость; впрочем отчасти и похвалил, говоря: кто внушил вам? Он дивится, как случилось, что этот злой род пришел в себя. Называет их исчадиями ехидны, потому что как сии при рождении прогрызают ложесна матери, так и они убивали отцов своих, т.е. учителей, пророков. От будущаго гнева, т.е. от геенны.

Мф.3:8 – Сотворите же достойный плод покаяния. Видишь, что говорит: не только должно избегать зла, но и приносить плоды добродетели. Ибо сказано: уклонись от зла и сотвори благо – Пс. 33:15.

Мф.3:9 – И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Им служило в погибель то, что они полагались на свое благородное происхождение. Под камнями разумеются язычники, из коих многие уверовали. Но Иоанн говорит просто, что Бог и из камней может воздвигнуть чад Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по бесплодию были камнем, однако она родила по Божию изволению. Воздвиг же Господь чада Аврааму от камней тогда, как при распятии Его многие, увидев распавшиеся камни, уверовали.

Мф.3:10 – Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Секирою называет суд Христов, а деревьями – каждого человека. Итак, неверующий посекается с корнем за неверие свое и ввергается в геенну. Не сказал: которое не сотворило, но не приносящее, потому что непрестанно должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а ныне похищаешь, то какие плоды приносишь, и как будешь приятен Богу?

Мф.3:11 – Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Иоанн сказал им: сотворите плод, – теперь показывает, какой плод, т.е. плод веры в Грядущего за ним. А за ним шел Христос. Он был и по рождению позднее его шестью месяцами, и по явлению: ибо сперва явился Предтеча, а потом Христос, о Котором он свидетельствовал.

Я, говорит, не достоин быть и последним рабом Его, или носить обувь Его. Под обувью разумей и двоякое сошествие Его – одно с неба на землю, другое с земли в ад: ибо сапоги суть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, ибо не понимал, как они совершились. Он щедро исполнит вас благими дарами Духа, тогда как мое крещение не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Но Он отпустит вам грехи и щедро даст Духа.

Мф.3:12 – Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Когда креститесь от Него и потом будете грешить, не думайте, что Он простит вас. Нет, Он имеет и лопату, т.е. рассмотрение и суд.

Церковь, в которой хотя много крещеных, подобно как на гумно собирается с поля всё, но из них одни оказываются плевелами, каковы легкомысленные и направляемые к злу духами злобы, другие – пшеницею: те, которые приносят пользу и другим, питая их учением и делом. Неугасим огонь геенский. Посему обманывался Ориген, когда говорил, что мукам будет конец.

[И.Л. – Принятие в церковь через механическое крещение обмирщило и сделало неотличимой от мира Невесту Христову – Церковь. С какой легкостью церковь пошла на это обмирщение ради земных льгот и выгод, когда патриарший и монарший престолы соединились вместе! А теперь не просто трудно, а почти-почти невозможно вернуть всё к первоапостольской чистоте церкви. Сегодня священники не могут отличить не только овец от козлов и чесоточную овцу от здоровой, но допускают одинаково к Таинам и волков, и змей, и овец. А вначале было не так. Деян.5:13 – «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их». Отсюда вывод, как читаем в житии Макария Александрийского за 19 января, что народ Божий, т. е. те, кто называется верующими, не только не прославляют внешнее, а презирают и ненавидят. То, что сегодня отпевают всех подряд, вызывает презрение за несерьезное отношение к делу спасения даже у демонов. Лев.10:10 – «Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». Должно быть прежде чревоношение, т.е. оглашение, и только потом рождение – крещение. А так как нет катехизации, то и получаются мертвые выкидыши. И происходит не рождение, а удушение, когда человек и не научен, и не погружен. А согласно Слова Божия он должен сначала уверовать, а потом погрузиться в воду во святом крещении трижды. Мрк.16:16 – «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».]

Мф.3:13-14 – Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Крестится чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, дабы в последствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку. Возбраняет же Ему Иоанн для того, чтоб зрители не подумали, что и Он, подобно многим другим, крещается в покаяние. Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием, а воплотившийся Христос очистил всех.

Мф.3:15 – Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. Теперь, говорит, уступи. Будет время Моей славы, но теперь Я не обнаруживаюсь. Правдою называет закон. Человеческая природа, говорит, подверглась проклятию, потому что не могла исполнить закона. Посему Я исполнил все предписания закона: остается одно, т.е. креститься. Совершив это, Я освобожу человеческое естество от клятвы. Это Мой долг.

Иисус крещается, будучи тридцати лет, так как до этого возраста человек совершает все грехи. В первом возрасте преобладает неразумие, во втором, т.е. юношеском – сильный пыл похоти и гнева, а в тридцать лет, когда человек делается совершенным мужем – любостяжание. Таким образом Иисус выждал этот возраст, дабы во всех возрастах исполнить закон и очистить нашу природу, и подать нам силы побеждать страсти.

Мф.3:16-17 – И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Адам заключил их, а Христос отверзает, дабы ты знал, что и ты отверзаешь их, когда крещаешься. Сходит Дух во свидетельство того, что Крещаемый больше крещающего. Иоанна иудеи почитали великим, а Христа не так. Все видели, что Дух сходил на Иисуса, дабы не подумали, что голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, – относился к Иоанну, но чтобы все, видя Духа, уверовали, что сей глас относился к Иисусу.

Сошел в виде голубя по причине незлобия и кротости голубя. Притом голубь есть самая чистая птица, так что он и не садится там, где есть нечистота, так и Дух Святый. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный лист, так и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там лист масличный, здесь милость Бога нашего. В Котором Мое благоволение, т.е. в котором Я успокаиваюсь, в Котором милостив.