размер шрифта

Поиск по сайту



Откровение Иоанна Богослова, Глава 19

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.19:1-2 – После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки её. Иоанн не указывает, конкретно кому принадлежал этот голос, но гово­рит только, что это был громкий голос как бы многочисленного народа. Андрей Кесарийский разумеет здесь под ликующими хорами всех небожите­лей – и ангельские силы, и равноангельских людей. Все вместе, как много­численный народ небесного царства, они торжествуют, радуясь падению Ва­вилона, говоря: аллилуия! На еврейском языке это означает «Хвалите Бога». Аллилуия – распространеннейший библейский возглас прославления и сла­вословия Богу. И христианская Церковь в своих молитвословиях воссылает неоднократное «Аллилуия» Богу. Аллилуия! – ликуют небеса – спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Более правильный перевод: «спасе­ние, и слава, и сила...» Подобное славословие небожителей мы уже несколь­ко раз встречали в Апокалипсисе (4:11; 5:12; 7:1,12; 12:10). Спасение... Господу наступило через падение Вавилона, ибо весьма досаждал Ему этот город своими грехами. И вот теперь Господь спасён от того, чтобы всегда это видеть и терпеть. Ничто так не оскорбляет Господа, как грехи Его тво­рения. Но вот грех пресечен, Он спасён от созерцания греховной бунтую­щей твари. Спасены и христиане от своей страшной гонительницы – вели­кой блудницы. Спасены верные от казней дьявола. И слава... Господу за суд, в котором восторжествовала справедливость, за низложение города гре­ха, за торжество всемогущества Божия. И сила, ибо отныне Господь «уп­разднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит цар­ствовать... да будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15:24-25,28). В падении Вави­лона будет высшее проявление Божией силы на земле. Так небожители были побуждены к этому чудному славословию, ибо истинны и праведны суды Его. Земные суды часто служат лжи и неправде. Но истинны и праведны будут суды Божии. Потому, человек, оставь всякую ложь и неправду и соделайся служителем истины и правды!

 Рука блудницы проливала невин­ную кровь рабов Божиих. Души убиенных вопияли о возмездии (6:10). Воз­мездие наступило – и души праведных возликовали и прославили Господа за праведное воздаяние. Как свою собственную скорбь воспринимали небес­ные Ангелы скорби праведников. Как о своём собственном освобождении ликуют они теперь вместе с ними. О, чудное ликование небес! Ныне в немо­щах и скорбях. Ныне с надорванными и хриплыми голосами, ныне немые и глухие – тогда возликуют вместе с Ангелами громким голосом как бы мно­гочисленного народа! Ныне шум и крики многочисленного народа, не веда­ющего Бога, заглушают стройное пение верных – тогда пение многочислен­ного народа верных огласит вселенную своей ангельской красотой.

Откр.19:3 – И вторично сказали: аллилуия! И дым её восходил во веки веков. И вторично сказали: аллилуия! Тем как бы подчёркивается: аминь, аминь – истинно так, и воссылают сугубую аллилуйю Богу. И дым её восходил во веки веков. Это подобно пророчеству Исаии: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горя­щею смолою: не будет гаснуть ни днём, ни ночью; вечно будет восходить дым её» (Ис. 34:9-10). Десять царей разрушат Вавилон и сожгут его. И дым от его развалин перейдет в дым вечного огня гееннских мучений. Так земной суд над Вавилоном будет уже окончательным и ознаменует собой начало Страшного Суда. Подобное бывает и сейчас. Если человек ещё при жизни окончательно и сознательно отворачивается от Бога, хуля Духа Святого и всякую благодать, то Господь попускает иногда ещё на земле совершиться суду. И это суд окончательный, знаменующий для этого человека начало вечных мук. За такого, говорит Апостол Иоанн, не должно молиться (1Ин.5:16). Вот пример: «В назначенный день Ирод, одевшись в царс­кую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ воскли­цал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 22:21-23). Так муки от этих червей перешли для Ирода в вечные муки геенны, «где червь их не умирает» (Мк. 9:46).

Дым от пожарища Вавилона, восходящий во веки веков, означает также, что посланные на Вавилон наказания на земле никогда не будут забыты. А также и то, что земным разрушением и огнём наказание Вавилона не ограни­чится, но перейдет в вечные муки гееннского огня.

Откр.19:4 – Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! В славословие небожителей включаются теперь ранее уже неоднократно виденные нами у престола Божия 24 старца и четыре животных. Они под­тверждают небесное славословие, говоря: аминь! – истинно так, и сами вто­рят: аллилуия!

Бог представляется здесь сидящим на престоле. Под этим подразумева­ется или Его особое местопребывание на небесах, Его особое место славы, или же это высшие ангельские силы: Престолы, Херувимы и Серафимы.

Ему, Богу, сидящему на престоле: аминь, аллилуия!

Откр.19:5 – И голос от престола исшёл, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Ещё не все включились в славословие небес. Теперь же голос от престо­ла Божия призывает всех рабов Его и боящихся Его воздать хвалу Богу. Никто не должен остаться в стороне. И малые в добродетели и подвигах простые христиане, и великие светила церковные, учителя, подвижники, мученики – все должны славить Бога. Из этого мы можем извлечь для себя и практический урок. Прославление Бога и служение Ему не есть и не дол­жно быть исключительно делом церковной иерархии, монахов и подвижни­ков. В этом должны участвовать все: малые и великие. Это дело каждо­го христианина. Каждый, по мере полученного от Бога дара и призвания, должен славить Бога и служить Ему всем сердцем и всею душею. Каждый должен найти своё место в «хоре», хвалящем Бога. Хвалишь ли ты Бога? Служишь ли Ему? Или стоишь безучастно в стороне?..

Чей же это голос от престола, призывающий хвалить Бога? Это не го­лос Самого Бога, ибо он говорит такие слова: Бога нашего. Но это может быть голос Агнца-Христа, говорившего некогда о Своём восхождении: «к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Или же голос высших ангельских сил – Престолов, Херувимов, Серафимов.

Откр.19:6 – И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Теперь раздаётся прославление Бога от всего собора святых. Иоанн даёт тройное сравнение звучности и силе этого голоса. Он: 1) как голос многочисленного народа; 2) как шум вод многих; 3) как голос громов сильных. Столь торжественно, величественно и потря­сающе пение всех святых, под которыми некоторые разумели упомянутые псал­мопевцем «воды, которые превыше небес» (Пс. 148:4). И поют они опять не что иное, как: аллилуия! Эта «аллилуия» превзошла предыдущие по красоте и силе исполнения. Это был высший момент небесного торжества. О чем же теперь ликуют небеса? – о том, что воцарился Господь Бог Вседержитель! Это воцарение произошло через низвержение Вавилона и уничтожение нечестия, а также через утверждение нового порядка вещей, через установление во всей Вселенной нового царства, царства Господа Бога Вседержителя.

Сейчас, душа, ты видишь часто торжество несправедливости, сил тьмы и нечестия, имеешь скорбь, живя в мире (Ин.16:33), но утешайся тем, что настанет день и наступят суды Божии, зло пресечётся, Господь воцарится! Трепещи, однако, сама делать зло, дабы не подвергнуться вечному сокруше­нию, но потщись со всеми небесными силами воспеть: аллилуия!

Откр.19:7 – Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12), – призывал Господь Своих последователей ещё на земле. А Апостол Пётр уте­шал верных христиан: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, ра­дуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:13). И вот наступил последний момент мировой истории, пал Вавилон, наступает явление славы Божией, а потому призывают друг друга святые: Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу, – ту славу, которая Одному Ему приличествует и о которой Он говорил: «Не дам сла­вы Моей иному» (Ис. 42:8). Блажен, кто в тот день будет приглашён к ра­дости и веселию, а не разразится в воплях отчаяния!

И далее указывается причина, особо побудившая небожителей призвать всех к радости и веселью: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. Это о союзе Христа и Церкви, который многократно и таинственно означа­ется в Писании, как союз жениха и невесты, мужа и жены. Таким же образом означался ещё и союз Господа с Израилем, ветхозаветной церковью. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святой Израилев: Богом всей земли назовётся Он. Ибо как жену, оставлен­ную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время я оставил тебя, но с вели­кою милостью восприму тебя» (Ис. 54:5-7). Подобным образом изображается отношение Господа к Израилю и у пророка Иезекииля: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твоё, время любви; и простёр Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и всту­пил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею. Омыл я тебя водою (прообраз крещения) и смыл с тебя кровь и помазал тебя еле­ем (прообраз помазания Духом Святым – миропомазание). И надел на тебя узорчатое платье, и обул на тебя сафьяновые сандалии, и опоясал тебя виссоном (знак оправдания и праведности)... И дал на голову твою прекрасный венец» (Иез. 15:8-12). Так о своём обручении с народом говорит Господь через пророка Осию: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20). Новый же Завет особенно переносит эти от­ношения на союз Христа со Своей искупленной Церковью. Женихом именовал Себя Христос, когда был на земле. Так на вопрос, почему Его ученики не по­стятся, Он ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). И если Своих учеников Христос назвал «сынами чертога брачно­го», то Иоанн Предтеча был другом Жениха на этом браке. Так сам Иоанн Креститель сказал о Христе, Церкве и себе: «имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос же­ниха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29). И опять-таки, с союзом жениха и невесты, мужа и жены сравнивается благодатное соединёние души и вообще Церкви со Христом. Так Апостол Павел говорит коринфянам: «Я обру­чил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 1:2). А в другом месте Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» и «муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви». «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посе­му оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:25,23; 30-32). Когда спал Адам, то от ребра его была взята жена, а потому оставляет человек и отца и мать своих, чтобы снова воссоединиться с нею. Когда «уснул» Христос на Кресте сном смерти (Мф. 9:24), то от прободенного ребра Его истекли кровь и вода. И вот в благодатной воде крещения и крови причащения Рождается Церковь, Рождается для вечной жизни душа хри­стианская. Так от ребра Христова взята Церковь, Невеста Его возлюбленная. Потому оставит Он во втором Своём славном пришествии Отца Своего Небес­ного и Пречистую Матерь Приснодеву Марию и придёт как Жених к Невесте за Своей Церковью. «Тогда подобно будет Царство десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху... пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир» (Мф. 25:1,10). «И вы будьте подобны людям, ожидаю­щим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:36). Как и Церковь воспевает на Страстной сед­мице: «Се, Жених грядёт в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (тропарь утрени). И если пришествие Христово сравнивается с приходом жениха за невестой, то само соединёние и вечное торжество Христа с Церковью, Бога с человечеством именуется брачным пиром или брачной вечерей Агнца (Мф.22:1-14; Откр.19:7,9). Это неизреченное, таинственное и всецелое соединёние чело­века с Богом. Об этом и песнь небожителей, ибо наступил брак Агнца, насту­пил заветный и вожделенный час. Но в брачный чертог нельзя вступать без брачной одежды (Мф.22:11-13), и потому жена Его приготовила себя. Дол­гие века христианская Церковь, жена Агнца, приготовляла себя к встрече с небесным Женихом. Как же она приготовляла себя? Это приготовление заклю­чалось в разработке, всё большем углублении и кристаллизации церковного учения, отсечении всевозможных пагубных ересей. В создании и совершении дивного и неповторимого богослужения. В бесчисленных подвигах святых подвижников, монахов и мучеников. В свидетельстве миру Божественной истины, явлении небесной нетварной красоты и излиянии людям мира, добра и любви. Это приготовление Церкви заключалось в благодатном освящении каждого своего чада и приведении его ко Христу, к небу. Последние приготовления Церкви совершатся во дни страшных гонений антихриста. Выйдя из этого всеочищающего горнила, Церковь будет окончательно приготовлена. Все приготов­ления ко браку закончены, светильники зажжены, время к полуночи, остаётся только жениху войти в брачный чертог.

Скоро небесный брак. Душа, приготовила ли ты себя?

Откр.19:8 – И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. Это и есть брачная одежда жены-Церкви, в ней она имеет право вступить в небесный брачный чертог. Сколь сильно отличается эта одежда от одежды великой блудницы. Там было всё роскошно, по-царски: порфира, багряница, золото, драгоценные камни, жемчуга. Здесь же чистый шёлк, означающий святость жены. Андрей Кесарийский объясняет значения виссо­на как светлость в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в размыш­лении и созерцании. Виссон чистый, потому что Церковь очистила своих чад от всех согрешений и пороков. То, что он светлый, означает, что она про­светила их нетварным светом и соделала светом миру (Мф. 5:14). Просвети­ла их небесной благодатью, как бы соткала их существо из тонкого света. В такую одежду никто не может облечься сам. Самостоятельные попытки очи­ститься от грехов и приобщиться неземного света являются плодом духов­ной прелести и приводят к чистоте и свету в собственных помутившихся гла­зах, а также перед заблуждающимися и бродящими во тьме людьми. В очах же Божиих и святых это нечистота и мрак. Таковы ложные религии и безрелигиозность, вынуждающие человека самому достигать то, чего он до­стичь не может, и что ему может быть только дано, как и здесь сказано, что дано было ей облечься в виссон. Не сама она этого достигла, но дано было ей от Бога, как дар Божий.

И далее поясняется: виссон же есть праведность святых. Святые обле­каются праведностью, тем, что их оправдаёт перед Богом. Что же может нас, падших тварей, оправдать перед Творцом? Во-первых, никакие собственные усилия сами по себе, ибо «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). Бог же милующий по Своему неизреченному человеколюбию, воплотившись, пролил Свою пречи­стую Кровь и ею оправдывает нас. И теперь в таинствах человек «получает оправдание даром, по благодати Его, искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3:24), облекается в чистую и светлую одежду, которая есть правед­ность святых. Только эта одежда, полученная в таинствах, и может нас оп­равдать перед Богом, ибо в таинствах облекаемся в Самого Христа, Кото­рый есть оправдание наше. См. об этом Гал. 3:27 (крещение), Рим. 8:8 (миро­помазание), Ин. 6:56 (причащение), Еф. 5:31-32 (венчание). Но эту одежду надо сохранить в чистоте и светлости, иначе она не поможет. А это достига­ется верой, покаянием, духовными подвигами, молитвой и добрыми делами. Это можно сравнить так. Даёт нам одежду иной (Христос в таинствах), но носить-то её нам самим (наша добродетельная жизнь во Христе).

Откр.19:9 – И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. Подчеркивая большую важность своих слов, Ангел повелевает не только выслушать сказанное им, но и записать. Мы уже видели, что означает брачная вечеря Агнца. Быть её участником – это высшее блаженство. Но она будет только в вечности после Страшного Суда. Только когда последний спасаемый войдет в спасительный корабль Церкви (Деян. 2:47) и уничтожено будет зло, только тогда возможно будет неизреченное соединёние твари с Творцом на брачной вечери Агнца. Однако и не вкусив ещё блаженства того небесного брака, уже сейчас на земле блажен­ны званые на брачную вечерю. Ибо званые на небесный пир не ждут бессмысленного исчезновения человеческой жизни в никуда, как неверующие, не отчаиваются от ужасов вечной погибели. О таковых говорил Христос, что «верующий в Пославшего Меня... перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Таковые блаженны уже тем, что они званы на Божественную вечерю на небесах, и этим они утешаются и укрепляются в земных скорбях. Эти слова Ангела перекликаются со словами небесного голоса в 14:13: «От­ныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе». Да, воистину блажен тот, кто уже на земле уготовил себе место на небесах!

Андрей Кесарийский так разъясняет различные названия будущего века. Он называется «Царство Небесное» по его славе и честности; «Рай» – по неоскудению трапезы наслаждений; «Лоно Авраамово» – по упокоению в нём усопших; «Чертог и брак» – по бесконечному веселию и истинному неизре­ченному соединёнию Бога с Его рабами.

Для усиления впечатления от своих слов о званых на вечерю Агнца и для подтверждения их истинности и божественного происхождения Ангел сказал Иоанну: сии суть истинные слова Божии. И «верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:24).

Откр.19:10 – Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. Такой сценой заканчивается видение небесного торжества, ликующего о падении Вавилона. Иоанн поклоняется Ангелу, но тот не принимает его по­клонения и указывает ему, чтобы он поклонился Богу. Это одно из основ­ных мест Писания, приводимого сектантами против православного догмата о почитании и поклонении Ангелам. При этом они говорят, что вот Апостол Иоанн хотел поклониться Ангелу, но тот запретил ему это сделать, указав, что поклонение надлежит совершать только Богу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Православные, мол, поклоня­ются не только Богу, но и Ангелам и совершают им службы, чем и наруша­ют закон Божий.

То, что такое толкование сектантов неверно, легко видно из следующих соображений.

  1. Откровение было получено Иоанном на острове Патмос в 95 или 96 году. Или, даже если допустить версию раннего написания Апокалипсиса, то в 67 г. По крайней мере, никто не может сомневаться в том, что ко времени получения Откровения уже были насаждены Церкви по всей Малой Азии, в Ефесе, Смир­не, Пергаме (гл. 1-3). Апостолы уже разнесли весть о Христе по многим стра­нам. Так неужели после того, как ими была оглашена вся Римская империя, они всё ещё не знали основной истины, кому принадлежит поклонение, а кому нет?! О чём же они тогда проповедывали язычникам, если они всё ещё путались, кому можно поклоняться, а кому нет?! Неужели Иерусалимская Церковь, когда ею ещё управляли все двенадцать Апостолов и в которой часто были явления Анге­лов (Деян. 1:10; 5:19; 8:39; 12:6-11), так и не знала, что делать в таких случа­ях и поклонялась в своём «неведении» Ангелам, в то время, как этого нельзя было делать? Неужели одиннадцать Апостолов и авторы новозаветных священ­ных книг все так и умерли, не узнав точно, кому можно, а кому нельзя покло­няться, и вот только в конце жизни об этом сообщается Апостолу Иоанну?! Получается, что учителя истинного богопоклонения не знали, кому следует поклоняться! К такому абсурдному выводу приводит сектантское толкование. К тому же можно заметить, что вопрос о дозволенном и недозволенном покло­нении был вообще решён ещё в Ветхом Завете. Иудеи это прекрасно знали. Не знали этого только язычники.
  2. Если Апостолу Иоанну здесь наконец-то объясняется, что Ангелам нельзя кланяться, а только Богу, то почему он через краткое время совершает ту же самую ошибку? (22:8-9). Ведь не мог же в самом деле Иоанн забыть так быстро такую истину? Ведь всё это происходит не до дня Пятидесятницы, а когда он уже давно являлся столпом Церкви (Гал. 2:9).
Как же тогда объяснить всё случившееся с тайнозрителем? Объяснение зак­лючается, собственно, в словах самого Ангела: я сослужитель тебе и братьям твоим. Ангел ставит себя в один ряд с Апостолом и вообще всеми христианами (братьями). Зачем ему потребовалось это объяснить Иоанну? Не потому ли, что тот принял его не за сослужителя, а за Самого Владыку Христа? Уже и ранее Христос являлся ему в различных видах: то в виде Сына Человеческого (1:13; 14:14), то в виде Агнца (5:6). А в 20:1 мы действительно увидим Христа, явив­шегося в виде Ангела. Ангелом Завета называет Христа пророк Малахия (Мал. 3:1). Таким образом Иоанн, поражённый видением небесного торжества, принял явившегося Ангела за Самого Ангела Завета – Иисуса Христа и пал к ногам его, чтобы поклониться ему как Богу и владыке. Божеское поклонение надлежит толь­ко Богу. Ангел как бы говорит Иоанну: тебя поразило то свидетельство, с ко­торым я явился тебе, но ведь свидетельство Иисусово есть дух пророчества. И ты, Иоанн, и братья твои, и я, Ангел, – всем нам, имеющим свидетельство Иисусово и возвещающим миру тайны грядущего, надо знать, что совершаем мы это не от своего ведения и разума, но через дух пророчества, который от Бога, а потому Богу поклонись. Так мы видим смиренномудрие светлых Анге­лов, не присваивающих себе, подобно демонам, Божескую славу.

О том же, что Ангелам как Ангелам надлежит честь и поклонение, многократно свидетельствует само Писание: Нав. 5:14-15; Суд. 13:20; 1Пар. 21:16, Чис. 22:31; Тов. 12:15-16; Дан. 8:16-18. Примеры пророка Валаама, Иисуса Навина, Маноя и жены его (родителей Самсона), Товита и Товии, Давида и старейшин его, пророка Даниила показывают, что Ангелам приличествует поклонение как Ангелам, и они его принимают. Также мы видим в Писании, что и святым надлежит поклонение как святым. Божеское же поклонение надлежит только Богу, и когда его оказывали Ангелам или святым, то те его отклоняли от себя.

О том, что по примеру ветхозаветной Церкви и первые христиане почитали Ангелов, можно судить, например, из такого древнейшего свидетельства свято­го Иустина Философа (II в.): «Мы чтим как Отца правды, так и пришедшего от Него Сына... вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов, и открыто преподаём это всякому, желающему научиться так, как сами научёны». Святой Иустин высказывает не просто своё частное мнение, но так свидетельствовали о поклонении непосредственные ученики Апо­столов (святые Поликарп, Климент Римский, Игнатий Богоносец) (Апология 1-ая, п. 6). А Седьмой Вселенский Собор (787 г.) ясно учил: «Восторженно также принимаем и Господни, и Апостольские, и пророческие изречения, которы­ми мы научёны почитать и величать, во-первых, собственно и истинно Богоро­дицу, всех небесных сил высшую, а также и святые ангельские силы, блажен­ных и всехвальных Апостолов и пророков, славных святых и Богоносных учителей и всех преподобных мужей, и просить их ходатайства, т. к. они могут нас приближать к Царю всех – Богу, конечно, если мы будем соблюдать Его за­поведи и стараться жить добродетельно».

Небесный всадник на белом коне

Десятым стихом 19-й главы закончилось описание основной картины Апо­калипсиса (4:1-19:10). По нашему описанию толкования это была вторая кар­тина, состоящая в свою очередь из картин А, Б, В (см. Приложение II). В эту картину была вставлена третья картина о жатве (14:14-20). Теперь в 19:11-21 мы увидим четвертую картину, открывшуюся тайнозрителю, картину Суда, со­вершаемого небесным всадником на белом коне – Христом. Но это не совсем отдельная от предыдущей картина. Если Христос и является уже в ином виде: не Агнца, а всадника, то всё-таки взяты некоторые образы и из предыдущих картин. Это два зверя (антихрист и лжепророк), цари и воинства земные, собранные на брань (16:16). Это и точило гнева Божия (14:19-20).

Откр.19:11 – И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Начинается новое видение. Этим означается, что пришествие Судьи будет с небес. Само небо раскроет­ся, чтобы дать проход на землю белому коню и сидящему на нём всаднику, имеющему совершить Суд. Как небо некогда скрыло от глаз Апостолов воз­носящегося Господа, так же оно и откроет Его глазам грешного человече­ства в конце веков.

Описанную в ст. 11-21 картину суда можно рассматривать как своеобраз­ное продолжение описания брачного пира в первой половине этой главы. Как и в притчах Господних, брачный пир предполагает две группы лиц и имеет две стороны. Одни входят в брачный чертог, а другие остаются вне его (Мф. 25:10-12). В 7-9 стихах было сказано о блаженстве участников брач­ной вечери Агнца, а в ст. 11-21 говорится о недопущенных к вечери Суда Божия.

Итак, через отверстое небо видит Иоанн, вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный. Такое имя в собственном смысле при­личествует только Самому Христу, как и в 13-м стихе Он явно будет назван Словом Божиим, т. е. это Сын Божий – Христос (Ин. 1:1-2). «Всякий че­ловек ложь» (Пс.115:2), и нет среди людей никого, кто по своей природе был бы Верный и Истинный, природа человека испорчена тем, кто «лжец и отец лжи» и «когда говорит он ложь, говорит своё» (Ин. 8:44). О явившем­ся же всаднике сказано, что Он называется Верный и Истинный. А имя отражает существо носящего его. Не случайно поэтому и в Ветхом Завете праведникам, вступавшим в новое отношение с Богом, давалось и новое имя (Аврам - Авраам, Сара - Сарра, Иаков - Израиль). Не случайно и в Новом Завете в крещении даётся человеку новое имя, как обретшему новое существо, а также при уходе из мира в монашество человек тоже получает новое имя. Господь же говорит о Себе: «Я есмь истина» (Ин.14:6). Это Его имя, Его существо. Он – Верный и Истинный. И это Его особенное имя как судьи. Он – верный Себе, Своим обетованиям и Своему закону и будет всех судить по истине. Верным и истинным Он явится судить мир.

Конь белый означает светлость святых, восседая на которых Христос бу­дет судить народы. Белого коня с восседающим на нём всадником видел Иоанн в начале своих апокалиптических видений (6:2). Тогда он вышёл как победоносный и чтобы победить, имея всё, чтобы одержать победу. То было начало Апостольской проповеди, теперь – её венец. Первый белый всадник был провозвестником второго. То были вестники Христа, теперь – Сам Христос. То было начало победоносного сражения, теперь его конец. То были воины, посланные одержать победу, а это Владыка-победитель, Сам явившийся наградить победителей и осудить побежденных служителей гре­ха. О Нём и сказано: Который праведно судит и воинствует, «ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). Под началом Христа Его ратники вели праведную брань на земле с грехом и всякими нечистыми силами ада. Христос праведно воинствует с лукавым и всей нечистой си­лой. Но кончится время благодати, кончится «лето Господне благоприятное» (Лк.4:19), и Он будет праведно воинствовать с непринявшими Его греш­никами. Он пошлёт Свои наказания на грешный гибнущий мир, и Он же будет праведно судить неверных. Тогда никто не скажет, что Суд будет не­праведным, ибо каждому будет открыто, что он из себя представляет. О грешная душа, склонись ныне перед милосердным Владыкой, чтобы не увидеть Его воинствующим с тобой, чтобы не подпасть Его праведному суду!

Откр.19:12 – Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Таков Христос как Судья. Очи у Него как пламень огненный (1:14), всепроникающие, всевидящие и испепеляющие всякое зло и грех. Он не подо­бен многим земным судьям, очи которых часто помутнены подарками, стра­хом, карьеризмом, пристрастием, ложью. Всеиспытующим огненным пламенем воззрит на тебя твой Судья, и что ответишь Ему, душа?

И на голове Его много диадим в знак Его царской власти. Являлся и анти­христ с десятью диадимами на рогах своей головы (13:1), но царство его ока­залось непрочным. Он возомнил о себе великое, желая судить Вселенную, но сам оказался подсудимым, ибо явился «Царь царей и Господь господствующих», «Который праведно судит и воинствует». Множество диадим на главе Христа означают, что Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Это также означает Его победу над грешниками на суде, как и сказано у Давида-псалмопевца: «чист в суде Твоем» (Пс. 50:6).

Имя отражает сущность носящего его. Имя Божественного всадника на белом коне никто не знал, кроме Его Самого, это о непостижимом существе Сына Божия, Предвечного Логоса. Как Он и Сам говорил о Себе: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кро­ме Сына» (Мф. 11:27). Непостижимому существу Божию соответствует Его непостижимое и тайное имя. Потому и ответил некогда Маною Ангел Господень: «Что ты спрашиваешь об имени моём? оно чудно» (Суд.13:18). Писание от­крывает нам много имён Сына Божия. По домостроительству спасения и по Его отношению к твари Он предстаёт перед нами как Иисус (Спаситель), Эмману­ил (с нами Бог), пастырь, путь, истина, жизнь. О Боге же в Самом Себе, о Его сущности мы не можем знать более того, что Он «есмь Сущий» (Исх.3:14). Мы знаем, что Он – Сущий, но не знаем Его сущности, Его имени, как о том пишет Григорий Богослов: «Непостижимым же называю не то, что Бог суще­ствует, но то, что Он такое» (Слово 28, о богословии второе). А Ириней Ли­онский писал: «Мы не постигаем совершенно существ и предметов ограничен­ных, которые всегда перед нашими глазами, не постигаем своей души и соединёния души с телом, как же нам понять Бога?»

Но если нам невозможно постичь существо предвечного Слова (Логоса), то Ему возможно явиться в нашем существе и открыться нам.

Откр.19:13 – Он был облечён в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». Это то, о чем Иоанн Богослов говорит в другом месте: «И Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1-2). Предвечному, непостижимому, таинственному Богу-Слову было угодно облечься, как в некую одежду, в пречистую и нетленную плоть. Мы не видим того, кто сокрыт в одежде, но видим его одежду. Мы не видим Того, Кто есть Слово Божие, не знаем Его Божественного Имени, но видим Его плоть и знаем Его человеческое имя: Иисус. Далёкий становится близким, неведомый – ведомым. Иисус (Спаситель) имя Ему, а потому Он облечён в одежду (в плоть), обагрен­ную кровью Его на Голгофском кресте. И эта кровь не померкла, не стёр­лась с одежды Его, с плоти Его в течение многих и долгих веков. Нет. В той самой плоти, обагрённой Его кровью, в которой Он висел на кресте и восшёл на небо, в ней Он и вернётся с неба на землю судить живых и мёртвых. «Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые прон­зили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (1:7).

С другой стороны, одежда, обагрённая кровью, означает пришествие Христа на Суд и истребление Им всех нечестивых. Так у Исаии сказано: «Кто это идёт от Едома, в червлёных ризах от Восора, столько величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? - «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние Твоё красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? – «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё; ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» (Ис. 63:1-4). Христос является на Страшный Суд, уже обагрённый кровью грешников, т. к. частично уже совершил Свои суды над землёй. Уже были посланы страшные казни чаш гнева Божия на антихристово государство, уже пал Вавилон – оплот и твердыня всякого греха и нечестия. Уже обагрялись кровью наказываемые грешники.

И как о первом пришествии Христа в мир было сказано: «И Слово ста­ло плотию» (Ин. 1:14), так и во втором Его пришествии Имя Ему: Слово Божие. Этим означена и Его Сыновняя Ипостась, и бесстрастное от Отца рождение, как слово происходит от ума. Этим и означено, что Он имеет в Себе разум всего сущего; Им, через Него – для Него всё создано и суще­ствует. Он провозвестник Отчей премудрости и силы. Слово (Логос) при­шло спасти мир, Оно же придёт и судить его. Христос, всадник на белом коне, явится на суд не один, но в сопровожде­нии целого небесного воинства.

Откр.19:14 – И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облечённые в виссон белый и чистый. Под воинствами небесными следует разуметь сонмы Ангелов. Об этом пророчествовал ещё пророк Енох: «Се, идёт Господь со тьмами святых Ан­гелов Своих» (Иуд. 14). Христос грядёт «во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26), как и Апостол пишет, что будет «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» (2Фес.1:7). Подобно своему предводителю, Ангелы изображаются всадниками на конях белых, облечённые в виссон бе­лый и чистый. Небесные силы отличаются тонкостью природы, высотою разумения и светлостью добродетелей. Они святы и совершенны. Но есть и отличие их от Христа. У Христа одежда обагрена кровью, а у Ангелов нет. Это имеет двоякое значение. Во-первых, этим означено, что спасение наше совершено только Христом. Только Он пролил на кресте за мир Свою чест­ную кровь. Только Его тело было обагрено кровью за грехи мира. Только «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Хри­стос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5-6). Ангелы же только споспешествовали Христу в том, что совершить Он должен был Сам. Они сами, облечённые в виссон белый и чистый, безгрешны, но не могут никого очистить своею силой. Только обагривший одежду Своей кровью может нам сказать: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Ис.1:18). Во-вторых, и в кончину века весь суд совершит Хрис­тос, ибо Отец «весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22). Ангелы будут только слу­гами Его, споспешниками Его, славой Его, но Суд вершить будет Христос, и потому только Его одежда будет обагрена кровью наказуемых. Никто не ска­жет, что меня спас Ангел, или что меня осудил Ангел. То и другое соверша­ет только Сам Христос-Бог. Ангелы же сослужат Ему при этом.

Откр.19:15 – Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Исходящий из уст Христовых острый меч есть Его слово, которым Он будет судить народы. А суд над грешниками обратится в страшное пораже­ние их, «ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обо­юдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт» (Евр.4:12-13). Так слово, исходящее из уст Христовых, будет, как меч, судить и поражать в последний день.

Он пасёт их (народы) жезлом железным. Ср. 2:27; 12:5. Христос все­цело подчинит нечестивые народы Своей власти, Своему решению и подвер­гнет их Своему Суду. Он будет их пасти жезлом железным вечных, нескон­чаемых мучений, которых не испытают праведные. Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Это образ­ная картина Суда Божия уже была объяснена в 14:10,19-20.

Так в трёх образах: острого меча, железного жезла и точила вина ярости и гнева Бога Вседержителя показан Суд, который совершит всадник на бе­лом коне над народами.

Откр.19:16 – На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Как у всемогущего Судьи Вселенной на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих. Цари и господа земные часто мнят себя стоящими превыше всего. Особенно это будет при антихристе. Они гордо превозносятся над всеми и всем и уповают на свою власть и силу. При­дёт Царь этих царей и Господь этих господ и сразит их за гордыню и нечестие. С другой стороны, Христос есть Царь в Своём духовном царстве, в Цер­кви, которую Он основал. Тогда можно разуметь, что Он – Царь царей, царствующих над страстями, Царь христиан, которых Он соделал царями и Господь господствующих над грехами. Он – Царь и Господь имеющих воцариться и господствовать с Ним в будущем веке.

Откр.19:17-18 – И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. Этим событием будет предваряемо окончательное погубление грешников. Это видение Иоанна можно разуметь так: Ангел, стоящий на солнце, окру­жен ослепительным светом и не может быть видим людьми. Он так же осле­пителен, как солнце, на которое невозможно смотреть. Люди не смогут воз­зреть даже на вестника Страшного Суда, сколь страшен будет Сам Судья! Этот Ангел один из высших, т.к. повелевает прочим Ангелам, изображённым под видом птиц, по причине быстроты и высоты их полёта.

Летающим по средине неба (8:13; 14:6) птицам-ангелам своим ходатай­ством суждено послужить для людей ступенью восхождения с земли на небо. В воздушных местах обитали нечистые силы. Теперь же Ангелы очищают эти небесные места от вражьей силы, готовя путь Христу на землю, а людям на небо для встречи со Христом.

Воскликнув громким голосом, повелевает верховный Ангел другим: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию. Некогда Иисус Христос говорил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:34). Так и здесь великою вечерею названо окончательное и последнее исполнение Христом воли Отца. Отец «весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22), и вот Сын выполняет это дело – последнее в мировой истории. Это великая вечеря Божия, на которой каждый вкусит, что заслужил: либо жизнь вечную и небесные блага, либо наказание и мучения. На эту вечерю призываются Анге­лы, с середины неба всегда взиравшие на землю и все беззакония, творивши­еся на ней, чтобы пожрать трупы нечестивых. Как хищные птицы, коршуны слетаются на падаль и пожирают трупы, так Ангелы с неба должны будут унич­тожить и убрать всё плотское, всё, что останется на земле после великого пора­жения, которое потерпят восставшие на Бога народы. Это поражение будет описано в следующих стихах (19-21), а пока перечисляются все классы людей, которые будут царствовать при антихристе: трупы сильных мира сего; трупы тысяченачальников в войсках и гражданских управителей; трупы коней лю­дей женонеистовых и находящихся во власти лукавства, а также этим означено всё, употребляемое людьми в борьбе с Богом; и сидящих на них (на конях) – это преимущественные во зле и грехах; свободные и рабы, и малые и ве­ликие – или буквально будут такие деления в обществе (такие деления в раз­ных формах всегда были, есть и будут), и из всех классов, предавшиеся греху, погибнут, свободные и великие, – это согрешившие много и по своему произ­волению и желанию, и рабы и малые – это согрешившие менее и по неразу­мию, или возрасту, или нужде.

Все это видение Ангела на солнце, созывающего небесных птиц, можно разуметь и несколько иначе. Небесный Ангел, стоящий на солнце, созывает громким голосом хищных птиц, летающих по середине неба в самом зени­те, чтобы участвовать в великой вечере, представляющей собой страшную противоположность «вечере Агнца» (ст. 9), как и написано: «И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отго­нять их» (Иер.7:33). Трудно себе точно представить, каким именно образом произойдёт последнее восстание на Бога, но оно произойдет, и вот – резуль­тат! Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов Божиих есть указание на ужасы и страдания грешников, которые они претерпят при вто­ром пришествии Христовом и при окончательном перевороте во всем мире.

Как при звуке последней трубы мёртвые воскреснут, а живые праведни­ки во мгновение ока изменятся и облекутся в тела нетленные (1 Кор. 15:51-52), и Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сооб­разно славному телу Его» (Флп. 3:21), так и грешники изменятся и примут тело, сообразное и соответствующее геенне огненной. Как блажен будет переход в нетленное тело праведных, так мучителен и ужасен будет переход грешников в их новое тело для вечных мук. Может, они при этом испытают все муки и ужасы всевозможных родов смерти? На все эти последние зем­ные муки грешников и указывает пожирание их трупов небесными птицами.

Откр.19:19 – И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. Это развязка, последняя битва сатаны со Христом, тьмы со светом. Как две рати, сошедшиеся на поле брани, стоят напротив, и противники хо­рошо видят друг друга, ибо их разделяет только поле, на котором вот-вот начнётся жаркая кровавая сеча, так видит святой Иоанн два воинства, гото­вые к сражению. Одно – зверя-антихриста и царей земных, другое – Си­дящего на коне, то есть Христа Вседержителя. Трудно себе представить, как именно воздвигнет антихрист эту брань на Христа. С одной стороны, здесь можно разуметь то сражение, на которое антихрист соберёт царей земных всей вселенной в долине Армагеддон в «оный великий день Бога Вседержителя» (16:14,16). В этой долине соберутся все цари и воинства земные, и антихри­стом будет брошен безумный вызов Самому Богу и воинству Его. Также здесь можно разуметь вообще всё то нечестие, богохульство и богоборчество, которое утвердит антихрист в своём царстве. Земля вооружается против неба. Тварь поднимает руку на Творца. Безумство восставшего на Бога человече­ства достигло вершин и предела своего.

О собрании нечестивых сказано во множественном числе «воинства» по причине многообразия греха и его служителей. Ратники Христа названы в единственном числе воинством Его, по единству их воли и цельности. Всё множество ангельских сил и равноангельных людей представляют собой еди­ное воинство Христово. В начале времён, ещё до сотворения человека, сатана произвёл на небе войну (12:7). Тогда Архангел Михаил со своими Ангелами низверг его с неба на землю. То было первое сражение дьявола с Богом. Теперь – последняя битва, после бесчисленных, воздвигавшихся им во все времена борьбы све­та и тьмы. В первый раз на восставших ангелов Господь послал Ангелов свя­тых. Они низвергли нечистую силу, но не уничтожили. Тварь сражалась с тварью. В последний раз Господь Сам, Божественный Всадник с небесным воинством на белых конях, является на битву, чтобы навсегда и окончатель­но уничтожить всех Своих врагов.

По прочтении 19-го стиха читатель естественно ожидает описания сраже­ния белого воинства небесного Всадника с воинствами зверя и царей земных. Но такого описания нет. Сражения не последовало. Творец не сражается с тварью, восставшей на Него, Он просто уничтожает её. Итак, 20-й стих опи­сывает уничтожение предводителей: антихриста и лжепророка, а 21-й – унич­тожение их воинств.

Откр.19:20 – И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. Не удостоен был антихрист сражения со Христом, но схвачен был зверь и с ним лжепророк. Велики они были через свои обольщающие чудеса пе­ред людьми, казались непобедимыми и несравнимыми. Но сколь жалок и нич­тожен их вид, когда они, маленькие, бессильные и злые, схвачены небес­ным всадником и, неспособные оказать никакого сопротивления, оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою. Вот и весь бесславный и по­зорный конец мнившего себя богом и пророка его. Всегда помня это: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Подобными словами описывает Священное Писание гибель антихриста. Так Исаия говорит, что Господь «жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого» (Ис. 11:4). А Апостол Павел непосредственно пишет об антихристе, «которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8). Антихрист окончит свой земной путь пришествием Христовым. Так мы опять видим, что сектанты, учащие о восхищении Церкви перед великой скорбью и 1000-летнем царстве после неё, вынуждены прийти к нелепой мысли о троекратном пришествии Христа в мир в кончину века: 1. Перед великой скорбью. 2. После великой скорби. 3. После 1000-летнего царства на Страшный Суд.

Итак, когда Христос явится судить мир, то первыми будут наказаны ан­тихрист и лжепророк. Причем их богомерзкое существо и нечестие будут столь очевидны, что они будут наказаны без Суда. Сказано: «И как челове­кам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27), – но для анти­христа и лжепророка будет исключение из этого правила. Они не увидят первой (телесной) смерти и не будут судимы, но, будучи схвачены небес­ным всадником – Христом, сразу, без телесной смерти, живые будут бро­шены в озеро огненное, или геенну, которая есть смерть вторая. Как Гос­подь устами Своими вдохнул дыхание жизни в первого человека и тот стал душой живой (Быт. 2:7), так Он духом уст Своих убьёт этого последнего богопротивника. Причем убьёт сразу смертью второй без смерти первой. Это геенна, смерть вторая, есть «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41), но столь усердствовали люди во грехах, что в лице антихриста и лжепророка попали туда ранее самого дьявола и бесов, которым это место предназначалось. Антихрист и лжепророк – первые обитатели геенны. Таков ужасный конец зверя и его пророка, обольстивших людей проповедью о прекраснейшем и совершеннейшем обществе, которое они обещали постро­ить. Какова же участь несчастных обольщённых людей?

Откр.19:21 – А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами. Опять сходство с Ис. 11:4. Антихрист (нечестивый) убит духом уст Его, а его последователи «жезлом» или мечом... уст Его. Меч же этот – Слово Божие (ст. 15). Против чего боролись, от того и погибнут. Но если антихрист и лже­пророк гибнут от духа уст Господних, не претерпевая телесной смерти, то все прочие убиты телесно. В долине Армагеддон они все погибают, претерпев страш­ную смерть, предстают на Суд, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле» (2 Кор. 5:10). И пока души их в отчаянии и страхе ждут этого Суда, который незамедлительно должен начаться, все птицы напи­тались их трупами. И неизвестно, какое зрелище более жутко – мёртвые для Бога души восставших на Творца, или их жалкие, обезображенные трупы, став­шие пищей хищных птиц (ст. 17-18). Это будет страшная трапеза, страшная «ве­черя Божия» (ст. 17). Тогда скажет Господь, как некогда говорил через Исаию беззаконникам: «они бремя для Меня» (Ис. 1:14). Так будут они Ему и Анге­лам Его неприятны и мерзостны.

Доклёвывают птицы трупы нечестивых богоборцев, кончается последний день вселенной... Небо, звёзды, земля, люди кончили свой земной путь. Открываются врата Страшного Суда. Но прежде чем Иоанну будет показан этот Суд, ему показываются ещё два других видения: о 1000-летнем царстве и о Гоге и Магоге.