размер шрифта

Поиск по сайту



Второе послание к Фессалоникийцам, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


2Фес.2:1-2 – Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Не говорит, когда будет воскресение, но что теперь оно не последует, – вот чему он учит; так как были некоторые обманщики, которые говорили, что настало уже время общей кончины и пришествия Господа. К немалому утешению Апостол сказал также и то, что верные будут собраны к Нему, чтобы быть вместе с Ним, как и в первом послании он сказал, что достойные тотчас по воскресении будут восхищены к Господу. Что означает слово молим? То есть упрашиваем вас, чтобы вы не поколебались и не отклонились от правильного убеждения, какое до сих пор имели. И смущаться ни от духа. То есть чрез пророчество. Ибо некоторые, лицемерно объясняя пророчество, обольщали народ, говоря о пришествии уже Господа. Ни от слова. То есть учением, выражаемым на живом языке (устно). Обманщики поддельными посланиями, будто бы посланными Павлом, подтверждали то, что говорили. Не ужасайтесь, говорит, что настал день Господа, то есть пришествие Христа.

2Фес.2:3 – Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. Ни как пророк, ни как учитель, ни как от меня пишущий таковое. Не будет, говорит, пришествия Господа, если не придёт отступление, то есть антихрист. Отступлением Апостол назвал его, потому что он на самом деле таков: он имеет отклонить многих, даже избранных, если можно. Его же назвал и человеком греха потому, что он совершит всякое беззаконие и других натолкнёт на беззаконие. И сыном погибели назвал, потому что он и сам погибнет. Кто же он такой? Уже ли сатана? Нет, но некий человек, принявший всю его силу.

2Фес.2:4 – Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Он не будет приводить людей к идолослужению, напротив, отвергнет всех богов и все предметы почитания их, или идолов, и себя одного объявит богом. Не сказано: в Иерусалимском собственно храме, а просто: в храме, во всяком храме Божием. Не сказал Апостол, что он будет называть себя богом, но что он будет стараться показать себя богом. Ибо он совершит великие дела и покажет знамения к соблазну всех.

2Фес.2:5 – Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это? Отсюда ясно, что Апостол передавал фессалоникийцам великие тайны и не письменно. Видишь ли, что необходимо постоянно говорить об одном и том же, с настойчивостью повторять одни и те же слова. Вот они слышали Апостола, говорящего об этом, когда он был у них, и, однако, опять имели нужду в подтверждении. Ничего, говорит, необыкновенного я не говорю, но то же, что и всегда говорил. Апостол несколько пристыжает фессалоникийцев, говоря: не помните ли? Так ли скоро вы забыли?

2Фес.2:6 – И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в своё время. То, что не допускает означает препятствие, – то, что мешает. Что же это такое? Одни утверждают, что это благодать Святого Духа; другие – римское государство, с последними согласен и святой Иоанн Златоуст. Ибо, пока оно не разрушится, антихрист не будет иметь возможности делать, что ему угодно. Поэтому Павел и сказал прикровенно: он не хотел навлечь на себя напрасной вражды и бесполезной опасности. Ибо, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится римское государство, то его немедленно стёрли бы с лица земли, как возмутителя, а вместе с ним и всех верующих, которые обрадовались бы разрушению такого государства. Что Апостол говорит не о благодати Святого Духа – это ясно. Во-первых, он не сказал бы тогда прикровенно, но сказал бы определённо, потому что и ныне удерживает антихриста благодать Святого Духа, то есть благодатные дары. Затем, если бы антихрист должен был явиться тогда, когда оскудеют чрезвычайные дарования, то он уже явился бы, потому что они давно оскудели. Заметь, не сказал также и того, что это скоро будет, но говорит: открыться ему в своё время. Опять время оставил неизвестным.

2Фес.2:7 – Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Так называет Апостол Нерона, который был прообразом антихриста. Он был также человек беззаконный и хотел, чтобы его называли богом. Хорошо сказал он: тайна. Ибо, говорит, Нерон не так явно и бесстыдно восставал против всякого бога, как тот восстанет. То, что говорит Апостол, имеет такой смысл: прежде чем настанет время антихриста, нашёлся другой человек, немногим уступающий ему. Что же удивительного, если уже есть антихрист? Прикровенно Апостол сказал о Нероне не из рабского страха, но чтобы и нас научить не навлекать на себя излишней ненависти, когда ничто к этому не принуждает. То есть когда будет взято от среды римское государство, тогда он придёт. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие, и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть. Подобно тому, как прежде этого государства разрушены были царства, именно: мидийское – вавилонянами, вавилонское – персами, персидское – македонянами, македонское – римлянами; так это последнее разрушено будет антихристом. И это с большей ясностью передаёт нам Даниил (Дан.2:37 и след.). Под выражением удерживающий некоторые понимали идолослужение. Когда, говорят, прекратится удерживающее заблуждение, уничтожится идолослужение, тогда и явится антихрист, как некогда сказал Господь: проповедано будет сие Евангелие Царствия во свидетельство всем народам, и тогда придёт конец (Мф.24:14). Другие словом удерживающий называют определение Божие. Когда, говорят, исполнится Божие определение, удерживающее ныне пришествие антихриста, и настанет определённое ему время, тогда он и откроется. А некоторые, как сказано уже, утверждали, что Дух Святой удерживает антихриста. Когда Он, вследствие людских беззаконий, взят будет от среды, удалится, тогда беззаконник будет иметь свободное место, чтобы обнаружить себя. И во власть свою, говорит Апостол, он получил тайну беззакония. Ибо и ересеначальники Симон и Николай делали дела антихриста, и все последователи их – Маркион и Монтан, который назвал себя даже утешителем, и Манес и другие. Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному.

2Фес.2:8 – И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Тотчас же и утешает: Господь убьёт его. Ибо подобно тому, как огонь, ещё до появления своего, издали приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, так и Христос одним повелением, или дуновением, исполненным Святого Духа, умертвит его, и одним пришествием Своим истребит, то есть совершенно уничтожит его. Ибо явившись только, Он положит конец обольщению.

2Фес.2:9 – Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. Апостол учит нас, кто таков антихрист, именно: он человек, имеющий в себе сатану, который будет действовать чрез него. То есть он обнаружит всю свою силу, но ничего не будет иметь истинного, напротив, всё обманчивое. С чудесами ложными, то есть поддельными или вводящими в обман тех, кто обращает на него внимание. Павел предрекает это, чтобы не прельстились живущие в то время.

2Фес.2:10 – И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. Он будет страшен повсюду своею властью, потому что всё будет делать с жестокостью, чтобы прельстить людей и причинить им зло, разрушая их спасение. Но чтобы кто не пришёл в недоумение, говоря: для чего Бог попустил придти ему, когда люди должны потерпеть столько вреда? Апостол отвечает: не бойся! Он возобладает над погибающими, которые, хотя бы он и не пришёл, остались бы неверующими. Любовью истины он называет Христа, ибо Он был и то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истину. Апостол намекает на то, что больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев, ибо они не приняли Христа, не уверовали в Него. Об этом и Христос говорит им: Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придёт во имя своё, его примете (Ин.5:43). Пошлёт, вместо: попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставили Бога, и ложь овладела ими. Действием заблуждения Апостол называет дела антихриста, которые он делает для того, чтобы обольстить, или так он назвал и самого его, действующего по побуждению сатаны, чтобы прельстить многих.

2Фес.2:11-12 – И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. Не сказал: да получат наказание (ибо, если бы и не пришёл антихрист, неверующие должны были быть наказаны); но говорит: да будут осуждены, чтобы им быть безответными. Скажут ли они, что мы потому не уверовали во Христа, что Богом его проповедали ученики, а мы слышали, что один Бог, от Которого всё? В таком случае, как вы поверили антихристу, который выдаёт себя за бога? Христос всё относил к Отцу, а этот наоборот. Но скажут: мы видели знамения. И Христом совершено было много великих чудес. Кроме того, о Христе пророки предсказывали, что Он – Спаситель, а тот – сын беззакония и погибели. Потому-то они и будут осуждены, что, оставивши истину, они благоволили, то есть им понравилась, и они охотно отдались неправде, то есть обольстителю, употребляющему всякую несправедливость против людей, который сам есть воплощённая неправда.

2Фес.2:13 – Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению. Так как Апостол сказал нечто страшное, могущее смутить нетвёрдую душу; то теперь успокаивает сердца, научая, что всё это страшно для других, погибающих, для которых и определено. О вас же мы Бога благодарить должны, – за то, что Он избрал вас и возлюбил. Если же мы благодарим за вас, то гораздо более должны делать это вы за себя самих. Потому мы благодарим, что Бог избрал вас Себе и предопределил ко спасению, по предведению, что вы достойны. Каким образом? Через освящение Духа, то есть спас, освятив Духом. Потом, чтобы кто не сказал: так что же? Мы ничего не привнесли? Апостол прибавил: и веру истине, то есть освятил нас, привнёсших веру истине, то есть вещам истинным. Ибо не какой-нибудь лжи поверили, но самой истине. Кроме того, он вспомнил о вере, следующей за тем, так как и после освящения мы имеем в ней великую нужду, чтобы нам не совратиться.

2Фес.2:14 – К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы, услышав о вере, они не превознеслись, как и сами привнёсшие нечто, даёт разуметь, что и это от Бога. К которому и призвал, говорит. Для чего? Чтобы спастись освящением и верой, так что, хотя вы уверовали, но это есть благодать Призвавшего. Ибо если бы Он не призвал вас благовествованием нашим, то как бы вы услышали? Немаловажно и то, если Христос ваше спасение признает Своею славой. Ибо слава Человеколюбца в том, чтобы много было спасающихся. И кто не поревнует о славе Его, то есть о своём спасении?

2Фес.2:15 – Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научёны или словом или посланием нашим. Отсюда ясно, что многое и без писем, через слово, то есть живым языком, а не только чрез послания Апостолы передавали. Между тем и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть Предание, больше и не ищи ничего. Здесь Апостол показывает также, что много колеблющихся в вере.

2Фес.2:16-17 – Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. За увещанием следует молитва, ибо в этом поистине состоит помощь другим. Как бы так говорит Апостол: я сказал: стойте, но всё от Бога. Где же те, которые унижают Сына, потому что в крещении Он называется после Отца? Вот, здесь, напротив: прежде Апостол назвал Сына. Давший утешение вечное. Какое это утешение? Надежду, говорит, на будущее. Она – надежда на будущие блага – поддерживает наши сердца, колеблющиеся в искушениях. Дал её нам Бог не по заслугам, а по благодати. Это Апостол сказал, чтобы смирить их высокомерие. Видишь ли, как путём молитвы он одобряет их сердца, представляя ручательство и знамение промышления Божия о них. Ибо, если нисколько не трудящимся Он даровал утешение, то тем более дарует трудящимся за веру. Таким образом, будьте в полной надежде. Да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом, то есть посредством всякого доброго дела и слова. Ибо утешение христианина состоит в том, чтобы делать что-либо полезное и угодное Богу. Или: да утвердит вас в правых догматах и добрых делах, что бы ни случилось. Таково утешение. Утверждённый в вере и жизни, как бы ни страдал, переносит всё мужественно и не совращается; ибо сохранение правых догматов удостоверяет его в получении будущих благ; а добрая жизнь радует тем, что он страждет не как злодей, а как слуга Божий.