размер шрифта

Толкование на книгу Откровение, Глава 22 – Во свете Библии

Новый Завет
с толкованием и комментариями

Содержание

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.22:1-2 – И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. Это виде­ние реки воды жизни схоже с древними пророчествами святых пророков Иоиля, Иезекииля и Захарии. «И будет в тот день: горы будут капать ви­ном и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим», – пишет пророк Иоиль. (Зах. 14:7-8).

Некогда, когда Бог сотворил человека, «из Едема выходила река для орошения рая» (Быт. 2:10). Едем – место особого пребывания Бога с людь­ми. Изгнанный из рая падший человек лишился и вод той реки. Ему стали доступны только четыре потока, происшедшие от той реки (Быт. 2:10-14). Но вот крест Христов соединяет четыре конца Вселенной, и от него, как некогда от «древа жизни посреди рая», истекает новая река воды живой. Нынешняя Церковь – это и есть новый Эдем.

Чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от пре­стола Бога и Агнца, есть Дух Святой, третья ипостась Пресвятой Троицы. «Рекой воды жизни» Дух Святой именуется Самим Спасителем: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:37-39). С водой жизни сравнивается Дух Святой, когда говорится о Его излиянии, ибо изливать можно воду и вооб­ще жидкость. «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль. 2:28-29). «Дар Святого Духа излился и на язычников» (Деян. 10:45). Сравнивая Духа Святого с водой жизни, святой Апостол Павел пишет, что «все напоены одним Духом» (1Кор.12:13). Об этих водах Духа Святого пел ещё в древности святой Давид: Господь «водит меня к водам тихим» (Пс. 22:2). И Иоанн в Апокалипсисе видел, что «Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7:17). И, вообще, существует таин­ственная онтологическая связь Духа Святого и видимой стихии вод. Только в воде Рождается всякая земная жизнь, так и в животворящем Духе Рождается жизнь вечная. Ещё при сотворении мира «дух Божий носился над во­дою» (Быт. 1:2). Водою всё очищается, омывается и животворится. Так и в христианской Церкви освящается вода для освящения всего, и духовного и телесного, благодатью Духа Святого. И само возрождение для вечной жиз­ни совершается в водном крещении, в рождении от воды и Духа (Ин. 3:5). Эта чистая вода, животворящая и светлая, как кристалл, струится в новом Иерусалиме, исходящая от престола Бога и Агнца. Об этом так пишет Ан­дрей Кесарийский: «Чистая река воды жизни сейчас в Церкви есть крещение возрождения. Омываемые в нём Духом Святым соделываются чище снега и кристалла. В вышнем Иерусалиме эта река есть исходящий от Бога-Отца Животворящий Дух, Который чрез Ангела и чрез высочайшие, именуемые престолами Божества, силы напояет Святой город». Чистота, жизнь и светлость характеризуют реку жизни – Духа Свято­го. В благодатных струях Духа всякая душа очищается, животворяется и просветляется светом неба. Прииди, жаждущий, и пей воду жизни!

В Ветхом Завете людям открылся Бог-Отец. Сына Божия, Мессию, толь­ко ждали, не имея о Нём полного ведения. Духа же Святого разумели в основном только как Духа Отца. В Ветхом Завете знали единого Бога, Тро­ицу же смутно и гадательно прозревали пророки. В Новом Завете миру от­крылся Сын Божий. И центром как богословия, так и молитвенной духов­ной жизни является Сын – вторая ипостась Троицы. В Новом Завете рас­крывается миру вся единосущная и нераздельная Троица. Не только воплощается Сын, но и изливается Дух Святой. Но если и раскрыта вся Троица в её единосущии и триипостасности, то всё-таки ипостась Духа Святого остаётся ещё в тени. Нам более открыта благодать Духа Святого, чем Его ипо­стась. Когда же завершится откровение Нового Завета вторым пришествием Христовым, завершится откровение Сына Его видимым пришествием для всех и исторгнут будет грех, тогда наступит, если дозволительно так выразиться, третий завет Бога с людьми. Тогда во всей полноте равно раскроются все три ипостаси. Ныне есть «баня возрождения и обновления Святым Духом» в крещении для каждого человека (Тит. 3:5). Когда же придёт Сын Челове­ческий и совершит Суд в огненной реке (крещение огнём), то потом от пре­стола Бога и Агнца изольется река воды жизни Духа Святого (крещение Духом) и будет «баня возрождения и обновления Святым Духом» всего мира. Так в последний день Христос совершит крещение огнём и Духом всей Все­ленной (см. Мф. 3:11). Ей, гряди, Господи и Дух Истины!

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки... – мы заключаем, что исходящая от престола река воды жизни, текла посредине золотой улицы города (см. 21:21), напояя его жителей. Город – это Церковь ныне, это паки-Церковь вечности. То, что река воды жизни течёт посреди улицы города, озна­чает, что Дух Святой внутренне присущ Церкви, является Её внутренним и сокровенным. «Сокровище благих», – всегда именует Его Церковь в своей молитве «Царю Небесный». Дух Святой – это жизнь Церкви. По словам свя­того Иринея Лионского, «где Церковь, там и Дух Святой, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать». Входя Апостольскими вратами в город-Цер­ковь, каждый обретает возможность припасть к этой дивной реке. В этом гра­де «все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13), текущим по его улице. Как некогда Ангел в видении вводил пророка Иезекииля всё глубже и глубже в жи­вительную воду реки, текущей от храма: сначала по лодыжку, потом по коле­но, потом по поясницу, а потом должен был оторваться от земли и плыть в потоке; так и ты, душа, ступай по этой золотой улице города-Церкви. Входи всё глубже и глубже в поток божественной благодати Духа Святого, пока не оторвешься от земли и целиком не окунёшься вся в эти благодатные воды, и будешь уже не по воде ступать, но плыть в потоке. Именно этого достигали святые. Об этом возревнуй и ты (Еф. 5:18). Но всегда помни: река течёт по улице города, Дух Святой подаётся в Церкви.

«У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течёт из святилища; плоды их будут употребляться в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47:12).

По ту и по другую сторону реки, древо жизни. Эти слова можно пони­мать двояко. Либо надо действительно понимать как одно древо по ту и по другую сторону реки, и тогда мы снова сталкиваемся со сверхразумностью, ибо разум не может ни помыслить, ни представить такое. Это вроде тайны Троицы, где «одно равно трем», или тайны боговоплощёния, где один и тот же и Бог, и Человек. Будучи в одном лицо, Христос одновременно и везде­сущий Бог, и находящийся в определённом месте земли Человек. Воистину, древо жизни по ту и по другую сторону. (Можно вообще сказать, что вся­кий догмат представляется нашему разуму антиномично, как синтез тезиса и антитезиса, как «древо жизни по ту и по другую сторону»).

Можно разуметь и так, что по обеим берегам реки вдоль золотой улицы го­рода будут расти многие дерева. Так понимать можно на основании пророчества Иезекииля: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти вся­кие дерева...» (Иез. 47:12). В таком случае выражение древо жизни употребле­но в родовом смысле. Как мы иногда говорим: «Вдоль той реки растёт берёза», – разумея не одно дерево, а много дерев этого рода. Как некогда в раю, в Эдеме, так и в вечности, в новом Иерусалиме будет насаждено древо жизни. О том, что есть это древо и что значит вкушение от него, см. в толковании ст. 2:7.

Древо жизни – это древо креста, жизнь – это Христос (Ин. 14:6). Плоды древа – пречистая плоть Богочеловека. Если в ст. 2:7 было подробно разъяснено вкушение от этого древа в земной Церкви, то теперь мы видим, что и в вечность перейдёт это таинственное вкушение. Древо жизни таин­ственно и неизъяснимо, величественно и благодатно проходит через Эдем, Церковь земную и вечность. Через это древо реально и истинно тварь соединяется с Творцом, время с вечностью, земля с небом. Корни древа – в зем­ле, крона – возносится к небу. От плодов его – жизнь.

Ежемесячное плодоношение древа означает обилие божественной бла­годати и непрерывность богообщения людей через таинственное вкушение этих плодов. Там не будет греховной зимы, прекращающей благодатную жизнь, там не будет духовного голода.

Число двенадцать означает как непрерывность (ежемесячно, круглый год), так и число Апостолов. Благодатные плоды древа жизни подаются в Церкви через Апостольскую проповедь и священнодействия. Церковь Апостоль­ская не только в этом веке, но и в будущем. Это мы видим и в двенадцати основаниях, двенадцати именах, двенадцати вратах города и в двенадцатирич­ном плодоношении древа жизни.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Насытятся от древа жизни.

Как на земле плоды древа служат для насыщения, а листья – для вра­чевания, так будет и там. Иоанн пишет: и листья дерева – для исцеления народов. Эти слова нередко вызывают недоумение. Неужели в будущем веке будут болезни, страдания и даже грехи, от которых нужно будет исцелять­ся? Разумеется нет, ибо ясно сказано: «ни плача, ни воплей, ни болезней» уже не будет. Да и сразу после слов об «исцелении народов» Иоанн дальше пишет: «И ничего уже не будет проклятого» (ст. 3). Иные на основании этих слов заключают, что и в будущем веке будет ещё неравенство людей перед Богом. Некоторые будут мол жить в новом Иерусалиме и иметь полное блаженство, а другие будут жить только лишь на новой земле и будут листьями древа жизни исцеляться от своего несовершенства. И вообще, многие сек­танты создают сложные системы «расселения» праведников в вечности. Одни будут храмом Бога, другие будут жить в новом Иерусалиме, иные – на новой земле. Все эти хитросплетения и мудрствования, разумеется, не имеют никакого основания в Писании и являются следствием их чрезвычайно путаных и противоречивых учений. Мы уже видели, что имея различную славу, в вечности все, тем не менее, будут равны перед Богом, все будут спасены (21:24). Новый Иерусалим – средоточие всей обновлённой твари, место престола Божия, Церковь вечности. И нельзя говорить, что одни будут жить в нём, а другие – вне. «Вне» города, ясно сказано, будут не «несовершен­ные в спасении», а «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы» (22:15), то есть все сыны геенны. Невошедшие в город вообще не войдут в вечное блаженство, а будут в геенне. Новая земля, новое небо, новый Иерусалим – всё это будет одинаково доступно всем, достигшим небесного Ханаана. Все мес­та в вечности: от новой земли до самого сокровенного – до престола Божия, будут доступны всем. Каждый будет иметь возможность пребывать везде.

Слова об исцелении народов от листьев древа жизни Андрей Кесарийский объясняет как «тончайшее, превысшее и пресветлое разумение Божественных судеб... Эти листья будут во исцеление неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей». То есть здесь, в этой земной жизни, народы болеют неведением, различными грехами и слабостями, а также и буквально те­лесными болезнями и недугами. От всего этого в будущем веке народы исцеляют­ся через листья древа жизни. Если питание от плодов древа жизни будет всегдаш­ним (двенадцать раз в год новые плоды), то исцеление листьями древа жизни будет одноразовым событием. Однажды совершится это, чтобы навечно исцелить народы от всех их телесных и душевных болезней. С другой стороны, в этой зем­ной жизни под исцеляющими листьями древа жизни можно разуметь листья книги Священного Писания, от которых бывает великое исцеление читающим.

Андрей Кесарийский даёт ещё другое значение древа жизни, плодов и листь­ев. Он пишет: «Река напояет насажденных при ней святых, названных древом жизни по образу Древа Жизни Христа». Этому особенно будет соответство­вать мысль о том, что дерев было много, но все они одного рода. О таком бла­женном муже пел святой Давид: «И будет он как дерево, посаженное при пото­ках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет» (Пс. 1:3). Святой Давид говорит здесь о тех же признаках святого человека: древо при потоке воды, плоды, листья. Андрей Кесарийский пишет так: «Древо жиз­ни – двенадцать Апостолов по причине их причастия истинного древа жизни. Плоды их – суть принёсшие 100-кратный плод, листья – 6-кратный, народы – 30-кратный. По разным плодам и слава будет разная. То, что древо в единствен­ном числе, говорит о единстве святых в сопребывании и разумении».

Так последней страницей Писания завершается учение его первых стра­ниц: о реке, древе, плодах и листьях рая. Изгнанный из рая возвращается в него. Потерянное возмещается сторицей. Слава Богу! Аллилуия!

Откр.22:3 – И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. Об этом же пишет пророк Захария: «И будут жить в нём, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим бе­зопасно» (Зах. 14:11). Проклятием змия, грехопадением Адама и Евы ознаме­новалось изгнание из рая. Упразднением всякого проклятия (анафемы) и всего проклятого ознаменуется начало вечности, нового рая. На Страшном Суде Гос­подь скажет тем, «которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Огонь геенны – вот конец всему проклятому. Там оно и будет. В небесном же городе ничего уже не будет проклятого. Через грех Адама проклятие вошло во весь род че­ловеческий. Через крест Христов, оно упраздняется. Христос, «истребив уче­нием бывшее о нас рукописание, которое было против нас, ...взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14). Склонись, человек, перед этим крестом и получи разрешение от клятвы, тяготеющей над тобой! Войди Апостольскими вратами в город Церкви, где ничего уже нет проклятого.

Ныне Церкви дан суд разрешать от клятвы (анафемы) и возлагать её (Мф. 18:17-18). Потому только в Церкви – освобождение от клятвы. Как жалки поэтому все сектантские общества, сулящие своим чадам разрешение от клят­вы, дать же его не могущие. Жалкое ослепление и заблуждение! Они, как дети, играющие во взрослых, подражают тому, что делается в Церкви. Как дети, песчаной «кашей» кормящие кукол, ею же они «питают» своих чад. Они, сами давно оказавшись «вне города», в области проклятой, пытаются проклинать и отлучать неподчиняющихся им. Избави нас Бог от такого! Да избавит Бог и всякого от анафемы церковной! Ибо, что связано Церковью на земле, то будет связано и на небе. А ничто проклятое не войдет в небесный Иерусалим.

Словам ничего уже не будет проклятого можно придать ещё другое зна­чение. Проклятие=анафема=отлучение. Сейчас люди от многого отлучёны. Многое им недоступно, но ведомо и достижимо только Богу. Тогда же не будет ничего, отлучённого от людей, они будут иметь свободный и совер­шенный доступ ко всему. Всё проклятое и отлученное будет исторгнуто из города. В нём установится теснейшее общение Творца с прославленной тварью. Престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. В служении Богу смысл жизни человека. «Вы обратились к Богу от идолов, – пишет Апостол Павел, – что­бы служить Богу живому и истинному». Но если теперь к служению Богу Апо­стол присоединяет и второе наше назначение в жизни: «и ожидать с небес Сына Его» (1Фес.1:9-10), то там узрят лицо Его (ст.4), там будет непосредствен­ное и блаженное служение спасённых Своему Спасителю (Агнцу), Которого и узрят. Там тварь будет служить своему Творцу (Богу), видя Его. Когда Адам был изгнан из рая, то вместе с проклятием получил назначение трудиться со скорбью и потом (Быт. 3:17-19). Поэтому напрасны все попытки неверующих видеть в труде смысл и назначение жизни, жить ради творческого труда. Ныне труд необходим и жизнь без него немыслима. Но и он проклят. А может ли в проклятом, в скорбях и поте быть цель? В Гефсиманском саду из уст божествен­ного Страдальца сорвалось: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14:34). И в том борении «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Гефсиманская скорбь и кровавый пот сняли проклятие скорби и пота с труда человека. Теперь в Церкви Христовой человеку открывается блаженное и радо­стное поприще служения Богу, истинная диакония, а не призрачная мира сего. Неразумные представляют себе вечность как некое блаженное безделие, как не­прерывный отдых и «вкушение райских яблок». Такое понимание глубоко чуж­до Писанию и сокровенному чаянию христиан. Вечность – это вечно-блажен­ное и всерадостное служение Богу. Это труд, освобождённый от проклятия. (Сравни: «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов...»). Что может дать миру «проклятьем заклеймённый раб», кроме опять-таки проклятия и рабства греху?! Кроме последующего за этим вечного проклятия и рабства!

Откр.22:4 – И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. Служащие Богу в вечности узрят лицо Его. О лицезрении Бога см. толко­вание ст. 4:2. Это великая тайна: не видя, видеть Невидимого! Интересно ещё отметить, что Иоанн пишет: рабы Его, служить Ему, лицо Его, имя Его. Везде о Нём говорится в единственном числе, хотя это относится к Богу и Ангцу. В этом указание на единосущие Троицы. «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Бог и Агнец – не два Бога, а один, лицо Которого и узрят праведные.

И имя Его будет на челах их. Начертание имени Божия на челах свя­тых мы не раз видели в Апокалипсисе. См. 2:17; 3:12; 14:1. Известно, что ветхозаветный первосвященник носил на челе своём на кидаре золотую до­щечку с надписью «святыня Господня» (Исх. 28:36-38). Так имя Божие «зо­лотыми буквами» начертывается на челе (уме) праведных, на их ликах, в их сердцах, во всем их существе.

Откр.22:5 – И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. 1. Отсутствие ночи. 2. Исчезновение нужды в естественных светилах. 3. Свет Божества. 4. Освещение Им спасённых.

Как линза собирает в фокусе лучи падающего на неё света, так последние слова апокалиптического видения собирают воедино все лучи Божественного света, рассеянные в предыдущих словах тайнозрителя. Как заходящее на запа­де солнце бросает последний луч уходящему дню и исчезает за горизонтом, так и этими словами брошен последний луч в духоносные очи тайнозрителя, с ними и гаснет последнее видение Апокалипсиса.

Последний раз воззрев на вечный свет, тайнозритель ещё раз добавляет о спасенных: и будут царствовать во веки веков. Некогда архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве, что Христос «будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:33). Это всегда исповедует Церковь в своём Символе веры: «Его же Царствию не будет конца». А праведных Бог соделывает царями и священниками и будут они царствовать с Ним во веки веков. Над чем будут царствовать святые в вечности? Греха или лукавых сил уже не будет, чтобы над ними царствовать. Но будет иное вечное Царство славы. Бог сотворил человека венцом и владыкой мира. Однако через своё падение человек потерял это блаженное царство, поработил всю тварь греху и страда­ниям. Христос освобождаёт Вселенную от рабства греху и восстанавливает блаженное царство Нового мира, в котором человек вновь обретает своё изна­чальное назначение царя и владыки. И это царство не будет нарушено ничем, святые будут царствовать со Христом во веки веков. Ей, аминь.

На этом закончилось последнее видение Апокалипсиса. Стихи 22:6-21 пред­ставляют собой уже не апокалиптическое видение, но послесловие Иоанна на земле, находящегося на острове Патмос рядом со своим учеником Прохором.

(Далее даётся толкование только по Андрею Кесарийскому).

Послесловие Иоанна, находящегося на острове Патмос рядом с учеником своим Прохором

Откр.22:6 – И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Верны и истинны потому, что их произносит Сама Истина. Указав всё виденное и изъясненное как бы через Ангела, теперь Он говорит от Своего лица. Если Бог пророков есть Христос, пославший Ангела Своего показать рабам Своим будущее чрез блаженного Иоанна, созерцавшего это видение, то, очевидно, лишь применительно к домостроительству Апостол говорит впереди, что Откровение дано Сыну ради плоти. Так как неужели Бог пророков, Который посылает Ангелов в качестве служебных духов для открытия рабам Своим будущего, не знает ни дня, ни часа кончины и только теперь узнает от Отца, Он, имеющий, как Бог, сокровища тайные премудрости и разума? От лица Его Евангелист дальше говорит:

Откр.22:7 – Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Предлагать Божественные повеления как бы от своего лица имеют обыкновение и другие пророки. Слова гряду скоро указывают или на краткость этой жизни в сравнении с будущей, или же на внезапность и быстроту смерти, которая, как преставление отсюда, является концом для каждого. И так как неизвестно, в какой час приходит вор, то и заповедано нам бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими (Лк. 12: 35) жизнью по Боге и светить ближним. Будем поэтому непрестанно с сокрушенным сердцем умолять Бога избавить нас от гонителей, чтобы, когда они покорят нас, Ангелы, принимающие души наши, не взяли их неготовыми, да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего] (Пс. 7:3), чтобы душа каждого, опутанная узами земных дел и не выносящая разлучения с ними, не возвратилась к ним напрасно, и, принуждённая Ангелами по Божию повелению оставить их, не оплакивала бы бесполезно время, которым она пренебрегала. Но, воспевая непрестанно песнь Давида: спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс. 118:60), услышим в награду за их исполнение слова Божии: войди в радость господина твоего (Мф. 25:21). С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Откр.22:8-9 – Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. Это свойство Апостольской души, потому что, как он сказал в Евангелии: и истинно есть свидетельство его (Ин. 19:35), так же и здесь по изложении виденного уверяет, что он сам видел и слышал предсказанное. Показал и благословение Ангела, раскрывшего видение, что он поклонение его не принял, а благоразумно отнёс и передал его Владыке.

Откр.22:10 – И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. До сих пор он передавал слова Ангела, а теперь говорит от лица Владыки Христа. Книга эта достойна для чтения верующих, потому что она направляет читающих к истинной жизни указанием наказаний, уготованных грешникам, и покоя, обетованного святым.

Откр.22:11-12 – Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Пусть никто не думает, что Он поощряет этими словами к неправде, осквернению и обидам, но, указывая на свободу воли и сохраняя её непринуждённость, Он как бы говорит: «пусть каждый поступает по своему желанию; Я не принуждаю его». И, указывая, что за каждым делом будет соответствующий ему конец.

Откр.22:13 – Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Альфа и Омега означает, что как по началу нет ничего старейшего Его, так и власти Его и Божественному Царству не будет конца. И выше не раз говорено, что Христос есть Альфа и Омега, как Первый по Божеству и Последний по человечеству.

Откр.22:14 – Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Соблюдающие заповеди Божии воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться на древе жизни Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. Вратами Апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною (Ин.10:9), не перелазят инде (Ин.10:1), подобно наёмникам-пастырям, а будут введены Привратником жизни.

Откр.22:15 – А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые Апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на свою блевотину. За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками.

Откр.22:16 – Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать». Христос – корень Давида, как Бог, как происшедший от него, есть род его. Звезда утренняя и денница. Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день.

Откр.22:17 – И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром.

Невеста Церковь и обитающий в ней Дух говорят в сердцах наших: Авва отче, и призывают пришествие Единородного Сына Божия. Также и всякий верующий, слушающий учение, молится Богу Отцу: да приидёт Царствие Твоё (Мф. 6:10). Жажда к питью жизни нужна для прочного обладания приобретённым. А особенно потому, что дар подаётся не тем, которые недостойны его величия, хотя несколько и трудятся, а приносящим благий разум, разжженный более серебра и золота, а также и телесный труд.

Откр.22:18-19 – И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Страшное проклятие на извратителей Божественного Писания; дерзкое безрассудство их, злонравие и самолюбие лишат их благ будущего века. И он предостерегает нас, чтобы мы не претерпели того же и для этого не прибавляли и не убавляли, но слова Писания почитали достовернейшими и славнейшими аттических сочинений и диалектических силлогизмов. Потому что и в них, если находится что-либо несообразное с истиною, то обыкновенно прибегают к свидетельству автора этих сочинений. Но разницу величия знаменитых у нас и у них трудно даже представить в уме. Я думаю, что она более, чем между светом и тьмою.

Откр.22:20 – Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Апостол говорит: «и я, свидетельствующий о сем, взываю: к Тебе, Жизни нашей, иду, и Сам Ты прииди, Господи!» Но, может быть, слова свидетельствующий сие сказаны и от лица Христа, то есть Он говорит: «Я, Свидетельствуемый, приду скоро», а Апостол отвечает: гряди, Господи, Иисусе!

Откр.22:21 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Пришествие Христа желательно для святых, как приносящее за собою множество наград. Поэтому и книга эта, приводящая к блаженной кончине и покою читающих её, есть святая, боговдохновенная. Теперь же мы вкратце изложим её назначение. Сказанное о семи церквах научает нас терпению в бедах, любви к доброделанию и другим добродетелям. Узнаём также о храбрости и мужестве мучеников, страшном наказании неверных, плодоношении семени Евангельского, отпадении слабых и маловерных. Указывается и на человеколюбие Ангелов, держащих Евангелие и проповедующих его сущим на земле.





«У нас, оттого, что нет никого совершенно здорового в вере, но все больны, – одни более, другие менее, – никто не в состоянии пособить лежащим. Так, если бы кто со стороны пришёл к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы ещё мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идем такою дорогою, как будто решились идти против заповедей Его!» св. Иоанн Златоуст.

Приложение 7. К вопросу о герменевтике Апокалипсиса св. Иоанна Богослова

Откровение св. Иоанна Богослова относится к иудео-христианской апокалиптике. Герменевтика – наука о методике и способах толкования текста. Апокалиптика – книги с изложением видений и откровений на языке символов пророков-визионеров.

Иудеи предхристианского времени, ранние христиане, иудео-христианские секты жили эсхатологическими чаяниями и имели множество пророков и прорицателей. Видения и откровения были нередки. Так вслед за апокалиптическими пророчествами Иезекииля, Даниила, Захарии последовал целый ряд апокалипсисов: Третья книга Ездры, три Книги Еноха, Книга Юбилеев, Апокалипсис Моисея, Апокалипсис Варуха, Вознесение Исайи, Апокалипсис Петра. Среди моря этой литературы был и Апокалипсис Иоанна Богослова. Не случайно в первых веках христианства, когда  Церковь  отгребалась от апокрифов, эта книга не была общеупотребительна, не была она таковой еще и в IV веке. Но в конечном счете она вошла в канон Нового Завета, хотя так и не стала читаться за богослужением. Загадочно и одиноко украшает Апокалипсис св. Иоанна Богослова кодекс Священных книг Библии и завершает его.

Древние толкователи христианской Церкви немного оставили толкований этой книги. Цельное толкование, собственно, одно – св. Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и то оно относится к V веку, более точных сведений о времени и событиях жизни святого Андрея не имеется. Происхождение толкования святого Андрея таится где-то во мраке неизвестности. Но тем не менее Православная  Церковь  восприняла толкование св.  Андрея Кесарийского .

В позднейшие времена кто только ни пробовал раскусить этот таинственный орешек Иоанновых видений на Патмосе. Это и великий физик и математик Исаак Ньютон, и даже классик марксизма Фридрих Энгельс, множество библейских комментаторов на Западе и среди католиков, и среди протестантов, также немало их и среди православных, как, например,  М. Барсов ,  А. Бухарев, священник  Николай Орлов, или из позднейших – профессор  Николай Глубоковский, протоиерей  Сергий Булгаков, протоиерей Александр Мень, архиепископ Аверкий (Аушев).

Множественность подходов к Апокалипсису Иоанна Богослова и толкований на него заложена в нём самом. Не существует одного герменевтического принципа толкования этой книги, который однозначно следовало бы предпочесть другим. Многие тексты Священного Писания сами указывают, как их следует толковать. Но кто подскажет, как следует толковать Апокалипсис Иоанна Богослова и почему именно так, а не по-другому?! Книга эта как заключенный замок, только где ключ к нему? Вопрос открытый. И сколько людей будут читать  Библию, столько и будут толковать её последнюю книгу, её последнюю загадку, в которой умолкает голос Божественного откровения до исполнения всего в ней написанного. Да и смысл Откровения, видимо, не в том, чтобы разгадывать его видения, но чтобы в струящемся от него загадочном свете созерцать всё происходящее и имеющее произойти в истории Церкви и ожидать явления грядущего Христа.

Ну а как все-таки быть с герменевтикой Апокалипсиса св. Иоанна Богослова? Есть ли принципы, которые следует соблюдать? Есть. Перечислим их.

– Необходимо глубинное проникновение в апокалиптическую литературу иудеев и христиан VI в. до Р. Х. – II в. по Р. Х. Необходимо освоение языка символов пророков и прозорливцев-визионеров, начиная с Иезекииля, Даниила, Захарии, и далее до Иоанна Богослова и Ермы. Необходимо научиться читать язык символов всей канонической и апокрифической апокалиптики. В противном случае неизбежно навязывание тексту не свойственных ему смыслов: толкователь берет слова и образы апокалиптических видений, понимает же их в соответствии со своими представлениями, а не с теми, что были у пророков и прозорливцев.

Так, например, христиане, читая о Сыне Человеческом у Даниила, Еноха или Иоанна Богослова, естественно, воспринимают это наименование в терминах Халкидонского и других соборов Церкви, думают о человеческой (а не о Божественной) природе Христа. Образ же Небесного Человека или Сына Человеческого у пророков другой, он даже более возвышен, чем образ Сына Божия.

– Еще один принцип: необходимо ознакомление с источниками иудейского предания, включая и определённые раввинистические толкования, с учётом того, что кое-что в них может быть и налетом позднейших времен и представлений. В противном случае образуется некий протестантский разрыв Предания.

– Для толкования книги необходим аппарат научного историко-текстологического анализа текста. Без такового определенные вольности вымысла также становятся неизбежными.

– Текст Апокалипсиса св. Иоанна Богослова следует читать в контексте отражения им исторических событий, связанных с историей Церкви I века.

– И, наконец, главный принцип. Божественная книга от Бога и толкуется. Богооткровенная книга требует богомудрого толкования. Вымыслы человеческие не годятся, а знаний не хватает. Поэтому Господь поставил в Церкви одних пророками, а других учителями (Еф. 4:11). Учителя от Бога толкуют возвещенное пророками Божьими. Никакой ученый от мудрости века сего ум не может заменить святых отцов, ведь именно они и поставлены Богом толковать Его откровения. Основной православный герменевтический принцип – Священное Писание в толковании святых отцов.

– Одним из лучших толкователей Апокалипсиса является исполнение в жизни и истории сказанного и открытого в нем. Пророчество толкуется его исполнением и дается людям не для того, чтобы знать историю наперед, а чтобы в истории видеть свершения воли и дел Божиих.

Следует предостеречь от увлечения отождествления тех или иных исторических событий с видениями Апокалипсиса. Исторические события уходят в прошлое, а Апокалипсис по-прежнему освещает будущее. Таких толкований-отождествлений было много, все они теперь пылятся в библиотечных архивах. На современников же такие толкования нагоняют страх и ужас, толкают на уход от нормальной христианской и человеческой жизни, провоцируют на обскурантизм. Или, что еще хуже, начинается гадание на Апокалипсисе, толкования его превращаются в некий сонник для желающих узнать про то, что будет.

– И последний принцип: надо всегда помнить, что Апокалипсис – книга жизни, книга о Христе и Его Церкви, книга о тайнах Божиих, книга всегда современная, освещающая происходящее, книга всегда о грядущем, оберегающая от ужасов и катастроф глубин сатанинских и радующая нетварным светом вечности Дня восьмого, книга надежд и чаяний ожидающих и желающих пришествия Царствия Божия.

Приложение 8. Мистика и символика чисел

Законы чисел изучает математика.

Числами описываются законы мира.

Числа имеют свою онтологию. Понятие числа проистекает из Троичных недр Единого Бога и пронизывает собою весь тварный мир – видимый и невидимый. Миры Небес, воинства ангелов и архангелов и всех духов бесплотных, душа, сердце и разум, чувственное и мысленное, законы естествознания, психологии, этики, философии и религии, тайна Церкви и спасения – всё являет нам мистику и символику чисел. Мистика и символика чисел – это своеобразная «математическая Феофания», явление миру Божественного Логоса и Божественной Софии. Это – Логос и София в творении.

Таинственным учением о числах занимались как христианские, так и нехристианские мыслители. Пифагор, Платон, Плотин, Ямвлих, Прокл, бл. Августин, кардинал Николай Кузанский, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Владимир Соловьев, о.  Павел Флоренский и многие другие.

На всем протяжении толкования Апокалипсиса мы многократно сталкивались с мистическим и символическим значением чисел. Да практически все числа Апокалипсиса имеют такой смысл. В этом приложении будет совершён краткий экскурс в таинственный мир чисел.