размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 4

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.4:1-3Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. Еще не успели Апостолы вздохнуть от прежних искушений, и впадают в другие. Прежде они оправдываются в народных собраниях и совершают после этого великое чудо; потом уже, после того, как стали смелее, вступают, по допущению Божию, в подвиги. А ты обрати взор свой на преуспеяния иудеев в лукавстве и бесстыдстве. Прежде при Христе они искали человека, который бы предал Его; теперь уже сами налагают руки, сделавшись после креста дерзновеннее и бесстыднее. А с ними, говорится, и воевода церковный. Это для того, чтобы такою обстановкою придать делу характер публичного обвинения и выдать его, как бы не свое. Так стараются делать они всегда. Так поступали иудеи с Апостолами и стерегли их, желая смирить их; между тем продленное время сделало Апостолов более неустрашимыми.

Деян.4:4Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. И нужно же было случиться тому, чтобы те, которые уверовали, были из числа более немощных. Но споспешествуемая Божественным Духом Петрова беседа бросила семя в глубь мысли и коснулась самой души их. Связали же их священники пред лицом народа, чтобы и самих смотревших сделать более трусливыми; но вышло наоборот. А допрашивали Апостолов наедине – из опасения, чтобы дерзновение их не произвело влияния на слушателей.

[И.Л. – Притчи Христа о сеятеле были приняты учениками, но к деланию, к исполнению, к сеянию они приступят только тогда, когда сойдет на них Дух Святой. И далее, до самой своей мученической кончины, даже перед лицом мучителей, и даже будучи прибиты к крестам, они непрерывно бросают и бросают семя проповеди. Их били, вырывали языки, как Максиму Исповеднику. Но и тогда, чудом Божиим, они продолжали ясно и чисто проповедовать о любви Божией, о любимом Иисусе, и бросали семя проповеди в толпу. Рассуждая в обратном порядке, мы можем сказать, что если уверовавший во Христа человек не бросает семя проповеди, не несет труд благовестия, то этим самым он противится Духу Святому. Но и на этой ступени, нарушая прямое указание Христово о проповеди, он не может остановиться, но становится противником проповеди. Этому искусству сеятеля нужно учить непрерывно и дома и в церкви, и за столом и в пути. Втор.6:7 – «И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая». От этого зависит наше вечное спасение. Кто не сеятель, тот и не спасется. Лук.12:8 – «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими». Если человек уверовал во Христа и сделался обиталищем Духа Святого, то он не сможет молчать о жертве Христовой, о страданиях Агнца Божия. Даже под угрозою смерти он всё равно будет бросать это семя любви. Иер.20:9 – «И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».]

Деян.4:5-10На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Кроме других неправд по отношению к Апостолам, они (князи, старцы, книжники и архиереи иудейские) не соблюдали даже и требований закона. Обрати внимание хотя на множество архиереев; между тем по закону должен быть один, пока он жив. И на этот раз придали делу форму суда, чтобы потребовать Апостолов к ответу пред неправедным судом. Разузнавали, какою силою или каким именем. И однако сами знали, потому что задержали Апостолов вследствие того именно, что тяготились проповедью их о воскресении во Христе. Итак, для чего же допрашивают? Они ожидали, что Апостолы, убоявшись суда и множества, откажутся от своих слов, – и думали исправить этим всё дело; потому что, посмотри, как коварно спрашивают: какою силою или каким именем вы сделали это? Да, они более желали, чтобы Апостолы провозгласили исцеление делом своим, чем делом силы Христовой. Но посмотри, в какое затруднение ставили они Апостолов. Они не хотели даже, чтобы произнесено было слово – исцеление хромого; потому что почему же они не говорят: что именно? Замечай, какая философия. Там, где требует нужда, Петр очень укоряет их. Так он назвал их почетными именами; но когда приступил к самому делу, тогда уже не отступает от подобающего обличения, косвенно напоминая им, что по поводу таковых дел они всегда и спорили в суде и выходили, не радуясь. А что он говорит, так это – вот что: скорее следовало увенчать нас за это и провозгласить, как благодетелей. Что вы выслушали ушами, о том проповедуйте по домам. Во имя Иисуса Христа Назорея. Не подумайте, говорит, что мы скрываем отечество Его; нет, мы и отечество объявляем; этого мало: мы и страдания Его исповедуем и воскресение проповедуем. Которого вы распяли. Произнес и такое слово, которое способно было устрашить иудеев; потому что как ты думаешь, какой удар наносится им этими словами?

[И.Л. – Главная проповедь – проповедь о победе Христа над диаволом: Христос воскрес. Были у Христа ученики, которые в течение всего года эти слова использовали как приветствие. Проповедь о воскресении отличает христианство от всех религий мира: бывших, и существующих, и грядущих. Самый страшный враг у человека – смерть, и окончательная победа над ней будет только на Страшном Суде. Но духовно она уже одержана Христом на Голгофе и при Его воскресении. 1Кор.15:54 – «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою». Истомленные тяготами войны, претерпев неисчислимые потери, с каким нетерпением и надеждой люди ожидали окончания войны. Оставшиеся в живых свидетели в своих воспоминаниях все до единого вспоминают, как они услышали весть о победе, и какое чувство радости, торжества охватило их даже среди ночи. Если верующий во Христа постоянно не свидетельствует о победе Иисуса над диаволом, о Его воскресении из мертвых, не рассказывает другим о своем обращении ко Христу, когда Господь лично в нем одержал победу над злом, то это говорит только о том, что человек не пережил всего трагизма своего поражения, не ощутил страдания своего рабства греху, и потому не ликует по случаю своего освобождения из плена, не торжествует от того, что Спаситель одержал победу над сатаной и в нем. Мы и страдания Его исповедуем и воскресение проповедуем.]

Деян.4:11-12 – Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Таков, то есть тщательно испробован, тот камень, который стал главою этих двух, сплоченных чрез него в одно здание Церкви, народов, то есть уверовавшего народа иудейского и всего уверовавшего язычества. Здесь возвещаются уже и высокие истины. Да, как только настал час научить, то и пророчества обходят Апостолы; и когда наступало время говорить с дерзновением, тогда они излагали уже одни свои мысли; потому что когда не было ничего такого, чем бы можно было подействовать на слушателей с целью исправления их, но когда следовало смело возвестить истину, тогда Апостолы уже не щадят. Известно, говорит, всем, что не нам одним даровано это имя, но и всем; так как и иудеи признавали воскресение, но поверхностно и детски.

Деян.4:13-14 – Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки. Возможно быть и неграмотным, некнижным, и непростым, и простым и небезграмотным; но тут совпадало то и другое, т.е. и неграмотность и простота. Поэтому иудеи и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали. Потому что тогда они одни были с Ним. И видели иудеи тогда их смиренными и униженными; и это-то именно, то есть неожиданная перемена, особенно поразило их; потому что тот, кто тогда не мог снести взгляда вопрошавшей рабыни, тот теперь приходит в среду самих архиереев и в синедрион и говорит с дерзновением.

[И.Л. – Смысл всех выступлений Апостолов был один: Христос воскрес из мертвых, спасение только во Христе. Деян.4:12 – «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». 1Кор.2:2,4-5 – «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого... И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией». 1Кор.1:17 – «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». Сколько пишется сегодня о выступлениях иерархов, священников на различных конгрессах, съездах, форумах, епрхиальных собраниях, – сколько они ораторствуют о духовности, о традиции, о возрождении, о храмах, но не о рождении свыше, не о любви к Богу всем сердцем! Выступления сегодняшних ораторов отличаются от проповеди Апостолов как земля от неба.]

Деян.4:15-22 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления. Почему не приводят священники их к Пилату, но судят их сами? Потому что стыдились и краснели за прежнее и опасались, чтобы Апостолы не обвинили их.

Деян.4:23-28 – Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. Возвещают не по честолюбию, но чтобы показать явные свидетельства благодати Христовой. Смотри, как целесообразны молитвы Апостолов. Своею молитвою дают разуметь, что и Творец мира и Отец Спасителя – один и тот же Бог, потому что Им дарованы оба завета. Выставляют на вид пророчество это, как бы прося Бога об исполнении договора и вместе с тем утешая себя тем, что напрасно помышляют об этом враги.

Деян.4:29-31И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. Ты благий и мудрый Художник, Который дело врагов обращаешь во исполнение воли Твоей, потому что они (священники и пр. иудеи) сошлись, как враги, а делали то, что Тебе угодно было. А что за выражение: рука твоя? Выражение это, по моему мнению, означает здесь власть и волю; оно однозначуще с выражением: достаточно восхотеть Тебе одному; потому что никто не предопределяет того, что Ты установляешь. Не сказали: порази их и низринь. Поколебалось место. Это было свидетельством Божия посещения и того, что они были услышаны; потому что иногда это бывает признаком гнева, а иногда знамением посещения. Молились же Апостолы не о том, чтобы избавиться от перенесения трудностей, но об успехе проповеди. Но для чего же Бог потряс дом? Чтобы на угрожавших навести страх, а Апостолам придать бодрости; так как было еще начало проповеди, то необходимо было чувственное знамение. Итак, поколебалось место и еще более утвердило Апостолов.

[И.Л. – По велению Духа Святого, по замыслам Божиим о спасении человека проповедь была поставлена Самим Господом Богом на первое место. Миссия Духа Святого заключалась в первую очередь в том, чтобы ученики Христовы облеклись силою свыше и стали безбоязненно проповедовать всюду Евангелие спасения. Лк.24:49 – «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Деян.1:8 – «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».  Об успехе проповеди молились Апостолы день и ночь. Об успехе проповеди они просили молиться учеников своих. 1Кор.16:9 – «Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много». 2Кор.2:12 – «Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом». Кол.4:3 – «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову». Успех проповеди означает, что она непрестанно звучит, ибо только через проповедь Евангелия, только через благовестие могут обратиться души ко Христу. Всё иное: хождение по традиции в церковь и даже соблюдение всех предписаний церкви – самое большее, что может создать – это ревностного поклонника данной религии, но не возрожденную душу. Религия без Духа, без огня Духа Святого – обман, и никого не спасает. Прощаясь со Своими учениками, Христос на целые тысячелетия вперед даёт одну главную заповедь любви, и в этом весь закон и пророки – спасти ближнего через проповедь. Мф.22:40 – «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Рим.13:9 – «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя». Там, где нет проповеди о Христе, там не может быть и любви, и нет исполнения главной заповеди Божией. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». А за нарушение главной заповеди и самое страшное наказание. Сегодня в православной церкви упор сделан на богослужение, а о чем молиться люди не знают, и просят только о нуждах насущных. Нужно же постоянно и всем молиться об успехе проповеди. К молитве об успехе проповеди побуждает Дух Святой, побуждает всё Слово Божие. И кто не старается об успехе проповеди, тот делает молитву свою неугодной Богу.  Прит.28:9 – «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость». Прит.15:8 – «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему». «Молились же Апостолы не о том, чтобы избавиться от перенесения трудностей, но об успехе проповеди».]

Деян.4:32-35 – У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Сердце и душа означают здесь одно и то же. Не было ни одного бедного, то есть не было ни одного нуждающегося вследствие особенной щедрости отдававших свое имущество; потому что отдавали не часть, так чтобы другую часть удержать у себя, а всё; и всё отдавали не как свое, а как бы не свое; и все уверовавшие питались как бы от одного дома. Это свидетельствует о великом достоинстве и великом благочестии приносивших; потому что не дерзали даже отдавать в руки, но полагали при ногах Апостолов и делали их господами и распорядителями над приносимым, чтобы издерживаться как бы не из своего, а как бы из общего. А это и дававших избавляло от тщеславия, и получавшим представляло двоякую радость – облегчение бедности и освобождение от стыда.

Деян.4:36-37 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов. Каким же образом он был и левитом и кипрянином? Это потому, что закон был уже нарушаем, и левиты переселялись в чужие страны и там извлекали себе выгоды. Намереваясь повествовать о том, что случилось с Ананией и Сапфирой, и желая показать, что они согрешили, писатель сперва упоминает о человеке, поступившем по правде.