размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.2:1 – Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят. Вифлеем значит «дом хлеба», а Иудея – «исповедание». Да будем и мы чрез исповедание домом хлеба небесного.

Во дни Ирода. Евангелист упоминает об Ироде, дабы ты познал, что от колена иудина уже прекратились князи и цари, и должно было придти Христу. Ибо Ирод был не иудей, а идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князи иудовы, пришел Христос, чаяние языков, как пророчествовал Иаков (Быт. 49:10). Указывает на сан царя, потому что был еще другой Ирод, четверовластник. Ибо если волхвы, идолопоклонники, уверовали, то какое извинение остается иудеям? Пришли также и для того, чтобы более просияла слава Христова от свидетельства волхвов, которые больше были враги Божии и служили демонам.

С востока. И это для осуждения иудеев: ибо те пришли поклониться Ему, не смотря на большое расстояние, а евреи, имея у себя Христа, только гнали Его.

Мф.2:2 – Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Сказывают, что эти волхвы были потомки волхва Валаама, и что, нашедши его предсказание: восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава – Чис. 24:17, поняли таинство Христово, и потому пошли, желая видеть Родившегося. Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Так как волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра-рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, стояла, когда не шли они, особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим, но звезды никогда не ходят от севера к югу. Эти волхвы были, кажется, весьма добродетельны. Ибо если они пришли поклониться в чужой стране, то могли ли не проповедовать со всею смелостью в Персии?

Мф.2:3 – Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. Ирод смутился, как иноплеменник, боясь потерять царство, ибо знал, что оно не принадлежит ему. Но почему смущаются иудеи? Им надлежало более радоваться, потому что их Царю еще в пеленах пришли поклониться цари персидские. Но злые люди поистине безумны! Они не хотели наследовать пророческих предсказаний.

Мф.2:4 – И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Первосвященники и книжники были учители народа. Их спрашивают по распоряжению Божию, дабы показали истину; и потому они подвергнутся осуждению, что распяли Того, Кого прежде признали царем.

Мф.2:5-6 – Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка. Каким пророком? Михеем, ибо он говорит: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля – Мих.5:2. Этот город не обращал на себя внимания потому, что был мал, но после сделался славен, потому что из него произошел Христос, ибо теперь все от концов земли приходят для поклонения сему святому Вифлеему. Иудеи говорят, что это предсказано о Зоровавеле, но явно лгут и прельщают себя, ибо Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Вникни в имя его: Зоро – значит «семя» и «рождение», а Вавель – Вавилон, т.е. в Вавилоне зачатый или рожденный. Но и пророчество обличает их словами: Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Другие, бывшие тогда цари, были не пастыри, но волки и хищники, а Христос есть Пастырь и Наставник, как и Сам говорит: Я есмь Пастырь добрый.

Мф.2:7 – Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. Тайно призвал их Ирод, опасаясь иудеев, ибо подозревал, что иудеи, быть может, скроют Младенца и постараются спасти Его, как своего будущего Избавителя. Посему тайно хотел погубить Его. Тщательно разведывал; потому что звезда явилась волхвам прежде рождения Господа, так как им надлежало употребить много времени на путешествие, то звезда явилась им задолго, дабы они могли поклониться Ему, когда Он был еще в пеленах. Впрочем, некоторые говорят, что звезда явилась им во время самого рождения Его, и что волхвы шли два года и нашли Господа с Матерью не в пеленах и не в яслях, а в доме, когда Ему было уже два года. Но ты лучше держись вышесказанного.

Мф.2:8И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Не имея в себе злонамеренности, они думали, что и он говорит не злонамеренно.

Мф.2:9 – Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Звезда по распоряжению Божию скрывалась не надолго для того, чтобы они спросили иудеев и привели в смущение Ирода, а истина сделалась очевиднее, но когда они вышли из Иерусалима, она опять явилась и стала руководить их. Отсюда опять видно, что это была сила божественная, а не обыкновенная звезда. Ибо если бы она показалась им на высоте, то как могли бы они безошибочно узнать место, где был Христос? Звезды занимают большое пространство, поэтому и ты видишь луну, как будто она над твоим домом, а мне кажется, будто она стоит над моим домом, да и вообще всем представляется, что луна или другая звезда стоит над их домом. Посему и та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над самою главою Младенца.

Мф.2:10 – Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. Возрадовались тому, что не ошиблись, а нашли, чего искали.

Мф.2:11 – И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Тотчас по рождении Дева положила Младенца в яслях, потому что не нашли тогда дома. После, вероятно, нашли дом, в который вошли к ним волхвы. Ибо пришли в Вифлеем, как говорит и Лука, чтобы там записаться в перепись, но, по причине многочисленного стечения народа для записания себя, сначала не нашли дома, и потому Господь родился в вертепе, в последствии же нашли дом, где Он и виден был волхвами.

Вот просвещенные души! Видели Его в бедности и поклонились Ему. Они удостоверились, что это Бог, посему и принесли Ему дары, как Богу и как человеку. Золото принесли Ему, как царю, потому что царю даем мы, как подданные, золото; ладан как Богу, ибо пред Богом воскуряем фимиам; а смирну как имеющему вкусить смерть, ибо иудеи при погребении намащали тело умершего смирною, дабы оно оставалось нетленным, потому что смирна, будучи суха, сушит влагу и не позволяет появляться червям, или гниению. Видишь ли веру волхвов? Они из Валаамова пророчества узнали, что Господь и Бог и Царь, и что Он умрет за нас. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? – Числ.24:9, – вот царское достоинство, означаемое под образом льва, а выражение: Преклонился, – означает умерщвление.

Мф.2:12 – И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Заметь последовательность! Бог сперва звездою привел волхвов к вере, потом, когда пришли в Иерусалим, чрез пророка сказал им, что Христос рождается в Вифлееме; наконец, дал им наставление чрез Ангела. И они повиновались наставлению, т.е. божественному слову. Получив наставление от Бога, поругались Ироду, не побоялись и преследования его, но положились на силу Рожденного, и сделались истинными свидетелями.

[И.Л – Библия – это Священное Писание, Слово Божие. Задача Духа Святого и состоит в том, чтобы установить через верных Своих служителей абсолютный авторитет Божественных слов. Дух Божий, глаголавший в пророках, искал тех, чье ухо открыто для этого слова, а те, кто не слушает Слово Божие, отвращает свой слух от Библии к басням, пусть даже исходящим от православных архиереев, являются врагами Божиими. Ос.4:6 – «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». Ис.30:12-13 – «Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение». Очень часто, читая прямое указание Библии, мы приходим к лучшему пониманию данного места, исходя от обратного, т.е. если сказано, что Бог за что-то одобряет, говорит: «Хорошо», – то ясно, что если мы делаем напротив указанного, то окажется «не хорошо, пагубно». 2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Весьма нехорошо и смертельно опасно не обращаться к Слову Божию при разрешении любого вопроса или места Писания. Если наличие в руках Слова Божия дает гарантию света, то отсутствие его дает гарантию нахождения во тьме, во мраке. Какое страшное преступление совершают пастыри, не приучившие доверившихся им обращаться к этому божественному светильнику – Слову Божию.]

Мф.2:13 – Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Вот для чего Бог попустил Деве быть обрученною! Здесь видно, что это сделал Бог, дабы Иосиф внимательно заботился о Ней. Бежит Господь, дабы уверовали, что Он и истинный Человек. Ибо, если бы Он, попавши в руки Ирода, не был убит, то подумали бы, что Он воплотился призрачно. Бежит во Египет, дабы освятить и его. Особенно два места были гнездом всякого нечестия: Вавилон и Египет; итак, от Вавилона Он принял поклонение чрез волхвов, а Египет освятил собственным присутствием. Будь там до тех пор, пока не получишь повеления от Бога. И мы ничего не должны делать без воли Божией. Заметь безумие человека, желающего взять верх над волею Божиею: ибо если родившийся не от Бога, то чего боится? если же от Бога, то как может погубить Его?

Мф.2:14-15 – Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Иудеи говорят, что это сказано было о народе, изведенном из Египта Моисеем. Отвечаем: о народе это сказано прообразовательно, а истинно исполнилось на Христе. Притом же, кто есть сын Божий? ужели народ, поклонявшийся идолу Ваалфегору и истуканам, или истинный Сын Божий, творивший чудеса?

Мф.2:16 – Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Как Фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так Ироду посмеялся чрез волхвов, так как оба они, и Ирод и Фараон, были детоубийцы, – Фараон потому, что убивал в Египте еврейских детей мужеского пола, а Ирод потому, что избил детей вифлеемских.

Разгневался на волхвов за то, что презрели его и не возвестили ему о Родившемся Царе, которого он хотел открыть и умертвить. Посему и велел избить всех младенцев, дабы вместе с ними убить и Помазанного. Для чего же попущено избиение младенцев? Для того, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов, или для умножения венцов. Так и сии дети больше увенчаны будут.

Мф.2:17-18 – Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Дабы кто не подумал, что избиение младенцев случилось без воли Бога, показывает, что Он знал это наперед и предсказал. Рама занимала возвышенное место в Палестине, как и самое название ее означает высокая, и досталась в удел колену Вениаминову. Вениамин же был сын Рахили, а Рахиль погребена в Вифлееме. Пророк называет Вифлеем Рахилью, потому что она погребена была в нем. Плачь и рыдание были слышны в Раме, т.е. на высоте, говорит далее пророк. Рахиль, т.е. Вифлеем.

Мф.2:19-20 – По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Горькую кончину имел Ирод: он изверг свою нечестивую душу, быв поражен горячкою, болью в животе, водяною в ногах, гниением тайного члена, порождавшим червей, одышкою, трясением тела и судорогами. Не говорит: беги, но: иди, потому что страха уже не было.

Мф.2:21-23 – Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. Ирод оставил трех сыновей: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелая назначил царем, а прочих тетрархами (четверовластниками). Иосиф убоялся идти в землю Архелая, т.е. в Иудею, потому что и Архелай подобен был отцу своему. Галилея была земля не израильская, а языческая, посему иудеи смотрели на ее жителей с омерзением.

Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет спустя сорок дней по рождении, т.е. после того, как принят был Симеоном, а Матфей здесь говорит, что Он пришел в Назарет по возвращении из Египта? Знай, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. Лука говорит, что Господь, проведши по рождении Своем сорок дней, пришел в Назарет, а Матфей повествует о том, что было между сим временем, т.е. Господь бежал в Египет и потом из Египта возвратился в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: Лука говорит о прибытии в Назарет из Вифлеема, а Матфей о возвращении в Назарет из Египта.

Он Назореем наречется. Какой пророк говорил о сем? Этого не находим ныне, ибо по нерадению евреев и по причине частых пленений много пророческих книг погибло. Впрочем, может быть, это пророчество известно было иудеям и по преданию. Назорей значит: освященный. Поскольку же Христос свят, то прилично назывался и Назореем, ибо святым Израилевым Господь называется у многих пророков.