размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 11

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.11:1 – И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их. Послав учеников, Сам Он (на время) успокаивается, не творит чудес, а только учит в синагогах. Потому что, если бы Он, оставаясь на месте, продолжал исцелять, то не стали бы обращаться к ученикам. Посему, чтоб и они имели случай и время исцелять, Сам Он уходит.

Мф.11:2-3 – Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Иоанн спрашивает не потому, будто не знает Христа. Как ему не знать Того, о ком свидетельствовал: вот Агнец Божий? Но спрашивает для того, чтоб убедить своих учеников, что Он есть Христос. Так как они завидовали Христу, то он посылает их к Нему, дабы хотя при виде чудес уверились, что Христос больше Иоанна. Вот почему и принимает вид неведения, спрашивая: Ты ли Тот, ожидаемый по Писаниям и имеющий придти во плоти? Некоторые, впрочем, говорят, что словами «Который должен придти» Иоанн спрашивал о сошествии Христа во ад, по причине будто бы неведения о сем, и что он как бы так говорил: «Ты ли Тот, Который должен сойти к в ад, или нам ждать другого?» Но это неосновательно, потому что Иоанн, больший из пророков, как мог не знать о распятии Христа и сошествии во ад, особенно когда Он сам же называл Его Агнцем, как имевшего заклаться за нас? Иоанн знал, что Господь сойдет с душою во ад, дабы и там, как говорит Григорий Богослов, спасти тех, которые уверовали бы в Него, если бы Он воплотился в их дни, и спрашивает не как незнающий, но как желающий вразумить учеников своих о Христе действием чудес Его.

Мф.11:4-6 – И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Под благовествующими нищими разумей или проповедавших тогда Евангелие, то есть Апостолов, которые, как рыбаки, действительно были нищи и презираемы за свою простоту, или тех нищих, которые слушали Евангелие, желая получить сведение о вечных благах и, будучи нищи добрыми делами, обогащались верою и благодатью Евангельского благовестия.

[И.Л. – Любовь включает в себя две основные заповеди. Это две скрижали, два крыла к небу. Если человек сам познал истину, путь спасения, как он может удержать в себе эту радость? То, что сегодня пастыри к этому не призывают, и паства об этом не тоскует и не имеет в этом нужды, чтобы трудиться на поприще евангельского благовестия, говорит о невозрожденности пастырей и пасомых, о их теплохладности, о пребывании в смерти. Деян.1:8 – «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Ин.16:13 – «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Там, где Дух Господень, там свобода во Христе, проповедь любви и о Любимом. Он является темой всех разговоров. Нужно всегда помнить, что этот мир наполнен темными духовными силами, поставившими перед собой задачу во всём противиться повелениям Божиим и ставить преграды к претворению в жизнь заветов Христа. И особенно змей заботится о том, чтобы не рождались души, чтобы им никто не исповедал Иисуса Победителя. И это учение о молчании, о неисповедании Иисуса, о неблаговестии есть от диавола, от красного дракона. Откр. 12:4 – «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца». Рим.8:9 – «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Дух Христов всегда побуждал пророков и Апостолов на свидетельство о Слове Божием. Дух Христов в человеке или иной дух, темный, злой, адский, – это можно узнать по отношению человека к проповеди, к исповеданию Иисуса. 1Ин.4:2 – «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». 1Ин.4:3 – «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».]

Мф.11:7 – Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Когда ушли ученики Иоанна, Иисус начал говорить народу, дабы, услышав вопрос Иоанна, не соблазнились и не стали говорить: не сомневается ли о Христе и сам Иоанн, и таким образом не переменил ли уже своего мнения, хотя прежде и свидетельствовал о Нем. Посему, устраняя такое подозрение от сердец их, Христос говорит: «Иоанн не есть трость, то есть не колеблется в мыслях, – подобно трости, колеблемой малым ветром, потому что если бы он таков был, то зачем же выходили вы к нему в пустыню? конечно, вы не пошли бы к трости, то есть человеку, легко изменяющему свои мысли и слова, но ходили к нему как человеку великому и твердому. Таков он и теперь, каким вы его почитали и видели».

Мф.11:8 – Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Чтобы не могли сказать, что Иоанн, предавшись роскоши, впоследствии сделался слаб, – говорит им: «Нет, его волосяная одежда показывает, что он враг роскоши. Если бы он носил мягкие одежды и хотел вести жизнь роскошную, то ходил бы в царские палаты и не был бы заключен в темницу». Пойми из сего, что истинному христианину не должно носить мягкие одежды, ни изыскивать многоразличных яств, кроме случаев телесной болезни.

Мф.11:9 – Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Иоанн больше пророка, потому что другие пророки только предсказывали о Христе, а сей был и самовидец Его, что очень важно. Притом, другие пророчествовали после своего рождения, а сей познал Христа и взыграл, когда еще находился во чреве матери.

Мф.11:10 – Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Назван Ангелом и по ангельской, и как бы бесплотной жизни, и потому, что возвестил Христа (слово  Ангел значит «вестник»). Он приготовлял путь Христу и свидетельством о Нем, и крещением в покаяние, ибо за покаянием следует отпущение грехов, а сие отпущение дает Христос. Христос говорит это по отшествии Иоанновых учеников, дабы не подумали, что Он льстит Иоанну. Пророчество же, приведенное здесь, принадлежит Малахии 3:1.

Мф.11:11 – Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. Объявляет с особенным утверждением – истинно, что никого нет больше Иоанна; а словом – женами – исключает Себя самого, потому что Сам Христос был Сын Девы, а не жены, вступившей в брак.

Мф.11:12-13 – От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. Христос возбуждает слушателей Своих к вере в Себя, показывая, что многие уже восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Для сего, говорит, требуется большое усилие: действительно, какого труда стоит оставить отца и мать и пренебречь душу свою!

Мф.11:14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. И здесь такая же последовательность в речи. «Я, говорит, Тот Самый, который должен придти, потому что все пророки исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел. Поэтому вам нечего более ждать другого пророка». Предтеча и Илия имеют одинаковое служение: Иоанн был предтечею первого пришествия, а Илия явится предтечею будущего.

Мф.11:15Кто имеет уши слышать, да слышит! Так возбуждает их к тому, чтоб они спросили Его и узнали. Но они, как несмысленные, не хотели знать.

Мф.11:16-17 – Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Этою притчею указывает на грубость и своенравие иудеев: им, как людям свое­нравным, не нравились ни строгость жизни Иоанна, ни простота Христова, но они подобны были глупым и своенравным детям, которым никак не угодишь, хоть плачь им, хоть играй на свирели. Впрочем, выслушай и другое объяснение: у иудеев некогда была в обычае следующая детская игра: дети, во множестве собравшись на площадь, разделялись на две части, и одна часть их, как бы в поношение настоящему житию, представлялась плачущею, другая напротив играла на свирели. Между тем торговцы, занимаясь своими торговыми делами, не обращали внимания ни на тех, ни на других. В укоризну иудеям Господь говорит, что они, поступая подобно сему, не подражали ни Иоанну, когда он проповедовал покаяние, не уверовали и во Христа, Которого жизнь казалась как бы радостною, но на обоих не обратили внимания.

Мф.11:18-19 – Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее. Жизнь Иоанна уподобляет плачу, потому что Иоанн обнаруживал большую строгость и в словах, и в действиях; а жизнь Христа уподобляется свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем, снисходителен, да всех приобретет; благовествовал Царствие, не показывая той строгости, какую обнаруживал Иоанн. Пища Иоанна была грубая и не везде находимая: ни хлеба он не ел, ни вина не пил; напротив у Христа была пища обыкновенная. Он и хлеб ел, и вино пил. Таким образом жизнь их была противоположна одна другой. Однако иудеям не нравилась ни та, ни другая; об Иоанне, который не ел и не пил, говорили: в нем бес, – а Христа, Который ел и пил, называли человеком, любящим есть и пить. Евангелист не записал всех клевет их, почитая достаточными и сии слова к их обличению.

Проповеднику покаяния так и следовало представлять в себе образ сетования и плача, а Подателю оставления грехов – быть веселым и радостным. Впрочем, Христос не оставлял и строгой жизни, потому что жил в пустыне со зверями и постился сорок дней, как сказано было прежде, да и участвуя в самых трапезах, Он ел и пил благоговейно, воздержно, прилично святым.

«Когда уже, говорит, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравится вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я – Премудрость Божия – оказываюсь правым, – не пред фарисеями, а пред чадами Своими, и уже вы не будете иметь оправдания, но непременно подвергнетесь осуждению, ибо Я со Своей стороны исполнил всё, а вы неверием своим доказываете, что Я прав, как не опустивший ничего».

Мф.11:20-22 – Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. Показав, что Он сделал все, что надлежало сделать, а они между тем остались нераскаянными, начинает укорять их, как непокорных.

Дабы ты знал, что не уверовавшие были злы не по природе и не по местности, а по собственной воле, Господь упоминает Вифсаиду, из которой были Андрей, Петр, Филипп и сыны Зеведея. Ибо это ясно показывало, что злоба иудеев зависела не от природы, ни от местности, а от свободы. Иначе, если бы злоба зависела от природы или от местности, то и те были бы также злы. Вифсаида и Хоразин были города иудейские, а Тир и Сидон – еллинские. Посему Господь как бы так сказал: «Еллинам будет отраднее на суде, нежели вам, иудеи, видевшие чудеса и неуверовавшие». Господь называет иудеев худшими тирян и сидонян, потому что тиряне преступили закон только естественный, а иудеи и естественный, и Моисеев; те не видели чудес, а сии видели и только хулили их. Вретище есть знак покаяния; сыплют же на голову пепел и прах, как видим, сетующие.

Мф.11:23-24 – И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. Капернаум возвысился тем, что был городом Иисуса, ибо он славился, как Его отечество; но это, по причине неверия, не принесло ему пользы. Напротив, он осуждается во ад, потому что, имея в себе такого Жителя, не хотел получить от Него никакой пользы. Слово Капернаум означает место утешения; посему заметь для предосторожности, что, если кто сподобится быть вместилищем Утешителя Св. Духа, и потом станет гордиться и превозноситься до небес, тот, наконец, за свое высокоумие ниспадет до ада преисподнего. Итак, бойся, человек, и в трепете смиряйся!

Мф.11:25-26 – В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Бог скрыл великие тайны от признающих себя умными не потому, как бы Он не хотел даровать им их и был причиною их невежества, но потому, что они сделались недостойными, потому что почитали себя умными. Ибо, кто считает себя умным и полагается на собственный разум, тот уже не молится Богу. А когда кто Богу не молится, то Он не помогает тому и не открывает ему таин. Бог многим не открывает своих таин наипаче по человеколюбию, дабы они не подверглись большему наказанию за пренебрежение того, что узнали.

Здесь показывает человеколюбие Отца в том, что Он открыл младенцам не по просьбе о сем чьей-либо, но потому, что так было угодно Ему от начала. Благоволението же, что желание и соизволение.

Мф.11:27 – Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Выше Господь сказал Отцу: Отче, благодарю Тебя, что Ты открыл. У меня и у Отца власть одна. Когда же слышишь: предано, – не подумай, что Ему предана, как рабу или как низшему, напротив, как Сыну, ибо Ему все предано потому, что Он родился от Отца. Если бы Он не родился от Отца и не был одного естества с Отцом, то и не было бы Ему предано. У Отца и Сына сила одна, потому что открывает и Отец и Сын.

Мф.11:28-30 – Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Призывает всех вообще, не одних иудеев, но и язычников. Под труждающимися надобно разуметь иудеев, как проходящих тяжкое законное послушание и трудящихся в исполнении заповедей закона, а под обремененными – язычников, которые обременены были тяжестью грехов. Всех сих Христос призывает к успокоению, ибо что за труд уверовать, исповедать и креститься? И как не успокоиться, когда здесь бываешь беспечален о грехах, сделанных до крещения, и там получишь вечный покой? Иго Христово есть смирение и кротость; посему кто смиряется пред всяким человеком, тот имеет покой, пребывая всегда без смущения, тогда как тщеславный и горделивый находятся в беспрестанном беспокойстве, опасаясь лишиться чего-нибудь, и усиливаясь как бы больше прославиться, как бы победить врагов. Это Христово иго, то есть смирение, легко, потому что нашей униженной природе удобнее смиряться, а не превозноситься. Впрочем, игом называются и все заповеди Христовы, и все они легки по причине будущего воздаяния, хотя в настоящее краткое время и кажутся тяжелыми.

[И.Л. – Иго Христа – это иго любви. Возрожденная от Духа Божия, искупленная Иисусом душа подобна Марии Магдалине, подобна невесте в Песни Песней,  – успокоение даже среди огненных испытаний она находит себе, только свидетельствуя о Женихе своем. Исповедать Иисуса в этом мире – это радостный животворящий труд свободной во Христе, облагороженной, деятельной, обновленной души. Это иго они с радостью несут на свободе и в узах, и этим они вдохновляются и переходят от силы в силу. Пс.91:15 – «Они и в старости плодовиты, сочны и свежи». Пс.103:33 – «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь».]