размер шрифта

Толкование на книгу Откровение, Глава 18 – Во свете Библии

Новый Завет
с толкованием и комментариями

Содержание

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Откр.18:1 – После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела, т. е. уже не того, что в 17:1, который был одним из имеющих семь чаш. Этот Ангел, сходящий с неба, но дальнейшими атрибутами он отличается от того Ангела. Как сходящий с неба Ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, т.к. о нём сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его. Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, зна­менующей «начало конца», посылается и великий Ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною» (Мф. 24:31). Что этот Ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого Ангела.

Откр.18:2 – И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы. Итак, в третий раз (14:8; 16:19 и 18:2) и уже третьим Ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужас­но всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21:9).

Итак, город цветущей антихристианской цивилизации сделался: 1) жилищем бесов; 2) и пристанищем всякому нечистому духу; 3) пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице.

Андрей Кесарийский так об этом пишет: «По Божьему домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, как зверям, так и нечистым духам свойственно стремление в пустыни». Места руин и развалин, места опустошённые и разрушенные, оставленные людьми и Богом, становятся жилищем и пристанищем как нечистых животных и птиц, так и не­чистых духов. Такие места являются стихией нечистых сил, как бесплотных, так и материальных. Вавилон будет «грудою развалин, жилищем шакалов, ужа­сом и посмеянием без жителей», – говорит пророк Иеремия (51:37). Исаия так пишет об этом же: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспро­вергнут Богом... будут обитать в нём звери пустыни, и домы наполнятся фили­нами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах» (Ис. 13:19,21-22). Об этой разорённой земле сказано: «И завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения... И зарастут её дворцы колючими растениями, крапивою и репейником – тверды­ни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и на­ходить себе покой» (Ис. 34:11,13-14) (см. также Иер. 50:39; Соф. 2,14). О пребывании нечистой силы в пустынных местах учил и Сам Господь: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» (Мф. 12:43). А бесноватый, исцеленный Иисусом, «был гоним бесом в пустыни» (Лк. 8:29).

Вот в какое страшное зрелище превратится Вавилон – краса царств, гор­дость цивилизованного человечества.

Откр.18:3 – И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её. Причина та же самая, что и указана в 14:8 – растлевающее, развращаю­щее влияние на политику, нравы и религию всех народов. И ещё здесь осо­бо отмечается экономическая роль города-блудницы: и купцы земные раз­богатели от великой роскоши её. Великий Вавилон – центр мировой тор­говли. Через него обогащались все страны. От великой роскоши этого города разбогатели города и страны всего мира. И вот – всё рухнуло! Ибо из-за обретения земных богатств люди забыли о небесных. Господь говорил, что «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» (Мф. 13:45). Но вот «хорошие жемчужины» неба в забвении и купцы зем­ные устремились к жемчужинам земным. До поры до времени Господь взи­рал на всё это, но вот – положил конец, пал Вавилон. Душа, ищешь ли ты «хороших жемчужин» небесного Иерусалима или ты – «купец земной», бо­гатеющий от великой роскоши Вавилона?..

Откр.18:4-5 – И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её; ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её. После ангельской вести о падении Вавилона-блудницы услышал Иоанн иной голос с неба, говорящий. О том, кому принадлежал этот голос, можно судить из сказанных им слов к христианам: народ Мой. Из этого обращения видно, что говорит не кто иной, как Сам Господь Иисус Христос, ибо только Он, а не Ангел, или ещё кто, имеет право назвать христиан народом Своим. К чему же призывает Христос чад Своих? – выйди от неё (от Вавилона-блудницы), на­род Мой! И сделать это надо непременно по двум причинам:

  1. Чтобы не участвовать вам в грехах её. Положение в этом великом городе будет таково, что невозможно будет жить самому себе, необходимо будет обязательно участвовать в греховной общественной жизни города. Не имея печати антихриста, невозможно будет ни купить, ни продать что-либо, ни участвовать в чем-либо. Возможность возникновения такого общества подготавливается уже теперь. Мы видим, что человек всё менее и менее предоставлен себе, всё менее он имеет возможность сам определить свою жизнь. Человек – член определённого общества, и может жить только со­образуясь с понятиями, нравами и обычаями этого общества. Причем со вре­менем всё более растёт обязательность участия каждого человека в грехах общества. Ложна и обманчива мысль: быть участником греховного общества, но не участвовать в его грехах. Такой мыслью лукавый завлекает просто­душных в свои сети. Правильный выход может быть только один: выйди от неё, народ Мой. До самых последних времён христиане ещё будут жить в великом городе Вавилоне, в нём будет проливаться их кровь за исповедание веры (17:6). Но настанет момент, когда уже невозможно будет оставаться в городе, не участвуя в его грехах, и верные Христу оставят его.
  2. Вторая причина выхода из Вавилона-блудницы: чтобы... не подверг­нуться язвам её. Господь накажет город греха и разврата, но Он не желает вместе с нечестивыми погубить и праведных. Как некогда был выведен праведный Лот с се­мейством из города, преданного осуждению, так будут выведены праведные из Вавилона, имеющего погибнуть. Ветхий Завет предлагает нам и другие подо­бия. Так Моисей «сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих (Корея, Дафана и Авирона), и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам вместе во грехах их» (Чис. 19:26). Или вот другое сравнение, когда «вывел Моисей народ из страны в сретение Богу, и стали у подошвы горы» (Исх. 19:17), чтобы вступить в завет с Богом. Через проро­ков Исаию и Иеремию призывал Господь Свой народ выйти из Халдейского Вавилона. «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев» (Ис. 48:20). «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очис­тите себя, носящие сосуды Господни! Ибо вы выйдете неторопливо, и не побе­жите; потому что впереди вас пойдёт Господь. И Бог Израилев будет стражем позади вас» (Ис. 52:11-12). «Бегите из среды Вавилона, и уходите из Халдей­ской земли, и будьте как козлы впереди стада овец» (Иер. 50:8). «Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от безза­кония его... Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа» (Иер. 51:6,45).
Так и в кончину века прозвучит глас Господа: выйди от неё, народ Мой, – и выйдут верные из Вавилона, а нечестивые останутся в своём не­честии, и внезапно постигнет их пагуба. Интересно ещё немного остановить­ся на излюбленном, сектантском употреблении этих слов: «выйди от неё, на­род Мой». Сектанты и раскольники самых разных толков образуют разные общества под лозунгами, в основу которых положены эти слова. Реформа­торам XVI века показалось, что католическая Церковь – блудница, и они возглавляют выход из неё «народа Божия» (каким они себя считают). Но вот и образовавшиеся протестантские общества кажутся уже блудницами, и снова выходит народ: пуритане, баптисты, методисты... Но вот и они уже не то, и выходят адвентисты, иеговисты, пятидесятники, совершенники.. Под этим же лозунгом происходят расколы внутри сект. Например, выход «брат­ских» меннонитов от «церковных» (1860 г.). Или недавний (начало 1960-х гг.) выход баптистов-инициативников от евангельских христиан-баптистов. И этому выходу «народа Божия» несть конца. Любят при этом ещё приводить слова Апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?.. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2Кор.6:14,17).

Здесь мы имеем явный пример злоупотребления Писанием. Во всём Пи­сании нет ни одного слова, хотя косвенно призывающего к церковному рас­колу, к выходу из «мирской Церкви» и воссозданию «духовной». Наоборот, Писание ясно учит, что «одно тело (Церковь) и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:4-5). И эта единая Церковь вечна, «и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Ни одно место Писания о «выходе» не говорит о выходе из Церкви — ни ветхозаветной, ни новозаветной. Выйти народ Божий призывается из гибнущих городов Содома и Гоморры, из Египта, от святотатцев Корея, Дафана и Авирона, из Халдейского Вавилона, от неверующих и идолопоклонников, из антихристова города Вавилона, но нигде из Церкви! Об отделяющихся же от церковного единства ясно говорит Господь: «Ветвь не может приносить плоды сама собою, если не будет на лозе: так и вы если не будете во Мне... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгора­ют» (Ин. 15:4,6). А Апостол Иоанн уже после написания Апокалипсиса так пишет о них: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин. 2:19).

Строители Вави­лона хотели построить себе «башню, высотою до небес» (Быт.11:4). Это им не удалось. Но им удалось воздвигнуть башню грехов, достигшую неба. От древних строителей Вавилона и до слуг антихристовых Бог как бы всё тер­пел неправды нечестивых царств (всех семи), наконец, Бог воспомянул не­правды её, неправды Вавилона, «потому что приговор о нём достиг до не­бес и поднялся до облаков» (Иер.51:9). Кончилось долготерпение Божие, настало время праведного гнева и суда.

Откр.18:6-7 – Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» Господь призывает воздаяние на город-блудницу. Но к кому Он обраща­ется совершить это воздаяние, решить трудно. Либо Он обращается к непо­винным, чтобы они наказали своих мучителей, либо это обращение к наказующим Ангелам, которые принимают обиды, причинённые своим сорабам – христианам, как причинённые самим себе. Либо это обращение к десяти ца­рям, которые «возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне» (17:16).

Наказание соразмерно с преступлением: воздайте ей так, как и она возда­ла вам. В этом Божественная справедливость, которая всё-таки в конце концов победит. И никто не сможет сказать, что наказан более, нежели заслужил, как и никто не сможет избежать возмездия за то, что совершил греховного. О сугу­бом воздаянии за грех говорит и Ветхий Завет: «Кого обвинят судьи, тот запла­тит ближнему своему вдвое» (Исх. 22:9). Как же это согласовать со справед­ливостью? Да именно этого и требует справедливость, как здесь сказано: и вдвое воздайте ей по делам её. Истинный суд по делам и должен воздать сугубо. Объясним на примерах. Вор украл у человека 100 рублей. Только ли на 100 рублей он нанёс ущерб пострадавшему? Нет! Человек не просто потерял 100 рублей, но весьма расстроился и огорчился. Ему необходимо было купить вещь, которую он долго искал, и вот, наконец, представилась возможность. Если ему потом возместят 100 рублей, то он всё равно уже не сможет обрести то, что хотел. А из-за этого он лишается всего, что мог бы приобрести благодаря той вещи. Таким образом, действительный ущерб гораздо более 100 рублей. Или убийца. Виноват ли он только в прекращении жизни убитого? А разве он не виноват ещё в слезах и безутешном горе матери убитого? В седине отца? В безысходном горе жены, оставшейся вдовой? Разве не виноват перед детьми, вырастающими без отца? Или человек, солгавший матери. Разве он виноват только в том, что сказал неправду? Разве не усугубляется его грех тем, что неправда сказана матери, давшей ему жизнь, вскормившей и воспитавшей его? Разве он искупит вину одним только тем, что скажет ей потом правду? И так во всяком грехе. Виновность преступника больше его преступного дела. Пото­му в двойном воздаянии по делам заключается не формальная, но истинная справедливость.

Далее указывается конкретная вина города-блудницы: вино блудодеяния, которым город напоял, как из чаши, все народы, превращается в двойное количество вина гнева Божия, которое приготавливается теперь этому горо­ду. Об этом так пишет пророк Аввакум: «Горе тебе, который подаёшь ближ­нему твоему питьё с примесью срамоты его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, – обратится и к тебе чаша десни­цы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:15-16).

На слова приготовьте ей вдвое Андрей Кесарийский даёт несколько объяснений. Или потому, что грешники будут наказаны и в этой жизни, и в будущей. Или потому, что мучимы будут и душа, и тело. Или потому, что грех наказывается не только внешним мучением, но более внутренним, зак­лючающимся в совести.

Далее ещё иным образом небесный голос Господа поясняет меру наказа­ния городу. Сколько было славы и роско­ши, которыми город прельщал все народы, столько воздадут ему мучений и горестей. Как высоко взлетишь, так низко и упадешь. В ослеплении, самообольщении и безумной гордости она говорит в сердце своём: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести! Это как псалмопевец Давид описывает: «Я говорил в благоденствии моём: «не поколеблюсь вовек» (Пс. 29:7). А у пророка Софонии о Ниневии так сказано: «Вот чем будет го­род торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своём: «я, и нет иного кроме меня». Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий проходящий мимо него, посвищет и махнет рукою» (Соф. 2:15). Так же будет и с великим Вавилоном. Это ещё похоже на того богатого человека в притче Господней, который говорит себе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:19-20). Гордая блудница видит себя царицей, а не вдовой, и говорит, что не увидит горести. О, как быстро и резко всё изменится!

Откр.18:8 – За то в один день придут на неё казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнём, потому что силен Господь Бог, судящий её. Много лет кичливо город красовался своей роскошью и самонадеянно уве­рял, что не увидит горести. Трепетали перед ним все народы. И вот, в один день всё это рухнуло под ударами могучей десницы Господа. Царица, не чаяв­шая себя видеть вдовой (под царём-мужем можно разуметь антихриста, объя­вившего себя богом), вдруг оказалась блудницей – преступницей, ведомой на казнь. Далее перечисляются четыре казни, которые будут посланы на город.

  1. Смерть, которая совершенно опустошит прежде столь многолюдный го­род и превратит его в мировое кладбище.
  2. Плач, горько раздающийся на улицах, прежде оглашаемых безумной музыкой и смехом беспечно живущих людей.
  3. Голод, который сменит изобилие в бывшем торговом центре мира.
  4. И финал всех бедствий: будет сожжена огнём, как и ранее было ска­зано, что десять царей «сожгут её в огне» (17:16). Вся краса «царицы» об­ратится в пепел и руины. Так будет наказана превозносившая себя великая блудница, потому что силен Господь Бог, судящий её. Никогда не забы­вай, человек, что силен Бог, имеющий судить тебя. Когда ты будешь себя чувствовать наиболее прочно, в один день ты потеряешь всё. Ничего не утверждая, предположительно ход событий мы можем себе представить так. Под знаменем Вавилона, столицы северного народа, собирается множество народов мира. Они вместе с народами царей восточных пе­реходят высохший Евфрат и идут войной на Израиль, где в великой битве Армагеддон находят себе могилу. Так пожирает их антихрист, восседающий в иерусалимском храме. А десять царей, верных антихристу, идут на город Вавилон и уничтожают его дотла. И когда поднимается дым от огня, уничтожившего Вавилон, то восплачут люди о гибели великого города. Особым мистическим ужасом веет от катастроф, уничтожающих великие цивилизации. История знает такие события, как гибель первого мира в водах всемирного потопа, как разрушение Иерусалима Навуходоносором (587 г. до Р.Х.), а позднее римлянами (70 г. по Р.Х.), как гибель Помпеи от извержения вулкана Везувия (79 г.), как падение Рима (476 г.) и падение Константинополя (1453 г.), как атомные грибы над Хиросимой и На­гасаки (1945 г.). Всё это – как бы содрогания вулкана, который всю силу своего извержения обрушит на Вавилон антихристова царства. Далее Иоанн описывает плач над Вавилоном. Ст. 9-10 – плач царей; ст. 11-17 – плач тор­говцев; ст. 17-19 – плач мореплавателей. И своеобразным заключительным аккордом этого плача станет ликование небес (ст. 20).

Плач царей

Откр.18:9-10 – И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара её, стоя издали от страха мучений её и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой. Когда они видели город в огне, то сердце трепетало и не верило – не­ужели город действительно сгорит? Неужели великий, царственный Вавилон может пасть? Разве не навечно утвердился этот город? Но вот огонь прого­рел и увидели цари дым от пожара... всё кончено. Города нет. Только дым от чёрных руин печально поднимается вверх, прообразуя дым мучения огня гееннского, который будет восходить во веки веков (14:11) И тогда воспла­чут и возрыдают о ней (о городе-блуднице) цари земные. Это не те десять царей, что совершат суд над блудницей. Те не будут скорбеть о гибели горо­да, который ненавидели и сами уничтожили. Это цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею. И вот время их безумного разврата, сладострастия и роскоши кончилось. Они страшатся и подойти к гибнущему городу, сами боясь погибнуть, но только восплачут и возрыда­ют, стоя издали от страха мучений её. И как над покойником будут причитать цари, говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город креп­кий! Надменная крепость города превратилась в дым. Не с кем царям боль­ше блудодействовать и роскошествовать. Поняли они, что кончилось их вре­мя. В один час (сейчас нам уже совсем не трудно и буквально представить себе гибель великого города в столь краткое время), т. е. быстро и незамедлительно, пришёл суд твой, Вавилон. Скоро, скоро и час нашего Суда.

Плач торговцев

Откр.18:11 – И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает. С мировым городом была тесно связана мировая торговля. И вот через паде­ние Вавилона нарушается торговый баланс по всему миру. Не о разрушении го­рода, не о гибели людей, но о том, что товаров их никто уже не покупает, восплачут и возрыдают купцы земные. Глаза, сухие при виде чужого горя и своих грехов, внезапно прослезятся от того, что никому уже не нужны больше их то­вары. Вот люди, для которых серебро и прибыль успешно заменяют сердце и совесть. А пока купцы поняли одно, что успешная торговля кончилась, впере­ди – банкротство, а то и нищета. Наступает мировой экономический кризис.

Откр.18-12-13 – Товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шёлка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. Прежде всего идут благородные металлы и драгоценности: товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга. Потом идёт то, что служит для одеяния и украшений: и виссона и порфиры, и шёлка (китайский шёлк) и багряницы (17:4). Всё это предметы царской роскоши, которая соответствует восточно­му городу Вавилону. Далее следуют материалы различных изделий и пред­метов роскоши: и всякого благовонного дерева (вечнозелёное дерево афри­канского побережья), и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изде­лий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора. Далее идут товары благовонных веществ: корицы (азиатское кустарниковое растение, дающее мазь для волос) и фимиама, и мира и ладана. Возможно, эти вещества бу­дут использоваться и в богомерзком культе антихриста. Далее перечисляют­ся предметы питания, сначала растительные, потом – животные: и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец. Затем предметы человеческого общежития: и коней и колесниц. И наконец в качестве товара идут сами люди – рабы, являющиеся собственностью своего господина и товаром. Так мы видим, что всё, от безжизненных металлов, растительности, предметов питания, животных, и до тел и даже душ человеческих, обращено в товар. Кроме того ещё раз видим, что «смертельная рана зверя исцелеет» и в кон­чину века с новой неслыханной силой воскреснет работорговля.

Откр.18:14 – И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и всё тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдёшь его. Под конец перечисления всех товаров ещё раз отдельно упоминается о плодах, услаждавших чрево, и плодов (осень, осенние плоды), угодных для души твоей, не стало у тебя, и всё тучное (жирное, располагающее к весе­лью) и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдёшь его. Так оправдаются слова Апостола Павла: «Их конец – погибель, их бог чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:19). Возрыдают купцы, ибо всё это утеряли и уже не найдут больше этого нигде никогда!

Плач мореплавателей

Откр.18:15-17 – Торговавшие всем сим, обогатившиеся от неё, станут вдали от страха мучений её, плача и рыдая и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали. Как и цари, так и торговцы, не смея приблизиться к гибнущему городу, бывшему некогда их царицей, станут вдали от страха мучений её. И восплачут и возрыдают о внезапной гибели такого богатства! Вот единственное, что ещё может вызвать слёзы в продавшихся маммоне. Наличие печати анти­христа навсегда гарантировало им беспрепятственную торговлю по всему миру, но вот в один час уничтожено самое сердце мирового рынка. Как и цари, так и торговцы будут только причитать: горе, горе...

Откр.18:18-19 – И, видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! И вот, все они, как и цари и торговцы, не смея приблизиться к гибнущему городу, стали вдали и, видя дым от пожара её, возопили. Помни, Вавилон, тебе поклоняются все, тобою восторгаются все, ты растлеваешь всех, ты обогащаешь всех, но наста­нет день, и никто не придёт тебе на помощь! Все твои поклонники, соучастники в грехах и удовольствиях, все тобою обогащённые и обольщённые останутся вдали и, созерцая дым от пожара, уничтожившего тебя, будут плакать и ры­дать – не о тебе, о, нет! – об утрате своих удовольствий и богатств. А тебе только прозвучит их траурный реквием: горе, горе тебе... и дикий хохот деся­ти царей. Некогда слуги антихриста восклицали, «говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сражаться с ним?» (13:4). Возложившие божеские почести на главу антихриста, посыпят с плачем и воплями пепел на головы свои. (Посыпание пеплом головы – знак печали. Ср. Иов. 2:8,12; Иез. 27:30). Вот оно – «лучшее и совершеннейшее из всех обществ»! Вот – финал: ибо опустел в один час!

Со всем описанным перекликается пророчество Иезекииля о Тире: «И с кораблей своих сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и ста­нут на землю; и зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают, посыпав пеплом головы свои, и валяясь во прахе... и в сетовании своём под­нимут плачевную песнь о тебе, и так зарыдают о тебе: «кто как Тир, так разрушенный посреди моря! Когда приходили с морей товары твои, ты на­сыщал многие народы; множеством богатства твоего и торговлею твоею обогащал царей земли. А когда ты разбит морями в пучине вод (Тир погиб в водах, Вавилон – в огне. – Г.Ф.), товары твои и всё толпившееся в тебе упало. Все обитатели островов ужаснулись о тебе, и цари их содрогнулись, изменились в лицах. Торговцы других народов свистнули о тебе; ты сделал­ся ужасом, – и не будет тебя во веки» (Иез. 27:29-30,32-36).

Откр.18:20 – Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним. Не к злорадству призываются праведники, но к великой радости о дол­гожданном пресечении зла. Ничто так не радует праведника, как прекраще­ние греха. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» и им обещано, что «они насытятся» (Мф. 5:6). Но нынешний век полон неправды и несправедливо­сти. И поколение за поколением уходит, так и не встретив торжества исти­ны и справедливости, уходит, не насытившись правдой. А потому даже в загробном мире души праведников вопиют «громким голосом, говоря: доко­ле, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (6:9-10). Но вот наступил день, и совершил Бог суд над беззаконием и беззаконниками в ответ на эту молитву святых о праведном воздаянии. Поэтому и суд здесь назван суд ваш, т. е. святых. Господь ста­вит Себя как бы только Исполнителем того суда, который призывали пра­ведники. Потому веселись о сем, небо, т. е. Ангелы; и святые – вообще все праведники, достигшие спасения; Апостолы – ученики Христовы, осно­вавшие Церковь и почти все претерпевшие мученическую кончину.

Откр.18:21 – И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жёрнову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. Это напоминает, как в древности пророк Иеремия записал в книгу все бедствия, которые должны были прийти на Вавилон, и послал Сераию, сына Нирии, в Вавилон прочитать это всё там и наказал ему: «Когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось её в середину Евфрата, и скажи: так погрузится Вавилон и не восстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут» (Иер. 51:63-64). Как стреми­тельно, безвозвратно и не оставляя никакого следа на поверхности моря, тонет брошенный большой камень, подобный жёрнову, таким же будет и падение великого города Вавилона. Погибнет быстро, «в один час», навечно и бесследно. И Господь употреблял в Своих речах образ тонущего жерново­го камня в знак падения и вечного низвержения. Так он говорил: «Кто со­блазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42) Но если так будет наказан соблазнивший одного из верующих, то сколь более будет наказана великая блудница, вином своего блудодеяния соблазнившая все народы и «если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)!

Камень, подобный большому жёрнову, означает и великую тяжесть пре­грешений города. И за эти грехи города уже не будет, он будет повержен в море вечных гееннских мучений.

Откр.18:22-23 – И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. Вот и результат! До этого, как в дни Ноя, ели, пили, женились и выхо­дили замуж. И вот внезапно быстро, как тонет большой камень, вверженный в пучину моря, всё прекратилось. Прекратилась беспечная безоблачная жизнь. Прекратилось вообще всё. Нет веселящихся и отдыхающих, нет ис­кусства, нет производства, нет жениха и невесты, нет ничего! Только ветер разносит дым от пожарища, да плачут и стонут видевшие катастрофу... Подобные описания запустения см. Иер. 7:34; 25:10; Ис. 24:2; Иез. 26:13.

Неоднократно уже была указана причина падения Вавилона, но Ангел, ввергнувший камень в море, ещё раз указывает на причины этого собы­тия. Во-первых, ибо купцы твои были вельможи земли. Не в том грех, что они вели торговлю, даже не в том, что они обрели богатства, но в том, что они всё это обратили не на нужды людей, а на своё собственное обогащение, на прославление себя, на безумную роскошь и увеселения. Причем всё это достигалось ими не иначе, как через принятие печати антихриста и поклонения ему как Богу. Вторая причина падения Вавилона: и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. Это о рас­тлевающем влиянии города на весь мир. К тому же мы видим, что для того, чтобы ввести в заблуждение все народы, чтобы все поклонились анти­христу как Богу, недостаточно было просто средств пропаганды и наси­лия. Люди всё-таки не хотели принимать антихриста. Тогда необходимо было действовать волшебством. Необходимо было привлечь непосредствен­но силы преисподней, чтобы заворожить умы людей и овладеть ими. Тог­да во всей силе развернут свою деятельность все тайные мистические об­щества масонов, оккультистов, магов, колдунов, сатанистов. Так что заблуждение людей часто бывает не просто следствием неведения или непра­вильного понимания, но следствием одержимости духом заблуждения, по­мутнения разума волшебством. Таковым доказывай хоть сколь убедитель­но, их не переубедишь, они заворожены, одержимы и прельщены. И тре­тья причина падения города та, что:

Откр.18:24 – И в нём найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле. У пророка Иеремии так сказано: «Обида моя и плоть моя – на Вавило­не, скажет обитательница Сиона, и кровь моя – на жителях Халдеи, скажет Иерусалим. Посему так говорит Господь: вот, Я вступлюсь в твоё дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его. И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей... Как Вавилон повергал пораженных Израильтян, так в Вавилоне будут по­вержены поражённые всей страны» (Иер. 51:35-37,49).

Вавилон как столичный мировой город, как царица-блудница на водах многих, виноват не только за убиенных в нём самом (в нём найдена кровь), но и за всех убитых на земле. Все зверства, учинённые в подвластных Ва­вилону странах, взыщутся с него самого. Причём Вавилон виноват не толь­ко в крови пророков и святых, но и всех убитых. Почуяв кровь, он уже не насыщается только одними христианами, но убивает кого ему вздумает­ся, убивает людей, даже не знающих, за что они погибают. Так бывает при диктаторских режимах, когда начинают уничтожать уже не только не угод­ных режиму, но подряд, кого вздумается. Чем больше убитых – тем креп­че диктатура. Но в один день и один час вся эта кровь взыщется от рук убийц.