размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 14

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.14:1-3В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса. Не сделались боязливее, но опять вошли в синагогу. С речью обращались они обыкновенно как к иудеям, так и к еллинам. Возбудили и язычников, не довольствуясь тем, что сами восставали. Но Апостолы не вышли из синагоги; так как их не гнали, а только состязались с ними. Дерзновение происходило от преданности Апостолов делу проповеди. А то, что слушавшие их уверовали, было следствием чудес; но этому способствовало несколько и самое дерзновение Апостолов.

[И.Л. – Иисус Христос благословил своих последователей на немирную жизнь, на войну, и дал только одно оружие: пост и молитва, – которые должны содействовать проповеди Слова Божия. Кто испытал это оружие не единожды, того уже никто не убедит взяться за другое. Нет никого более немощного при защите своего вероучения, как православные, и священники это прекрасно знают. Будучи сами жалко трусливыми, для которых лозунгом жизни стали трусость и корысть, корысть и трусость, – такими же жалкими, корыстолюбивыми и трусливыми они делают всех прихожан, доверившихся им. Апостолы проникали во все концы империи. Их последователи шли тем же путем, они схватывались с языческими философами, со служителями тогдашних языческих культов, с колдунами и экстрасенсами. И не было ни одного поражения, но только триумфальное шествие по планете, проповедь мужей, жен и детей пленяла сердца слушателей в послушание Христу. И вот, сегодняшний день, Россия переполнена сектами, сатанизмом, безбожием, а священники только и повторяют одно и то же: никуда не ходите, не берите в руки сектантскую литературу, гоните их в шею, они – еретики, не оскверняйтесь разговором с ними, а в народе царствуют суеверия, безразличие, а священники насаждают трусость, и ни одного бойца. Бедная юродивая Русь с такими попами. И притом, нам дано самое сильное и мощное оружие – Библия с толкованием святых отцов.]

Деян.14:4-7Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали. Случилось то, о чем говорил Христос: Мф. 10:13 – И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. Ничего нет странного в том, что святые бегут от людей, намеревающихся построить им ковы, и считают за лучшее уклониться от брани, которую они считали, согласно приведенному свидетельству, недозволенною им.

Деян.14:8-12 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Для чего громким голосом? Чтобы уверовал народ. Павел проник в душу его, потому что внимать тому, что говорил Павел, было возможно лишь для философской души. Что хромой вскочил, – это доказательство совершенного исцеления. Замечай с одной стороны простодушие язычников, с другой – коварство иудеев. Первые чествовали Апостолов как богов, последние преследовали их, как разрушителей порядка. Видишь, как у еллинов было в обычае делать богами людей. Запомни происхождение идолослужения, чтобы дать ответ, когда будут спрашивать: откуда идолослужение? Таким же точно образом еллины из людей делали богами и Апостолов. И дьявол, вначале, подобным же образом старался ввести в мир это нечестие, говоря: Быт. 3:5 – Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И так как тогда ему это не удалось, то с тех пор он домогается этого и доселе, всюду стараясь вводить многобожие.

Деян.14:13-18 – Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили. Смотри: всюду они чисты и чужды тщеславия; не только не домогаются славы, но даже отклоняют ее от себя, когда воздают им прославление. Поступают с некоторою горячностию. Мы – люди, но мы – выше идолов; потому что они – мертвы. Видишь, каким обыкновенным явлением было у еллинов – делать из людей богов? Да и в их книгах, – где описана их древняя история, – ты найдешь, что Зевс, будучи человеком, сделал себя богом, говоря, что он – бог. Точно также и многие из римских и македонских царей назывались божественными. Поэтому нет никакого основания не верить древним сказаниям о том, что некоторые из народов были обольщены и назвали некоторых из людей богами, как и эти люди обольстились Варнавою и Павлом. И Симона волхва жители Самарии называли великой силой божией. У иудеев был обычай разрывать на себе одежды, когда они слышали богохульные слова. Так, когда Христос говорил, что Он – Сын Божий, Каиафа разорвал на себе одежду, говоря, что Христос произнес хулу на Бога. А так как то, что случилось теперь, было некоторым образом богохульством, то, следуя иудейскому обычаю, и Апостолы сделали то же самое. Отвергнут же этот обычай потому, что он не был постановлением закона. И Господь говорил иудеям, Иоил. 2:12-13 – Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Попустил, сказано; но почему попустил, Апостол еще не говорит; так как останавливается преимущественно на том, что настоятельно было необходимо, и нигде еще не упоминает имени Христова. В каждом поколении совершал такие дела, которые руководили людей к правде. Не насилуя свободной воли, Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению; но Сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразумевать Создателя. Свидетелями Его Апостол называет даже ежегодные дожди.

Деян.14:19- 28 Из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда Апостолы смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками. Посмотри на бешенство иудеев: проникли в народ, который оказал такую честь Апостолам, и убедили его побить Павла камнями. А вытащили его вон из города, потому что боялись. Да притом они старались лишь подорвать проповедь. Но видишь ли ты пламенную ревность Павла? После того, как его выбросили вон из города, он снова пришел в тот же самый город, чтобы показать, что если где, в подобных случаях, он и удалялся, так потому, что должен был сеять слово Божие, и что разжигать гнева не следовало. Смотри: без труда и скорбей никто не оправдывается. Поэтому врата, ведущие в Царство Небесное, и Господь назвал узкими и тесными, то есть полными стеснений. Но в Царство Небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога. Рукоположив же им пресвитеров. Научали поститься даже во время испытаний, постом сопровождались и хиротонии. Но в Кипре не поставили пресвитеров; тоже и в Самарии: последняя находилась близ Иерусалима и Апостолов; да и в самой Антиохии слово Божие укреплялось. А здесь новоуверовавшие и в особенности те из язычников, которым необходимо было назидание, нуждались в большой поддержке. Но обрати внимание на то, что Павел и Варнава имели сан епископский, потому что рукополагали не только диаконов, но и пресвитеров. Не сказал Апостол: что сотворили они, – но: что сотворил Бог с ними. Отверзением двери называет учение, которое приняли чрез Апостолов язычники. Так как город был велик, то в нем была нужда в учителях.

[И.Л. – Когда в России еще при Феофане Затворнике иностранные миссионеры стали проповедовать слово Евангелия, они встретили здесь исключительно благодарных слушателей. Иссохшая земля, жажда слышания слова Господня была столь велика, что тогдашние современники говорили, что по всей вероятности с апостольских времен не было такой благоприятной для евангелизации среды. Люди жаждали спасения, уходили в леса, было сильное богоискательство и в интеллигентской среде. Православная иерархия безнадежно проспала этот момент. Не послали тысячи монахов в народ, не открыли двери слуха у людей для Слова Божия. И Бог не простил этого, а буквально истребил с лица земли то, что строили тысячу лет. Пришли правители, которые закрыли дверь и нарисовали свою – дверь, ведущую в ад. И вчерашние превославные прихожане и семинаристы вошли туда первые. Эта ситуация сегодня повторяется.]