размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 19

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.19:1-5Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. Эти, не знавшие даже того, что есть Дух Святый, много отличались от прочих учеников, потому что из следующих слов: да во грядущаго по нем веруют, – видно, что они не веровали и во Христа. Не сказал, что крещение Иоанново – ничто, но что оно несовершенно. Как же они, будучи в Ефесе, приняли крещение Иоанново? Быть может, они путешествовали в то время в Иерусалим и возвратились оттуда, не получив даже сведений о Христе. Не говорит им: веруете вы во Иисуса? Павел знал, что они не имели Духа Святого, но у него является желание сказать так, чтобы узнав, чего они лишаются, они сами потребовали этого.

Деян.19:6-7И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати. Не видели Духа, – потому что Он невидим; но некоторое подлежащее чувствам доказательство Его присутствия представлял дар языков: один говорил по-персидски, другой по-римски, третий на каком-либо ином языке; и по внешним признакам видно было, что в каждом говорит Дух.

Деян.19:8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Подвергал себя опасностям, или: стал говорить еще яснее, не затеняя своего учения. Посмотрите: везде Павел проникает в синагоги и всегда выходит одинаково, так как всюду желал воспользоваться случаем.

[И.Л. – Апостол Павел обращается ко всем без исключения и говорит: 1Кор.4:16 – «Подражайте мне, как я Христу». Какое бы известие мы ни получили сегодня о передвижении по стране патриарха и архиереев – всюду и везде пишут об этом совершенно одинаково: совершил божественную литургию, заложил, освятил, были встречи с местным руководством и т.п. Кто может припомнить за всю историю православной церкви, чтобы священнослужители поступали иначе? А нужно бы, подражая Апостолу Павлу, делать так: патриарх, архиереи и священники стали говорить, не затеняя своего учения. Они должны входить под кров молитвенных домов сектантов, иноверцев, в дома и клубы безбожников, государственных учреждений и всюду говорить и говорить, не затеняя своего учения. Только тогда православная вера будет похожа на апостольскую. Только тогда деятельность священнослужителей будет похожа на деятельность Апостола Павла. Этим должны заниматься все, носящие имя христианина, как говорит Иоанн Златоуст, жалуясь на своих безмолвных, немых прихожан, говоря, что он один ничего не успеет, если его прихожане-слушатели не понесут его слово дальше. Наша вера будет спасительной и воистину православной только тогда, когда мы всюду будем говорить о любви Христа, о Его крестных страданиях и воскресении, не затеняя своего учения. В противном случае, любая вера не похожая на апостольскую есть лжевера.]

Деян.19:9-10 – Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Путем называет Лука Христа, о котором и говорится, что Он есть путь; или же путем называет истинную веру, которую проповедовал Павел. Преподается наставление, чтобы верующие в Сына Божия удалялись от тех, которые поносят Его.

Деян.19:11-12 Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Не только в то время, когда Павел носил их, прикасались к ним, но и брали с собой и возлагали на недужных. Но обрати внимание на ожесточение иудеев. Они не трогались, видя, что одежды учеников Христовых производят чудеса, тогда как чудеса от платков и убрусцев и от теней учеников больше тех чудес, которые сотворил Христос.

Деян.19:13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Уверовать не хотели, а желали изгонять демонов именем Иисуса, потому что слова эти явно изобличают, что заклинатели эти заклинали нечистых духов именем Господа нашего Иисуса Христа, не как верующие во Иисуса, но как испытывающие Его. Поэтому спустя немного и поплатились за свое безрассудство.

Деян.19:14-17Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Хотя они делали это скрытно, но бессилие их обнаруживается. Достойно удивления то обстоятельство, как это дух не содействовал обольщению этих заклинателей, но изобличил их и обнаружил их обман. Мне кажется, что он был сильно раздражен, подобно тому, как кто-нибудь, притесняемый в крайней опасности каким-нибудь жалким и ничтожным существом, хочет излить на это существо весь свой гнев.

Деян.19:18Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. Всякому верующему следует сказывать свои грехи и обличением себя самого зарекаться творить то же самое снова, чтобы получить оправдание в силу сказанного в Писании: Ис.43:26 – припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. Пр.18:18 – Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.

Деян.19:19-21А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне. Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим. Так преданы были ефесяне кумирам и волшебству, что книги волшебнические ценили очень высоко, как такие, в которых заключается то, что есть самого лучшего в жизни. Уверовав во Христа, они книги эти не продали, но сожгли, для того, во-первых, чтобы кто-нибудь не заразился их душегубительною язвою, а потом для того, чтобы не приобресть чего-нибудь за продажу их. Так как деньги, вырученные за собаку или доход от идолопоклонства запрещено было приносить Богу, то они не признали делом праведным повергнуть к ногам Апостолов и серебро, вырученное этим путем.

Деян.19:22И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии. Послал в Македонию учеников возвестить, что он придет, и поселить в македонянах более сильное желание видеть его. Что же касается того, что сам он остается на время в Азии, то это так было нужно, потому что в Азии была тирания философов.

Деян.19:23-24 В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль. Быть может, небольшие кивоты. Посмотри: всюду идолослужение отстаивали из-за денег. И этот Димитрий хлопотал из-за денег, хлопотал не потому, что их нечестивая религия в опасности, но потому, что лишался средств к приобретениям, потому что он знал, что обольщал людей, делая им золотых богов и золотые кивоты, и боялся, как бы его хитрость не была изобличена истинным учением Павла; боялся также, как бы и вовсе не исчез храм Артемиды, бывший в Ефесе, и таким образом предсказывал исчезновение храма, что и случилось.

[И.Л. – Доказать истинности своей веры можно только на основании Священного Писания. Любая ересь, любое безумие может быть и должно быть изобличено истинным учением. В исторической церкви пошли не этим, Богом установленным путем, но путем диавола: убить и погубить несогласных. Это и инквизиция против инакомыслящих, это и гонения официальной церкви против именуемых ею раскольниками и сектантами, это и ходатайства патриарха перед президентом об отмене прежних государственного закона о свободе вероисповедания и замене его драконовским законом о преследовании всех несогласных с советским православием. И наша православная неправда является сегодня перед лицом всего мира, ибо она изобличена истинным учением Павла. Вникая в закон Божий и в самих себя, мы увидели бы, как далеко мы отступили от истины, как мы ни в чем не похожи на апостольских мужей. Четырнадцать посланий вселенского благовестника изобличают наше отступление практически во всём. Возврат к истине возможен только после искреннего, слёзного раскаяния за отступления от Слова Божия. Отмечая память святых Апостолов, мы особо должны просить Апостола Павла (не просто тысячекратно повторяя: святый Апостол Павел, моли Бога о нас!), но тысячекратно со слезами вопиять: святый первоверховный Апостол, умоли Господа Бога, чтобы Он дал понять нам наше вероотступничество, наше лжеверие, изобличи нас истинным учением твоим!]

Деян.19:25-27 – Собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Обратил внимание их на опасность: мы, говорит, находимся в опасности впасть от нашего ремесла в голод. Однако то, что он сказал, могло привести их к истинному богопочтению. Если, как он говорит, человек этот (Павел) так силен, что есть опасность, как бы он и всех не обратил, и если от него грозит опасность тому, что принадлежит богам, то следует подумать о том, каков же его Бог. Везде свою речь сводит этот Димитрий на ремесло. Не насилием, а так именно следует убеждать. Если так удоборазоблачаема несостоятельность этого культа, то его давно следовало отвергнуть, если же он имеет в себе силу, то так скоро искоренить его невозможно.

[И.Л. – Причина успеха Апостола Павла была в том, что он был истинно сосудом Духа Святого, был трубой Духа Святого, Который разжег его любовью ко Христу. Поэтому проповедь лилась из его уст рекою, и целые страны двинулись за ним. Если сегодня нет проповеди, нет послушания Духу Святому, посылающему на проповедь всех верующих христиан, то будет ли языческий мир опасаться, как бы их всех не обратилии? Сегодня опасность заключается в противоположном. Так как в православной церкви нет вдохновенных истинных миссионеров и проповедь не стоит на первом месте, то вполне приходится опасаться, как бы не растеряли всех, кто еще приходит в храмы, ничего не понимая в вере Христовой, в Священном Писании. Храмы всё более пустеют, а сектанты наполняют многотысячные стадионы обращенных ими в ересь.]

Деян.19:28-29Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. Пришли в ярость, услышав об Артемиде и о подрыве ремесла; потому что черни свойственно возбуждаться и воспламеняться от всякой, даже пустой вещи. В городе у них были боги, и они приняли угрожающее положение, чтобы криком восстановить как-нибудь уважение к богам и заглушить то, что произошло. Кричали не переставая, как бы опасаясь, чтобы вовсе не угасло почитание богов.

Деян.19:30-32 – Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище. Между тем, одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались. Ученики не позволили Павлу вторгаться в возбужденную толпу, так любили его все верующие. И Павел слушает их, так как не был честолюбив. Таково уже свойство толпы: она устремляется туда или сюда безотчетно, подобно тому, как огонь, брошенный в лес.

Деян.19:33-34 По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! Почему Александр хотел отвечать народу (оправдываться)? Ведь его не обвиняли? Чтобы улучить минуту, дать всему другой оборот и утишить гнев народа.

Деян.19:35-36Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. Справедливо и с укоризною отвечает книжник; не сказал: какой человек не знает Артемиды? Так что же вы шумите, как будто это неизвестная вещь? Выражение: служитель – собственно служитель, выметающий или очищающий храм. Диопетом же называет куполообразный храм Зевса, или изображение Афины, Паллады, называвшееся Палладиум, относительно которого у еллинов существовал миф, будто оно было сброшено Зевсом с неба, а не людьми сделано; это для изумления людей наивных

Деян.19:37-40 – А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание. Кротко порицает их, показывая, что они поступили опрометчиво, и что не следовало делать общей сходки из-за частных вин. Суды суть есть полицейские. Проконсулы же имели дело с тяжбами людей богатых и с уголовными преступлениями.