размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 24

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.24:1-2 – И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Выходом из храма Господь показал, что Он намерен удалиться от Иудеев. И как сказал: оставляется дом ваш пуст, – так и поступает Он. Предсказывает ученикам о разрушении храма, потому что они, мысля о земном, удивлялись красоте зданий и как бы показывали Христу: смотри, какое красивое здание Ты оставляешь пустым. Дабы удалить их от привязанности к земному и привести к горнему Иерусалиму, Он говорит: неприлично вам удивляться сему тленному зданию, как чему-то великому, а нужно обращать взор свой к небесному и того желать. Кроме сего Он указывает и на чувственное разрушение храма, когда употребляет такой усиленный образ выражения.

Мф.24:3-13 – Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. Господь говорит о войнах Римлян против Иерусалима, и, говорит, что не только будут войны, но и глады, и язвы, показывая тем, что иудеев постигнет Божий гнев. Ибо, быть может, кто-нибудь сказал бы, что войны происходят от жестокости людской, но голод и язвы действительно не происходят ни от кого, кроме Бога. Потом, дабы ученики не подумали, что прежде, чем они успеют совершить дело проповедания, кончится существование мира, Господь говорит: не ужасайтесь, – ибо это еще не кончина, и с падением Иерусалима еще не наступит всеобщий конец. Как рождающая подвергается болезням и в болезнях рождает, так и настоящий век после волнений и войн родит грядущий конец.

Предсказывает ученикам будущие бедствия, желая ободрить их предсказанием, потому что неожиданность обыкновенно устрашает и смущает. Посему Господь уменьшает будущий страх, предсказывая о будущих бедствиях, – о зависти, враждах, соблазнах, лжепророках, которые суть предтечи Антихриста, имеющие соблазнить многих до такой степени, что склонят их на всякие беззакония. По причине умножения беззакония, коварством Антихриста, люди сделаются столь звероподобными, что не сохранят к самым близким нисколько любви, а будут предавать друг друга. Но тот, кто устоит до конца, терпеливо перенесет всё и не уступит напору зла, тот спасется, как воин, добрый на брани.

[И.Л. – Дело проповеди – это основа основ и выше всего, что есть на земле. Проповедь рождает новых чад церкви, которые потом будут участвовать и в богослужении. Нигде, ни в одном месте Библии нет того намека, что души будут возрождаться во время богослужения, во время литургии. Богослужение – это  для уже обращенных ко Христу. Проповедники будут нести Слово Божие и при Антихристе, возвещая скорое пришествие Иисуса на землю. Заканчивая земное поприще, уже воскресший Господь заповедует ученикам находиться в столице Израиля и ждать обещанного Духа Святого (третье Лицо Святой Троицы). Труд Духа Святого многогранен и животворящ, но Господь Христос при расставании говорит только об одной стороне деятельности Утешителя – о вдохновении и о силе, о разуме и крепости, о знании и неутомимости, которые он дарует для проповеди. Деян.1:4,8 – «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня… Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Спаситель, Сын Приснодевы Марии ни разу и нигде не говорит о той роли богослужения и даже литургии, какую придают ему сегодняшние требоисполнители. Христос обещал облагодатствовать послушных Ему, даровать благодать, и это непременно должно было исполниться. В день Пятидесятницы, день основания церкви Христа на земле, день сошествия Духа Святого, Дух Святой проявил себя именно в проповеди Евангелия через Апостолов. В проповеди, а не в богослужении, не в таинствах, куда сегдня произвели абсолютно недопустимый перекос. Ин.1:16 – «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Деян.4:33 – «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их». Святые отцы истолковали свойства благодати и объясняют ее как бы через рассматривание трех ступеней:

  1. Вначале благодать призывающая (проповедь через Апостолов, их преемников, проповедь до концов вселенной, до последнего дня, до последнего поворота земли, проповедь, призывающая к покаянию, к следованию за Иисусом Назореем, Которого отныне уже не знаем по плоти, 2Кор.5:16 – «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»). Этой благодатью призывающей Дух Святой осенил в огненых языках, выразившихся во вселенской проповеди Апостолов. Мрк.1:15 – «И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Проповедь заключалась в убеждении людей принять Христа как Спасителя, умершего за грехи каждого члеовека, ставшего Жертвой за наши грехи, и в приведении людей ко крещению через покаяние. Деян.8:36-39 – «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь». Благодать призывающая на первой ступени требовала от покоряющихся Христу неимоверных усилий сломить сопротивление языческого мира. Эта благодать искала вместительные сосуды с глубокими знаниями Писания, каким был иудейский раввин Савл.
  2. На второй ступени действует благодать обращающая, где от человека ничего не зависит, кроме молитвы и личного примера жизни. 1Кор.3:7 – «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду». Обратится ли человек от проповеди, даст ли семя, росток, коснется ли Господь через проповедь Духом Святым сердца слушателя – это зависит только от благодати обращающей, говорит Феофан Затворник.
  3. И на третье ступени мы видим величиственные храмы, купола, сонмы архиереев и священников. Это таинства, благословения, богослужения, всё служащее ко спасению и утверждению. Это та самая гостиница, в которую добрый самарянин отдает израненных бесами. В этой гостинице есть те, кому доверены два динария – Ветхий и Новый Завет.
Вся беда, горе, преступление, которое совершилось за тысячелетия в церкви, совершилось именно на этой ступени, потому что первые две были разрушены и преданы забвению. И заключается это в том, что без проповеди, без благодати призывающей, без встречи со Христом, без обращения от прежней тьмы и заблуждений к свету Евангелия – без благодати обращающей, без соделывания христианами, всю силу, энергию, упор, всё старание, всё искусство посвятили третьей ступени – благодати освящающей. И такая деятельность почти всех пастырей на третьей ступени есть страшное извращение сути и смысла благовестия Христова. Всё, что делается в храмах, должно делаться с искренне верующими, рожденными свыше, облагодатствованными благодатью призывающей и благодатью обращающей. Сегодняшняя деятельность пастырей, работа с невозрожденными душами есть вселенская ложь и антихристианство, страшный обман и языческое заблуждение. Начиная от самого низшего до патриарха этим поражена вся церковь.

У сектантов, у всех до единого, у всех протестантов дело обстоит иначе, но нисколько не лучше. У них исключительно хорошо поставлена работа на первой ступени – проповедь, распространение миллионов Евангелий, Библий – это Божье дело. И благодать касается сердец слушающих, люди обращаются от греха, призывают в молитвах Святую Троицу. Они признают, что Иисус умер за них, пролил за каждого из них Свою пречистую кровь. Они любят Христа и Библию и жертвуют за это подчас своей жизнью. У них преизобильно присутствует благодать призывающая. 1Кор.12:3 – «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Лк.9:50 – «Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас». Благодать обращающая касается сердец людей, и они каются в грехах, дают обещание служить доброй совестью, но дальше они не идут, у них нет законно рукоположенного священства, хиротонии, идущего неразрывно от святых Апостолов, и поэтому все их пастыри недействительны. Они прекрасные проповедники, но не священники. Они не могут преподать таинства и истинного благословения. Тит.1:5 – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». 1Тим.4:14 – «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». Деян.14:23 – «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Евр.7:7 – «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим». О, если бы в православии появились эти первые две ступени благодати! О, если бы у сектантов появилась третья ступень благодати!]

Мф.24:14 – И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Вы, говорит, не будете иметь препятствия в своей проповеди, посему дерзайте, ибо Евангелие будет проповедано всем языкам, во вселенной – во свидетельство, то есть в обличение и осуждение неуверовавшим, – и тогда настанет конец, но не всего мира, а Иерусалима. И действительно, прежде разорения Иерусалима проповедано было Евангелие, как говорит и Павел, всей твари поднебесной (Кол.1:23).

[И.Л. – Толкователь бессмертных слов Христа четко говорит, что у Евангелия не будет препятствий в его проповеди. Но вот оно есть, и не где-то, а в церкви Божией более всего. Сегодня можно зримо видеть, что всё, что Господь говорил книжникам, фарисеям, тогдашним архиереям, относится к сегодняшнему православию. Сколько за эти годы только в России было антиевангельских, прямо антихристианских, масштабных акций! Это и казни еретиков, как у католиков, это и гонения в течение 300 лет своих природных, русских, т.н. староверов, казни, пытки и ссылки. Это и сотрудничество с безбожными властями, и особенно чудовищное предательство, совершенное в 1927 году митр. Сергием (Страгородским) через свою презренную Декларацию. Это и антиканоническое рукоположение в архиереи и священники при посредстве советских властей. Это и допущение к таинствам совершенно неверующих, безбожников, чародеев и развратителей, полное уничтожение грани между верующими и неверующими, невыполнение возгласа «оглашенные, изыдите» и невозможность его выполнить. И всё это – результат отсутствия живой проповеди на родном понятном языке. Произошла полная подмена Евангелия вымыслами человеческими. Но для Слова Божия нет уз, и пророчества Христа исполняется, хотя бы и на отдельных чадах Божиих.]

Мф.24:15-18 – Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Мерзостью запустения называет изображение повелителя, овладевшего Иерусалимом, ибо он поставил свою статую в неприступном святилище храма. Запустенияговорит потому, что град был опустошен, а мерзость – потому, что иудеи, гнушаясь идолопоклонством, считали и изображения человеческие мерзостию.

Имея в виду неизбежность великих бедствий, Господь говорит, что нужно тогда убегать, не обращаясь назад, не помышляя ни о чем, находящимся в домах, ни об одежде, ни о другой утвари. А некоторые под мерзостью запустения разумеют Антихриста, так как он будет опустошать мир, разрушать церкви и сам воссядет в храме. Они понимают это место так: тот, кто находится на кровле, то есть на высоте добродетелей, да не сходит с высоты их, чтобы взять то, что принадлежит телу, так как дом души есть тело. Нужно удалиться и с поля, то есть от земного, – так как поле есть жизнь мирская, – и не брать из него одежды, то есть древней злобы, которой мы совлеклись.

Мф.24:19-22 – Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Горе, говорит, женам, имеющим во утробе, потому что они не могут бежать, будучи обременены тяжестью чрева; и питающие сосцами детей, по состраданию к ним, не будучи в состоянии ни сами идти, ни их нести и с ними спастись, погибнут вместе с ними. Или – Христос указывает здесь на женщину, съевшую собственное дитя, ибо Иосиф Флавий повествует, что во время голода, усилившегося при осаде, одна женщина изжарила дитя свое и съела.

В лице Апостолов Господь говорит это иудеям, потому что Апостолы прежде сего несчастия вышли из Иерусалима. Он внушает иудеям молиться, чтобы бегство их не случилось ни зимою, ибо по неудобству зимнего времени трудно бежать, ни в субботу, так как закон предписывал ничего не делать в субботу, и никто не дерзнул бы бежать в это время. А ты разумей это и так: нужно молиться, чтоб не случился выход наш из этой жизни, то есть смерть, ни в субботу, то есть когда мы не делаем добрых дел, ни зимой, которая означает бесплодие добра, но – в тишине благих духовных дел и в удалении от молвы житейской.

Тогда была скорбь невыносимая. Римским воинам приказано было не щадить никого. Но Бог, ради имевших уверовать или уже уверовавших, не допустил совершенного истребления народа. Он сократил скорби и войну, ибо если бы война продолжилась, то все, находившиеся внутри города, погибли бы от голода. Некоторые же разумеют это и о времени Антихриста, но здесь речь не об Антихристе, а о разорении Иерусалима. Об Антихристе же, сыне погибели, начинается с следующего места. Итак слушай:

Мф.24:23-25 – Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Так как ученики предложили два вопроса: о разорении Иерусалима и о пришествии Господа, – то Господь, сказавши о разорении Иерусалима, теперь начинает речь о Своем пришествии и о кончине мира. Слово тогда означает не то, что тотчас по разорении Иерусалима, но вообще означает время, в которое случится это. Оно указывает на то, что, когда придет Антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые хитростью диавольскою будут представлять пред очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят, да и самые праведники, если не будут всегда трезвенны, могут обмануться. Я вам наперед сказал об этом, и потому вы не будете иметь извинения, ибо можете сохраниться от обольщения.

Мф.24:26-28 – Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. Если, говорит, явятся обманщики и будут говорить: Христос пришел, но скрывается в пустыне, или в каком-нибудь доме, в потаенных и внутренних местах, – то не вдавайтесь в обман, потому что пришествие Христово не нуждается в указателе, но оно ясно будет для всех, как молния является внезапно и всем бывает видима, так и пришествие Христово будет видимо для всех, живущих в мире. Во второе пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место, тогда Он явится во мгновение ока. И как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Христос иносказательно именуется трупом, потому что Он умер за нас, как говорит и Симеон: се лежит Сей на падение и на востание многим – Лк.2:34.

Мф.24:29 – И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. По пришествии Антихриста, которого царство скоро разрушится, солнце померкнет, то есть не уничтожится, но будет тускло в сравнении с превосходным светом пришествия Христова, подобно тому, как луна и звезды не светят, когда восходит солнце. Ибо в самом деле какая нужда в чувственном свете, когда не будет ночи и явится Солнце правды? И силы небесные поколеблются, то есть ужаснутся и содрогнутся, видя изменение твари и всех людей, от Адама до того времени, имеющих отдать отчет.

Мф.24:30 – Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Знамение Сына человеческого есть крест, который для обличения иудеев явится на небе в сиянии, превосходящем солнечный свет. Ибо Господь придет на суд иудеев, имея крест, как бы некое великое оправдание для Себя, подобно тому, как пораженный камнем показывает камень. Знамением Господь называет крест, как победное и царское знамя. Тогда восплачутся все колена земли иудейской, оплакивая свое непослушание, – восплачутся и все, которые по земному мудрствуют, хотя бы то были и христиане; ибо коленами земными можно назвать и тех, которые привязаны к земному. А Господь, хотя и придет с крестом, но вместе и с силою и славою многою.

Мф.24:31-33 – И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Господь пошлет Ангелов собрать святых и воскресших из мертвых для того, чтобы они встретили Его на облаках. Созывая их чрез Ангелов, Господь делает им чрез это честь. Если же Павел говорит, что они восхищены будут на облака, то в этом нет противоречия. Ибо когда они собраны будут Ангелами, то их восхитят облака. Труба – для большего изумления и страха.

 Когда, говорит, все это будет, тогда недолго до кончины мира и до Моего пришествия. Господь жатвою называет будущий век и говорит, что после непогоды будет ясное время для праведников, а для грешников настанет еще более бурное время и большее смятение. Как, видя ветви и листья смоковницы, вы ожидаете, говорит Господь, жатвы, так, видя знамения, о которых Я говорил, то есть изменения солнца и луны, ожидайте Моего пришествия.

Мф.24:34-35 – Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Господь говорит здесь не о том роде, который тогда был, но о роде верных, то есть род верных не прекратится, доколе всё это не исполнится. Слыша о гладе и пагубах, не думайте, что род верных погибнет от этих бедствий, он останется, и никакое бедствие не одолеет его. А некоторые разумеют все это только о разорении Иерусалима, а не о втором пришествии, и потому объясняют так: не прейдет род сей, то есть ваш Апостольский род увидит разорения и все бедствия Иерусалима. Подтверждая сказанное, Господь говорит, что скорее погибнет небо и земля, эти твердые стихии, – нежели окажется погрешительным что-либо из Моих слов.

[И.Л. – Так оценил Единородный Сын Божий Свои слова. Даже единое Его слово дороже видимой вселенной. И однако же пастыри скрыли от народа великое Слово великого Бога. Как завороженные бегут люди к киоскам, покупают нечистые свечи и в гари, в шуме, в дыму колышется эта масса. От входа в храм до алтаря всё исказили, всё перепортили злые делатели. Иер.12:10 – «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью». Соф.3:7 – «Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!», и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия». Мал.2:2 – «Если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца». Зах.11:17 – «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет». Иер.23:11 – «Ибо и пророк и священник – лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь».]

Мф.24:36-39 – О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого. Господь научает учеников не искать того, что превышает человеческий разум. Словами – ни АнгелыОн удерживает их от желания узнать в настоящее время то, чего не знают Ангелы, а словами – только Отец Мой один – не позволяет и после стараться узнать об этом. Если отделить духовное от видимого, то Он, как Бог, знает, а как Человек, не знает времени Своего пришествия. Посему, будучи человеком ради нас, Он и является, как Человек, незнающим, ибо людям свойственно не знать будущего.

Для уверения в истине Своих слов Господь приводит сказание о потопе, бывшем во время Ноя. Как тогда некоторые смеялись над приготовлением ковчега, пока не пришла вода и не погубила всех, так и ныне некоторые смеются над словами о кончине, но внезапно, говорит Господь, придет день погибели. Господь показывает, что с пришествием Антихриста чувственные страсти умножатся между людьми, и с особенным бесчинством откроется в них наклонность к брачному сожитию и к насыщению себя, как это было у исполинов во дни Ноевы.

Мф.24:40-44 – Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. В то время, говорит Господь, как все беспечно будут заниматься делами своими на поле (Мф. 13:38), один, то есть праведник, будет взят для сретения Господа на воздух, а другой, то есть грешник и недостойный встретить Господа, останется внизу. Даже если бы кто был и раб и молол, то есть упражнялся в работе, или в молве житейской (ибо жернов означает молву), то и из этих людей одни, то есть достойные, возьмутся, а другие, как недостойные, будут оставлены. Отсюда научаемся, что и рабам, и женам ничто не препятствует быть добродетельными, если только они желают. Находящиеся на поле суть люди, живущие в сем мире, будут ли они ученые или неученые, славные происхождением и богатством или неизвестные ни тем, ни другим. Из этих людей одни праведны, а другие неправедны, и вот праведные берутся, а неправедные остаются в огне и муках. Под мелющими разумеются жены, но преимущественно люди, несущие иго болезней и умершие в немощи: и из означенных жен есть праведные и неправедные, есть и праведники болящие, как, например, Иов и Лазарь, так же как и неправедники, например, Каин и Гиезий, почему и сказал Господь, указывая на их болезнь, что будут два на постели (Лк. 17:34). Ибо праведные возьмутся, а неправедные будут оставлены.

Ангелы соберут избранных от четырех ветров, а нечестивых сожгут огнем неугасимым. Но не думай, что этот неугасимый огнь разгорается от дров, что какие-либо мучители раздувают его, как многие баснословят. Посмотри на Содом и ты увидишь печь без дров; вспомни об окаменении жены Лотовой, и подивись огненной казни. Лот с дочерьми не опалился, а жена не избегла огненной казни, и таким образом каждому было воздано по правде. Так и на суде праведные взяты будут, как Лот, а неправедные оставлены, как жена Лотова.

Господь заповедует бодрствовать и готовиться, то есть иметь добрые дела, дабы, когда Он придет с требованием того, чего желает, у нас было, что дать. Смотри, Он не сказал: не знаю, в какой час придет вор, но – не знаете. А вором называет Он кончину мира и смерть каждого. Дает также разуметь, что Его пришествие будет ночью. «Как вор приходит незаметно, так будет и Мое пришествие, для того, чтоб вы не предавались лености, но подвизались». Ибо если б мы знали, когда настанет конец нашей жизни, то стали бы стараться только в один этот день благоугодить Богу, а теперь, не зная, постоянно трезвимся, делая добро.

Мф.24:45-47 – Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Господь как бы недоумевает, найдется ли раб верный и благоразумный, приставленный господином своим над прислугою, дабы доказать, что редко и трудно можно найти такого раба. Два качества требуются от раба – верность и благоразумие. Ибо нет пользы, если кто верен и не ворует, но не умен и попусту тратит имение, – или, будучи умен, сам похищает имение и таким образом также тратит имение своего господина. Посему, кто окажется тогда верным и благоразумным, тот получит и совершенный венец на небе: ибо таковые будут наследниками Божественного имущества. Верный и благоразумный раб есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков, например, Павел, иного напояющий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он – верный раб, хотя прежде был хульник по ревности к закону. Он раб благоразумный, ибо распознавал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога – имущество, или власть, или начальство, – должен распоряжаться этим верно и благоразумно, как имеющий отдать во всем отчет.

[И.Л. – Пищей называется Слово Божие, слова Библии. Если пастырь не знает Священного Писания, ему не удержаться, он обязательно будет блудить на каждом шагу, и пища, которой он будет кормить людей, доверившихся слепотствующему руководителю, есть его вымыслы, его блевотина. Ис.28:8 – «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места». Пища, которую дает Господь из Священного Писания, – целительна. 2Тим.3:15 – «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». 2Тим.3:16 – «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».]

Мф.24:48-51 – Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Сказавши, какую почесть получит верный раб, Господь говорит теперь, как наказан будет лукавый. Если человек, которому вверено распоряжение каким-нибудь даром, пренебрегает им, не боится будущего суда и говорит в своем сердце: господин мой медлителен, то есть не тотчас вознаграждает и не скоро наказывает, – и долготерпением Божиим пользуется на зло, бьет сослужителей своих, то есть соблазняет их (ибо подчиненные, замечая за начальниками дурное употребление данных им от Бога прав, соблазняются и портятся), – то рассечет его, то есть лишит полученного им дара и оставит его таким, каким он был. И будет он ввержен во тьму кромешную, потому что прежде своим лицемерием он обманывал других, как и между архиереями многие по сану своему только кажутся святыми; но тогда отнимется у них благодать, и они будут наказаны, как лицемеры, которые кажутся не такими, каковы они на самом деле.