размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Евреям, Глава 10

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Евр.10:1 – Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. То есть будучи образом грядущих благ Нового Завета, которые Христос дарует принявшим этот Завет. А не самый образ вещей. То есть не самую истину. Каких же вещей? Нашей жертвы, отпущения грехов. Ибо ветхозаветные вещи, будучи неясными, уподоблялись теневому очертанию; новозаветные же подобны изображению, то есть истине, так как они являются в блеске и совершенстве. Так объясняет св. Иоанн Златоуст. Не бесполезно же принять к сведению и то, что даёт понять в этом месте Григорий Богослов. И в других словах, но особенно ясно в слове на Пасху, он говорит: законная Пасха – решительно утверждаю – была образом темнее образа. Таким образом, даёт понять что тенью у Апостола называется закон; образом же – совершаемое ныне в Церкви, как отражение других, более совершенных благ, которые получат в удел достойные в будущем веке; они-то у Апостола называются теперь вещами. Посему, как изображение чем-нибудь отличается от первообразной вещи, так и нынешние таинства отличаются от более совершенных вещей будущего века; и насколько очертание уступает образу, настолько и закон уступает Новому Завету. Смысл этого места таков: если бы жертвы законные имели силу, то их не приносили бы всегда: однажды принесённые и оказавшие пользу, они прекратились бы. Но так как их приносили каждый год, постоянно, то ясно, что они не имели силы усовершить. И потому после первой жертвы приносили вторую, а затем ещё третью. Подобно тому, как и между лекарствами действительны те, кои, будучи употреблены однажды, излечивают; те же, которые часто употребляются, тем самым показывают своё бессилие. Но спрашивается: что же? А мы разве не непрестанно приносим бескровные жертвы? Конечно, всегда; но мы совершаем воспоминание о смерти Христовой. И эта жертва – одна, а не много их, так как однажды была принесена. Мы постоянно приносим Одного и Того же Агнца, а лучше: совершаем воспоминание о том приношении, как бы ныне совершаемом. Следовательно, жертва – одна. Что же касается того, что жертва приносится во многих местах, то не много ли Христов? – нет, один – везде, и полный там, и здесь полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он есть одно Тело, а не много тел; так и жертва одна. Ибо мы приносим ту жертву, которая тогда была принесена. Там же агнец, принесённый вчера, был другим сравнительно с сегодняшним. И нынешний агнец приносился не для воспоминания о вчерашнем, но как сам по себе представляющий жертву. Итак, в каком смысле Апостол говорит: теми же жертвами? Жертвы были теми же, поскольку приносились одни и те же виды жертв, как например, сегодня агнец и завтра агнец, но они были различны по числу. Некоторые же говорили, что жертвы были теми же по способу приношения, то есть совершались чрез заклания, или всесожжение, по виду же различны, каковы овцы, быки, горлицы, голуби. Закон, имея тень будущих благ, никогда не может сделать  совершенными приходящих. И действительно, сообразуясь с грамматической точностью, необходимо Писание сохранять так, чтобы в нём не вышло погрешности. А так как в Писании нет ни одного слова о правилах речи, то мы и будем понимать это место так, как содержат списки, именно: никогда не могут, очевидно, приносящие, приступающих сделать совершенными.

Евр.10:2 – Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Читай в вопросительной форме. Если бы, говорит, прекратились грехи, то разве не прекратились бы и самые приношения, так как нуждающиеся в их помощи получили бы её в достаточной степени и не имели бы никакого сознания грехов? То есть ничто уже более из осознанного ими не требовало бы врачевания, в силу того, что однажды очищенное является излеченным.

Евр.10:3 – Но жертвами каждогодно напоминается о грехах. Жертвы, говорит, ничего другого не производят, как только воспоминание грехов, то есть обличение. Они не доставляют прощения грехов, но тем, что их всегда приносят, показывают, что грехи народа остаются неотпущенными. Ибо если бы грехи были отпущены, то что за нужда была бы в жертвах? Сказав: напоминается, он дал тебе понять, что жертвы совершались не ради последующих грехов, но и ради предшествующих, как, очевидно, не отпущенных. Ибо ежегодно, как говорится, за народ приносилась кровь тельцов. Посему, так как грехи были одни и те же, то и жертва приносилась та же самая. Однако нигде последующие грехи не были одними и теми же с предшествующими. Не ясно ли, что прежние грехи оставались неразрешёнными, и потому всегда приносилась одна и та же жертва, подобно тому, как одно и то же лекарство, будучи всегда употребляемо, показывает, что одна и та же болезнь всегда мучит больного.

Евр.10:4 – Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Ещё более делает сильной свою речь указанием на ничтожество приносимых жертв и на силу болезни, подобно тому, как если бы кто, опытный во врачебном искусстве, видя, что больному проказой предлагают траву, называемую меркуриальной, сказал: невозможно исцелить проказу меркуриальной травой (пролеской).

Евр.10:5 – Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Христос, входя в мир во плоти, говорит устами Давида. Цель у Апостола здесь такова: так как он показал, что жертвы бессильны и бесполезны, то, чтобы кто-нибудь не сказал ему: зачем же иудеи ещё совершают их? ибо тогда ещё стоял у них храм и все законное исполнялось – почему же они не прекратились? – то теперь, раскрывая это, и говорит, что хотя жертвы по воле Божией и прекратились, но иудеи, склонные к честолюбию и всегда противящиеся Духу Святому, ещё придерживались их. Показывает и то, что они были отвергнуты Богом пред воплощёнием Господа. И заметь, Апостол на это обращает здесь внимание. Ибо не сказал: вошедши, но входя в мир, чтобы показать, что и прежде, чем вошёл, возненавидел их жертвы. Очевидно, установленные законом. Приношение же здесь обозначает нечто отличное от жертвы, и я думаю, что этим именно обозначаются бескровные жертвы. Но тело уготовал Мне (Пс.39:6). То есть Ты определил, чтобы Тело Моё сделалось всесовершеннейшей жертвой.

Евр.10:6 – Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Ни всесожжений, ни приношений за грехи Ты не восхотел, не счел достойными принятия. Имена же жертв были различны, очевидно, в силу различных причин: одни – за грехи (Лев.4:3), другие – за погрешности (Лев.6:5), иные – о спасении (Числ.6:14), другие – о милости (Числ.6:5), иные – обетов (Лев.27:7), и ещё иные – об очищении (Лев.14:32). Итак, все жертвы были отменены, так как Ты не восхотел жертвы и приношения.

Евр.10:7 – Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Видишь ли, что жертвы были отвергнуты ещё до воплощёния? Ибо после того, как Ты отвергнул жертвы, тогда сказал Я – Христос: вот, иду исполнить волю Твою. Воля же Бога Отца – в том, чтобы Сын был заклан за мир, чтобы люди оправдались, но не чрез жертвы, а чрез смерть Сына Его. Ибо, говорит, я возвещал правду Твою в собрании великом (Пс.39:10). Потом, между прочим, говорит: в начале книги написано о Мне. Так необходимо сочетать эти слова. Началом книги называет свиток закона или книгу Ветхого Завета. Итак, в этой книге написано о Моём пришествии и о том, что Я должен быть заклан за мир. Или началом книги называет начало книг Ветхого Завета. Ибо в первой книге Моисея, книге Бытия, когда говорит: сотворим человека по образу Нашему (Быт.1:26), даёт разуметь о Божественности Христа.

Евр.10:8-9 – Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. Сам Павел изъясняет слова Давида. Ты спросишь: что же? Разве жертвы по закону не были по воле Божией? Правда, были по воле Божией, но обозначение воли – двоякое. Желает кто-нибудь чего-нибудь предпочтительно пред всем прочим, как Павел: желаю, чтобы все люди были, как и я (1Кор.7:7), то есть безбрачными. Желает кто-нибудь и по снисхождению, как тот же самый Павел: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак (1Тим.5:14) – это воля снисходительная. Чтобы не рассвирепели против Христа, – он и снизошёл. Так и Бог прежде не хотел тука и крови, когда же увидел, что евреи, принося жертвы идолам, сильно придерживаются этих самых жертв, дозволил им приносить в честь Его жертву. Почему же Павел привёл это свидетельство, имея бесчисленное множество других? По причине бесстыдства иудеев. Так как они говорили, что древнее устройство разрушилось не вследствие своего несовершенства, но вследствие грехов приносящих жертвы, и выставляли на вид, что ещё Исаия порицает грехи их, говоря: руки ваши полны крови (Ис.1:15), также и сам Давид, сказав: не приму тельца из дома твоего (Пс.49:9), далее присоединяет: грешнику же говорит Бог (Пс.49:16). Посему, так как это говорили наиболее честолюбивые из евреев, то Павел приводит свидетельство, в котором ветхозаветное учреждение само по себе считается отверженным от Бога по причине несовершенства его самого, а не за грехи народа. Ибо в 39-м псалме, из которого взято это свидетельство, пророк не упоминает о грехах народа. А что по этой именно причине он воспользовался указанным свидетельством, послушай его самого. Что – первое? Жертвы. Что – второе? Воля Отца, то есть принесение в жертву на кресте тела Христова. Итак, те отменяются, чтобы установлено и утверждено было чрез заклание Христа приношение, какое восхотел Отец. Таким образом, жертвы отвергаются не за грехи приносящих, но по причине собственного их несовершенства.

Евр.10:10 – По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. По этой воле Отца, говорит, мы были освящены, освящённые принесением тела Христова, бывшим единократно, ибо это должно быть подразумеваемо. Ибо мы, которые уверовали, что освящены принесением Единородного, освящены по воле Отца. Отсюда, не законные постановления составляют волю Божию, но приношение по Христу и освящение чрез это приношение.

Евр.10:11 – И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Итак, стоять есть отличие служащего; сидёть же, как Христос, есть отличие того, кому служит.

Евр.10:12 – Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога. Сам же Христос одну, говорит, принёс жертву – собственное Своё тело – за наши грехи, навсегда достаточную нам, чтобы не было нужды во второй.

Евр.10:13 – Ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Следовательно, Христос не только Первосвященник, но и Бог. После исполнения дела, ради которого Он по домостроительству и получил наименование Первосвященника, – Он, наконец, воссел, как Бог, ожидая, пока враги Его будут положены в подножие ног Его. Враги же Его – это неверующие и демоны, которые и сами покорятся, то есть злоба их останется бессильной, так как они будут преданы огню неугасимому. А теперь пока Павел врагами называет преимущественно неверующих евреев, утешая верующих из иудеев, потерпевших бесчисленное множество мучений от них. Не унывайте, говорит, ибо восстающие ныне на вас будут покорены, или, лучше, будут попраны. И это, очевидно, потому, что Христос сидит одесную Отца. Так как это произошло, то и исполнится, по сказанному в псалмах. Почему же они не тотчас были положены в подножие ног Его, то есть не были удалены из мира? Ради верующих, которые будут рождаться от них.

Евр.10:14 – Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Совершенно, говорит, освободил от грехов освящаемых и помазуемых Кровию Его, чрез крещение в смерть. Так как все крещаемые соединяются подобием смерти Его, то ясно, что они освящаются Кровию Его.

Евр.10:15 – О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано. Что свидетельствует? – то, что Он совершенно избавил нас от грехов одним приношением, так что мы не имеем нужды во втором.

Евр.10:16-17 – Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Видишь ли, Сам Бог свидетельствует, что Он даровал очищение грехов? Даровал же в то время, когда давал Новый Завет. Новый же Завет Он даровал и утвердил смертью Сына Своего, как было раньше показано (Евр.гл.8).

Евр.10:18 – А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Если за одну жертву было даровано отпущение грехов, то какая ещё нужда после этого во второй жертве? Поэтому указывается, что мы, получив прощение грехов, были приведены в совершенство единым приношением Христа, и уж более не нуждаемся в другой жертве. Итак, иудейские жертвы не нужны и, будучи совершаемы по упорству, давно уже признаны бесполезными теми, кто ныне совершает их.

Евр.10:19 – Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым. После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону, и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец убеждаёт, чтобы они более не впадали в них, имея дерзновение по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов даёт смелость. Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо. Посредством Крови Иисуса Христа. То есть через кровь. Ибо, удостоившись через крест и кровь Христа прощения грехов, мы получили дерзновение.

Евр.10:20 – Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою. Что касается до входа в Святилище, то Он Сам обновил нам путь, то есть Он сам сделал путь новым, Сам начав его и Сам первый прошедши им. Вместо того, чтобы назвать путь новым, назвал его (по-гречески) недавним, открытым для наших времён. Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам: нам ныне отверсто небо. Живым назвал потому, что первый путь во Святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти. Этот же (новый. – Прим.ред.) путь так ведёт к жизни, что и сам живёт и останется таким постоянно. Или под живым уразумей подобно недавнему, вместо нового и цветущего, как бы в противоположность входу в ветхозаветное Святилище: ибо тот путь – путь смерти. Он обновил нам путь этот в небо плотью Своею, ибо когда она была вознесена на кресте и вознеслась, тогда открылось нам небесное. Поэтому и справедливо он назвал её завесой. Ибо в том и заключается отличительное свойство завесы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри.

Евр.10:21 – И имея великого Священника над домом Божиим. Имея Священника, очевидно, Христа, дом же – это мы, верующие (Евр.3:6), согласно следующим словам: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор.6:16, ср. Лев.26:12). Или, что, я думаю, лучше, – небо, ибо и то называет Святилище, и говорит, что в нём служит Первосвященник, ходатайствуя о нас.

Евр.10:22 – Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою. В вере и к духовному служению, или – к небу, где наш Первосвященник. С искренним сердцем. То есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие. Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту веры, то есть веру и твёрдую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других – нет; это не есть полная, напротив – несовершенная вера. Итак, да приступаем с полной верой. Так как ничто здесь не видимо: ни храм, ни небо, ни Первосвященник – Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святая Святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная. Сказав о вере, теперь показывает, что требуется не одна только вера, но и добродетельная жизнь. Иудеи окропляли тело, мы же сердца, чтобы не сознавать за собой ничего лукавого. Мы будем окроплены самой добродетелью, или благодатью Духа, отпустившего нам в купели грехи и укрепившего нас так, что, если постараемся, мы не впадаем уже более в грех. И омыв тело водою чистою. Водой крещения. Чистой же, или делающей чистыми, или не имеющей примеси крови, как в древности с примесью пепла. Хотя благодать Духа в крещении и души очищает, однако Павел соединил здесь видимое с невидимым. По крайней мере, при самом совершении крещения для тела берётся вода. Так как мы двойственны, то и очищение двоякое.

Евр.10:23 – Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. То есть твёрдо будем держать упование, исповеданное нами. Ибо в начале веры мы уповали, что и сами взойдём на небо; и когда вступили в союз веры, мы исповедали, что веруем в воскресение мёртвых и в жизнь вечную. Итак, будем держаться этого исповедания. Даёт силу, чтобы мы держались твёрдой надежды, особенно если мы размыслим о достоинстве Обещавшего. Ибо верен, то есть истинен Христос, сказавший: где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12:26).

Евр.10:24 – Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Указывает на совершенство любви. Ибо, говорит, будем внимательны друг ко другу, то есть, будем смотреть, нет ли кого добродетельного, чтобы подражать такому, не для того, чтобы позавидовать, но чтобы найти себе большее поощрение к совершению тех же самых добрых дел, какие у него. Поощрение же это есть дело любви, а не зависти. Ибо, как железо острит железо, так и душа, общаясь с душой, возбуждаёт её к тому же самому, однако в любви. Или и потому, что вы, обращаясь друг с другом, воспламеняетесь к тому, чтобы любить и быть любимыми.

Евр.10:25 – Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Знает, что общее собрание Рождает любовь, поэтому убеждаёт не оставлять собрания и не затевать отделений и противозаконных сходбищ, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них (Мф.18:20). Молитва Церкви даже разрешила Петра от уз и освободила его из темницы (Деян.гл.5). Здесь он делает упрёк отделяющимся. То есть друг друга утешая и друг друга наставляя, и научая, и убеждая. Приближение дня оного. Дня кончины. Ибо пока мы, говорит, ещё не удаляемся из этого мира, зачем нам разделяться друг с другом? Это было утешением для них, уставших под гнётом испытаний, как и в другом месте говорит: Господь близко, не заботьтесь ни о чём (Флп.4:5-6).

Евр.10:26 – Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи. Из наиболее полезного он убедил, что мы имеем дерзновение, что мы удостоены прощения; а теперь устрашает наиболее печальным. Смотри, как он снисходителен. Произвольно грешим, говорит: как будто, если невольно согрешишь, то существует некое умеренное прощение. Заметь также: не сказал: согрешили, но грешим, то есть нераскаянно пребываем во грехе. Так, если мы не будем пребывать во грехе, но обнаружим раскаяние, то будет прощение. Итак, где те, которые говорят, что здесь отвергается покаяние? Получив познание истины – разумеет или Христа, или все догматы. Говорит это не для того, чтобы отвергнуть покаяние, как измыслили некоторые, но показывает, что нет второго крещения, а потому нет и второй смерти Христа. Смерть Христа он называет жертвой, как и в последующих словах. Ибо единой жертвой Он усовершил навеки, крещение наше изображает смерть Христа. Посему, как та едина смерть, так и это крещение едино. Итак, что же ты так бесстрашно согрешаешь, когда нет надежды, что ты без труда изгладишь грехи посредством крещения? Итак, вместо этого займись добрыми делами.

Евр.10:27 – Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Смотри, как он как бы одушевил огонь. Как зверь раздражённый не успокаивается до тех пор, пока не схватит кого-нибудь и, пожрав, утолит ярость, так и тот огонь, как бы распаляемый ревностью на нарушителей заповедей Божиих и свирепея за них, кого схватит, того всегда пожирает. Ибо не сказал: готовый съесть, но пожрать, очевидно, навечно. Противниками называет не только неверующих, но и верующих, однако поступающих против заповедей Божиих.

Евр.10:28 – Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью. От менее важного доказывает справедливость будущего наказания, чтобы и его слову было больше веры. Закон называет Моисеевым, потому что он многое установил. Связь речи такая: отвергся ли кто закона Моисеева, то при наличии двух или трёх Свидетелей без милосердия наказывается смертью, то есть если бы двумя или тремя Свидетелями было заявлено, что он нарушил закон.

Евр.10:29 – То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? Передаёт на суд самим, что мы обычно делаем по отношению к твёрдо всеми признаваемому, обращая слушателей в судей. Что же означает: попирает? то есть презирает. Как презираемых людей мы ставим ни во что, так и Христа, ставя ни во что, мы, таким образом, приходим к тому, что согрешаем. И не почитает за святыню Кровь завета, то есть считает её не лучше всего другого. Завета, потому что ради неё был утвержден с нами завет, дающий нам наследие благ, как мы сказали выше. Это сказано о таинствах. Ибо, когда мы, приобщаясь Пречистого Тела и Крови, плоть, принявшую Тайны, погружаем в грязь телесной нечистоты, разве мы вместе с этим не попираем Сына Божия? Пыль земли не так недостойна Божественного Тела, как нечистота. Воспользуйся сказанным и против несториан. Они, считая Христа простым человеком, и Кровь Его мнят скверной, ничем не отличающейся от прочего. Здесь показывает бесчувственность и неблагодарность, ибо, говорит, надлежало со страхом относиться к освящению, которого удостоен был в Крови. Ибо недостойно распорядившийся дарованным благодеянием оскорбил Благодетеля. Не сделал ли Он тебя сыном Божиим? ты же делаешься рабом страстей. Не пришёл ли Он, чтобы вселиться в тебя? ты же вводишь в себя диавола. Итак, не оскорбление ли это Духу?

Евр.10:30-31 – Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И ещё: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого! Это сказал по связи, чтобы показать, что Господь принял на Себя отмщение грешникам. Ибо сказал это чрез пророка. Утешает также и тех, кто впадал в малодушие по причине искушений со стороны притесняющих их иудеев. Он как бы так говорил: не падайте духом, у вас есть Отмститель и Воздаятель, Который живёт вечно, Которого ни в каком случае не избегнут оскорбляющие вас Вы впали в руки тех смертных людей, а они – в руки Бога вечно живого, от Которого они не скроются.

Евр.10:32 – Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий. Итак, мы не даром говорили, что слова Мне отмщение он прикровенно вводит для их утешения. Ибо вот, теперь яснее говорит с ними, убеждая их не выходить из терпения. Итак, говорит, не подражайте кому-нибудь другому, но сами себе. При начале веры вашей вы боролись; о борьбе этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрез беспечность не погубить того, чего вы прежде достигли путём борьбы. Заметь духовную мудрость: потрясши сначала души их напоминанием о геенне, теперь успокаивает их похвалами, но не льстя им, а убеждая их собственным их примером. Ибо большего вероятия заслуживает тот, кто советует кому-нибудь подражать себе самому и тем делам, которые он раньше совершил. Быв просвещены – говорит или о крещении, или вообще о познании таинства и о благах, ожидавших верных. Ибо, когда вы были просвещены знанием будущего, вы столько претерпели. Не сказал: искушений, но: выдержали подвиг, что служит выражением мужества и силы, и подлинно великий подвиг они выдержали.

Евр.10:33 – То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии. Обрати внимание на похвалу. Именно, человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: говорили мне всякий день: где Бог твой? (Пс.41:4) и: ибо не враг поносит меня, – это я перенёс бы (Пс.54:13); и: не предавай меня на поругание безумному (Пс.38:9). Впрочем, Иов вознегодовал против поношения, хотя все страдания переносил мужественно, как адамант. Если же поношение случится открыто и на глазах многих, то такое поношение требует ещё более сильной души, это здесь он и обозначил выражением: служа зрелищем. Размысли же, как велики были они, презрев ради Христа и славу, и богатство, – подвергаясь же обидам и сделавшись позором, то есть как бы будучи выставляемы на зрелище и претерпевая всё это, быть может, от каких-нибудь низких и ничего не стоящих людей. Вы, говорит, не только претерпевали ваши скорби, которые, казалось бы, были наведены на вас против вашей воли, но вы были настолько благородны, что сделались общниками Апостолов, живущих так, то есть в скорбях и поношениях, и добровольно подвергли себя тому, чтобы вместе с ними претерпевать мучения и принять участие в их страданиях. Не сказал: меня одного, но вообще всех, для усиления похвалы их.

Евр.10:34 – Ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Вы не только в своих страданиях не нуждались в утешении, но и для других явились утешением, свидетель чего – я. Сказав, между прочим, как они были общниками других, теперь снова говорит, как они переносили и собственные свои скорби. Быть ограбленным – это большое дело, ибо вы ограблены были потому, что уверовали. Конечно, вы могли и не уверовать. Приняли же обозначает добровольное терпение, и то, что охотно избрали. Что же касается выражения: с радостью, то оно приравнивает вас к Апостолам, кои возвратились, радуясь, что подвергались бесчестью за имя Господне (Деян.5:41). И это, говорит, вы делали с рассуждением, с пониманием и с верой. Ибо вы знали, что вы имеете лучшее и пребывающее имение, не гибнущее и не расхищаемое, как это.

Евр.10:35 – Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Словом не оставляйте показывает, что они ещё не отпали, однако нуждаются и в подкреплении, и в ограждении. Сказал же: упования, потому что они, столько с терпением перенесшие ради Бога, имеют великое дерзновение. Ибо вы исповедники, признавшие за лучшее иметь имение на небесах.

Евр.10:36 – Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное. Вам не нужно ничего другого, кроме одного терпения, – всё прочее вы имеете, и вам не нужно ничего прикладывать. Воля Божия – в том, чтобы мы терпели до конца. Ибо претерпевший до конца спасётся (Мф.10:22). Апостол же убеждаёт их в этом подобно тому, как если кто, видя, что ратоборец, поборов всех состязателей, потом, не дожидаясь замедливших с наградами за победу, хочет уйти, не вынося жажды и зноя, говорит ему: исполнив всё, подожди немного и получишь венки. Поборись и ты с промедлением венков, победи и ты это терпением.

Евр.10:37 – Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит. Приводит пророка Аввакума, говорящего, что Судия близок, с целью воздать. Если же и Аввакум тогда говорил: ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт, то ясно, что теперь Он ещё ближе. Выражение совсем немного обозначает весьма непродолжительный промежуток времени.

Евр.10:38 – Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Итак, нужно веровать, хотя мы будем и праведниками. Если же праведный поколеблется, то есть подвергнется какому-нибудь сомнению и недоумению, или поколеблетсявместо: придёт в уныние под влиянием искушений, то не благоволит, то есть не радуется душа Моя о нём. Чья душа? Божия, по особенному способу выражения Писания, подобно как в следующем месте: праздники ваши ненавидит душа Моя (Ис.1:14), или: душа Христа.

Евр.10:39 – Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Так как устрашил словами: не благоволит душа Моя, то говорит, что мы не из числа погибающих по причине колебания и впадения в малодушие или сомнение, но из числа твёрдых в вере, чтобы сохранить собственные души, то есть приобрести, сберечь и спасти. Ибо обладание, приобретение и есть спасение.