размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Марка, Глава 9

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мрк.9:1-2 – И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Евангелист Лука говорит, что это было спустя восемь дней. Впрочем, он не противоречит Марку, но совершенно согласен с ним. Речь его обнимает и тот день, в который Господь возвестил о предстоявшем преображении Своем, и тот, в который Он возвел учеников на гору, тогда как Марк говорит об одних промежуточных днях. Самое преображение разумей не как существенное изменение вида Христова, но как озарение его неизреченным светом, при чем естественный вид Его оставался тот же, как и прежде.

Мрк.9:4-8 – И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. По многим причинам Илия и Моисей являются беседующими со Христом. Но достаточно упомянуть о двух. Так, поелику ученики радовались, что в народе одни принимали Его за Илию, а другие за одного из пророков, то Он являет им величайших пророков, дабы ученики по крайней мере таким образом познали различие между рабами и Владыкою. Вот первая причина. Вторая: так как многие почитали Христа богопротивником, разоряющим будто бы субботу и преступающим закон, то Он показывает на горе таких пророков, из коих один был законодатель, а другой ревнитель, а такие пророки не стали бы беседовать с Ним, если бы Он разорял закон и не исполнял того, что они проповедали. Петр же боялся сойти с горы (ибо страшился распятия Господня) и потому сказал: хорошо нам здесь быть и не сходить в среду иудеев; ибо, если враги Твои сюда и придут, мы имеем Моисея, поразившего египтян, имеем Илию, низведшего с неба огонь и истребившего пятидесятиначальников. О чем же беседовали с Ним пророки? Они говорили о распятии и смерти Его. А что говорил Петр, он сам не знал, что говорит, потому что все они (ученики) были в страхе от неизреченного света и славы Христовой. Он не хотел, чтоб Иисус сходил с горы на распятие ради нашего спасения, а желал оставаться всегда на горе. Но обратим наш ум и к таинственному созерцанию. По кончине мира сего, созданного в шесть дней, возведет нас Иисус, если мы истинные Его ученики, на гору высокую, то есть на небо, и явит Себя нам в светлейшем виде. При осенении облака, то есть Святого Духа, ибо Он есть источник жизни.

Мрк.9:9 – Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Для чего Иисус заповедывает ученикам не говорить никому о преображении? Для того, чтобы люди, слыша о такой славе Христа, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым. После же воскресения из мертвых удобно будет сказать о столь славном событии, бывшем до распятия Христова.

Мрк.9:10-13 – И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Ибо пришествий Христовых два: одно – первое (которое уже было), а другое еще имеет быть. Предтечею первого был Иоанн, предтечею второго будет Илия. Но Христос называет Илиею Иоанна, как обличителя, ревнителя и пустынника. Таким образом Господь опровергает мнение фарисеев, которые думали, что предтечею первого Христова пришествия должен быть Илия. Это значит вот что: когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведет их к вере, и таким образом соделается предтечею второго пришествия Христова. А если бы Фесвитянин, долженствующий устроить всё, был предтечею первого пришествия, то как же написано, что Сын Человеческий должен пострадать? Итак, одно из двух: или Илия не должен быть предтечею первого пришествия, ежели Писания говорят истину, что Христу надлежит пострадать, или мы будем верить словам фарисеев, что предтечею первого пришествия должен быть Фесвитянин, – и тогда не будет истины в Писаниях, которые говорят, что Христос постраждет, ибо Илия должен устроить всё, и не будет тогда ни одного еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит ее от Илии. Он приял кончину отсечением (главы), сделавшись жертвою забавы (Иродовой).

Мрк.9:14-18 – Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Иисус, пришедши к тем девяти ученикам, которые не восходили с Ним на гору, нашел их в состязании с фарисеями. Ибо в отсутствие Иисуса фарисеи, приступив к ученикам Его, покушались привлечь их на свою сторону.

Мрк.9:19-27 – Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. Итак, человек тот, пришедши к Иисусу, винил учеников, что они не могли исцелить сына его, но Христос обращает обвинение на него самого и говорит как бы так: ты не имеешь веры, и потому ты сам виновен в том, что не исцелился сын твой. Впрочем, слова Иисуса относятся не к одному только этому человеку, а говорит это Он вообще о всех иудеях, укоряя их за неверие… Притом, Он запретил духу, увидев собиравшийся (к Нему) народ, опять потому, что не хотел исцелять пред множеством народа, – для показания Своей силы и для Своей славы. Но он попустил бесу разбить отрока, дабы все поняли бесовское искушение, и то, что бес мог бы умерщвлять человека, если б не ограждала их рука Божия. Говоря в переносном смысле, бес повергает людей в огонь гнева и похоти, и в бурные волны житейских дел. Этот бес нем и глух, – глух, как нехотящий слышать словес Божественных, нем, как немогущий и других научить чему-либо душеполезному. Но когда Иисус, то есть Евангельское слово, возьмет человека за руку, то есть управит его деятельные силы, тогда он освобождается от беса. Бог готов помогать нам, но мы сами отрицаемся делать добрые дела.

Мрк.9:28-29 – И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не могли изгнать беса. Заметь и благоговение их в том, что приступают они к Иисусу наедине. Сей род. Какой? Род бесновавшихся в каждом новомесячии или вообще весь род бесов, который не изгоняется иначе, как молитвою и постом. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить, – и тому и другому это нужно, особенно же требуется это от самого страждущего; да и не поститься только надобно, но и молиться, и не молиться только, но и поститься. Ибо так истинная молитва совершается, когда соединяется с постом, когда молящийся не обременен пищею, молится легко и без затруднения.

Мрк.9:30-31 – Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Везде слово о Своем страдании соединял Иисус с чудотворениями, дабы не думали, что Он страдал по немощи. За скорбями всегда последует радость, и поэтому дабы не истаевали духом напрасно в скорбях, но надеялись получить что-либо и радостное.

Мрк.9:32-37 – Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако не дозволяет нам похищать первенство у других, напротив хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так, Он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, говорит Иисус, вы получите великую награду, когда сами будете такими (как дитя), но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, так как примете Меня, а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а следовательно и Духа Святого.

Мрк.9:38-40 – При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. Не по соревнованию какому-либо и не по зависти сын громов возбраняет тому человеку изгонять бесов, но желает, чтобы все, призывающие имя Христово, и последовали за Христом, и чтобы все ученики составляли одно тело. При начале же евангельской проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстью славолюбия, желали совершать знамения, но видя, как могущественно имя Иисусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды и недостойны были благодати Божией. Ибо Господу угодно было, чтобы проповедь распространялась и чрез недостойных. Как будет злословить Меня тот, кто именем Моим приобретает себе славу, и призыванием Меня совершает чудеса? По-видимому, Господь противоречит Сам Себе, ибо в другом месте говорит: кто не со Мною, тот против Меня. Но сии слова сказаны о бесах, которые стараются отвлечь сущих от Бога и рассевают Божие достояние. А здесь говорится о людях, которые чрез других, делающих чудеса, приводятся к Богу.

[И.Л. – Чтобы нести Слово Божие погибающему миру, нужна любовь к Богу, войти в день Пятидесятницы и получить крещение Духом Святым. А для того, чтобы молчать, брать на себя подвиги, о которых нет ни слова в Библии, и говорить: где уж нам, убогим и грешным православным, проповедовать, мы недостойные, слабые, неграмотные, и тысячи других причин – для этого ничего не надо. И эти оправдания приходят в человека от лукавого, исходят из невозрожденного сердца, в котором нет любви к Богу, нет любви к ближнему. Этот вопрос о проповеди недостойными возникал в давние века, и ответ на него был один: уча другого, я учусь сам. Даже если человек просто слушает проповедь и не исполняет слышанное, но только воздохнет об этом и скажет: увы мне, слушаю и не делаю – одно это «увы» есть начало покаяния. Как можно умолчать тому, кто освобожден из плена, из долгого рабства? Как может молчать человек, услышав о победе над своим страшным врагом? И многое сему подобного мы получили в воскресении Иисуса Христа. На Апостолов восстали лучшие запретители проповеди. Били их, чтобы они превратились в молчальников и затворников, в столпников и отшельников. Но любовь Божия разломала все эти преграды и разорвала все оковы, какими диавол сковывал их язык, уста и ноги благовестников. Деян.5:28-29 – «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Если в человеке есть Дух Святой, то его не надо убеждать идти на проповедь, напротив, его невозможно удержать от проповеди. Рим.8:9 – «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Ин.7:38 – «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Как знать об этом православным, если об этом сказано в Писаниях, а не в акафистах юродивым и блаженным? Реки проповеди, этой животворящей воды, могут течь только у тех, кто пьет моря благодатного слова. Об этом мы читаем в Евангелии Христовом. А все остальные слова, какие говорят люди, чтобы не проповедовать Слова Божия, – антиевангельские, антихристовы. Люди, запечатленные Духом Божиим, Духом благодати, несут слово проповеди всюду, исполняя завет Христа. Противиться столь ясной заповеди Божией могут только те, кто имеет антихристово начертание на лбу и на правой руке. ]

Мрк.9:41-42 – И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. Я, говорит, не только не возбраняю тому, кто совершает Моим именем чудеса, но если кто даст вам что-либо и самое малое, ради Меня, а не ради людей мирских, и то не лишится награды своей. А о чаше воды сказал, имея в виду людей, отговаривающихся бедностью. Если, говорит, и чашу воды подашь, – меньше этого уже ничего не может быть, – и это не пропадет у тебя. Так если ты почтишь одного из малых, то ты угодишь Богу, если и соблазнишь одного из малых, то ты согрешил, лучше бы повесили тебе на шею жернов мельничный. Этим выражает, что мы подвергаемся в таком случае тягчайшему наказанию. Господь указал чувственное мучение, с тем, чтобы устрашить нас этим видимым примером.

Мрк.9:43-50 – И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Будет ли соблазнять тебя нога, или рука, или око, то есть, будет ли соблазняющий и запинающий в деле спасения из числа домашних твоих, или из близких по плоти, – отсеки его, то есть отвергни любовь к нему и дружбу. А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает, как червь, и жжет, как огонь. «Огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3:13). «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль» (Лев.2:13). Итак, надобно нам осолить свои жертвы солью Божиею, то есть приносить жертвы не чахлые и слабые, но крепкие и здоровые. Солью же Господь называет и Апостолов и вообще тех, которые имеют предохраняющую и вяжущую силу. Ибо как соль предохраняет мясо и не допускает зарождаться в нем червям, так и слово учителя, если оно крепко и вязко, удерживая людей от плотских страстей, не дает в них места неусыпающему червю. Если же сам учитель будет без соли, и не будет иметь в себе возбуждающей и вяжущей силы, то чем осолится, то есть исправится. Итак, имейте в себе соль, то есть укрепляющую и вяжущую благодать Духа, чтобы быть вам в мире между собою, связуясь с ближним союзом любви. Вот что значит иметь соль, и вот к чему сказаны слова: имейте мир с ближними своими.

[И.Л. – Главное качество соли – предохранять от гниения, от порчи. Кол.4:6 – «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». И это будет только в том случае, если слово, сходящее с языка, будет пропитано Библией. Евангельский язык учителя обеззараживает атмосферу в любом обществе. 2Кор.2:16 – «Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» И на это способны только люди, исполненные благодати Духа Святого, благодати проповеди, благодати, призывающей падших грешников к ногам Христа. И только за неизмеримо великие грехи, выражающиеся в нарушении библейских истин, Бог отнимает учительное слово даже от целой страны. Так случилось при согрешении царя Озии, когда он, будучи прокаженным, не удалился из города, хотя по закону должен был жить как Иов на гноище далеко от людей. И только за одно это, говорит Иоанн Златоуст в шестом томе, Бог отнял видения и пророчества от всего Израиля, и даже от пророка Исайи. И только в год смерти царя ему был явлен Бог. Ис.6:1 – «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». На один этот стих пророка Исайи Иоанн Златоуст гремит на весь Константинополь и на всю вселенную шесть раз не менее чем часовыми проповедями. В этом есть вечный урок, что согрешившие руководители и не уходящие со своего поста парализуют целую страну, и своим местонахождением отдаляют Бога, а страну погружают во мрак. И хотя царь Озия передал бразды правления своему сыну, но он не полностью устранился от людей и имел к ним доступ, а значит мог заражать всех, кто соприкасался с ним. И учительское слово умерло, не нашлось никого, кто обличил бы его, как Иоанн Креститель Ирода. Предательская декларация митрополита Сергия (Страгородского), беззаконно узурпировавшего власть церкви Христовой, призраком мертвеца нависает над православной церковью и ныне. Она должна быть немедленно предана анафеме, как архиеретическая и предательская, как иудин плод, разбухший как повешенный Иуда и не могущий пролезть через церковные врата наружу. Прошло шестьдесят лет с того позорного, черного дня, июля 1943 года, когда Сталин И.В. и его подельник Берия Л.П. «благословили» на патриарший престол автора Декларации и была образована антиканоничная структура Московской Патриархии, которая выпестовала особый тип советского священника – требоисполнителя и молчальника, а сама церковь получила название великой молчальницы. Власти сумели заставить вступить церковь во всеересь экуменического движения, эту предтечу церкви антихриста. Сатанинская богоборческая власть не боится богослужений служителей культа, но под страхом извержения из сана и заключения в тюрьму запретила живое слово проповеди. Нет семени, нет произрастания, и не будет жатвы. Иер.8:20 – «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены». 1Кор.9:16 – «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» Диавол бдительно наблюдает за тем, чтобы не было рождения Христа и христиан. Откр.12:4 – «Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца».]