размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Евреям, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Евр.2:1 – Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Так как, говорит, настолько велико превосходство говорившего нам Сына пред пророками и Ангелами, служителями Ветхого Завета, то сказанному Им должно внимать больше, чем закону. Но прямо он не сказал этого, чтобы не поразить их в начале; он предоставил им делать заключение об этом из последующего. Говорит это, не сравнивая Ветхий Завет с Новым, – нет, но против мнения тех, которые с большой славой отзываются о Ветхом Завете и пренебрегают Новым. Чтобы не отпасть, то есть чтобы нам не погибнуть. Выражение заимствовал из Притчей: сын мой, говорит Премудрый, не упускай (Пр.3:21), выражая и лёгкость отпадения, и тяжесть погибели. Ибо отпадшее трудно восстановить.

Евр.2:2 – Ибо, если через Ангелов возвещённое слово было твёрдо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние. Вот он открывает своё желание. Под словом, сказанным чрез Ангелов, нужно разуметь или Десять Заповедей, ибо справедливо, что тогда присутствовали Ангелы, которым вверен был еврейский народ, они и производили трубные звуки, огонь, мрак и прочее, как говорится в Послании к Галатам: преподан чрез Ангелов (Гал.3:19), и в другом месте: которые приняли закон при служении Ангелов (Деян.7:53); или под словом должно разуметь все повеления в Ветхом Завете, преподанные чрез Ангелов, как например, на месте плача во время судей, при Самсоне (Суд.2:1, 13:3). Поэтому и не сказал: «закон», но: слово, чтобы обозначить это. Итак, всё это твёрдо, то есть было истинно и угрозы приведены в исполнение, и ничего из этого не пропало. Не так, чтобы одно получило, а другое нет; но всякое, и ничто не осталось ненаказанным. Наказание называет воздаянием, и хотя это слово употребляется в хорошем смысле, но Апостол не заботится о выражениях.

Евр.2:3 – То как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него. Там слово, здесь спасение. Если и там было спасение, то не великое: избавлялись от неприятелей и получали земные блага; здесь же далеко большее. Поэтому и сказал: о толиком. Ибо разрушение смерти, погибель демонов, Царство Небесное – всё это приходит вам по слову Сына. Придавая достоверность своим словам, говорит, что спасение это возвещено не чрез пророков или Ангелов, но от Самого Владыки всех, от Самого источника получило начало; затем распространилось и среди нас истинно и верно чрез самовидцев Слова и слуг. Об этом и Лука говорит (Лк.1:2). Они твёрдо наставили нас. Как же в другом месте Апостол говорит: не от людей слышал (Гал.1:12)? Потому что там важно и необходимо было настоять на мысли, что он не учился у людей. Ибо его осуждали, что он не слышал Господа, и потому он подвергался опасности, что его проповедь не будет иметь веры со стороны его учеников. А теперь нет такой нужды в этом. Ибо не евреям он проповедовал, не у них, и осуждали его, что он учился у людей, а не у Христа.

Евр.2:4 – При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле? Показывает, что он принял это не от людей, а от Бога. Сказав: утвердилось, показывает – как. Чтобы кто-нибудь не сказал, что слышавшие ошиблись, говорит: Бог свидетельствовал вместе с ними; Он не свидетельствовал бы, если бы они сами измыслили что-нибудь. Свидетельствуют, говорит, они; вместе с ними свидетельствует и Бог – не голосом, а знамением и чудесами, которые подтверждали то, что они говорили. Поэтому мы верим Богу, а не людям. Выражая обилие дарований, сказал: различными. Так как и чародеи совершают многие знамения, поэтому сказал: силами. Те знамения – не силы, а бессилие, вымысел и пустые призраки. Ибо знамения чародеев – не от Духа Святого, а обманы нечистых демонов. Даёт при этом понять и нечто другое. Вероятно, там было не много людей, имевших духовные дарования, которые оскудели потому, что верующие были менее ревностны. Поэтому, чтобы утешить их в этом, говорит, что раздаяния Духа происходят по Его воле. Он знает, что каждому полезно, и таким образом разделяет благодать. Часто кто-нибудь не получает дарований за нечистую жизнь; часто не получает дарований и человек чистой жизни, чтобы не возгордился. Поэтому-то они и были сообщаемы более людям смиренным и простым.

Евр.2:5 – Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим. Показывая ещё превосходство Сына пред Ангелами, говорит, что не им покорил Бог вселенную, то есть этот мир, но Сыну. Называет её будущей потому что Сын Божий был всегда, а она должна была явиться, потому что прежде, очевидно, не существовала. Посему в отношении к вечному существованию Сына вселенная и была грядущей. То есть о вселенной, о которой сказали выше: когда вводит Первородного во вселенную (Евр.1:6). Посему, да не ищет твой ум заблуждающийся другой вселенной. Некоторые под будущей вселенной разумели будущий мир. Об этом мире, говорит, у нас вся речь. Тогда Ангелы предстанут, как слуги, а Сын воссядет, как Судия.

Евр.2:6-8 – Напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его. Когда же покорил ему всё, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорено. Не называет имени сказанного, так как говорит с людьми сведущими в Писаниях. Всё это сказано о человечестве вообще, преимущественно же, однако, может относиться ко Христу по плоти. Ибо Он, Сын Божий, посетил ничтожное человеческое естество и, восприняв его и соединив с Собой, соделался превыше всех. Так как они подвергались преследованиям и страдали, то, чтобы не сказали: как ты говоришь, что всё покорено, когда мы подвергаемся изгнанию и преследованию со стороны Его врагов? – значит, они ещё не покорены, и ты обольщаешь нас? – поэтому говорит: не смущайся и не малодушествуй: всё будет покорено Ему. И в Писании сказано: покорил. То, что несомненно произойдёт, хотя ещё и не произошло, названо как совершившееся. Итак, не скорби, что ты претерпеваешь бедствия: ещё не всех победила проповедь, ещё не настало время совершенного покорения, однако, несомненно, они покорятся.

Евр.2:9 – Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Старается показать, что сказанное относится ко Христу, и говорит: хотя выражение всё покорил, казалось бы, только относится к Нему, однако мы показали, что и это, несомненно, исполнится. Но быть мало чем умалённым сравнительно с Ангелами – более относится к Нему, чем к нам. Ибо Он, пробыв три дня во аде как человек, не много умалён пред Ангелами, так как они совершенно непричастны смерти. А мы, надолго подверженные тлению, не немного, но совсем много умалены в сравнении с ними. И быть увенчанным славой и честью за страдание – относится более к Нему, чем к нам. Сказав: за претерпение смерти, Апостол обозначил истинную смерть, – не воображение смерти, то было действительно страдание. Напомнил о кресте и смерти, чтобы убедить их мужественно переносить несчастия, взирая на Учителя. Но крест, говорит, сделался для Него славой и честью; посему и для вас должны быть славой и честью ваши несчастия и страдания. Итак, зачем вам избегать того, что венчает вас? Он пострадал за тебя, раба; ты ли не перенесёшь страданий за Него, Господа? Не по долгу, а по благодати Бог отдал нам Сына Своего на смерть, и не за верующих только, а за весь мир. Хотя и не все спаслись, но Он исполнил Свой долг. Прекрасно сказал: вкусить. Ибо, действительно, как бы вкусивши, так как малое время оставался в смерти, Он тотчас воскрес. И в этом отношении Он, следовательно, лучше Ангелов, потому что явился выше смерти. Подобно тому, как врач, видя больного, опасающегося принять приготовленные для него лекарства, прежде сам отведывает их, чтобы убедить больного решиться на принятие их, так и Господь, видя нас, боящихся смерти, Сам вкусил её, хотя и не имел в том нужды. Он не подлежал смерти, но все сделал по благодати, чтобы показать её ничтожество и убедить нас смело идти на смерть. Несториане, искажая Писание, говорят: кроме Бога Он вкусил её за всех, чтобы отстоять мысль, что с распятым Христом не было Божественности, так как она не была соединёна с Ним лично, а по состоянию. Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, – и в таком случае сказанное говорит за нас. Ибо кроме Бога, Господь умер за всех и за самых Ангелов, чтобы разрушить вражду их против нас и снискать им радость.

[И.Л. – Когда ныне рассказывают о своём обращении православные, то невозможно найти начало их пути во Христе. И как красочно описывает своё обращение, встречу со Христом Апостол Павел. Как непередаваемо захватывающи воспоминания тех, кто лично сам пережил встречу со Христом. Как изменилась его жизнь. Как внезапно такой человек отвращается навсегда от греха и пороков, в которых он утопал. Если бы православные знали Священное Писание в толковании святых отцов, то сколько было бы рассказов, воспоминаний о встрече истинно православных с сектантами и еретиками. И в каждом таком рассказе встречалась бы эта фраза: «Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, – и в таком случае сказанное говорит за нас». А сегодня как бледно, немощно, смешно выглядят православные и их доводы о правоте их веры, когда они беседуют с внешними, с безбожниками и еретиками. Люди нецерковные осмеивают бессмыслицу православных доводов, и, как говорит Афанасий Александрийский, именно из-за таких вера православная в поругании. И главная вина за это поругание и осмеяние православной веры падаёт на священников, которые сами не исследуют Писание, и паству свою научили только целовать крышку Евангелия, искать внешнего и соблюдать обряды.]

Евр.2:10 – Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. То есть Отцу, от Него всё, то есть Он виновник всего. Смотри, выражение от Которого отнесено к Отцу. Если бы это было унизительно и приличествовало только Сыну, оно не прилагалось бы Отцу. Пойми же, что означает выражение: от Которого. Так как сказал: для (по-славянски ради) Которого всё, то, чтобы кто-нибудь не подумал что-либо нелепое, именно, что Он нуждается во всём, ибо предлог «для» имеет такое значение, как например, если скажем: «ради (ради, по причине) человека создана тварь», то Апостол прибавил выражение: от Которого, объясняя, что для (ради) Которого нужно понимать так же, как чрез Него, то есть что от Него произошло всё. Поэтому, когда говорится и о Сыне: от Которого, принимай это вместо: от Него. Это имеет связь с предыдущим: славою и честью увенчал. Смысл слов такой. Отец поступил достойно Своего человеколюбия, что Первородного из всех сынов, имеющих насладиться славой Его, явил славнейшим из всех чрез страдания, чтобы показать и прочим, как должно переносить страдания. Вождя спасения, то есть виновника. Смотри, какое различие между Им и нами. Хотя и Он Сын, и мы сыны, но Он спасает, а мы спасаемся: мы соединяемся с Ним и снова разделяемся. Приводящего многих сынов в славу, чрез это соединяемся. Вождя спасения их, чрез это разделяемся. Заметь, что страдания – совершенство и средство ко спасению, что пострадавший за кого-нибудь не ему только приносит пользу, но и сам делается славнее и совершеннее. Под совершенством разумей здесь славу, которой Он прославился, и её понимай в отношении к человечеству; или, что по природе Он имел славу, только среди нас был бесславен, так как не был узнан. Когда же после креста узнан был и прославлен, то говорят, что воспринял славу, которую имел по природе, а не от нас получил. Святой Кирилл совершенством называет бессмертие, которого не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец чрез воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства.

Евр.2:11 – Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря. Вот, опять показывает, что мы братья Христу и настолько почтены. Ибо, говорит, Освящающий, то есть Христос, и освящаемые, то есть мы, все – от Единого, то есть Отца. Но Он подлинно истинный Сын и из самого существа Отца, а мы – твари. Обрати также внимание и на превосходство в выражениях. Он освящает, мы освящаемся. Отсюда и тождество, и превосходство. Смотри, и здесь Его превосходство. Ибо выражением не стыдится он показывает, что это не принадлежит природе, но нежной любви Того, Кто не стыдится. Хотя мы и от Единого, но между нами большое различие, как между Творцом и тварями.

Евр.2:12 – Возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. Приняв плоть, Он принял и братство; вместе с плотью пришло и братство. Но и тут опять превосходство. Возвещу, говорит, омраченным, не ведущим; этому подобно: Я открыл имя Твоё человекам (Ин.17:6).

Евр.2:13 – И ещё: Я буду уповать на Него. И ещё: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. Чрез это также показывает, что Он стал человеком и братом нашим. Ибо как каждый из людей, так и Он Сам надеется на Него, то есть на Отца. Вместе с тем показывает нам, чтобы мы надеялись на одного Бога, так как и Он Сам, будучи Сыном и ни в чём не нуждаясь, однако, говорит, что надеется на Отца. Некоторые истолковали так: так как, говорят, выше он назвал Христа братом, а ниже – Отцом, то в середине показывает, что это наименования домостроительства последних времён; предвечное же имя Его – Бог. Кто в собственном смысле надеется на другого, как не на Бога? Как бы так говорил: слыша, что Он – брат и отец, не подумайте, что Он один из многих; Он Бог, говорит, на Него, как свидетельствует Писание, нужно надеяться, так что здесь нет речи от лица Христа, но от пророка, говорящего: я, пророк, буду надеяться на Самого Христа, как Бога. Но такое понимание не совершенно. Здесь называет Христа нашим Отцом. Дал – это означает благоволение Отца на то, чтобы Он воплотился. Если бы Он не благоволил воплотиться Сыну, то у Него не было бы и детей.

[И.Л. – Верующий человек должен быть пропитан Словом Божиим. Это делает его недосягаемым для нечистых духов, смелым, отважным, непобедимым. И о чём бы мы ни говорили, мы должны искать подтверждения своим мыслям, соображениям, доводам в Библии, и говорить так, как свидетельствует Писание. И когда нам что-то доказывают не по Библии, а этим более всего занимаются православные батюшки, привыкшие ораторствовать как профсоюзные деятели, мы должны с улыбкой пропеть эти бессмертные слова: Пс.118:113 – «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю».]

Евр.2:14 – А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола. Итак, да устыдятся те, которые говорят, что Он пришёл призрачно и привидением. Ибо Апостол не сказал только, что Он приобщился плоти и крови, как дети, то есть остальные люди; хотя, если бы он и так сказал, довольно было бы для утверждения, что Он воплотился истинно, но и присовокупил: также, чтобы утвердить безразличие с нами и истинное воплощёние. Приводит причину домостроительства. Чтобы, говорит, Своею смертью, которую Он воспринял, как очевидно приобщившийся плоти и крови, уничтожить диавола, который владеет смертью. Каким образом? – чрез грех. Так как он сделал, что люди грешат вследствие того первого непослушания, то он был виновником смерти и пользовался ею, как каким-нибудь воином и сильным оружием против человеческой природы. Поэтому и Христос воспользовался против него тем же самым оружием. Поистине, дело великого могущества и мудрости – умертвить врага тем оружием, которым он умертвил многих. Некоторые поняли так: владеющего, говорят, грехом, то есть диавола, так как грех составляет власть и силу смерти.

Евр.2:15 – И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. То есть чтобы освободить людей, которые были рабами смерти, боялись её и были повинны ей, то есть содержались в рабстве у неё, так как она не была ещё уничтожена. Или, что древние люди жили в постоянном страхе, всегда ожидая, что они умрут, и при таком страхе они не могли чувствовать никакого удовольствия. На это и намекает Апостол, сказав: через всю жизнь. Итак, были повинны рабству, то есть всегда трепетали смерти, как рабы жестокого господина, не наслаждаясь ничем радостным. Отсюда пойми, что кто боится смерти, тот не свободен и раб всего. И это – утешение для страдающих верующих, если ныне гонимые и заключаемые в узы приятнее и свободнее проводят жизнь, нежели древние, которые, казалось, роскошествовали, когда смерть имела силу. Те, потрясаемые страхом смерти, были рабами, а вы свободны от этого страха.

Евр.2:16 – Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. То есть не с ангельской природой соединился Господь и не её носил. Это показывает великую любовь Божию к человеческому роду. Чего, говорит, не даровал Ангелам, то дал людям, чтобы от них воспринять плоть. Не сказал: принял, но: восприемлет, чтобы показать, что Он настиг нашу природу, бежавшую и далеко удалившуюся; и, настигнув, воспринял её и облёкся, соединив с Собой и остановив её, когда она бежала от Него. Не сказал: природу людей, но семя Авраамово, отчасти желая возвысить их и показать, что род их почтенен, и что они имеют в этом преимущество пред язычниками, так как от них Господь; ибо Павел всегда угождаёт им, в чем ни для кого нет вреда; отчасти напоминает им обетование: ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки (Быт.13:15).

Евр.2:17 – Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Раз, говорит, Он благоволил принять нашу природу, то совершенно последовательно было Ему во всём уподобиться нам, то есть родиться, воспитаться, возрасти, претерпеть всё, что следовало, наконец, умереть; это и значит – уподобиться во всем. Не для чего-нибудь другого, говорит, Он принял нашу плоть, как для того, чтобы чрез неё помиловать нас и восстановить глубоко падших. Каким образом? Сделавшись нашим первосвященником и нося ту плоть, которую Он воспринял от нас, вместо другой какой-либо жертвы, чтобы очистить нас от грехов и быть нашим посредником пред Богом; ибо мы были во вражде с Ним. Верным – вместо: истинным, который мог бы исполнить дело первосвященника; ибо это долг истинного первосвященника – освободить от грехов тех, коих он есть первосвященник; или что Он приятен Богу в Своём посредничестве пред Ним. Показал, что значит: верным пред Богом, то есть чтобы очистить грехи народа. В этом великое доказательство Его любви, что Он сделал всё, чтобы загладить грехи. Почему не сказал: грехи вселенной, но: народа? Потому что Господь прежде всего имел попечение об иудеях, ради которых Он и пришёл преимущественно, чтобы, когда они спасутся, чрез них спаслись и прочие, хотя и вышло наоборот. И Ангел говорит к Иосифу: ибо Он спасёт людей Своих от грехов их (Мф.1:21). Таким образом, показывает здесь благородство иудеев и какого попечения они были удостоены от Господа.

Евр.2:18 – Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь. Это, казалось бы, уничижение, смиренно и недостойно Бога. Когда Павел говорит о плоти, касается всего уничиженного, однако не недостойного плоти; и нет ничего удивительного, когда и об Отце не воплотившемся Писание говорит многое человекоподобное и униженное: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть (Пс.13:2), и: сойду и посмотрю (Быт.18:21), и многое множество тому подобного. Посему гораздо больше сказано относительно Христа, воплотившегося и пострадавшего во плоти, особенно же для полного успокоения слушателей и по причине их немощи; ибо и люди считают искушение вернейшим из всех средств. Смысл слов такой: Он знал не только как Бог, но и как человек, искушённый во всём, – и самая плоть Христа претерпела много страданий. Он знал, что такое искушение; посему может помочь, иначе сказать; готов быть всегда сострадательным.