размер шрифта

Поиск по сайту



Первое послание к Тимофею, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


1Тим.2:1-2 – Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. – Прежде всего, то есть при ежедневном богослужении. Священник, как общий отец целой вселенной, заботится о всех, подобно тому как Бог, на службу Которому он посвящается, печётся о всех. Обрати внимание на широко простирающуюся благодать. Иудейские молитвы не таковы. Не сказал тотчас же: за царей, чтобы не показаться льстецом, но прежде говорит: за всех человеков, и потом уже прибавляет: за царей, хотя бы цари были и неверные: за них должно молиться потому, что тогда они все были таковы. Из того, что мы молимся за всех, двоякое благо проистекает: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую мы питаем к некоторым людям, потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит; с другой стороны, и они становятся лучше, потому что при содействии молитвы прекращают свою злобу и ожесточение против нас. Ибо для тех, которые преследовали и убивали, имеет великое значение, когда они слышат, что мучимые ими молятся за них. Молитвы, прошения, моления, как слова однозначащие, собраны Апостолом для возбуждения молитвенной энергии и для выражения, настаиванием чрез эти речения на одном – требовании неотложно поступать так, как он заповедует. Впрочем, некоторые полюбопытствовали отыскать и различие в этих речениях, утверждая что молитва – означает прошение об избавлении от скорбного; моление – означает испрашивание благ; прошение – вопль с жалобой на нечестивых, обидчиков и неисправимых. Смотри, как мы побуждаемся благодарить и за те блага, которые посылаются другим, например за то, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф.5:45) и всем подаёт Свои блага в изобилии, как неверным, так и богохульникам. Чрез это теснейшим образом мы соединяемся в братской любви. Ибо кто благодарит Бога за блага его ближнему, тот обязан и любить его. Тем более, следовательно, мы должны благодарить за блага, ниспосланные нам самим. Так как вероятным было то, что душа христианина смущалась тем, что во время совершения таинств повелевалось молиться за неверных царей, то Апостол предлагает и выгоду, чтобы хотя бы таким образом склонить к принятию увещания. Их спасение, говорит, приносит для нас успокоение: они ведут войну, чтобы мы были в безопасности. Итак, будет ли с чем сообразно, если они из-за нашей безопасности подвергаются опасностям, а мы не хотим открыть и губ – помолиться за них? Во всяком благочестии и чистоте. Эти слова прибавил Апостол потому, что для многих жизнь мирная, не возмущаемая бранями, служит поводом к одним утехам и взаимным неудовольствиям, от которых рождаются и неправые догматы. Дабы проводить нам жизнь, говорит, не в утехах и взаимных оскорблениях, но во всяком благочестии: во всяком – не только правоверии чистейшем, свободном от всяких ересей, но и в жизни по вере; ибо есть нечестие и жизнью являемое, о коем говорится: они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1:16). Равным образом дабы проводить жизнь во всякой чистоте означает: жить не только в воздержании от дел плотской похоти, но и во всякой добродетели. Итак, нам, когда наслаждаемся внешним миром, должно иметь мир в душе, живя в благочестии и чистоте, ибо в таком случае и будем мы жить жизнью воистину мирной и безмятежной. Есть три рода браней, возмущающих мир: со стороны варваров, со стороны наветников, с нами живущих в одном месте, и со стороны страстей, внутри восстающих на нас. Брань варварскую прекращает бодрость и мужество царей, которым и мы должны усмирять, ту, которая идёт от ненавидящих нас – кроткой уступчивостью и молитвами, как дал пример пророк Давид, говоря: с ненавидящими мир я был мирен, и: они враждуют на меня, а я молюсь (Пс.108:4) – а ту, которая восстаёт внутри нас самих, – всеми оружиями правды.

1Тим.2:3 – Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу. На что указывает слово: это? На то, что молиться должно за всех, как за неверных, так и за еретиков. Это и по природе хорошо, потому что все мы одной и той же природы, да и Богу угодно.

1Тим.2:4 – Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Если Он хочет, чтобы все люди спаслись, желай и ты, и подражай Богу; и если желаешь этого, то молись. Но если Он Сам хочет, то какая, спросишь, нужда в молитве с моей стороны? Это приносит им много пользы, ибо располагает их к любви, тебя не допускает до ожесточения, и их, очень вероятно, снова привлечёт к вере. Знай, что спасение от веры. И достигли познания истины, то есть веры в Него; ибо это – единственная истина.

1Тим.2:5 – Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. Сказав: Бог хочет, чтобы все спаслись, он подтверждает, говоря, что именно для этого Он и послал посредником Сына Своего, чтобы Он примирил Его с людьми. Итак, почему же не все спасены? Потому что не хотят. Сказав же: един Бог, он говорит это для противопоставления не Сыну, а идолам. Что Сын есть Бог, это ясно из того, что Он посредник, так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын – посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, – один в двух естествах, не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником. И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом. Не сказал же явно о Божественности Христа потому, что тогда господствовало многобожие, чтобы не подумали, что и он вводит многих богов; даже, когда говорится: един и един, не должно соединять эти слова и говорить: два, но: один и один: такова осмотрительность в Писании. Поэтому он не упоминал даже о Духе, чтобы не показаться многобожником.

1Тим.2:6 – Предавший Себя для искупления всех. Таково было в своё время свидетельство. И за язычников. Подлинно Он умер за всех, ужели же ты не согласишься молиться за них? Обрати внимание на выражение: предавший Себя. Это против ариан, которые говорили, что Он предан был против воли. Что значит искупление? Тварь должна была погибнуть, но за неё Он предал Себя. Чрез свидетельство Сын сделался искуплением. Или, объясняя это, Апостол говорит теперь: искуплением я называю свидетельство, то есть Его страдание. Ибо Он пришёл свидетельствовать об истине даже до смерти. Он открыл Отца, истинное учение и Сам проводил истинно ангельскую жизнь.

1Тим.2:7 – Для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. К этому свидетельству я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нём, то есть о кресте и смерти Христа. И поставлен не просто проповедником, чтобы проповедовать в одном каком месте, но и Апостолом, чтобы обходить всюду с проповедью. Подлинно, велико звание Апостола, поэтому он и называет себя так. Апостол убеждаёт в достоверности своих слов. Так как прочие Апостолы не обнаруживали усердия к тому, отчасти потому, что боялись язычников, отчасти потому, что презирали их, то я, говорит, поистине избран быть учителем язычников. Если, таким образом, Сын Божий умер за язычников, а я их учитель, то ты не можешь отказываться от молитвы за них. Смотри, опять – в вере. Не в силлогизмах, говорит, или логических доказательствах, но в вере. Потом, чтобы ты не подумал, что в этом заключается обман, он прибавил: в истине. Ибо не ложь – то, что преподаётся и чему учат в вере, напротив, преподаётся то в истине.

[И.Л. – «Я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нём, то есть о кресте и смерти Христа». Читая эти строки болгарского архиепископа, толкователя Священного Писания, мысленно перенесёмся в первый век. Представим себе, что сегодняшних православных архиереев и священников направили на преддипломную практику к вселенскому проповеднику Апостолу Павлу сроком на три года. Отцы, преосвященные, что бы вы взяли с собой, имея опыт алтарного служения, прислуживания на богослужениях и даже имея сан? Потребовалось бы всё это вам в первом, во втором или третьем путешествии с Апостолом Павлом? В поездке с патриархом или архиереем всё это потребовалось бы, потому что к патриарху вы приставлены были бы не проповедниками. Все архипастыри и пастыри – это не простолюдины и простецы, а руководители, лидеры в своём обществе, на своей территории. Каждый лидер должен обладать минимум шестью качествами (воображение, знание, умение, решительность, беспощадность к разгильдяйству, привлекательность). Итак, вообразите, ещё раз перечитав Деяния Апостолов и послания Павла, как вы будете выглядеть со всем своим багажом перед ним. Апостол Павел о смысле своей деятельности скажет вам словами Феофилакта: «Я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нём, то есть о кресте и смерти Христа». Эти же слова придётся говорить каждому священнику, каждому архипастырю, когда они вернутся после трехлетней Апостольской командировки. Ваши преподобия, ваши преосвященства, напрягите ваше воображение, посмотрите на себя и свою деятельность глазами Феофилакта, мышлением Феофилакта – не окажетесь ли вы людьми совершенно иной веры, не имеющей ничего общего с Апостольской, заповеданной Христом? Вас сегодня так научили, и вы сегодня так усвоили, что вы приставлены быть служителями алтаря, а не служителями Слова. Служителями литургии, но не служителями проповеди. Служителями треб, но не служителями благовестия. Апостол Павел не нуждался ни в каких софринских предприятиях, ни в безбожной регистрации за множество уступок в духовной свободе, ни в одобрении мирских власте, ни, тем более, в том, чтобы свою религию сделать господствующей в государстве. Он чётко и ясно выражает свою мысль: «Я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нём, то есть о кресте и смерти Христа. И поставлен не просто проповедником, чтобы проповедовать в одном каком месте, но и Апостолом, чтобы обходить всюду с проповедью». Если мы сегодня не вынесем сами себе приговор, что мы совершенно чужды Евангельской веры и под разными увёртками пренебрегаем шествовать за Христом и за Апостолом Павлом и не вернёмся к Евангельскому служению, то участь наша будет далеко не такая, как у Апостола Павла. Фил.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». 2Тим.4:8 – «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». «Уста Христовы словом воскрешали мёртвых: дочь Иаирову, сына вдовицы, четверодневного Лазаря, которые были мёртвы телом. Проповедующий же слово Божие и учащий покаянию воскрешает души, умершие грехами. Святой Григорий Двоеслов рассуждаёт об этом так: «Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва, ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мёртвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстаёт душа и живёт вечно. Если хочешь убедиться на деле, что сказанное – истина, смотри: воскресил Бог Лазаря телесно, а что творил Лазарь по воскресении своём, Писание об этом умолчало; воскресил Бог душу в Павле – и что сотворила душа Павла? Своим учением он пробудил многие силы» свт. Димитрий Ростовский.]

1Тим.2:8 – Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Как же Христос запрещает молиться на всяком месте? Так, Он советует не делать этого на площадях, а повелевает входить для молитвы в комнату (Мф.6:6). Нет, Христос не запрещает молиться на всяком месте, а научает не делать этого из тщеславия, напоказ. Он напомнил только о комнате, подобно тому, как в изречении: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф.6:3). Он говорит не о руках, но указывает на чрезвычайную важность творить милостыню без тщеславия. Поэтому и Павел желает, чтобы мужчины молились на всяком месте, так как Христос не запретил этого. Сказал же он это для противопоставления молитве иудейской. Ибо молитва совершалась у них в одном месте, то есть в Храме Иерусалимском. А у нас не так: благодать беспредельна, и как молится христианин за всех, так и на всяком месте. Не о месте молитвы должно рассуждать со всею тщательностью, а об образе её. Ибо он требует рук чистых от любостяжания, хищения, убийств, язв, – рук полных милостыни. Без гнева и сомнения. То есть без злопамятства и возбуждения против брата своего. Апостол учит, чтобы молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит. Как же это бывает? Отвечает: если ты не просишь ничего противного Его воле, ничего недостойного Царя, но просишь всего духовного, с чистыми руками и без гнева.

1Тим.2:9 – Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою. Желаю, говорит, чтобы и женщины без гнева и размышления воздевали чистые руки, не оскверненные грабительством и корыстолюбием. Ибо когда жена принуждает своего мужа доставлять ей драгоценные камни и золотые украшения, а он похищает чужое, то и она, конечно, похищает. От женщин Апостол требует чего-то большего, именно: одевать себя прилично, а не изысканно; потому что последнее считается неблагопристойным. Украшением называет такое платье, которое со всех сторон одевает и прикрывает, а не бесстыдно обнажает. Ибо он прибавляет: со стыдливостью и целомудрием.

1Тим.2:10 – Но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию. Ведь ты идешь молиться, а не плясать. Зачем же ты выдумываешь плетение волос на голове, завив локоны, драгоценные камни одни привесив, другими окружив себя со всех сторон, а третьи приделав к обуви, – что это, как не крайний позор? И это не чрез слезы ли бедных, вдов и сирот? Ты лишаешь вдову бедной, простой одежды, чтобы попирать ногами жемчуг! Ужели не велико ещё долготерпение Божие? Ты пошла с намерением просить отпущения грехов, а украшаешь себя так, как будто выходишь на сцену! Прекрасно, действительно, сокрушение сердечное, и Бог, без сомнения, услышит тебя, обливающуюся слезами бедняков. Если же Павел запрещает то, что служит только признаком богатства, то ещё более – то, что относится к излишней суетности, как, например, натирание щёк, подкрашивание глаз, изнеженный голос, влажный взгляд и прочее.

1Тим.2:11 – Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью. Женщина должна соблюдать приличие не только во внешнем виде и одежде, но и в голосе. Она, по его словам, не должна говорить даже и о духовном, но должна только учиться. Для неё будет лучше, если она будет хранить молчание.

1Тим.2:12 – А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Апостол отнимает у женщины всякий повод к разговорам в церкви. Ибо после того, как он повелел им молчать, чтобы под благовидным предлогом учительства не разговаривали, сказал: да не учат, – потому что это давало бы им власть и первенство над мужем. Между тем, жене повелевается быть в подчинении. К мужу твоему, сказано, влечение твоё (Быт.3:16). Так ей прилично хранить молчание. Чрез молчание она лучше всего покажет своё подчинение. Знай, однако ж, что Апостол не вообще запрещает учить женщинам, но только в церкви; а вне церкви это ей не запрещается. Так Прискилла оглашала здравым учением Аполлоса, так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа.

1Тим.2:13 – Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. Поскольку, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второй, то должны после сего и все жёны иметь второстепенные места после мужей и подчиняться им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский.

1Тим.2:14 – И не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление. Почему говорит Апостол, что Адам не прельстился? Потому, что и Писание не говорит этого, напротив, жена сказала: змей обольстил меня (Быт.3:13), а Адам не говорит: жена прельстила меня, но: она дала мне (Быт.3:12). Не одно и то же – быть обольщённым от зверя – раба и подчинённого. Поэтому последнее и есть собственно обольщение. Итак, в сравнении с женщиной Апостол говорит об Адаме, что он не прельстился. Адам даже и не видел, что дерево хорошо для пищи (Быт.3:6), но жена увидела и прельстилась, а потом дала и мужу своему. Таким образом, она была увлечена страстью, а он подчинился жене. Итак, Апостол говорит: учила однажды жена, и всё ниспровергла; поэтому пусть не учит этот род: он лёгок, легко восприимчив, легко обольстим. Смотри, не сказал Апостол: Ева обольщена, но: жена, разумея под этим именем женскую природу. Подобно тому как чрез Адама вся природа сделалась смертной, так и чрез Еву перешло на всех женщин легкомыслие; по причине этого легкомыслия и преступление имело место прежде в самой Еве.

1Тим.2:15 – Впрочем спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Кто? Ева? Нет, но женщина, то есть женский пол. Не унывайте, говорит, женщины: дал вам Бог средство спасения – деторождение, то есть доброе воспитание рождённых; ибо не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение, иначе же это не деторождение, а деторастление. Итак, что же девы? Что же вдовы? Они совсем погибли? Нет, не то говорит Апостол, что они не спасутся собственной добродетелью, а что воспитание детей способствует спасению жён. Жена добродетельная воспитает и детей в добродетели. Присущая ей добродетель через воспитание переходит и в детей. Следовательно, и девица добродетельная несомненно спасается. Мне кажется, что Апостол, запретив выше жёнам учить в церкви, теперь в утешение даёт им, кого учить. Если, в самом деле, хочешь учить, – учи своих детей. Некоторые, впрочем, неизвестно почему, деторождение поняли, как рождение, бывшее от Пресвятой Богородицы. Она, говорят, родивши Спасителя, спасла жён. Но такое понимание несообразно с последующею за сим речью. Ибо слушай. Если пребудет в вере. То есть дети, если они сохранят святую веру и догматы. И любви. То есть пребудут в правой жизни. Ибо недостаточно веры: начало и источник правой жизни – любовь. Под святостью Апостол разумеет чистоту тела. Но поскольку не все девы, то и прибавил: с целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, которые живут в законном браке. Или просто целомудрием называет чистоту. А что, если порочная мать воспитает детей хорошо? Это хотя и невероятно, однако, если случится, она получит награду за них. А что, если хорошая мать худо воспитает детей? Если она не заботилась и потворствовала им, – понесёт участь Илия. Если же, несмотря на все заботы и страдания, не могла сделать их лучшими, что бывает редко, всё-таки она получит награду за свои труды, так как и Сын Божий, несмотря на все дела и учение Своё, немного, однако, имел верующих.