размер шрифта

Толкование на книгу Откровение, Глава 3 – Во свете Библии

Новый Завет
с толкованием и комментариями

Содержание

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Пятое послание

Откр.3:1 – И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звёзд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв. Это, возможно, семь верховных Ангелов, которых Христос имеет как Владыка и Царь Ангелов. По именам нам известны тоже семь верховных Анге­лов. Четыре из них называет само Писание, а три открыты богомысленным отцам Церкви:

  1. Михаил – по служению своему победитель и особый покровитель народа Израильского (Дан. 10:13,21; Иуд. 9; Откр. 12:7).
  2. Гавриил – вестник тайн Божиих (Дан. 8:16; Лк. 1:26).
  3. Рафаил – целитель недугов человеческих (Тов. 12:14-15).
  4. Уриил – просветитель, как отблеск огня Божественного (3Езд.4:1).
  5. Салафиил – молитвенник у Бога о людях и возбуждающий их к молит­ве (3Ездр.5:16).
  6. Иегудиил – славитель Божий, укрепляющий людей к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их.
  7. Варахиил – благословитель, посылающий благословения Божии.
Так мы читаем о «семи святых Ангелах, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов. 12:15). И ещё мы увидим в Апокалип­сисе семь Ангелов, стоящих перед Богом.

Или же «семь духов Божиих» – это семь действий Животворящего Духа, полнота Духа Святого, Которым помазан был Христос «более соучастников» Своих – христиан (Пс. 44:8). Ангелов Христос имеет как Владыка, Духа – как Единосущный Ему.

И семь звёзд – опять предстаёт Христос как держащий в деснице Своей пастырей Церкви.

Так сардийской Церкви, находящейся в духовно мертвенном состоянии, является Христос как Помазанник Божий, исполненный Животворящего Духа. Трудная предстоит пастырю сардийской Церкви работа, чтобы ожила его общи­на, но укрепит его Христос, держащий пастырей в деснице Своей, посылающий Ангелов Своих на служение спасаемым (Евр. 1:14). Знаю твои дела, говорит, как и везде, Господь. Но дальше увидим, что не радуют Его эти дела сардийцев. И негодные наши дела не скрыты от Господа, как и чем бы мы их ни прикрывали.

Ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв. Это – номинальное христиан­ство – формальное исповедание  Христа, имени вечно живого Бога, называние себя христианами, рабами Божиими при отсутствии живой веры в сердце. По своему имени номинальный христианин кажется живым, фактически же он ду­ховно мёртв. Духовная мертвенность разъедаёт души таких христиан. Испыта­ем и мы себя – не таково ли наше состояние? Не таковы ли мы?

Откр.3:2 – Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. И вот обращается Христос и говорит: бодрствуй. Сардийская Церковь в полусонном состоянии. Она, как Суламита, говорит приходящему к ней Хрис­ту: «Я скинула хитон мой, как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои, как же мне марать их?» (Песн. 5:3). Нет, сладка нега в постели, лень встать навстречу Христу. Почти не остаётся сил бороться с нашедшей дремотой. Сли­паются веки, склоняется голова. Но вот громко говорит тебе, дремлющему, Недремлющий Израиля: бодрствуй! Встань, спящий в грехах, пробудись от сна! Бодрствуй, о пастырь, над вверенными тебе и утверждай прочее близкое к смерти. Многие объяты страшным сном греха, а массы народа отшатнулись вовсе от веры. Но ты хоть прочее, ещё не совсем умершее (но близкое к смер­ти), в ком ещё теплится немного веры, – утверди в благочестии и вере, возгрей в них любовь Божественную, возврати к жизни. Как утопавшему делают искусственное дыхание, так и ты, о пастырь, склонись над бездыханными, воз­буди в них дыхание жизни! Своей ревностью, данной тебе Богом, благодатью, утверди в жизни близких к смерти.

Люди часто говорят: а какие грехи? Да нет у меня особых грехов, никому зла не желаю. А есть даже в некоторых сектах совершенники. Так они считают себя освященными и уже больше не согрешающими. Может мы, люди, и считаем так, но Христос не считает. Он говорит: не нахожу, чтобы дела твои были совер­шенны пред Богом Моим. Христос часто как Человек называет Своего Отца Богом Своим. Дела твои, может, и совершенны пред твоей очерствевшей сове­стью, твоим окаменевшим сердцем, твоим оглохшим ухом, прельщённым ересью умом. Они, может быть, и совершенны пред некоторыми людьми. Тебя может, хвалят и даже славословят. Но пред Богом всё это пусто, всё это гниль и мер­зость. Господь не находит твои дела совершенными. Ты только имя имеешь, думаешь, что живёшь, а на самом деле все дела твои – мертвечина, несовер­шенны они пред Богом. Обращает же эти слова Христос собственно к пасты­рю. Мертвенное состояние паствы Христос находит в несовершенных делах пастыря. Велика и страшна ответственность пастырей!

Откр.3:3 – Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. И напоминает Христос: вспомни, что ты принял и слышал – вспомни день своего обращения, день покаяния и крещения. Вспомни, как ты слышал еван­гельскую проповедь, как ты слышал голос Духа Святого в сердце своём, зову­щий оставить мёртвые дела этого мира, вознестись душой к небу. Вспомни ту дивную благодать, которую ты принял в святом крещении, всё, что принял в Церкви от Бога. Вспомни и ты, пастырь, что ты принял, когда принимал па­ству, принимал служение, тебе Богом данное. Что ты слышал при этом, что тебе говорилось, как ты должен управлять в доме Божием. Вспомни всё это и хра­ни, храни как залог своего спасения. В крещении всем одинаково преподаётся благодать, но только не все хранят потом этот драгоценный дар мира небесного. Разливают, растрачивают, остаются совершенно пустыми. Тела и души – сии сосуды Божественной благодати – также не сохранили неоскверненными. Некогда было хранить – сердце прилепилось к земному, надо было хранить вазы хрустальные, золото, почитаемое в миру имя... И вопрошает Господь: А как ты, пастырь, хранишь тебе Богом данную паству? Дремлешь? Расточаешь? Господь призывал хранить всё принятое, всё слышанное из Писания. Но ты не хранил, поэтому и покайся. В том, что уже духовно мёртв. В том, что ты не хранил тебе данное. В том, что не только не пресёк болезнь в корне, но и близ­кое к смерти не утверждаёшь. Теперь же во всем этом покайся. Не думай, что теперь сохранишь то, чего не сохранил раньше, если не покаешься. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в кото­рый час найду на тебя. Спит беззаботный, внезапно и неожиданно приходит вор. Так и Христос найдет на тебя неожиданно, предстанет пред тобою, преж­де расхитив твоё имущество, которое от Него ты некогда и получил. Что ска­жешь Ему тогда, сонный? Господи, не дай же задремать этим сном!

Откр.3:4 – Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Сардийская – единственная Церковь, где Господь сначала обличает, потом даёт похвалу. Если к предыдущим говорил «есть у тебя там» дер­жащиеся неверного, то этому пастырю напротив: есть у тебя несколько человек не осквернившихся. Массы мёртвы, есть там несколько человек живых. Тако­ва картина и нашего времени, не нам ли это говорит Христос? А с другой сто­роны, слава Богу, что во все времена и во всех Церквах были и есть эти от­личные от большинства «несколько человек» – хранит их Господь. Иные, бу­дучи обличены в грехе, отвечают: да все грешные. Нет, не все. Не равняй всех по себе, есть, говорит Христос, несколько человек, которые не осквернили одежд своих сонливостью, пустым именем без живой веры. Нет, имена этих нескольких – не пустой звук. В них жизнь, любовь, служение. Они бодрству­ют. Но как жалко, что их всего несколько. И вот они будут ходить со Мною в белых одеждах. В земной жизни хранившие полученную в крещении белую одежду, о которой сказано: «Он облёк меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и, как невесту, украсил убранством» (Ис. 61:10), они и в вечности со Христом будут ходить в этих белых одеждах, ризах спасения и правды, ибо они достойны! Как достойны? Неужели есть люди, достойные Бога? По своей греховной природе никто не достоин, ибо Бог даже «в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов. 4:18), но удостаивает Бог омывшихся и хранящих свои одежды не осквернёнными. Этим удостоенным белых одежд, Божественные хоры бесплотных Ангелов на небесах поют: Аксиос! Достоин ризы спасения, достоин ходить в одежде сей с Самим Христом! Аксиос! Аксиос! Аксиос!

Откр.3:5 – Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его. Тройное обетование даётся побеждающему, воспрянувшему от сардийского сна и сонливости, бодрствующему, имеющему живую, а не мёртвую веру, ук­репляющему слабых в вере. Во-первых, облечётся в белые одежды (см. 3:4). Во-вторых, не изглажу имени его из книги жизни. На протяжении всего Пи­сания перед нами предстаёт некая таинственная «книга Жизни». О ней мы читаем: Исх. 32:32; Пс. 62:29; Ис. 4:3; Дан. 12:1; Лк. 10:20; Фил. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 20:12,15; 21:27. Книга эта на небесах. Она – книга Бога и Христа (Агнца). В неё Бог вписывает имена живых, имеющих наследовать спа­сение, жительство в Небесном Иерусалиме. Не вписанные в эту книгу будут брошены в геенну огненную. По ней и будет совершаться Страшный Суд. И на земле при антихристе только вписанные в эту книгу жизни не поклонятся ему и не примут его печати. Уже сейчас бывает великая радость и упование у впи­санных в эту книгу. Но даже уже вписанное в эту книгу имя может изгладить­ся, если человек оставляет Господа и предаётся греху. Записанным в эту книгу Сам Христос велит радоваться. Имеем мы и два непостижимых примера само­отверженности, когда Моисей и Апостол Павел готовы были ради своего наро­да и сами быть изглажены из этой книги. Но на то нет воли Божией. Только Один – Сам Господь Иисус Христос был оставлен Богом на Кресте ради дру­гих, ради нас, грешных людей. Человек же повторить этот подвиг не может. И вот, были в Сардисе две группы людей. Одни на земле носили имя, будто живы, а на самом деле имена их изглажены из книги жизни и были они мёртвы. Этих – большинство. Но было там, в Сардисе и несколько человек, которые не «будто живы», а на самом деле живы, и имена их Сам Христос обещал не изгладить из Своей книги. Когда вписывается имя человека в книгу жизни? В крещении, когда истребляется Христом бывшее против нас рукописание, и со-воскресаем с Ним, становимся живы, были мёртвы и оживаем (Кол. 2:12-15; Лк. 15:32). Поэтому в крещении нарекается человеку новое имя, священное.

И третье обетование: исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Анге­лами Его. Предстаёт «клеветник братий наших, клеветавший на них перед Бо­гом нашим день и ночь» (Откр.12:10). Но вот предстаёт Агнец Божий, Христос. Он прон­зённой рукою указывает, что рукописание то в руках клеветника – разодран­ное. Эти люди в крещении и жизни сораспялись Христу, и гвозди, разодрав­шие Пречистые Руки Спасителя, разодрали бывшее против них рукописание. Эти люди свидетельствовали перед людьми о Христе, и вот Он свидетельству­ет о них пред Отцом Своим и Ангелами (Мф. 10:32). Нет, не осудит их Бог, не ввергнут их Ангелы в огонь неугасимый. Они пред земными исповедали Небесного, а теперь перед Небесными будут исповеданы земные.

Шестое послание

Откр.3:6-8 – Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего. К филадельфийской Церк­ви, как и к смирнской, у Христа нет никакого упрека. Смирнская Церковь – Церковь гонимая, очищенная страданиями. Филадельфийская – Церковь в своей немощи искренно служащая Богу, и Им обильно укрепляемая. Ей предстаёт Христос, как Святой. Он Свят, и нет в Нём никакого греха. Он свят, велик и страшен, как Бог. Он и единственный Святой и Безгрешный в роде человеческом. О Нём Церковь неумолчно воспевает на Божественной литур­гии: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Он Сам сказал о Себе: Я есмь Истина (Ин. 14:6). Не только в Боге всякая истина, но Он Сам Истина и есть. Христос и Истина тождественны. Инте­ресно, что этимологически слово «истина» сближается с глаголом «есть» (ис-тина-естина). Так что «истина, – подчеркивает отец Павел Флоренский, – согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина – «сущее», подлинно существующее, в отличии от мни­мого, недействительного, бывшего» (П.Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914, с.15-16). Он – Истина и Он Истинный, а потому всякая истина ведёт к Богу. Это ложь нашего века, что наука, истина опровергают Бога. Только ложная наука может противоречить христианству. Полузнание уводит от Бога, знание ведёт к Нему, Истина ведёт к Истинному, а Истин­ный – Христос. Но гордость и тщеславие века не познает этого, это познает немощь и смирение «филадельфийцев». Желаете познать истину – «облеки­тесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Пет.5:5). Гордость ума уводит от истины, страх Господень — начало премудрости. Отвергающие Христа учёные века сего, – вы проходи­те все классы и степени познания, но ещё и не начинали познавать премуд­рость. Истина есть «сущее», а Сущий – Христос.

Вы ещё не успеваете родить мысль, как уже Рождаете опровергающую её. О подобных вам Писание говорит как о «всегда учащихся и никогда не могу­щих дойти до познания истины» (2Тим.3:7). Так где же Премудрость, Исти­на? «В Церкви Всевышняго она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: «я вышла из уст Всевышняго и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном; я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими иска­ла я успокоения, и в чьем наследии водвориться мне. Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня (предвечное рождение Логоса от Отца) ука­зал мне покойное жилище и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле» (Сир. 24:2-9). Так Истина (Христос) поселяется не в народах, не в мирских академиях, а в Израиле, в Церкви является смиренным и немощным филадельфийцам. Имея в себе Христа, Церковь становится столпом и утверж­дением Истины (1 Тим. 3:15). Здесь «Премудрость построила себе дом, выте­сала семь столбов его (семь таинств Церкви)» (Прит. 9:1).

Ключом Давидовым означена царская власть Христа, ибо ключ есть символ власти. С Давидом началось благословенное Богом ветхозаветное царство. Его помазал на царство пророк Самуил. И вот ключ его царства переходит из рода в род до царя Седекии, недостойного и преступного вождя Израиля. За многие грехи низлагает с него Бог диадему и венец и говорит, что больше никому не даст его, доколе не придёт Тот, Кому принадлежит он. (Иез. 21:24-27). Законодатель не отходит от чресл Иуды и после Седекии (Быт. 49:10), но Богом венчанного царства нет. И вот Рождает­ся сын Давидов – Христос, и Ему даётся ключ этого царства. Он, Сын Чело­веческий, имеет теперь ключ Давидов, ключ царства, Им основанного. Он – Царь и управляет теперь миром. Он и Божественный Ключник, отворяющий и затворяющий всякую дверь в этом мире. В некоторых древних списках Апока­липсиса вместо слова «Давидов» стоит «адов» – этим означается власть Хри­ста над адом и смертью (1:18). Он имеет ключи ада и смерти. Он Тот, «Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). У Него же ключи Цар­ства Небесного, ключи неба и земли, о которых Он говорит Апостолу Петру (Мф. 16:19) и вверяет их ему и его сопастырям (1Петр.1). Читай об этом ка­питальный труд профессора отца Павла Флоренского «Столп и утверждение истины».

С другой стороны, через ключ открывается сокровенное и таинственное. Давиду был дан ключ Духа Святого, Который отомкнул его уста, и стал он сладкозвучным псалмопевцем Церкви. Дух, Которым помазан был Давид, от­крывал ему глубины тайн Божиих, вещал чрез него о Христе. И вот пришёл Христос, как человек, помазанный всею полнотою Духа Святого, Которому передан Ключ Давидов. Этот ключ Он имеет в Полноте, ибо помазан более соучастников Своих (Пс. 44:8). А как Сын Божий, Он единосущен Духу Свя­тому, и имеет Его как Единосущный. Посылает Его в мир (Ин. 16:17) как при­готовивший Ему путь, ибо омыл мир Своею Кровью.

Ключи в руках Христа. Всё в Его руках. Это часто проявляется в жизни. Там, где Христос отмыкает двери Евангельской проповеди, двери храмов для Богослужений, там никакое буйство врагов не может их затворить. Но где Христос затворяет, там даже все усилия и страдания христиан не могут отво­рить двери. На всё воля Божия, и ключ в руках Христа. Так будет и на Страш­ном Суде – никто не попадет ни на небо, ни в ад, если дверь туда не откроет Христос. Когда Христос затворит двери неба, то напрасно будут стучать в них неразумные девы (Мф. 25:10-12).

Как утешительно было для любящих Христа, но не имевших много силы филадельфийцев видеть, что ключ Давидов в Его руках. И Господь говорит им: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы.

Это христиане, не отличавшиеся особыми великими дарованиями. Они не­много имели силы. Но Христос, как некогда Павлу, как бы говорит им: «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). В немощах человеческих проявля­ется сила Божия. Ты сам, человек, ничего не можешь, ибо мало имеешь силы, но Я отворяю пред тобою дверь, и кто тогда затворит?! Тогда и увидят люди, что с тобою Бог, ибо иначе стали бы приписывать это твоей силе и твоей муд­рости. Да и сам человек начинает иногда себе приписывать то, что по милости Господней получил от Него. Потому и говорит Христос: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Довольно вам того, что имеете. И при ваших успехах, филадельфийцы, не думайте, что заслуга ваша. Вы немного имеете силы, и двери пред вами открыл Я, Христос.

Почему Христос столь милостиво относится к филадельфийским христиа­нам? Потому что они, несмотря на свою малую силу, имеют свидетельство от Христа: сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего. Этого Христос ждёт от детей Своих. Часто говорят: а мы немощные, нет у нас дарований и грамо­ты. Не особых дарований ждёт от нас Христос, а соблюдения и сохранения слов Своих, и верности. Будем верны Христу, и нам немощным Он широко распах­нёт двери Своей благодати.

Откр.3:9 – Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. Удивительное видим здесь. Обычно слабый идёт на поклон сильному. И вот Христос говорит, что к слабым и немощным филадельфийцам, имеющим не много силы и не могущим рассчитывать не только на поклонение, но даже на извинения за причинённые обиды, к ним придут на поклон. Ослеплённые своей силой не приходят поклоняться слабым, но приведёт их Господь. Я сделаю – говорит Он. Сам не придешь – приведёт Христос, сам не сдела­ешь это – сделает Он. Кто же придёт на поклон? Придут из сатанинского сборища. Об этих лжеиудеях уже говорилось в 2:9. Гордо смотрит такой Иудей на племена иные, на «ересь назорейскую». Нет, не думает синагога поклоняться Церкви, не думает сатанинское сборище масонов поклониться тем, в ком видят только животных с человеческими лицами. Но что не хотят сде­лать сами, то сделает Христос, и делает уже. Ведь приходят же из евреев ко Христу и искренно принимают Его. Так, было такое движение в конце XIX века в Бессарабии, когда евреи приняли Христа. Ещё доныне есть евреи в России, потомки «выкрестов», как называли крещеных евреев. И было боль­шое событие, когда евреи попросили христианских патриархов снять с них клятвы, наложенные на них Церковью, – это действительно уже поклон пред ногами «филадельфийцев». Особенно же совершится это в последнее время, когда евреи, возведя на престол антихриста, увидят, что обмануты им и об­ратятся все ко Христу, поклонятся Его последователям. Как и Апостол Павел о том пишет, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как напи­сано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25-26). Тогда придёт пророк Илия, «чтобы утешить гнев (Божий), прежде нежели обратится он в ярость (на Страшном Суде), – обратить сер­дце отца к сыну и восстановить колена Иакова» (Сир. 48:10). «Отец» – си­нагога, иудеи обратятся тогда к «сыну», которого породили, к Церкви Хрис­тианской. Так спасён будет остаток Израилев. Но для своего спасения они должны смириться и поклониться перед теми, кого тысячелетиями презира­ли – перед христианами. Отец должен будет обратить сердце своё к сыну и поклониться перед ногами его, и познать, что Я возлюбил тебя. Они долж­ны будут познать, что давно уже известно чрез Пречистую Деву в Вифлееме: «Христос входит в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел» (Евр.10). И любовь Божия изливается теперь не на приносящих ветхие жер­твы, а на приобщившихся жертвы Христа. Теперь избранница Божия – Цер­ковь, Она Его возлюбленная. И давно обращён к Ней лик Христа. Он воз­любил эту дикую маслину, привитую к природной. Возлюбил Невесту Свою искупленную. О радость искупленной души, ощущающей на себе любовь Хри­ста!

Откр.3:10 – И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Открыл Господь дверь фиатирцам, но более ещё обещает. И как ты со­хранил слово терпения Моего... не роптал и, будучи немощен, свято хра­нил слово Господне, терпел в искушениях и не переставал ждать Христа. Многие говорят: где же пришествие Христа? Проходит поколение за поколением, а Его нет. Филадельфийцы так не мыслили, но хранили слово терпения Христова: «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3:9). То и Я сохраню тебя, то есть тех, кто сохранили слово о терпении Его, и Он, Христос, сохранит от годи­ны искушения, которая придёт на всю вселенную. Эта година ещё придёт, её не было при первых христианах. Здесь Господь говорит о великой скорби, которая будет при антихристе. Если раньше все искушения, скорби, голод, эпидемии, войны охватывали только какие-то места, народы, то в последнее время скорбь охватит всю вселенную, примет всемирный характер. Здесь мы видим и особую силу пророчества. Как могли люди первого века при сред­ствах того времени предполагать, например, войну всемирного масштаба? Разве можно мечом и копьём устроить войну на всей земле? Нет. Ныне же мы видим при современных средствах, что многие явления быстро приобре­тают всемирный характер. Воистину уже дважды, при двух мировых войнах, находила година искушения на всю землю. Всё это предвестники великой скорби антихристовой, надлежащей ещё быть.

Говорит Господь: Я сохраню тебя от годины искушения.

Многие сектанты это объясняют так, что Господь не введёт истинных хрис­тиан в великую скорбь, но восхитит на небо перед воцарением антихриста. Такое понимание слов Христа является ошибочным, ветхозаветным, видящим в стра­дании наказание нечестивых, а в избавлении от них и наделении обильными земными благами награду праведных. Новозаветное понимание иное. Христиа­не не ищут избавления от искушений и страданий. Они только молят Бога, чтобы Он их в этих страданиях сохранил. Сохраниться от годины искушения христианин думает не через освобождение от неё, а через сохранение себя в ней в святости и непорочности, через хранение своей верности Христу. Христиане знают, что «пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнёму времени» (Дан. 11:3), они знают, что «страдаю­щий плотию перестает грешить» (1 Пет. 4:1), страдания – путь к небу. Цер­ковь войдёт в великую скорбь, но будет сохранена в ней от падения.

Година – означает, что не долго это будет, три с половиной года. Великое гонение и бедствие по всей земле, по всей вселенной, какого не было ещё от сотворения мира. Но говорит Христос: не бойся, Я сохраню тебя от этой годины. Разрушен будет последний храм, отнято будет слово Божие (Амос. 8:12), благодать от среды (2 Фес. 2:7), но Я с тобой, Церковь, Я сохраню твоих вер­ных. Послана эта скорбь будет ещё не для суда, но чтобы испытать живущих на земле. Это будет последнее испытание человечества.

Откр.3:11 – Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Говорит Господь: Се, гряду скоро. Когда придёт это искушение, эта скорбь, то близко и Моё пришествие. Не унывай, се, гряду скоро. Близко Христос, при дверях. И тем сильнее звучит Его призыв: держи, что имеешь, дабы кто не восхи­тил. Христиане увенчиваются славою (1 Пет. 4), правдою (2 Тим. 4:2) и жиз­нью (2:10). Этот тройной венец готовится на небе христианам. Но этот венец очень легко потерять. Развенчанный князь века сего, обольститель и сатана, древний змий желает восхитить у христиан этот чудный венец, забрать его. Потому и говорит Христос: держи, не предавайся беспечности, и даже не хра­ни его только, но держи, держи всеми силами, чтобы не утерять.

Откр.3:12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое. Об удержавшем свой венец Христос говорит: Побеждающего сделаю стол­пом в храме Бога Моего. Храм Бога – это Церковь. Христиан побеждающих Господин храма делает столпами в Своей Церкви. Так ими некогда были Иаков, Пётр и Иоанн (Гал. 2:9), а позднее все Апостолы, многие праведники и под­вижники. Что значит столп? Столп сам должен обязательно стоять на прочном основании, а на нём держится всё здание. Так и христиане. Сами на себя они полагаться не могут, ибо «немного имеют силы», их основание – только Хри­стос, «ибо никто не может положить другого основания» (1 Кор. 3:11). Но Господь в Свою очередь хочет полагаться на христиан. Бог не желает видеть Своих детей всегда младенцами. Для этого Он даёт им время младенчества. Далее же они должны стать побеждающими, столпами в Церкви, на которых Бог может положиться, в которых может быть уверенным, на которых может возлагать бремена других, которым может дать и большое служение. Такими обещает Господь сделать верных Своих, даже если они сами и не много имеют силы.

И он уже не выйдет вон, таковой навсегда вочленен в Святое Тело Хрис­тово. Он в Нём, и никто не может его оттуда вывести. Такой христианин вос­клицает: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим. 8:38-39).

И напишу на нём имя Бога Моего. В сердце такого «столпа» будет веде­ние Имени Божьего, и Сам Христос напишет на таковом имя Бога. Сейчас многие пишут на себе имя Божие и носят его. Но не Бог писал. Иные сектан­ты даже иначе именоваться не хотят, как «Церковь Божия», а себя – дети Божии. Но не писал Христос на ересях и еретиках имени Божия. Или вот идут фашистские солдаты с надписью на бляшках своих ремней: «Gott mit uns» (С нами Бог), – кто писал на них имя Бога?! Нет, только на побеждающих по­зор греха и держащих венец славы, на побеждающих ересь и держащих венец правды, на побеждающих тяжкий грех смертоубийства и держащих венец жиз­ни, на них только напишет Христос имя Бога Своего, то есть имя Отца Небес­ного. Не то важно, чтобы человек написал на себе имя Бога, а то, чтобы напи­сал его Христос.

И имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, то есть не только имя Владыки, но и имя Града Владычнего будет начертано на челах этих людей. «Вышний Иерусалим... он – матерь всем нам» (Гал. 4:26) – град Божий, святая Церковь небесная и земная, жилище и селение праведных. Эта вечная красота Небесного Иерусалима бу­дет на ликах победителей просветлённых. Она и сейчас уже светится в пра­ведниках Божиих, она воссияет во славе в вечности. Так только на венценос­ных победителях написывается имя Христа и имя Бога, и имя града Его. Они сограждане Христу (Евр. 13:14), они члены Его святой Церкви сейчас уже и в вечности. На побеждающих членах Церкви напишет Христос её имя. Град тот нисходит с неба от Бога. Церковь – это не земная организация, а чрез схождения Сына Божия на землю и сошествие Святого Духа основанный на земле Город небесный. Совершил это Христос Своим Воплощёнием и Своей Жертвой и Духом Святым через Апостолов. «Итак вы уже не чужие и не пришёльцы, но сограждане святым и свои Богу (имя града и имя Бога), быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Хрис­та краеугольным камнем... на Котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19-20,22). Однажды сошёл этот град на землю при Апосто­лах и стоит незыблемо (Мф. 16:18). Не сходил этот град более ни при ка­ких реформаторах, и – незыблемый – он не нуждался в их поправках и переустройствах. И Небесный Иерусалим в вечности Иоанн Богослов видит сходящим от Бога с неба (21:2) – о, таинство великое и красота неизречен­ная!

И имя Моё новое. Ещё одно, третье имя начертывается пронзенною Рукою на челах победителей. Из Священного Писания мы знаем много имён Спасите­ля: Иисус, Христос, Еммануил, Назорей и другие. Но никто не знает того имени Христа, нового и чудного. Сокрыто оно ещё от нас, в тайне. Спрашивал Иаков, противоборствовавший у реки Иавок Богу, об имени этом. Но «Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? оно чудно» (Быт. 32:29). И Маною, отцу Самсона, судии Израильского было так же сказано: «что ты спрашиваешь об имени Моём? оно чудно» (Суд. 13:18). И вот это таинственное и чудное, но­вое имя Христа, ныне на земле никому не ведомое, будет начертано на искуп­лённом христианине-филадельфийце. Имя Отца, города и Сына – вот награ­да. Истинно сказал Христос любящим Его: «И Мы (Отец и Сын) придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

Откр.3:13 – Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Помолимся, чтобы Господь и нам даровал такое ухо.

Седьмое послание

Откр.3:14-15 – И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Лаодикия – тоже малоазиатский город, просвещенный проповедью Евангелия при Апостолах. В этот город и Апостол Павел писал послание, о котором упоминается в послании к Колосянам (Кол. 4:16). Возникает даже мысль: не всё та же ли теплохладность и безраз­личие лаодикийцев привели к утере этого послания? Прочитав послание, не забыли ли они побеспокоиться, чтобы его прочитали и в Колоссах, как того хотел Апостол Павел, и в других городах? Лаодикийская Церковь – прямая противоположность филадельфийской. Если последней не было высказано ни одного упрека, то этой – ни одной похвалы. Предстоит ей Христос: так гово­рит Аминь. Аминь означает: истинно, да будет так. Всё, что Он говорит, ис­тинно и будет. Аминь – это как печать, налагаемая на всякое чтение, молит­ву, священнодействие. Так и всему, что сказано будет в этом послании, печать, Аминь – Сам Христос. Он запечатлит Собою всё это. Христос умер на Кресте и через то стал Свидетель верный и истинный. В Нём истина и Он Сам Исти­на. Он верен Своему слову и Своим обетованиям, и нет в Нём ни тени переме­ны. Верным и истинным представляет Себя Христос лаодикийцам – ни живым, ни мёртвым; ни холодным, ни горячим.

Христос – начало создания Божия. Он – предвечный Логос. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). Всякая тварь, всякое создание чрез Него начало быть и в Нём, в Сыне Божием, Логосе имеет своё Начало. Он – всему Начало и Причина, «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... всё Им и для Него создано»; и, будучи вся­кому созданию Началом и Причиною, Он Сам – без начала. Неверно учили ариане (ныне подобие арианской ереси находим у пятидесятников-единственников, Свидетелей Иеговы), что Христос начало созданий Божиих, то есть первая, началь­ная тварь. Что сначала Бог сотворил Христа, а потом через Него всё остальное. То есть низводится Божество Христа и отвергаются сами основы христианства. Это тяжкая ересь. Недаром Церковь говорит об Арие как о безумном и взбесившемся (Акаф. Св.Николаю, икос 2). Не из созданий Божиих Христос – начальное, а всякому созданию Божию Он – Начало. Он, Вечный и Собезначальный Отцу, Начало и Творец всякой твари. Знаю твои дела, а они вот какие: ты ни холоден, ни горяч и далее говорит о страшном состоянии лаодикийцев. Теплохладные – это не мир, не язычники, не неверующие, это христиане – один из семи светиль­ников! Лаодикийцы не холодны, не горячи. Холод – это безбожие, атеизм, язы­чество, явный грех. Горячее состояние – это от огня Духа Святого. Это те, на которых сошли огненные языки Духа Святого, воспламенённые любовью ко Хри­сту, в которых сожжигается всякое лукавое помышление, всякие страсти и похо­ти; это горящие и ярко светящие светом Христовым, согревающие других теплом Духа Святого. Эти же – не холодны, не горячи. Они теплохладны. И даже Хри­стос восклицает: о, если бы ты был холоден, или горяч! Это подобно тому, как в жаркую летнюю погоду хочется пить или холодной воды, или горячей. Так, Хри­стос говорит лаодикийцам: вы не холодны, вы не мирские, не язычники, не без­божники, вы не горячи, нет в вас огня веры, не горите евангельским светом. Хо­лодный, далёкий от веры зачастую легче обратится ко Христу, чем теплохладный. Холодный знает, что он непричастен Богу, а уж если станет верующим, то станет по-настоящему. Теплохладный думает, что он с Богом, но никогда не становится настоящим христианином. Лучше прямой враг, чем такая, отнюдь не золотая, середина. (Иное толкование: холодный – это тот, кто движется страхом Божиим, чтобы только не погибнуть, только бы не гореть в огне. Горячий же тот, кто движется любовью к Богу, чтобы только не огорчить своего Владыку).

Откр.3:16 – Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Как теплое в жаркое время противно, извергается из уст, даже рвоту вы­зывает, так и Я, говорит Христос, извергну тебя из уст Моих в огонь вечный. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!» (Песн. 1:1) – ищет душа горячая лобзаний уст Христовых; извергают уста Христовы душу теплохладную.

Откр.3:17 – Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Теплохладные совершенно не ощу­щают, что они противны Христу. Им кажется, что они очень богаты, у нас есть всё, говорят они, – мы христиане и ни в чём не имеем нужды, – какие к нам претензии? У нас всё есть. А не знаешь, что ты несчастен. Сами себя обманы­вая, себя не зная, такие люди на самом деле глубоко несчастны. Такое тёплое, промежуточное, полусонное состояние не приносит им счастья, они страдают от духовной пустоты, чем-то себя тешат, но не знают того великого несчастья, которое ждёт их, когда их извергнет Христос. 1Кор.15:19 – «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Господи, сохрани от этого и спаси! Возгрей наши сердца огнём Твоего Духа и Твоей любви, дабы не погибнуть нам в состоянии теплохладности. И жалок – жалок один вид самодовольных и самообольщённых. И нищ – думают, что много имеют, а на самом деле – пусто. Все земные блага, квартиры и амбары, все дела свои, на которые любу­ются, как на себя пред зеркалом, – всё сгорит в огненной реке, когда пред­станут пред престолом Суда. Жалок будет вид теплохладных, огорчивших, нищих. И слеп. Они думают, что имеют правую веру, понимают жизнь, зна­ют, что к чему, а на самом деле слепцы не видят даже жалкого своего нищен­ского состояния, своих грехов, безумия и самообольщения. Нет видения духов­ного. Интересно, насколько даже внешне отличается взгляд человека духовно просветлённого от такого «слепца». И наг. Нет, не имуществом нищи, но не­чем прикрыть срамоты своей духовной. Не прикроют дела теплохладные тела греховного. Вот образ самообольщённого теплохладного христианства.

Откр.3:18 – Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. В жизни много есть советников. Но кто сможет посоветовать лаодикийцам, как выйти из их плачевного состояния? Посоветовать может Тот, Чьё и имя Советник (Ис. 9:6): Советую тебе купить у Меня. Вы много покупали на тор­жище этого мира. Но всё, там обретённое – это труха, это поест моль и ржа. Чтобы истинно обогатиться, советую тебе у Меня, у Христа, купить. Вот Тор­говец, который продаст тебе истинное. Для этого тебе не надо искать деньги. Это то, что говорит Апостол Пётр хромому: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). Где продаёт Христос? Где можно купить Его сокровище? Купить можно в святой Апостольской Церкви. Это то место, где продаёт Христос.

Что же надлежит купить лаодикийцам? Три вещи советует купить Христос. Во-первых, золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться (Прем. 3:6). Апостол Павел пишет: «Строит ли кто на этом основании (Христе, то есть по­купают у Христа) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соло­мы» (1 Кор. 3:12)? Дерево, сено, солома – это дела лаодикийские, которые сгорят в огне Страшного Суда. Христос советует «купить» дела золотые, кото­рые устоят в день судный. Пять неразумных дев пошли в Судный день поку­пать елей добрых дел, но поздно. Сейчас обретай дела добрые, золотые. Купить дела – значит их совершать.

Дающий милостыню – обретает богатство нетленное. Золото, огнём очищен­ное – это и сердце в огне искушений и страданий испытанное. Но, чтобы дей­ствительно иметь это золото, огнём очищенное, советует ещё Христос и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей. В пер­вую очередь в крещении совлекаемся греховного тела плоти (Кол. 2:1) и обле­каемся в одежду белую (Ис. 61:10; Еф. 5:26-27), во Христа (Гал. 3:27). Но здесь Христос обращается собственно к уже христианам. Какую им ещё надо белую одежду? «Виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (19:8). Праведная и добродетельная жизнь – вот белая одежда, необходимая христианам. Если не облечься, то не скроешь срамоты наготы своей, своей лаодикийской греховности. Не может срамота наготы нашей наследовать Царства Божия, поэтому поспешим облечься белою одеждою добрых дел, соделанных в Духе Святом. Поспешим облечься праведностью во Христе, ибо не от себя, а только чрез Него мы можем быть оправданы пред Богом, облечься праведнос­тью святых.

Дух Святой просвет­ляет наши очи мысленные в крещении, сей бане просвещения, и в таинстве миропомазания помазуются очи наши просветляющей благодатию Духа. Это Богом дарованное видение духовное, которое открывает наши глаза на жизнь, на самого себя, на Бога. Этой глазной мазью в особенности является Слово Божие, открывающее нам всякую истину. Человек, просвещённый Словом, ви­дит глубже, видит ясно, видит сокрытое от очей плотских мраком греховным. Поэтому Апостол Пётр говорил: «вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему (Слову Божию), как светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день» (2Пет. 1:19). А так же глаза, поднятые молитвенно к небу, просветляются небесной мазью Духа Святого. Очи, с вожделением смотрящие на предметы мира сего, мутнеют и слепнут; презрение же мира сего просветля­ет взор. Обретши это золото, эту одежду и эту мазь, исцелишься, лаодикиец, от своего пагубного сна.

Здесь мы видим и пример истинной душепопечительности. Смотрите, как советует поступить Христос: сначала купи золото, чтобы обогатиться; потом оденься, чтобы покрыта была нагота, и тогда уже помажь глаза глазною мазью, чтобы видеть. А как бы посоветовали мы? Вот перед нами грешник. Мы бы подошли к нему и сказали: купи глазную мазь, чтобы увидеть, какой ты греш­ный, несчастный, жалкий. Потом посоветовали бы одеться, а уже одетому по­советовали бы обогатиться. У Христа всё иначе. Сначала обогащает, потом оде­вает и потом только даёт глазную мазь, чтобы, когда прозрел человек, увидел себя уже одетым. Видите, какое снисхождение Божие! Так и мы должны под­ходить. Не обнажение срамоты грешника наша цель, а его исправление и обо­гащение. Сначала обогати духовно, одень, помоги, а тогда открывай его глаза, чтобы увидел себя облечённым во Христа и осознал, из какой грязи его спас­ли. Помоги нам в том Бог!

Откр.3:19 – Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. У людей бывает наоборот: кого любят, тех не обличают и не наказывают, а поощряют и хвалят, закрывая гла­за на их грехи. И тем самым окончательно их портят. Псалмопевец говорит: обличение – вот «елей, который не повредит голове моей» (Пс. 140:5). Поэтому Господь кого любит, того обличает и наказывает. Часто говорят: «ну как, вот христиане веруют, а вся жизнь их в страданиях и бедствиях»? Так это и гово­рит о том, что Христос их любит, ибо наказывает! Поэтому в жизни всякое обличение должно приниматься нами не с ропотом и обидой, а со смирением и благодарностью, ибо это хорошо для нас. Лучше сейчас понести наказание, чем в вечности. Ныне многие молодые родители решили, что детей нельзя физически наказывать, их, мол, любить надо, и они сами должны доходить до всего сво­им сознанием; они, мол, должны иметь свою волю. А вот что говорит Священ­ное Писание: «кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы в последствии утешаться им» (Сир. 30:1); «кто жалеет розги своей, тот ненави­дит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13:25); «не остав­ляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Прит. 23:13-14).

Видно, и лаодикийцев наказывал Христос, и вот, Он призывает их: Итак будь ревностен и покайся. Во многом мы проявляем ревность. В приобретении богатств, образования, чинов, друзей, грехов. Христос же призывает «Тёплых» лаодикийцев к ревности в покаянии. Мы обычно говорим о ревностном служе­нии Господу. Но чтобы служение наше действительно было ревностным и бо­гоугодным, надо быть ревностным в покаянии. А как часто мы в этом ни хо­лодны, ни горячи. Холодные – это те, кто вообще не каются, это безбожное пребывание в грехе. Горячие – это искренне, слёзно и постоянно кающиеся во всех своих грехах и оставляющие свои грехи. Тёплые – время от времени бывают у батюшки на исповеди, рассказывают ему какие-то грехи свои; перед греховным делом могут сказать: прости, Господи, – и совершить грех. Но нет искреннего раскаяния в своих грехах, нет слёз души, не опротивел им грех, в их глазах он не ужасен, не понимают, что этот их грех введёт в геенну. Не имеют они намерения оставить грех, не считают нужным исповедовать грехи свои пред теми, пред кем виноваты. На исповеди спешат таковые склонить го­лову под епитрахиль священника, но не спешат высказать и оплакать все свои грехи. Христос стоит у двери твоего очерствевшего сердца и говорит: будь рев­ностен и покайся! А вспомним примеры покаяния святых! Горькие слезы Апос­тола Петра после отречения. Апостол Павел, который огласил уже почти всю вселенную проповедью и призвал её к покаянию, всегда помнил и оплакивал свой тяжкий грех перед Церковью, гонителем которой он был. Не скрывал это­го, но часто упоминал о том в своих речах. Вот в конце жизни пишет он свое­му ученику Тимофею послание и упоминает о грехе своём, плачет о нём, как будто сегодня совершил, и видит себя первым из всех грешников (1Тим.1:13,15). Семнадцать лет вела греховную страстную жизнь некая Ма­рия. Но посмотри в пустыню Египетскую. И ты увидишь там женщину, сорок семь лет в полном одиночестве терпящую всевозможные лишения. Сорок семь лет уже оплакивает она те её семнадцать лет, проведенные во грехах. А обра­тись в пустыню Сирскую, и ты услышишь покаянный стон и плач Ефрема. Он и перед смертью скажет ученикам: никто да не ублажает меня, ибо я грешный человек. Посмотри в леса Саровские, там, в дремучей чаще, на камне тысячу дней и ночей стоит одиноко и покаянно на коленях монах Серафим. Так неуже­ли же мы настолько выше и чище всех этих людей, что не нуждаемся и в тысячной доле их покаяния?! Плачь, плачь, Лаодикия, о своих грехах! Плачьте о нас, ленивцах, и вы, святые Пётр и Павел, святая Мария Египетская и свя­той Ефрем Сирин, плачь о земле нашей и ты, святой Серафим Саровский. Плачьте о нас, святые, да и мы, наконец, восплачем о грехах наших!

Откр.3:20 – Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Где это Господь стоит у двери? Разве Он не Везде­сущий? Разве не Царь царей? Где то место, где Он у дверей? Кто сей, дерзкий, не впустивший Христа? Куда нам обратить свой взор, чтобы увидеть Его? Может, это на небесах? Может, это херувимы или серафимы, высшие чины ангельские? Но нет, читаем: «Господь царствует... Он восседаёт на Херувимах» (Пс. 98:1). Нет, не Херувимы это. Может, Серафимы? Нет, ибо «вокруг Него (Бога) стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и гово­рили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:2-3). Нет, не закрывают сера­фимы своих дверей от Господа, но закрывают, наоборот, глаза свои, ибо не дер­зают взирать на Его славу. Не за дверями находится, а на престоле восседаёт Христос Вседержитель на небе. Так где же та дверь, которая не открылась Хри­сту? Вижу, что и тварь бессловесная славит Его. «Вся земля полна славы Его» (Ис. 6:3). «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:8-10). Так где же, Господи, где дверь та, которая заперта пред Тобою, в которую стучит десница Твоя – и не открывается?! Се, стою у двери и стучу. Стучу в дверь лаодикийской Церкви, сердца ни холодного, ни горячего. Там нет Меня, там не правит десница Моя, там Я за дверью. Так может оказаться, что и в большом обществе верующих нет Того, в Кого они веруют. Таково сердце человека. Вот сей дерзкий, не впустивший Наполняющего всё. Разросшееся и обленившееся «я» сидит, развалившись, в кресле сердца, а Христос стоит у двери и стучит. Но лень этому «я», оно не спе­шит отворять дверь его Создавшему. «Вот, голос Моего возлюбленного, который стучится: отвори мне, сестра моя... потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою». И вот ответ на сей стук возлюбленного: «Я скину­ла хитон мой: как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» (Песн. 5:2-3). Спит душа лаодикийская. Он мог бы давно уйти, но Он стоит у двери и стучит, стучит непрерывно, стучит долго, стучит, стучит, сту­чит. Слышишь ли голос Духа Святого, стук Христа? В ночное время, когда не можешь спать, у тебя стучит сердце, но ты внимательней вслушайся: не в сердце ли тот стук?..

Если кто услышит голос Мой и отворит дверь – услышав тихое веяние побуждения Духа Святого, стук Христов, раскрываются двери сердца. Войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Устраивается дивная вечеря в сердце человека. Говорит Отец по случаю возвращения блудного сына: «приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк. 15:23). Пищею небесною становится для человека его спасение. И обещал Христос открывающему дверь своего сердца: «и Мы (Отец и Сын) придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). И Дух Святой, Который «с вами пребывает (стучит в сердце) и в вас будет» (Ин. 14:17). Так становится серд­це обителью Живоначальной Троицы. Господь вечеряет в таком сердце и в та­кой общине церковной.

Откр.3:21 – Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Побеждающему, пробудившемуся от лаодикийского сна, впустившему Хрис­та в сердце, у кого Он теперь не за дверями, а на престоле сердца, тому дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Как Бог, Христос всегда заполнял Собою всю вселенную и был Царём цар­ствующих. Как Сын Человеческий, Он принимает на Себя всякую немощь, бо­лезнь и поругания. И вот Голгофа, Крест. Христос одерживает великую и дивную победу над сатаной. Изгоняется вон лукавый (Ин. 12:31), воцаряется Сын Девы, Плотью восходит на небеса и садится одесную Отца, Божественною славою про­славляет Своё Человечество. И теперь даёт вместе с Собою сесть на Своём пре­столе побеждающему. Говорит мудрый Агур, сын Иакеев: «Три вещи непостижи­мы для меня, и четырёх я не понимаю» (Прит. 30:18). Так и я говорю: шесть обетований шести Церквам дивны были и непостижимы мне, а седьмое я не пони­маю! Вместить в себя невозможно. Непостижимо, как вообще можно избавиться от греха. Но Христос омывает. Но и после этого непостижимо, почему Христос не оставляет нас на земле, но берёт в Своё Царство. Но Он берёт! Ну, а если вошли, то уж в Царстве Его где-нибудь в дальнем уголке стоять, – но Он возводит в го­род Небесный Иерусалим. В этом-то городе стоять бы где-нибудь у врат, но Хри­стос вводит в самый храм. Всё это обещал Он шести Церквам – и непостижимо сие. Дальше же – неужели правда? – Он возводит и сажает на самый Престол, на котором Сам сидит. Сидёть на престоле Христа, где Владыка вселенной?! Далеко внизу, в чину судимых, остался мир, даже чины ангельские (1 Кор. 6:2-3); и вот – Престол Бога. Когда-то я, червь, не впускал Его в сердце – и вот я там, куда чины ангельские не смеют взирать. Кто достоин сего? Никто. Кто мо­жет понять?.. Я – не могу. Но таково обетование. И с верою принимаем, смол­каем в смирении...

Откр.3:22 – Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Господи, если сие всё даёшь слышать уху нашему, то, что ещё уготовил Ты любящим Тебя, что имеет в виду Апостол, когда говорит: «того не слышало ухо?..»