Деяния Святых Апостолов, Глава 20
Новый Завет с толкованием и комментариями
Предисловие к изданиям
Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис
Деян.20:1-6 – По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде. А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. И утешив их словом многим, потому что после смятения нуждались в большом утешении.
Деян.20:7-8 – В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Тогда был праздник пятидесятницы и день воскресный. И ночью не успокаивался Павел, но беседовал тогда более, так как было досужное время. Посмотри, как долго говорил он даже после ужина.
[И.Л. – Разве православные патриархи, архиереи и священники никогда не читали этих мест Писания? Разве они никогда не держали в руках это толкование блаженного Феофилакта? Почему же они не хотят подражать проповеднику из Тарса? Почему же они сделались такими недосягаемыми, такими далекими, даже в обыденной жизни умышленно отделяясь от народа своим чванством, снобизмом, недоступностью? Много ли случаев было на Руси за тысячу лет, когда патриархи и архиереи были в домах своих прихожан, ночевали и ужинали с ними? И не просто посетили, но беседовал тогда более и даже после ужина. Сегодня это выглядит так: поездка патриарха по стране, совершается всюду им литургия, подходят все под благословение, и ни с одним никогда из прихожан патриарх не договаривается, что будет ночевать у него дома. Его охраняет высококлассная охрана КГБ, и он уезжает на крайкомовскую дачу. Каким бы ни был высоким саном и эпитетами награжден патриарх, но всё-таки он не выше Апостола. Пусть бы и так, но если бы он там, на шикарной крайкомовской даче, проповедовал о Христе, беседовал тогда более и даже после ужина. Когда приезжает архиерей в один из городов или сёл своей епархии, то он останавливается только у благочинного и настоятеля, и он недоступен для простых овец почти как патриарх, почти как первый секретарь крайкома партии и даже более. Но пусть бы и так, если они не могут быть иными, пусть бы и так, как всегда: многочасовые застолья с обильными возлияниями – красиво жить не запретишь, – но пусть бы он беседовал тогда более и даже после ужина. Часто ли священники, выезжая в подчиненные им приходы, останавливаются у простых овец? Бывают ли у них эти счастливые часы, воистину святые и апостольские, чтобы они собирали своих прихожан, за которых нужно отвечать своею душою и целой вечностью, когда они в простоте сердца, доступные, родные и близкие, сидят за одним столом, открывают Священное Писание, вникают в таинственный смысл божественных откровений и вместе благодарят Бога о том, какие они счастливые, что Бог дал им радость быть именно православными, у которых есть великое сокровище Вселенских и Поместных соборов, у которых есть славные предшественники – святые отцы и их труды, и что у них есть чудное толкование блаженного Феофилакта. Многие ли священники вернувшись из поездки домой могут с душевной радостью и просветленным лицом, со слезами сказать, что «я был там-то и беседовал тогда более и даже после ужина»?]
Деян.20:9 – Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Отягчив сном слушателя, дьявол нарушил праздник. Юноша сидел на окне ночью, так велико было желание слушать. И достойно удивления, что, будучи юношею, он не был беззаботен и, отягчаемый сном, не ушел, даже не испугался того, что его могут столкнуть, потому что он заснул не от невнимательности, а по требованию натуры.
Деян.20:10-13 – Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. Душа его в нем есть. Не сказал: восстанет; я воскрешу его. Обрати внимание на смирение его и на его желание утешить.
Деян.20:14-15 – Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину. И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит. Сам пошел пешим, предоставляя им то, что легче, а себе выбирая то, что труднее, и с тем вместе поучая многому и приучая их разлучаться с собою.
Деян.20:16 – Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Видишь, и при желании, и при старании Павел часто не достигал желаемого, чтобы мы не подумали, что он был выше человеческой природы. Святые и великие мужи были одной с нами природы, но не одной воли; поэтому и имели много благодати.
Деян.20:17- 21 – Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. – Со всяким смиренномудрием. Не просто со смиренномудрием, но со всяким; потому что много видов смиренномудрия: смиренномудрие в слове, смиренномудрие в деле, смиренномудрие по отношению к начальникам, смиренномудрие по отношению к подчиненным. Многим неизвестен обычай Писания, особенно Нового Завета, – называть епископов пресвитерами и пресвитеров епископами; между тем это видно и из этого места, и из послания к Титу, а также и из послания к Филиппийцам. Мы могли бы также узнать, не то ли самое следует, хотя по заключению, выводить и из первого послания к Тимофею. Из книги Деяний можно убедиться в этом; потому что написано следующее: от Милита же послав в Ефес, призвал пресвитеров церкви, – не сказано, что призвал епископов; между тем потом присовокупляет: Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога (ст. 28). В послании же к Титу говорит: Тит.1:5 – Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. (Фил.1:1). Было, значит, и такое, что не следовало знать. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так высказывать всё есть признак неблагоразумия. Поэтому прибавил: полезного.
Деян.20:22-24 – И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. Замечательно, что пророки знают не всё, но только то, что внушает им Дух Святый. Вот и Павел, предсказав, как пророк, обо всем, что имело случиться с ним, и о том, что среди ефесян будут плохие верующие и еретики, сказал, что одного не знает, – какой конец будет всего этого; потому что, объявив ему всё, Господь скрыл от него одно это, именно: что будет с ним после уз и скорбей. Это для того, чтобы зная, что именно ему следует преследовать, и возгордившись, он не пал от гордости. Святый Дух оставил его в сомнении, чтобы, страшась плотской немощи, он молил Бога об избавлении от искушений. Что ждут меня искушения, – это я знаю; а какие искушения, – того не знаю, потому что это было труднее. Зачем же ты идешь, если ожидают тебя узы и скорби? Для того, чтобы быть узником ради Христа, чтобы умереть ради Него.
Деян.20:25-27 – И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Чист я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ; потому что я исполнил обязанность учителя. Значит, кто не говорит всей воли Божией, тот виновен в крови, то есть в убийстве. По-видимому, оправдываясь, он однако же заставляет их остерегаться.
[И.Л. – Это место писания и толкования всем священнослужителям и мирянам нужно заучить наизусть. Всю волю Божию может возвещать только тот, кто читает постоянно Библию и знает ее.]
Деян.20:28 – Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Спасительная польза состоит не в том только, чтобы исправлять других (1Кор.9:27 – но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным), ни в том, чтобы заботиться только о себе, потому что таковой – самолюбец, ищет только своей выгоды и подобен зарывшему свой талант в землю. Внимайте себе – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, но потому, что, когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу. Вы получили, говорит, хиротонию от Духа. Замечательно, что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать за словесными стадами Церкви, наблюдать, чтобы не ослабел кто верою, не томится ли кто голодом или жаждою, или не нуждается ли кто в каком-либо замечании или обличении, как заповедует сам же Павел: 2 Тим. 4:2 – проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием; или же Апостол епископами здесь и называет епископов. Немаловажным вещам угрожала опасность, если Господь не пощадил даже крови Своей. Да, чтобы примирить врагов, Он пролил даже собственную кровь; ты же можешь удержать их, когда они сделались уже друзьями.
Деян.20:29-31 – Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. Двоякое несчастие: с одной стороны то, что его не будет, с другой – то, что иные будут нападать и притом, – что особенно горько, – из вас самих. Тяжело бывает, когда происходит междоусобная война. Цель еретиков – стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того или другого еретика, как от Манеса – манихеи, от Ария – ариане и другие виды ересей. Поэтому, умеряя еще ранее их ревность, Павел поносит и прощает тех, которые говорили, 1 Кор. 1:12 – «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
Деян.20:32-34 – И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Увещание оканчивается молитвою. Так как он сильно устрашил их, то, чтобы не поразить окончательно, вот и утешение. Не сказал: не взял, – но: даже и не пожелал. Да, истинная милостыня – в том, чтобы подавать из собственных трудов. Но обрати внимание на то, что трудился человек, который постоянно беседовал: и днем и ночью.
[И.Л. – Безбожные вожди говорят, что человек это стадное животное. А когда говорят о животных, то называют их бессловесными. Идет архиерейское богослужение. Задействованы все пять органов чувств, но Слово Божие отдает первенство, предпочтение слуху, только слуху. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Выходит архиерей и сонм духовенства, выходят молча, молча становятся в установленном порядке по ранжиру в специально построенной для них загородке в центре храма; они даже физически полностью отделенны от народа. Молча стоят, и молча, торжественные, недосягаемые скрываются в алтаре в кадильном дыму как в туманной дали. Посторонние люди, приходящие в храм, спрашивают: «Они что, у вас все глухонемые, не умеют разговаривать?» Апостол же Павел постоянно беседовал: и днем и ночью. Иногда это молчание «украшается» тем, что на патриархе и архиерее молодые и крепкие «проповедники»: иподиаконы и чтецы – застегивают пуговички, подносят расческу и умывальницу – засупонивают коня на битву. И нас спрашивают: «Что, они сами одеваться не умеют?» Апостол же Павел постоянно беседовал: и днем и ночью. Так будем ли мы подражать Апостолу или же как на сцене будем держаться этого придуманного людьми обряда и ритуала, ничего не меняя в этом «репертуаре»? Господи, пошли истинных делателей земле русской, чтобы они любили народ Твой, проповедовали ему слово евангельское и постоянно беседовали с народом на основании Священного Писания во славу Божию: и днем и ночью.]
Деян.20:35 – Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Я показал вам самым делом, что нужно трудиться и памятовать это слово Господа Иисуса. Но где сказал Господь это? Быть может, Апостолы передали это неписьменно или это ясно по умозаключению. Одна степень – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать.
[И.Л. – Эти слова как будто совершенно неизвестны сегодня, и в первую очередь монашествующим и священнослужителям. Верующие должны питать своих наставников, и Апостол Павел поясняет, каких именно. 1Тим.5:17 – «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». 1Кор.9:11 – «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» Питаясь за счёт пасомых, пастыри должны ежедневно повторять эти слова Господа: «блаженнее давать, нежели принимать». Принимать умеют, и принимают как достойное, забывая, что должны давать и давать превосходящее, более того, что принимают, то есть духовное. То есть непрерывно проповедовать и питать души пасомых, чтобы кормящие их овцы сами были сыты и ухожены, памятовать это слово Господа Иисуса. Иначе им имя будет не пастыри, а тунеядцы и дармоеды.]
Деян.20:36-38 – Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. Заметить нужно, что тому, кто расстается, следует сотворить коленопреклонение и молитву со всеми присутствующими и тогда уже удаляться. Обнимавшие его в последний раз и от последней беседы его почувствовавшие сильную любовь и дружбу.
Деян.20:7-8 – В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Тогда был праздник пятидесятницы и день воскресный. И ночью не успокаивался Павел, но беседовал тогда более, так как было досужное время. Посмотри, как долго говорил он даже после ужина.
[И.Л. – Разве православные патриархи, архиереи и священники никогда не читали этих мест Писания? Разве они никогда не держали в руках это толкование блаженного Феофилакта? Почему же они не хотят подражать проповеднику из Тарса? Почему же они сделались такими недосягаемыми, такими далекими, даже в обыденной жизни умышленно отделяясь от народа своим чванством, снобизмом, недоступностью? Много ли случаев было на Руси за тысячу лет, когда патриархи и архиереи были в домах своих прихожан, ночевали и ужинали с ними? И не просто посетили, но беседовал тогда более и даже после ужина. Сегодня это выглядит так: поездка патриарха по стране, совершается всюду им литургия, подходят все под благословение, и ни с одним никогда из прихожан патриарх не договаривается, что будет ночевать у него дома. Его охраняет высококлассная охрана КГБ, и он уезжает на крайкомовскую дачу. Каким бы ни был высоким саном и эпитетами награжден патриарх, но всё-таки он не выше Апостола. Пусть бы и так, но если бы он там, на шикарной крайкомовской даче, проповедовал о Христе, беседовал тогда более и даже после ужина. Когда приезжает архиерей в один из городов или сёл своей епархии, то он останавливается только у благочинного и настоятеля, и он недоступен для простых овец почти как патриарх, почти как первый секретарь крайкома партии и даже более. Но пусть бы и так, если они не могут быть иными, пусть бы и так, как всегда: многочасовые застолья с обильными возлияниями – красиво жить не запретишь, – но пусть бы он беседовал тогда более и даже после ужина. Часто ли священники, выезжая в подчиненные им приходы, останавливаются у простых овец? Бывают ли у них эти счастливые часы, воистину святые и апостольские, чтобы они собирали своих прихожан, за которых нужно отвечать своею душою и целой вечностью, когда они в простоте сердца, доступные, родные и близкие, сидят за одним столом, открывают Священное Писание, вникают в таинственный смысл божественных откровений и вместе благодарят Бога о том, какие они счастливые, что Бог дал им радость быть именно православными, у которых есть великое сокровище Вселенских и Поместных соборов, у которых есть славные предшественники – святые отцы и их труды, и что у них есть чудное толкование блаженного Феофилакта. Многие ли священники вернувшись из поездки домой могут с душевной радостью и просветленным лицом, со слезами сказать, что «я был там-то и беседовал тогда более и даже после ужина»?]
Деян.20:9 – Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Отягчив сном слушателя, дьявол нарушил праздник. Юноша сидел на окне ночью, так велико было желание слушать. И достойно удивления, что, будучи юношею, он не был беззаботен и, отягчаемый сном, не ушел, даже не испугался того, что его могут столкнуть, потому что он заснул не от невнимательности, а по требованию натуры.
Деян.20:10-13 – Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. Душа его в нем есть. Не сказал: восстанет; я воскрешу его. Обрати внимание на смирение его и на его желание утешить.
Деян.20:14-15 – Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину. И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит. Сам пошел пешим, предоставляя им то, что легче, а себе выбирая то, что труднее, и с тем вместе поучая многому и приучая их разлучаться с собою.
Деян.20:16 – Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Видишь, и при желании, и при старании Павел часто не достигал желаемого, чтобы мы не подумали, что он был выше человеческой природы. Святые и великие мужи были одной с нами природы, но не одной воли; поэтому и имели много благодати.
Деян.20:17- 21 – Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. – Со всяким смиренномудрием. Не просто со смиренномудрием, но со всяким; потому что много видов смиренномудрия: смиренномудрие в слове, смиренномудрие в деле, смиренномудрие по отношению к начальникам, смиренномудрие по отношению к подчиненным. Многим неизвестен обычай Писания, особенно Нового Завета, – называть епископов пресвитерами и пресвитеров епископами; между тем это видно и из этого места, и из послания к Титу, а также и из послания к Филиппийцам. Мы могли бы также узнать, не то ли самое следует, хотя по заключению, выводить и из первого послания к Тимофею. Из книги Деяний можно убедиться в этом; потому что написано следующее: от Милита же послав в Ефес, призвал пресвитеров церкви, – не сказано, что призвал епископов; между тем потом присовокупляет: Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога (ст. 28). В послании же к Титу говорит: Тит.1:5 – Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал. (Фил.1:1). Было, значит, и такое, что не следовало знать. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так высказывать всё есть признак неблагоразумия. Поэтому прибавил: полезного.
Деян.20:22-24 – И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. Замечательно, что пророки знают не всё, но только то, что внушает им Дух Святый. Вот и Павел, предсказав, как пророк, обо всем, что имело случиться с ним, и о том, что среди ефесян будут плохие верующие и еретики, сказал, что одного не знает, – какой конец будет всего этого; потому что, объявив ему всё, Господь скрыл от него одно это, именно: что будет с ним после уз и скорбей. Это для того, чтобы зная, что именно ему следует преследовать, и возгордившись, он не пал от гордости. Святый Дух оставил его в сомнении, чтобы, страшась плотской немощи, он молил Бога об избавлении от искушений. Что ждут меня искушения, – это я знаю; а какие искушения, – того не знаю, потому что это было труднее. Зачем же ты идешь, если ожидают тебя узы и скорби? Для того, чтобы быть узником ради Христа, чтобы умереть ради Него.
Деян.20:25-27 – И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Чист я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ; потому что я исполнил обязанность учителя. Значит, кто не говорит всей воли Божией, тот виновен в крови, то есть в убийстве. По-видимому, оправдываясь, он однако же заставляет их остерегаться.
[И.Л. – Это место писания и толкования всем священнослужителям и мирянам нужно заучить наизусть. Всю волю Божию может возвещать только тот, кто читает постоянно Библию и знает ее.]
Деян.20:28 – Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Спасительная польза состоит не в том только, чтобы исправлять других (1Кор.9:27 – но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным), ни в том, чтобы заботиться только о себе, потому что таковой – самолюбец, ищет только своей выгоды и подобен зарывшему свой талант в землю. Внимайте себе – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, но потому, что, когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу. Вы получили, говорит, хиротонию от Духа. Замечательно, что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать за словесными стадами Церкви, наблюдать, чтобы не ослабел кто верою, не томится ли кто голодом или жаждою, или не нуждается ли кто в каком-либо замечании или обличении, как заповедует сам же Павел: 2 Тим. 4:2 – проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием; или же Апостол епископами здесь и называет епископов. Немаловажным вещам угрожала опасность, если Господь не пощадил даже крови Своей. Да, чтобы примирить врагов, Он пролил даже собственную кровь; ты же можешь удержать их, когда они сделались уже друзьями.
Деян.20:29-31 – Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. Двоякое несчастие: с одной стороны то, что его не будет, с другой – то, что иные будут нападать и притом, – что особенно горько, – из вас самих. Тяжело бывает, когда происходит междоусобная война. Цель еретиков – стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того или другого еретика, как от Манеса – манихеи, от Ария – ариане и другие виды ересей. Поэтому, умеряя еще ранее их ревность, Павел поносит и прощает тех, которые говорили, 1 Кор. 1:12 – «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
Деян.20:32-34 – И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Увещание оканчивается молитвою. Так как он сильно устрашил их, то, чтобы не поразить окончательно, вот и утешение. Не сказал: не взял, – но: даже и не пожелал. Да, истинная милостыня – в том, чтобы подавать из собственных трудов. Но обрати внимание на то, что трудился человек, который постоянно беседовал: и днем и ночью.
[И.Л. – Безбожные вожди говорят, что человек это стадное животное. А когда говорят о животных, то называют их бессловесными. Идет архиерейское богослужение. Задействованы все пять органов чувств, но Слово Божие отдает первенство, предпочтение слуху, только слуху. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Выходит архиерей и сонм духовенства, выходят молча, молча становятся в установленном порядке по ранжиру в специально построенной для них загородке в центре храма; они даже физически полностью отделенны от народа. Молча стоят, и молча, торжественные, недосягаемые скрываются в алтаре в кадильном дыму как в туманной дали. Посторонние люди, приходящие в храм, спрашивают: «Они что, у вас все глухонемые, не умеют разговаривать?» Апостол же Павел постоянно беседовал: и днем и ночью. Иногда это молчание «украшается» тем, что на патриархе и архиерее молодые и крепкие «проповедники»: иподиаконы и чтецы – застегивают пуговички, подносят расческу и умывальницу – засупонивают коня на битву. И нас спрашивают: «Что, они сами одеваться не умеют?» Апостол же Павел постоянно беседовал: и днем и ночью. Так будем ли мы подражать Апостолу или же как на сцене будем держаться этого придуманного людьми обряда и ритуала, ничего не меняя в этом «репертуаре»? Господи, пошли истинных делателей земле русской, чтобы они любили народ Твой, проповедовали ему слово евангельское и постоянно беседовали с народом на основании Священного Писания во славу Божию: и днем и ночью.]
Деян.20:35 – Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Я показал вам самым делом, что нужно трудиться и памятовать это слово Господа Иисуса. Но где сказал Господь это? Быть может, Апостолы передали это неписьменно или это ясно по умозаключению. Одна степень – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать.
[И.Л. – Эти слова как будто совершенно неизвестны сегодня, и в первую очередь монашествующим и священнослужителям. Верующие должны питать своих наставников, и Апостол Павел поясняет, каких именно. 1Тим.5:17 – «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». 1Кор.9:11 – «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» Питаясь за счёт пасомых, пастыри должны ежедневно повторять эти слова Господа: «блаженнее давать, нежели принимать». Принимать умеют, и принимают как достойное, забывая, что должны давать и давать превосходящее, более того, что принимают, то есть духовное. То есть непрерывно проповедовать и питать души пасомых, чтобы кормящие их овцы сами были сыты и ухожены, памятовать это слово Господа Иисуса. Иначе им имя будет не пастыри, а тунеядцы и дармоеды.]
Деян.20:36-38 – Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. Заметить нужно, что тому, кто расстается, следует сотворить коленопреклонение и молитву со всеми присутствующими и тогда уже удаляться. Обнимавшие его в последний раз и от последней беседы его почувствовавшие сильную любовь и дружбу.