размер шрифта
Поиск по сайту


Послание Иакова, Глава 1

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Иак.1:1 – Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться. Раб Бога, то есть Отца и Господа – Иисуса; а если равно раб Отца и Сына, то Сын равен Отцу и по существу, и по чести. Апостолы Господа выше всякого мирского достоинства поставляют то, что они рабы Христа.

Иак.1:2 – С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. Искушения и печаль ради Бога Апостол признает похвальными и достойными радости, потому что они – самые крепкие узы и возращение любви и сокрушения, почему и сказано: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению – Сир. 2:1. И Христос сказал: в мире будете иметь скорбь; но мужайтесьИн. 16:33, ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога. Называет их не детьми, но братьями – по смиренномудрию. Искушения доставляют рачительным всякую радость потому, что через них обнаруживается испытание таковых, а испытание приводит к совершенному действию. Но тогда кто-нибудь скажет: если таково действие искушений, то как Христос научает нас в молитве просить Бога и не введи нас в искушение (Мф. 6:13)? Отвечаем: искушения бывают двоякого рода. Одни происходят от нас, а другие посылаются на нас Богом для упражнения и прославления нашего. И от нас происходящие искушения двоякого же рода. Одни бывают от нерассудительной храбрости, которую мы называем дерзостью и от которой заповедует нам Господь беречься, потому что хотя и бодр дух, но во время подвигов бодрость угасает, почему храбрость та не оканчивается добром для имеющих ее. Другие искушения, как, например, гибель содомлян (Быт. 19:13), посылаются за грехи. Этих искушений всеми силами должно избегать через жизнь безгрешную; искушений же от Бога, каковые были Иову, Аврааму, не только не должно избегать, но, если возможно, нужно привлекать их терпением и благодарением, потому что они удостаивают прославления и венцов.

Иак.1:3 – Зная, что испытание вашей веры производит терпение. Хотя искушения, как сказали мы, двоякого рода, но терпение полезно в каждом их роде. В искушениях от Бога оно полезно тем, что через них мы получаем прославление, как получили оное Авраам, Иов, а в искушениях от нас – тем, что перенесением их с благодарностью мы делаем как бы вознаграждение за свои грехи, ибо кто сознает свои грехи, тот положил начало своему спасению и приобрел себе черту праведника, так как праведный муж первый обвиняет сам себя.

Иак.1:4 – Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Причиной совершенного действия называет мудрость, ибо знает, что испытание веры и терпения в искушениях не есть удел всех людей, но мудрых о Боге, почему желающих выказать веру и терпение возбуждает к молитве о мудрости.

Иак.1:5 – Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, ибо в ней указывает нам причину совершенного действия, а причина эта – небесная мудрость, укрепляясь которой, мы сможем совершить добро вполне.

Иак.1:6 – Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Если верит, пусть просит, а если не верит, пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся и тот, кто просит с высокомерием. Но очевидно, что кто просит сомневаясь, тот есть обидчик, ибо если ты не уверен, что Бог исполнит просьбу твою, то вовсе не приступай к прошению, чтобы не оказаться тебе через неразумное двоедушие обвинителем Того, Кто всё может. Посему нужно умолять об избавлении от такой постыдной болезни.

Иак.1:7 – Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Сомневающийся – тот, кто далек от твердого действования и недоумевает, сбудется то или иное или нет. Такой не получит, как не уверенный относительно того, чего ожидает.

Иак.1:8 – Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Двоедушный – находящийся в замешательстве, неустроенный, несовершенный, двоящийся мыслями, лицемер, а путями называет Апостол душевные движения, которыми возвышаются надежды, добрые ли то или недобрые, как и Давид сказал: Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе – Пс.138:3. Иначе: мужем двоедушным Апостол называет неустановившегося, который не стремится крепко ни к будущему, ни к настоящему, но носится туда и сюда, и придерживается то будущего, то настоящего. Такого уподобляет он морской волне, не имеющей постоянства, и цвету травы, цвету, остающемуся не долго, но засыхающему с восходом солнечным, почему и сравнил его не с травой, которая продолжительнее, но с цветом ее, чтобы представить его кратковременность. Почему же назвал его двоедушным? Потому что он не стремится с уверенностью ни к настоящей, ни к будущей жизни, ибо в Писании душой называется и жизнь, например: Иов. 2:4 – И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. Удали от себя двоедушие и нисколько не сомневайся просить у Бога, не говори в себе: «Как я могу просить от Господа и получить, когда столько согрешил против Него?» Не думай так, но от всего сердца своего исповедуйся и обращайся к Господу, и проси у Него без сомнения, и ты познаешь Его благоутробие, потому что Он не оставит тебя, но исполнит желания сердца твоего – Пс. 36:4, ибо Бог непамятозлобив и милостив к Своим созданиям.

Иак.1:9 – Да хвалится брат униженный высотою своею. Так как смирение признает Апостол хранителем всего доброго, и ничто не совершается без него у рачительных, то прибавляет: «Смиренный пусть хвалится высотою своею». Сомневающегося он уподобляет морской волне, а она от дуновения ветра поднимается и скорее, чем возвысится, опускается. Подобное испытывает и сомневающийся, когда по надмению не утверждает прошений своих ни на чем непременяемом. Поэтому Апостол прибавляет: «Пусть хвалится брат смиренный». Он говорит как бы так: кто хочет просить чего-нибудь, тот пусть, во-первых, просит необходимого, относительно испрошения чего он не может обмануться, то есть Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33). Потом пусть просит этого постоянно, – не так, что немного помолился, да тотчас и отступился, ибо это свойственно гордым, но пусть просит неотступно, терпеливо ожидая получения со смирением душевным.

Иак.1:10-11 – А богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Путями называет предприятия в настоящей жизни.

Иак.1:12 – Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. Мы сказали, что искушения двоякого рода, и что терпение полезно в каждом их роде. Апостол, помня о молитве Господней, внушающей нам безопаснейшее, то есть чтобы мы молились, дабы не впасть нам в искушение, возвращается к объяснению того, какое искушение от Бога, и какое от нас, от нашего произволения. Впрочем, хорошо и следующее: Господь и Бог, взирая на большую немощь человеческой природы, предложил молиться об удалении от нас искушений, так как ученики Его были еще далеко не совершенны; но когда познанием Его воскресения и вознесением на небо немощная природа наша укрепилась, то брат Его по плоти научает уже не бояться искушений.

Иак.1:13 – В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Если искушения двоякого рода, то почему Апостол поставляет теперь всякое искушение вне воли Божией? Но примечай, он не сказал: «искушенный», но – «искушаемый». Кто через грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушения и как бы в постоянной буре погружается в опасности – искушается не от Бога, но от собственной похоти. Ибо кто победил нашедшее искушение и сделался тверже, тот уже нелегко поддается искушениям, особенно находящим от него самого, потому что на свободе от искушений постоянно склоняется к жизни более любомудрой.

Иак.1:14 – Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Всё это свойственно естеству смертному и земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы. Похоть же, и грех, и рождающаяся от нее смерть для души стали как бы ступенями погибели человеческой. Ибо похоть, найдя место пристанища, соделала грех, который родил смерть, и, только искоренив оный через покаяние, мы полагаем начало другой нашей жизни.

Иак.1:15 – Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Так как о Божеской природе доказано, что Бог ни Сам не искушается, ни других не искушает, то здесь искушениями называет помыслы, смущающие душу, ибо искушения от Бога не смущают, но утверждают душу, озаряя ее, тогда как всё, происходящее от нас, имеет несовершенство.

Иак.1:16-17 – Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Под Отцом светов разумей Бога, а под светами или силы ангельские, или просвещенных Духом Святым людей. У Бога светов нет изменения, ибо Он Сам взывает через пророка: Мал. 3:6 – Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь

Иак.1:18 – Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Сказал восхотев, потому что есть люди, которые по наваждению беса умствуют, что мир составился как бы случайно. Божество неизменяемо. Если мы произошли, то явно, что мы не неизменяемы, ибо возможно ли, чтобы неизменяемым было то, что из небытия пришло в бытие через изменение? А чтобы по поводу слова «породил» не подумал кто, что Бог и Сына родил так же, как нас, Апостол присовокупил: словом истины, – ибо, по словам Иоанна Богослова, всё через Него начало быть (Ин.1:3), то есть через Слово истины; посему, если мы произошли через Слово, то не однородны с Тем, от Кого произошли по бытию.

Иак.1:19 – Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Скорым нужно быть на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу, ибо известно, что кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему, относительно изучения Божественных предметов Апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, – медленность. Таковы слова, гнев, ибо говорливость в гневе не оканчивается добром. Посему один богомудрый муж часто раскаивался в том, что он говорил, а в том, что молчал, никогда не раскаивался. Так и блаженный Давид заповедует: Пс.4:5 – Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; то есть не гневайтесь скоро и не впадайте от гнева в бешенство. Подобна этой и настоящая заповедь о словах и о гневе, особенно о гневе, который, быв допущен до безрассудства, лишает правды Божией.

[И.Л. – В любом деле человек должен заботиться о его окончании, и поэтому должен поспешать. Но так как спасение души есть самое наиглавнейшее дело нашей жизни, то и поспешать к нему следует более всего. Евр.3:15 – «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Поэтому, как только представилась возможность услышать слово Евангелия, отложи все дела и склонись как Мария у ног Иисуса, избрав благую часть. Относительно изучения Божественных предметов Апостол заповедует скорость. То есть не откладывать ни на день, ни на час, но в продолжении всей жизни нужно учиться любое дело делать как можно быстрее, поспешая окончить его. В деле же исследования Священного Писания и на молитве – никогда не спешить. Мы спешили навстречу к Иисусу, теперь мы склонились перед Ним, и спешить нам теперь уже некуда. Мы молимся Ему, говорим Ему, Он слушает нас. Когда мы читаем Слово Божие медленно, вникая в таинственный смысл Писания, то мы слушаем Его, это Он Сам говорит нам.]

Иак.1:20 – Ибо гнев человека не творит правды Божией. Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а гнев губит и разумных (Пр.15:1). Как же он, в страстном размере помрачая ум, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное? Гнев не совершенно чужд правды, ибо в гневе можно усматривать некоторую пользу, поскольку в нем, как и во всяком душевном движении, за неимением похвального можно находить не одно худое, но нечто и полезное.

Иак.1:21 – Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Если кто-нибудь и впадал часто в нечистоту, скорее отставал бы от нее, дабы, оставаясь в ней, не дать злу усилиться через привычку, ибо совершаемое нами часто и в обилии становится обыкновенно как бы природой, получая свойство природы. В кротости, сказал Апостол, имея в виду учительное слово, которое не принимается среди шума и возмущения.

Иак.1:22-23 – Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Кто предается злым делам, тот не помнит, чем он облагодетельствован от Бога, ибо если бы помнил, что он рожден свыше, оправдан и причислен к сынам Божиим, то не предавался бы делам, отвергающим дарованную благодать. От обыкновенного зеркала Апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведя из представленного в кратких словах примера. Усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, а именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало: ему следовало воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался. И фарисеи были слушателями, но так как они не были исполнителями, то и не блаженны они – значит обманывающие самих себя, ни во что ставящие собственное свое спасение.

Иак.1:24-25 – Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Апостол сказал «кто приникнет», а не «войдет», ибо духовный закон, везде имея преимущество и величие, умеет привлекать и самым кратким чтением его. Закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его через эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго.

[И.Л. – Что имеет ввиду блаженный Феофилакт под кратким чтением? По всей вероятности, никак не менее одного стиха Библии. Но чтобы уметь пользоваться столь малым по объему материалом, нужно знать всю Библию. Чтение Священного Писания должно ежедневно занимать никак не меньше нескольких глав. Желательно читать Ветхий и Новый Завет и Псалтирь на русском языке. Опыт чтения Писания хорошо известен сектантам и совершенно незнаком православным. Среди баптистов мне приходилось не раз встречать людей, которые прочитали Библию уже несколько десятков раз. Среди православных это исключительное и почти невозможное явление, а ведь нам, православным, еще нужно знать и толкование не самоизмышленное, жития святых, каноны церкви. Но чтение Библии должно быть ежедневное: «не сяду обедать, пока не прочту».]

Иак.1:26 – Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. По понятию иудеев, благочестив тот, кто оказывает верность в делах, потому что таковой кажется не принадлежащим к толпе. Иудеи, исполняя предписанные законом наблюдения, высоко думали о себе, сосредоточивали в этих наблюдениях всё благочестие по отношению к Богу и, занимаясь только этим, мечтали стяжать через то блаженство, а к другим относились с большим осуждением, как видно из евангельской притчи о самохвале фарисее и мытаре (Лк.18:10-14). Удерживая от такого мнения, Апостол и дает настоящее наставление. Упомянув об исполнителе дела и назвав его блаженным, он тотчас исправляет зло, рождающееся у многих при исполнении. Он как бы говорит: «Хвалящийся исполнением закона, не думай получить блаженство за одно исполнение!» – ибо это неприятно Богу, но приятен Ему тот, кто исполняет, и с тем вместе далек от самомнения, и не относится к неисполняюшим с осуждением. Обольщает свое сердце – как бы душит, и по самомнению, как исполнитель закона, обольщает свою совесть, ибо сердце означает здесь то же, что и в словах сердце сокрушенно и смиренно (Пс.50:19).

Иак.1:27 – Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира. – Благочестие, кажется, подразумевает нечто больше, нежели вера. Слово это обещает знание сокровенного, твердость в созерцаемом верою. Он как бы говорит: «Ты почитаешь себя знатоком тайн закона и точным хранителем его. Так думаешь ты, не умеющий обуздать языка, осуждающий ближнего, живущий высокомерно и не оказывающий сострадания никому из бедных! Между тем закон не одобряет даже того, кто злословит, но повелевает оказывать сострадание и врагам. Итак, если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания ближнему Ибо сострадание ближнему есть своего рода уподобление Богу. Будьте, сказано, милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). Только милосердие ваше должно быть чуждо лицеприятия, потому что и Бог оказывает свои благодеяния не каким-нибудь лицам отдельно, но повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Под миром здесь должно разуметь народ простой и черный, растлевающий себя в обольстительных похотях своих.

[И.Л. – Исполнение закона должно быть во всём, а не в том только, чтобы держать в руках Библию и хорошо знать ее содержание. Бог так установил и устроил, что Он есть единое с Церковью, и Он есть Глава ее, а она – тело Его. И в первые же минуты, когда душа услышит весть о Христе и Дух Божий услышит ее, она должна заботиться об исполнении закона Божия, а закон Божий гласит, что вне Церкви нет спасения. И когда протестанты, сектанты и все еретики, находящиеся вне Церкви Христовой абсолютно правильно преподают о покаянии, о принятии Христа верою, о жизни в Боге, но не приводят людей в Церковь, созданную Христом, они в таком случае поступают не по закону Христову, а только согласуются со своими человеческими мыслями и доводами. Христос никогда не говорил, что Он создаст вторую церковь из-за того, что первая полностью пала и разложилась, что нужно создать новую, протестантскую. Обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона.]