размер шрифта

Поиск по сайту



Откровение Иоанна Богослова, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Первое послание

Откр.2:1 – Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звёзд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников. Мы уже видели, что Ангелу – это зна­чит пастырю Церкви, её епископу. Важно заметить, что послание пишется каж­дый раз как бы не самой Церкви, а её пастырю. В грехе Церкви винится сам пастырь, с него взыскивается грех Церкви, и он призывается к покаянию в этом грехе. Пастырю же идёт и похвала за благочестие и добродетель его паствы. Пастырь олицетворяет собой как бы всю Церковь. Обетования же воздаяния даются не пастырю, а лишь тем, кто побеждает! Так мы видим высоту пастыр­ского служения, но и великую ответственность пастырей, «как обязанных дать отчет» о душах паствы (Евр. 13:17).

Ефес – один из четырёх крупнейших городов тогдашней Римской империи (Рим, Александрия, Ефес и Антиохия). Огромный, шумный, великий язычес­кий город. В нём было одно из семи чудес света Древнего мира – храм богине Диане. В этом шумном городе протекала бурная языческая жизнь. И вот в этом городе была образована христианская Церковь. В её основании и становлении большая роль принадлежит Апостолу Павлу, который три года в ней денно и нощно проповедовал. Какова была эта Церковь, таковым и представляется ей Господь. Так говорит Держащий семь звёзд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (см. 1:12-13; 20) – Христос в Церкви, держащий пастырей в Своей деснице.

Откр.2:2 – Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы.

 Знаю дела твои. Эти слова Господь говорит в каждом из семи посланий, то есть Он знает все дела каждого, от Него ничто не сокрыто, нет для Него ниче­го тайного, Он знает всё. Если дела наши добрые, то это великое для нас утешение. Если же дела наши злы, то это грозное обличение. Каково нам будет, когда на Страшном Суде сами узрим Око, видевшее всё!.. И труд твой. Ефесяне были деятельными христианами. Без всякой устали и лени много труди­лись Господу. И Господь призрел на труд их, принял его, ибо был он истинен и во славу Божию. Часто наш труд знает наше начальство, от которого мы за­висим, наши родные, наше чрево, ради которого много трудится человек. Но знает ли наш труд Царь Небесный?! Знает ли Он наш труд или скажет: Я ни­когда не видел вас трудящимися!

И терпение твоё. Труд их был не по настро­ению, а по терпению. Человек часто трудится по настроению, когда ему хочет­ся. Господь же хочет видеть терпение, труд кропотливый, долгий, непрерывный и неустанный. И вообще, во всяком деле надо проявлять терпение.

И то, что ты не можешь сносить развратных. Как легко мы сейчас сносим развратных! Они же не могли сносить. Их община была безупречная. В ней не было места развратным. Как и о первохристианской Церкви в Иерусалиме читаем, что «из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:13); так было и в ефесской Церкви. Не сносили те христиане развратных в среде своей (облича­ли, увещевали; и если не раскаивались – отлучали), и поэтому «народ прослав­лял их» (Деян. 5:13). Ныне же нет той церковной дисциплины, сносят разврат иных, а потому зачастую народ не прославляет, но одни – смеются, другие – соблазняются, а иные – пристраиваются.

Ефесским пресвитерам (священникам) Апостол Павел сказал некогда: «по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Так оно и было. Состав­лялись ложные апокрифические «евангелия», появилось много еретиков. Это и гностики, и люди, тоже называвшие себя Апостолами. А ведь в то время дей­ствительно было много видевших Христа. И вот среди этих потоков надо было уметь отличить истинных Апостолов от тех, которые тоже так назывались, но были не таковы. Отошёл из Ефеса святой Павел. И вот более чем через 30 лет Сам Христос даёт им похвалу. Они с честью выдержали испытание. Не только духовно развращенных, но и ложно учивших они испытывали, а зна­чит, были в состоянии испытать их учения, и таковых не сносили в своей среде. Ка­ково теперь положение? Давно прошли великие Вселенские соборы, навсегда определившие истинную православную веру, осудившие ереси. Но вот при­ходят всё новые и новые «апостолы», сотнями и сотнями рождаются новые секты, новые исповедания. И ныне эти исповедания подверглись испытанию и найдены ложными. Посему пастыри призваны учить народ, наставлять в истинах православной веры. Ибо и ныне многие гибнут в пагубных ересях.

А чтобы испытать веру иную, вскрыть заблуждения, разоблачать лжеАпостолов, надо глубоко знать свою веру. О если бы и ныне чудный свет Правосла­вия просветил умы и осветил сердца многих заблудших в ересях!

Откр.2:3 – Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Скорби постигали христиан этой церкви, и скор­би немалые, а они всё переносили. И имеешь терпение – не только в тру­дах, но и в скорбях хранишь терпение. Человек готов трудиться для имени своего, своей семьи, своей страны; ефесяне же тру­дились много для имени Господнего. И трудясь, не изнемогали. От трудов же для имени Господнего человек не изнемогает, наоборот, благодатью Духа Свя­того только ещё более укрепляется.

Откр.2:4 – Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Можем себе представить, как епископ ефесской Церкви медленно разво­рачивает свиток с посланием, говорит, что это от возлюбленного ими всеми Апостола Иоанна, начинает читать дивные похвалы от Господа – и все раду­ются – веселие духовное! И вдруг епископ приостанавливается – маленькая частичка “но” останавливает этот поток похвалы от Господа. Но имею против тебя. ...Имеешь против меня? Что же имеешь ты, святой Апостол, против меня? Но послание от Самого Христа – что же имеешь Ты, Господи, против меня? Много тружусь. Всё терплю. Грешников, еретиков обличаю и извер­гаю из среды паствы моей... Трудимся много – не из тщеславия или корыс­ти (Фил. 1:15), как некоторые, но для имени Твоего, Господи! Что же мо­жешь иметь Ты против меня? То, что ты оставил первую любовь твою. Что это означает? Апостол Павел в 13-й главе первого послания к Коринфянам воспевает гимн любви. И звучат слова этого гимна, напоминая: если мы не имеем любви, то хотя бы и имели веру – такую, что могли бы горы переставлять, хотя бы имели дар пророчества и знали все тай­ны, хотя бы всё имение раздали и отдали тело своё на сожжение, хотя бы говорили языками ангельскими духов бесплотных, то всё равно это ничто. Всё это не больше, чем медь звенящая. И для Бога всё это не имеет значения, если совершено без любви. Так, можно много трудиться, терпеть, исторгать грех и обличать ереси, переносить страдания, но если в сердце нет любви – то всё это ничто. И ты, говорит Христос, не имеешь любви. Какой любви? – Первой любви! Во всём Писании это единственное место, где говорится о «первой любви». Словами о любви наполнено всё Писание, но о первой люб­ви – единственный раз говорится, здесь.

Первая любовь. Христос берёт здесь образ того первого, неповторимого, единственного, трепетного чувства, которое бывает между женихом и невестой, которая ждёт своего возлюбленного. Ждёт. Она ещё не наслаждаётся, не уте­шается им, а только ждёт его всем своим существом, делает всё, чтобы только воссоединиться с ним, только о нём мыслит. Мы ещё не соединились со Хрис­том полностью – это будет в вечности. Сейчас Церковь-Невеста ждёт своего Жениха. И каждая верующая душа устремляется к Нему. Это и есть первая любовь – чистая, нежная, ожидающая.

Он – первый. Мы часто любим Господа второй любовью, третьей, четвёртой, седьмой, десятой. Первой любовью мы любим себя, второй – свою семью, третьей – свою работу, четвёртой – каких-нибудь людей, и только где-то там, вдалеке, на последних местах у нас Христос. Таковы часто хрис­тиане. А Христос требует к Себе первой любви. «Кто отца или мать любит больше Меня, тот Меня не достоин». Первая любовь должна быть посвяще­на Христу.

Существует такое примитивное понимание, что христиане любят Христа из корыстных побуждений. Он, мол, помогает им и обещает награды. Это совер­шенно неверно. Да и Христос не примет такой любви, если кто так любит. Должна быть первая любовь, любовь ко Христу ради Христа Самого.

Откр.2:5 – Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Вспомни, где, когда потерял первую любовь (а значит, имел её). Глубокое и страшное падение. Свет твоей первой любви, Ангел Церкви ефесской, озарял некогда твой город, ныне же – ты Ан­гел падший. Ты много делаешь, ты терпелив, ты строг и знаешь много, у тебя огромный опыт. Но вспомни, откуда ты ниспал, вспомни свою первую любовь ко Христу, высоты её, когда ты ещё не имел опыта и больших заслуг, но имел в сердце эту жемчужину первой любви. Из долины своего сегодняшнего состо­яния воззри на гору первой любви, воззри и вспомни, откуда ты ниспал.

Вспомни и покайся. Мы часто не знаем, в чем каяться. Никого не убив и не ограбив, мы иной раз не понимаем, в чём же каяться. А Господь говорит: покайся, что потерял первую любовь. Кто из нас исповедал уже на исповеди, что потерял первую любовь? Нет таковых. Но неужели никто не потерял её? Неужели только ефесяне были такими худыми, а мы все лучше их? Так вспом­ним же и покаемся! Ибо если потеряна первая любовь, то потеряно всё, все остальные доб­родетели ничего уже не значат.

Покайся и твори прежние дела, то есть дела первой любви. Сейчас ты при­обрёл опыт и... потерял любовь. Так вот, покайся и твори прежние дела люб­ви, иначе покаяние твоё без прежних дел будет пусто. Если мы куда-нибудь идем и вдруг вспоминаем, что что-то важное забыли, то, как ни неприятно, но всё-таки возвращаемся за забытым, ибо иначе и идти бессмысленно. Если ты вдруг начал вспом­инать, что оставил первую любовь, то хоть и неприятно возвращаться назад, а может, и снова, с самого начала нужно всё начинать, но всё равно, не спеши творить но­вые дела, сначала вернись назад через покаяние и тогда твори прежние дела.

А если не так, говорит Господь, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. То есть это очень серьезно, не что-то второстепенное. А с другой стороны, не что-то доступное и ведомое только про­рокам и подвижникам – монахам. Нет, это совершенно необходимо всем для спасения! Господь говорит: если не покаешься в оставлении первой любви, то скоро приду к тебе, как гневный Судья, и сдвину светильник твой с места его. Светильник – это пастырство ефесского епископа, это и сама ефесская Церковь, это и каждая душа этой Церкви, это и ты, христианин, ибо Христос сказал: вы — свет мира. И сдвину светильник твой с места его. Тебе некогда вспоминать о первой любви, ты весь занят служением – но скоро сдвину тебя, если не по­каешься. Так оно совершилось даже и буквально. Первосвятительский престол в Малой Азии был сдвинут позднее из Ефеса в Константинополь, и великая первоАпостольская ефесская Церковь утеряла своё значение. Светильник был сдвинут. Так и каждая христианская душа, если не покается в утере первой любви, то скоро придёт Христос, сдвинет её светильник, и она не будет уже светить.

Господь, строго обличив ефесян, не забывает и доброе в них, дабы уныние в них не было чрезмерным. И тем самым ещё более подвигает их к покаянию, показывая, что не утеряна окончательно возможность вернуться в прежнее со­стояние.

Откр.2:6 – Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Что это за дела николаитов? Николай, один из первых семи дьяконов, был потом в Самарии епископом. Но вместе с Симоном уклонился от правой веры. Его обвинили в ревности, ибо он имел весьма красивую жену. Дабы отвлечь от себя такое подозрение, он отдаёт свою жену другим в удовлетворение их похоти. Рождается страшная ересь, учившая, что для победы над похотями плоти надо их удовлетворять. Можно себе представить, к каким мерзким де­лам плотской жизни вело это учение. Исполняй требования похоти – и по­бедишь их! Об этих делах Сам Господь сказал, что ненавидит их. Как это страшно, попасть под ненависть Христа. Есть ли в наше время учение нико­лаитов? Есть, и широко распространено. Это нынешнее учение, преподноси­мое народу атеистами. Они учат угождать плоти, всем её потребностям. Угож­дай плоти, ибо ты безнаказан и живёшь один раз. «Да здравствует свободная любовь! Не сошёлся характером – разводись, живи со следующей – свобод­ная любовь!» Сегодняшние николаиты учат, что через разводы (угождение плоти) побеждаются определённые семейные проблемы. Разводы растут, как снежный ком, а нам по-прежнему говорят, что только через угождение плоти победим плоть. Нам говорят, что когда достигнем благосостояния народа, то есть удовлетворим все запросы плоти, тогда исчезнет грех – не будет воров, убийц, завистников и т.д. Это ересь николаитов сегодняшняя. Дела николаитов ненавидит Христос. Через эти дела похоть плоти не побеждается, а только более разжигается, а в результате падаёт нравственность, развалива­ется семья, процветает преступность.

Откр.2:7 – Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Вот что Господь имел сказать ефесской Церкви, такую похвалу и такой укор. Мы же должны испытывать себя, в чём мы «ефесяне», а в чем нет, и что дол­жно делать. Потому Христос и призывает: имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Семикратно в этих посланиях прозвучит этот призыв. Мы все имеем ухо, чтобы слышать. Но что слышат наши уши? Они слышат безбожную пропаганду, они слышат скверные анекдоты и хульные слова, они слышат по­эмы, спектакли, симфонии, они слышат близких, друзей, учителей и начальни­ков, они слышат ложные еретические толкования, неустанно звучащие с сектан­тских кафедр, но слышат ли они, что Дух говорит церквам?! Слышат ли они, что говорят истинные пастыри Святой Церкви, что говорят богомудрые учите­ли, святые отцы, бывшие трубами Духа Святого?! Слышат ли наши уши, что говорит Дух Церквам через события нашего века: падение нравов, проповедь Евангелия во всём мире. Слышат ли наши уши, что непосредственно нашим сердцам говорит Дух Святой? Слышат ли, что Дух говорит нам? А ведь вы оставили первую любовь...

Далее следует обетование: побеждающему – тому, кто трудился, терпел, не сносил развратных, обличал ереси, ненавидел дела николаитов, а главное, победил в себе потерю первой любви. Это душа, горящая пламенем первой любви ко Христу. Какое же ей обетование? Дам вкушать от древа жизни, ко­торое посреди рая Божия. Что за вкушение? Посреди рая было насаждено некогда два дерева: дерево познания добра и зла и дерево жизни. От дерева познания человек не должен был вкушать. Но он вкусил и познал бездну гре­ха. После этого ему уже нельзя было вкушать от дерева жизни, ибо тогда он увековечен был бы в своём греховном состоянии, и никакого спасения ему уже не было бы. Так, смерть стала не только возмездием за грех, но и выходом из греха. Поэтому Бог изгнал человека из рая, поставил херувима с пламенным обращающимся мечом, чтобы никто не мог уже войти в рай. Ныне же, вернув­шись к Богу, вновь усыновлённые Им в крещении, имеющие в своём сердце первую любовь ко Христу-Спасителю, обретают право и возможность вкушать от древа жизни. Древо жизни – это Крест. На Голгофе, как считается, на месте упокоения Адама, «проросло» древо крестное, несущее миру Жизнь. Плод этого дерева – Плоть Сына Человеческого, вознесённого на Крест; она на Кресте, как плод древа крестного. От этого плода обетовано вкушать ныне победившим христи­анам. Древо это – посреди рая Божия – Церкви Христовой. Не на окраине рая, а посредине, в самом сердце Церкви, великое и страшное таинство святой евхаристии, где от святой чаши верные приобщаются Тела Христова, вкушают от Древа Жизни. Особое вкушение от Древа Жизни уготовано в вечности. В 22-й главе Апокалипсиса мы увидим, что в небесном Иерусалиме будет Древо Жизни, от которого будут вкушать победившие. Вводимые в рай от вкушения плодов Древа Жизни обретают жизнь вечную.

Второе послание

Откр.2:8 – И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив. Смирнская Церковь показывает нам иную сторону Церкви. Если в ефесской Церкви – бурная, активная деятель­ность и отсутствие любви, то смирнская Церковь – это гонимая Церковь, это приятие страданий за имя Христово. Само название города Смирна говорит о страданиях, ибо смирна – это благовонная масть, которой умащали покойни­ков. Символ страданий и смерти. Все остальные Церкви были в лучших усло­виях, и казалось, что именно этот светильник вот-вот угаснет. Но вот что при­мечательно: ныне, через 19 веков, из всех тех семи городов не осталось ни од­ного, кроме Смирны. Называется он теперь Измир (в Турции).

Смирнская – одна из двух Церквей (ещё филадельфийская), не получив­ших никакого укора от Господа. Это говорит об очищающей силе страданий (Дан. 11:35). Ангел Смирнской Церкви. По указанию древнехристианского историка Евсевия («История Церкви», 4,14) здесь должно, по-видимому, разу­меть святого Поликарпа, епископа Смирнского, ученика Апостола Иоанна. Как страдающей, гонимой Церкви Христос представляется ей как Первый и После­дний и этим утешает её. Все твои страдания временны, всё это скоро пройдет, а Первый и Последний – это Я, Христос, ваш Искупитель. А если Я Начало и Конец всему, то не стоит ли всем пожертвовать ради Меня? Вы страдаёте, но ведь и Я страдал, ибо Я Тот, Который был мёртв, Я претерпел все страдания, Я принял терновый венец, Крест. Да, Я был мёртв, а теперь смотри: се, жив. Оказавшись верным Свидетелем (1:5), возлюбив до конца (Ин. 13:1), Я не был оставлен Богом во Гробе. И теперь говорю вам, страдальцам в Смирне: «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19).

Будьте верными Свидетелями Мне, и замучившие вас так же не найдут вас среди мучающихся, как не нашли Меня среди мёртвых умертвившие Меня.

Откр.2:9 – Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Значит, смирнцы и в стесненных обстоятельствах, в гоне­ниях находили возможность творить дела, которые принял Сам Господь. Сколь часто мы, оказавшись даже далеко не в столь стесненных обстоятельствах, как те, не отваживаемся на христианские дела. Своё бездействие мы часто оправ­дываем условиями времени. Сколь редко приводим детей и молодежь ко Хрис­ту, как незначительно их христианское воспитание и обучение. Как мало неприкровенного обличения и исправления наших сегодняшних грехов. Не должны ли и мы в наше богоотступническое время всё равно творить дела, о которых Хри­стос сказал, что Он их знает? Помоги нам Бог!

И, с другой стороны, Христос как бы говорит смирнцам: вы гонимы, и никто не видит тайных дел вашего милосердия, но знаю их Я. И скорбь вижу. Смир­нцы терпели многие скорби. А у нас порою бывает такое, что мы сами знаем нашу скорбь, все наши мысли заняты нашими скорбями, нам нравится ходить в ореоле наших скорбей, но знает ли нашу скорбь Христос? Ведь важно не то, что мы страдаем, а то, чему мы в страданиях научаемся. Мы нередко озабоче­ны, чтобы о наших скорбях знали иные, знали многие. А не достаточно ли скор­бящему, если знает его скорбь Сам Великий Страдалец – Христос!

И нищету, ибо в гонениях христиане часто лишаются своего имущества. Так было в древние времена при гонении первых христиан, так было и в гонения во времена последующие. Но эту нищету видит глаз человеческий, Божие же Око видит иное: впрочем ты богат. Где человек видит нищету, там Бог часто видит богатство. Претерпевая нищету в земных богатствах, ты богат духовно. И как зачастую духовно жалки и бедны сильные мира сего!

Великие скорби претерпевали первые христи­ане от иудеев. Распяв Христа, иудеи не могли слышать ни имени Его, ни уче­ний Его. Не имея особых возможностей преследовать христиан (ибо сами были подчинены кесарю) и вообще не имея права гнать христиан из язычников, они в бессильной ненависти злословили христиан. А злословия людьми искренни­ми переносятся не менее тяжко, чем физические страдания. Своих же христи­ан из иудеев они преследовали (Деян. 7:9). Господь здесь говорит о них, что они только говорят о себе, что они иудеи, а на самом деле не таковы. Это они сказали некогда Христу: «Отец наш Авраам». Иисус сказал им: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы... Вы делаете дела отца ва­шего... Ваш отец диавол» (Ин. 8:39,41,44). Вы творите дела не Авраамовы, а дьявола (здесь упоминается убийство и ложь, гонения и злословия), а потому вы сборище сатанинское. Так бывает и в наше время с нами, православными христианами. Мы – новозаветный Израиль, и по праву говорим, что «от Ав­раама» – от Христа, Начальника нашей веры, от Апостолов, ибо Церковь наша ими основана, их учение содержит, Апостольским священством окормляется. Однако в действительности мы часто бываем не таковы, ибо нет духа Христова и дел Апостольских. Когда Христос вошёл в иудейский храм, то назвал его вертепом разбойников. А что скажет Он нам? Не образуем ли мы вертеп раз­бойников и сборище сатанинское, когда, будучи верующими, продолжают тво­рить дела тьмы? И ещё: когда Апостол Иоанн говорил о сборище сатанинском, не о тайном ли масонском обществе пророчествовал, подготавливающем престол антихристу и противоборствующем христианам?

Откр.2:10 – Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Видя великие страдания смирнцев, Господь утешительно обращается к ним: Не бойся ничего! И ты, пастырь этой многострадальной Церкви, часто в печали и тревоге о своих чадах – не бойся! О, дивный возглас Христа! С этими слова­ми Он, воскресший, приветствовал святых жён-мироносиц, посылая их возвес­тить ученикам о Своём воскресении (Мф. 28:10). Не бойся ничего, малое стадо, что тебе надо будет претерпеть! Вот, диавол будет ввергать из среды вас в тем­ницу, чтобы искусить вас. Говорю «не бойся» не потому, что путь ваш будет лёгкий. Нет, лёгкий путь вам не обещается, вам надобно будет претерпеть. Вас злословили, а теперь будут бросать вас в темницы. Сейчас часто приносят в храм крестить детей. Спрашиваешь: зачем принесли крестить? Отвечают: а чтобы в жизни у него всё хорошо было, не болел бы, чтобы удача сопутствовала ему. По­лучается, что некоторым святое крещение нужно для того, чтобы удобнее устро­иться в миру. Но разве это должно так быть! Не случайно слово «крещение» имеет один корень со словом «крест». Путь христианина – это путь крестный: тернистый и скорбный, но ведущий в жизнь вечную. Такова воля Божия, Его произволение, чтобы искусить вас, вашу веру. Так с первых времён стала темница одним из первых, «домов» христиан. Особенно много ввергали туда христиан во времена гонений в Римской империи (до 312 г.). Совершалось это и в наш атеистический век и в ещё большей мере совершится во время великой скорби антихристовой. Человеку же всегда это ко благу, ибо через искушение и испытание вера очища­ется и закаляется. Далее утешает Господь: будете иметь скорбь дней десять, то есть быстро, как десять дней, пролетят дни вашей скорби. И как быстро проле­тели гонения, так быстро пролетят и три с половиной года великой скорби. Как бы в дней десять пролетают страдания в жизни каждого христианина, хотя на деле это могут быть и те десятки лет в заточениях (автор намекает на типичный сталинский срок: десять лет). В страданиях же призывает Христос: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. До какого предела идёт наша верность? Увы, бывает, что наша верность Христу остаётся лишь до первой насмешки над нами, до вопроса: ты что, верующий, богомолец? До первого лишения нас любимой ра­боты. До первого обличения в среде священства. До тех пор, пока нам дозволя­ют нести определённое служение в Церкви. Такая верность не венчает, а развен­чивает нас при первом же испытании. Истинная верность должна быть до смер­ти. Ничто не должно отвратить христианина от Христа, даже страх смерти. Если христианин оказывается перед выбором: совершить самый «малый» и «невинный» грех или умереть, то он выбирает смерть. Лучше умереть, чем согрешить – так должен мыслить христианин. Будь верен до смерти – так говорит Христос – и дам тебе венец жизни, то есть жизнь вечную, жизнь, увенчанную славою и благодатью. Смерть христианина увенчается жизнью (в мире же жизнь венчается смертью). И венец этот не может быть дан раньше смерти, поэтому и верность требуется до смерти. Яркий пример такой верности мы находим в житиях свя­тых о сорока севастийских мучениках (память их 22 марта по новому стилю). Они умирали, замерзая на льду. И вот, солдат на берегу видит, как сорок венцов нис­ходит с небес на них. И вдруг один из мучеников теряет верность, страшась смер­ти, он устремляется на берег. Венец уже сходил на него, но не достался. Достаётся же он тому солдату, который, видя это бегство, бросает всё и идёт умирать со всеми остальными на лёд. Он получил с ними венец жизни, он прославлен в святых.

Такой предстаёт перед нами гонимая страдающая смирнская Церковь и её многострадальный Ангел-пастырь.

Откр.2:11 – Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Слышать голос Духа, который говорит, что надо ходить в храм Божий, молиться, читать Евангелие – к этому многие ещё готовы. Но слышать, что надо претерпевать скорби, нищету, злословия, темницы, смерть – нет, этого не хотят, это уже слишком! Имеющий же ухо да слышит, что Дух говорит Церк­вам: иначе, как через страдания, через верность до смерти, венца жизни не обретёте!

Чудным обетованием заключает Господь Свои слова страдальцам, через смерть готовым принять умащения Божественною смирною. Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. Побеждающий, то есть претерпевший все виды страданий, посланных ему в жизни, и сохранивший верность Христу до самой долины смертной, он, будучи побеждён временной земной первой смер­тью, не потерпит никакого вреда от второй смерти, смерти вечной. Не приняв­шие же на себя крест Христов, неверностью избегавшие первую смерть (и всё равно её не избежавшие!), осуждены на вторую смерть. Вторая смерть – это всем смертям смерть, сугубая смерть, это – геенна, озеро огненное, вечные мучения (см. 20:14). После первой смерти грешник идёт в ад. Во второй же смерти сам ад с грешниками ввергается в озеро огненное, в геенну. Муки геенны – это и есть ужас второй смерти.

Третье послание

Откр.2:12 – И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч. Пергам был древний богатый город, столица Мидии, где процветало язычество. Процветало идолопоклонство с пышными служениями богам и обильными жертвоприношениями. В Апостольские времена здесь также была основана христианская Церковь. К ней теперь обра­щается Христос: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч. Если пре­дыдущей Церкви Господь явился утешающим, то здесь Он – воинствующий. С этой Церковью Христос готов вступить в борьбу, готов с нею сражаться. Он приготовил для неё острый с обеих сторон меч, потому что в ней надо многое отсекать. В Писании под обоюдоострым мечом понимается Слово Божие. Меч – это евангельское учение, обрезающее сердце и отделяющее верных от нечести­вых.

Откр.2:13 – Знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа. В Пергаме был престол сатаны – это идольское капище целителя Эскулапа, олицетворением которого была живая змея, которой приносились жертвы. Христос открывает пергамцам, что принимает эти жертвы древний змий – сатана. Там ты живёшь. Легко назвать себя христианином, живя среди христиан. Но трудно там, где престол сатаны. Сегодня наши церкви живут тоже там, где престол сата­ны, ибо сегодня вокруг безбожие, а безбожие, атеизм – это престол сатаны. Ныне открыто восстали на Бога и борются с Ним, в каждом городе воздвига­ются престолы сатане – различные учреждения богоборцев, дома, где воску­ряется фимиам греха земным наслаждениям и увеселениям. Повсюду воздви­гают престолы науке, обращая и её на служение сатане. Пергамцы содержали имя Христово. Высшее звание, которое знали древние христиане, – это христиа­нин. В наше время сказать: я христианин – это часто означает почти ничего не сказать. Увы, зачастую этим именем называются многие совершенно далёкие от христианства люди. Тогда же «я христианин» означало всё. Это озна­чало человека, верующего во единого Живого Бога, Творца всех, в Богочело­века Иисуса Христа, это означало человека, поклонявшегося только единому невидимому Богу и Сыну Его, человека, живущего единственно Именем Хри­ста и Его верой, человека, которому нельзя грешить. Пергамцы не отреклись от веры Христовой даже в дни гонений, когда умерщвлён был один их слу­житель – Антипа. Как же легко отрекаемся сегодня от веры Христовой мы. Нет ни угрозы умерщвления, угрозы темницы, иногда вообще никакой угрозы, а уже люди отрекаются от Христа. Поснимали в домах иконы, сняли с себя крестик, и боятся наложить на себя крестное знамение. Во избежание непред­виденных неприятностей поотдавали детей своих в безбожные пионерскую и комсомольскую организации. И идут на демонстрациях в рядах безбожников. Какое тут свидетельство о Христе! И воскуряются идольские капища от рук христианских. Тепло сатане... Нет, во всём этом неповинны были пергамцы! Они не отреклись от имени и веры Христа даже перед лицом смерти. Ведь умерщвлён был Антипа, а значит, и остальные могли подвергнуться тому же там, где живёт сатана. Антипа отказался принести жертву идолам. И тогда он сам был брошен им в жертву разъярёнными язычниками. Но эта жертва не идолами, а Самим Божественным Христом была принята. На все века прослав­лено имя Антипы, как верного Свидетеля Христова. Помоги, Христос, и нам быть Твоими верными Свидетелями!

Откр.2:14 – Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. До сих пор была похвала пергамцам. И вот она тоже прерывается малень­кой частичкой “но”. Но имею немного против тебя. И у пергамцев есть отрица­тельное. Немного, т.к. виновны были   не все и даже не большинство, а немно­гие (есть у тебя там, – говорит Господь Ангелу Церкви). В чём же их вина? Почему Господь ополчается на пастыря Церкви за то, что он их терпит в среде своей? Потому что это были ложные учения, вкравшиеся в пергамскую Церковь. Что это за учение Валаама? Написано об этом в Чис. 22:24; 25:1-2; 31:16; Нав. 13:22; 2Пет. 2:14-16; Втор. 23:5. Из этих мест Писания предстаёт такая история времён Моисея: Валаам родом был из языческих народов, но был про­роком истинного Живого Бога. Когда израильский народ под водительством Моисея вошёл во священную землю, то ему противостоял моавитянский царь Валак. Для успешной борьбы с Израилем Валак и пригласил пророка Валаа­ма, чтобы тот проклял народ израильский и пообещал ему за это великие по­чести и подарки. Валаам любит мзду (2Пет. 2:15) и готов уже проклясть Из­раиля (Чис. 22:19; Втор. 23:5), но Бог не велит ему этого делать. И когда Ва­лаам увидел множество народа израильского, то Дух Божий через него не про­клял, а благословил его. И именно Валаам увидел своим пророческим оком ту восходящую от Иакова звезду – Христа, которую воочию увидят позднее, че­рез тысячу шестьсот лет, волхвы восточные и придут поклониться Давшему свет сей звезде – Христу. Но неправедна душа Валаама, и вот он даёт Валаку ко­варный и страшный совет. Он знает, за что Бог может прогневаться на Израи­ля, за что навести проклятие. И сделать это несложно. Пошли к ним дочерей своих моавитянских, советует пророк, пусть любодействуют с сынами Израиля и пусть склоняют их есть идоложертвенное – и будет гнев Божий на них. И вот – говорит Господь – есть у тебя в Пергаме некоторые христиане, держа­щиеся этого лукавого Валаамова учения. В этом и грех Валаама, чтобы вводить других во грех, быть искусителем и тем уподобляться самому сатане. «Валаам мысленный» – это есть сам сатана.

Здесь о введении в двойной грех. Один – это есть идоложертвенное. Ис­кушения к этому греху особенно были среди первых христиан, в эпоху, ког­да идолопоклонство вступило в яростную схватку с верой в Живого Бога, чувствуя свой близкий конец. Не случайно первые христиане даже крестное зна­мение совершали одноперстно, исповедуя единого Бога (Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея. Т.7. М. 1899 ч.2 Беседа 54 стр. 362). Теперь кажется, что ушли в далёкое прошлое времена идолопоклонства, когда человек поклонял­ся дереву или камням, думая, что они боги. Но ушли ли? Трудно найти сей­час такой предмет, которому человек не догадался бы служить, как идолу. Это и деньги, и машины, и гарнитуры, и собаки, и прочее. А не великого ли истукана воздвигло человечество в лице атеистической науки, поклоняясь ей всем существом и верно ей служа? Но не распадётся ли и этот истукан, как некогда распался медный дракон в Вавилоне от комка из смолы, жира и во­лос? (Дан. 14:23-27) Вот что пишет Павел: «Их бог – чрево» (Фил. 3:19). Так не миллионы ли ныне едят идоложертвенное?! Вкушают не необходимое для плоти, а чреву служат.

Второй грех – они любодействовали. Неоднократно Писание называет этот грех среди самых тяжёлых. Иносказательно же любодеяние – это неверность Христу, которому душа сочеталась в крещении. В крещении душа стала невес­той Христовой, она Его, одному Ему принадлежит. И вот, согрешая, заключая дружбу с миром, душа изменяет своему возлюбленному Небесному Жениху и становится любодейкой. Наше общество ныне гибнет и тонет в блуде, прелюбодействе и разводах, с неумолимой жестокостью говорят об этом цифры ста­тистики. Так не является ли это море любодеяний следствием любодеяния ду­ховного?! От того и неверность в семьях, что изменили Небесному Жениху.

Откр.2:15 – Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Нашло себе также место в пергамской Церкви учение Николаитов. И их немного, но у тебя есть. Или же можно разуметь так: как тех Валаам научил, «так и у тебя есть держащиеся учения николаитов»; так что собственно речь идёт об одном учении, и учение николаитов здесь сравнивается с учением Валаама. Что не терпели у себя ефесяне, то привилось здесь. И вновь говорит Господь, что ненавидит это учение. Поэтому Церковь и предписывает нам посты, воздер­жание, целомудрие. Христос только немного имел против пергамского пастыря. А если посмот­реть сегодня – то сколько будет иметь Христос против наших грехов?

Откр.2:16 – Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Поэтому призывает Господь: покайся; а если не так, если не оставишь своё соблазнительное поведение, служение идолам, любодеяние и плотоугодие, то скоро приду к тебе, не замедлю в суде Своём и сражусь с ними. Как страшно бывает, когда на нас нападаёт противник сильнее нас. Ещё страшнее, когда нашим противником станет Сам Христос. Когда не на прощение и укрепление прострёт Он десницу Свою, но вступит с нами в сражение. И кто устоит, ког­да повергает Христос? Чем же Он сразится с нераскаянными? – мечом уст Моих. С этим мечом Христос предстал этой Церкви, с ним Он и пойдёт в сра­жение. Своим Словом идёт войной на грешников. Так призывает нас Апостол: читайте Евангелие и живите по нему. Ибо взявший этот духовный меч в свои руки по совету Апостола Павла (Еф. 6:17) не будет им поражён через Христа. В этом наше спасение. А если всё-таки представим себе сражение? С одной сто­роны – ничтожные грешные люди, не читавшие Евангелия и не жившие по нему, с другой – Сам Христос с мечом уст Своих! Это будет даже не сраже­ние, а просто поражение нечестивых!

Откр.2:17 – Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Не маловажно всё это. Не человек, даже не Апостол, а Сам Дух Божий гово­рит это.

И обетование побеждающему. Смотрите: и в Пергаме есть побеждающие! Великий Господь – наш Помощник. Он не оставляет Своих. И тем, кто не вкушал идоложертвенное, победил этот грех, Господь говорит: дам вкушать сокровенную манну. В Ветхом Завете в Святом Святых, сокровеннейшем мес­те Храма, в ковчеге Завета находился золотой сосуд с манною – сокровенная манна Израиля. Ныне манна, Хлеб, сходящий с небес – это Плоть Иисуса Христа (Ин. 6:31-33; 48-51), которая была сокрыта в Ковчеге Нового Завета – Богородице. Как ковчег содержал в себе манну, так Богородица носила в Себе Самого Христа. И эта манна, Плоть Христова, даётся ныне побеждающим гре­хи в страшном таинстве причастия. Не раз в Откровении побеждающим обеща­ется участие в этой Божественной Трапезе. Но манна – сокровенная, и даёт­ся только побеждающим. Так и причастие – это сокровеннейшее в Церкви.

Вы­ходят оглашенные («оглашенные, изыдите»), ещё раз смотрит привратник, хо­рошо ли и прочно закрыты двери («двери, двери, премудростию вонмем»), и тогда верные, побеждающие грех слезами покаяния и Кровью Христовой, при­ступают к этой небесной манне.

Но какую печальную картину видим часто сегодня: не победившие, нет – полностью потерпевшие поражение, не раскаивающиеся, далёкие от верности Христу, приступают к этому сокровенному таинству. Небесная манна обраща­ется в испепеляющий огонь. Господи Боже наш, как взираешь на сие?! Но бу­дет и Небесная Вечеря Агнца. Сам Господь преподаст тогда победившим лука­вого сокровенную пищу, небесные блага, к тому столу уже не приступит ни один в небрачной одежде. Блаженны имеющие вкусить сокровенную манну с того «стола»!

Не вкусившие идоложертвенного вкусят манну сокровенную; не запятнавшемуся любодеянием дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. В крещении, в слезах по­каяния убеляется человек, ему даётся как бы белый камень и на нём начертано его новое имя. В крещении человек получает новое имя, которое записывается в Книгу Жизни на небесах. Некогда был древний обычай. При состязаниях царь брал белую плиточку, писал на ней имя победителя, разламывал её, так что одна часть была у него, а другая – у победителя. И когда потом многие претенден­ты приходили к царю, то их плиточки не подходили к царской – излом был не такой и никакого имени не получалось. Но один был, чья половинка пли­точки точно подходила к царёвой, это был победитель. Так и в христианстве. Многие поищут, как войти, но не войдут (Лк. 13:24). Не подойдёт их плиточка к царской, не подходит их земная жизнь к небесной, не получается нового имени. Сей камень белый и имя новое получает только победивший, облёкшийся в белую ризу праведности, носящий имя Христа, не отрекающийся от Него и не порочащий Его.

Четвёртое послание

Откр.2:18 – И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. И в Фиатирах при Апостолах была основана Церковь. Господь представля­ет Себя им как Сын Божий, ибо знает, что у них есть лжепророчица, и многие последовали её учению. Ей, лжепророчице, Он противопоставляет Себя, Сына Божия, Истинного Бога, второе Лицо Пресвятой Троицы. У Которого очи, как пламень огненный, видящие и готовые испепелить всякое беззаконие в этой Церкви. Ноги подобны халколивану, чтобы судить нераскаянных. Ибо, как у медного жертвенника во дворе скинии древние иудеи своими жертвами удовлет­воряли правде и суду Божию, сами же раскаивались, так в суде над нераска­янными удовлетворится правда Божия, о чём говорят ноги Судии, подобные меди.

Откр.2:19 – Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё, и то, что последние дела твои больше первых. Как всегда сначала идёт похвала этой Церкви. Знаю твои дела, а значит, они имели добрые дела. И не только дела у тебя, но и любовь. Вера фиатирцев была движима любовью (Гал. 5:6), они имели дела любви, далекие от тщес­лавия и корысти. В этом фиатирцы превосходят ефесян, тоже много трудивших­ся, но утерявших любовь. Фиатирцы облеклись «в любовь, которая есть сово­купность совершенства» (Кол. 3:14). И приятно было Богу служение их. Но всегда ли приятно служение Богу пастырей, как приятно было Ему служение пастыря фиатирского? Пример фиатирцев показывает также, что каждый хри­стианин призван на служение Богу. Часто думают: служить – это удел батюш­ки. А служение христианина знает ли Бог? Страшно, если подходя к сердцу, Христос подходит к холодному жертвеннику, не имеющему своего служителя, воскуряющего фимиам добрых дел. Нет любви – и в сердце холод, поэтому и служения никакого...

Но есть и другая крайность. Начинаем служить Богу, полагаем к тому не­мало трудов, но разжигаем жертву своего служения не любовью, а завистью, тщеславием. И не Христос, а «иной» греет руки у нашего жертвенника?

Знаю... и веру. Но какова вера наша? Христова ли? Порою сами её измыш­ляем. Не от того ли так множатся секты. Лютер, Кальвин, Менно, Елена Уайт, Руссель – все они вероучители. Но знает ли такую веру Христос? Знает ли Он веру пророков, которых Сам не посылал? А знает ли веру православных, когда она бывает без любви, дел и служения? Знаю... и терпение твоё – дела, любовь, служение, вера, терпение – всё, что нужно христианину для спасения, было у фиатирцев. И особенно важно ещё и то, что последние дела твои боль­ше первых. Это очень важно! Последние дела фиатирцев были больше, чем пер­вые, потому, что они духовно росли. Жизнь человека – дуновение (Иов. 7:7). А может ли дуновение быть на одном месте? Может ли ветер быть на одном месте? Нет, только в движении. Так и Псалмопевец говорит, что «мы летим» (Пс. 89:10). Как ветер, так и мы не можем быть на одном месте. Но куда дви­гаться? В духовной жизни есть только два направления движения – рост или падение. Помоги, Господи, каждому из нас расти в духовной жизни. Но расти не в своих глазах, а в очах Божиих. «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). У фиатирцев было так. Их духовный рост признавал Сам Христос. И вот даже у таких христиан, в любви трудящихся Богу, духовно растущих, нашлось это печальное «но».

Откр.2:20 – Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. И здесь немного не потому, что грех ма­лый, а потому, что ещё не сильно укоренился, и немногие впали в него. В Фиатирах была некая пророчица Иезавель, женщина грешная, приставшая к христианам и вводившая их в заблуждение. Имя её напоминает царицу Иезавель, жену из­раильского царя Ахава, преследовавшую пророка Илию. Так и в Фиатирах и во все времена в христианстве это ложное учение Иезавели преследует ис­тинных пророков Христовых. Царица Иезавель так и не смогла умертвить Илию пророка. Но это всё же совершится при «Иезавели» и «Ахаве» после­днего времени – при лжепророке и антихристе, когда умерщвлены будут пророки Илия и Енох (см. гл.11). Святой Андрей Кесарийский считает, что Иезавелью образно названа ересь николаитов, привившаяся среди фиатирцев. Так, собственно, два греха – любодеяние и вкушение идоложертвенного, бывшие сильным соблазном для первых христиан, называются то ересью ни­колаитов, то учением Валаама, то блудными делами пророчицы Иезавели. Христос имеет против пастыря фиатирской Церкви, что допустил он лжепро­рочице расхищать стадо. Но и ныне, как и прежде, многих расхищает эта «Иезавель».

Откр.2:21 – Я дал ей время покаяться в любодеянии её, но она не покаялась. Милостив и долготерпелив Господь. Он всем, даже столь великим грешни­кам, как лжепророчица Иезавель, даёт время для покаяния. Никто не обвинит Христа не только в несправедливости, но и в отсутствии терпения и милосер­дия. Но надо заметить и то, что на покаяние даётся время – не вечно терпит Господь. Христос призывает к покаянию, но и в этом есть предел. «Всё это де­лает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести его душу от могилы и про­светить его светом живых» (Иов. 33:29-30). Поэтому надо спешить использовать дни покаяния, ибо настанет ночь, когда будет поздно! Но она не покаялась. О ужас! Призывает Сам Господь, но человек отвращается. Иезавель была лжепро­рочицей, а такие люди, сносящиеся с духами преисподней, каются очень ред­ко, почти никогда. Хотя мы имеем такой пример священномученика Киприана, занимавшегося чарами колдовства. Он не смог заворожить девушку-христиан­ку. Потрясённый силой её веры, Киприан обращается ко Христу и становится великим угодником Божиим. Но такое бывает редко. А сколько и ныне этих «пророчиц», «исцелительниц» и прочих чародеев! Тянется к ним народ в сво­ей простоте и духовном невежестве. Лечат как будто молитвами, а сами в Цер­кви не бывают. Калечат души. Дано и им время на покаяние – не каются.

Откр.2:22 – Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. Не использовано время, данное на покаяние, – последует наказание. Пророчица и все, участву­ющие с ней в грехе и не раскаявшиеся, поражаются страшной болезнью. А сколько уже людей откладывало своё покаяние на «потом». Но вот кончилось время, отмеренное им на покаяние, и они повергаются на одр. Кажется, здесь, на одре, и покаялись бы, как разбойник на кресте. «Для меня всё конче­но», – говорят они. Но не легче ли сказать вместо этого: Господи, помилуй. Нет, действительно, всё кончено. Иные и на одре хулят имя Божие. Не спешат с покаянием. Наказана была фиатирская лжепророчица Иезавель с прельщёнными ею. На одр повергается она в великую скорбь тяжкой болезни. Так Христос часто посылает великие скорби, болезнь в наказание за грех. И здесь был грех любодействия. А уж так устроено, что сами грехи любодействия влекут за со­бой тяжкие мучительные болезни. И страдают от этого и соучастники греха, и даже дети их. И это возмездие – прообраз того, что произойдёт во время кон­чины мира сего. Ибо тогда все ложные пророки века сего, учащие людей любодействовать с миром, изменять Христу и служить вместо живого Бога мёртвым идолам этого века, и все, пошедшие за этим учением и впавшие в эти гре­хи, повержены будут в великую скорбь при антихристе. Сам Господь говорил, что такой великой скорби не было от сотворения мира и не будет.

Откр.2:23 – И детей её поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. И детей её поражу смертью. Дети греха, дети Иезавели и любодействующих с ней никогда не имеют будущего, поражаются смертью, в них нет жизни. На плакатах их «дела живут и побеждают!» Но не успевает родиться новая идея, новое дело их, как устаревает, проваливается, умирает. Произведенное от страшного греха жизни в себе не имеет. Не случайно и сам антихрист, сын погибели, которого поразит смерть от уст Господних (2 Фес. 2:3,8), будет, по мнению святого Ипполита Римского, от скверной девы, от блуда. Так и букваль­но и образно всё это сбывается. На­казывая эту пророчицу и грешивших с нею, Христос вразумляет все Церкви (поместные христианские общины), ибо всем становится явно, что Он смотрит не на внешность, величие, знания, а видит самые внутренности нашей души, испытует самое сердце и всё, что в нём. Сейчас люди скрывают своё любодействие, а что ели идоложертвенное – кто их проверит? Но перед Ним вскроет­ся всё. Это будет на Страшном Суде. И как бы отголоском этого грядущего Суда является сейчас беспристрастный суд совести, столь часто тревожащий возле­жащего на одре. На Страшном Суде воздаст Господь каждому по делам его, каковы они есть. Напрасно говорят протестанты, что спасает только вера. Спа­сает только Христос. От нас же требуется вера, живущая делами, иначе и вера наша – труп (Иак. 2:26). Воздаяние же на Суде будет каждому по делам его. И чтобы мы спешили, Господь и при жизни часто на глазах у всех поражает «иезавелей» и согрешающих с нею великими скорбями.

Откр.2:24 – Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени. Вам же – Господь обращается к не последовавшим Иезавели, но твёрдо устоявшим в истинном Апостольском учении – и прочим, находящимся в Фи­атире, которые не держат сего учения, и не только учения ложного избегаю­щие, но и которые не держат сего учения и которые не знают так называе­мых глубин сатанинских. Эта бездна греховных мерзостей называется глуби­нами сатанинскими. Есть грехи малые (тоже гибельные), а есть грехи страш­ные, о которых и говорить открыто нельзя. Это глубины сатанинские, в кото­рые ввергает человека лукавый, ввергает и через ложных пророков. Здесь мож­но вспомнить и сатанинские глубины некоторых мерзких языческих культов; ужасы войн, лагерей и тюрем; разгул разврата, публичные дома; некоторые изуверские секты, как, например, люциферианские; это и тьма заблуждений и неверия. Блажен не знающий всех этих сатанинских глубин. И христианам, вынуж­денным жить в таких условиях, практически не могущих пресечь эти грехи, Христос говорит: сказываю, что не наложу на вас иного бремени, то есть ино­го наказания и иных тяжестей. С вас и того достаточно, что живёте среди та­ких мерзостей Иезавелиевых и несёте такое бремя. Больше понести вы уже не сможете... Но, не возлагая на вас иного бремени, говорю вам:

Откр.2:25 – Только то, что имеете, держите, пока приду. То, что имеете, – это или то бремя, которое вы уже несёте (мерзости Иеза­вели), или же это та дивная благодать прощения грехов, дара Духа Святого, Самого Христа в сердце, данная верующим. Всё, что имеете от Меня, Христа, держите, пока приду. Ибо ходит сатана, как рыкающий лев, и ищет, кого по­глотить, у кого похитить венец, уже христианину приготовленный. Поэтому смотрите, держите до конца, пока Я приду за вами в смерти ли вашей, или уже в слав­ном втором пришествии.

Откр.2:26 – Кто побеждает и соблюдаёт дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. Обетование побеждающим. Кто побеждает и соблюдаёт дела Мои до кон­ца, то есть кто остаётся чистым от всех мерзостей Иезавели и причем до кон­ца, а не до полпути. Не до угрозы страдания, а до конца, до самой смерти со­блюдающий всё. Иначе ещё: не часть заповедей, а все должны последователь­но, до конца быть воплощёны в жизни. Так вот, тому дам власть над язычни­ками. Церкви и её пастырям дал Христос власть вязать и разрешать (Мф. 16:19; 18:18; Ин. 20:21-23). Что будет связано на земле, то будет связано на небе, и что разрешено на земле – то и на небе. А так же великая власть дана над де­монами: приказывает служитель – и бежит демон. Вспомним Иоанна, святи­теля Новгородского, сначала запретившего бесу, а потом заставившего беса доставить его в Иерусалим на поклонение и обратно. Великая дана власть вся­кому христианину на победу над грехом и на попрание всяких сил лукавых. Так христиане облекаются силою и властью свыше... И эта духовная власть обра­щается теперь на тёмный и безжизненный мир язычества. Догорают последние идольские капища, повсюду водружается крест. Сила и власть Христа побеждает язычников. «Сим (крестом) побеждай», - говорит Бог императору Констан­тину.

Откр.2:27 – И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего. Сила и свет христианства побеждает мрак язычества и пасёт народы. Язы­ческая Римская империя, бывшая некогда «железною», становится «глиняной». Так это и видел Навуходоносор во сне: ноги истукана были частью из железа, а частью из глины горшечной (Дан. 2:40-43). Как глиняный сосуд, рассыпает­ся язычество пред властью Христа, явленной в Его Церкви. Жезл царей зем­ных царствует над телами, но выше власть жезла архиерейского, властвующе­го над грехом, демонами и душами. Что глина пред железом, то власть земная пред властью духовною.

Христос сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Как Бог Христос всегда имел всякую власть. В Своё первое пришествие, победив сатану, как Сын Че­ловеческий Он получает от Отца Своего всякую власть на небе и на земле. Так прославляется Божественною властью Человек Иисус Христос, Челове­чество Его прославляется славою Божественною. Совершив всё, Он «вознёсся на небо и воссел одесную Бога» (Мрк.16:19). «Преславным Твоим возне­сением плотское обоживый восприятие, и сие десным Отца сидением почтый» (молитва Симеона Метафраста, 3-я ко Св. Причащению). Он получил власть от Отца и передал её ученикам Своим, говоря: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21-23). О Христе же сказано теперь: «Престол Твой в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты» и «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Евр. 1:8,13). Слуг же Своих поставил Христос «князьями по всей земле» (Пс. 44:17). Так основал Христос царство духовное и жезлом власти духовной окружил верных чад Своих, побеждаю­щих язычество, как глиняные сосуды, и дал им власть духовную рассеять тьму языческую. Не о земной власти должно здесь думать, а о духовной. Хотя часто Господь буквально сокрушал народы любодействующих идолослужителей и повергал их на одр и в великую скорбь, христианам же давал времена мирные и славные. Обетование в стихе 26-27 указывает также на Страшный Суд, когда прельщённые будут осуждены верующими и сокрушатся, как глиняные сосуды (1Кор. 6:2). Отец передал суд Сыну, а Сын передаёт суд свя­тым Своим. Так Отец чрез Сына, а Сын чрез святых Своих осудят и сокру­шат мир грешников.

Откр.2:28 – И дам ему звезду утреннюю. Ещё одно обетование побеждающим фиатирские грехи. Им обещает Господь дать звезду утреннюю. Что это? Сам Господь и объясняет: «Я есмь... звезда светлая и утренняя» (22:16) – это Христос. Победитель примет Самого Хрис­та, Звезду светлую. Вечер мировой истории, сгущается мрак. Тьма окутала зем­лю. Но чем ночь темней, тем ярче звёзды. Густ мрак греха, светел свет святых, звёзд Церковных просиявших. Перед утром же бывает особенно темно. Потом наступает заря, и мы видим утреннюю звезду. Так и здесь. На склоне истории, после гущи предутреннего мрака антихристова, является заря и звезда утрен­няя – Христос. Это Его второе славное пришествие. Но и сейчас в жизни побеждающий обретает звезду утреннюю. Рассеивается мрак земли, исчезает греховная темень, рассветает, и Рождается в сердце утренняя звезда – Сам Гос­подь Иисус Христос.

И иное содержание имеет это обетование. Читаем (Ис. 14:12): «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы». И слова Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть на­ступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:18-19). Так сокрушает Христос под ноги верных Своих сатану и всю силу вражью. Побеждающему Христос даёт власть над падшею звездою и всей её силой. Тот, кто грехом сокрушал людей, сокрушается теперь людьми, побе­дившими грех.

Так бывает в Священном Писании, что столь разное и противоположное сравнивается с одним и тем же. Так, например, Христос – лев от колена Иудина (5:5); антихрист – молодой лев, который выбегает от Васана (Втор. 33:22); дьявол ходит, как рыкающий лев (1Пет. 5:8).

Откр.2:29 – Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.