размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 9

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.9:1-2 – Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Объясняет Лука неистовство Павла против верных и против Церкви; показывает, что он увлекался нечистою ревностию; потому что на нем исполнилось сказанное Христом, Ин.16:2Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Потому что он делал это не так, как другие иудеи. Что он делал это по ревности, это очевидно из того, что он отправился и во внешние грады, а они не обращали внимания и на находящихся во Иерусалиме. Они об одном только и заботились, то есть о том, чтобы пользоваться честию. Савл идет в Дамаск потому, что это был великий и царствующий город, и он боялся, чтобы этот город не увлекся христианской проповедью. Не идет он с просьбою к претору, но к архиерею, потому что он имел намерение делать всё законно. Что такое: того пути? Может быть, так называли себя веровавшие, так как одна только их вера была такою, посредством которой мы возносимся на небо. Или же Павел называл их последователями того пути, может быть, из чувства презрения и в насмешку над ними; потому что бесчестного человека они обыкновенно называли сбившимся с пути. Он не искал власти тут же наказывать христиан, но вести их во Иерусалим, потому что он хотел действовать с большею властью.

[И.Л. – Гонитель Савл прекрасно понимал, отчего в различных местах так внезапно появляются всходы новых христианских общин: проповедь, во всем виноваты проповедники. «Мы их уже били и запрещали говорить о Распятом! Окаянные рыбаки, неграмотные и невежественные! Двух слов не могут сказать на базаре, продавая свою рыбу – как им вообще люди могут поверить? Зря доверились Гамалиилу и заняли выжидательную позицию. Это опасное галилейское учение разлагает нацию, делает людей безвольными и безразличными к свободе Родины. Эту назорейскую ересь как заразу необходимо всюду выжигать и карать беспощадно, и особенно проповедующих». Так думают все гонители, как описывается в житиях святых. Но Слово Божие бессмертно, его не убить. Если говорят, что рукописи не горят, то это говорится о свитках, на которых Дух Святой начертал Евангелие. Если красота спасет мир, то эта красота есть Христос, распятый и воскресший, одежда Которого обагрена Его пречистой кровью. У Него миллионы добровольцев, которые несут бессмертное слово, которое нельзя ни убить, ни спрятать в тюрьму. 2Тим.2:9 – «Для Слова Божия нет уз». «Я беседую с вами, – говорит Иоанн Златоуст, – однажды или иногда дважды в неделю; а ты постоян­но в своем доме имеешь учеников, жену, детей, слуг – и вечером, и за трапезою, и во весь день можешь исправлять их»; «Великое дело, – говорит все­ленский отец, – сделаться учителями вселенной; не мало значит, когда везде услышат, что в этом го­роде никто не клянется. Если это будет, то вы по­лучите награду не только за свои подвиги, но и за попечение о братиях; вы сделаетесь тем же для вселенной, чем я для вас».]

Деян.9:3-9 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. Видение произошло не в городе, но на пути и в тишине, потому что толпа не поверила бы, а только посмеялась бы, так как и там при Иисусе Христе слышавшие голос с неба (Ин.12:29), а этот Савл заслуживал доверия, потому что рассказывал о том, что с ним случилось. Итак, не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути облистал свет, чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это, так как он заслуживал доверия, потому что он и видение видел и болезнь претерпел. Это говорит Павел и защищаясь пред Агриппою (Деян. 26:12-18). Христос не говорит ему: веруй, но упрекает его, говоря: что Меня гонишь? Почти что говорит: что малое или великое ты потерпел от Меня, что ты Мне делаешь это? Для чего это явление и вразумление Савлу не было сделано вначале? Для того, чтобы показать, что Христос действительно воскрес. Потому что как уверовал бы гонитель Его и неверующий Его воскресению, и таким образом неистово преследующий верующих, если бы сила воскресения Его не была велика? А почему не тотчас же после воскресения? Чтобы очевиднее обнаружилась вражда против учения о воскресении и более божественным явилось превращение в образе мыслей Павла. Всех и бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастие, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного промысла. Почему же не уверовали бывшие с ним? Чтобы они могли быть достоверными свидетелями того, что случилось с Павлом. Потому что, если бы они уверовали, то показалось бы, что они свидетельствуют по пристрастию. А чей голос слышали бывшие с Павлом? Голос самого Павла, когда он отвечал, а голос небесный слышал один он. Рассказывая далее, сам Павел говорит: бывшие со мною видели свет и устрашились, но говорившего мне голоса не слышали (Деян. 26:14). Очи Павла пострадали, потому что избыток света обыкновенно действует болезненно, так как и глаза имеют меру. Говорят также, что чрезмерный звук делает глухими и бесчувственными. Потому, что он очень раскаивался в том, что преследовал Церковь, и печалился, и молился, и просил Бога, чтобы было прощено ему это.

Деян.9:10-16В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Почему Анания, не будучи из числа достопамятнейших и известных учеников Спасителя, получает власть огласить и уврачевать Павла, имевшего сделаться таким великим проповедником Евангелия? Потому, что Павел должен был быть наставлен в истинах веры не человеком, но самим Христом. Потому и Анания его окрестил и уврачевал, но ничему не учил. А что он не был из числа очень известных, это очевидно из его опасения и страха, что открывается из его слов. Он так боялся преследования со стороны Павла, что был поражен и пришел в ужас, когда только услышал от Господа имя его. Он не обратил внимания даже и на то, что было сказано затем, а именно, что Савл молитву творит, что он видел видение, что он слеп, и что Анания посылается к нему для того, чтобы оказать ему благодеяние и спасти его. И видел в видении мужа именем Ананию, потому что он не мог видеть наяву, так как был слеп. Естественно было находящимся в страхе допытываться и узнавать то, что против них замышляется. Посмотри на страх, каков он, потому что он не допустил, чтобы дошло до его слуха имя «Павел», и уже говорит: боюсь, чтобы как-либо он не отвел меня в Иерусалим. Не только, говорит, он сделается верующим, но и учителем, и будет иметь великое дерзновение, пред языками и царями и пред иудеями предстанет. Этим Господь ободряет Ананию, а вместе и пристыжает его, как бы так говоря: если он так неистовствовал из-за Меня и убивал, и, однако, будет терпеть всё, то неужели ты не хочешь даже и крестить его? Так как Анания, услышавши, что Павел слеп, возрадовался и чуть было не сказал так: это хорошо, оставь его слепым; зачем повелеваешь мне отверсть очи его? чтобы он опять стал вязать? или чтобы он снова стал наказывать нас? – то Господь говорит: он не только не будет делать ничего ужасного, но и будет терпеть многое за Меня. Хорошо сказано: сосуд избранный; это выражение показывает, что нет естественного зла, так как мы избираем заслуживающее одобрения.

Деян.9:17-19 – Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. Посмотри, какое послушание после величайшего страха. Итак, это были слова Анании, изреченные им не вследствие неверия, но вследствие страха и трепета. Тотчас знакомит его с именем Господа. И притом Христос не сказал Анании: Я явился Савлу, – но сказал: он научен Духом; и действительно Иисус Христос не являлся ему лично, но конечно явился делами и действиями. Я слуга благодати. Таким образом они не могли ничего вымышлять от себя. Чешуи отпадают и показывают, что воспаление сильно, и что исцеление не подлежит сомнению. Силы его слабели отчасти от путешествия, отчасти от страха, отчасти от голоду, а отчасти от малодушия. Заметь, что он не решился принять пищу до тех пор, пока не получил великих даров.

Деян.9:20-22 И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. Тотчас тщательно доказывает, что сей есть Сын Божий. Тотчас он сделался учителем, потому что он не стыдился того, что в нем произошла перемена по отношению к тому, что сделалось для него ясно. Чему он научен был из закона Моисеева, о том спрашивал и их. Они думали, что, избавившись от Стефана, они избавились и от этих рассуждений, а между тем нашли другого совопросника, более сильного, чем Стефан. Он, доказывая это, преподавал и изъяснял из тех Писаний, которые им были известны.

[И.Л. – Апостолы начали свою проповедь среди евреев. Слушатели знали Священное Писание, поэтому в своем Евангелии, написанном для евреев, евангелист Матфей делает много ссылок на Ветхий Завет. Точно так же поступает Апостол Павел в Послании к Евреям. Никакие человеческие доводы не будут иметь такой убедительности в диспуте, в беседе со знающим Священное Писание, как доводы из Библии. Православные люди, не приученные к Слову Божию (а это, может быть, самая большая вина священников) с легкостью переходят в любую секту. Социологи показывают, что около 85% принявших сектантские заблуждения и перешедших к ним – православные. А если бы эти люди могли на основании Библии доказать правоту своего вероучения, то всё вышло бы наоборот. Вот к этому-то и призывали святые отцы, а особенно Златоуст и Афанасий Великий. «Разде­лите со мной, прошу вас, это служение. Я говорю ко всем вообще, а вы говорите каждому в част­ности. И пусть каждый содействует спасению ближнего» Иоанн Златоуст.]

Деян.9:23-26Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Иудеи опять приходят к своему крепчайшему помыслу, но теперь они уже не ищут клеветников и лжесвидетелей, а сами стремятся совершить убийство. Так как они увидели, что это дело получило силу, то они не передают уже его и в суд. Заметь, что Павел спасается не благодатию, но человеческою мудростию, чтобы ты научился, что добродетель мужа сияет и без чудес. Избавясь от опасности, он не только не скрывается, но напротив идет туда, где более их преследовали. Он даже ищет учеников Спасителя. Так он весь воспламенился и переполнился ревностию о проповеди, и то, что он позже других пришел ко Христу, его сделало еще более ревностным (Лк.7:47). Справедливо может возбудиться недоумение, когда не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал.1:17-19), в том смысле, что он ходил не затем, чтобы представить свое учение на одобрение Апостолов, или же, если это не так, надобно допустить предположение, что злоумышление против него в Дамаске было сделано не тотчас по обращении его к вере христианской, но по возвращении его из Аравии спустя три года по обращении. И таким образом совершилось его путешествие во Иерусалим. Потому что этот историограф многое сокращает и сводит события, бывшие в разные времена. Шел к ним не смело, но с робостию. Боялись, конечно, ученики, а Апостолы не верили его обращению, потому что для человеческого разумения поистине невероятно, чтобы такой жаркий гонитель обратился в проповедника.

[И.Л. – Из среды верующих, как сохранила история, были великие гонители против истины. Это и времена лютейшей инквизиции, выставившие своих вождей, это и времена раскола. Случалось, как написано в поэме С.Я. Надскона «Христианка» и как сохранили Жития святых, гонители во время допросов сами обращались ко Христу и начинали проповедовать об истине. Иоанн Златоуст замечает, рассматривая подобные случаи, что если земля, будучи необработанной, дает обильный сорняк, то когда она будет обработанной, то можно ожидать с нее доброго урожая. Так и человек – если, живя в миру, не показывает никакой ревности о защите ближнего и не совершает ничего выдающегося, то если он и обратится к Богу, уверует во Христа, то он может оказаться христианином просто по названию. Откр.3:1 – «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Случается, что проходят целые эпохи, когда не встречается настоящего гонителя, а значит и не совершается настоящего чуда обращения из гонителей в проповедники – это наше время, время теплохладности, безразличия, довольства тем, что есть. Савл был ревнителем, и притом неумеренным, самым ревностным из своих сверстников. По человеческим меркам такой узурпатор обречен и никогда не сможет творить добро. Но Бог из самого негодного, самого лютого льва может соделать агнца. Дух ревности, открытого исповедания даже своего заблуждения более угоден Богу, чем теплохладность. Откр.3:15-16 – «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Эта теплохладность сегодня повсюду насаждается в церкви: пришел-ушел. Если бы пастыри показали в истинном евангельском свете причины трагедии России, то она бы выглядела так: мы приучали во все века людей быть послушными нам, чтобы люди не сравнивали свою веру с Библией, чтобы они были довольны тем, что мы им даем, и не искали, не исследовали Слово Божие, не ревновали о собственном спасении. Были гонители христиан в России, такие как нижегородский архиепископ Питирим, Петр I, но из этих гонителей проповедников не получилось, потому что не было личной встречи со Христом. Работали консистории, церковные суды, допрашивали штундистов, тех кто жаждал спасения, кто исследовал Слово Божие. И допрашивая их, они вполне могли обратиться к Богу, если бы сравнивали свою жизнь со Словом Божиим и с тем, что проповедовали сектанты. В каждом деле допрашиваемых обязательно присутствовали люди ищущие, любящие Бога, терпящие гонения – почему же никто из гонителей не встал на евангельский путь? С 1962 по 1987 год только из среды отделенных баптистов было посажено свыше 1500 человек в Советском Союзе, из них более 30 человек погибли в тюрьмах и лагерях, в коммунистических застенках нашего времени. В общей сложности они отсидели более 5 тысяч лет. Всех их судили открытыми судами, и некоторых даже по 6 раз. И неизвестно ни одного случая, чтобы гонители обратились в проповедников. На каждом процессе были свидетели, звучало Слово Божие. Почему не исследуют корни этих гонителей, из какой среды они вышли? Хотя они и были ревностными гонителями, но корни прошлой теплохладности, безверия в народе не привели ни одного из них на путь следования за Христом.]

Деян.9:27-31Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались. Что Варнава человек кроткий и снисходительный, это видно и из этого, и из того, что им сделано после этого. Может быть, он и прежде знал Павла, будучи другом его. К каким Апостолам привел он Павла? Может быть, к Петру и Иакову, о которых и сам Павел в послании к Галатам говорит, что знал их. Обрати внимание на Павла, что он не идет к Апостолам, как человек скромно о себе думающий, но идет к ученикам, как будто бы и он только ученик, а Варнава ведет его и к Апостолам и рассказывает о том, какое Павел имел дерзновение. Потому что другие евреи, закоренелые, не могли и смотреть на него, или лучше решились убить его. Напуганные тем, что случилось со Стефаном, спасают его в Кесарию, а потом также и в Тарс, чтобы он там вместе и учил и находился в безопасности как в собственном отечестве; потому что иудеи не бесились против других так, как против него; потому что других Апостолов они уже знали и бешенство, направленное против них, в них уже ослабело от времени; знали также, как они часто находили себе защиту и каким уважением пользовались они в народе. Итак, чтобы ты не подумал, что он сделал это из страха, он сначала сказал, что эти церкви имели мир; потому что, когда в Иерусалиме был разгар вражды, Апостолы пребывали в нем, а когда там настал мир, они отправились проповедовать и в другие места.

[И.Л. – Сколько поездок по стране совершают сегодня архипастыри? Есть ли такая статистика? Они объезжают свои епархии, и цель каждой их командировки заранее ясна: проверка деятельности приходов, освящение храмов и часовен, совершение богослужений, поднятие колоколов, торжественные собрания среди неверующих. И если после их отъезда из епархии спросить их секретарей и работников где их архиерей, то никто и никогда не ответит, что они отправились проповедовать и в другие места. Куда бы ни поехал благочинный: по своим ли приходам, или на епархиальное собрание, на расправу к архиерею – если спросить его домашних где он, то никто не ответить, что они отправились проповедовать и в другие места. Кто бы из мирян-простецов куда ни поехал: в отпуск, к знакомым, на заработки – если спросить домашних где он, то никто о православных не скажет, что они отправились проповедовать и в другие места. Рассмотрев всю пирамиду православия от подошвы ноги до темени головы, от корней до верхушки дерева, видим, что то, что сегодня называют православием, совершенно не похоже на то, как было при Апостолах. Создана совершенно новая религия, основанная не на Слове Божием, и если бы к нам пришел Апостол, пожил с нами и отстоял в храме хотя бы одну службу (например, крещенскую), то не спросил ли бы он: «А какую веру исповедуют эти люди?» Когда в семинариях и академиях сегодня изучают предмет «сектоведение», то разве они не знают, разве не слышали с какой ревностью абсолютно все сектанты и еретики едут за тысячи километров и проповедуют в России? И те, кто сегодня наполняют дома культуры и стадионы на их собраниях – это все крещеные-моченые в православной церкви. И вина за их гибель, за их кровь лежит на пастырях, которые не проповедовали Евангелия, не обезопасили свою паству. Деян.20:26-27 – «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию». Иоанн Златоуст грозно напоминает патриарху, всем архиереям и всем священникам: «Если одна овца погибнет по твоей небрежности, о пастырь, тебе не хватит всей жизни, чтобы загладить вину». А их сегодня гибнут по вине ленивых и сонных православных пастырей миллионы. Сегодня всюду и везде, во всех училищах, семинариях и академиях, на каждом богослужении должен звучать призыв, чтобы все отправились проповедовать и в другие места. Патриарх немедленно должен издать указ, чтобы его подчиненные отправились проповедовать и в другие места. Священники должны на исповеди ставить непременным условием допуска до причастия, что их подопечные готовы отправиться проповедовать и в другие места. Мф.10:32 – «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным».]

Деян.9:32-35 – Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. Почему Петр не ожидал обнаружения веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено, конечно, в особенности в назидание многих. А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них. Потому-то Апостолы и хромого не спрашивали. Итак, как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и они не требуют. А в Иерусалиме вера в них, конечно, распространилась раньше: Деян. 5:15Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них; потому-то там и много было сотворено чудес, а здесь тогда только было положено начало им.

Деян.9:36-43 – В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. Лука поставляет и имя ее, показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по божественному домостроительству. Сделали всё, что следовало сделать над умершим. Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят чрез двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников, и отвлекать их, и делать им затруднения в деле проповеди. Поэтому-то Лука и говорит, что было близко. Показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними, и жила с ними, и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь. Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа. Усердную совершает молитву. Потом поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершивши такое великое чудо, он ищет пристанища не у неё, и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.

[И.Л. – Самые большие затруднения в деле проповеди причиняют теплохладность, незнание пути Божия, забвение прямой заповеди Божией о проповеди. Если сегодня сделать полный хронометраж времени любого священника за день, за неделю, месяц и год (это же касается архиерея и патриарха), то какой процент времени выпадет на проповедь? Не на случайную проповедь по случаю праздника, заранее кем-то составленную, но проповедь вдохновенную, касающуюся душ и нужд человеческих. На любом производстве, в любом деле есть специалисты специально для этого назначенные, имеющие большой опыт, которые определяют какие процессы являются второстепенными и даже ненужными, без каких движений и передвижений можно обойтись, чтобы все силы отдать главной работе, а любая работа ценится по конечному результату. И что же получится на деле? Большинство времени уходит на богослужения, требы, выезды, пустопорожнее времяпрепровождение в приемных архиерея и благочинных. Кто и когда в православной церкви за тысячу лет до сего времени озаботился о главном: не делать им затруднения в деле проповеди? Если спросишь любого прислужника где сейчас священник, которого ты ищешь, тебе не ответят, что он занят делом проповеди. Почему? Ответ: только потому, что проповедь стоит не на первом месте и не является главным делом жизни священников. Проповедь всего лишь, и притом редко у кого, является малой составляющей богослужения, приложением к нему. И все знают, чем занят священник – он или готовится к богослужению или совершает богослужение, или отдыхает после богослужения, а согласно блаженного Феофилакта, толкующего Деяния Апостолов, проповедь и только проповедь должна стоять на первом месте, и ничто не должно делать затруднения в деле проповеди. Весь смысл миссии Христа на землю заключается в спасении падшего умершего человека, первого Адама. И это возможно только через Слово Божие, через слышание его, через вдохновенную проповедь в Духе Святом. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». И поэтому у каждого священника должна бы быть на руках охранительная грамота, заверенная патриархом и синодом, что никто не может делать им затруднения в деле проповеди. По смыслу девять десятых двухчасового богослужения должно быть отведено делу проповеди, возрождению души, обращению ее ко Христу, и только одну десятую часть посвятить Богу: богослужению и молитве – это требования Самого Бога, касающиеся всего, что мы приобретаем. Сегодня самое большое препятствие в деле проповеди в православной церкви – забвение Слова Божия, абсолютная потеря и забвение авторитета святой и святейшей Библии. Слово «святейший» в Библии встречается только два раза и касается места жертвоприношений (причастия), то есть молитв к Иегове и истинной веры. Чис.18:10 – «На святейшем месте ешьте это; все мужеского пола могут есть. это святынею да будет для тебя». Иуд.1:20 – «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым». И это слово «святейший» неприменимо, согласно слова Божия ни к кому и ни к чему, всё остальное вымыслы человеческие. Пс.118:113 – «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю». И ко всему святейшему, что указано выше, приводит проповедь о Христе. И чтобы все смертные «считали недостойным утруждать этим учеников, и отвлекать их, и делать им затруднения в деле проповеди».]