размер шрифта

Поиск по сайту



Второе послание к Тимофею, Глава 4

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


2Тим.4:1 – Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его. Апостол внушает Тимофею страх и в другом месте, сказав: пред Богом, все животворящим, завещаваю тебе (1Тим.6:13); здесь же он делает речь свою более страшной, напомнив о том Суде. Того, говорит, Кто будет требовать отчёт, привожу во Свидетели, что и это я не скрыл от тебя. Живыми и мёртвыми он называет или грешников и праведников, или умерших, а также и тех, кто тогда останется в живых. Некоторые, впрочем, разумеют души и тела. Когда имеющего судить? Во время пришествия Его, которое будет со славой и царским величием. Ибо второе пришествие будет не такое уничиженное, как первое.

2Тим.4:2 – Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. К чему же именно Апостол заклинает? Что это означает? Проповедуй слово, не скрывай, или не зарывай в землю сущего в тебе дара. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать. Проповедуй непрестанно, говори неутомимо, не однажды, а всегда. Пусть не будет для тебя определённого времени, но – во время, то есть во время мира, спокойствия и пребывания в церкви, и – не во время, то есть в опасностях и вне церкви, говори и проповедуй. Во время и не во время сказал Апостол в том же смысле, в каком говорится это в обычной речи. Благовремением для проповеди почитают время мирное и спокойное, а безвремением для неё – время бедствий. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви. Или и ещё иначе: не жди времени падения, но учи прежде, чем падёт кто. Когда видишь, что это должно сделать, то есть когда найдёшь кого согрешающим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром. После того, как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему, то есть наложи епитимию и наказание. Запрещение с наказанием подобно резанию, а утешение – приятному пластырю. Итак, приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние. Соединяй это со всеми предупредительными мерами. Ибо и обличать должно со всяким долготерпением, дабы обличаемый верил всему не без основания; и назиданием, объясняя, как он согрешил и в чём грех. Таким образом, должно и запрещать с долготерпением, налагая наказания не как врагу, но как сыну – вразумление. И в учении, то есть научая самого пользе наказания. Утешение больше всего нуждается в долготерпении и учении. С долготерпением не случайным, но «со всяким», то есть обнаруживающимся при всяком случае – и в делах, и словах и во внешнем виде.

[И.Л. – Апостол Павел заботился о «церковных кадрах» и был для Тимофея, рождённого им проповедью, истинным духовником. Все свои послания к Тимофею он наполнял увещаниями, чтобы тот проповедовал день и ночь в любом месте. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедоватьИные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви. Вы, сегодняшние пастыри и архипастыри! Вы называете себя православными и перед народом выказываете себя как бы особо набожными, потому что вы являетесь служителями алтаря. Примените эти слова вселенского учителя лично к себе, представляя, что вы друзья Тимофея и вместе с ним сопутствуете Апостолу Павлу. Если будете это исполнять, то какие вы будете блаженные, и мы – вместе с вами. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедоватьИные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви.]

2Тим.4:3 – Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. Итак, предупреди их, прежде чем низвергнутся в несчастие. Поэтому и сказал выше: во время и не во время; пока ещё имеешь возможность убеждать, делай всё. Апостол обозначает выражением будут избирать беспорядочную толпу учителей, а также и то, что они избираются народом, который будет действовать не по здравому разуму, но будет избирать тех, которые станут поблажать их похотям и только угодное им говорить и делать. То есть желающие всегда слышать приятное, усладительное, ласкающее слух.

2Тим.4:4 – И от истины отвратят слух и обратятся к басням. Видишь? они не по неведению заблуждаются, а произвольно. Отвратят, говорит, слух и обратятся к басням. Следовательно, их зло – добровольное. Апостол говорит это не для того, чтобы повергнуть ученика в уныние, но чтобы убедить воспользоваться настоящим временем безопасности на должное, и чтобы он мужественно переносил, когда это случится; как и Христос говорит: они будут отдавать вас в судилища и будут бить вас (Мф.10:17). И сам Павел в другом месте: по отшествии моём войдут к вам лютые волки (Деян.20:29).

2Тим.4:5 – Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё. Видишь ли, почему Апостол сказал прежде всего, чтобы он бодрствовал? Как бы так говорит Апостол: прежде чем наступить этой гибели, пока не придут волки, пострадай и добровольно, и против воли, чтобы привести овец в безопасное состояние. Следовательно, дело благовестника – страдать и от себя, и от посторонних. Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает.

[И.Л. – Когда совершается брак, то священники, согласно установлений, возлагают на брачующихся венцы. При этом венцы должны возлагаться только на тех, кто сохранил своё девство, непорочность. Это венцы за победу над врагом на блудном поприще. Они одновременно означают, что возлагается как бы терновый венец, подобный венцу нашего Господа, потому что в семейной жизни будет много скорбей и печали. И сочетающихся браком ждут как бы бури, как корабль, который выходит в бурное море семейной жизни, покинув тихую пристань девства. 1Кор.7:28 – «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Святой Иоанн Златоуст в своих шести словах о священстве подробно говорит о великих опасностях и скорбях, которые поджидают духовного пастыря – священнослужителя. Сегодня придумали церковные награды и награждают красивыми блестящими митрами, объясняя, что они прообразуют терновый венец Христа. И если священники так вожделеют этой награды, т.е. этого тернового венца, достойного всяких наград в вечности, то они должны помнить слова блаженного Феофилакта, что этой награды, этого венца, т.е. митры, легче всего достигнуть через проповедь обличающую, запрещающую, питающую. За такие проповеди тебя обязательно будут гнать, и ты будешь на грани мученичества, даже в мирное время. «Следовательно, дело благовестника – страдать и от себя, и от посторонних. Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает». Через проповедь, приносящую страдания, пастырь действительно сочетается с вечным Женихом – Христом, и получит нетленный венец, даруемый Женихом Своей Невесте за её верность. Святитель Феофан Затворник говорит: ««Всякого, кто исповедает меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10:32). Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришёл на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребён, воскрес в третий день, восшёл на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придёт судить живых и мёртвых; что Он послал Духа Святого на святых Апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путём ведёт всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры. Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своём и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, заявить, что так, а не иначе нужно веровать, чтобы спастись, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины – и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник». «Знаете ли вы, возлюбленные братья, за что хотят погубить меня? За то, что я не приказывал стлать перед собой богатые ковры, что никогда не хотел я одеваться в золотую и шёлковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворять жадность этих людей, и не держал стола, открытого для них. Племя аспида всегда господствует, осталось потомство у Иезавели, но и благодать подвизается с Илиею. Иродиада также здесь, Иродиада всё ещё пляшет, требуя головы Иоанна, и ей отдадут голову Иоанна, потому что она пляшет»; «Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь. Вот где моё прибежище, вот мирная пристань души моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира... всё это для меня не более паутины» свт. Иоанн Златоуст.]

2Тим.4:6 – Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не всё приносится Богу, а жертвенное возлияние (вина) всё было приносимо.

2Тим.4:7 – Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. Для чего Павел теперь превозносит себя за это? Он не превозносит себя, но утешает ученика, чтобы он не скорбел за него, потому что Павел, как достигший благого конца, отходит к венцу. Подобно тому, как отец пред смертью, утешая сидящего пред ним и плачущего сына, говорит ему: не плачь, чадо, мы прожили хорошо, мы воздвигли трофеи, царь оказывает нам своё благоволение, и ты будешь славиться моими делами. Очевидно, отец говорит это для того, чтобы своими похвалами внушить сыну легче переносить разлуку с ним. Так и Павел утешает здесь Тимофея, оставляя своё послание, как завещание. Подвигом добрым я подвизался, посему и ты прими его на себя. Итак, Павел, где узы и оковы, там и подвиг добрый? Да, по тому самому, что он совершается за Христа. На обыкновенных зрелищах люди состязаются в течение многих дней, и на одну минуту получают венец; здесь же навсегда подвизавшимся слава. Поэтому подвиг добр, то есть приятен и славен. Апостол совершил дело благовестия от Иерусалима и окрестности до Иллирика, прошёл таким образом, преодолевая бесчисленные препятствия смерти, казни, бедствия, как бы имея огненные крылья. Много было такого, что покушалось отнять у него веру: угрозы, смертные опасности, соблазн удовольствий; но он устоял против всего, будучи бдительным и наблюдая за подкрадывающимся похитителем веры.

2Тим.4:8 – А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Довольно для утешения и того, что было сказано; но здесь он прибавляет ещё и о наградах, чтобы тем более поддержать ученика. Не следует, говорит, печалиться, скорбеть, потому что я отхожу получить венец. Правдой и здесь также Апостол называет вообще добродетель. Не сказал: даст, но: «воздаст», как нечто должное, как долг. Будучи праведным, Он, несомненно, определит воздаяние за труды, так что венец по праведности должен принадлежать мне. Здесь Апостол ободряет и самого Тимофея. Ибо если всем воздаст, то тем более – тебе. Кто же любит явление Его? Тот, кто делает достойное этого явления, так что кто не делает, тот, очевидно, не любит его, напротив ненавидит его, чтобы не получить достойное по своим делам. Явление называется так потому, что является горе  и возсиявает свыше. Прежде всеобщего явления есть ещё другое явление, в котором Господь открывается людям достойным, а не миру. Вот снова, говорит Господь: Мы придём к нему, и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

2Тим.4:9 – Постарайся придти ко мне скоро. Почему Апостол зовёт к себе Тимофея, тогда как ему вверена была Церковь в Ефесе и целый народ? Потому, что он находился в узах, заключён был Нероном и не мог сам придти к нему; поэтому он и зовёт его в Рим, желая, может быть, перед смертью передать ему многое.

2Тим.4:10 – Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошёл в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Не говорит: я желаю видеть тебя прежде, чем умру, чтобы не опечалить его; но – так как я не имею никого, кто бы помогал мне в благовествовании, то ты поспеши придти. Что значит: возлюбив нынешний век? То есть возлюбив покой, жизнь безопасную и тихую, захотел лучше наслаждаться дома, нежели бедствовать со мной. Одного только Димаса он укоряет, впрочем, желал не его укорить, а нас устыдить, чтобы мы не ослабевали духом в опасностях; вместе с тем, он хотел ещё более привязать к себе и Тимофея. Этих он не укоряет; ибо Тит был один из весьма дивных мужей, так что ему поручен был Крит. Итак, эти два мужа пошли не потому, что возлюбили нынешний век, но по делу, и, может быть, проповеди, или по другой какой нужде. Один Лука со мною. Он неотлучно находился при нём, написал Евангелие и Деяния Апостольские. О нём Апостол говорит в другом послании: брат, во всех церквах похваляемый за благовествование (2Кор.8:18).

2Тим.4:11 – Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Не для собственного успокоения он требует его, но для служения Евангелию. Ибо и в узах он не переставал проповедовать. Следовательно, и Тимофея он призывал не для себя, но для благовествования, чтобы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти; когда многие из его учеников будут присутствовать при этом, они будут сдерживать смятение и утешать тех, которые не легко перенесут его кончину. Ибо между уверовавшими в Риме, вероятно, были и достопочтенные мужи.

[И.Л. – Перечисляя события Ветхого Завета, вселенский учитель Апостол Павел поясняет нам, что знать про происходившее ранее необходимо не для расширения нашего кругозора, не для сдачи экзаменов в духовном учебном заведении, но в первую очередь для того, чтобы извлечь правильные выводы, применяя всё, прежде бывшее, к себе, на сегодняшний день. Речь идёт о том, что если кто не изучает историю и не накладывает её на нынешнее время, применительно к своей душе, тот обязательно повторит те же самые ошибки, что и наши погибшие предшественники. Вот главная цель изучения истории. 1Кор.10:6 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». 1Кор.10:11 – «Всё это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». И сегодня очень часто патриарх вызывает архиереев к себе. Для чего? Чем можно оправдать эти расходы на самолёты, на поездки, на гостиницы? Только проповедью, а всё остальное должно стоять далеко позади этой цели. И в командировочной должно стоять, что патриарх вызывает «не для себя, но для благовествования». Для благовестия не в храмах, а там, где сегодня проповедуют сектанты и еретики – повсюду: в домах культуры и на стадионах. Широко известные сектантские проповедники выходят в людные места со своими помощниками, которых иногда насчитывается несколько сот человек. После того как сказана основная проповедь популярным проповедником, помощники начинают трудиться индивидуально с теми, кто решил примириться со Христом и изменить свою жизнь. Во времена Гражданской войны выходцы из народа, вчерашние простые солдаты повели в бой дивизии и побили хвалёных генералов из генерального штаба. На первых порах высокообразованные православные архиереи и священники вряд ли всегда смогут одерживать победу над сектантскими суемудриями своих и заморских эмиссаров. Но патриарх должен найти высокодуховных вдохновенных проповедников среди архиереев и священников и вызвать их к себе на собеседование, сказав: «Я вас вызвал не для богослужений, не для торжественного собрания, не на тезоименитство, не на перенесение мощей, не на открытие храмов и не на крестные ходы – не для себя, но для благовествования». Это же самое должен повторить архиерей своим священникам, слово в слово, буква в букву. И это же самое должны повторить священники своей пастве, а пасомые друг другу. Иоанн Златоуст говорит, что он один ничего не успеет, если паства не понесёт его слова в народ.]

2Тим.4:12 – Тихика я послал в Ефес. Таким образом, я остался один, и твоё присутствие необходимо.

2Тим.4:13 – Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Здесь Апостол говорит об одежде; он требует её для того, чтобы не иметь надобности брать у других. Ибо повсюду он прилагает большую заботу, чтобы не нуждаться в других. Некоторые, впрочем, думают, что это ящик, футляр, в котором лежали книги. Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? Чтобы передать их верующим, чтобы они имели их вместо него. Особенно кожаные. Вероятно, они содержали в себе нечто более ценное.

2Тим.4:14 – Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Апостол вспоминает об этом искушении не с тем, чтобы укорить того человека, но чтобы убедить ученика мужественно переносить искушения со стороны ничтожных и презренных людей. Многие, подвергаясь оскорблениям со стороны знатных людей, переносят их, находя себе утешение в высоком положении своих оскорбителей. Терпеть же от ничтожных и отверженных людей причиняет большую скорбь. Поэтому Павел и говорит: много сделал мне зла, вместо: сильно и разно страдать меня заставлял. И обычно так бывает, что люди незначительные и низкие, когда начнут делать зло, то уже никакой пощады не дают, нимало не заботясь о мнении общества. Мужайся, говорит Апостол: это не пройдёт ему безнаказанно, но да воздаст ему Господь, вместо: воздаст; ибо это великое пророчество, а не клятва. Это сказано Павлом не потому, чтобы святые радовались наказаниям, но потому, что дело проповеди имело нужду в усмирении препятствовавших ему, а также и слабейшие из верующих весьма много утешались этим.

2Тим.4:15 – Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. Не сказал: причини скорбь, накажи, хотя по благодати Святого Духа он мог это сделать, но заповедует беречь себя, то есть уклоняться, удаляться от него, предоставляя наказание Богу. То есть войну ведёт и противодействует благовестию Евангелия.

[И.Л. – Противодействие проповеди есть самая настоящая вражда, война против Бога. И какой бы сан ни носил человек, вплоть до патриарха и папы, но если он противодействует благовестию Евангелия, он этим показывает, что он не рождён свыше, и благодать Духа Святого не коснулась его. Если при гласе пророков всё должно было замирать – и небо и земля, то какое горе ждёт тех, кто противодействует благовестию ЕвангелияИс.1:2 – «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня». Отнимает хлеб в блокадном городе, отнимает воду в знойной пустыне тот, кто противодействует благовестию Евангелия. Во времена Христа и Апостолов более всего противодействовали проповеди христопродавцы иудеи, и мы знаем, что их постигло за это. Как говорит Иоанн Златоуст, Бог как бы растоптал засохшую грязь и размёл по всему миру. Две тысячи лет они не могут собраться воедино. 1Фесс.2:16 – «Которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца». Подобны им те, кто противодействует благовестию Евангелия.]

2Тим.4:16 – При первом моём ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Снова Апостол повествует о других искушениях, чтобы более ободрить своего ученика. Но о каком он говорит первом ответе? Он ещё прежде был представлен Нерону и избежал смерти, так что с того времени и проповедовал; но когда он обратил его виночерпия, тогда Нерон, воспылав гневом, отсёк ему голову. Апостол высказывает скорбь словами: все меня оставили. Как бы так он говорит: даже свои изменили мне, и я был лишён всякого утешения. Поэтому и ты, будучи оставлен в опасных случаях, имей утешение в моём примере. Видишь ли, как он щадит близких к нему? Конечно, они, близкие его сотрудники, сделали тяжкий проступок, оставив его. Ибо не одно и то же – быть оставленным посторонними людьми и своими. Однако Апостол молится, чтобы это не было им вменено, конечно, от Бога, иначе это большой грех и заслуживает быть вменённым.

2Тим.4:17 – Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. Это опять утешение для ученика; ибо показывает, что человеку, оставленному людьми, Бог не попускает потерпеть что-либо бедственное. И укрепил меня. То есть даровал дерзновение, не попустил пасть. Посмотри, как велико его смиренномудрие. Не потому, говорит, Бог укрепил меня, чтобы я был достоин такого дара, но дабы мной утвердилось благовестие, или прошло из конца в конец и исполнилось. Это подобно тому, как если бы кто носил багряницу и диадему, и из-за них спасался. Чтобы всем сделались известны и слава проповеди, и попечение о мне Промысла. И я избавился из львиных челюстей. То есть от Нерона. Он называет его львом, по причине могущества его царства и непреклонности. Видишь, как близок он был к смерти, попав в самые челюсти льва.

[И.Л. – Пошло второе тысячелетие после крещения Руси. В Православной церкви встречались дивные проповедники. Остались их труды. Но почему даже и они не исполнили прямое повеление Иисуса идти в мир? Всё стало происходить совершенно наоборот: появлялся проповедник или святой, известный подвижник, и люди устремлялись к нему, в самые потаённые места. Можем ли мы предположить, что рядом с именем Апостола Павла стоит другое слово, из арсенала тех, кто позже появились в церкви: затворник, пустынник, молчальник, гробокопатель, столпник. Этого нельзя даже вообразить. Слава проповеди – это слава Христу за спасённые души, за сеяние Евангельского семени, за то, за что проповедник получит славу в вечности. Все вышеперечисленные звания не могут претендовать на славу проповеди. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Деян.8:4 – «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Православные, устремимся на славу проповеди! Преподобный Исидор Пелусиот говорит так: «Горе же беременньм и питающим сосцами в те дни!» (Мф. 24:19), – сказано душам, которые чреваты Божественной любовью, но не осмеливаются свободно изречь и исповедать веру в Бога и твёрдо стоять за неё, а приобрели только детское и несовершенное понятие о Божием долготерпении и не имеют твердого упования, но угрозами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего». «Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души, необходимо исповедание устами и словами. Недостаточно исповедание словом, необходимо исповедание делами и жизнью» свт. Игнатий Брянчанинов.]

2Тим.4:18 – И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь. Пред сим Он избавил меня от телесной смерти; поскольку же я довольно уже проповедовал, то далее, надеюсь, Он избавит меня уже не от телесной смерти, так как я уже становлюсь жертвою, но от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть пред смертью, но даст до крови противостоять греху, что значит избавиться от мысленного льва. Итак, это последнее избавление, когда ему предстояло быть преданным на смерть, важнее первого, когда он избежал смерти. То есть избавит меня от всякого греха и сохранит там. Ибо спастись для Царствия Небесного значит умереть за него здесь. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную (Ин.12:25). Вот истинное спасение, когда мы просияем так. Вот славословие Сыну, как и Отцу; ибо Он – Господь.

2Тим.4:19 – Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. Это те лица, которые восприняли и научили вере Аполлоса, гостеприимством которых пользовался и сам Павел, и о которых он постоянно вспоминал. Жену он поставляет прежде, потому что она была усерднее и более предана вере, она научила вере и Аполлоса. Или Апостол делает это безразлично. Приветствие же своё высказывает, чтобы отчасти утешить их, отчасти выразить этим почтение и любовь и – что важнее – преподать великую благодать. Ибо и одно приветствие такого блаженного и святого мужа могло исполнить великой благодати того, кто удостоился его. И дом Онисифоров. То есть домашних его. Сам он был в Риме и служил Павлу в узах, как выше сказано. Своим приветствием Апостол делает их более усердными для преуспевания в подобных делах.

2Тим.4:20 – Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Так как о них Апостол не вспоминал, то теперь вспоминает и показывает, что он всеми оставлен, побуждая тем Тимофея скорее придти к нему. Почему Апостол не исцелил больного Трофима? Потому, что не всё могут делать святые, так как это дело Божие, чтобы люди не боготворили их. Так и Моисей, с детства косноязычный, не исцелил себя и не вошёл в обетованную землю, чтобы его не почли за Бога. Так и сам Павел имел сильную болезнь. Милит находится близ Ефеса. Следовательно, Павел оставил Трофима в Милите или тогда, когда отплывал в Иудею, или после того, как побывал в Риме и снова возвратился в эти страны, – затрудняемся сказать.

2Тим.4:21 – Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. Так как я совершенно оставлен всеми, как это ты видишь, то поспеши придти. Не говорит: прежде моей смерти, так как это опечалило бы, но: дабы не встретить затруднений от зимы – увидеть меня, хотя этого и не сказано. Об этом Лине некоторые говорят, что он был вторым после Петра епископом Римской Церкви. Видишь ли, как и жёны были усердны и пламенны в вере, как и они распяли себя для мира? Ибо и этот род нисколько не ниже мужчин, если хочет. И в житейских делах они много способствуют жизни, так как берут на себя заведование домашним хозяйством и тем дают возможность своим мужьям беспрепятственно заниматься общественными делами. И в духовных делах они даже более мужей могут преуспевать в целомудрии, святости, скромности и посте, вообще женскому полу нет никаких препятствий к добродетели, если они желают. Уже не вспоминает их по имени, – так много было верующих; вспоминает же поимённо только более прославившихся, так как они уже отрешились от мирских дел и были пламеннее духом.

2Тим.4:22 – Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь. Не скорби, говорит, что я нахожусь далеко от тебя; Господь с тобой. И не сказал: с тобой, но: со духом твоим. Сугубая помощь: от благодати Духа и от Бога, помогающего ей. И иначе Апостол даёт понять то: Господь тогда с нами бывает, когда мы имеем с собой Духа и злостью не изгоняем Его. Наконец, испрашивает и себе благодати, чтобы всегда быть благоугодным Богу и иметь от Него благодать. Как видящий царя и пользующийся его благоволением не чувствует никакой скорби, так и мы, хотя бы лишились друзей, хотя бы подверглись бедствиям, не будем чувствовать никакой скорби, если благодать будет находиться при нас и ограждать нас. Этого же иначе и быть не может, как только если мы будем делать угодное Господу. Подобно тому, как в домах те слуги пользуются благоволением господ, которые делают угодное им, так и каждый из нас будет иметь благодать от общего всем Владыки, если будет заботиться о том, что принадлежит Ему. Да исполнится же так Его промышление о всех, Ему слава во веки. Аминь.