размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Колоссянам, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Кол.2:1 – Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти. Намереваясь приступить к учению, он наперёд указывает на свою великую любовь к ним, чтобы получить большее доверие. Беспокоюсь, говорит, о вас. Но ставит наряду с ними и верующих в Лаодикии и других, очевидно, с тем, чтобы они не пришли в смущение, додумав, что причиной этого их слабость. Почему же ты беспокоишься? Разве замечаешь что-нибудь худое в нас? Потому, говорит, что вы не видели лица моего. Но прибавил: во плоти, удивительным образом показывая, что они непрестанно видели его в Духе.

Кол.2:2 – Дабы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа. Наконец, уже приступает к учению; но ни осуждает их, ни вполне освобождает их от обвинения. В этих же словах заключается и ответ. Подвиг, говорит, имею. С какой целью? С тем, чтобы они не различно мыслили, а были в согласии и соединились все в одной вере. Каким образом? Не по принуждению и насилию, но в любви. Сказал же это потому, что разномыслие и поРождает раскол. То есть, чтобы они ни в чём не сомневались, чтобы всячески крепло их разумение, то есть познание тайны. И не сказал просто: для богатства, но: для всякого богатства. Знаю, говорит, что имеете познание тайны, но желаю, чтобы и уверенность в этом познании была в вас сильна. Или: желаю, чтобы вы были убеждены разумно, а не безотчётно. Как же это тайна Бога? Та, что чрез Сына совершается наше привлечение к Богу, а не чрез Ангелов.

Кол.2:3 – В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Он один знает всё. Если же Он один мудр, то мудро, конечно, и пришёл в последние дни, а не давно, и напрасно некоторые неразумные нападают на это. Сказав: сокровища, указывает на их множество, а словом: все, показывает, что ничто Богу не безызвестно, а выражением: сокрыты – что один Он знает и у Него должно просить мудрости и знания. Но заметь, если и кажется, что он сказал нечто особенно великое, то и это – в Котором сокрыты сокровища – сказал применительно к пониманию людей очень простых. Ибо Бог есть Самопремудрость и Самоведение.

Кол.2:4 – Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами. – Это, то есть что в Христе всё ведение, сказал я для того, чтобы кто не прельстил вас. Что до того, что если кто красно говорит? Наперёд знайте, что если такой человек говорит не о Христе, то он говорит одни паралогизмы и софизмы.

Кол.2:5 – Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твёрдость веры вашей во Христа. По связи речи нужно было сказать: хотя я и отстою плотью, но духовно вижу обольстителей. Он же в похвалу обратил это слово. Слушай. Ибо не только, говорит, вы не пили, но у вас никто не поколебал порядка и твердой веры вашей. Как в боевом строю хороший порядок делает фалангу крепкой, так и Церковь тогда бывает тверда, когда в ней добрый порядок, любовь соединяет всех и нет разделений. Но и вера уже сама по себе составляет твёрдую опору, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй.

Кол.2:6 – Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём. Ничего нового не вводим, но что вы приняли, того и желаем опять. Господа Иисуса Христа, а не Ангелов. Ибо Он есть путь, приводящий к Отцу. Такой путь не в Ангелах, ибо этот путь не ведёт туда.

Кол.2:7 – Будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научёны, преуспевая в ней с благодарением. То есть стоя неподвижно и не склоняясь то ко Христу, то к Ангелам. Ибо укоренённые никогда не передвигаются. Показывает, что они пали, так что нуждались в восстановлении, то есть во вторичном построении на Христе, как на основании. То есть твёрдо держась Христа посредством веры, а не рассуждений и словопрений. Ибо шатко строение, если оно и на фундаменте, но не твёрдо будет стоять на нём. Опять ставит слово как, чтобы они, если не другого чего, то самих себя устыдились бы. Итак, и в словах как вы научёны Апостол положил как бы основание, а в словах преуспевая указывает на здание. Не должно изменять прежде принятое учение, а преуспевать в нём, ставя себе в честь нечто преизбычествующее показать в своей вере, благодаря Бога за то, что Он удостоил нас такой благодати, и не приписывая самим себе этого преуспеяния.

Кол.2:8 – Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Есть тать, тайком он подкрадывается, незаметно подкапывает он стены снизу, намереваясь обокрасть ваш ум. Итак, берегитесь. Показывает и путь, которым приходит тать: это философия. Но так как почтенным считается имя философии, то добавил: и пустым обольщением. Ибо есть и обольщение доброе, о котором говорит Иеремия (20:7)  – Ты влёк меня, Господи, — и я увлечён; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. И Иаков, казалось бы, обольстил Исава, но это не обольщением должно называть, а домостроительством (Быт.27:28). По преданию человеческому. Видишь, от чего обольщение? От того, что привходят человеческие мнения. Христианская же вера – не человеческое учение, поэтому и не получит такого наименования. Наконец, начинает обличать в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, от которых дни, казалось бы, получают то или другое свойство. И не сказал: наблюдение дней, но: всего настоящего мира, чтобы показать ничтожество его. Ибо если целый мир ничто, то тем более стихии. Если бы и возможно было, говорит он, служить пополам и Христу, и стихиям, то и тогда не должно повиноваться последним, а теперь они и вовсе удаляют вас от Христа. А наблюдения дней были не только эллинские, но и иудейские: первые происходили от философии, а вторые от закона.

Кол.2:9 – Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно. То есть то, что есть Бог – Слово, в Нём обитает. Но чтобы, услышав слово обитает, ты не подумал, что Он находился под действием силы, как пророки, ибо вселялся в тех Бог, по слову: вселюсь в них и буду ходить в них (Кор.6:16), – он присовокупил: телесно, то есть что Он – не какая-нибудь энергия (сила), но сущность, как воплотившийся и составляющий одну ипостась с воспринятым. Или, по слову святого Кирилла, так живёт, как душа в теле; а обитает она в теле существенно, нераздельно и неслиянно. Но душа отделяется от тела во время смерти. Бог же Слово никогда не отделялся от воскресшей плоти: и во гробе был с нею, сохраняя её от тления, и во аде был с душою, возвещая и давая свободу пленникам, и вообще единение души и тела было и тогда, когда они разделились во время добровольной Его смерти.

Кол.2:10 – И вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти. Вот как сказал! Вы нисколько не ниже Его, так как и вы исполнены Божественности, но только в Нём, то есть чрез воспринятую Христом плоть. Ибо, когда природа наша соединилась с Богом, и мы в Нём приобщились божественной природы. И повсюду Павел желает нас приблизить ко Христу. Например, когда говорит: и воскресил с Ним, и посадил на небесах в Иисусе Христе (Еф.2:6), и: если терпим, с Ним и царствовать будем (2Тим.2:12), – и когда называет нас сонаследниками (Рим.8:17). Не как единосущного нам поставляет Его главой, но выше, как источник. Итак, как же вы, оставив Его, прибегаете к Ангелам, которых Он есть глава? И всем этим он совершенно разбивает ложное учение об Ангелах.

Кол.2:11 – В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Дивное благодеяние, что вы во Христе получили обрезание. Ибо не человеческая рука совершила это обрезание плоти, но Дух Святой: обрезывается не часть, но весь человек. Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, – жизнь греховную и вообще плотскую.

Кол.2:12 – Быв погребёны с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых. Что назвал обрезанием, то теперь называет гробом, выставляя в сравнение нечто большее, чем обрезание. Ибо обрезанное не просто отбрасывалось, а погибало и истлевало. Итак, крещёный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа, и умирая, как ветхий и греховный человек. Не гробом только, но и воскресением служит крещение. Каким образом? Через веру. Ибо, уверовав, что Бог может воскресить, и имея пример этого в воскресении Христа из мёртвых, мы, таким образом, двояко воскресли в Господе: и упованием воскресения, столь несомненным, как бы уже получили его, хотя оно ещё будет; и духовно, отбросив мертвенность греховную, и восприняв оживление Духом.

Кол.2:13 – И вас, которые были мёртвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. Христос, говорит он, прияв смерть телесную, оживотворён Отцом, и говорит так не потому, чтобы Христос Господь Сам немощен был оживить Себя, но чтобы всё возвести к Единому источнику. А что воскресение Господа есть и собственное Его действие, об этом Он Сам говорит: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин.2:19.), и опять говорится: явил Себя живым по страдании Своём (Деян.1:3). Вы же, подвергшись греховной смерти и, будучи необрезанными, то есть имея во множестве и излишестве плотские помыслы, которые вас умерщвляли, оживлены вместе со Христом. Ибо, как Он восстал телом, так вы духом; но восстанем, без сомнения, и телом. Но великий Иоанн даёт разуметь, что и иначе можно понимать умерщвление. Ибо, говорит он, по причине падения мы находились под осуждением на смерть. Но смотри, чего нас удостоил и каким образом Он освободил нас.

Кол.2:14 – Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Поскольку сказал, что Он даровал нам, то, чтобы ты не подумал, что Он всё же оставил их быть где-либо и видимыми, говорит: нет, не так; Он совсем изгладил их, вычистил. Под рукописанием мы будем разуметь или договор, который как бы собственноручно заключил народ с Моисеем, сказав: всё, что сказал Бог, будем исполнять и станем повиноваться (ср. Исх.19:8), – или условие, которое поставил Бог Адаму, сказав: в тот день, в который вкусишь, умрёшь (Быт.2:16). Оно-то в руках диавола было как бы рукописанием, оно-то противостояло нам, не дозволяя подняться, ибо за ним было право. Это уничтожил Христос учением, то есть верой, ибо не делами, а учением веры разрушил то. Не вычистил это только, но и взял от среды, то есть сделал, чтобы его не видно было; и ни нам его не отдал, ни Сам у Себя не сохранил, но, пригвоздив ко кресту, разорвал, как свойственно прощающему с радостью. Ибо все мы были повинны греху и наказанию, но Он, Сам безгрешный, наказанный за нас, на кресте разрушил грех и наказание: посему на нём и разорвал рукописание.

Кол.2:15 – Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Апостол говорит это о силах диавольских или потому, что они были облечёны человеческой природой, или потому, что Сам Сын Божий, сделавшись человеком, знал наготу их и открыл её, то есть оказался непобедимым для начал и властей. Ибо, если Он и принял на Себя грешную природу, но без греха. Сказанное можешь понимать так: диавол властвовал над человеческой природой двумя способами: посредством страстей и болезней. Посему и Господь облёкся в тело для того, чтобы бороться за нас против начал и властей диавола. Я не буду говорить о том, что Он ещё в самом начале, при принятии святой Своей плоти, сокрушил их, будучи зачат без похоти и рождён без болезней. Но, однако, и после того, как родился и пришёл в возраст, Он был искушаем прежде всего на горе приманками удовольствия, – искушаем непосредственно от врага приманкой чревоугодия, любостяжания, тщеславия, – и победил за нас. Потом скорбями искуситель склонял Его ненавидеть ближних, наущая против Него фарисеев, книжников и лиц, облагодетельствованных Им. Но был не в силах исполнить это. Наконец, употребил самое сильное средство, пригвоздив Его ко кресту. Но Господь не только не ослабел от всего того, чего желал враг, но и молился даже за распинающих. Таким-то образом на кресте Он совершеннейшим образом отнял силы у начал и властей и, как приобщившийся нашей природы, даровал и нам, подчинившимся им, это отнятие силы у начал и властей. То есть сделал, что они посрамили себя. Ибо диавол никогда не посрамлял себя так. Он надеялся овладеть Христом, а лишился и тех, которых имел. Стоящее же в греческом тексте слово «явно» употреблено вместо: всенародно, в виду всех. Если бы мог, диавол сделал бы всё, чтобы уверить людей, что Он не умер. Ибо в этом заключается его великое поражение и уничтожение – подвергнуть смерти Человека безгрешного. Вот почему он и произвёл бесчисленные ереси, которые утверждали, что смерть была призрачная. Поэтому и Господь умер явно, а не воскрес явно. Потому что доказательством воскресения Его служило всё последовавшее затем время, а для доказательства смерти, если бы не послужило самое время смерти, уже не было бы другого времени. То есть на кресте показал, что демоны побеждены. Триумфом называют то, когда кто-либо, возвращаясь с победы над неприятелем, совершает торжественное шествие, показывая всем связанных и пленников. Посему и Господь, поставив на кресте Свой трофей, как бы на всенародном зрелище эллинов, римлян и иудеев, восторжествовал над демонами. Если, таким образом, не Ангелы умерли за нас, а Сам Христос, то как же вы говорите, что чрез них приведены к Богу.

Кол.2:16 – Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. Доселе говорил загадочно: чтобы кто не увлёк вас обольщением; теперь же яснее, когда упомянул о благодеяниях Божиих. Ибо если, говорит, вы достигли такого величия, то для чего подчиняете себя маловажному? Итак, не подчиняйтесь тем, кто вас осуждаёт за несоблюдение иудейских церемоний в пище и питье. Этим он будто хвалит их, как чуждающихся иудейства, О каком-нибудь празднике сказал потому, что не дерзали сохранять всё. Ибо если они и субботствовали, то не так строго, так как исповедывали христианскую веру. Таким образом показывает, что напрасно такое наблюдение, когда не всё наблюдается; оно только ведёт к нарушению всего. Ибо если было бы хорошо, то соблюдалось бы всецело.

Кол.2:17 – Это есть тень будущего, а тело – во Христе. Грядущими называет блага Нового Завета, ибо грядущими они были по отношению к Ветхому Завету, существовавшему дотоле, пока было его время.

Кол.2:18 – Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. Одни ставят знак на слове во Христе, чтобы такой был смысл: ветхозаветное было тень, тело же, то есть истина, – Христова есть. Какая же нужда хвататься за тень, когда присуще тело? А другие соединяют эти слова с последующими, чтобы так можно было понимать: «тело же Христово», то есть вас, «никто да не обольщает» (то есть лишает), ибо это значит, когда один одерживает победу, а другой получает награду. Вы победили диавола и стали выше: зачем же опять подчиняться греху чрез соблюдение закона, который не может оправдать? Иначе: властвующего над нами победил Христос, а не закон; у Него и должна быть награда, а равно и у вас, составляющих тело Христово. Каким же образом это даруемое вы уступаете закону? Совершенно ясно, что если мы живём ещё по-иудейски, то закон господствует над нами, и чрез него мы надеемся спастись. Если же закон – тень, Христовы же дела – тело, то прежде нам следовало свыкнуться с тенью. Посему справедливо Он воплотился в последние дни, чтобы нас привести к Отцу. После того как исполнил их негодования, показав, что с ними хотят поступить злодейски, лишить их награды, – Апостол излагает и самый еретический догмат, говоря: они хотят вас лишить награды, прельстив кажущимся смиренномудрием. Ибо недостойно, говорили, величия Единородного учить, что Единородный привёл вас к Отцу, так как это больше, нежели сколько сообразно с человеческой малостью. Почему основательнее полагать, что вашему приведению ко Отцу послужили Ангелы. Исходя из этой мысли, они вводили и особое служение Ангелам, и убеждали простосердечных к ним обращаться, будто к нашим спасителям. И они, никогда не видавшие Ангелов, утверждают о них то и то, как будто видели их. Напрасно, говорит, надмеваются своим учением, которое есть дело плотского размышления, а не духовного. Не обличает ли огрубелости их ума то, что они отрицают сказанное Христом: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16) за людей; и опять: и за них Я посвящаю Себя (Ин.17:19); ещё: жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и иные овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести (Ин. 10:15,16). Много и других подобных мест. Итак, как же выше сказал: смиренномудрием? Смирение их было кажущееся, а не действительное. Иначе: надмевались, как упорные догматисты, не допускавшие даже, чтобы им предлагаемо было истинное учение. Хотя и настаивают на своём учении по смиренномудрию, но его они не имели, а только говорили смиренно: заклану быть за нас Единородному – это больше, чем потребно для людей (не по мере их, не под стать им).

Кол.2:19 – И не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим. Кто учит этому, тот, говорит, не держится Главы, то есть Сына Божия. Ибо Он есть Глава Ангелов, как Творец и Миродержитель, а равно и Глава всей Церкви, как поэтому, так и потому, что мы и по телу Его члены, ибо Он и в этом самом общник нам. Из Него, таким образом, все тело Церкви имеет и просто бытие, и благобытие. Кто отпадает от Него, тот погиб. Как из головного мозга чувствительный дух посредством нервов передаётся во всё тело, – и от головы всякое чувство и всякое движение, так и всё тело Церкви снабжается, то есть получает, чем жить и расти духовно. Когда же оно имеет это? Когда состоит в сочетании (когда хорошо сложено) с Ним и само в себе. Ибо в таком только случае Дух Святой снабжает тело, чем расти: так что если тело не имеет общения с Главой и само с собой, то не бывает ни снабжения Духа, ни возращения Божия, то есть наилучшей жизни по Богу.

Кол.2:20 – Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений. Чрез крещение, говорит, умерши со Христом, вы умерли для всей прежней жизни, чтобы больше уже не служить стихиям, которым были подчинены прежде. Поэтому, зачем вы снова подчиняетесь им, как бы живя прежней жизнью? Вы признаёте один день счастливым, а другой несчастным, но это наблюдения эллинские. Смотри же, как незаметно он осмеивает их, говоря: держитесь постановлений. Вы, говорит, подобно детям, только что начавшим учиться, сидите, принимая научения и наставления, что должно делать.

[И.Л. – Те родители, чьи дети остаются на второй год и не показывают успехов в обучении, как они себя чувствуют? А если это не в первый раз и не с одним ребёнком? Мы говорим о нормальных, совестливых и богобоязненных родителях, – разве они не будут проявлять беспокойство и искать причину неуспеваемости своих детей? Чья вина, что их дети не развиваются? Или дети больны, ненормальны, или произошли от больных, дебильных родителей, или сами растут тунеядцами и хулиганами при хороших родителях? Но то, что в Православной церкви паства не знает Слова Божия и, конечно же, никому не может проповедовать, как раз и говорит о недееспособности своих учителей и пастырей. Там, где исследуют Священное Писание, средний прихожанин знает Библию лучше, чем средний священник. И теперь уже не к пастве, а к пастырям относятся эти слова: Вы подобно детям, только что начавшим учиться, сидите, принимая научения и наставления, что должно делать. Иоанн Златоуст говорит нам, православным XXI века: «Господь хочет, что­бы христианин был для вселенной учителем, заква­скою, светом и солью. А что значит свет? Жизнь светлая, не имеющая в себе ничего тёмного. Свет не себе полезен, равно как и соль и закваска, но прино­сят пользу другим»; «Что пользы в христианине, если он никому не приносит пользы, никого не руководит к доброде­тели? [Ведь] соль не себя только поддерживает, но укрепляет и согнивающие тела, не допускает им портиться и погибать. Так точно поддерживай и укрепляй гниющие члены, т. е. беспечных и нера­дивых из братии, и избавив их от беспечности, как бы от некоторой гнилости, соедини с прочим те­лом Церкви. Потому Он назвал тебя и закваскою (Мф. 13:33): закваска не себя заквашивает, но прочее смешение, великое и безмерное, хотя сама она мала и незначительна. Так точно и вы, хотя вы и малы числом, но будьте велики и сильны ве­рою и усердием по Богу». Блаженный Феофилакт как бы насмехаясь говорит нам: «Вы подобно детям, только что начавшим учиться, сидите, принимая научения и наставления, что должно делать».]

Кол.2:21 – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся». Приводит и другое наблюдение их относительно пищи, преимущественно иудейское, подобно тому, как относительно дней было приведено эллинское. Посрамляя надмение тамошних догматистов (лжеучителей), Апостол говорит, что всё это не важно, но оканчивается нетлением в употребляющих; истлевши во чреве, это извергается потом афедроном, так что для души в этом, как оно есть само по себе, нет ни пользы, ни вреда.

Кол.2:22 – [что всё истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это не есть наставления Божественные, а постановления человеческие. Итак, что же? Разве закон не суть учение Божие? – Он существовал, когда было время, а теперь не существует, потому что время его исполнилось. Или говорит так потому, что его искажали старейшины иудейские, устанавливая предания помимо закона, как об этом и Христос говорит в Евангелии. Или он намекает на учения эллинов.

Кол.2:23 – Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. Вид мудрости имеют, а не силу и истину. Ибо тот, кто этому учит, кажется благочестивым, скромным и презирающим тело ради воздержания от пищи. Однако Бог почтил тело и дал яства, чтобы, питаясь ими, плоть могла существовать и добровольно господствовать над страстями. А они не в чести держат тело, а лишают его должного, отнимая у него власть и не позволяя ему действовать без принуждения.