размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 10

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.10:1-8 – В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. Этот Корнилий не был ни иудеем, ни из подзаконных, а между тем уже вел такой же образ жизни, как и мы. Вот двое уже из людей облеченных почестями веруют во Христа: казнохранитель эфиоплянки и этот. Мы не заботимся о своих домашних, а этот заботился и о воинах. Этого человека он для того делает известным и сообщает о нем подробные сведения, чтобы кто-либо не сказал, что в Писании Священном встречаются погрешности против истории. Надобно знать, что полк состоял из двухсот воинов, а сотня из шестидесяти. Видит Ангела для восполнения веры Петра. Или лучше не для него, но для других более слабых в вере. В час девятый, когда он оставил заботы и находился в тишине и покое. Так как истинное Око и великий Судия знает, что и великие дела, не имея веры, мертвы, то Он и посылает Ангела, который утверждает за делами их значение, чтобы увенчались верою тех, которые хорошо подвизаются. Потом слова Ангела уничтожили страх. Посмотри, куда идет молитва на высшее небо и становится пред самым престолом царским. Обрати внимание и на Ангела; он сначала возвышает и возносит мысли его Корнилия к высшему, потом уже говорит то, что он говорит дальше. Они любили пустыню и тишину.

Деян.10:9-16 – На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Посмотри, как Дух сводит времена и делает, что это совершается ни раньше, ни позже. Изумление при виде чуда и то состояние, когда человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный. Итак, ему было как бы духовное видение. Первейший из Апостолов – Петр имел нужду в божественном откровении относительно призвания к христианской вере язычников; потому что он не знал, что обрезание и необрезание не делают разницы по отношению к вере. Он, конечно, не знал ясно, что Господь сказал, чтобы, когда открылось служение верою, то были научаемы этой вере и язычники, не знал до тех пор, пока неизреченная воля Его посредством этого явления не открыла эту тайну, убедивши его в этом с одной стороны примером посредством плащаницы, а с другой стороны тем, что и язычникам была преподана благодать Святого Духа по обращении их к вере, убедивши, что во Христе нет различия между иудеем и эллином. Явившийся сосуд означает грубейший мир, а различные животные суть символы состояния людей. Петра все стали бы обвинять как законопреступника, и потому Духом устрояется, чтобы он имел защиту; поэтому-то он и возражает Ангелу. Потому что он должен был вполне соблюдать закон. Итак, это устрояется для того, чтобы его не стали обвинять. Может быть, он, преклонивши колена, видел видение. И божественным делом было случившееся, то есть, что он видел высшее, и был в состоянии исступления и слышал оттуда голос, и что трижды исповедывал, что там животные нечистые; а то, что сосуд оттуда, с неба, снисшел и туда вознесся, это великое доказательство чистоты. Потому что виды животных принимаются вместо свойств человеческих, а из описания видения Петрова известно, что в сосуде, сшедшем с неба, были все роды животных: пресмыкающихся, птиц и четвероногих. Потому что слово прикровенно изображает, что имеющие обратиться к вере находятся под владычеством разных грехов, что они уподобились или четвероногим по жестокости, или пресмыкающимся по ядовитости, или птицам по легкости и непостоянству своей природы. И притом змеи принимаются за символ саддукеев и фарисеев, а лисица – за символ Ирода, и возбужденные страстью к половому сближению кони – за символ людей сладострастных; овцы – за людей незлобивейших, козлята – за необщительных и безучастных, а ежи – за богатых; об них Господь сказал, что они своими колючками прокалывают слово и делают его бесплодным. Голос относится к Петру, а между тем всё говорится к иудеям. Потому что, если терпит порицание этот учитель, то тем более они заслуживают этого.

Деян.10:17-20Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, – вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Плащаница означает землю, а находящиеся на ней звери – язычников. И они должны придти ко Христу; а то, что это повторяется трижды, означает крещение. Итак, истинный смысл видения указывает ему на учение о Троице, равно как и вера в Троицу представляет истинное богопочитание. Благовременно приходят эти мужи, чтобы разрешить недоумение. Ибо и Иосифу Христос допустил сначала устрашиться, а потом послал Ангела. Потому что душа легко принимает разрешение от испытанного прежде недоумения. Итак, нужно повиноваться Духу.

Деян.10:21-24Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Начальство над народом бывает в руках человека благочестивого, по своим заслугам оказавшегося достойным этого. А что с ним пошли некоторые из Иоппии, это случилось домостроительно, чтобы потом они были свидетелями, когда Петру нужно было оправдываться.

Деян.10:25-27 – Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. Славный это был человек и в славном городе имел жилище. Это свойство совершенно благочестивого друга, что он, будучи окружен столькими благами, всех делает общниками и любезными друзьями. Любезными друзьями они названы, потому что он мог надеяться на них, когда ему предстояли труды и заботы о стольких подчиненных. Посмотри, как он был уверен, что Петр непременно придет. Этим он научает и прочих и приносит благодарение Богу, показывая свое смирение. Посмотри, прежде всего другого он научает тому, чтобы они ничуть не думали о себе много.

Деян.10:28-33 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак, спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Потому что он не сказал: «люди! мы пришли к вам, хотя мы считаем недостойным прикасаться к кому-либо», – но что? «Вы знаете, что Бог изрёк такое повеление, чтобы считалось беззаконием прилепляться или приходить к иноплеменнику». Пётр обо всём слышал уже и от воинов, но он желает, чтобы они исповедались и делались правыми в вере. У сотника при аккуратнейшем порядке в жизни время было распределено, и притом в известные дни. Посмотри, как сильна молитва. Когда он преуспевал в деле благочестия, тогда явился ему и Ангел, – это один день; когда отправились посланные Корнилием, – это тоже один; когда они шли, – один, а четвертый, оказывается, – с третьего часа, когда он молился. Итак, надобно со вниманием слушать рабов Божиих.

Деян.10:34-43Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что, наконец, Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Поистине разумеваю, что Бог смотрит не на качество лица, но на различие дел. Тем, что он говорит, он ясно показывает, что Бог, Которого боялся Корнилий, о Котором он получил наставление из закона и пророков, ради Которого он и милостыни творил, что этот Бог есть воистину Бог. Недоставало ему познания о Сыне. Чтобы ты не счел чего-либо неприличным, для этого заметь, что они никогда не скрывают учения о кресте, но вместе с прочим предлагают и образ смерти. Притом нет и не могло быть в этом случае чуда большего, как то, что Он ел и пил. Но поколебавши их страхом, он делает им снисхождение, впрочем изреченное не им, а пророками. Итак, страшное он говорит от себя, а проникнутое кротостью от лица пророков.

[И.Л. – Учение о кресте означает учение о страданиях Иисуса Христа на кресте. Об этом говорит всё Священное Писание. Смысл и цель любой проповеди – рассказать о Христе, умершем за наши грехи и воскресшем для нашего оправдания. Сегодня понятие о кресте сведено до чисто языческого понимания, как о фетише и амулете-обереге. Всюду и везде видны кресты на храмах и на могилах, на детях, и на машинах, и на автоаптечках. И этим в основном занимаются «православно» мыслящие люди. Страшно подумать, что диавол воспользовался даже крестом, чтобы скрыть Христа. По всей России совершаются молчаливые крестные ходы и воздвигаются поклонные кресты. В Священном Писании нигде даже не упоминается о воздвижении видимых крестов. Христос и крест неразделимы, и об этом свидетельствует проповедь Апостолов. 1Кор.1:23 – «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». 1Кор.2:2 – «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Гал.6:14 – «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Смысл изображения креста оправдан там, где проповедь о распятом Христе занимает главное место. Гал.3:1  – «У которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?»]

Деян.10:44-48Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.