размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 7

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.7:1 – Не судите, да не судимы будете. Господь запрещает не укорять и выговаривать, а осуждать, потому что укорение и выговор служат к пользе, а осуждение клонится к обиде и унижению, особенно же когда кто-либо, имея тяжкие грехи, поносит и осуждает других, имеющих меньшие грехи, за которые будет судить Бог.

Мф.7:2-5 – Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Кто хочет укорять других, тот сам должен быть беспорочен. Ибо если он, имея в своем глазу бревно, т.е. имея тяжкий грех, будет укорять другого, имеющего сучек, то сделает его бесстыдным, потому что тот, обидевшись, станет также укорять его самого и таким образом впадет в грех осуждения. Впрочем, Господь показывает, что великий грешник и не может хорошо видеть грех брата своего, ибо как он, имея бревно в глазе, увидит другого, легко уязвленного?

Мф.7:6 – Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Псы – неверные, а свиньи – хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак, не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия – нечистым, потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас, как поступают так называемые философы. Ибо, коль скоро услышат, что распялся Бог, они начинают терзать нас своими умствованиями, говоря, что это невозможно, и в своем высокоумии взнося хулы на Вышнего.

Мф.7:7-8 – Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Выше заповедал нам нечто великое и трудное, а здесь показывает, как сие может быть выполняемо, и именно – посредством непрестанной молитвы, не сказал – просите один раз, но – просите, т.е. непрестанно. Потом подтверждает слова свои примером человеческим, как бы так говоря: кто усердно ищет чего-либо, тот обыкновенно находит искомое, и кто стоя у дверей, непрестанно стучится в них и дожидается с терпением, тому когда-нибудь непременно отворят, так думай и о духовном прошении.

Мф.7:9-10 – Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Представляя в пример то, как и чего дети с успехом выпрашивают у своих родителей, Господь учит нас, что и у Отца Небесного должно также просить постоянно и только полезного. «Вы сами, говорит, видите, как ваши дети просят у вас полезного, на примере хлеба, рыбы, и в том случае, когда они просят именно полезного, вы даете им, противного же тому не даете, хотя и просят, – так точно и вы ищите духовного, а не плотского».

Мф.7:11 – Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Называет людей злыми, по сравнению их с Богом, так как природа наша, как создание Божие, добра. Только по собственной воле мы стали лукавыми и остаемся лукавыми вопреки неизреченной Божией благостыни.

Мф.7:12 – Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Здесь показывает нам кратчайший путь к добродетели, так как мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим. Так, если хочешь, чтобы тебе благотворили, сам благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби сам врагов; если хочешь, чтобы тебе никто не досаждал, не досаждай и ты никому; если хочешь, чтобы тебя все любили, и ты люби всех. Вообще, чего не любишь сам, того не делай другим, в сем случае и закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный.

Мф.7:13-14 – Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Узкими вратами называет искушения, как произвольные, например, пост, бдение, вольную нищету, странничество и другие; так и непроизвольные, каковы узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны, и прочее, что Иов, и не хотя, потерпел. Как человек тучный или с большею ношею не может пройти узким местом, так и сластолюбивый или богатый. А идут широким путем. Вместе словами – врата и путь – показывает и то, что как теснота временна, так и широта скоро переходима. Ибо кто терпит обиды, тот как бы проходит только сквозь некоторые ворота, равно и сластолюбивый, предаваясь сластолюбию, проходит как бы только некоторый путь. Но как то и другое временно, то выбирай лучшее. Он говорит: бремя мое легко! – по причине будущих воздаяний.

Мф.7:15-16 – Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Еретики обыкновенно бывают хитры и притворны, посему говорит: Берегитесь. Они предлагают сладкие речи и являют по-видимому житие честное, между тем, внутри или в сердце их скрывается удочка. Под овечьею одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить. Они узнаются по плодам своим, т.е. по делам и жизни. Хотя бы они (для других) на время и скрывались, но для внимательных всегда бывают явны.

Мф.7:17 – Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Лицемеры суть терние и репьи: терние – потому что уязвляют тайно, репьи – как хитрые и находчивые. Под злым же, т.е. поврежденным древом, разумеется всякий, кого растлевает изнеженная и распутная жизнь, кто имеет дела лукавые и смрадные, неприятные Богу.

Мф.7:18 – Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Пока оно зло или испорчено, не может, если же переменится и освободится от порчи, может приносить добрые плоды, потому что всякий человек от своей воли бывает или худ, или добр. Заметь же, Господь не сказал: никогда не будет в состоянии приносить добрые плоды, но только дотоле, пока испорчено.

Мф.7:19-20 – Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Это направляет против иудеев, как и Иоанн говорит им тоже (Мф.3:10). Человека сравнивает с древом, так как, если захочет, может быть привит от бесплодного греха к добродетели, подобно как прививают бесплодное дерево, чтобы было плодоносно.

Мф.7:21 – Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, не получим от того никакой пользы, ибо не сказал: сотворивший волю однократно, но – творящий оную до самой смерти. Не сказал притом – волю Мою, дабы не соблазнить слушателей, но – волю Отца Моего, хотя нет сомнения, что воля у Отца и Сына одна.

Мф.7:22-23 – Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними и недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от имени Иисуса. Благодать действует и чрез недостойных, так как мы, например, освящаемся и чрез недостойных священников: и Иуда творил чудеса, и сыны Скевы. Что же касается до слов: никогда не знал вас, – то это значит: Я не любил вас за лукавое сердце ваше и тогда, когда вы именем Моим творили чудеса. Знанием здесь называется любовь.

Мф.7:24-25 – Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. Без Бога добродетель не может быть совершаема, посему говорит: уподоблю мужу благоразумному. Камень есть Христос, а дом – душа; итак, кто устроит душу свою в делании заповедей Христовых, того не могут сокрушить ни дождь, т.е. падший с неба диавол, ни реки, т.е. вредные люди, размножающиеся от сего дождя, ни ветры, или духи лукавые, ни вообще все искушения.

Мф.7:26-27 – А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. Не сказал: уподоблю его, – но сам собою уподобится неразумному тот, кто верует, но дел не творит. Такой человек строит на песке, т.е. на непрочном основании, посему от искушений он и падает. Когда опрется, т.е. устремится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, потому что они и так уже всегда лежат на земле, если падает, то верующий. От того-то и падение бывает великое, что он падает, будучи христианином.

Мф.7:28-29 – И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Дивились не начальники (ибо как они могли дивиться, когда завидовали Ему?), но дивился незлобивый простой народ, дивились же не красоте речей, но свободе и важности Христа, Который показывал Себя важнее самих пророков, ибо те говорили: так говорит Господь, – а Христос, как Бог, говорил: Я говорю вам.