размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 1

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.1:1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Напоминает Лука Феофилу о своем Евангелии, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу. (Лк. 1:2-3). Итак, напоминает об Евангелии с целью напомнить о том, с каким тщанием оно написано; а об этом вспоминает для того, чтобы, имея в мыслях такое же тщательное отношение к делу при составлении и настоящей книги, быть как можно более внимательным к тому, что пишется. Лука указывает на то, что он не опустил ни одной из вещей существенных и необходимых, из которых познается божественность и истинность проповеди; потому что и Лука и каждый из Евангелистов в своих Евангелиях во главе всего поместили то, из чего познается божественность и истинность проповеди, и притом в такой точной форме, как бы по какому образцу. Подобным же образом изложил обо всем этом и сам Иоанн Богослов. Они не опустили ни одной из тех черт, чрез которые с одной стороны познается и становится предметом веры служение Слова по плоти, с другой сияет и открывается величие Его по божеству. Иоанн говорит, что если бы по частям и вкратце описать всё, что сказал и сделал Господь, то и тогда не вместить бы миру написанных книг; но тем более не вместить бы, если бы кто пожелал изложить в Писании все дела и слова Господни с исследованием их значения; потому что значения их и причин, по которым творил и говорил Господь, человеческий разум не может ни вместить, ни познать по той причине, что всё то, что Он творил в человеческом естестве, творил как Бог; с этой стороны нельзя дел и слов Христовых ни в слове выразить, ни в писании передать. Впрочем, допускаю и то, что это прибавление есть гиперболический оборот речи и не безусловно говорит о том, будто мир не вместил бы написанных книг, если бы изложение было пространнее. Можно сказать еще и то, что этот Евангелист Иоанн, как развивавший более, чем другие, теоретическое созерцание, действительно знает все творения и дела Спасителя, – не только те, какие Он явил во плоти, но и те, какие Он совершил от века, как без тела, так и с телом. Если бы кто решился описать черты природы, происхождения, различия, сущности и проч. каждого из этих дел, то, если и допустить возможность этого, миру невозможно было бы вместить написанных книг. Если же кто под словом мир станет разуметь не просто мир, но человека, лежащего во зле и помышляющего о предметах мирских и плотских, потому что слово мир понимается так во многих местах Писания, и в этом случае верно говорит Иоанн, что, если бы кто захотел описать все чудеса, совершенные Христом, то таковые люди, расположенные от множества и величия дел Христовых скорее придти к неверию, чем к вере, не могли бы вместить написанного. И потому-то именно Евангелисты часто проходят молчанием целую толпу исцеленных и обходят множество чудесных действий, обозначая только общий факт, что многие избавились от различных болезней, что много было чудес и т. п., а перечисления их не делают, потому что для людей, неспособных понимать и обольщенных, перечисление по частям многих чудес обыкновенно служило поводом скорее к неверию и к нежеланию слушать проповедь, чем к уверованию и к расположению слушать. Разумеет чудеса и учение, – впрочем не одно это, но и то, что Иисус учил и делом; потому что не словом только увещевал людей делать то или другое, Сам же не делал этого, но делами, которые Сам совершал, убеждал и их подражать Ему и ревновать о добродетели. Должно знать, что Феофил был один из обращенных к вере самим Лукою. И не удивляйся, что Лука явил так много попечения об одном человеке. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сихМф. 18:14. Почему же, пиша одному Феофилу, он написал не одну книгу, но разделил предметы на две книги? Для ясности и для того, чтобы не затруднить читателя; да они разделялись и по содержанию; и потому он справедливо разделил предметы повествования на две книги.

[И.Л. – Иоанн Златоуст в своих поучениях постоянно напоминает слушателям о их родине, то есть о райских обителях, откуда ниспало человечество. Адам был близок Создателю и беседовал с Ним, но грех побудил его скрыться от голоса Божия. Быт.3:8,10 – «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая... Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И ныне, когда в человеке есть нежелание слышать Слово Божие, нежелание слушать проповедь, основанную на Священном Писании, это показывает, что человек не примирился со своим Создателем, он всё ещё находится в стадии беглеца, скрывающегося от своего Благодетеля. Слово Божие рождает заново душу, пробуждая её от смертного сна. Великая и непостижимо страшная трагедия произошла с Россией, и всё только от того, что люди не знали Слова Божия, не получили рождения свыше от Слова Божия. Не приучили людей к исследыванию Библии, а это привело к полному омертвению душ, к мёртвому обрядоверию и К НЕЖЕЛАНИЮ СЛУШАТЬ ПРОПОВЕДЬ. И потому устремились за слугами сатаны, чтобы построить светлое царство на земле.]

Деян.1:2 – До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал. Изрек им духовные глаголы; ничего человеческого тут не было, потому что заповедал им Духом. Мф. 28:19-20 – Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Деян.1:3Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. Сказав прежде о вознесении, говорит потом и о воскресении. С большею осторожностию и мудростию Он постепенно развивал в них две стороны – и веру в Свое воскресение, и убеждение считать Его выше человека, хотя одно другому противоречило; потому что из веры в воскресение должно было возникнуть представление о многих сторонах человеческих, а из того, что Он выше человека, – противное. Почему же Он являлся не всем, а только Апостолам? Потому что многим, не понимавшим этой неизреченной тайны, явление Его показалось бы видением. Если уже и сами ученики сначала не верили и смущались, даже нуждались в прикосновении рукою и в общей с Ним трапезе, то как должно было поразить явление Его толпу?

Деян.1:4 – И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Сам Господь назвал Царство, в котором обещал ученикам пить вместе с ними новую чашу, Царством Отца, называя новым питием то, которое пил вместе с ними после Своего воскресения; в это время Он вкушал вместе с ними и пищу новую, – вкушал не таким образом, как ел и пил с ними прежде до воскресения; потому что тогда, сделавшись подобным нам по всему, кроме греха, Он ел и пил, как мы, добровольно предоставляя плоти требовать необходимого употребления пищи; поэтому добровольно допускал состояние алкания. После же воскресения пил и ел уже не по нужде, а только для того, чтобы все уверовали в истинность Его телесного естества, равным образом и в то, что Он пострадал добровольно и воскрес, как подобает Богу. Итак, новою пищею и новым питием назвал ту необыкновенную пищу, которую Он ел, и то необыкновенное питие, которое пил вместе с учениками после воскресения.

Деян.1:5 – Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Можно доказать, что и Апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно, потому что Апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым. Почему же Господь не объявил, когда сойдет Дух Святый, а говорит только: через несколько дней после сего. Говорит для того, чтобы они не впали в уныние; а не сказал определенно, когда сойдет Дух Святый, для того, чтобы, ожидая Его, они постоянно бодрствовали. Итак, что же удивительного в том, что Он не говорит им о кончине мира, когда, по указанной нами причине, не хотел объявить и этого близкого часа? Выражение креститься означает обилие и как бы богатство общения Духа Святого, как и крещаемый в воде, погружаясь всем телом, чувственно как бы ощущает это, тогда как просто принимающий воду орошается не всецело, не по всем местам своего тела. Итак, в том, что теперь сказано, нет противоречия с тем, что говорится в божественных Евангелиях, ибо ясно, что хотя по воскресении Христа из мертвых и сказано Апостолам: приимите Духа Святого, – и они приняли Его, но там так и сказано, что они приняли Духа Святого. Здесь же выражение креститься Духом означает излияние и богатство благодати руководить других, которую Господь даровал им, взойдя ко Отцу. Как, имея веру, они приходят к Нему и говорят: приложи нам веры, – так и здесь к тому общению Духа, какое уже имели, они получили, по сошествии на них Святого Духа, приложение более сильного единения с Ним.

Деян.1:6-8Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Намереваясь спросить, они приходят к Учителю вместе, чтобы подействовать на Него своим количеством, так как знали прежний ответ Его: Мф. 24:36 – О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один, был таким ответом не вследствие незнания, а вследствие уклонения от ответа. Поэтому снова спрашивают. Когда услышали, что имеют получить Духа Святого, тогда пожелали узнать об этом и избавиться от бедствий, уже как достойные, так как не хотели снова подвергать себя крайним опасностям. Не теперь ли, говорят. Так сильно желали они этого дня. Мне же кажется, что для них и неясно еще было, что такое это Царство; так как еще не было Духа Святого, Который наставил бы их. Не потому приписал Отцу знание исполнения времен, что Сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним; и посему Он с пользою для них ответил на него молчанием. Целью у Него было при этом то, чтобы пресечь крайнее любопытство Своих учеников, так как Он посылал их проповедывать Царствие Небесное, а не обозначать количество времен. Не говорит им об этом времени, тогда как научил их гораздо большему, – с тою целию, чтобы, как не раз упоминали мы, заставить их бодрствовать, и потому что, не зная об этом, они ничего не теряли; так как Он открыл им истины гораздо высшие, чем эта, – открыл, что Он есть Сын Божий, что Он равен Отцу, что Он воскрес, что будет воскресение мертвых, что настанет Суд, и что Он воссел одесную Отца. Скажи же мне, что важнее – знать, что Он будет царствовать, или – когда? 2Кор.12:4 – Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Моисей узнал начало мира и то, когда и за сколько веков он сотворен, и исчисляет годы, хотя познать начало вообще труднее, чем конец. Потом, чтобы снова не спросили Его, тотчас вознесся. Если же в тех случаях, когда нужно совершить что-либо чрезвычайное и чудесное, Сын творит с такою же властию, как и Отец, то тем более в случаях, где требуется знание; потому что воскрешать мертвых и притом со властию, равною власти Отца, гораздо важнее, чем знать день. Почему же Христос не ответил на то, о чем спрашивали ученики, но сказал: приимете силу? Здесь следует упомянуть о фригийской ереси, полагавшей, что Утешитель послан спустя двести лет по вознесении Христовом на жен, считавшихся за пророчиц, – Прискиллу и Максимиллу – и на зараженного одним и тем же с ними безумием Монтана; тогда, говорят, исполнилось обетование: пошлю к вам Утешителя (Ин. 16:7). Почему же объявляет им то, о чем они не спрашивали, именно: приимете силу? Потому, что Он есть Учитель; призвание же учителя учить не тому, чего хочет ученик, но тому, что полезно знать. Так как прежде говорил: Мф. 10:5 – Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; желая, чтобы слово Божие проповедано было прежде иудеям, а теперь оно должно было разлиться уже по всей вселенной, то благовременно присовокупляет: во Иудеи и Самарии, потом: и до края земли. Свою проповедь они засвидетельствовали до последних пределов земли.

[И.Л. – Господь посылает слуг Своих по всему миру в самые потаенные закоулки, чтобы всем возвестили о браке Агнца. Это дело любви – принести весть примирения с Создателем, сказать людям, погибающим во мраке, что и для них есть надежда, что и их зовет Господин, Царь Неба, на брак Своего возлюбленного Сына. Какой чести удостаивается не только Апостол, но и все верующие по слову Христову: нести благовестие там, где стон и слезы, где войны и эпидемии. Дух Святой влагает в сердца и умы Своих избранников, то есть принявших истинное святое крещение, уверовавших в Жертву Христову, говорить не то, что людям нравится, а то, что исправляет людей, поднимает со дна. Иоанн Златоуст говорит о проповеди: «Не скажи сам себе: я человек мирской, имею жену и детей, это дело священников, дело мона­хов. Ведь самарянин тот не сказал: где теперь свя­щенники? где теперь фарисеи? где учители иудей­ские? Нет, он, как будто нашедши самую великую ловитву, так и схватился за добычу. Что может сравниться с этим? Чего не может сделать ни пост, ни лежание на земле, ни всенощные бдения, ни другое что-либо, то делает спасение брата. Поду­май, сколько раз согрешали уста твои, сколько произносили срамных слов, сколько извергали бо­гохульств, сколько ругательств; и всё это ты мо­жешь возместить попечением о падшем, потому что одним этим делом сможешь очистить всю эту скверну. И что говорю очистить? Ты сделаешь свои уста устами Божиими».]

Деян.1:9-10Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. Воскрес так, что они не видели; вознесение же Его видели; так как и видение на этот раз не все разрешало; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало вознесения, но не видели его конца. Почему? Потому, что там видеть начало было излишне; так как сам Воскресший был пред ними и говорил об этом и так как самый гроб показывал, что Его в нем нет; здесь же потребно было знать и конец; так как глазам недоступна вся высота и зрение не могло решить, на небо ли Он вознесся или, поднявшись до некоторой высоты, остановился. Поэтому Ангелы, представ пред ними, открывают им то, чего посредством зрения они понять не могли. А облако подняло Его потому, что оно есть символ Господней и Божественной силы; так как в облаке нельзя видеть символа никакой иной силы. Поэтому и Давид говорит об Отце: Пс. 103:3 – Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра; Ис.19:1 – Вот, Господь восседит на облаке легком, – и множество других мест говорит о том же. Впрочем, Господь и это сделал не просто и не без цели, ибо, зная, что если Он вознесется невидимо для них, как и сошел и, тем более, как снизошел, то и при явлении Духа они не поверят, что это тот самый Дух, Которого за несколько пред сим дней Он обещал послать, – зная, что в таком случае Он подготовит в них подозрение, что и Сам Он пришел не с небес, – зная, наконец, что в таком случае, если бы, вознесшись невидимо, Он и воззвал потом с неба Павла, если бы и послал оттуда Петру нерукотворенную плащаницу (Деян. 10:11), то они не поверили бы, что творит это Он после Своего удаления от них плотию, – зная всё это, Он восшел, зрящим им. Выражение где был понимай не в смысле места и не в том смысле, что Он сложил с Себя плоть, и что воплотившееся божество Его стало, как прежде, бесплотным; нет, выражение где был, – внемли мне, – указывает на высоту бестелесности в телесности, на величие бесплотности в плотяности, на самосущую ценность Его добровольного смирения при воплощении Его неизменяемости, на то, что видимым образом Он уже не обращается или не обитает среди людей.

Деян.1:11-12 И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Если Он прежде креста, облеченный еще подверженным страданию и тяжелым телом, ходил по водам, то никто не должен сомневаться, что Он после того, как принял тело нетленное, рассекал воздух. Придет, говорится, а не: послан будет. Мужами же называет Ангелов, показывая событие в том виде, в каком оно представлялось зрению; так как Ангелы и на самом деле приняли на себя образ мужей, чтобы не устрашить. Два же мужа предстали потому, что Мф. 18:16 – Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Побуждали их возвратиться, наконец, в Иерусалим на дело проповеди. Ангелы везде служат Ему, как Господу: и при рождении, и при воскресении, и при вознесении, и прежде этого, пред явлением Его в мире плотью. Но Ангелы являлись так, что люди могли их видеть. Зная, что явятся люди с поврежденным умом, которые будут говорить, что Он не с неба, или пришел не с неба и не вознесся на небо, но перемещен в какое-нибудь место за пределы земли, к числу каковых относятся и последователи секты Виталия, – зная это, Господь вознесся пред глазами Апостолов, когда они пристально смотрели на небо.

[И.Л. – Так как вся история человеческого существования в том и заключается, чтобы вернуть падшего Адама в его исходное райское состояние, то всё, что будет далее происходить с человеком, Бог направляет к этой цели. Он непрерывно напоминает человеку – кем он был и кем стал. И эта разница в положении уничтожается Богом. Очень часто Бог бьет человека, посылает к нему вестников – напомнить о небесной Родине. Главная задача диавола состоит в том, чтобы не допустить исполнения этого Божьего замысла. Бог напоминает человеку о Себе, о Своей любви, что Он ждет блудного Адама. Бог посылает к нему пророков, Апостолов и Ангелов. Диавол принимает личину на себя всех этих вестников, предстает в виде Ангела, посылает лжепророков и лжеапостолов, дабы увести человека в обратном направлении. Диавол обольстил человека через слух, вызвал доверие к себе. 2Кор.11:14 – «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света». Создатель посылает во все концы вселенной Своих свидетелей на дело проповеди. Это то дело, на которое посылает Дух Святой с первого дня образования церкви. В самом начале пути, когда ученики еще с трудом понимали миссию Христа, едва могли шире взглянуть на смысл прихода Спасителя на землю, Божьи вестники с неба напоминают Апостолам, что нужно идти, а не сидеть. И идти не на прежние дела, а на дело проповеди. В исполнение этого замысла Божия по спасению человека Бог объединяет усилия Ангелов и людей. И так остается доныне. И если сегодня священнослужители не идут на дело проповеди, не слышат прямого повеления Божия нести Евангелие миру, то одним этим отказом они идут и против Бога, Которому молятся, и против Ангелов, которым молятся, и против Апостолов, которым молятся. Труд Духа Святого главным образом выражается в том, что он посылает на дело проповеди всех верующих во Христа.]

Деян.1:12Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. Когда услышали сказанное Ангелами; потому что они никак не оторвались бы от места, если бы Ангелы не сообщили им о втором пришествии. И мне кажется, что это случилось в субботу, потому что Лука не указал бы так на расстояние: от горы, называемой Елеон. Длина пути, которую дозволялось иудеям проходить в день субботы, была определена. Иосиф в своей двадцатой Книге древностей повествует, что гора Елеон отстояла от Иерусалима на восемь стадий. И Ориген в пятой книге говорит: «путь субботы составлял три локтя». Да и святая скиния с кивотом на такое расстояние предшествовала стану и на таком расстоянии помещалась от него, какое дозволено было поклонникам проходить в субботу. Это расстояние – одна миля.

Деян.1:13-14 – И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. Благоразумно перечисляет учеников. Так как один из них предал, другой отрекся, третий не поверил, то показывает, что кроме предателя все были налицо. Но как говорит: с Материю Иисусовою? (Ин. 19:27), но это нисколько не противоречит предыдущему; потому что если сам ученик этот был тут, то ничто не препятствовало соприсутствовать и Ей. Как не упоминает здесь об Иосифе? Не упоминает потому, что Иосиф уже умер; потому что если уверовали и соприсутствовали братья, которые прежде часто выражали недоверие, то гораздо более оказался бы верным и не захотел бы удалиться от лика Апостолов, если бы был еще жив, Иосиф, который никогда не выразил никакого сомнения.

Деян.1:15-17 – И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего. Петр делает всё с общего соизволения и ничего самовольно и самовластно.

Деян.1:18-19 – Но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. Говорит о наказании, какое понес Иуда в настоящей жизни, а не о будущем наказании; потому что души людей немощных не так обращают внимание на будущее, как на настоящее. Наблюдай: распространился не о прегрешении, а о наказании за оное; потому что Иуда не умер в петле, но жил еще и потом, так как был захвачен прежде, чем удавился. Об этом яснее рассказывает Папий, ученик Иоанна, в четвертой книге изъяснения словес Господних; он говорит так: «великий пример нечестия представлял в этом мире Иуда, тело которого распухло до такой степени, что он не мог проходить там, где могла проезжать повозка, и не только сам не мог проходить, но даже и одна голова его. Веки глаз его настолько, говорят, вспухли, что он вовсе не мог видеть света, а самых глаз его невозможно было видеть даже посредством медицинской диоптры: так глубоко находились они от внешней поверхности... После больших мучений и терзаний он умер, говорят, в своем селе; и село это остается пустым и необитаемым даже доныне; даже доныне невозможно никому пройти по этому месту, не зажав руками ноздрей. Таково зловоние, которое сообщилось от его тела и земле». Это служило для Апостолов некоторым облегчением. Но как утроба Иуды излилась, так и утроба еретика Ария.

Деян.1:20В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. Такое название селу дали иудеи не по сему самому, а по поводу Иуды. Петр же приводит здесь этот факт, представляя в свидетели врагов, давших селу такое имя. Слова: да будет двор его пуст, – сказаны об этом селе и о доме Иуды. Что могло бы быть пустее кладбища и кладбища общественного, каковым стало это село?

Деян.1:21-22 – Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Из кого же следовало избрать? От сходившихся с нами во всё время, потому что это необходимо так и должно было быть. И не сказал: из местных людей, которые с нами; потому что тогда показалось бы, что он оскорбляет прочих. А теперь дело решалось временем. Говорит: быть свидетелем воскресения, а не чего-либо другого.

Деян.1:23-26И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. И поставили двоих. Почему не многих? Чтобы не вышло большего нестроения; притом же и дело касалось немногих. Благовременно взывают в молитве к Сердцеведцу. Не говорят далее: избери, – но: покажи, – зная, что у Бога всё определено прежде помышления человеческого. Везде избрание называет жребием, показывая этим, что всё происходит по Божию человеколюбию и по Божию избранию, и напоминая им о древних событиях; потому что как левитов, так и их Бог избрал себе по жребию. Может быть, и вследствие перемены образа жизни давалось новое название; наконец прозвание, может быть, присваивалось образу занятий. Отчего же не начинает слово Иаков, приявший епископство в Иерусалиме, но право говорить народу уступает Петру? Оттого, что он был проникнут смирением; тогда не думали ни о чем человеческом, но имели в виду пользу общую. По той же самой причине и Апостолы уступают ему кафедру, и не соревнуют ему и не спорят с ним. Идти в место свое. Почему предпочитают избрание посредством жребия? Потому, что они еще не считали себя достойными узнать об этом посредством какого-либо знамения; и Дух Святый еще не сошел на них; да и не было нужды в знамении; потому что жребий имел великое значение. Если уже в том случае, когда, для определения правильного мнения относительно Ионы, не помогли ни молитва, ни мудрость мужей, а напротив так много значил жребий, то тем более в этом случае. В место свое: каждый своими делами приготовляет себе или хорошее, или худое место. Итак, когда Лука говорит это, то говорит, что Иуда пошел в место свое – худое, которое он устроил себе предательством Иисуса; потому что места хороши или худы для нас не по природе, но своими делами мы изготовляем себе место.