размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 2

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.2:1-4 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Потому, что когда должен был сойти серп на жатву, когда следовало собирать плоды, тогда должен был сойти и серп слова; и как бы вместо серпа слетал изощренный Дух Святый. Мф. 9:37 – Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; Ин. 4:35 – Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Восприняв начатки, Христос Сам первый вознес их; Сам же первый послал и серп. Потому, что этому следовало быть, когда снова наступит праздник, чтобы бывшие при кресте Христовом могли видеть и это. Пострадавший по плоти добровольною страстию и воскресший из мертвых Господь совоскресил с Собою и нас, умерших грехом, и разрушил власть диавола. Поэтому до Пятидесятницы от Пасхи мы на молитве не делаем земных поклонов, воспевая победу над нашими врагами: (Пс. 19:9 – Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо). Но, при явлении нам в огненных языках Духа Святого, мы преклоняем колена, не вынося этого зрелища и показывая, что чрез Святого Духа мы познали совершенное поклонение Святой Троице; потому что Дух есть Бог (Ин. 4:24 – Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине). Сошествие Святого Духа совершилось в день Пятидесятницы по следующей причине. В день Пятидесятницы, в Ветхом завете, дан был закон. Итак, в какой день дан был закон, написанный на скрижалях, в тот же день даровано законоположение Святого Духа, начертанное не на скрижалях, но на сердцах. В день Пятидесятницы народ израильский получил закон в пустыне Синайской; потому что в четырнадцатый день первого месяца, по лунному счислению, когда праздновали опресноки и тайну Пасхи, вышли сыны Израиля из Египта. От четырнадцатого дня считай до конца месяца семнадцать дней, потом тридцать дней следующего месяца и три дня третьего. Вот на сколько дней Пятидесятница позже праздника опресноков или Пасхи. Итак, от четырнадцатого дня первого месяца до третьего дня третьего месяца – пятьдесят дней. (Исх. 19:1,10). Итак, в какой день дан закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа; потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, но в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самым образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святый. Итак, в Ветхом завете закон дан был в пятидесятый день. А после пришествия в обетованную землю израильтяне в память об этом событии устроили праздник; и в это время от начатков новых плодов и от новых колосьев приносили Богу; и это было символом праздника. Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу. Сноп колосьев служил прообразом этого, чтобы предобозначить собою снопы душ, избираемых из разных стран и приводимых к Богу. Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Не просто был шум, но шум с неба и внезапный, чтобы более изумить их. Говорит, что сошествие Духа было с большой и сильной быстротой и заставило всех сойтись и сбежаться туда. Дух Святый наполнил весь дом, чтобы показать, что дар этот дарован не отдельно кому-нибудь, но всей полноте Церкви; потому что дом был символом Церкви, как купель – символом воды; а это – знак обилия и силы. Но дом наполнился не огнем; потому что это принудило бы их удалиться. Прекрасно говорит, что разделились, дабы ты узнал, что посланная Утешителем сила одна и та же. Итак, не просто был ветер, не просто огонь, но Дух Святый, являвшийся там. Наблюдай: когда Иоанн видел Святого Духа, то видел Его в образе голубя; Апостолам же нужно было видеть Его в образе огня. Апостол Петр не напрасно приводит слова пророка, когда говорит: и будет в последния дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2:17). И они не просто приняли, но исполнились от Духа Святого, и притом все, а не Апостолы только. Для чего же Он явился в виде огня? Для того, чтобы показать, что Он одного и того же существа с Тем, Кто над купиною явился также в виде огня. С головы же исполнил всего человека; и был виден на головах у них огонь не сожигающий, но освящающий и просвещающий. Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины, так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что Апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак, тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову, каковой образ рукоположения в силе и доныне. Так как сошествие Святого Духа бывает ныне невидимым образом, то на голову рукополагаемого архиерея возлагается Евангелие; и когда оно возлагается, тогда в этом следует видеть не иное что, как покоящийся на голове огненный язык, – язык – ради проповеди, огненный – в силу слов: Лк. 12:49 – огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Всякий муж, совершающий священнодействие, есть трон Божий. Благодать Божия благоволила определить изначально, чтобы слово Апостолов было действенно; потому что зачем проповедники, если бы не было слушателей? А так как начаткам из язычников следовало стать участниками в вере с самых первых дней, то писатель прибавляет: начали говорить на иных языках. Почему же дар языков Апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке; и один и тот же человек по внушению Святого Духа стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском, и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что Апостолы могли говорить на многих языках. Не от себя говорили, но провещавали от Духа Божия, проповедуя, то есть уразумевая и провозглашая изреченные святыми пророками свидетельства о Христе.

[И.Л. – Ученикам Христовым было дано обетование находиться в Иерусалиме и ждать обещанного утешителя – Духа Святого. Люди любят ездить по святым местам, искать знаменитостей, приобретать сувениры. Христос отменил все поездки, все виды передвижений одним приказом: ждать. Прошло томительных десять дней почти полного бездействия, не считая молитвы и ожидания. Весь мир жил так же в этот день с раннего утра, как и вчера. Согласно Писания ни один человек на земле даже и не подозревал, что на землю уже послан Дух Святой, и сегодня над Иерусалимом опустится серп слова, и будут пожаты первые созревшие колосья. Прошли тысячелетия, наполняются житницы небесные готовой пшеницей, и ни одного зернышка нет там, которое не испытало бы на себе влияния проповеди Слова Божия. Никакая обрядность, пение, богослужение, святыни не названы серпом Слова. Всё это будет только результатом того, когда пройдется серп проповеди и душа обратится к Богу и воспоет: Аллилуйа. Кто ответит за то, что целые страны, такие как Россия, так и не получили этого указания, чтобы каждый христианин с серпом слова, с проповедью Евангелия шел в этот погибающий мир. Очевидно, что и прихожане Иоанна, сына Секунда, то есть Златоуста, мало обращали внимания на работу с этим серпом в руках. Вот его стоны и призывы со святительской кафедры: «Не предоставляйте всего учителям, не возла­гайте всего на предстоятелей; и вы можете назидать друг друга»; «Вы можете, если захотите, больше нас сделать друг для друга, – говорит Свя­титель. – Ибо вы чаще обращаетесь друг с другом, лучше нас знаете дела свои, видите взаимные не­достатки, больше имеете откровенности, любви и общительности; а это немаловажно для научения, но доставляет великие и благодетельные удобства. Вы лучше нас можете и обличать, и убеждать друг друга. При том я – один, а вас много, и все вы, сколь­ко вас есть, можете быть учителями».]

Деян.2:5-6 – В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. Уже то самое, что, оставив свои отечества, они обитали в Иерусалиме, было знаком благоговения. Это в особенности – люди, из различных стран отправившиеся на жительство в Иерусалим, оставив домы и родных. Писание часто употребляет слово «весь» вместо «многие». (Фил. 2:21 – Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Рим. 3:10 – Как написано: нет праведного ни одного). Выражением всецелости Писание обозначает в этих местах многих. Так как это случилось в доме, то, очевидно, народ сбежался отвне. Знали, что верующие и особенно Апостолы (так как собравшиеся обращали свои взоры более на Апостолов) – галилеяне, и, однако же, они говорили на удивительно многих языках. Пришел в смятение, естественно, потому что сбежавшиеся полагали, что событие угрожает им за содеянное ими злодеяние против Христа – и совесть их раздирала их души, так как умерщвление Христа было еще живо в памяти, и они страшились всего. Но это же укрепляло Апостолов, так как и самые слушатели давали им знать, что это – чудесный дар, потому что Апостолы не понимали, что известное выражение было парфянское, но узнали это от слушателей. Упоминает также и о враждебных народах – критянах, аравлянах и других; это было символом того, что они победят всех, так как в Иерусалиме было много пленных. Итак, свидетельство отовсюду: и от граждан, и от чужестранцев, и от прозелитов.

Деян.2:7-13 – И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Везде наряду с добродетелию – порок. Одни удивлялись, другие поносили. Первые поистине были благоговейны; они потому и жили там (в Иерусалиме), что по закону им позволялось трижды в год являться в иерусалимском храме. Но обрати внимание на безумие других: они напились сладкого вина, – хотя и время было не такое, в которое можно было бы предположить что-либо подобное, потому что был праздник Пятидесятницы и час третий, но злоба не останавливается ни пред чем. А главное, когда одни, бывшие частию из иудеев, частию из римлян, частию из пришельцев, а, быть может, частию и из распинавших, словом, почти из всех народов, слыша проповедь Апостолов, удивлялись и утверждали, что Апостолы говорят на их языках, нашлось несколько таких, которые, однако же, поносили Апостолов. Поносившие понимали ли, когда Апостолы говорили на разных языках, или нет? Если они не понимали, то как выходит, что Апостолы говорили на всех языках? Если же понимали, то как осмелились обвинять их в опьянении, имея налицо обличителей, именно тех самых мужей, которые слышали и понимали, что Апостолы говорят на разных языках, и что они не пьяные? Это пусть разрешит кто-нибудь другой; я же утверждаю наоборот, что если бы они не понимали, то никак не унизили бы чуда до опьянения (не назвали бы чуда пьянством), так как для чего было бы и стараться об унижении того, что не причиняет никому никакой досады. Поэтому и Лука называет их поносителями, как бы хулителями и клеветниками. Итак, они клеветали, понимая то, о чем говорилось. Каким же образом, понимая то, что говорилось, они приписывали это опьянению? Вследствие великого безумия и чрезмерной жестокости; потому что у многих, если они недовольны тем, что говорится, – в обычае считать говорящего или беснующимся, или сумасшедшим, или обвинять в опьянении и непонимании того, что он говорит; хотя тот, кто говорит, и здраво говорит, и хотя поноситель, при самом обвинении первого, слушает, однако же и понимает его. А эти, обвиняя Апостолов в опьянении, выказали еще больше дерзости, потому что хотя сами и слушали их на своем языке, но полагали, что другие люди, люди самых разнообразных наречий, не понимали их. Сами понимали то, что говорилось, а об остальных, из-за которых и оклеветали Апостолов в опьянении, думали, что не понимают чуда. Как в то время, когда Господь изгонял бесов, они хотя и понимали и видели эти чудесные действия, но, вместо должного прославления, оклеветали Господа в том, будто Он совершал их силою веельзевула, также видя исцеляемыми всякие болезни и страдания, они эти чудесные действия сделали поводом к зависти, доносам и убиению; так и теперь – не имея возможности отрицать чудесность и сверхъестественность языков, они, однако же, дерзнули унизить чудо до опьянения. Но обрати внимание и на злоухищрение. Так как было невероятно, чтобы кто-нибудь был пьян в такой час и в особенности люди, испытавшие много опасностей и ужасов, то они приписывают все качеству вина, говоря о нем сладкого. Здесь наглость домогается уже только того, чтобы сказать что-нибудь, а не того, как бы сказать поосновательнее. Поэтому и то, что высказывается ими, по-видимому, и неясно –  полно глупости и безумия. Заметь, как злоба изобличается и временем года и часом дня. Откуда глевкос во дни Пятидесятницы? Глевкосом называется новое вино. Заметь, опьянение дает силу говорить на разных языках, – опьянение, которое и природного языка лишает?! Посмотри, что устрояет Бог. Иудеи отказались бы войти и послушать, если бы не подозревали, что это клевета. Господь допустил клевету, чтобы собрать многих слушателей.

[И.Л. – Падение первого человека, Адама, произошло через Еву, которая открыла слух свой к словам искусителя-змея и поверила ему, падшему херувиму. После этого она вкусила запретный плод. Далее Адам открывает свой слух словам Евы и испытывает сладость-горечь запретного плода. Этим же путем Господь восстанавливает богоотступника. Вначале слышание. Рим.10:17Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Затем вкушение пищи. Для тех, кто принял Христа в свое сердце, как своего Спасителя, пищей является спасение ближнего, а это возможно только через проповедь. Ин.4:34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Иоанн Златоуст: «Нужда в проповеднике, – отвечает Вселенский учитель, – рождается вследствие нашего нерадения... Всё ясно и просто, что говорится в Бо­жественных Писаниях: всё необходимое понятно. Но так как вы любите слушать для своего только раз­влечения, то ищете этого»; «Не ожидай другого учителя, – уве­щевает Святитель свою безпечную паству. – Есть у тебя слово Божие, – никто не научит тебя так, как оно. Ведь другой учитель иногда многое скрывает то из тщеславия, то из зависти. Послушайте, про­шу вас, все привязанные к сей жизни, приобретай­те книги – врачество души. Если не хотите ничего другого, приобретите по крайней мере Новый За­вет, Деяния Апостольские, Евангелие – постоян­ных наших наставников».]

Деян.2:14-15Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня. Выше видел ты промышление, здесь замечай мужество, потому что, если все слушатели удивлялись, то разве не столько же было удивительно и то, что человек простой и некнижный возвысил голос среди такого множества, несмотря на то, что были и клеветавшие, и способные убить? Ужели это не выше человеческих сил? Но посмотри: тотчас по возвышении голоса Петр изобличает обман, доказывая, что они не пьяны. Но они и не в исступлении. Что же такое происходит с ним и с одиннадцатью? Петр произносил общее мнение и общий голос, и был устами всех, а одиннадцать предстояли тут, свидетельствуя о том, что он говорил. Начал речь с большим дерзновением для того, чтобы тотчас в начале ее почувствовали благодать Духа. Тот, кто не выдержал вопроса слабой рабы, тот самый среди народа и убийц говорит с таким дерзновением. Прежде, чем получил дар языков, Петр устрашился, когда спрашивала его одна только рабыня придверница. Там одна рабыня и великий страх – здесь неисчислимое множество и голос, полный великого дерзновения. И что значит возражение, что не в обычае упиваться в третьем часу? Но Петр не остановился на нем, потому что и сами они не так думали об Апостолах, но говорили так только по клевете.

Деян.2:16-18Но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. Ссылается не на Христово имя, не на Христово обетование, но на обетование Отца. Замечай предусмотрительность. Не умолчал о пророчестве, но и не сказал прямо о том, что касается Христа, именно, что Он после того, как был распят и восстал, обещал Апостолам этот дар. Если бы Петр сказал это, то испортил бы всё, хотя это и могло доказать божественность Христа, но показалось бы невероятным. Вопрос же в том, чтобы поверили тому, что говорится; а то, что показалось бы невероятным, заставило бы их поколебаться. Этих недоумений ничто не в состоянии разрешить, кроме пророческого свидетельства. Итак, когда возникает какой-нибудь сомнительный вопрос, не прибегай к рассуждениям. Рассудочные обсуждения также опровергаются, как составляются; а глас Божий кто разрушит? Рассуждение разрушается, Писание не разрушается. Не сказано: излию Дух Мой, но: от Духа Моего. Не Дух, но дар Духа изливается на всякую плоть и именно на уверовавшую, то есть на язычников. Подают им и добрые надежды и не позволяют ожидаемые блага присваивать себе одним; чрез это самое он подсекает и зависть в самом ее корне. Обрати же внимание на то, как разнообразно откровение Святого Духа. Один, имея благодать Духа, пророчествует; другой, неспособный на это служение, получает дар видений: так Петр в шестом часу дня видит сосуд, так Корнилий в девятом часу видит Ангела.

[И.Л. – Военачальник заботится о хорошем питании, вооружении и здоровье своих воинов. И задача государей состоит именно в том, чтобы во всем этом превзойти противника. Ни в чем нет такого прогресса, как в военной технике. Слово «машины» впервые применяется в Библии о «стенобитной машине», то есть военном опыте. Всякое оружие в следующем поколении становится более мощным, а прошлое устаревает. Слово Божие есть оружие христианина, которое вручил ему Сам Бог. 2Кор.6:7В слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке. Верующим во Христа не приходится заботиться об улучшении оружия при наступлении, обороне и отступлении. Оно одно и то же, многопрофильно. Это – Святая Библия. Но оно имеет особое свойство – поражать и того, кто им пользуется, и врачевать, исцелять. Евр.4:12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Чтобы правильно пользоваться этим нестареющим оружием, нужно очень хорошо знать смысл того места Писания, которым ты пользуешься. Об этом и говорит Златоуст к тем, кто знает Библию, и где это написано: «Не показывай мне написанного, а дай смысл написанного». И вот в этом смысле, самые вооруженные, как говорят в мире: «до зубов» (т.е. весь рот наполнен Словом Божиим), – такими теоретически являются православные. Им не надо придумывать толкования, заниматься годами над разгадыванием каких-то текстов, как это принято в сектах, но стоит только помолиться Христу и в смирении открыть труды святых отцов, а конкретно – блж. Феофилакта, и ты уже знаешь толкование. Остается только применить на практике, чтобы обезопасить себя от суемудрия, и ничего не навесить на меч, и, чтобы он легко выходил из ножен для поражения еретиков и безбожников, святые отцы дали специальное правило (Шестой вселенский собор, 19), чтобы никто не толковал Библию вопреки уже истолкованного святыми мужами. Иоанн Златоуст: «Кто согласен с Писанием, тот хри­стианин; а кто несогласен с ним, тот далек от этого правила»; «Если бы вы внимали Писанию, этому ду­ховному оружию, и каждодневно упражнялись в нем, я не стал бы убеждать вас избегать борьбы с ними (язычниками и еретиками), а напротив даже советовал бы сразиться с ними; потому что истина сильна. Но так как вы не умеете пользоваться Пи­санием, то я боюсь за эту борьбу, боюсь, чтобы они, застав вас безоружными, не низложили вас».]

Деян.2:19-21И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Этими словами пророк наперед ясно предсказывает и о будущем суде, и об Иерусалиме, и о плане иудеев, и о событиях, имевших быть при кресте Христовом, и наконец о том, что случилось с иудеями вследствие римской войны, когда в Иудее проливалось римлянами множество крови, когда развевался дым от сожигаемых городов и селений. Чрез это иудеи несли наказание за свою дерзость против Христа, – за дерзость, которой не перенесло и самое солнце и смежило свое око, световую силу, и луна свой сребровидный образ изменила в красный свет. Говорят, однако же, будто много подобных явлений было на небе и во время разрушения Иерусалима, так свидетельствует Иосиф Флавий. Впрочем, словами луна преложится в кровь пророк указывает и на чрезмерную жестокость заклания, т.е. распятия Господа. Но почему происходит это в третьем часу? Чтобы показать чудесность этого явления: блеск огня виден среди светлого дня, когда все на площади! Скажи иудею: «если одно лицо и одно имя у Божества и если Бог говорит Сам о Себе, то почему не сказал: прежде нежели наступит день Господень?» Если, говорит Петр, вы согрешаете теперь безнаказанно, так на это не надейтесь, потому что это только начало того великого и трудного дня. Подвигнув этим и устрашив сердца их, он успокаивает их и дозволяет им питать добрые надежды. Но не просто призовет, а кто призовет с расположением и с доброю жизнью. Включив теперь в свою речь слово о вере (о необходимости веры),  потому что спасение зависит от призывания, он делает свою речь удобопонятною. Имя Господне, по объяснению Павла, призывается во имя Христа, но Петр на этот раз не решился открыть это своим слушателям.

Деян.2:22-24 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Слово это не есть лесть, но так как Петр сильно укорил их, то теперь снисходит им и напоминает о праотцах, убеждая припомнить их веру, и снова начинает сначала, чтобы не возмутить их, так как намерен был напомнить им об Иисусе. Прежде, слушая пророка, они не могли возмущаться. И посмотри, как он ничего не говорит об истинах возвышенных, но начинает со сторон, которые говорят о великом смирении Иисуса Назорея, говорит, называя Иисуса по отечеству, которое представлялось очень ничтожным. Как в тех случаях, когда Христос называется Божиею силою и Божиею Премудростию, мы относим эти названия к Его Божеству, так в тех случаях, когда Он называется человеком и умершим за грехи наши, мы относим названия эти к Его плоти. И сам Он говорил некогда: вы ищете убить Меня, человека, который говорил вам истину (Ин.18:4,7,37; Ин.10:29). Отсюда, на основании первого текста, возникла ересь самосатская, полагавшая, что Иисус простой человек. Поистине, Бог действует как бы чрез Сына, через Которого и веки сотворил (Евр.1:2). А выражением: среди вас, призывает их в свидетели того, что говорит; среди вас – значит не тайно, не в уголке. Потом, напав на их беззаконие, старается снять с них ответственность за него и говорит, что они не своею силою сделали то, на что дерзнули, но потому, что Он Сам соизволил на это, и что это определено было свыше, по предведению Божию. Далее, чтобы не показалось, что они невинны, так как хотя это и было определено, однако же убийцами были они, – чтобы не показалось так, он прибавляет: руками беззаконных, то есть или чрез предателя Иуду, или чрез распявших Христа воинов. Хотя известно, что пригвоздившие Его ко кресту совершили беззаконие, тем не менее сначала Петр говорит об этом неясно, чтобы не довести их до отчаяния. Ах! как он решился сказать среди убийц, что Христос воскрес? А если говорится, что Отец воскресил Его, так это по причине немощи слушателей, потому что посредством кого действует Отец? Посредством своей силы, а сила Отца – Христос. Итак, Он сам воскресил Себя, хотя и говорится, что Его воскресил Отец, разрушив узы смертные. Показывает, что и смерть мучилась как бы родами и страшно страдала, когда завладела Им; потому что Ветхий Завет болезни, как бы рождающей смерти называет опасностью и бедствием для нее. Рождающая не удерживает того, что находится в ней, и не действует, но страдает и спешит освободиться. Прекрасно назвал воскресение разрушением уз смерти, так что можно сказать: разорвав беременное и страдающее родами чрево, Христос Спаситель появляется и выходит как бы из какой рождающей утробы, то есть из уз смерти и из среды ада. Поэтому Он и назван перворожденным из мертвых.

Деян.2:25-28 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Когда намащенный таинственно Духом Своим Христос вступил в борьбу со смертию и подчинился этому губителю, тогда появившийся противник был сокрушен. Хотя и совершилось это теперь, но предначертано было издревле: Бог соизволял на это сначала и сначала так предначертал. Иисус принял образ раба. Если же здесь говорится, что Отец есть одесную Сына, а в других местах говорится, что Сын одесную Отца, то этим обозначается их равенство. Так как Иисус, восприяв смерть, совлек ту плоть, какую принял по плану домостроительства, чтобы снова воскресить ее от смерти, то справедливо, что плоть Его питала себя упованием в ожидании воскресения. Они верно и благочестиво говорят, что тело восстало, чтобы быть нетленным и духовным, так как воскресшая плоть после воскресения есть тело духовное и нетленное. Путь жизни, то есть тот путь, который души праведников прошли вместе с Искупителем, выходя из преисподних мест. Под лицом следует разуметь явление Господа в божественном образе и призрение на нас, которым Он ближе призрел нас.

Деян.2:29-31Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Изложив свидетельство Давида, присовокупляет: мужи братия. Когда намерен сказать что-либо великое, предварительно пользуется этим оборотом, воодушевляя их и примиряя. А где не представлялось ничего такого, что могло бы быть вредным, там говорит с большою умеренностию. Если бы таким образом он сказал просто: «это сказано Давидом», – то показался бы суровым и скорее возбудил бы в них гнев, чем соделал бы их послушными. Оказанием же большой чести блаженному Давиду он достигает того, что является удобоприемлемою мысль, что пророчество это сказано о Христе. В таком духе построена и вся эта речь его. Далее не прямо переходит ко Христу, но снова прославляет Давида, и этими прославлениями Давида достигается цель слова, потому что для того и говорится это, чтобы иудеи ради чести, оказываемой ими Давиду, и ради его рода приняли слово о воскресении Христа, так что если бы этого не было (т.е. если бы они не приняли слова о воскресении), то и оказали бы пренебрежение к пророчеству и подорвали бы уважение к себе самим. Престол употребляется вместо царства во многих местах божественного Писания; так и здесь и в следующем месте: престол твой, Боже, в век века. По плоти, говорит, потому что по божеству Он от века и всегда сидит вместе с Отцом; приписывает же все Отцу, чтобы удобнее могли принять то, что говорится. Но каким образом сидит на престоле Давидовом? Таким, что Он есть Царь и иудеев, и тем более тех, которые распяли Его.

Деян.2:32-36Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. В начале слова, когда и пророка Иоиля привел во свидетели, не говорил, что Христос послал Духа Святого, но говорил, что послал Его Отец. А когда напомнил и о знамениях Христовых, и о том, что сделано было против Христа, и когда с дерзновением высказал истину об Его воскресении, тогда, наконец, говорит уже, что Христос излил Духа Святого, что, следовательно, пророк о Нем говорил: и будет в последние дни... Обетование же разумеет или то, которое обещал Сам Апостолам, или то, которое обетовал Иисусу Отец прежде креста и страданий. А так как Петр имел сказать великую и высокую истину, именно то, что Духа Святого излил Христос, то затеняет ее, сказав, что Отец дал Ему это обетование, потому что кто бы что ни говорил, – если слово свое оканчивает без пользы, говорит напрасно и попусту. Показывает также Петр, что крест не только не унизил Иисуса, но придал Ему еще более блеска. Здесь Петр говорит уже без опасения, так как сказанное выше ободрило его. Если уже Давид называет Иисуса Господом, то тем более иудеи не должны отрицать этого. А чтобы не подорвать веры в себя, он приписывает всё Отцу. После того, как сказал о предметах великих, он слово свое снова сводит на дела смирения Иисуса. А кто сии враги, это объясняет Апостол (1Кор. 15:24-26 – А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть).

Деян.2:37-40 – Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Видишь, сколько благоснисхождения, и как оно более, чем суровость, способно проникать в сердца людей и смягчать их. Хотя блаженный Петр и напоминает им в этом месте об их дерзновениях, но напоминает кротко, не прибавляя ничего оскорбительного для них. Устыдились благоснисхождения Петрова, то есть того, что с ними, предавшими смерти самого Господа, поднимавшими руки на них самих и желавшими истребить Апостолов, Петр говорил с заботливостию, как отец и учитель. Кого прежде называли обманщиками, тех называют теперь братьями, и при этом не дерзают употреблять этого названия пред лицом тех, кого так называют, но желают заявить чрез это свою любовь и то, как сильно иудеи стали расположены к Апостолам. Поэтому, как показывает начало речи Петровой, и сами Апостолы называли их этим именем. Хотя вопрос был предложен всем Апостолам, однако, снова отвечает Петр, – так как сами Апостолы предпочитали его уста. Мф. 28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны по существу. Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына – не Бог, и имя Святого Духа – не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только – в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, – зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа. И получите дар Святаго Духа. Заметь: он показал, что дар Христов и дар Святого Духа – один и тот же дар, так как одно и то же и достоинство их. Беседуя, выше он назвал этот дар обетованием. Дар ценнее, когда блага переходят и к наследникам. Если же этот дар – для дальних, то тем более для вас, близких. Обрати внимание на то, когда указал иудеям на призвание язычников, сказав: и дальним. Когда? Тогда, когда нашел их умилившимися и познавшими себя. Когда душа осуждает себя саму, тогда она уже не может завидовать.

Деян.2:41-47 Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Здесь исполнение пророчества, в котором говорится: Ис. 66:8 – Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? Так как Петр был преисполнен обильною благодатью и открывал обетования и будущее, то очень естественно, что они были объяты страхом, тем более, что свои слова он подтверждал и совершаемыми чудесами и знамениями. Как при Христе – прежде знамения, потом учение, потом чудеса, так и теперь. Апостолы поступали не так, как у еллинов мудрецы, из которых одни оставили свои поля, другие побросали в море много золота. Но это было не презрение богатства, а глупость и безумие. Дьявол постарался очернить творения Божии. Благоразумно пользоваться богатством – не пустая вещь. Не один день или два или три, но ежедневно и единодушно, как бы в одной душе. Замечай: уверовавшие иудеи ничего другого не делали, как только постоянно пребывали в храме, так как, став внимательнее к истинной вере, они исполнились большего благоговения и к этому священному месту. И Апостолы не отвлекали их оттуда, чтобы не повредить им. Дом священный разумеет и теперь, потому что ели они в этом доме. Таким образом по вере они и самую жизнь свою изменяли к лучшему. А каким же образом они имели благодать у всех людей? Своими действиями – милостынею и чистотою обращения. Священники по ненависти и зависти отступили от них и нападали на них, но у народа они имели благодать.