размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 21

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.21:1-5 – И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Иисус воссел на ослицу без всякой другой нужды, а единственно для того, чтоб исполнить пророчество и нам показать, с каким смирением нужно ездить, ибо Он ехал не на лошадях, а смиренно на осленке. Пророчество исполняет Он и буквально и в переносном смысле: буквально – воссевши на ослицу, а переносно – воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непривыкший к повиновению народ – язычников. Означает людей, связанных узами собственных грехов. Двое были посланы разрешить эти узы: Павел – к язычникам, а Петр – к обрезанным, то есть к иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов – Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить, но спасти мир.

[И.Л. – Милостью Божией, истинное понимание спасения, как видим из толкования блаженного Феофилакта было сохранено вплоть до XI века. Хотим ли мы быть в числе слушателей этого чудного истолкователя из Болгарии, дивного грека, еллина по рождению, с большой душой христианина? Своим толкованием он убеждает нас принять в свои сердца и дома чистое евангельское учение и авторов этого Евангелия – святых Апостолов. Нужно перебороть себя, провести полную ревизию в отношении своей веры. Обратившиеся от чародейства сожгли все свои учебники и книги, приобретенные ими за большую цену (Деян.19:19). Кто не имел встречи со Христом и с Апостолами, кто не обратился прямо по Евангелию ко Христу, да попросит Бога дать ему решимость сжечь в душе своей и разуме всё, что не сходится с Библией. Невозрожденные пастыри в подавляющем большинстве рассеивают не свет Евангелия, а самый настоящий мрак. Они установили не авторитет Библии и святых Апостолов, а свой личный, греховный. Знание Священного Писания, святого Евангелия не требует длительных путешествий и даже, более того, удержит тебя от поиска чудес и сверхсомнительных мироточений, слезо- и кровоточений чего бы то ни было. Знание Евангелия и дружба с Апостолами прямым путем выводит человека в фаворский свет Христа. Знание Евангелия – это конец блужданий, конец рабства греху. Человек не будет искать святые места – без пользы тратить время и деньги, –  но он склонится у ног Иисуса, будет вникать в каждое слово Священного Писания. Бог наполнит его душу благомыслием и спокойствием. Деян.17:11 – «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Если человек не будет слушать, что написано в Новом Завете, в Евангелии святыми Апостолами, а будет предпочитать другие наставления и иную литературу, то он в конце жизни и на Страшном Суде окажется с теми, к кому обращена речь Апостола Павла – чудного проповедника Евангелия: Деян.28:25-29 – «Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою».]

Мф.21:6-9 – Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! Лука и Марк говорят только о жеребенке, а Матфей об ослице и жеребенке, но они не противоречат друг другу, потому что, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус воссел на них, то есть не на двух подъяремных, но на одежды. Или: прежде Он сидел на ослице, потом на жеребенке, так как Он остановился прежде в синагоге иудейской, а потом перешел к язычникам.

По сказанию Писания, расстилание одежд служит выражением чести, а ношение ветвей – признаком торжества. А ты в таинственном смысле пойми из этого, что Господь воссел, когда Апостолы подослали Ему одежды свои, то есть свои добродетели. Ибо если душа не украшена добродетелями, то Господь не восседает на ней. Предшествовавшие суть пророки, живущие прежде воплощения Христова, а сопровождавшие явившиеся после того мученики и преподобные учители, которые подстилают свою одежду Христу, то есть плоть покоряют духу, ибо одежда и покров души есть тело. Если кто не расстелит плоти своей, то есть не смирит ее во Христе, Который есть путь и жизнь, если кто не пребывает в Нем постоянно, уклоняясь от всякой ереси и неправды, то Господь не воссядет на нем. Осанна, по словам некоторых, означает песнь или псалом, а по мнению других, что и вернее: спаси нас, Сыне Давидов, грядущий свыше во имя Господне. Грядущим называется Господь, потому что евреи ожидали Его пришествия. Так говорит и Иоанн: Ты ли еси грядущий, то есть Тот ли Ты, пришествия Которого ожидают? Или Грядущим называется Господь потому, что ежедневно ожидается Его второе пришествие. Посему каждому из нас должно всегда ожидать кончины жизни своей и пришествия Господня и готовиться к тому.

Мф.21:10-11 – И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Народ бесхитростный и простой не завидовал Христу, но и не имел об Нем надлежащего понятия, почему и называл Его Пророком. Но так как Он произносит слово: Пророк – с артиклем, то можно думать, что он разумел в Нем ожидаемого Пророка, то есть Того, о Котором Моисей сказал: как меня, Пророка вам воздвигнет Господь Бог. Он не сказал просто без артикля пророк, но с артиклем, то есть именно ожидаемый Пророк.

Мф.21:12-13 – И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Как владыка дома, то есть храма, Он выгнал из него торгующих, показывая сим, что всё, принадлежащее Отцу, принадлежит и Ему. Сделал Он это и потому, что имел попечение о благолепии храма, и хотел показать отменение жертв, так как, изгнавши волов и голубей, Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужна молитва… Ибо в вертепах разбойничьих совершаются убийства и кровопролития. Или – Он назвал храм вертепом разбойников потому, что в нем были корчемники, продающие и покупающие, так как любостяжательность есть страсть разбойническая. Смотри и ты, чтоб храма Божия, то есть своего сердца не сделать вертепом разбойников, то есть жилищем демонов. А оно сделается вертепом, если мы будем иметь помыслы о продаже и купле, и если будем сребролюбивы до такой степени, что будем заботиться и о самой малой монете. Мы сами себя обратим в вертеп разбойников, если будем продавать и терять голубей, то есть не сохраним в себе даров духовных.

Мф.21:14 – И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Исцелением больных показывает, что Он хорошо сделал, выгнавши Своею властью из храма недостойных. Открывается отсюда и то, что, по изгнании иудеев, привязанных к закону и закланию животных, приемлются слепые и хромые из язычников и исцеляются Им.

Мф.21:15-16 – Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? Фарисеи, видя детей, славословящих Христа Давидской песнью, которую пророк, по-видимому, относит к Богу, разрываются от зависти и негодуют на Христа за то, что Он позволяет о Себе говорить то, что относится к Богу. А Он, вполне одобряя это, говорит: да, Я не только не запрещаю им говорить это обо Мне, но даже привожу пророка во свидетели и обнаруживаю ваше незнание и зависть. Хотя они (дети) по возрасту и считаются несовершенными, но они не от собственного ума говорили то, что говорили, а устами их изрекал Дух Святый. Означалось этим и то, что Христа будут славословить младенцы и неразумные, то есть язычники. Заключалось в сем и то утешение для Апостолов, что и им дано будет слово, хотя они были и неучены. И ты, если будешь незлобив и будешь подобно младенцу сосать духовное молоко – Божественные слова, то удостоишься воспевать Богу песнь победную.

[И.Л. – Господь наш Иисус Христос постоянно обращался за доказательствами к написанному в Священном Писании. У человека должен быть навык к различению добра и зла, к различению того, что он слушает всюду, и тем более в храме – от Бога ли эти слова или это только лишь искусственная подделка. Подавляющее большинство священников и архипастырей как огня боятся Священного Писания, святой Библии. Они не обращаются к ней за ответом, за прямым научением. Откуда же пастве придет желание знать толкование Евангелия? Сегодня ситуация такая, и она возникла далеко не вчера, а задолго до революции 1917 года: народ совершенно не знает Слова Божия, и священники вполне довольны – этой темной массой легко управлять. У их ног никто не будет сидеть и учиться, как Мария у ног Христа. Сегодняшние пастыри бдительно следят за тем, чтобы никто не знал хорошо Священное Писание, чтобы люди учились повторять какие-то заклинания, слова молитвы и ничего никогда не сверяли со Словом Божиим. Людям это нравится и мир любит свое. А если кто что-то будет говорить из Библии, то его сразу же священники «окрестят» сектантом, баптистом и убедят народ, что эти знания Библии человеку дал сатана, а не Бог. Но вот мы стараемся сделать доступным для людей не только уже Евангелие, но и толкование блаженного Феофилакта, составленное им по толкованиям православных святых отцов церкви, просто выделяя отдельные слова из его толкования о Писании, о проповеди. И оказалось, что православные священники и архиереи, сделавшись еще более дерзкими и непокоривыми Слову Божию, открыто восстают уже против самого этого толкования святых отцов. Это толкование архиепископа Феофилакта – глубоко православное и уж никак не сектантское. И однако дух противления истине, на котором возросли пастыри, бросает их в смертельную атаку против самого православия. Такие ревнители «чистоты» православия наконец-то полностью обнаружили себя как врагов Евангелия и врагов Апостолов. И если они не враги, они должны сегодня же переменить тактику обращения с прихожанами и не травить их своими вымыслами, но кормить чистым Словом Божиим, неповрежденным никакими примесями человеческого ума точно по толкованию Святой Православной Церкви. 1Пет.2:2 – «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». Пс.18:11-12 – «Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота».]

Мф.21:17-22 – И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Господь удаляется от них, как от недостойных, и приходит в Вифанию, что означает дом послушания, и таким образом переходит от непокорных к послушным Ему и водворяется у них (2Кор.16:16; Лев.26:12).

Так как Господь часто совершал чудеса, и всегда на пользу всем, а ни одного чуда не сделал в наказание, то, дабы кто-нибудь не подумал, что Он не может наказывать, Он показывает здесь и эту силу, впрочем, не на людях, но, по человеколюбию Своему, на дереве, подобно как и прежде сего на стаде свиней. Он иссушает дерево, чтоб вразумить иудеев. Смоковница означает синагогу иудейскую, которая имеет одни только листья, то есть видимую букву, но не имеет плода духовного. И всякий человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, то есть временный и преходящий призрак мира сего. И он будет проклят: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). И он иссохнет, ибо когда будет мучиться в огне, у него засохнет язык, как у известного богача.

Велико это обетование Христово ученикам преставлять и горы, если только не будем сомневаться и недоумевать; ибо всё, чего мы не будем просить, несомненно веруя в силу Божию, получим. Когда слышишь о вере, то думай о вере не безрассудной, но истинной, именно о той, о которой говорит Господь, и о молитве той, в которой мы просим полезного, как и Господь заповедал. Таким образом если мы будем пребывать неразлучно с Богом, имея несомненную веру в отношении к благам, то будем получать по своему прошению полезное, ибо Господь подает благо, а не зло.

Мф.21:23-27 – И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. Законоучители, завидуя тому, что Христос изгнал из храма торгующих, приступают к Нему с таким вопросом: Кто ты, что изгоняешь из храма торгующих? Делаешь ли Ты это по праву священника? Или поступаешь как царь? Но ты и не Царь, впрочем, если бы и был царем, то не надлежало бы Тебе так действовать, потому что царям нельзя принимать на себя обязанностей священнических. Такой вопрос законоучители предлагают Господу с тою целью, чтоб, если Он скажет: Я это делаю Своею властью, – оклеветать Его, как возмутителя и человека самовольно действующего, а если скажет: Я творю это Божественною властью, – отклонить от Него народ, воздававший Ему славу, как Богу, показав народу, что Он – не Бог, а раб, будто волею Божиею совершающий эти дела. Что же ответствует на это Христос – истинная Премудрость? Он уловляет мудрецов в коварстве их и предлагает им свой вопрос об Иоанне, дабы, если скажут, что проповедь Иоаннова была с небес, уличить их в богоборстве, как не принявших ее, а если скажут: от человеков, – устрашить их народом, так как все почитали Иоанна пророком. В этом месте Господь показывает, что не должно отвечать на вопросы коварные и злоумышленные, потому что и Сам не отвечал иудеям на их коварный вопрос, хотя и мог дать ответ. Здесь научаемся и тому, что хвалить самих себя не согласно с примером Христовым; ибо и Господь, имея право сказать, что Он собственною властью совершает сии дела, не сказал этого, дабы не показалось, что Он прославляет Сам Себя.

Мф.21:28-32 – А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. Господь приводит здесь два рода людей, из которых один сначала давал обещание, каковы были иудеи, говорившие: всё, что сказал Бог, будем слушать и исполним, – но в самом деле не исполнили, а другой не был послушен, каковы любодейцы, мытари и язычники, в начале непокорные воле Божие, а потом раскаявшиеся и сделавшиеся покорными. – И уже после того, как они высказали это, говорит: Иоанн пришел путем правды, то есть жил безукоризненно, так как вы не можете сказать, чтобы жизнь Иоаннова была чем-нибудь зазорна, однако блудницы послушали его, а вы – нет, посему они и предваряют вас, то есть прежде вас входят в Царство Божие. Итак, потщитесь и вы войти хотя после них и по их следам, а если не уверуете, то отнюдь не войдете. И ныне многие обещаются Богу и Отцу принять иноческий или священный сан, но, давши обещание, ослабевают и живут по-мирскому; а другие, и не обещавшись вступить в монашество и сделаться священниками, живут как монахи или священники, и таким образом они становятся послушными детьми, исполняя волю отца и без обещания.

Мф.21:33 – Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Сей человек Домовладыка есть Господь, названный человеком по Своему человеколюбию. Виноград есть народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной. Ограда означает закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками, или святых Ангелов, хранивших Израиля. Точило – жертвенник, столп – храм, делатели – учители народа, фарисеи и книжники. Отошел же Домовладыка Бог, когда уже не хотел более говорить с ним в столпе облачном. Или отшествие Божие означает долготерпение: так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим, и не слушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день и не тотчас подвергая нас истязанию за неправды наши.

Мф.21:34-39 – Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Время плодов наступило во времена пророческие. Ибо посланные рабы были пророки, а делатели – ложные учители – архиереи и книжники. Одного они били, как Михея, коего Седекия ударил в ланиту (3Цар.22:24), другого убили, как Захарию, между храмом и жертвенником, иного камнями побили, как Захарию, сына Иодаева, архиерея (2 Цар. 24:21). Напоследок послан был Сын Божий, явившийся во плоти. Так, те самые иудеи, которые говорили: Сей есть Христос, – распяли Его. Извели же Его вон из виноградника, потому что вне града умерщвлен был Христос. Впрочем, как виноградником называется народ, то выражение «вне виноградника», означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа.

Мф.21:40-41 – Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Господин виноградника, то есть Бог Отец, пославший Сына Своего, Которого они убили, когда придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное иудеями, тогда злых погубит, как и действительно призрел, и, послав войско римское, погубил и расточил их, а виноградник Свой, то есть народ, предал иным делателям.

Мф.21:42-44 – Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Камнем называет Себя Самого, а зиждущими учителей иудейских, которые пренебрегли Его, как непотребного. Но Он, воскресши из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, связуя иудеев и язычников одною верою. Ибо как камень, положенный под угол в здании, сдерживает с той и другой стороны стены его, так и Христос совокупил всех оною верою. Сей угол дивен, и есть от Господа, ибо церковь, содержащая и соединяющая нас верою, произошла от Господа, и достойна великого удивления по своему благолепному устройству. Дивен угол сей и потому, что слово Христово утверждено и укреплено чудесами, а потому дивно и составление церкви. Царствие Божие, то есть право иудеев принадлежать Богу, отнято у них и дано уверовавшим. Упадающие на камень и соблазняющиеся о Христе сокрушатся во второе пришествие; впрочем, они сокрушены уже Им и ныне, то есть рассеяны по всей земле, как видим это на несчастных иудеях. Раздавит – значит рассеет и развеет их.

Мф.21:45-46 – И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. Евреи и доселе желают принять Христа, но не принимают и не разумеют Его. Они примут антихриста и поклонятся ему, а Христа не примут и не узнают Его, ибо закрыли свои очи и не хотят видеть света.