размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 25

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.25:1-5 – Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне, дабы, по причине великого достоинства девства, кто не стал пренебрегать другими добродетелями. Знай же, что без милостыни, хотя бы ты был и девственник, будешь извержен с блудниками. И справедливо, несострадательный и немилостивый извергается, хотя бы он был и девственник; потому что блудника одолевает естественная и неизбежная страсть, а немилостивого – сребролюбие – страсть не неизбежная и не естественная. Между тем, чем слабее противник, то есть страсть любостяжания, тем непростительнее побежденный ею, и глуп сребролюбец потому самому, что, преодолевши телесное ражжение, побеждается меньшею страстию – сребролюбием. Сон есть смерть, а замедление жениха означает, что второе пришествие последует не скоро.

Мф.25:6-13 – Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. В полночь последует вопль, говорит Господь, дабы показать, что пришествие Его будет неожиданно, так как в полночь мы все спим глубоким сном, но оно будет вместе и с воплем, так как во второе пришествие вострубит труба. Светильники – это наши души, равно как и ум каждого есть светильник, горящий тогда, когда имеет елей добродетелей – милостыню. Означенные девы действительно глупы, потому что искали елея тогда, когда уже не было времени для купли. Мудрые сказали им: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, – потому что добродетели ближнего едва достаточно для его собственного оправдания, а другому какую помощь она окажет? Каждый оправдается от дел своих, а не ближнего. Юродивые пошли к продающим, то есть к бедным, и это имеет следующий смысл: они раскаялись в том, что не творили милостыни и теперь только узнали, что от бедных нам нужно приобретать елей. Посему слова, что они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело – милостыня – и как они по своему безумию грешили против этой добродетели, но – дверь была уже заключена для них. Ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания. И Господь говорит им: не знаю вас, – потому что, человеколюбивый и милостивый, Он не знает безжалостных; да и в самом деле как знать Ему чуждых Ему и не похожих на Него? – Знай также и то, что всякая душа имеет светильник и свет от Бога, и что все восстанут для сретения Господа, ибо все желают встретить Его и соединиться с Ним. Но тогда как Бог дает свет и озарение, мудрые души подливают к нему елей добрых дел, а у юродивых, оставляющих светильники без елея от нерадения, они гаснут, и эти души отвергаются, как неимеющие добрых дел, которые могли бы возжечь находящийся в них свет. Итак, если мы не делаем добра, то угашаем в себе свет Божий.

Мф.25:14-19 – Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Сказав выше, что неизвестен день второго пришествия, Господь прилагает притчу сию, показывая, что Он придет внезапно. Ибо подобно человеку, отходящему в путь, Господь призвал рабов своих и дал им заповеди. Отходящим же называется соделавшийся для нас человеком Христос или потому, что вознесся на небеса, или по той причине, что долготерпит, не вдруг требуя от нас, но ожидая отчета. Рабы Его – те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни – большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо какой сосуд представлю я Богу, в такой и влагает Он мне дар Свой, в малый сосуд – и дар малый, в великий – великий. Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться; такова тщательность его, что он ничего не пренебрег, а тотчас стал трудиться, удвояя принятый дар. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной своей пользе, а о пользе других и не помышляет, за что он будет и осужден. Даже если увидишь даровитого и старательного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод – на обманы и на предметы земные, считай его человеком, закопавшим талант свой в землю, то есть в предметах земных. – Спустя много времени приходит давший свое серебро, то есть или Божественные слова (Пс.11:7), или всякое дарование, украшающее и прославляющее человека.

[И.Л. – Начиная с грехопадения в раю человек по наущению диавола пытается «улучшить» замысел Божий в отношении самого себя, подправить, сделать более совершенным слово Божие. Ис.55:8-9 – «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Бог не нуждается в советниках, в корректировщиках своих слов. Раб Божий Моисей изменил четыре слова в прямом указании Божием, погрешил языком своим, издав лишние звуки. Исх.17:6 – «Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских». И вот как это выглядело у боговидца на практике. Чис.20:10 – «И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Пс.105: 32-33 – «И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них, ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими». И грозный Божий ответ сокрушил замысел Моисея найти покой в обетованной земле. Четыре слова перевесили сорок лет верности Богу. Бог сразу же сказал ему: Втор.32:52 – «Пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым». Какой печалью наполнилось сердце вождя израильского! Сколько раз он мог перебирать в памяти всю грамматику и фонетику своего языка! Бог не любит, когда мы расширяем слова, вверенные им, особенно для тех, кто считается руководителем. Подобная катастрофа постигла и Саула, получившего прямое указание полностью уничтожить всё, что попадет к нему в плен, но первый царь евреев решил подправить инструкцию, данную Иеговой, и сделать лучше – лучший скот принести в жертву не чужому, но своему любимому Богу Саваофу. И Бог мгновенно отверг его, и притом навсегда, хотя тот и раскаивался. 1Цар.15:23 – «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]». 1Цар.15:35 – «И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем». Может быть, человека спасет не знание содержания Библии, а Библия – это единственное, что называется Словом Божием. Все остальные книги, все до единой, не имеют на себе этой печати. Всё должно сверять только с бессмертной вечной Библией. Быть может, это нас не касается? И эти две потрясающие истории остались в древности? Старайтесь развивать свое воображение и мыслить Божьими категориями, Его замыслами. Апостол Павел перечисляет ветхозаветные события не для того, чтобы мы просто знали историю, но для того, чтобы мы стали участниками ее. И всё, что было там, это непременно будет с нами. 1Кор.10:6 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». 1Кор.10:11 – «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Эти стихи должны выучить наизусть все, от патриарха до кухарки. Если человек верит, что есть Бог всемогущий, и что Он сотворил нас, и что Он будет судить нас, и что у человека есть вечность после смерти, которую он сам определяет сегодня, то остается только один выход: ежесекундно сверять свою жизнь с Библией, по которой нас Бог будет судить. Там на Суде Божием никто никому не поможет. Даже самая близкая дружба со святыми не приблизит человека ни на шаг ко спасению на Суде Божием. Ин.12:48 – «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Иер.15:1 – «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут». Мф.12:37 – «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Христос Иисус вверил служителям своим гостинникам только два динария и никаких других монет, только два завета, то есть Библию. И добавил, что получишь награду, если что истратишь свое, сверх вверенного, т.е. потрудишься в истолковании Библии. У Апостолов была четкая программа нести слово Божие всюду и везде. И проповедь их как шум вод многих наполнила вселенную. 2Тим.4:2 – «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Сегодня в православии нет практически ни одного полноценного служителя слова – все хотят быть служителями алтаря, сшить одежды с широкими рукавами и как стеной отгородиться от народа. Рим.10:17 – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». О, если бы священники помнили эти слова ежедневно, ежечасно, – но никогда на Руси эти слова не имели хождения в народе. Из пяти органов чувств Бог избрал слух. Через слух совершилось грехопадение Евы. Через слух благую весть от Сущего приняла Дева Мария. И церковь Христова была образована через проповедь, через служение слова. Слово «священнодействие» сегодня относят ко всему, что совершается в алтарях, в церкви священниками и архиереями, к тому, что действует в основном на зрение, обоняние, вкус и осязание. А если касается слуха, то речь идет о театральных руладах наемных безбожных певцов. Но вера от слышания. И не просто слышания чего-то, но Слова Божия, т.е. слов Духа Святого, запечатленных в вечной книге «Библия». И эта проповедь Библии, кто бы ни нес ее и где бы ни свидетельствовал о Христе, есть великое священнодействие слова, божественный высев. Ос.4:6 – «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих». Рим.15:16 – «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу». Если священники отвергают живую проповедь и не упражняются в ней, то согласно Слова Божия, этих вышесказанных слов, за то, что они отвергли священнодействие, служение слова, Бог давно отверг их от священнодействия кадила. Мал.2:2 – «Если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца». Нарисуем себе картину прошлого и настоящего: стоят бедные рыбаки на берегу реки, у них рваные сети, и это всё их достояние. И не было даже двух одежд. У Апостола Павла был плащ, то есть фелонь. Это никакая не священная одежда. И Бог дает им инструкцию на всю их оставшуюся жизнь, которая благословлена до кончины мира, и ничего более Он им не наказал. И это прямое повеление они усвоили без всяких семинарий и академий. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». И они сразу же пошли на вселенскую проповедь. Ин.21:22 – «Ты иди за Мною». Если это повеление воскресшего Иисуса достигнет ушей сегодняшних пастырей православных, то они не смогут сделать ни единого шага, чтобы выполнить его без предварительных условий. В первую очередь они потребуют храм, и обязательно с куполами и колоколами. Все они превратятся в мертвые пни и будут стоять и собирать средства на строительство храма. Это как раз и говорит, что со Христом они не встречались и повелений его не слышали. Допустим, благодаря их связям с коммерсантами и безбожными властями этот храм откроют и зарегистрируют через одну минуту. Они сразу же выдвигают другое условие: нам нужны иконы, роспись, а еще лучше – откровение о явлении какой-нибудь иконы, как у Святогорского монастыря при могиле Пушкина блаженному отроку Тимофею. Это место явления иконы и обозначит, где быть храму. Нам сразу же нужны будут кадила, свечи, ризы, типиконы и прочее и прочее – полный реестр сегодняшнего оборудования храмов. Повеление Божие еще и не начиналось выполняться (идите по всему миру), всё делаеться пока только для того, чтобы закрепить своё стояние на одном месте, превращение в столпников с больными ногами. Быть служителями слова и нести его миру – эту заповедь Божию в России услышали едва ли десять человек за десять столетий: Стефан Пермский, Иннокентий Московский, Николай Японский, Макарий Глухарев и их помощники. Всё остальное, что было на территории России от первого Владимира до сегодняшнего Владимира – не евангельский путь, не по Слову Божию. Храмы и всё необходимое для богослужения должно появляться после обращения людей после живой проповеди, а этого не было, нет, и, похоже, никогда не будет, потому что Библия у православных позабытая и позаброшенная книга. А всё, что люди делают не по Библии, есть свидетельство их глупости, невозрожденности, плоды суемудрого ума. Современные православные пастыри не два слова или четыре добавили к повелениям Божиим, но полностью скрыли Слово Божие, восстали против благодати призывающей и против благодати обращающей, пытаясь всё сконцентрировать на благодати освящающей. А это есть не просто не евангельский путь, а антиевангельский, ни в какое Царство Небесное не вводящий. Путь в Царство Божие один – это Христос и Слово Божие. Ин.14:6 – «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».]

Мф.25:20-30 – И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Обоих, употребивших на труд данное, равно хвалит господин. Под именем благого разумеет человеколюбивого и щедрого, который благость свою простирает и на ближних. Говорится же, что оказывающиеся верными в малом будут поставлены над многим; потому что хотя и здесь мы получаем дары, но они ничтожны в сравнении с будущими благами, которых удостоятся употребившие надлежащим образом талант, принятый от Бога. Радость Господа означает то непрестающее веселие, каким веселится Бог, по словам Давида (Пс.103:31), о делах своих. Так радуются и святые о добрых делах своих, тогда как грешники скорбят и бесполезно раскаиваются о своих лукавых; радуются святые и тому, что имеют столь богатого Господа. Дурной и ленивый раб отвечает иначе – так, как свойственно ему отвечать. Он называет господина жестоким, подобно тому, как ныне многие из учителей говорят: жестоко – требовать послушания от людей, которым Бог не вложил покорности. Ибо это значат слова: жнешь, где не сеял, то есть: кому ты не всеял естественной покорности, от того требуешь покорности. Называя же господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо если господин жесток, как говорит раб, то рабу надлежало более стараться и страшиться, как имеющему жестокого и немилостивого господина, потому что, если он требует чужого, то тем более потребует своего. Посему надлежало и тебе умножать то, что ты получил, и образовать учеников, от коих Господь потребует должного. Ибо рабу свойственно отдавать полученное, а Господу требовать отчета от каждого. Но раб говорит своему владыке: заповедь твою нашел я жестокою, потому что ты требуешь послушания от людей, которым не дал естественного расположения покоряться слышанному; посему, боясь, чтобы слово наставления моего не оказалось напрасным, я не заботился о других, а только о себе. – Ученики называются торговцами потому, что передают другим учение. Лихва, требуемая от них, есть исполнение учения самым делом. Ибо ученик, принимая от учителя учение, и сам пользуется им и передает оное другим и присовокупляет к нему еще лихву, то есть добрые дела. – Итак от лукавого и ленивого раба отнимается дар. Ибо, кто, приняв дар на пользу другим, не употребляет его по назначению, тот и сам теряет этот дар; а пекущийся о других приобретает еще больше, так как ему дана будет и преизбудет большая благодать. Этот же погубил его своею леностию и небрежением. – Кромешною тьмою называется место, не озаряемое божественным светом.

[И.Л. – Божьи таланты, данные для приращения, должны быть рассмотрены, чтобы не произошла подмена Божьих слов. Он дал слово Свое, наградив определенными талантами, силой и убедительностью этого слова. Ин.5:24 – «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Лк.6:47 – «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен». Четыре Евангелия Иисуса из Назарета переполнены словами «Слово Мое», «слышали от Меня». Лк.12:3 – «Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях». С крыши, то есть с колокольни возвестятся слова Божии носителями света. Над миром слышится македонский крик: дайте свет, люди гибнут без Христа. Деян.16:9 – «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Помощь Апостола Павла заключалась в проповеди слова, как в Ареопаге. Теперь это слово подменили колокольным звоном, пением хора, чтением Псалтири на непонятном для народа языке, который слышит только глухое бормотание. Произошла чудовищная подмена истины человеческими вымыслами. Таланты люди и не получили, и не развили, и в этом вина полностью падает на пастырей. Но так как Бог сказал слово, что Евангелие должно распространяться в народах, не ограничиваясь храмами, то это слово Его никогда не умрет. И если его не несут официальные храмовые служители, то его понесут другие, но уже со своими примесями. Ис.55:11 – «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Появились тысячи сект, у которых Библия в руках, и уста не закрыты для проповеди Евангелия. А они все могли быть православными, если бы об этом позаботились служители алтарей. Но Библия оказалась зарытой, завернутой, закованной, и Слово Божие не приносит никакого приращения для православия, его убили и распяли архиереи и священники. Проходящие мимо самаряне делают приращение этим талантом. Дан.2:44 – «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».]

Мф.25:31-33 – Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Так как первое пришествие Господа было не славно и сопровождалось бесчестием и поруганием, то о втором Он говорит: когда приидет во славе Своей. Ибо второе пришествие Его будет сопровождаться многою славою и страхом великим; воинство Ангельское будет служить Ему. Прежде всего Господь отлучит святых Апостолов и всех праведных от грешников, освобождая их от грядущего страха, и потом, поставив, будет говорить к ним. Овцами называет святых по кротости их, и потому что они доставляют нам плоды и пользу, как овцы, и дают пищу, шерсть и молоко, то есть пищу учения и покров духовной одежды. Грешников же называет – козлищами, потому что и они ходят по стремнинам, и они беспорядочны и бесплодны, как козлища.

Мф.25:34-40Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Господь не прежде рассуждения награждает или наказывает, потому что Он человеколюбив; а этим и нас научает тому, чтобы не наказывать прежде исследования дела. Таким образом, после суда наказанные будут еще более безответны. Святые называются благословенными, как воспринятые Отцом. Господь именует их наследниками Царства, дабы показать, что Он делает их общниками Своей славы, как чад Своих. Ибо не сказал: приимите, но наследуйте, как бы некое отеческое имение. Называет меньшими братьями или учеников Своих, или всех вообще бедных, так как всякий бедный потому уже самому брат Христа, что Христос жил в бедности. Заметь здесь правосудие Божие, как Господь восхваляет святых, а вместе и их благомыслие, как по скромности они не признают себя питателями Господа. Но Господь относит к Себе Самому то, что сделано для бедных.

Мф.25:41-46 – Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Стоящих слева Господь посылает в огонь, уготованный диаволу. Так как демоны безжалостны и вражески расположены к нам, то прилично осуждаются на то же наказание люди, имеющие такое же свойство и за свои дела подвергшиеся проклятию. Заметь, что Бог не для людей уготовал огненное мучение, а для диавола, но я сам себя делаю достойным мучения. Представляя сие, вострепещи, человек! Вот посылаются эти люди в муку не за то, что они блудники, или убийцы, или хищники, или совершили другое какое злодеяние, а – за то, что не сделали никакого добра. Ибо если внимательно рассмотреть, то хищник – и тот, кто много имеет и не оказывает милости, хотя бы явно и не делал никакой обиды ближнему. Всё, что имеет он более надлежащего, похищает у требующих, если они не получают от него, потому что, когда бы он отделил это для общего употребления, они не нуждались бы, а теперь нуждаются оттого, что он запер свой излишек и присвоил его себе. Таким образом, немилостивый осужден будет, как похититель, ибо столь многих обижает, сколь многим может благотворить и не благотворит. За сие-то и пойдут такие люди в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники – в жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость, так неправедные – непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумно, обольщая неопытных, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные, но слова Господа ясно обличают такую безумную мысль. Господь говорит о вечном наказании, то есть непрекращаемом, и сравнивает праведных с овцами, а грешников с козлищами. Как козлу никогда не бывать овцою, так и грешник (в будущем веке) никогда не очистится и не будет праведным. – Кромешная тьма, будучи удалена от Божественного света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме; но так как здесь еще есть надежда на обращение, то эта тьма и не есть кромешная. А по смерти, если он не покаялся, настанет истязание, и его окружает кромешная тьма. Ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение Божественной благодати. Пока грешник здесь, то, хотя он и не много получает божественных благ (разумею чувственные блага), но всё еще он раб Божий, потому что живет в дому Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких благах: это и есть тьма, называемая кромешною, в противоположность теперешней, не кромешной, когда грешнику еще остается надежда покаяния. – Итак, бегай немилосердия и твори милостыню, как чувственно, так и особенно духовно. Питай Христа, алчущего нашего спасения. Впрочем, если ты напитаешь и напоишь также алчущего и жаждущего учения, то и тогда ты напитал и напоил Христа. Ибо вера, живущая в христианине, есть Христос, а вера питается и возрастает посредством учения. Если также видишь странного, то есть удалившегося от Царства Небесного, то веди его с собою посредством научения, – входи сам, и его вводи, чтоб, проповедуя другим, самому не погибнуть. И если кто совлекся одежды нетления, приятой в святом крещении, и обнажился: то облеки его (Рим.14:1), заключенного в темнице, то есть в этом мрачном теле, посети, просвещая его, как бы некоторым светом, своим наставлением. Все сии виды любви совершай и телесно и особенно духовно. Ибо как мы состоим из двух частей – из души и тела, то и дела любви должны совершать двояко.