размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 17

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.17:1-9Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Небольшие города проходят мимо и спешат в большие, так как из последних слово Божие должно было распространяться по ближним городам. Павел не оставлял и иудеев, потому что очень сожалел об них. Прежде всего проповедует о страдании, так как признавал это спасительным. Еллинами называет иудеев, говоривших по-гречески; называет их благочестивыми потому, что они соблюдали закон; или же разумеет причисленных к иудеям пришельцев, из еллинов. Точно также и Иисуса обвиняли отцы их, говоря, что царем Себя называет. Но те имели хотя несколько правдоподобный предлог, так как обвиняемый был еще жив. А эти на что рассчитывали в своей лжи, когда говорили об Апостолах, что они называют Царем Иисуса, Который, по их мнению, умер и бояться Которого земным царям было уже нечего, так как они видели, что Он вовсе уже не появлялся?

[И.Л. – Задача каждой епархии, каждого архиерея, находящегося в большом городе, должна состоять единственно в том, в чем состояло и дело Апостолов: «Слово Божие должно распространяться по ближним городам». Если бы эта апостольская миссия выполнялась сегодня, при условии, что священники и диаконы были бы воистину покаявшимися и возрожденными, то сектантам и еретикам пришлось бы уменьшиться числом. В действительности же, дело обстоит так: архиерей «отмеряет» районный центр и входящие в район села и назначает благочинного. Благочинный своим сопастырям «отмеряет» несколько деревень: вот идите и организовывайте приходы, этим кормитесь и собирайте для епархии деньги. И получается религия без Духа, и мертвое остается мертвым. Это действительность сегодняшних дней. А нужно было бы при рукоположении произносить, давая наказ: «Слово Божие должно распространяться по ближним» селам через вас. Эти слова должны быть руководством для архиерея, когда он назначает благочинных: Слово Божие должно распространяться через вас. Благочинные, направляя подчиненных им священников должны многократно повторять им: Слово Божие должно распространяться через вас. Священники на каждой исповеди должны вопрошать не только о грехах грубых, плотских: о блуде, воровстве, абортах и пьянстве – но и спрашивать: любите ли ближних, проповедуете ли им Слово Божие, – и если кто не благовествует о любви Христовой, о голгофской жертве Спасителя, считать это великим грехом и не допускать до Причащения, и каждому прихожанину постоянно внушать: Слово Божие должно распространяться через вас.]

 Деян.17:10-15 – Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. Исследовали Писание не как неверующие, потому что они уже уверовали, но как не знавшие пророческих преданий. Исследуя Писание и находя, что события, касавшиеся воплощения Господня, согласуются со словами древних пророков, они чрез это еще более укреплялись в вере. Избегали опасностей Апостолы не из боязни, а по Божиему внушению, потому что в этот, например, раз они перестали уже проповедовать и более уже не раздражали врагов. Из того же, что Павел удалился, вышла двоякая польза: и гнев врагов угасал, и проповедование распространялось далее. А что касается того, что посылают одного Павла, так это потому, что за него только боялись, чтобы не случилось что-нибудь, так как он был во главе. Таким образом, не всегда благодать содействовала им, но предоставляли их и себе самим, – то как бы пробуждая их, то ввергая в заботы.

[И.Л. – Вот еще выражение, совершенно не приемлемое на слух современного православного. «Какое-то исследование!? – Для чего, у нас и так всё ясно, есть батюшка, есть владыка, есть храм, есть богослужение? Что еще надо, какое исследование? Да притом, исследование Писания! Это всё баптистские происки». Неужели Бог потерпит и не накажет, и не отвергнет тех, кто учит вопреки Слова Божия и не любит этого слова? Ис.1:5 – «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло».]

Деян.17:16-21В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Разумеется здесь не гнев; потому что дар благодати далек от гнева и негодования. Был возбужден, не мог сносить, тревожился. Эпикурейцы говорили, что всё существует без Божественного промысла. Философы не смеялись над ним, когда он говорил это, потому что они и не понимали ничего из того, что говорилось. Да и как могли понимать Апостола люди, видевшие Бога в теле, а блаженство в плотских удовольствиях? Думали, будто под воскресением он разумеет какую-либо богиню, так как и женщин некоторых почитали за богинь. Не с тем, чтобы научиться от него, но с тем, чтобы наказать его, вели его на то место, где производится суд над убийцами. Ареопагом, или Ареевым (Марсовым) холмом называлось это место потому, что здесь Арей или Марс был наказан за прелюбодеяние. Пагом же называлось возвышенное место, так как судилище это находилось на холме. Следует заметить, что философы эти, хотя всё время проводили в беседах и слушании других, считали, однакож, сообщаемое Павлом новостью, которой они еще не слыхали. Если бы он проповедовал, что распят человек, то слово его было не новостью, а так как он говорил, что был распят и восстал Бог, то говорил действительно новое.

Деян.17:22-29И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Представляется, что Апостол как бы хвалит их. А назвал их так по поводу капища. Капище же поставлено было ими по следующей причине. Однажды у афинян вспыхнула война с неприятелями, потерпев поражение, они удалились. И так как у них было в обычае праздновать игры в честь демонов, то один из демонов явился к ним и сказал, что он не видел еще от них никакой себе почести, поэтому он осердился на них и был причиною этого их поражения. Этому демону они построили храм, и как бы из опасения, чтобы и еще когда-нибудь не случилось с ними того же, если они обойдут какого-либо неведомого ими Бога, поставили капище с надписью: неведомому Богу, – говоря этим, что если есть еще какой-либо иной Бог, Которого они не знают, то пусть капище это будет посвящено в честь Его; быть может, Он милостив будет к нам, хотя мы не почитаем Его, так как не знаем. Полная же надпись на капище была следующая: «богам Азии и Европы и Ливии: Богу неведомому и чуждому». Нашел в городе не книгу божественную, а стоявшее капище; и, воспользовавшись надписью на капище, разрушил самое капище. Да что же и оставалось ему делать? Еллины все были неверующими. Если бы он стал беседовать с ними на основании евангельского учения, они стали бы смеяться над ним; если бы – на основании пророков, не имели бы доверия к нему. Он оружие неприятеля покорил его же оружием: вот это-то и есть то, что он говорит: с беззаконными был, как беззаконный. Увидел капище, и надпись на нем обратил в свою пользу, а что еще важнее, так это то, что он изменил мнение афинян. Кто же был этот неведомый Бог, как не Христос? Итак, афиняне написали это во имя Христа? Если бы они написали это во имя Христа, то успех Павла в их обращении не представлял бы ничего удивительного. Нет, они написали это с иною целью, а Павел сумел придать надписи совершенно новое значение. Но следует сказать, ради какого Бога они написали: неведомому Богу. Много было у них богов: и своих, и чужих. Об одних из них они получили сведения от матерей, а о других от соседних народов. Итак, так как сначала не все боги сразу были приняты ими, а вводились мало-помалу, одни их отцами, другие дедами, а иные уже в их время, то, собравшись вместе, они сказали, как этих богов прежде мы не знали, а потом впоследствии узнали их, так, быть может, есть и еще какой-либо Бог, Которого мы на знаем, и так как не знаем Его, хотя он и Бог, то делаем ошибку, пренебрегая Им и не почитая Его. Поэтому они поставили капище и сделали на нем надпись: неведомому Богу, – говоря этою надписью, что если и еще есть какой-либо иной Бог, Которого мы не знаем, так и Его мы будем чтить. Обрати внимание на избыток бесобоязненности. Вы почитаете не только тех демонов, которые вам известны, но и тех, которых вы не узнали, – и, пленив их умы, направил их умственные взоры на Христа. Афиняне намеревались обвинить Павла, говоря: ты вводишь новое учение, вводишь Бога, Которого мы не знаем. Поэтому, желая освободиться от подозрения и показать, что он проповедует не нового Бога, но Того, Которого они прежде него почтили уже служением, говорит: вы предупредили меня, ваше служение Ему упредило мою проповедь, потому что я возвещаю вам того Бога, Которого вы почитаете, не зная. Сказал одно слово, и подорвал все положения философов. Эпикурейцы утверждают, что всё произошло само собою и из атомов, а он говорит, что мир и всё, что в нем, – дело Божие. Чтобы не подумали, что проповедуется один из многих их богов, Павел исправляет сказанное, присовокупляя: не в рукотворенных храмах живет, но в человеческой душе. Итак, что же? Он не жил в иерусалимском храме? Да, не жил, но действовал. Как же иудеи почитали Его при содействии рук? Не при содействии рук, но мыслью; потому что Он не требовал чувственного, как бы нуждаясь в этом. Два доказательства божественности, именно, что Бог ни в чем не нуждается и всем дарует всё. Но здесь же Павел показывает и то, что Бог не отец, а Творец души. Павел показывает, что, и не отыскав Господа, они обрели Его. А так как, отыскивая Его, они не находили, то он показывает также, что Господь так очевиден, как какой-нибудь предмет, рассматриваемый на видном месте, потому что невозможно, чтобы небо было здесь, а в другом месте его не было; невозможно также, чтобы оно было в это время, а в другое нет. Итак, во всякое время и во всяком месте можно обрести Господа. Бог так устроил, что мы не встречаем препятствия в этом ни со стороны места, ни со стороны времени. То, что небо находится везде и установлено на все времена, особенно сильно действовало на слушателей. Господь так близок к нам, говорит Апостол, что без Него невозможно жить. Близость Господа доказывает посредством чувственного примера: невозможно, говорит, не знать, что воздух разлит всюду и находится не только близ каждого из нас, но и в нас самих. То, что мы от Бога получили жизнь, что действуем и не погибаем, – всё это называет промышлением и попечением Божиим о нас. Один мудрец Арат сказал о Зевсе: мы его и род. А Апостол говорит это о Творце, не утверждая, что Творец и Зевс – одно и то же, – да не будет! – но прилагая это выражение собственно к Творцу, как и жертвенник назвал жертвенником Творца, а не того, кого чтили афиняне. Назвал нас родом Божиим, то есть самыми близкими родственниками, так как от нашего рода Бог благоволил на земле родиться. Заметь, как внес в свою речь предмет сверхчувственный, потому что с представлением о теле мы соединяем и представление о расстоянии.

Деян.17:30-33Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их. Не об умерших говорит, но о тех, кому проповедал. Не говорит также: «вы добровольно совершили злодеяние», – но: «вы не знали». Итак, он объявляет это слушателям, не требуя наказания их, как людей, достойных наказания, но призывая их к покаянию. Непременно, говорит, будет судить за все дела и помышления – чрез Мужа, которого определил быть Судиею живых и мертвых. Это – вочеловечившийся Господь. Выслушав великую и высокую истину, они не сказали Павлу ни слова, но воскресение осмеивали: 1 Кор. 2:14 – Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Одних убедив, а другими быв осмеян. Судилище находилось на Марсовом холме вне города.

Деян.17:34 – Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. Ареопагиты разбирали все обиды и все преступления. Поэтому Павла, как проповедника чужих богов, влекут в собрание Ареопага, но один из тогдашних членов Ареопага, божественный Дионисий, по праву судии подал голос за истину и, раскланявшись с неразумным торжественным собранием ареопагитов, удостоился просвещения светом истины. Хотя Греция и была в то время под владычеством римлян, но Афинам и Лакедемону они предоставили автономию. Поэтому должности судей в Афинах и занимали ареопагиты. Учение о спасении сообщается Дионисию чрез Павла, а руководится он, как ученик учителем, великим Иерофеем.

[И.Л. – Россия ныне погружена во мрак. Над страной слышится воистину македонский крик: дайте свет! Деян.16:9 – «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Через проповедь Евангелия каждый должен удостоиться просвещения светом истины. Без проповеди Евангелия народ пребывает в неведении, во мраке, и не знает куда идет. Только живое вдохновенное слово проповеди, только Дух Святой может удостоить просвещения светом истины. Тогда Ис.8:22 – «не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел».]