размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 11

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.11:1Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. Бог не допустил, чтобы речь Петра была доведена до конца и чтобы крещение было совершено по распоряжению Петра; но как только Он увидел, что мысль их исполнена изумления, и было положено начало научению, и они вполне уверовали, что крещение есть отпущение грехов, то и сошел Дух. Притом они начали говорить и разными языками, что изумило собравшихся. Между тем Бог заблаговременно устроял в этом великую апологию Петру. И какая нужда была в воде, когда Дух Святый нисшел на них? Итак, я покажу ее и объясню себе это сокровенное таинство. В этом вполне выражаются божественные символы: гроб и умирание, воскресение и жизнь. Как нам легко погружаться и выныривать, так Богу удобно погребать ветхого человека и показывать нового. А трижды это бывает для того, чтобы ты научился, что всё это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное не есть одна лишь простая догадка, послушай Павла, который говорит: Римл. 6:4-6Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.

[И.Л. – Иоанн Златоуст говорит слова, которых православные батюшки боятся как огня и с учительской кафедры никогда не скажут их народу. Он говорит о том, что чтобы привести человека ко Христу, убедить его в том, что нужно принять Спасителя в свое сердце, – нужны тысячи талантов, а для того, чтобы крестить, – не нужно ни одного таланта, но достаточно быть только рукоположенным и незапрещенным. Не нужно ни одного таланта, чтобы крестить правильно, но чтобы крестить неправильно, нужен талант, но уже с минусом – отрицательный, то есть погибельный: совершенно без научения приходящих в храм, не раздевая, подводят к купели и мокрой ладонью проводят по его волосам. Здесь происходит не рождение души, а удушение ее. Иоанн Златоуст говорит, что при обращении от злых дел к Богу и при правильном крещении с троекратным погружением Бог из волка делает овцу, из ястреба – голубя. К правильному или неправильному крещению человек приходит с определенной мыслью что-то получить, и притом полезное. До этого он жил в ожидании, и был страх погибнуть некрещеным. Но вот таким лжекрещением эта надежда убита, страх исчез, и вместо живого зверя-волка оказался мертвый волк. Вот из таких «крещеных» и получается не зверинец, а скотомогильник. Глядя на своих прихожан, правильно крещеных, Златоуст говорил: «Я не вижу людей, а вижу стадо лошадей и свиней».

«Я пришел радоваться вашим добродетелям, – говорит Святитель, – я слышал, как вы боро­лись с еретиками и укоряли их в неправильном совершении крещения. Напрасно ли я говорил, что чистая жена в отсутствии мужа отвергает прелюбодеев, в отсутствии пастыря прогоняет волков, что без кормчего ловцы спасли корабль, без вождя воины одержали победу, без учителя ученики сделали успехи, без отца сыновья укре­пились? И вот везде зеленеют колосья: столько овец, и нигде – волка; столько колосьев, и нигде – терний; столько винограда, и нигде – лисицы! Хищные звери потонули, и волки разбежались. Кто прогнал их? Не я, пастырь, но вы, овцы. О, доблесть овец! В отсутствии пастыря они про­гнали волков».]

Деян.11:2-10И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды, и опять поднялось всё на небо. Видишь, какую ревность они имели относительно закона. Не постыдились они ни достоинства Петра, ни чудес бывших, ни того прекрасного приготовления, какое сделано было для принятия слова, но стали рассуждать о таких мелочах. И не говорят: зачем проповедовал? но говорят: зачем ел? Петр же не остановился на этой мелочи, но основался на том, что имело великое значение. Если, говорит, они получили Духа, то как было не преподать им этого? Этой апологией он показывает, что он ни в чем не виновен, но виновник всего и повсюду Бог, к Которому он и относит всё. Потому что, говорит он, Он показал сосуд, а я возражал Ему. И опять Он сказал, а я и этого не послушался. Дух повелел идти. Идя, я не торопился и не тотчас совершил крещение, но опять всё совершил Дух. Довольно было и того, что явилась плащаница, чтобы убедить его; но к этому, однакож, присоединился и голос. И он однако же защищается, а не пользуется авторитетом учителя. Потому что чем более кротко он отвечает им, тем более успокаивает их.

[И.Л. – Только согласно этого места Писания и толкования можно заключить, что всё, что случается с нами днем наяву или во сне ночью, в видении или откровении: рождение и смерть, здоровье и болезнь, мир и война, голод и изобилие, благоденствие и разруха – всё, абсолютно всё должно содействовать принятию Слова Божия, проповеди о Христе распятом и воскресшем и о Его втором пришествии. Всё, что было в истории, что мы смотрели, читали и слышали, – всё, абсолютно всё является «приготовлением, какое сделано было для принятия слова».]

Деян.11:11-18 – И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека. Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела (святого), который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь. Ничего он не мог сказать, что бы более обнаруживало его смирение, как то, что он сослался на свидетельство братии. Он не говорит о том, что Ангел сказал Корнилию: молитвы твои и милостыни твои, – не повествует о правоте этого мужа, не сообщает, что он сделал так потому, что Дух послал его, что Бог повелел ему, призвавши его оттуда чрез Ангела, но подтверждает последним, потому что это и само по себе было несомненным доказательством. Но не довольствуется и тем, что выше сказано, припоминает и изречение Господа. Ничего, говорит, нового не случилось, но только то, что Он предсказал. Но, скажут, не нужно было и крестить; а между тем крещение было совершено. И не говорит он: «я повелел их крестить», но показывает, что он не сделал ничего нового. Что имели, говорит, мы, то получили и они. Чтобы заградить уста их, он говорит: равен дар. Бог не допускает, чтобы они имели меньше, если Он дал равный дар уверовавшим. Что находите вы недостойным, когда мы называем их общниками? Защищаясь против обвинителей, он сильно и жестоко пристыжает их. Не мог, говорит, я возбранить этого. От этих слов они сделались кроткими и замолчали. Видишь ли, что, благодаря речи Петра к народу, всё сделалось хорошо, когда он рассказал, что случилось. С этого времени, наконец, открылись двери язычникам для вступления в Церковь.

Деян.11:19-26Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Не малую услугу христианству оказало гонение против христиан. Рим.8:28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Потому что когда убивали Стефана, когда Павел дважды находился в опасности, когда Апостолы были бичуемы, тогда язычники были принимаемы в Церковь. Деян. 13:46Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Может быть, потому называли их еллинами, что они не знали по-еврейски. Почему не написали об этом Павлу, но послали Варнаву? Потому, что еще не знали о добродетели этого мужа. Не одно и то же значит, что Бог благ и что муж благ. Первый благ по существу, будучи началом и источником всех благ, а муж благ не по существу, но в силу добродетели. Очень добрый и простой и снисходительный человек был Варнава. Искал, говорит, подвижника, военачальника. Не малая похвала для города, что он прежде всех прочих в течение такого периода времени наслаждался устами его. И это говорит об успехе проповеди Павла, когда он поднял здесь христианство на такую высоту, что можно было дать христианам это имя как бы какой отличительный знак. Где уверовало три тысячи, где пять тысяч, где такое множество; но, впрочем, не было ничего такого в роде этого имени, а просто христиане назывались людьми «этого пути». Здесь же впервые они удостоились этого имени. Замечательно, что Антиохия потому особенно и удостоилась главного начальнического престола, что там впервые христиане названы этим именем. 

[И.Л. – Разве можно читать это без слёз, мысленно прилагая то время, тот город и того проповедника к нашему времени, к нашему городу и к нашим горе-проповедникам. Те дали название «христиане», которое сохранится до второго Христова пришествия на всех учениках Христа для всех юрисдикций, сект и христианских ересей. С этим отличительным знаком «я – христианин» умирали миллионы, и всё это они получили от проповеди Павла. «И это говорит об успехе проповеди Павла, когда он поднял здесь христианство на такую высоту». На какую «высоту» подняли звание православного христианина 57 тысяч храмов и 1275 монастырей, бывших в России перед Октябрьским переворотом? Говорить об успехе проповеди можно только тогда, когда не знающие Бога и спасения приносят истинное покаяние, оставление навсегда греховной жизни и приносят плоды, достойные своего Искупителя. Успех проповеди заключается в том, что познавшие Господа сами добровольно исследуют Писание, любят Христа и Слово Его и несут это живое Слово от имени Живого Бога в мертвый погибший мир. Сегодняшнее карикатурное лжехристианство знает только обряд, видимое, осязаемое, не имеющее подтверждения на страницах Священного Писания. Пусть кто-нибудь припомнит о каком из патриархов в России, о каком архиерее и о каком священнике можно сказать этими же словами, какими Феофилакт характеризует проповедь Павла? Игнатий Брянчанинов, возвратившись из своей инспекции по монастырям России, заявил, что едва ли есть четыре духовных монастыря. Не такую же ли характеристику можно дать всей проповеднической деятельности дореволюционной и нынешней православной церкви? Если ограничиваться тем, что говорить на форумах, конгрессах и съездах о духовности России и говорить об этом мирским языком без Слова Божия в руках и в устах, то на какую высоту и кого можно поднять? Успех проповеди заключается в проповеди о Христе. Не об иконах мироточивых, не о храмах, не о канонизации, а только о Христе и единственно о Христе. 1Кор.2:4 – «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Фил.1:21 – «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Кол.3:4 – «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». «И это говорит об успехе проповеди Павла, когда он поднял здесь христианство на такую высоту».]

Деян.11:27-30В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. Мф.11:13 –  Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. Он говорит о тех пророках, которые предвозвестили явление Его. Чтобы не подумали, что голод сделался потому, что явилось христианство, Дух Святый и предсказывает это. Потому что и Христос предсказал это. Не потому имеет быть голод, чтобы он должен был быть в силу предопределения, изреченного изначала, но по причине зол, которые были нанесены святым Апостолам. А так как они продолжались, то и является великий голод, предвещая иудеям о имеющих быть несчастьях. Посмотри: для них и голод делается поводом ко спасению, случаем к милосердию; они вместе и делаются верующими и вместе приносят плоды, достойные веры, они оказывают милосердие не только близким, но и дальним. Из этого становится ясно, что Апостолы имели достоинство и старцев, хотя также они находились на степени диаконов и епископов.