размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Евреям, Глава 6

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Евр.6:1 – Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мёртвых дел и вере в Бога. Выше сказал: вы ослабели, вы стали младенцами и дошли до такого состояния, что вам нужно снова учиться первоначальным основаниям веры, посему теперь и говорит, что вам должно, наконец, размышлять как совершенным и превзойти слово начала Христова, то есть первые начала веры, и устремиться к совершенству, то есть быть восприимчивыми к более возвышенному. Или ещё можешь понять это в таком смысле: так как казалось, что они хромали в отношении поведения, то теперь говорит им о жизни безукоризненной, как бы так говоря: не должно вам всегда вращаться около начала, то есть поучаться в вере, подобно новообращаемым, но должно стремиться и к совершенству, то есть к лучшей жизни. Ибо совершенен тот, кто вместе с верой проводит и жизнь правую. Ведь вера – начало и основание, и без неё ничего невозможно сделать, как и без букв нельзя знать грамоты. Однако как нельзя постоянно заниматься одними буквами, так нельзя постоянно быть наставляемым в вере, подобно младенцам и несовершенным. Если же кто пожелает принять первое толкование, а это отвергнет на том основании, будто оно не соответствует тому, что ранее сказано Апостолом Павлом, тот пусть припомнит, что у него есть обычай, говоря об одном, быстро переходить к другому: как, например, в Послании к Коринфянам, беседуя о трапезах, он перешёл к речи о таинствах (1Кор.11:20-30). Таким образом и теперь, высказывая им вначале порицание за слабость и неспособность к восприятию более совершенного, обращается к рассуждению об образе жизни, называя их несовершенными и за то, что не по вере расположили свою жизнь.

[И.Л.Поучаться в вере? В какой вере? Конечно, в той, какую оставил нам Спаситель и какую будет искать на земле, когда явится второй раз, придя за Церковью. Лк.18:8 – «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Об этой вере мы познаём из Священного Писания через чтение Библии и через проповедь по Слову Божию. Римский император Тит жаловался своим друзьям, что он напрасно прожил сегодня день, ибо не научился ничему новому и никому не сделал добра. Тем более это касается христиан. Христианские учителя восклицали: «Спешите делать добро». Вера во Христа, поучение в вере есть дело, полагающее основание всем нашим добрым делам. Ин.6:29 – «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Еккл.4:17 – «Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают». Если люди думают в храме Божием только отстоять богослужение, то «они не думают, что худо делают», не поучаясь в вере. Если священники приходят только для того в храм, чтобы совершить богослужение и требы, а не для того, чтобы научить людей вере, научаясь через это сами, то «они не думают, что худо делают».]

Евр.6:2 – Учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. То есть вновь не делая с самого начала того, что вы делали в то время, когда вы намеревались креститься, как например, обращения от мёртвых дел, то есть отречения от дел сатаны. Кто приходит ко Христу, очевидно приходит таким образом, именно раскаиваясь в прежнем, как в учении, так и в жизни: ведь если не отвергнуть прежнего, то как можно достигнуть второго? Поэтому присоединяет: тогда и вера, именно после покаяния в мёртвых делах. Таким образом, говорит: не должно вам поучаться относительно веры, как начинающим, ибо вы уже уверовали. Но этим намекает, что они и колебались, и потому нуждались в основании. Павел сказал об этом во множественном числе не потому, что существует много крещений: ибо крещение едино (Еф.4:5), но потому, что это как бы выходило из следующего. Раз он снова оглашал, то снова и крестил бы; и в случае отступления снова крестил бы: по необходимости было бы много новых крещений, но это нелепо. Посему вы не должны повторять крещение, но пребывать при первом крещении. Быть может, они, как крепко придерживавшиеся закона, и под благодатью признавали по-иудейски много крещений. Заметь, что за покаянием следует крещение. Так как покаяние само по себе не может явить нас чистыми, поэтому мы крестимся, чтобы всё было делом благодати Христа. О возложении рук. Чрез это они получали Святого Духа, чтобы пророчествовать и творить чудеса. Когда, сказано, Павел возложил на них руки, они получили Духа Святого (Деян.19:6). О воскресении мёртвых. Это происходит при крещении под образом погружения в воду и восстания из неё, и утверждаётся в исповедании веры, ибо мы исповедуем, что веруем в воскресение мёртвых. И о суде вечном. То есть суде, дающем или вечные блага, или наказания. Кажется, говорит это потому, что они, вероятно, колебались, хотя уже уверовали, или жили худо и беспечно, говоря при этом: бодрствуйте. Невозможно говорить, что, если мы жили нерадиво, или отпали от веры, то снова окрестимся, снова получим возможность омыться от грехов и удостоиться того же самого, чего удостоились и прежде. Прельщаетесь, говорит он, рассуждая таким образом.

Евр.6:3 – И это сделаем, если Бог позволит. Чтобы идти к совершенству, если и Бог желает. Сказал же это не так, как бы Бог не повелевал этого, но как обыкновенно говорил, что если Богу угодно, то это именно я и хочу сделать. А вместе с тем поучает нас здесь тому, чтобы мы все ставили в зависимость от воли Его, и чтобы даже при бесспорно добрых делах мы не доверяли собственному суждению и своим силам. В этом же ясно убеждаёт и Апостол Иуда.

Евр.6:4-6 – Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Не сказал: неполезно, или неприлично, но: невозможно, так что привёл их в отчаяние относительно надежды на второе крещение. И вкусивших дара небесного. То есть отпущения грехов. Ибо этого никто не в состоянии дать, кроме одного Бога. После оставления грехов следует причастие Святого Духа: ибо Он не обитает в теле, обременённом грехами. Сообщался же Дух Святой чрез возложение рук, как и выше сказано. Не сказал прямо, что это такое: но, конечно, даёт нам понять, что говорит это обо всяком духовном учении. И сил будущего века. Так он называет или силы творить чудеса, или жить подобно Ангелам, в том смысле, чтобы не нуждаться ни в чём здешнем, но взирать на будущее, и уже здесь получить невещественный и духовный залог будущей жизни. И отпадших, опять обновлять покаянием. То есть чрез покаяние. Что это? Неужели отвергается покаяние? Да не будет. Но – обновление чрез вторичное крещение. Ибо обновление есть действие одного крещения, как и пророк говорит: обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс.102:5); действие же покаяния состоит в том, что оно освобождаёт от ветхости и делает сильными. Но в прежнюю светлость возвести не может. Ибо в крещении всё было делом благодати. Посему покаянием, говорит, – именно, крещением. Ибо сначала всякий раскаивается в прежней жизни, потом крестится, как и сам он выше сказал: обращение от мёртвых дел. И из последующего ясно, что он отрицает вторичное крещение. Крещение есть крест. Ветхий наш человек распят с Ним, и мы соединёны с Ним подобием смерти Его. И ещё: мы погреблисъ с Ним крещением. Ибо как Христос умер на кресте плотью, так мы в крещении умираем для греха. Поэтому, кто вторично крестится, тот распинает вторично Христа, насколько это в его власти. Но это нелепо. Ибо Он однажды умер и воскрес, и смерть уже не имеет над Ним власти (см. Рим.6:4-9). Итак, нет вторичного крещения, так как нет и вторичного креста. Что же препятствует, чтобы было и третье, и четвёртое, и так до бесконечности? Не просто сказал: снова распинают и остановился; но ещё прибавил: в себе, чтобы показать, что мы, проводя беспечно свою жизнь в предположении, будто существует другое крещение, совершаем всё так, как бы сами поддерживали в себе дурное мнение. И ругаются Ему. То есть торжествуют, позорят. Понимать это можно двояко: или так, что те, которые распяли Господа, измыслили тогда для позора Его такой род смерти, очевидно, проклятый и позорный, и определённый для злодеев; или так, что Христос, будучи однажды распят, в последующее время исповедуется бессмертным. Поэтому тот, кто распинает Его во второй раз, делает это исповедание ложным, что приносит бесчестие Христу, однажды только вкусившему смерть, а потом уже бессмертному. Таким образом, двумя способами подтверждается невозможность этого дела: во-первых, тем, что кто был удостоен таких благ и всё растратил, тот уже недостоин снова наслаждаться теми же самыми благами, во-вторых, и ещё более, тем, что невозможно, чтобы Сын Божий снова был распят.

Евр.6:7 – Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога. Землёй он называет душу, а дождём – учение, как и в другом месте: повелю облакам, говорит Бог, не проливать дождя на виноградник (Ис.5:6). И ещё: поток Божий полон воды (Пс.64:10), то есть тот, кто получил от Бога дар к научению других, исполнился вышних вод, или даров. Здесь он даёт понять, что те и принимали и пили слово, и часто удостаивались его, и тем не менее не получили от того пользы, что и выше сказал: судя по времени, вам надлежало быть учителями.

[И.Л. – Какой мелодией звучат эти слова из уст блж. Феофилакта, что слушатели пили слово. Приходящие в православные храмы могут пить десятилетиями всё, что они видят, чему научаются друг от друга, но сказать этих слова они никогда не смогут, что они в храме пили слово.]

Евр.6:8 – А производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. То есть жизнь, исполненную добродетели. Ибо нет ничего столь полезного, то есть приличного и вожделенного, как чистота жизни. Злак, говорит, то есть добродетельную жизнь, поРождает земля для тех, для которых возделывается, и для тех это полезно, ибо сами те, приносящие добродетель, будут наслаждаться ею. Некоторые поняли тем в смысле: учителям; ибо, действительно, ими воспитывается доброе поведение, так что они являются участниками в добродетели своих учеников. Получает благословение от Бога. Здесь молчаливо укоряет эллинов, которые приписывают произращение плодов силе земли. И даже не руки земледельца производят плоды, но всё, говорит, есть дело Божие: Сам Он благословляет и даёт изобилие плодов. Не сказал: произращающая, как именно выше сказал о злаке, но: производящая, как бы сказал, – извергающая и выбрасывающая некоторый излишек. Терния же и волчцы – это житейские заботы, обольщение богатством и вообще всякий грех, как и Давид говорит: «я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн» (Пс.31:4). Терн не просто входит, но вонзается, и если мы не выдернули весь, но немного осталось его, то он причиняет большую боль и требует лечения и забот. Но ещё есть и волчец: где его касаешься, там и ранит, и повсюду он неприятен: на земле приносит бесчестие, а в будущем веке и особенно. Сказал, что добрая земля благословляется Богом; а бесплодная – не сказал просто: проклята, но близка к проклятию, чтобы не отчаивались. Ибо кто близок проклятию, может быть и далёк от него. И это, чтобы мы не отчаивались. Ибо не сказал: земля будет сожжена, но которого конец – сожжение, то есть если она до конца останется бесплодной. Таким образом, можно избегнуть бесплодия и сжечь терния, и сделаться благопотребным, и удостоиться благословения.

Евр.6:9 – Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. Достаточно укорив и устрашив, снова утешает, чтобы не сделать их совершенно беспечными. Ибо кто сильно наказывает ленивого, тот делает его ещё более ленивым. Поэтому говорит: говорю это не потому, что осудил вас, и не потому, что считаю вас исполненными терний, но потому, что боюсь, как бы не случилось этого с вами. И не сказал: ожидаем от вас, но: надеемся, то есть находимся в твёрдой уверенности относительно вас, что вы не так живёте, но лучше, и что заботитесь о собственном спасении, хотя мы и выразились так сильно. Итак, он говорит это или об их жизни, именно, что вы настолько тернисты, или о воздаянии, что вы не близки к проклятию и не к сожжению, но для вас назначается иное воздаяние.

Евр.6:10 – Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Смотри, как он ободрил и укрепил их в надежде на лучшее, напомнив им о прежних их делах и правде Божией, ибо, если Бог правосуден, – Он не забудет дела вашего, то есть милосердия, братолюбия, но воздаст вам. Потому не отчаивайтесь, но вполне надейтесь на лучшее, так как Бог совершенно справедлив. Итак, не о вас сказал я, что сказал жестоко, ибо знаю, что вы не достойны проклятия. Важное даёт о них свидетельство, указывая не на дела только, но и на дела с усердием. Ибо служить есть знак усердия. Говорит о любви и милосердии, которое они показали не к братьям своим, но во имя Божие. Смотри, какое величайшее утешение в том, что мы делаем не для людей, но для Бога, как и Христос говорит в Евангелии: сделали Мне (Мф.25:40). Ибо кто ради имени Божия печётся о неправедном, тот делает это для Бога. Святым, то есть верным. Ибо всякий верующий – свят, хотя бы он был и мирянином. Ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор.7:14). Таким образом, вера здесь производит освящение. Посему будем внимательны не к одним только отшёльникам, как к святым, но и к мирянам: те, конечно, святы как по вере, так и по жизни, но и миряне святы по вере, а многие и по жизни. Смотри, как он успокаивает их. Ибо сказавши: послужив, не остановился, но прибавил: и служа, то есть и теперь вы делаете то же самое.

Евр.6:11 – Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца. Как бы на чей-нибудь вопрос: ради чего сказал это ты, Павел, если не желал наказывать нас? – говорит, что сказал это, желая, чтобы и на будущее время вы поступали хорошо; не осуждая вас за прошлое, а опасаясь за будущее. И не сказал: хочу, что именно показывало бы учительскую власть, но: желаю, что свойственно отеческой любви. Ибо не на словах желаю этого, но душа моя сгорает о вас. Таким образом понимай выражение желаю. И не просто о вас, но о каждом в отдельности: так он заботился о всех, и о малых и великих, и всех знал. Чтобы оказали совершенную уверенность в надежде, то есть чтобы обнаружили полную и совершенную надежду и не были смущены. Смотри, как не поражает прямо и не говорит: вы отчаялись и доселе не пришли в себя, но как бы так говорит: хочу, чтобы ты всегда был тщателен и чтобы, каким ты был теперь и на будущее время.

Евр.6:12 – Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. И это к их утешению: ибо относит это к будущему времени. И хотя выше сказал: потому что вы сделались неспособны слушать (Евр.5:11), ибо доселе указывал на неспособность слушать; теперь же, говорит, заблаговременно пекусь о том, чтобы эта неспособность не коснулась вашей души. Ибо как бездействие и недвижимость вредит телу, так и не упражнение в добрых делах делает душу слишком беспечной. Выше напомнил им, в чём они прежде были добродетельными, представляя им пример в собственных их делах. Теперь же возводит их к патриарху Аврааму. Чтобы не думали, что они, как недостойные никакого слова, забыты и оставлены Богом, указывает, что проводить жизнь среди искушений есть удел особенно славных мужей, и что Бог так поступал с великими мужами. Ведь если бы Он тотчас же давал то, что обетовал, то не могла бы обнаружиться вера их: теперь же медлит исполнением, чтобы чрез терпение открылась их вера. Ибо тогда становится очевидной вера обещавшему, когда кто, не получая обещанного в продолжение долгого времени, верит, тем не менее, что получит, и не отчаивается. Посему, для того выражаю вам эти укоризны, чтобы восстановить вас, и чтобы вы подражали тем, которые верою и долготерпением наследовали обетования. А кто эти мужи, – он объясняет далее. Но смотри, как на первом месте поместил веру, потом долготерпение, потому что долготерпение происходит от веры. Ибо кто не верит, что Обетовавший несомненно даст, тот и не долготерпит.

Евр.6:13 – Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. Так как много было таких, которые наследовали верой обетования, то он пока теперь опустил всех прочих, оставляя их для последующего, и напоминает только об Аврааме, как по важности лица его, так особенно потому, что он и удостоился и получил обетование. И этим он также показывает, что не должно предаваться малодушию, но уповать на Бога, Который, обычно, не скоро исполняет обещание, но спустя долгое время. Когда же Бог клялся Собою? Или в самых словах, в которых говорит: «Я клялся Собой». А может быть, кто-нибудь скажет, что в слове: истинно содержится клятва Бога Собой; ибо истинно значит «поистине». Это есть не что иное, как утверждение истины; но истиной может быть кто иной, как не Бог? Так и Господь в Евангелии, говоря: истинно, истинно говорю вам (например, Ин.11:26 и др.), клянётся той же самой клятвой; клянётся Самим Собой, как и Отец, так как не имеет клясться высшим. Однако некоторые думали, что и Сам Сын тогда беседовал с Авраамом, ибо Писание говорит: сказал же Ангел Аврааму (Быт.гл.18). Но никаким образом, говорят, Отец не мог быть Ангелом, но Сын – великого совета Ангел.

Евр.6:15 – И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Каким образом в конце послания говорит, что они только издали видели исполнение обетований и радовались (Евр.11:13), а теперь говорит, что Авраам получил обещанное? Не об одном и том же говорит здесь и там, но здесь говорит об обетованиях земных, которые Авраам получил спустя долгое время, а там о небесных, которых он ещё не получил. Однако и то и другое, – и то, что он получил, и то, что он ещё не получил, служит утешением для малодушных, – одно потому, что и мы получим, если обнаружим долготерпение, другое потому, что если ещё не получил тот, кто достиг совершенства за столько лет раньше, то слишком неразумны мы, негодующие на то, что ещё не получаем. Смотри, как он сказал: долготерпев, получил обещанное, чтобы показать великую силу долготерпения, и что не одно только обетование совершило всё, но и долготерпение. Здесь же внушает им и страх, давая понять от противного, что малодушие препятствует исполнению обетования. И это случилось в пустыне с древним народом, который малодушествовал и совершенно не получил обетования. Итак, кто-либо скажет: почему же святые, долго терпев, не получили, как говорится в конце послания? Они, во всяком случае, получат. А роптавшие из народа и не получили, и не получат.

Евр.6:16 – Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. То есть клятвой разрешается недоумение во всяком прекословии. Ибо много говорят и возражают в споре с той и с другой стороны, но клятва, являясь последнею и подтверждая, разрешает всё сомнительное.

Евр.6:17 – Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. То есть потому именно, что клятва придаёт людям полную уверенность, и Бог клянётся. Или, посему, вместо: в том, что клялся, говорит, Бог Самим Собой, Он с избытком доказал нам, что всячески и непреложно исполнит то, что обещал. Ибо хотя Богу должно было верить и без клятвы, однако Он снисходит ради нас и смотрит не на Своё собственное достоинство, но, чтобы убедить нас, попускает говорить о Себе недостойное. Ибо мы, верные, благословенные в семени его, которое есть Христос, являемся наследниками обетования. Смотри, как и тогда говорит, что Сын – посредник между Богом и людьми. Ибо Собой, как Словом, клялся Бог и Отец.

Евр.6:18 – Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. Какой и какой? Как тем, что просто сказал и обещал, так и тем, что к обетованию присоединил клятву. Так как у людей считается более достоверным то, что с клятвой подтверждено, поэтому и Бог присоединил её. В которых, вместо из них, – из этих двух вещей обетование является наиболее достоверным, и невозможно Богу солгать. Посему, как поклялся Он ради нас, хотя Ему и недостойно клясться, так понимай и то, что: Евр.5:8 – хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию. Ибо и люди более считают достоверным то, что познано на опыте. То есть великое утешение и ободрение. Это сказано не столько по отношению к Аврааму, сколько по отношению к нам, прибегшим к Нему, то есть возложившим на Него надежду. В чем же мы имеем ободрение? В том, чтобы держаться за предлежащую надежду: то есть чтобы мы, на основании того, что дано было Аврааму, были убеждены и относительно обетований, касающихся нас, и не сомневались бы относительно грядущих и небесных благ, на которые надеемся; напротив, чтобы мы твёрдо и безопасно держались этой надежды и не утратили её. Ибо обетование Аврааму есть обетование и нам, и преимущественно нам, уверовавшим во Христа, как сказано выше.

Евр.6:19 – Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу. Эту надежду мы имеем, как якорь. Ибо как тот якорь во время бури даёт устойчивость кораблям, так и надежда делает твёрдыми и терпеливыми людей, колеблющихся под влиянием искушений. Не просто сказал: якорь, но: безопасный и крепкий. Ибо бывает якорь, который не сохраняет устойчивости корабля, или когда он испорчен, или когда он очень лёгок. Совершенно справедливо он вспомнил не об основании, а о якоре: потому что основание прилагается к людям весьма твёрдым и любомудрым, а якорь – к подвергающимся буре, какими были те, будучи обуреваемы искушениями. Выше сказал: надейтесь, ибо сбудется то, на что надеемся. Теперь, уверяя более совершенно, говорит, что мы уже и имеем это в надежде. Ибо она, вошедши внутрь неба, сделала то, что мы уже – при обетованных благах, хотя ещё находимся на земле, хотя ещё не получили их. Такую силу надежда имеет, что земных делает небесными. Но как в Ветхом Завете завеса отделяла Святое Святых от остальной скинии, так и небо для нас завеса, отделяющая земное от божественнейшего и пренебесного.

Евр.6:20 – Куда предтечею за нас вошёл Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Сказавши, что надежда наша восходит на небо, подтверждает сказанное, удостоверяя это делами. Ибо и Он, Христос, вошёл: и не просто вошёл, но вошёл предтечею, то есть как бы убеждая нас, что и мы должны войти. Ибо предтеча идёт впереди кого-нибудь, следующих за ним, и расстояние между предтечей и следующими за ним совсем не велико, как и между Иоанном и Христом. Поэтому не смущайтесь: скоро и мы войдём туда, где наш предтеча. Но не удовольствовался, сказав: предтеча, но прибавил и: за нас, для большей убедительности, как бы так говоря: Сам Он не нуждался в том, чтобы войти туда, ибо зачем Ему это, когда Он – Бог? Но как ради нас Он воспринял плоть, так ради нас же Он вошёл и внутрь неба, чтобы нам открыть путь. Посему необходимо войдём и мы сами. Или выражение за нас обозначает: чтобы ходатайствовать за нас пред Отцом, как и первосвященник входил во Святое Святых однажды в год, молясь за народ. И это – величайшее утешение; если наш Первосвященник на небе, то Он и много лучше иудейских первосвященников, именно: по способу избрания, ибо Он – не по чину тех, но по чину Мелхиседека; и по месту, и по скинии, ибо Он – горе и на небе; по завету, ибо о более великих и более совершенных благах, и по постоянству, ибо вечный, а не временный, и, наконец, по личности, ибо Он – Сын Божий. Поэтому не падайте духом. Но всё это сказано о Христе по плоти, ибо по плоти Он и стал Первосвященником.