размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 5

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.5:1 – Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и на показ. Видя великое множество собравшегося к нему народа, Он сел и начал учить его, не в городе, не на площади, чтоб видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеления.

Мф.5:2-3 – И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Народ приступает для чудес, а ученики для наставлений. Посему, после совершения чудес и исцеления тел, врачует души, дабы мы знали, что Он есть Творец и душ и телес. Он учил и не отверзая уст, т.е. Своею жизнью и чудесами, а теперь учит, отверзши уста. Учил не одних учеников, но и народ. А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Псал.1:1).

Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Так как Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения. Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство.

Мф.5:4 – Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Плачущие, т.е. о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал же: плачущие, разумея плачь не однократный какой-либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они не только там, но и здесь, ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется, особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов, а там будет непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную.

Мф.5:5 – Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Некоторые под землею разумеют землю только духовную, т.е. небо, но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются презренными и бедными, а Он напротив говорит, что они-то особенно и имеют все. Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно.

Мф.5:6 – Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Так как Он намеревается говорить о милосердии, то наперед показывает, что должно соблюдать справедливость, дабы не делать милости из награбленного. Кто алчет и жаждет, тот сильно желает насытиться – так сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поелику же и любостяжательные представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более праведные насыщаются: они насыщаются и в сей жизни, ибо владеют своим имуществом безопасно: «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс.33:11).

Мф.5:7 – Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то и слезами и вздохом. Они получат милость и здесь – от людей. Ибо кто вчера оказывал милость, а сегодня пришел в бедность, тому все будут оказывать милость, особенно там – Бог.

Мф.5:8 – Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Многие не хищничествуют, не обижают и даже милосерды, но блудодействуют и в других отношениях бывают нечисты. Посему Христос повелевает соединять с другими добродетелями и чистоту, или целомудрие, не только по телу, но и по сердцу, ибо без святыни, или чистоты, никто не узрит Господа. Как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, – так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа.

[И.Л. – Здесь взаимосвязь. При чистой жизни Бог открывает смысл Священного Писания, а усвоение Писания делает жизнь еще более чистой и побуждает к ревности и подвигу о Христе.]

Мф.5:9 – Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Т.е. не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и примиряют других, враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают врагов Божиих. Таковые суть сыны Божии, так как и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом, когда мы были враги Его.

Мф.5:10 – Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Гонение терпят не одни мученики, но и многие другие – за вспоможение обидимым и вообще за всякую добродетель: потому что под именем правды разумеется всякая добродетель. Гонят воров и убийц, однако ж они не блаженны. Наконец Господь обращает речь наипаче к своим Апостолам и показывает, что терпеть поношение особенно свойственно учителям.

Мф.5:11– Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того, ни другого, то несчастен он, так как для многих служит соблазном.

Мф.5:12 – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Говоря о предыдущем, Господь не говорил о великой награде, но здесь сказал о ней, показывая тем, что терпеть поношение есть дело великое и самое трудное, ибо многие, не стерпев поношения, сами себя лишали жизни. И Иов, выдержавший так много искушений, особенно возмущен был тогда, когда друзья стали поносить его, будто он страждет за грехи. Дабы Апостолы не думали, что их будут гнать за учение, противное Христову, успокаивает их, говоря, что и пророков, бывших прежде них, гнали за добродетель, посему их страдания должны успокаивать вас.

Мф.5:13 – Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Пророки посылались к какому-нибудь одному народу, а вы – соль для всей земли, исправляющая беспутных учением и обличениями, дабы они не порождали непрестанно червей. Посему не оставляйте горьких обличений, хотя бы ненавидели и стали гнать вас. Если учитель потеряет ум, т.е. если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению.

[И.Л. – Горькими обличениями называется то, что причиняет горесть, обиду, затрагивает оскорбленное самолюбие. Не случайно Слово Божие называется мечом обоюдоострым, которым можно и рассекать и поразить самого себя. В Откровении Иоанна Богослова говорится: Откр.6:6 – «елея же и вина не повреждай». Елеем назыавется то слово, которое умягчает кротостью увещаний. Вином же называется строгость обличений. Проповедующий, решившийся нести Слово Божие, не должен повреждать свойства Слова Божия, взирая на лица. То есть в большинстве случаев обличительные и грозные слова говорят к нижестоящим, а к вышестоящим, имеющим власть, говорят слова ласкательства. Говорить обличительное слово по отношению к имеющему власть умервщлять – кто способен на это? Библия показывает нам таких героев веры, бесстрашных обличителей: пророк Илия, пророк Иеремия, первомученик Стефан, Апостол Павел. Жития святых показывают нам много подобных примеров, как Иоанн Златоуст, Феодор Студит, Максим Исповедник, Исаакий Далматский, митрополит Филипп. Нас более всего интересует обличительное слово к правителям России. И здесь мы можем задать вопросы: почему церковь была так бедна бесстрашными обличителями в адрес царей, патриархов, епископов? Громили тех, против кого шла государственная власть, говорили об общем низком духовном уровне, но чтобы конкретно к царям, как Иоанн Златоуст против Евдоксии, как Илия против Ахава – этого не было никогда. Почему?

Блаженный Феофилакт обращается не только к стоящим за церковной кафедрой, но ко всем вообще: «не оставляйте горьких обличений, хотя бы ненавидели и стали гнать вас». Более всего, конечно же, это касается священнослужителей. Разве патриарх не видит, что сделали правители-кривители со всем народом, как обокрали его, как уничтожается нравственность. Почему ни в одной речи он не обличает президента, правительство, епископов? «Если учитель потеряет ум, т.е. если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится

Если нет обличения, значит невозможно ждать и исправления. Златоуст называет обличения скальпелем хирурга, прижиганием, отсечением. Оставляющие горькие обличения обрекают не только свою паству, но и всю страну на гниение, и как потерявшие ум заботятся о каких-то диссертациях, богословских званиях. Где эти уроки обличения для семинаристов, в какой предмет они заложены? Чтобы обличать и исправлять кого-то, нужно знать отступления того, кого обличаешь, и в чем он отступает от заповедей Божиих. Это изречение Феофилакта должно быть сегодня вывешено в виде плаката во всех храмах. Не оставляйте горьких обличений. Если учитель потеряет ум, т.е. если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится?]

Мф.5:14 – Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Сперва соль, потом свет. Учение сначала неприятно, потому что обличает человека, но потом оно делается утешительным, ибо просвещает ум его. Кто обнаруживает делаемое втайне, тот есть свет мира: Еф.5:13 – «Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть». Апостолы просветили не один народ, но весь мир. Так поучает их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, ибо на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете укрываться в каком-нибудь углу: нет, вы будете на виду у всех, а потому старайтесь жить непорочно, дабы не сделаться соблазном для других.

Мф.5:15 – И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Я, говорит, зажег в вас благодатный свет и поставил на высоте, дабы вы светили всем. Чтоб этот свет благодати не погас в вас, и чтобы свет вашей жизни светил и другим – это дело вашего подвига. Не сказал: вы показывайте свою добродетель, – это не хорошо, но – светит она сама, так чтобы и самые враги наши подивились и прославили – не вас, но Отца вашего небесного.

Мф.5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Посему, когда мы делаем доброе дело, то должны делать его не для своей славы, а для славы Божией.

Мф.5:17 – Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Так как Он намеревался ввести новые законы, то, чтобы не почли Его противником Божиим, Он в отвращение такой мысли говорит: не нарушить пришел Я, но исполнить. Как же Он исполнил его? Во-первых, Он исполнил его совершением всего сказанного о Нем пророками. Посему и Евангелист часто говорит: да сбудется реченное тем или другим пророком (Ис. 83:9). Он исполнил закон и в том смысле, что восполнил его, ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Закон сказал: не убий, а Христос: и не гневайся напрасно.

Мф.5:18 – Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Здесь показывает, что мир прейдет и изменится. Посему говорит, что пока стоит вселенная, не прейдет ни малейшая буква из закона.

Мф.5:19 – Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Малыми заповедями называет не заповеди закона, но те, которые Он Сам намеревался дать; малыми же называет их по смирению, дабы и тебя научить не высокомудрствовать в учении. Малейшим наречется в Царстве Небесном, – т.е. тот, кто сам не исполняет заповедей и учит других, не имея дел, в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Не думай, что он войдет в Царство Небесное: нет, в Царство Небесное не войдет тот, кто учит других, сам презирая и попирая заповеди, но под Царством разумей здесь воскресение.

Наперед сказал – сотворит, а потом уже – научит, ибо как мне другого вести по пути, по которому сам я не хаживал? С другой стороны, если я и творю, а не учу, не буду иметь такой награды, но заслужу даже наказание, если не учу по зависти или по лености.

Мф.5:20 – Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Под правдою разумеет всякую добродетель, подобно как в словах: Иов же был истинен, праведен, непороченИов. 1:1. Итак, вострепещи, человек, при мысли о том, сколько от нас требуется! Затем Господь научает нас, как нам превзойти книжников и фарисеев, и исчисляет добродетели.

Мф.5:21 – Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. (Исх. 20:13). Показывает, что закон отменен, а если отменен и почти уничтожен, то его должно оставить и поспешить к новому.

Мф.5:22 – А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Пророки, приступая к изречению пророчества, говорили: так говорит Господь; а Христос, показывая в Себе божественное полновластие, говорить: Я говорю. Те были рабы, а Он Сын, имеющий всё, что принадлежит Отцу. Кто гневается на брата своего, тот будет осужден; но если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден. Так Апостол Павел гневно говорил Елиме волхву и первосвященнику, впрочем не напрасно, но по ревности божественной. Напрасно гневаемся мы тогда, когда гневаемся из-за имения, из-за чести и из желания отмстить за себя.

Рака значит то же, что – «ты». Поскольку презираемому нами человеку мы обыкновенно говорим: поди ты! то располагает нас, не оставлять без внимания и сего маловажного выражения и уважать других. Некоторые говорят, что рака с сирского – значит гнусный. Таким образом, если кто станет поносить брата своего, называя его гнусным, то будет подлежать суду собора Апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.

А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Некоторые признают этот приговор слишком строгим и тяжким, но не справедливо. Ибо не достоин ли геенны тот, кто лишает брата разума и смысла, чем мы отличаемся от животных бессловесных? Кто поносит и бесчестит, тот прекращает любовь, а с прекращением любви уничтожаются и все добродетели, подобно как при любви все они в силе. Итак, поноситель, прекращая любовь, прекращает все добродетели и посему справедливо подлежит геенне огненной.

Мф.5:23-24 – Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Бог отказывается и от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь. К словам: брат твой имеет что-нибудь против тебя – не присовокупил еще ничего: справедливо ли или несправедливо имеет он, примирись. Притом не сказал: если ты имеешь что-либо против него, но: если он имеет нечто против тебя, постарайся примирить его с собою. А дар повелевает оставить для того, чтобы поставить тебя в необходимость к примирению, ибо ежели при сем пожелаешь принести дар твой, то по необходимости должен будешь примириться. Но с сим вместе показывает и то, что любовь есть истинная жертва.

Мф.5:25-26 – Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Некоторые думают, что соперником здесь называется диавол, а путем – жизнь, и что Господь внушает следующее: рассчитайся с диаволом, пока ты находишься в сей жизни, дабы в последствии он не стал обличать тебя за грехи, как бы присвоившего какую-нибудь его собственность. Тогда предан будешь наказанию, пока не изгладишь и последних, самых малых, грехов: ибо кодрант равняется двум лептам. Но ты разумей, что Господь говорит это о здешних соперниках, научая не судиться и не переставать делать дела Божии. Если тебя и обидят, говорит, не входи в суд, но помирись на пути, дабы, при представлении соперником сильного оправдания, не потерпеть тебе чего-либо худшего.

Мф.5:27-28 – Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Исх. 20:13). Иное дело прелюбодейство, иное – блуд. Прелюбодеяние есть грех с замужнею, а блуд – со свободною. Кто останавливается, всматривается и зрением воспламеняет похоть, потом снова смотрит с большим желанием удовлетворения похоти, тот уже совершил грех в сердце своем. Правда, он не исполнил его делом, что до того? он не мог, а если бы мог, то тотчас сделал бы грех самым делом. Впрочем, знай, что если мы когда-либо восчувствовали похоть, но встретили препятствие к удовлетворению ей делом, то это явный знак, что нас сохранила благодать. Так и женщины, украшающиеся для того, чтобы понравиться кому-нибудь, грешат, хотя бы и не понравились. Ибо они уже сделали напиток, который остался без действия только потому, что его никто не выпил.

Мф.5:29-30 – Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Слыша о глазе и руке, не подумай, что здесь говорится именно о сих членах. В сем случае Он не присовокупил бы правый глаз и правая рука. Здесь говорится о людях, которых любим и бережем, как правый глаз и правую руку, но которые препятствуют нам делать дела Божии. Так, например, юноша, если имеет распутных друзей и терпит от них душевный вред, должен оставить, бросить их. Сим, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, а если не спасешь их, то по крайней мере спасешь себя. Но если будешь продолжать к ним любовь, то погибнешь и ты, и они, т.е. всё тело.

Мф.5:31 – Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. (Втор.24:2). Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся с нею, дабы не случилось чего-нибудь худшего, потому что возненавиденная могла быть и убита. Но такой обязан дать разведенной разводную, которая у них называлась отпускною, так, чтобы отпущенная уже не возвращалась к нему и не произошло смуты, когда он стал жить уже с другою.

Мф.5:32 – А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его и запрещает мужу ненавидеть свою жену без вины. Если он оставит ее по уважительной причине, т.е. за прелюбодеяние, не подлежит осуждению, а если не за прелюбодеяние, то подлежит суду, потому что тем заставляет ее прелюбодействовать. Но и тот становится прелюбодеем, кто возьмет ее, потому что, если бы никто не взял ее, она, быть может, возвратилась бы к прежнему мужу и покорилась бы ему. А христианину должно быть миротворцем и для чужих, тем более для своей жены, которую Бог совокупил с ним.

Мф.5:33 – Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. Т.е. когда клянешься, верно исполни то, в чем клянешься Господу, ибо, если нарушишь клятву, будешь осужден.

Мф.5:34-37 – А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Так как иудеи слышали от Бога: небо – престол Мой, земля – подножие ног Моих Ис.66:1, то и клялись сими предметами. Но Господь воспрещает им это, впрочем не потому, что небо прекрасно и огромно, а земля полезна, а потому, чтобы не подать повода им к идолопоклонству, так как эти предметы у клянущихся ими легко могли быть признаны за божество, как это прежде и было.

Один Бог клянется Самим Собою, потому что не зависит ни от кого. А мы как можем клясться своею головою, когда не имеем власти? Мы не свои. Если же думаешь, что голова есть твоя собственность, то перемени, если можешь, хоть один волос. Дабы ты не сказал: как же мне поверят? – Он говорит: поверят, если всегда станешь говорить правду и никогда не будешь божиться, потому что никто так не теряет доверия, как тот, кто часто божится.

Божба, кроме: да и нет, – есть дело излишнее и происходит от диавола. Но ты спросишь: неужели и закон Моисеев был худ, когда повелевал клясться? Знай, что в то время божба не составляла худого дела, но божиться после Христа есть дело уже худое, подобно как обрезываться и вообще иудействовать. Сосать грудь младенцу прилично, а мужу непристойно. Мы более не под законом, но под благодатью.

[И.Л. – Царская Россия именовалась православным государством, но, несмотря на это, принуждала всех своих подданных: и православных, и неправославных – к клятве при поступлении на военную и гражданскую службу, так как присяга была не просто торжественным обещанием, но в ней присутствовали слова «клянусь… клянусь… клянусь…». В связи с этим, православные богословы вынуждены были оправдывать такие противоевангельские поступки, говоря, что запрещается только клятва ложная. Такие объяснения мы можем увидеть и у прот. Григория Дьяченко, у архиеп. Аверкия (Таушева) и у других. Однако, вот, что говорят об этом святые отцы: «Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле» свт. Василий Великий. «Весьма плохо и давать клятву, и требовать ее; в обоих случаях оскорбляешь правду… Как избежать клятвы? Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие… Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющей в слове... Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы» свт. Григорий Богослов. «Соглашайся лучше понести ущерб, чем дать клятву» прп. Ефрем Сирин. «Поистине, если клясться – дело диавольское, то какому наказанию подвергнет нас преступление клятв?.. Тяжек этот грех (клятва) потому, что не кажется тяжким; потому я и боюсь его, что никто не боится его; потому эта болезнь и неизлечима, что она не считается болезнью…Бог угрожает разрушить дома клянущихся, чтобы этим наказанием сделать других более благоразумными…Принуждающий (к клятве) еще неизбежнее, чем тот, кто клянется, подвергается наказанию, равно как и тот, кто клянется, когда никто не требует… Если кто не желает (прекратить клятвы), то я... запрещаю такому человеку переступать порог церковный... Клятва поистине есть сеть сатанинская... Освободимся от этой сети; убоимся заповеди Господа, приучим себя к лучшему, чтобы, простираясь вперед и исполнив эту и прочие заповеди, сподобиться благ, обещанных любящим Его… Клянущиеся не могут представить в свою пользу никакого оправдания, кроме пренебрежения к имени Божию… Умоляю вас, помните об усекновенной... главе Иоанна: ... она как бы говорит: «ненавидьте моего убийцу – клятву»» свт. Иоанн Златоуст. «Дает ли кто верную клятву или нарушает свою клятву – подвергается наказанию. Поэтому избегай клясться и несправедливо, и справедливо» прп. Нил Синайский. «Не клясться – значит и не требовать клятвы. Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь клятвы по следующим двум причинам: вопрошающий или стоит в истине, или, напротив того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, он и до клятвы говорит истину. А если он лжец, то лжет и поклявшись» прп. Исидор Пелусиот. Тем более недопустима никакая клятва или присяга безбожному светскому государству.]

Мф.5:38-39 – Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (Исход. 21, 24). Закон из снисхождения допустил право равного возмездия, дабы не обижали друг друга, и дабы обидевший боялся подвергнуться тому же, чему подвергся обиженный.

 Злым называет здесь диавола, действующего посредством человека, показывая сим, что бьющий распаляется диаволом. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, только не обратными ударами, а терпением, ибо огонь гасится не огнем, а водою. Впрочем, не думай, что здесь говорится только об ударе в щеку: нет, но и о всякой другой обиде.

Мф.5:40 – И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Отдай ему и верхнюю одежду, когда поведет тебя в суд и станет делать тревогу, а не тогда, когда просто будет просить ее у тебя.

Мф.5:41 – И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Самое тело твое отдай, если кто насильно потащит тебя, и сделай для него более, нежели сколько требует.

Мф.5:42 – Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Враг ли то, друг ли, или неверный просит притом у тебя денег, или другого пособия, дай ему по твоей возможности. Взаймы же дай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего, ибо и во время подзаконное иногда давали в займы без процентов.

Мф.5:43-45 – Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Достиг верха добродетелей, ибо что выше сего? Но и это не невозможное дело. Моисей и Павел больше себя любили враждовавших против них иудеев, и вообще все святые любили врагов своих, и таким образом получили обетования. Их должно почитать благодетелями, потому что всякий, кто гонит и обижает нас, уменьшает наше наказание, которому мы должны подвергнуться за грехи. С другой стороны, и Бог весьма вознаградил нас за сие. Видишь, какое благо доставляет тебе тот, кто гонит и обижает тебя, если только ты терпишь! Под дождем и солнцем разумеет благодать Святого Духа и учение, так как Христос на всех изливает благодать и всех поучает. Кто принимает учение, тот живет во свете, так как и тот, кто при солнечном свете зажимает свои глаза, остается во тьме.

Мф.5:46 – Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Вострепещем! Мы не походим и на мытарей, если ненавидим и любящих нас!

Мф.5:47-48 – И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Одних любить, а других ненавидеть есть несовершенство, совершенство же состоит в том, чтобы любить всех. Небесный Отец любит всех и всех призывает к спасению, нам должно уподобляться Ему.