размер шрифта

Поиск по сайту



Послание к Колоссянам, Глава 4

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Кол.4:1 – Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Что значит должное? Значит вознаграждать их за труды, доставлять всё в изобилии и не допускать, чтобы они нуждались в посторонней помощи. Не следует тебе, после того как слышал, что они имеют награду от Бога, лишать их со своей стороны того, что они должны иметь от тебя. Как они вас, так и вы имеете Господа. Итак, какою мерою мерите вашим рабам, такою и вам будут мерить от Господа вашего (Мф.7:2). Или, знайте, что вместе с ними и вы имеете Господа, так что должны относиться к ним, как к сорабам. Апостол, таким образом, делает здесь рабство общим.

Кол.4:2 – Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Знает диавол, сколь великое есть благо молитва, и всячески покушается сделать, чтобы мы от неё отскакивали. Почему говорит Павел: будьте постоянны (приседите ей, корпите над ней). Поскольку же приседящий молитве часто подвергается нападению со стороны лености и расслабления, то прибавил: бодрствуя, то есть трезвясь, всегда напряжёнными пребывая в деле молитвы. Но и в благодарении, то есть с благодарением творить её учит. Ибо та молитва и бывает истинной, которая содержит благодарение за все благодеяния ведомые нам и неведомые, и за то, что приносило нам радость, и за то, что сопровождалось скорбью, – о всех вообще благодеяниях.

Кол.4:3 – Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах. Смотри, какое смирение, даже сам Павел нуждается в их молитвах.

Кол.4:4 – Дабы я открыл её, как должно мне возвещать. То есть чтобы дал мне свободу, но не для того, чтобы я был свободен от уз, а для того, чтобы я сказал тайну Христову, как мне должно сказать, то есть без притворства и увёрток. Каким же образом, будучи связан, он умоляет и просит других избавить его от того, что уже имеет? Этим он выражает не только своё смирение, но и показывает силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, которую в большей мере могла ему доставить молитва братии. Этим же словом хотел он ввести их в труд молитвенный. Ибо если о нём нужна молитва, тем более о них самих.

[И.Л. – Сотворив человека по образу и подобию Своему, Бог дал человеку поистине самый опасный, но и самый ценный дар – свободу. Сотворенный Богом человек как бы уже в день творения получил наказ: сделай свой выбор. Бог предложил человеку избрать лучшее и побуждаёт его к этому. Сир.16:16 – «Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострёшь руку твою». Жизнь коротка как одно мгновение – каких-то 70 лет. И человек ежеминутно должен помнить об этом выборе, чтобы развить себя как личность в сторону добра. Бог в каждого человека вложил совесть. Есть изречение о том, что такое совесть – что это тот участок души, через который слышится голос Божий. Поэтому, чтобы не искорёжить, не сжечь совесть, человек должен думать, говорить и делать всё прямо, открыто и честно и никогда-никогда не лгать, даже в малом, даже в виде шутки. В проповеди, а тем более в проповеди об уничижении Христа, о том, что мир почитает безумием, нужно всегда говорить всё открыто, как должно сказать, то есть без притворства и увёрток. Самое большое притворство и увёртки у тех, кто считается учителем, пастырем и призван учить и пасти каждый день, но совершенно не учит. Почему не учит? Если сказать без притворства и увёрток, то нужно было бы прямо сказать, что мы ленивые, утробные, животолюбивые, не любим Бога и не любим паству, а значит мы совсем не добрые, а злые, и только ищем самооправдания в своём бездействии. На Суде Божием мы все будем отвечать и за себя и за тех, кто по нашей вине погибнет. Признав себя виновными в том, что мы не проповедуем о Христе и не показываем своей жизнью, что мы истинные Христовы ученики, мы должны сказать без притворства и увёрток, что мы не друзья Христовы и не любим Его слова. И тогда станет ясно кто мы, если не Его друзья. А значит и молитвы «Отче наш» и «Царю небесный» нам будут в осуждение, как зарывшим свой талант, как сделавшимся глухим и не слышащим голоса Божия. И сказать это с истинным раскаянием и слезами, без притворства и увёрток. Иоанн Златоуст грозно предупреждаёт нас: «Подлинно никакой подвиг не может быть вели­ким, если он не приносит пользы другим»; «Полез­ное для себя ты найдёшь тогда, когда будешь ис­кать (пользы) ближнего. Если ты не имеешь ревно­сти пещись о брате, то помни, что иначе ты спа­стись не можешь, и позаботься о нём и о делах его по крайней мере для себя... Невозможно спастись иначе; если ты упражняешься даже в высшем лю­бомудрии, но не заботишься о других, погибаю­щих, то не будешь иметь никакого дерзновения пред Богом».]

Кол.4:5 – Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Что сказал Господь: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16), это же говорит теперь и он: будьте осторожны и не подавайте чужим никакого повода против вас, если они не причиняют вам никакого вреда, и не оскорбляйте их безвременно. Ибо таковые вне суть, то есть не свои нам, не одного с нами двора; хотя в том же с нами мире живут, однако вне суть, как сущие далеко и от Церкви, и от Царствия Божия. Поэтому благоразумно следует обращаться с ними. Что касается своих ближних, то в обращении с ними не требуется такой осторожности. Поощряет их и тем, что эллинов называет внешними. Пользуясь временем. Это он сказал, не того желая, чтобы мы были переменчивы и лицемерны, но что время не наше, а их. А можете вы сделать его и своим, если будете обходиться с ними благоразумно, не будете заводить неуместных ссор, напротив, будете воздавать им подобающую честь, когда это не вредит вашей душе. Послушай его слова, сказанные к Агриппе: почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою (Деян.26:2). Таким образом, мы и чужих сделаем своими, кротостью привлекая их к проповеди.

Кол.4:6 – Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. Да будет, говорит, слово ваше приятно; однако да не впадаёт оно в неразборчивость и необузданность, но да будет и сдержанно. Ибо это означает соль. Да не будет оно сверх меры весело, ни сверх меры сурово. Как пища, если не посолена, бывает неприятна, а если пересолена, то и в рот её взять нельзя, и в том и другом случае несъедобна, так и слово. Не помнишь ли, как Даниил врачевал словом человека нечестивого? Не видишь ли, как и три отрока, показывая такое мужество и дерзновение, не произнесли ни одного слова жестокого и оскорбительного? Ибо дерзость в слове – не признак смелости, а признак тщеславия. Иначе богатому, иначе бедному. У того душа, как немощная, имеет нужду в большем снисхождении; а у бедного она крепче, потому может снести, если отнесешься к нему несколько суровее. Когда нет никакой необходимости, не зови эллина нечистым и не укоряй его. Если будешь приведен пред начальственное лицо, воздай ему должную честь. Когда же спросят тебя о верованиях эллинских, не боясь говори, что они нечисты и нечестивы. Так Павел в Афинах беседует благосклонно (Деян.17:22) о язычестве, выставляя, что есть доброго в нём; между тем Елиму прямо укорил, потому что он стоил того (Деян.13:10).

Кол.4:7 – О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. И это свидетельствует о мудрости Павла. Он помещает в своих посланиях не всё, но только то, что необходимо и в чём настоятельная нужда, – и это потому, во-первых, что не хотел слишком распространять их; во-вторых, чтобы и отходившему с посланием было что рассказать; в-третьих, показывает, как сам он расположен к нему, потому что в противном случае не сделал бы ему такого доверия. Наконец, было что-нибудь такое, чего не нужно было объявлять письменно. Если возлюбленный, то он знал всё; если он верен, то ни в чём не будет лгать; если сотрудник, то участвовал в искушениях.

Кол.4:8 – Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши. Здесь Апостол показывает свою любовь к ним, если и в самом деле для того послал его, чтобы узнать об их делах, а не для того, чтобы известить их о своих; кроме того, и для того, чтобы утешить их. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях и нуждаются в утешении.

Кол.4:9 – С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всём здешнем. Онисим – это раб Филимона. Какой чести и какого уважения он достиг, так что братом Павла называется. И Павел не стыдится называть себя братом раба. Далее, в похвалу города их прибавляет: который от вас, чтобы и они считали себе за честь, что представили такого человека. Они расскажут. То есть об узах моих и о всём прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам.

Кол.4:10 – Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы [о котором вы получили приказания: если придёт к вам, примите его]. Это тот Аристарх, который отведен был вместе с ним из Иерусалима. Павел сказал более, чем пророки, потому что они называли себя странниками и пришёльцами, а он называет себя даже пленником. Ибо, действительно, его так же, как пленника, гнали и влачили, даже хуже; потому что взявшие в плен заботятся о пленниках, как о своей собственности; его же, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали. А для них (то есть его слушателей) это должно было служить утешением, ибо и учитель их находится в подобных же обстоятельствах. И Марка он хвалит за родство, так как Варнава был великий муж. По всей вероятности, относительно Варнавы они получили поручения, чтобы принять его с честью. Но можно после слов получили приказания поставить точку, и потом начинать читать: если придёт к вам, колоссяне, примите его с честью.

Кол.4:11 – Также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Может быть, это был коринфянин. Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь Апостол воздаёт общую похвалу; ибо тогда великим казалось делом – быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он наконец ободряет их, говоря: сотрудники для Царствия Божия. Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Святой же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: оба из обрезанных, они единственные, то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных – из язычников. Апостол показывает, что находится в великих искушениях, и что те великие были люди, коль скоро служили Павлу утешением. И заметь, как тот, кто утешает узника, объявляется вместе с ним участником в Царстве. Поэтому преследуемых за Христа людей должно всячески беречь.

Кол.4:12 – Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Как в начале послания, так и теперь рекомендует его, чтобы, как любящего их, они любили его со своей стороны, и охотно слушали его, когда он учит чему-нибудь. А что учитель человек почтенный, то это полезно и для учеников, так как охотнее будут верить словам его. Великой похвалой для Епафраса служит и то, что он раб Христов. Итак, ваша слава – он, тем более что вышёл из вашей среды. Не просто сказал: молясь за вас, но с беспокойством и трепетом, – не в иной только день, но всегда. Слегка упрекает их за несовершенство. Ибо они всё ещё не тверды и колеблются в учении об Ангелах. Ведь возможно быть и совершенным, и не стоять, подобно тому, как если бы кто-нибудь узнал всё, но ни в чём твёрдо не установился. Поэтому он говорит: чтобы вы пребыли совершенны, подразумевается, в учении и жизни. Чтобы вы не исполняли никакой другой воли, кроме воли Божией, ибо это значит быть исполненным и совершенным. Этим показывает и то, что нечто отчасти и сохраняют из проповеданного, а нечто отчасти уже и утратили.

Кол.4:13 – Свидетельствую о нём, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. – Ревность и великую – оба слова поставлены вместе для усиления. Хвалит Епафраса ещё лаодикийцам и иераполитанам, ибо они, без сомнения, прочитавши послание, могли слышать о нём.

Кол.4:14 – Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Лука – это Евангелист, для которого немаловажная похвала – быть возлюбленным Павла. Говорит же о нём после Епафраса – не потому, чтобы унижал его, но потому, что желал возвысить Епафраса пред его согражданами. Несомненно этим именем назывались ещё и другие. Димас, как видно, ещё не оставлял учителя.

Кол.4:15 – Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. Посмотри, как он их сближает, как привязывает их друг к другу. Это был знаменитый муж, у которого все в доме были верные, почему и назывался его дом церковью. Поэтому Павел и показывает к нему своё расположение, особо приветствуя его. Делает это он также и для того, чтобы побудить других к такому же усердию, чтобы и другие подражали Нимфану, если желают быть также почтены.

Кол.4:16 – Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. Мне кажется, что здесь было написано что-нибудь такое, что нужно было слышать и Лаодикийцам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки. Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления.

Кол.4:17 – Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Зачем он не пишет к нему? Вероятно, что он не нуждался в длинном послании; для него достаточно было одного краткого напоминания. Это всюду есть голос устрашающего, как например: смотрите, чтобы кто не увлёк вас пустым обольщением (Кол.2:8). Или ещё: берегитесь, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном (1Кор.8:9). Так и здесь: смотри, исполни, как следует, дело, принятое тобой в Господе, то есть чрез Господа; ибо Он дал тебе, а не я. Какое же это дело? Смотреть за колоссянами и заботиться о них. Два внушения делает Апостол одним словом – в Господе: его делает более заботливым о том, чтобы совершать своё служение, как дело Господне, и их склоняет охотнее подчиняться ему, показывая, что они от Бога даны ему в руки. Конечно, Апостол того ради пишет им: скажите Архиппу, чтобы когда он станет укорять их, они не могли обвинять их, как человека, исполняющего их горечью, зная, что такова дана ему заповедь от Павла, и что их собственные уста передали Архиппу то, что ранее объявил ему Павел. Итак, чтобы заградить их уста, Павел очень мудро сделал это, так как во всяком случае неуместно ученикам разговаривать о делах учителя.

Кол.4:18 – Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь. Вместо: помните обо мне, находящемся в узах и осуждённом. Самое же лучшее утешение для них – это во всякой скорби помнить о Павле узнике. Когда присуща будет вам благодать, то скорби ли будете иметь, или узы терпеть, ничто такое не преодолеет вас, так как и быть связанным – есть дело благодати. Ибо Лука говорит: они возвратились из темницы, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Христово (ср. Деян.5:41). Видишь ли, что быть обесчещенным значит быть удостоенным? И действительно, это великое достоинство. Итак, да сподобимся и мы, недостойные, удостоиться Божественной благодати в скорбях, чтобы, при подкреплении ею нашей немощи, эти скорби послужили нам в пользу, рассеивая мглу наших согрешений, во славу Отца, Сына и Святого Духа. Ему слава во веки веков. Аминь.