размер шрифта

Поиск по сайту



Деяния Святых Апостолов, Глава 8

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Деян.8:1-4 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Сами Апостолы не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости. Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес, и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями? Великое бешенство: и быть одному, и врываться в дома. Это потому, что он душу свою предал за закон.

[И.Л. – В первоапостольской церкви была всеобщая апостоличность, посланничество уверовавших в мир. «Рассеявшиеся ходили и благовествовали слово». Благодаря вселенской проповеди учителей и мирян Слово Божие достигло и нас. Но если бы в первом веке возникло монашество, то мы были бы безбожниками, до нас бы это Слово Божие не достигло. Иоанн Златоуст: «В Церкви нет ни высокомерия начальствующих, ни раболепства подчиненных, а есть власть духовная, которая находит для себя бо­лее всего приобретения в том, чтобы принимать больше трудов и заботы о вас, а не в том, чтобы ис­кать больших почестей. В Церкви должно жить, как в одном доме; как составляющие одно тело, – все должны быть расположены друг к другу... Итак, для чего же разде­ляемся, когда столько связей, нас соединяющих? Для чего разрываемся? Вот и опять мы принуждены оп­лакать то, о чем многократно я плакал. Слёз достой­но настоящее наше состояние! Так далеко мы от­торглись друг от друга, между тем как надлежало бы изображать собою союз одного тела. Тогда бы и «меньший» мог приносить пользу большему... Хотя бы он и был меньший, но если предлагает что-нибудь полезное, – предпоч­ти его мнение, хотя бы он был даже последний – не оставь без внимания... Не будем презирать тех, кто дает нам полезные советы, хотя бы они были из под­чиненных, хотя бы из людей низких. Не будем непременно почитать достойным предпочтения то, что предлагаем сами, но то, что окажется полез­ным, это пусть и одобряется всеми».]

Деян.8:5-8Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Не тот Апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Апостол Филипп с прочими Апостолами находился во Иерусалиме. Лука сделал это замечание для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано христианское учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн, пришедши к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А если бы он был из числа двенадцати Апостолов, то он имел бы власть и преподавать дары Духа. Он крестит только как ученик, а завершительную благодать преподают те Апостолы, которым дана власть преподавать такой дар. Иные говорят, что Филипп потому не низвел на крещенных Духа, что он был только диакон, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как избранные ученики Господни. А что он был диакон, об этом свидетельствует Павел в «правилах»; он свидетельствует не только о нем, но и об Анании, который крестил самого Павла. А будучи диаконом, он крестил, во-первых, по недостатку пресвитеров в Самарии; потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил сам Дух, внушивший тому же Филиппу мысль приблизиться к евнуху. Надобно заметить, что после крещения на крещаемых через возложение рук в силу молитвы во имя Господа Иисуса нисходит Святый Дух. Поэтому и до сих пор этот чин соблюдается в том же виде.

Деян.8:9-21Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Посмотри и на другое покушение, сделанное Симоном. Лука говорит, что его почитали за великую силу. Таким образом, в то время были и обольщенные волхвованиями, пока не пришел Филипп и вывел их из заблуждения; потому что Симон иудеям говорил: «я отец», – а самарянам: «я Христос». Симон же и сам веровал. Не ради веры он уверовал, но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и Апостолы подобно ему пользуются каким-либо искусством. Поэтому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться этого дара, он постоянно находился при Филиппе.

Деян.8:22-25Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие. По баснословию еретиков излишне было говорить Симону: покайся, – потому что он таким дурным был создан. Они говорят, что человек, будучи злым по природе, неспособен измениться по желанию. Петр сказал это Симону, как будто бы не было оказано ему снисхождение, если бы он стал плакать и покаялся. Но этот образ выражения был обычным и у пророков. Особенно же Петр и предвидел, что он не обратится к покаянию. Потому что слова помолитесь вы за меня ко Господу Симон сказал не потому, чтобы он покаялся и обратился, но ради одного только приличия. Потому что иначе где рыдание? где раскаяние и исповедание грехов? Слова полные гнева. Но Петр не наказывает его, чтобы потом вера его не показалась вынужденною силою необходимости и страха, и это дело не показалось жестоким. Может быть, они возвратились из-за Симона, чтобы не обольститься, и чтобы потом быть твердыми. Заметь, что не с самого начала идут в Самарию, но когда их гонят в Иудее, как это было и со Христом.

Деян.8:26-33 – А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Мне кажется, что этот Филипп был из числа семи; потому что иначе из Иерусалима он не шел бы на полдень, но на север, а из Самарии, где находился и учил Филипп, принадлежавший к числу семи, путь идет на полдень. Это Ангел сказал для того, чтобы Филипп не боялся нападения от иудеев. Не спросил и не сказал Филипп: для чего? Женщины властвовали в этой Эфиопии, – одна из них по праву наследства была Кандакия, – у нее евнух был казнохранителем. Заметь, что не было праздника, и, однако, он ехал в Иерусалим, и что ехал из города, преданного суеверию, и что на пути читал, и притом Исаию, величайшего из пророков, к тому же читал, не понимая того, что читал, и так усердно был занят чтением. Удивительным образом спрашивает, потому что не льстит и не хвалит и опять не упрекает в невежестве. Но спрашивает так, чтобы возбудить большее желание и показывая, что в читаемом находится великое сокровище. Потом просит научить его. Очень понятен смысл приведенных сейчас слов, потому что в известное время овцы отводятся для стрижки, и пастухи возлагают на них орудия стрижки, и, однако, они терпят это и не делают нападения на тех, кто это делает. Так и Христос, терпя поношения, не платил поношением за поношение. Указывает на противозаконный суд над Ним, произведенный тогда, как была скрыта истина. То есть обнаружившееся после воскресения и высокое Его достоинство, доказательством которого служит то, что было Им сделано в деле домостроительства. Кто будет в состоянии выразить словами, когда придет на мысль: кто это и какой такой, да еще Сын Божий единородный претерпел всё это?

[И.Л. – Когда сегодня беседуешь с евреями, истинными иудеями, ищущими спасения, они пространно объясняют любое место, говорящее о богоизбранности этого народа. Но задача христианина при беседе с ними – попытаться убедить их, что их предки совершили роковую ошибку, не признав в Иисусе обещанного Богом Мессию. Самым сильным местом против иудейского заблуждения является 53 глава пророка Исаии, то место, которое читал евнух. До этого места они пространно объясняют, чего хотел от них Иегова; но спросите их, как евнух, о ком говорит пророк: кто же Этот, о Котором говорит пророк Исаия? Кто же Этот, изъязвленный, взявший на Себя немощи народа, Которого Его соотечественники ставили ни во что – кто же Он? Был ли кто-то в Израиле похожий на этот Образ, и кто? Даже ученые раввины, потупив головы говорят: «Не будем об этом говорить». Когда это слышишь от живого еврея в их синагоге, то хочется плакать: почему же они не заметили, что в читаемом находится великое сокровище? И эта роковая ошибка в толковании Священного Писания через тысячи лет приведет их в третий храм к подножию Антихриста.

Для нас, православных, дано великое сокровище – Слово Божие, и к нему дано толкование святых отцов. Эти сосуды Духа Святого истолковали каждый стих Нового Завета. Мы можем на каждое место Священного Писания ныне сказать, что в читаемом находится великое сокровище. Насколько мы, православные, бедны и нищи будем, если нас не приведут к Слову Божию, к святому Евангелию, не познакомят с распятым за наши грехи Иисусом Христом. В каждой строке о Жертве Христа, о Его любви, во всём этом находится великое сокровище. Итак, православные, не выпускайте из рук Библию и это толкование блаженного Феофилакта, ибо в этом находится великое сокровище.]

Деян.8:34-40Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию. Знать, что пророки иногда говорят и о других, или о себе самих в другом лице, потому что это показывает вопрос его, это свойство человека очень наблюдательного. Посмотри, как благоразумно он поступает. Сначала читает и не понимает, потом читает то же пророчество; в нем содержится учение о страдании, воскресении Иисуса Христа и о даровании благодати Святого Духа. Затем просит крестить. Филипп изъясняет ему по порядку, начавши с этого пророчества. А окрылившись готовностью, он постепенно приводится к крещению. Но он не сказал: «крести меня», но: что препятствует? Этим вопросом он показал сильное желание принять крещение. Его берет Дух, тем самым придавая случившемуся больше чудесности, а вместе доставляя радость и Филиппу, что он удостаивается того же, чего и пророки, как, например, Аввакум. Его берет Дух, а не Ангел, как прежде. Это потому, что Ангел являлся тогда людям более плотяным, а Дух – более духовным. Хорошо, что он был взят от евнуха; потому что евнух стал бы просить Филиппа, чтобы он отправился с ним, и Филипп опечалил бы его, если бы, по требованию обстоятельств, отказался. Так всё устроялось божественным образом. Дух поставил Филиппа во Азоте. Здесь он и должен был затем проповедывать.

[И.Л. – Священное Писание - это живой голос Живого Бога. Людям ничего не нужно придумывать, улучшать то, что Бог заповедовал. И послушание Богу, Божьим словам, верующая душа держит на первом месте. Враг Божий - диавол - старается опорочить ревностное исполнение священного Писания и часто делает это под благовидными предлогами, чтобы люди слушались своих руководителей, наставников, учителей, поступающих не по Писанию. Диакон Филипп хорошо слышал голос Божий и очень хорошо знал, что он послан проповедовать. Найдите среди диаконов православной церкви за тысячелетний период хотя бы одного, кто выполнял ту же миссию, что и первоапостольский диакон Филипп. Неужели трудно сделать это сравнение с сегодняшним диаконом и вынести однозначный вердикт: мы совершенно не похожи на того диакона Филиппа, мы делаем совершенно не то, что тогдашний диакон Филипп. Мы не слышим голоса Божия, посылающего на проповедь, как этот диакон. Этот один диакон Филипп в деле проповеди сделал больше чем все диаконы в России за тысячу лет. Почему диаконы не проповедуют в церкви? Кто закрыл их уста для благовестия в миру? Слово «диакон» означает «служитель», помощник пресвитера, епископа, и он должен помогать им в деле проповеди в первую очередь. Того диакона Филиппа на пустынную дорогу для проповеди послал Христос. Кто не допускает сегодня диаконов подражать тому Филиппу? Христос? Но Евр.13:8 – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».]