размер шрифта

Поиск по сайту



Откровение Иоанна Богослова, Глава 1

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Предисловие

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре (Откр. 1:1).

От автора

Когда слышатся слова «апокалипсис», «апокалиптический», то ужас, ожидание чего-то жуткого и неотвратимого охватывает человека. Взору Апостола на острове в Эгейском море открывается Христом Апока­липсис – это откровение Иисуса Христа… Прошло 15 лет с тех пор, как была написана последняя страница этого «Тол­кования» безо всякой надежды на публикацию. Прошло время. Изменилось общество, изменились и мы. Есть богословие и книги, приходящие к нам из профессорских кабинетов, библиотек и аудиторий знаменитых школ. Есть богословие тех, кто молится в монастырях и кельях, подвизается в иноческом благочестии. Есть слова и речи, возглашаемые со святительских кафедр.

Но есть и ещё один вид богословия – богословие советских времён, когда идеологический (и не только) пресс безбожия подавлял всё и вся, когда недоступ­ны были библиотеки и книги академий; когда далеки и нечасты были монасты­ри, когда оторвана была от людей наша отеческая православная наука. Однако, несмотря ни на что, сохранялись тогда среди людей не только вера и благочестие, но и жажда познания Слова Божия и желание поделиться познанным. Писались и книги без какой-либо надежды, что когда-то они будут изданы.

Предлагаемая книга – из тех времён. Написал её молодой диакон по благословению своего духовного наставника, Игнатия Лапкина, обратившего его в пра­вославие, наставлявшего его в святоотеческом разумении Писания, а также по благословению духовного отца своего… протоиерея Александра Пивоварова. Написал её в Кызыле, в центре Азии, в 1979-1982 годах. В те годы она была начитана на магнитофонные ленты (продолжительность звучания – 24 часа) и распространялась по многим городам быв­шего Советского Союза. Эти кассеты тайно прослушивались жаждущими разуме­ния Слова Божия, изымались при обысках. Это будет первая публикация через 15 лет после создания. Если через это кому-то откроется Христос, если кому-то ещё бо­лее полюбится ОТКРОВЕНИЕ Того – Кто возлюбил нас, Того – Кто есть и был и грядёт, и не хочет остаться сокрытым, то главное произошло.

(Об авторе: Родился в 1954. Из семьи немцев-меннонитов. В православие обратился в 1977 году. Выпускник Томского университета, где затем трудился научниым сотрудником кафедры теоретической физики. В сан диакона рукоположен в 1980 году, во пресвитера в 1982. Кандидат богословских наук Московской Духовной Академии. Ныне благочинный церквей Енисейского округа Красноярской епархии. Имеет пятерых детей).

Вступление

На эту книгу существует много совершенно разноречивых толкований. Её толкованием занимаются даже атеисты. Особое внимание уделяют сегодня ей сектанты различных течений, строя зачастую на Откровении само основание своего вероучения. Причина противоречивости различных толкований Апокалипсиса состоит в том, что человек пытается своим рассудком постичь богооткровенную истину. А Откровение было открыто Духом Божиим, поэтому Им же только и может быть истолковано. Святой Ириней Лионский писал: «Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина». Откровение дано Церкви Духом и Духом же Церковь даёт тол­кование. Только толкование Церкви может быть истинным.

В этой работе преследовались три цели.

Первая – изложить толкования на Апокалипсис святых отцов православ­ной Церкви, просвещённых Духом Святым. Изложение это основывается на творениях святых: Папия Иерапольского (I-II вв.), Иустина Философа (167 г.), Иринея Лионского (202 г.), Ипполита Римского (III в.), Мефодия Патарского (312 г.), Кирилла Иерусалимского (380 г.), Ефрема Сирина (373 г.), Григо­рия Богослова (389 г.), Иоанна Златоуста (407 г.), Андрея Кесарийского (V в.), Иоанна Дамаскина (776 г.) и др.

Лучшим основанием является толкование святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Оно сравнительно кратко, но раскрывает самые клю­чевые моменты. Все остальные толкования можно фактически рассматривать как расширения и углубления его толкования. Его книга была взята за основу. Из позднейших толкований использована книга священника Н. Орлова «Апокалип­сис св. Иоанна Богослова, опыт толкования», М., 1904 г. Мысли святых отцов иногда непосредственно цитируются, большей же частью просто излагаются без приведения конкретных цитат. Иногда излагаются и наши рассуждения, кото­рые, однако, не касаются ключевых моментов и являются только расшифров­кой толкований отдельных текстов, большей частью назиданиями.

Вторая цель – показать ложность некоторых толкований и учений, широ­ко распространённых в сектантстве среди баптистов, меннонитов, пятидесятни­ков, адвентистов, Свидетелей Иеговы. В основном это их ложные учения: о семи периодах истории Церкви, о восхищении Церкви перед великой скорбью, о великой блуднице, под которой они дерзко понимают то саму святую Апостоль­скую православную Церковь, то римский святительский престол, то экумениче­ское движение; также учения об антихристе, о тысячелетнем царстве (хилиазм), о Страшном Суде, о вечных муках.

Третья цель – изложить некоторые мысли, вскрывающие смысл и причи­ны исторических событий, различных религиозных и других явлений в свете Откровения, а также духовно-нравственные назидания.

Помоги нам всем Бог!

Глава 1

Откр.1:1 – Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну. Откровение, или Апокалипсис – это есть откровение сокрытых тайн Божиих о Церкви Христовой. В нём – вся жизнь Церкви от её создания Христом до кончины века, а также жизнь будущего века. Откровение – это то, что рань­ше было тайной, было сокрыто от людей, а теперь открыто как Откровение Иисуса Христа. Как всё Писание христоцентрично, так и здесь в центре – Иисус Христос. Но открывается Он нам здесь в несколько ином плане, чем в Евангелии и в Деяниях Апостолов. Если там Христос прежде всего Сын Божий и Сын Человеческий, Спаситель, Глава Церкви, то здесь Иисус Христос Гря­дущий, Иисус Вседержитель, Иисус Судия.

Отец открыл это Сыну, и Сын открывает лю­дям, чтобы показать рабам Своим – не всему миру, а только рабам Своим, только Своей святой Церкви Христос открывает грядущие судьбы.

Книга повествует о надлежащем быть в буду­щем, а поскольку многое, о чём здесь говорится, случилось довольно быстро, то здесь сказано и о том, чему надлежит быть вскоре после того, как Апостолу Иоанну дано было Откровение. Кроме того, пророческому взору и отдаленное предстаёт как близкое, скоро совершающееся. Да и что такое «далёкое по вре­мени» в сравнении с вечностью! Если здесь сказано, что будет повествоваться о том, чему «надлежит быть», то это не значит, что будут описываться собы­тия только будущего. Так в Откр.1:19 Сам Господь и поясняет, что здесь описано, «что ты видел, и что есть, и что будет после сего».

Это Откровение посылается через Ангела, то есть откровения тайн в Апо­калипсисе в основном даются все через Ангелов. И мы увидим, как Иоанна будут водить Ангелы, с ним беседовать, как они будут показывать видения и сами же будут ему их истолковывать.

Откр.1:2 – Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Апостол Иоанн до Успения Пресвятой Девы Марии находился с Нею в Иеру­салиме. К этому времени другими Апостолами была оглашена уже большая часть Римской империи. После Успения Богородицы Апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. К тому времени уже были гонения на христиан. Апостола Иоанна схватили и судили в Риме. За испове­дание веры в Господа Иисуса Христа он был приговорён к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смер­тельным ядом и остался живым, затем вышёл невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителей. После этого Апосто­ла Иоанна сослали в заточение на остров Патмос в Эгейском море близ Малой Азии. По пути следования к месту ссылки Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых Апостол просветил светом Евангелия. Как-то он уда­лился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трёхдневный пост. Во время молитвы Апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. Так был написан Апокалипсис. Свои дивные откровения Господь даёт Своим верным Свидетелям. Кто не свидетельствует о Боге, тому и Бог не свидетельствует о тайнах будущего. Иоанн пишет, что свидетельствовал о том, что он видел. Не вымыслы, но что сам действительно ви­дел, о том и свидетельствует.

Откр.1:3 – Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко. Блажен читающий и слушающие – один читает, многие слушают. Особенно часто будет в Откровении, как в других книгах Священного Писания, о слу­шании. Священные книги хранились в церквах при кафедрах, где они и чита­лись. Народ же в основном получал Божественное ведение через слушание. Поэтому и сказано: блажен читающий и слушающие. И в наше время блажен читающий и слушающие слова пророчества сего – Апокалипсиса. Многие го­ворят: а мы там ничего не понимаем. Но Господь говорит: блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём. Что прочитано, должно быть и исполнено, а то у многих есть стремление к пости­жению таинственного, но нет исполнения в жизни заповедей Божиих.

Ибо время близко. Если так пишет Апостол Иоанн уже тогда, в конце I века, то насколько это время близко теперь, по окончании второго тысячеле­тия! И оно действительно близко, ибо мы видим, что многие знамения прише­ствия Господня уже совершились и совершаются. Близко время великого и Страш­ного Суда. Поэтому в наше время особенно сильно звучат эти слова пророка: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие напи­санное в нём; ибо время близко. Скоро, может быть, и нам всем надлежит пройти через великую скорбь и встретить славное пришествие Христово!

Откр.1:4 – Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его. Это приветствие. Иоанн в начале представляет себя, автора этой книги.

То были семь Церквей – общин, на­ходящихся в Малой Азии. Далее они будут перечислены. Им и был адресован Апокалипсис Иоанна Богослова. Однако мы увидим, что этими семью Церквами обозначается и вся полнота Вселенской Церкви. Семь – это число Божествен­ной Полноты. Так что послание семи Церквам является посланием всей Хрис­товой Церкви.

Благодать вам и мир – ниспосылает он этим Церквам своё Апостольское благословение. Но благодать и мир не от него, Апостола, исходят, а от Того, Который есть и был и грядёт. Это Бог-Отец Вечно Сущий, Безначальный и Грядущий. И от семи духов, находящихся перед престолом Его – Бога Отца. Семь Духов – это Полнота Духа Святого (7 – число полноты). Пророк Исаия 11:1-3; перечисляет 7 даров Духа Святого. Церковь содержит 7 таинств, в которых действует благодать Духа Святого (Притч. 9:1). Семь духов – Пол­нота Духа, а не часть, не немного. Дух Святой вообще в Апокалипсисе часто будет изображаться в виде семи духов, семи огненных горящих факелов. О семи духах сказано, что они находятся перед престолом Отца. Это то, что в Симво­ле веры мы исповедуем: «И в Духа Святого... Иже от Отца исходящего» (Ин.15:26).

Откр.1:5 – И от Иисуса Христа, Который есть Свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею. Апостол Иоанн преподаёт семи Церквам благословение от всей Пресвятой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Далее – о Христе, Который есть Свидетель верный – проповедуя, Он верно свидетельствовал пред людьми.

Верным Свидетелем Христос оказался и перед Понтием Пилатом и перед распинающей Его толпой Иудеев – Первенец из мёртвых – бывши распят, Он воскрес. Его воскресение было первым. Возникает вопрос: разве не воскреша­ли людей пророки Илия и Елисей, да и Сам Господь ещё при жизни воскре­шал мёртвых. То были, строго говоря, не воскрешения, а оживления. Отроки, возвращенные пророками к жизни, сын Наинской вдовы, Лазарь – все они, оживая, возвращались в прежнее тленное естество, оживали, чтобы через неко­торое время снова умереть, как и все остальные; они ещё ждут дня своего воскресения (Евр.11:39-40). Воскресение человека – это не возвращение души умершего в своё тленное смертное тело, а превращение самого умершего тела в новое нетленное и бессмертное; и соединёние этого воскресшего тела с душой умершего, то есть переход от ветхого тела к новому. Христос же, приняв ис­тинное человеческое тело (хотя и безгрешное), претерпел истинную смерть и истинное воскресение. Его Пречистое Тело умерло и было положено во гроб.

Душа Его сошла в ад, место душ умерших. На третий день Душа Его соедини­лась с Телом, и Он боголепно воскрес. Этот догмат ясно выражен в словах диакона при совершении им каждения престола по окончании проскомидии: «Во гробе плотью, во аде же душею как Бог, в раю же с разбойником и на престо­ле был, Христос, со Отцом и Духом, всё исполняешь, Неописанный».

Цари земные часто думают, что они сами господ­ствуют над землёй, совершенно забывая, что есть и над ними Владыка, Кото­рый ими управляет. Он есть Господь Вседержитель, Владыка царей земных.

Господь возлюбил нас вечной любовью. Нас, преданных про­клятью, заслуживших только геенну огненную, Он возлюбил и от грехов омыл нас Кровью Своею. Это – Голгофа. Здесь закалается в кровавую жертву за наши грехи Небесный Агнец. Здесь баня, омывающая весь мир. Апокалипсис вообще часто представляет Христа в виде Агнца, закланного за грехи мира, и указывает на великую и страшную жертву Христа.

Откр.1:6 – И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Это дивное чудо совершил Господь, умерев за нас на Кресте, омыв нас в бане кре­щения Кровью Своею, Он же соделал нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему. Об этом же пишет и Апостол Пётр, называя нас родом избранным, царственным священством (1 Пет. 2:9). Что же это за царство, и что за священство? Ещё ветхозаветному народу израильскому было сказано: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Но это было ещё только тенью того, что есть теперь на деле. Над чем царствуем?

Христос на Кресте сковал сатану, князя века сего, и основал Своё духов­ное царство – Церковь. Святой Иоанн Предтеча и Господь, начиная пропове­довать, говорили: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приблизи­лось, ибо осталось всего 3,5 года. И вот Голгофа, Крест. Царство это пришло. Теперь все, омывающиеся от грехов Кровью Христовой, помазываются Духом Святым в таинстве миропомазания на царство. На царство духовное, которое внутри нас есть (Лк. 17:21). Христос сковал сатану, и христиане царствуют над грехом, демонами и сатаной. Крестом, как страшным орудием, поражают нечи­стую силу.

И священниками – через святое миропомазание каждый христианин стано­вится теперь священником Богу Всевышнему, получает благодать Всесвятого Духа и способен священнодействовать Богу. В чём священнодействие христи­ан? «Жертва Богу – дух сокрушен» (Пс.50:19); «приносите жертвы правды» (Пс.4:6). Как жертву возносит христианин Богу молитву за себя и за всех людей. Как приятный Богу фимиам возносятся молитвы святых перед небесным жертвенником (8:3-4). «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15-16). Как священник каждый христианин призван также и на слу­жение Богу, как пишет Апостол Павел к фессалоникийцам: «вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1Фес.1:9). Каж­дый христианин призван служить Богу теми дарами, которые ему даны в рож­дении его и в святом миропомазании. Это служение благовестия, наставления, утешения, взаимопомощи, обличения или даже пророческое служение, больных исцеление, чудотворение (1Кор.12). Это всеобщее священство и в Ветхом За­вете и в Новом Завете, не надо путать с тем особым священнослужением, кото­рое Бог учреждал и в Ветхом Завете (Аароново священство) и в Новом Завете (Апостольское священство). Это, как говорит Павел, «служители Христовы, и домостроители тайн Божиих» (1Кор.4:1). Их особое служение состоит в уп­равлении домом Божиим (Церковью) через наставничество и тайнодействия (со­вершение святых таинств). На это служение подаётся особая благодать через та­инство рукоположения, идущее непрерывно от Апостолов. Тайнодействовать может только рукоположенный священник (1Тим.4:14), служить же Богу, как царь и священник, призван каждый христианин, помазанный Духом Святым (1Фес.1:9). Как наряду со всеобщим священством есть священство особое, иерархическое, так и наряду с всеобщей царственностью христиан есть царство особое. В христианских государствах цари помазывались епископами на царство через вторичное помазание святым миром. И Богу, Который через Сына Свое­го вырвал нас из царства сатаны, омыл от грехов, возвёл в дивное состояние царей и священников – слава и держава во веки веков, аминь. Славословие, которое каждодневно возносит святая Церковь к престолу Божию. Во веки ве­ков означает вечно. Аминь – по-еврейски «истинно, да будет так», произошло от слова «аман» – утверждать.

Откр.1:7 – Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Это о Христе, о Его втором славном, великом и страшном пришествии в мир на Суд. Как в облаках Он вознёсся, так в облаках и вернётся, как о том гово­рили на Елеонской горе Апостолам Ангелы (Деян. 1). Возвращаясь на землю, Христос будет также окружен облаком своих Свидетелей и святых Ангелов (Евр. 12:1), (Иуд. 14). Сегодня многие люди говорят: «Покажите глазам нашим Христа, пусть Он сойдет с небес и явится нам!» О, страшная молитва, страш­ный зов к небу! Увидит Его Пилат, увидит Его воин, воткнувший в Его Пре­чистое Ребро своё копие, увидит Его народ, увидим Его и мы, люди XX века, распявшие Христа своими грехами и богоотступничеством. Евангелие говорит, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Здесь же узрит Его не сердце, а всякое око. Сегодня можно увидеть Бога сердцем и возликовать в Духе Свя­том; тогда же, увидев, возрыдают пред Ним. Но то уже не будут слёзы покая­ния, очищающие сердце, но слёзы отчаяния, безутешный отчаянный вопль сер­дца грешного, чувствующего геенну. Ибо будет поздно. Узрят Его все племена земные, ибо Евангелие будет к этому времени проповедовано во свидетельство всем народам (Мф. 24:14). И вот Того, Который им засвидетельствован и Ко­торого многие отвергали, узрит всякое око. Как может увидеть Его око? Бога в Его Божестве видеть невозможно (Ин. 1:18; Исх. 33:20; 1 Тим. 6:16). Око человеческое не может видеть Божества, живущего в свете недоступном. Не только Бог Сам, но и жилище Его недоступно нашему видению. Узрит же вся­кое око Сына Человеческого, Бога воплощённого. Христос придёт видимо для всех в Своей прославленной Плоти. Так через Боговоплощёние видимо являет­ся всякой твари Божество. Первый раз Он приходил во Плоти для нашего спа­сения. Второй раз придёт зримо во Плоти на Суд. Ей, аминь, истинно, да бу­дет всё так!

Откр.1:8 – Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель. Доселе святой Иоанн говорил о Боге и о Христе. Теперь говорит Сам Хри­стос, представляя Себя: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Альфа – первая буква греческого алфавита (Откровение написано Иоанном Богословом на греческом языке). Омега – последняя. Он есть Начало и Конец. В Нём начало всякого бытия, в Нём и конец всякого бытия. Всего Начало и всему Конец. Он же Сам без начала и конца, Вечно Сущий – это выражается Его словами: Который есть и был и грядёт. Есть – то есть везде и вечно единствен­но Самосущий. Он единственный есть вечно Сущий Сам в Себе – почему и на иконах Спасителя над Челом Его всегда начертывается: «Сущий» (читается «о он» по-гречески). И Он грядёт, Вседержитель. Вся вселенная в Его руках, и Он её держит.

Откр.1:9 – Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Представив нам сначала Христа, Иоанн теперь пишет и немного о себе: Я, Иоанн, брат ваш – видим его смиренное о себе суждение, не возвышает себя никак, называет себя братом всех христиан. И соучастник в скорби. Отсюда видим, что Церковь в это время находилась уже в великом гонении и претер­певала многие скорби. В этих скорбях и Иоанн, ранее особо хранимый Госпо­дом, был соучастником. И тут по смиренномудрию своему называет себя толь­ко соучастником в скорбях. И в царствии. Как чудно, что христиане становят­ся соучастниками не только в скорбях Христовых, но и в Царствии Его. Вели­ка скорбь, но велика и радость! Однако путь только такой: соучастником в Царствии можно стать через соучастие в скорбях. Утро после ночи, царство после скорби. И в терпении Иисуса Христа. Господь терпел, в терпении пребывает и Его ученик. Иоанну дарована была долгая жизнь (100 лет), и чрез то особо стал он соучастником в терпении. Во всём этом: скорбях, царствии и тер­пении – стал он соучастником Господу своему и братьям своим христианам.

За Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа оказывается Иоанн в ссылке на острове Патмос. Так истинное свидетельство о Христе подвергается гонению. И хотя Господь давал и другие времена, когда Церковь Христова тор­жествовала над язычеством, и Свидетели Господни не были внешне гонимы, всё равно были великие гонения от близких изнутри. Каким, например, гонениям подвергались во времена торжества христианства такие великие Свидетели Хри­стовы, защитники правой веры от различных ересей, как святые Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник!

Откр.1:10 – Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Телом святой Иоанн находился на пус­тынном Патмосе, дух же его – далек от острова, в сферах иных, небесных. И было это в день воскресный, в первый день недели. С самых первых времён христиане чтили этот день как день воскресения своего Господа. В этот день они собирались вместе для духовного назидания, для чтения Священного Писания, для совершения таинства причащения (хлебопреломления). Именно в этот день Апостолу Иоанну дано было откровение о будущих судьбах Христовой Церкви.

Иоанн уже забывает внешнее окружение своё, уже не видит острова, на котором находится, но, находясь в Духе, в состоянии пророческого прозрения, он слышит позади себя громкий голос, как бы труб­ный. Как бы – эта приставка часто повторяется в Откровении, и вообще она характерна для библейских пророчеств. Пророки видят и слышат нечто, что даже нельзя точно описать человеческими словами, ибо они видят невидимое и слышат неизреченное. Они стараются среди земных вещей подыскать хотя бы что-нибудь подобное этому. И здесь Иоанн тоже говорит: слышал я голос гром­кий и описать-то его не могу, но он был как бы трубный, то есть похожий на глас трубы. Голос этот говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Из слов этих сразу узнаем, что Апостолу Иоанну явился Сам воскресший Спа­ситель Иисус Христос, ибо только о Нём говорится в Писании, что Он Альфа и Омега, Первый и Последний.

Откр.1:11 – То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Говорит Иоанну Христос: то, что видишь, напиши в книгу. В основном все откровения здесь сообщаются Иоанну Ангелами через видения. Он записал то, что видел, что было ему явлено. Здесь перечисляются все семь Церквей (семь общин), бывшие в семи городах Малой Азии. Основаны христианские общины в этих городах были самими Апостолами. Каждой из этих Церквей будет дано Господом в От­кровении особое послание. Эти семь Церквей являют собой семь состояний Церкви и всю полноту Вселенской Церкви.

Откр.1:12-13 – Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облечённого в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Иоанн оборачивается, чтобы увидеть, чей же голос говорит с ним? И видит семь золотых светильников и посреди светильников подобного Сыну Человечес­кому.

Семь золотых светильников. Уже в ветхозаветной скинии и в храме Соло­моновом стоял во Святая Святых семисвечник. Так и новозаветная Церковь прообразуется семисвечником. И в наших православных храмах за престолом в алтаре стоит семисвечник. Здесь семь золотых светильников – это образ семи Церквей, которые являют полноту Христианской Церкви. Каждая из семи обозначается светильником. Это как бы семь граней, семь сторон, семь состояний Христовой Церкви, которые в дальнейшем будут показаны в семи посланиях (гл.2-3). Светильники золотые. Этим показывается, что Церковь куплена дорогою ценою (1Кор.6:20), она омытая, чистая, прославленная Богу (Еф. 5:26-27), как золотом украшенная Невеста Христу (Песн. 1:10). Она вся золотая. Она же и светильник миру, как о том говорил Господь в Нагорной проповеди: «Вы – свет мира» (Мф. 5:14-15), и сравнивал христиан с зажженной свечой на подсвечнике. Светильник этот семисвечный, так как Церковь содержит семь таинств. Семь таинств – это те угли, на которых возгорается этот светильник, горит и светит всему миру.

Иоанну даже трудно определить вид Того, Кого видит, потому и го­ворит, что Он подобен Сыну Человеческому. Подобного Сыну Человеческому видел некогда в таинственном видении и пророк Даниил (Дан. 7:13). Даниил говорит, что видел «как бы Сына Человеческого». И Даниил, и Иоанн видели воплощённого Бога. Господь пришёл в мир как Сын Человеческий, воплотив­шись от Пречистой Девы Марии. Особенно показывает Христа как Сына Че­ловеческого Евангелист Матфей. В его Евангелии Сам Господь особенно часто называется Сыном Человеческим. Христа Иоанн видит посреди светильников, то есть посреди Церкви, в Церкви. Христос и Церковь неразделимы, Христос находится в Церкви и в ней обитает. Чтобы обрести Христа, надо придти в Церковь, ибо Он в ней.

Иоанн видит не Страдальца в терновом венце, но облечённого в подир – длинную одежду иудейских царей и первосвященников. Он видит Христа Царя и Первосвященника, Сына Человеческого, облачённого в подир, то есть причастного Божественной славы. И по персям, то есть по груди, опоясанного золотым поясом. Важно, что опоясан Христос не в поясе, как обычно люди, а по груди. Люди опоясываются в поясе для укрепления своей немощи, для приведения себя в готовность к труду, для подтянутости, для ук­рощения похоти. Во всём этом не нуждается Божественная Плоть Христа. Он опоясан по груди, во-первых, чтобы этим показать, что Божественный гнев на грешников удерживается Его Человеколюбием; во-вторых, левая и правая грудь в Писании часто обозначают Ветхий и Новый Заветы. И золотым поясом, Истиною, которою является Сам Христос (Ин. 14:6), эти заветы опоясывают­ся воедино, в единый завет Божий с людьми чрез Иисуса Христа. Христос, облечённый в подир, является здесь и как Первосвященник вечный по чину Мелхиседека (Пс. 109:4; Евр. 7). Описав одеяние явившегося ему Христа, Иоанн описывает далее вид Самого Господа:

Откр.1:14 – Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный. Интересно сравнить с Песнью Песней, где Господь Иисус Христос изобража­ется с черным волосом: «и кудри его волнистые, чёрные, как ворон» (Песн. 5:11). Там показывается Его вечная юность. Здесь же Он является как старец с белым волосом. Там – начало, там – цветущая любовь Христа и Церкви – Возлюблен­ной Его. Здесь кончина века, Господь ветхий днями, с убелённым волосом, гото­вый совершить жертву, ибо и нивы уже побелели. Здесь Он показан и как Древ­ний, как Предвечный. Белая волна – не волна морская, а волна, то есть как белая овечья шерсть. Белизна агнца. Этим показывается невинность, непорочность, чистота и святость Его, глубина Его мыслей. Глубина Божественного Промысла и Провидения. Белая, как снег – бесконечно чистая.

И очи Его, как пламень огненный. Ничто не может укрыться от всевидя­щих очей Божиих. Пламень огненный, просвещающий святых и опаляющий нечестивых.

Откр.1:15 – И ноги Его подобны халколивану, как раскалённые в печи, и голос Его, как шум вод многих. Под ногами святой Григорий Богослов разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Христовы – это суть плоть, которой сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги – это же и суть Апостолы, которые как благовестники Господни проповедовали по всей земле и огласили её Христовым учением. Ноги Господни подобны халколивану. Халк означает медь, ливан – ладан, то есть два естества во Христе, человеческое – медь и Божественное – ладан. А вме­сте это дивное благоухание домостроительства нашего спасения во Христе, это неслиянное единство естеств в Господе: человеческого и божественного. Ноги Его здесь – как раскалённые в печи. Раскаленная красная медь. Это указывает на праведность и суд Божий. Это же указывает и на Апостолов, разожжённых в горниле искушений, в раскаленной печи страданий.

И голос Его, как шум вод многих. Иоанн слышит дивный и величествен­ный голос, оборачивается, чтобы посмотреть, кто это говорит с ним, и видит своего возлюбленного Учителя и Спасителя. Голосу, запретившему ветрам и морю и соделавшему великую тишину (Мф. 8:26), действительно самому подобает быть, как шуму вод многих.

Откр.1:16 – Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей. Христос стоял пред ним и держал в деснице, то есть в правой руке Своей семь звёзд. Далее будет объяснено, что это значит. И из уст Его выходил ос­трый с обеих сторон меч. Это Слово Божие, которое живо и действенно, как обоюдоострый меч (Евр. 4:12). Это тот «меч духовный», который взять велит нам Апостол Павел (Еф. 6:17). Слово, исходящее из уст Господних, призывает до сего дня к покаянию, отсекает всякий грех и нечистоту. В последний день оно будет нас судить (Евр. 4:12-13; Иоан.12:48).

И лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей. Лучезарный Христос! В этом свете померкнет всякое светило земное. Останется единый свет – Свет Христов! Этот Божественный Свет Христов созерцали Его ученики на Фаво­ре – горе Преображения. И вот на острове Патмос Иоанн снова видит Лицо Его, как Солнце, сияющее вовек.

Откр.1:17 – И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний. Этого явления, этого Божественного света, исходящего от лика Христа, Иоанн не вынес. Он пал, как мёртвый. И Он – Христос – положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся! Господь утешает Иоанна, падшего к Его ногам: не бойся! О, дивные слова Господни! Как часто говорит Он их: не бойся, Я – Гос­подь. Я не тот, который пришёл убить, уничтожить тебя. Нет. Я пришёл утешить тебя. И свет, исходящий от Меня, огненный пламень очей – всё это не попалит тебя, а просветит. Не бойся! Дальше Христос говорит о Себе:

Откр.1:18 – И живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Был мёртв. Господь напоминает Голгофу, напоминает Крест, напоминает Свой Гроб. Он был мёртв. И се, жив – Светлое Воскресение Христово, Пас­ха! И не только ожил Он на время, но – жив во веки веков, – вечно. Аминь – истинно сие.

И имею ключи ада и смерти. До Голгофы все люди, и праведные и неправед­ные, уходили в преисподнюю, в ад. Но вот сошёл в преисподнюю Сам Христос. Пленил плен. Связал сатану. Распявшись, Крестом побеждает Он лукавого, ли­шает его всякой силы, забирает у него ключи ада и смерти и держит их в Своих руках. Смерть пронзила Его Пречистые Руки, теперь Руки Его держат ключи смерти, теперь никто не может умереть и попасть в ад, если не ввергнет его туда Христос, праведный Судия. Это страшно для нечестивых, не принимающих Хри­ста. Они не захотели войти ко Христу чрез врата узкие, и Он некогда широко распахнёт для них врата иные, ужасные, ведущие в ад. Но в этом и великое уте­шение для христиан. Мы должны бояться делать грех, но не должны бояться дьявола. Он не ввергнет верующих в ад, ибо ключи ада и смерти в руках Спаси­теля. Хотя сама смерть и от лукавого – «Он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44), но никто не умрёт, не будучи предназначен на то Христом, и для верующе­го смерть – приобретение (Фил. 1:21). Поэтому Христос и говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (это слуги дьявола); а бойтесь бо­лее Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (то есть Христа)» (Мф. 10:28). Ключи от врат райских и от врат ада в руках Христа, Победителя смерти, Живущего во век. Он и Спаситель, Он и Судия.

Откр.1:19 – Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Итак напиши, что ты видел, то есть все видения, которые были ему пока­заны. И что есть, и что будет после сего. Откровение вскрывает нам тайны грядущего, как в веке сем, так и в мире ином. Но корни грядущего уходят в прошлое, и поэтому Иоанну повелевается записать не только грядущее, но и то, что есть, то есть что было при его жизни. Господь сам даёт толкование о звёздах и светильниках.

Откр.1:20 – Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей. Кто такие Ангелы Церквей? «Ангел» – греческое слово, означающее «ве­стник», здесь это благовестники Христовы, охраняющие и ограждающие ста­до Христово от волков и всякого зла. Это пастыри Церквей, их епископы, Христово священство. В лице епископа каждая Церковь имеет своего Ангела, возвещающего ей Слово Господне и ходатайствующего за неё пред Богом. Ска­занное Ангелу Церкви относится непосредственно к её епископу. Отчасти же относится и к пресвитерам, поскольку они на приходах исполняют волю епис­копа и совершают своё пастырское служение. Господь открывает здесь так­же, что пастыри Церкви – в деснице Его. Какое это чудное утешение! Ибо сколь немощен человек, и кто может дерзать на столь высокое служение, как священнодействие Христово! Облечённый в плоть священник властью, данною ему Христом, отверзает небо (Мф. 16:19), низводит Духа Святого (Деян. 19:6), изумляет бесплотных (1Пет. 1:12). Велико служение, но вели­ко и искушение, велики гонения и страшен суд. Кто бы дерзнул на это, если бы Господь Сам не держал пастырей в деснице Своей?! Они – в руках Его, и Он обещал пребывать с ними во все дни до скончания века (Мф. 28:20). И священнодействовать они будут, доколе Он придёт (1Кор. 11:26). Посколь­ку пастыри в деснице Господней, то всякий, посягающий на пастыря, отвер­гающийся от него, противоборствует деснице Господней. А посему тщетны все усилия гонителей Церкви, а также всяких еретиков. Сколько великие гоне­ния не учинялись, ничто не смогло победить хранимых в деснице Всевышне­го. Так в древности от Римского императора исходил даже такой приказ: всех епископов казнить! Кажется, кто пойдёт на это служение? Но никогда Хрис­това Церковь не оставалась без епископов. Шли. Они знали, когда шли на рукоположение, что этим подписывают себе смертный приговор, но шли. И это были золотые священники Древней Церкви! И в наше время безбожия, масонства, великого поругания Церкви, необыкновенного распространения и умножения ересей хранит Христос и твёрдо держит в Своей деснице досточтимое Апостольское священство.