размер шрифта

Поиск по сайту



Евангелие от Матфея, Глава 10

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


Мф.10:1 – И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Избираются двенадцать учеников, по числу двенадцати колен Израилевых. Ибо к ним Он послал их прежде, хотя и мало их было, так как и вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей.

Мф.10:2-4 – Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Евангелист исчисляет имена Апостолов ради лжеапостолов. Наперед поставляет он Петра и Андрея, так как они и призваны прежде других. Потом из сынов Зеведеевых Иакова поставляет прежде Иоанна. Потому что он исчисляет Апостолов не по достоинству их, но просто, как пришлось.

 Заметь смирение Матфея: себя поставил он после Фомы, а когда дошел до Иуды, не сказал: «этот злодей, этот враг Божий», – но назвал Искариотом, по его отечеству, ибо был и другой Иуда, называвшийся Леввеем и Фаддеем. Таким образом, были, как два Иакова: один – Зеведеев, другой – Алфеев; так и два Иуды: Иуда Фаддей и Иуда предатель. Симонов же было трое, именно: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался и Симоном.

Мф.10:5-7 – Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. Посылает их прежде к иудеям, дабы иудеи не имели повода говорить: мы, иудеи, не уверовали потому, что они посланы к язычникам. Так Он делает иудеев безответными. Самарян ставит рядом с язычниками, так как они только жили в Иудее, а были Вавилоняне, и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых, т.е. книгу Бытия, Исход, Левит, Числ и Второзаконие. Под Царством Небесным разумей будущее блаженство. Господь вооружает Апостолов чудесами, говоря:

Мф.10:8 – Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Ничто так не прилично учителю, как смирение и нестяжание. Не превозноситесь тем, что имеете такие блага и раздаете их, ибо вы получили их даром, по благодати. Но со смиренномудрием соединяйте также и нестяжание. А чтобы совершенно исторгнуть корень всех зол, говорит:

Мф.10:9-10 – Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. Приготовляет их к самому строгому образу жизни, посему запрещает им всякое попечение об излишестве и всякую заботу, не позволяет носить даже жезла. Это верх нестяжания и сильное побуждение верить Учителю нестяжания. Будете питаться от учеников своих: они обязаны доставлять вам это, как делателям. Впрочем, достоин пищи, а не роскошного стола, ибо учителям не должно насыщаться, как тельцам упитанным, а есть столько, сколько нужно для поддержания жизни.

[И.Л. – Феофилакт пишет, что учителя будут получать от учеников за свои труды. Но сейчас, так как учителя (священники) не учат, и ученики (то есть православные прихожане) добровольно десятину и пожертвования не несут, то учителя, чтобы прокормиться, вынуждены продавать то, что получили даром – благодать, и требуют деньги за таинства, требы, молитвы. Прихожане вынуждены выкладывать эти деньги, часто немалые, потому что у священников в этом вопросе полная монополия. Впрочем, прихожанам такие торговые отношения нравятся, т.к. заплатив, ты больше ничем не обязан ни попу, ни церкви, ни Богу. Этот грех торговли благодатью называется симонией и за ним следует отлучение от церкви (23 правило VI вселенского собора, Стоглав, 44, 45).]

Мф.10:11-13 – В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. Не ко всем велит входить, дабы, сообщаясь с недостойными, не навлекли на себя нарекания; если же станут ходить к одним достойным, то, конечно, будут и пропитываемы ими. Далее повелевает пребывать, а не бродить из дома в дом, дабы не стали говорить об них, как о чревоугодниках, и дабы не подвергли оскорблению тех, которые примут их в первый раз.

 Под приветствием и миром разумей благословение, которое обыкновенно остается на одних достойных. Познай же отсюда, что главным образом дела наши доставляют нам благословение.

Мф.10:14-15 – А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Они должны были, по воле Его, отрясать пыль в знак того, что там ничего не взяли по причине неверия людей, или же – во свидетельство того, что они совершили дальний путь и между тем без пользы для них. Посему содомлянам отраднее будет, нежели сим неверующим, ибо содомляне, быв наказаны еще здесь, там наказаны будут уже гораздо легче.

Мф.10:16 – Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Господь вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, отверзши для них двери достойных; теперь же, являя Свое предведение, говорит и о имеющих случиться с ними опасностях. Приготовляет их и к терпению. Ибо как невозможно, говорит, овце не терпеть чего-либо среди волков, так и вам среди иудеев; впрочем, если и постраждете, не гневайтесь. Я хочу, чтоб вы были кротки, как овцы, и чтобы побеждали особенно сим образом.

Желает, чтобы ученики Его были и мудры. Дабы из названия их овцами ты не заключил, что христианин должен быть простецом, говорит, что, напротив, ему должно быть и мудрым, дабы знать, как надобно обращаться среди множества врагов. Как змий дает бить себя по всему телу, а голову прячет, так и христианин все свое имущество, даже самое тело должен отдавать бьющим его, а голову, т.е. Христа и веру в Него, должен беречь. Равным образом, как змий скидает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе вреден и лукав, то Христос повелевает нам быть простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и отгоняют их. Итак, будь мудр как змия, чтобы не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь.

Мф.10:17-18 – Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Вот что значит быть мудрым, это значит быть осторожным и не возбуждать против нас гонящего нас, но благоразумно устроять свои дела. Имущество ли захочет отнять у тебя гонитель, почести ли потребует, дай, дабы он не имел никакого предлога вредить тебе. Потребует ли чего-либо другого, безвредного для твоей души, не стой. Но если вздумает отнять у тебя веру, то береги эту свою голову и не щади для нее ничего.

Мф.10:19-20 – Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Чтобы не сказали: как мы можем при своей простоте убедить мудрых? – велит быть смелыми и не беспокоиться. Когда намереваемся беседовать среди верных, в таком случае нужно нам наперед позаботиться и приготовиться к ответу, как внушает Ап. Петр, но в деле с неистовыми народами и царями Господь обещает собственную силу, дабы мы не боялись. Исповедывать веру – наше дело, а отвечать мудро – дар Божий.

Мф.10:21-22 – Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Предсказывает им, что будет некогда, дабы, когда сбудется, не смущались. Здесь показывает и силу проповеди, которая расположит верующих не обращать ради Христа внимания на самую природу, на родителей и детей. Таково истинное христианство! Наконец, Христос показывает и неистовство неверных: они не пощадят даже своих домашних. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Сказано – всеми,вместо – многими: ибо не все ненавидели их, но были и такие, которые принимали веру. Претерпевший же до конца, а не в начале только, получит жизнь вечную.

Мф.10:23 – Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Слова относятся к событиям, имевшим последовать после вознесения; здесь же говорится о том, что должно было случиться прежде распятия. Вы, говорит, будучи гонимы, не успеете обойти городов израильских, как Я уже приду к вам. В случае же гонения велит им бегать, потому что явно бросаться в опасность, быть причиной осуждения гонителей и вреда тем, которые могли бы получить пользу от проповеди, – есть дело дьявольское. Что же касается до слов: как приидет Сын Человеческий, – то под ними разумей не Второе пришествие, но тот приход и то утешение учеников, которое было еще до распятия. Ибо после того, как были посылаемы и кончали свою проповедь, они опять возвращались ко Христу и находились при Нем.

Мф.10:24-25 – Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Здесь учит терпеть обиды. Ежели, говорит, Я терпел, Учитель и Господь, то тем более вы – ученики и рабы. Пока они ученики, они меньше учителей, но когда они становятся лучше их, то они уже не ученики. Так точно и раб, пока будет рабом, не может быть больше господина своего.

Мф.10:26-27 – Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. Извлекайте утешение из того, как поносят Меня. Ибо, если Меня назвали князем бесов, что странного, если оклевещут и вас, домашних Моих? Назвал их домашними, а не рабами, показывая тем как бы Свою родственную близость к ним. Впрочем, говорит, будьте уверены, что истина не скроется: время обнаружит и вашу добродетель и злобу клеветников; если сначала и оклевещут, то после прославят вас. Что Я сказал вам одним и в одном месте, то проповедуйте смело и громко, так, чтобы все слышали вас. Так как с такою смелостью соединены и опасности, то присовокупляет:

Мф.10:28 – И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Научает презирать и самую смерть. Наказание в геенне, говорит, страшнее смерти, потому что обыкновенные убийцы губят одно тело, душе же иногда доставляют благо, тогда как Бог, ввергая в геенну, казнит и душу, и тело. В геенне – сказал, означая этим словом вечность наказания.

Мф.10:29-31 – Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Чтобы ученики не возмущались, как будто оставленные Им, говорит: если и воробей не может быть пойман без Моего ведома, то как покину вас, которых так люблю! А чтобы показать особенное внимание и промышление, говорит, что самые волосы наши на счету у Него. Не думайте, будто воробьи ловятся без ведома Божия, нет, даже и ловля воробьев не неизвестна Богу.

Мф.10:32-33 – Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Сим побуждает к исповедничеству: не довольствуется верою, таимою в душе, но хочет, чтоб она исповедуема была и устами. Всякий, исповедающий Христа Богом, найдет Самого Христа, исповедующим его пред Отцом Своим, как верного раба. Напротив те, которые отрекаются, услышат: не знаю вас.

[И.Л. – В самом начале, еще на подходе к созданию церкви, Христос ставит непременное условие спасения – проповедь. Не молчание, не монашество, не богослужение, не самоуглубление, хотя всё это появится и сыграет свою положительную и отрицательную роль. Христос говорит притчу о сеятеле: Лк.8:5 – «вышел сеятель сеять». Великим Сеятелем является Иисус Назарянин. К подражанию, к следованию за собой Он призывает всех Своих учеников. Этот принцип сеяния является основным признаком того, что душа возродилась во Христе Иисусе, и в ней отобразился Христос. Фил.2:5 – «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Воскресший Иисус ищет деятельные души, которые подчиняются Ему во всем, и всюду следуют за Ним как за Пастырем. В дальнейшем, особенно в четвертом веке, с момента провозглашения христианства государственной религией, когда не десятки и не тысячи, а миллионы номинальных христиан заполнят церковь, искренне желающие спастись увидят в этом гибель, невозможность исполнять заповеданное Христом и находиться в этой обмирщенной церкви. И они побегут в пустыни, будут образовывать монастыри, писать свои уставы, почти не сверяясь, не согласовываясь с Евангелием. Начнется самоуглубление, будут измыслены всевозможные подвиги, борьба с плотью, и будут в этом деле свои чемпионы, такие как Паисий Великий, Антоний Великий. В дальнейшем счет пойдет не на десятки, а на миллионы отшельников и монахов, которые за всю жизнь ни разу не держали в руках Библию. Они скрывались за этими монастырскими стенами навсегда, скрываясь от мира, ходили на исповедь ежедневно, открывая свои помышления руководителям, старцам. Всё здесь, как и в житии Марии Египетской, поражает воображение – сила их духа, подвига. Но во всём этом нет ничего не только евангельского, но есть прямо противоевангельское. Спаситель заповедывал идти в мир, а не прятаться от мира. Ин.17:15 – «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». Движение души, потянувшейся к Богу, может быть спасительным только тогда, когда эта душа свой путь будет сверять с кровавыми следами Спасителя. Церковь Христа – это гостиница, но не тюрьма. Человек, привезенный в гостиницу добрым Самарянином, имеет свой дом, знакомых, к которым, конечно же, он и возвратится после излечения. Израненная грехами душа, признав себя погибшей, уверовав в искупительную, заместительную жертву Голгофского Страдальца, принимает Его в свое сердце. И Господь берет грехи этого человека на Себя, и умирает за них на кресте, и омывает их Своею пречистою кровью. Получив прощение грехов во святом крещении, этот человек благословляется Иисусом на труд в этом погибшем мире. Он не замыкается в стенах церкви и монастыря – это противоестественный, антиевангельский путь. Он обязан по чувству любви к ближним, подобным себе, исповедовать Христа как Агнца, как Пасху новую. Он должен выйти на пажить как самарянка, пошедшая от Христа в город, как исцеленный бесноватый. Ин.10:9 – «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Перечитайте несколько раз этот стих. Рассуждая от обратного, мы услышим такое звучание: что если человек, вошедший в церковь, не выйдет на проповедь о распятом и воскресшем Спасителе, не будет искать эту пажить, т.е. души, над котрыми он должен трудиться, он не спасется. Вошедший Христом в церковь и замкнувшийся в монастырских стенах, не исповедующий Иисуса Спасителем, обещанным Иеговой Мессией – не спасется. 1Ин.4:15 – «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге». Апостол Павел умолял последователей Христовых смотреть на опыт тех, кто следовал за Иисусом, чтобы эти люди были покорны словам Евангелия, которые они приняли всем сердцем и исповедуют перед всеми, что это их светильник и руководство в жизни. 2Кор.9:13 – «Ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми». Христос ставит непременное условие: исповедовать имя Его перед теми, к кому мы будем иметь доступ. Он обещает победу своим верным служителям, обещает и то, что Он Сам исповедает таких перед всей вселенной в судный день, что это Его верные последователи, которые шли за Ним, куда бы Он их не повел. Откр.3:5 – «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». Исповедовать – значит свидетельствовать о любви Божией, освещая мрак этой жизни. 1Фесс.1:8 – «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать». То, что сегодня называют православием: прийти, помолиться и снова молча заниматься своими делами, даже своею душою, никому не свидетельствуя о пришедшем Мессии, о Его скором возвращении на землю, – такой веры первые христиане не знали, и такая вера в языческом окружении сгинула бы в первом столетии. Произошла страшная подмена Евангелия вымыслами человеческими, которые преподносятся в обложке «святости». Но возрожденная душа скинет с себя эти вериги и воскликнет: Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Истинное православие – это жизнь во Христе по Евангелию, с непрестанным исповеданием Спасителя своего.]

Мф.10:34-36 – Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Здесь ближайшим родством означается всякое родство. Самых даже близких, говорит, пришел Я разделить – сына с отцом, дочь с матерью, ибо сын особенно любезен отцу, а дочь – матери по естественному подобию. Сказал и о разделении снохи со свекровью, потому что снохи оказывали особенное почтение и угождение свекровям своим. Говоря же о невесте, предлагает и жениха, разделяемого с тестем. Если же человек должен разделиться с отцом, как большим его, то тем более – с простым приятелем или дальним сродником. Не всякое согласие хорошо: напротив, иногда бывает хорошо и несогласие. Меч – означает слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочитания. Говорит здесь о том, что должно удаляться или отделяться от них не без особенной причины, но только тогда, когда они не ведут нас к вере, и еще препятствуют нашей вере (Мих.7:6). Пророк, говоря о врагах человека между домашними его, имел в виду древних иудеев, когда произошло между ними такое разделение сына от отца. Христос же прилагает сии слова вообще к верующему, показывая, что все домашние хотящего веровать будут враги ему.

Мф.10:37-38 – Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Видишь, тогда должно возненавидеть родителей и детей, когда они хотят, чтоб мы любили их больше, нежели Христа. Кто не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на поносную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня.

Мф.10:39 – Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто слишком заботится о телесной жизни, тот думает, что обретает душу свою, между тем как на самом деле он губит ее, подвергая ее вечному наказанию. Напротив, кто погубляет душу свою и умирает, впрочем, не как разбойник или самоубийца, но ради Христа, тот спасет ее.

Мф.10:40-41 – Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Так побуждает нас принимать тех, которые Христовы. Кто чтит учеников Его, тот чтит Его Самого, а чрез Него и Отца. Праведников и пророков должно принимать во имя праведника и пророка, то есть потому, что они праведники и пророки, а не для какого-нибудь предстательства или заступления пред царями. Даже кто носит только вид пророка, а на самом деле не пророк, ты и сего прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как бы ты принял действительного пророка. Можно, впрочем, понимать эти слова и иначе, то есть: кто примет праведника, тот и сам будет признан праведным, и получит такую награду, какую получают праведники.

Мф.10:42 – И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Чтобы кто-либо не стал отговариваться бедностью: «Где мне взять огня, где взять хлеба и вина?» – Христос говорит: ежели дашь кому-либо хоть стакан холодной воды, признавая его Моим учеником, получишь награду, достойную ученика Моего. Впрочем, чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым, и сей, конечно, не погубит награды своей.