размер шрифта

Поиск по сайту



Второе послание к Тимофею, Глава 3

Новый Завет с толкованием и комментариями

Предисловие к изданиям Святое благовествование
Соборные послания
Послания Апостола Павла
Апокалипсис


2Тим.3:1 – Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Так как в те времена много было злых людей, то чтобы Тимофей не смущался этим, Апостол прежде сказал ему: в большом доме и так далее, а теперь говорит, что злые люди будут и после. Ещё при Моисее были Ианний и Иамврий. Следовательно, это явление не новое и оно продолжится не до тебя только. Поэтому не негодуй. Времена тяжкие, то есть весьма плохие. Не дни нужно понимать (ибо какие плохие дни?), но разумеются совершаемые в эти дни плохие дела и люди. Так и мы имеем обыкновение называть времена плохими и неплохими по свойству дел, какие случаются в эти дни, или по свойству людей.

2Тим.3:2 – Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны. Тотчас указывает и причину всех зол, - это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому. Сребролюбивы. Указав корень, в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви, – всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви – всякое зло. Любовь широка и повсюду разливается, а самолюбие стесняет широту её и сосредоточивается на одном только себе. Горды. Над людьми возвеличиваются и высятся. Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником. Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля!

2Тим.3:3 – Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра. И непримирительны, не примиряются ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим. Клеветники. То есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, казалось бы, некоторое утешение для себя. Невоздержны. И в языке, и в чреве, и во всём другом. Жестоки. Видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей. Враги всякого добра.

2Тим.3:4 – Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Предатели дружбы. Наглы. То есть нетвердые, непостоянные. Напыщенны. Исполненные надменности. Иначе и быть не может, ибо где любовь к сластям мирским, там желанию божественного нет места.

2Тим.3:5 – Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его – в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово вид в другом месте (Рим.2:20) Апостол употребляет в хорошем смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидаёт и образует знание в учениках. Если такие люди будут в последние времена, то, как говорит: таковых удаляйся? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, всё-таки было; поэтому как бы так говорит Апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся — это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы. Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется ещё в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст, чрез Тимофея Апостол увещевает всех удаляться от таких людей.

2Тим.3:6 – К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Словом вкрадываются указывает на их бесстыдство и коварство. Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно, и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем. Утопающих во грехах. Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин, ибо природа не должна быть осуждаема, но жёнок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознаёт в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные догматы, утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела. Водимых различными похотями. То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: водимые, как будто говорит о бессловесных.

2Тим.3:7 – Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Может быть, они достойны снисхождения? Никак нет, напротив, тем более не заслуживают его. Так как они погрязли в грехах и похотях, то отупел и разум их, так что их неспособность познать истину – не естественный недостаток, а следствие неправого направления их произволения.

2Тим.3:8 – Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере. Это были волхвы времён Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписанного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа. Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. Сказал безумец: нет Бога (Пс.52:2). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребён ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры.

2Тим.3:9 – Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. Как же в другом месте Апостол говорит: они ещё более будут преуспевать в нечестии (2Тим.2:16)? Там он утверждаёт, что еретики, начав вводить новости и заблуждения, не останавливаются, но постоянно изобретают более новые. Здесь же он утверждаёт, что они не обольстят и не увлекут многих, хотя сначала, казалось бы, и совращают некоторых, но скоро сами будут обличены. Посему прибавляет следующее. Если не веришь, научись из того, что случилось с теми волхвами. Те были изобличены в том, что делали призрачные чудеса и обманывали, когда Моисей совершил истинное чудо. Поэтому всё, что по существу своему нехорошо, на время только кажется хорошим.

2Тим.3:10 – А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении. Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и последовал, то есть, долгое время пребывая и разделяя всё со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. В учении, то есть в слове. Житии. То есть в жизни и нравах. Расположении. То есть в ревности и мужественном воодушевлёнии. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял. Вере. То есть твёрдости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит. Великодушии. По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но всё принимал с кротостью. Терпении. В гонениях.

2Тим.3:11 – В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенёс, и от всех избавил меня Господь. Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя – именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много сказано, когда Апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о своих собственных страданиях, чтобы ободрить ученика. Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает только о них? Так как они были более известны Тимофею, или были недавними сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика. То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и Бог не оставил меня. Поэтому и ты будь готов, и не будешь оставлен.

2Тим.3:12 – Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает Апостол, о себе одном? Все, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями Апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путём добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идёт тесным путём, тот по необходимости скорбит.

2Тим.3:13 – Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают, казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.

2Тим.3:14 – А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс.36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чём удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречётся ему семя (Быт.21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его.

2Тим.3:15 – Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Два побуждения представляет Апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое – то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе – то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе Божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание как следует, тот никогда не будет совращён. Священными Писаниями Апостол называет всё Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но Божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

[И.Л. – Все секты сегодня питаются, подпитываются теми, кто ещё утром считался православным. Католики открывают в России новые епархии из недавно состоящих, из бывших православных. Оказавшись за границей, сколь многие из православных совратились в иноверие! И всё это от того, что люди не знали Писание. Ибо кто знает Писание как следует, тот никогда не будет совращён. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа. Нет ничего выше, яснее, прекраснее, твёрже православной веры, которая основана на Евангелии. И такое сокровище священники скрыли от народа, сделав народ легко уловимым любым хищным зверем. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращён.]

2Тим.3:16 – Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Указав много способов утешения Тимофею, теперь Апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает своё земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос, как Апостол сказал: всё Писание богодухновенно? Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные Писания. Апостол говорит теперь: всё Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на всё, что он перечисляет далее. Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания. Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда. Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

[И.Л. – Нужно  ли давать комментарии на этот стих и на эти комментарии, с надеждой сказать более, чем Апостол Павел и блаженный Феофилакт? Умоляем Христом, истинным Богом, прочтите, что они говорят только в этом стихе о Библии, и полюбите Библию.]

2Тим.3:17 – Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Исправление, говорит, бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, то есть совершенным, здравым и всегда во всём равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных – ибо это свойственно неровному душевному настроению, – то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, Апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным. Не просто принимай участие в добрых делах, но будь приготовлен, то есть совершенно готов; и не только на одно готов, на другое – нет, но на всякое.

[И.Л. – О роли Священного Писания в христианской жизни и православном вероучении свт. Кирилл Иерусалимский говорит так в «Огласительных беседах»: «Никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нём, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями» (О Святом Духе); «Веру же, как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием... Теперь пока от настоящего чтения начертай в памяти истины веры, а в своё время на каждую из них извлеки доказательство из Божественного Писания, ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям, но приличнейшие места, будучи собраны из всего Священного Писания, составляют учение веры. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают всё ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом» (Огласительное поучение пятое); «Неужели Христос напрасно вочеловечился? Неужели учение наше есть вымысел и мудрование человеческое? Не Божественное ли Писание есть спасение наше? Не пророческие ли предсказания? Итак, храни верно сей залог, чтобы никто не поколебал тебя» (Огласительное поучение двенадцатое).]